https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-10-1.33
Салахова Рузиля Рашитовна, Сибгаева Фируза Рамзеловна
ИМЕНА ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ КАК НОМИНАТИВНАЯ БАЗА ТАТАРСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЫ
В данной статье затронута проблема статуса числительных как части речи; рассматривается вопрос о производящей основе слов, структурно соотносящихся с собирательными числительными. В татарском языкознании практически отсутствуют специальные исследования, касающиеся имен числительных как номинативной базы татарской языковой системы. Результаты предлагаемой работы могут быть использованы при разработке лекционных курсов по общему языкознанию, лексикологии, морфологии, а также по словообразованию татарского языка. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272018/10-1733.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2018. № 10(88). Ч. 1. C. 159-162. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2018/10-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 81/8 Дата поступления рукописи: 02.06.2018
https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-10-1.33
В данной статье затронута проблема статуса числительных как части речи; рассматривается вопрос о производящей основе слов, структурно соотносящихся с собирательными числительными. В татарском языкознании практически отсутствуют специальные исследования, касающиеся имен числительных как номинативной базы татарской языковой системы. Результаты предлагаемой работы могут быть использованы при разработке лекционных курсов по общему языкознанию, лексикологии, морфологии, а также по словообразованию татарского языка.
Ключевые слова и фразы: номинативная единица; категория количества; словообразование; словообразовательное гнездо; отчислительное производное.
Салахова Рузиля Рашитовна, к. филол. н. Сибгаева Фируза Рамзеловна, к. филол. н.
Казанский (Приволжский) федеральный университет гтИуа5@таИ. ги
ИМЕНА ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ КАК НОМИНАТИВНАЯ БАЗА ТАТАРСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЫ
Имена числительные уже в первых татарских грамматиках выделялись отдельной группой, представляющей, наряду с существительным и прилагательным, именную часть речи. Количество непроизводных числительных с учетом заимствований - свыше тридцати. Они представлены названиями 1) единиц: бер (один), ике (два), вч (три), дYрт (четыре), биш (пять), алты (шесть), щиде (семь), сигез (восемь), тугыз (девять); 2) десятков: ун (десять), егерме (двадцать), утыз (тридцать), кырык (сорок), илле (пятьдесят); сотни и тысячи: йвз (сто), мец (тысяча) [4, с. 432-433].
Производные числительные, в отличие от других производных, образуются только от собственных основ двумя типами отношений между компонентами: 1) производные числительные до 100 создаются сложением компонентов с сочинительным отношением по типу числительное + числительное: унбер (одиннадцать); 2) производные числительные свыше ста, тысячи и более образуются умножением компонентов с подчинительным отношением: бер йвз (сто) [8, с. 386].
Как видно из примеров, другие части речи не могут быть словообразовательной базой для них. Однако числительные свободно участвуют в словообразовании других частей речи.
Научная новизна исследования определяется тем, что в ней впервые представлены словообразовательные гнезда числительных от 1 до 9, осуществлён их количественно-статистический анализ, установлены структурно-словообразовательные особенности отчислительных производных в татарском языке. Необходимость исследования имен числительных как самостоятельной мотивационной единицы языка определяет актуальность данной работы.
Цель настоящей статьи заключается в исследовании семантических и структурно-словообразовательных особенностей отчислительных производных в словообразовательных гнездах с числительными первого десятка.
Материалом исследования послужил лексический корпус в объеме 348 единиц, собранный путем целенаправленной выборки из толковых, универсальных и фразеологических словарей и справочников [6; 7; 9; 10].
В качестве основных методов исследования в работе использовались метод компонентного анализа и метод статистического подсчета полученных данных.
Словообразование с участием имен числительных осуществляется в современном татарском языке посредством следующих в татарском языкознании словообразовательных способов: суффиксальный, осново-сложение, лексикализация словосочетаний, переход словосочетаний в сложное слово при одновременной его суффиксации, конверсия [4, с. 162].
Из числительных образуются многочисленные слова, принадлежащие к самим же числительным и иным частям речи. Рассмотрим словообразовательные гнезда числительных от 1 до 9.
Итак, словообразовательное гнездо с числительным бер «один»:
1) существительные: бербуын (одночлен), бергэлек (совместность), бердэмлек (единство), береккэнлек (сплоченность), беректергеч (скрепка), беренчелек (первенство), беркатлылык (наивность, бесхитрость), беркетмэ (протокол), берле (единица (отметка)), берлек (единство), берлэшмэ (объединение), берэмлек (единица); 2) прилагательные: бер-бер (какой-нибудь), бердэй (дружный), бердэнбер (единственный), берен-чел (первичный), беркатлы (простоватый, наивный), берквнге (недавний), бертуган (родной), бертврле (одинаковый), бертвсле (однообразный, одного цвета), берьеллык (однолетний); 3) глаголы: бердэмлэшергэ (сплачиваться), берегергэ (сплотиться), беркетергэ (закрепить), берлэшергэ (объединяться); 4) местоимения: беркем (никто), берни (ничто), бернинди (никакой), берничек (никак), бернэрсэ (ничего), берсе (один из них), берсе-бер (никто), берэрсе (кто-то); 5) числительные: бер-ике (приблизительные числительные), бер йвз (сто), бер мец (одна тысяча); 6) наречия: беравыздан (единогласно), беравык (некоторое время), бе-раз (немного), беразга (на некоторое время), бераздан (позже), бервакытны (однажды), бергэ (совместно), бергэ-бер (один на один), бергэлэп (сообща), бердэн (во-первых), беркадэр (немного), беркайда (нигде), беркайчан (никогда), беркве (потихоньку), берквн (недавно), бермэ-бер (вдвое), бермэлне (однажды), берничэ (несколько), беррэттэн (заодно), берсеквнгэ (послезавтра), берсузсез (беспрекословно), бертавыштан (единогласно), бертоташтан (беспрерывно), бертуктаусыз (постоянно), бертуктамый (беспрерывно), берьюлы
160
^БЫ 1997-2911. № 10 (88) 2018. Ч. 1
(одновременно), берьяклы (однобоко), берэм-берэм (порознь), берэм-сэрэм (изредка), бервзлексез (беспрерывно), берузе (одиноко); 7) модальное слово: берук (обязательно, умоляю).
Из вышеуказанных примеров видно, что словообразовательное гнездо является одной из интересных комплексных единиц словообразования. И. Сабитова отмечает: «Родство слов, образующих гнездо, заключается в их смысловой общности. Внешним показателем смысловой общности родственных слов является корень» [3, с. 330].
Таким образом, в вершине вышеуказанного словообразовательного гнезда стоит числительное бер (один), отчислительными производными которого являются наречия (31 единица), существительные (11 единиц), прилагательные (10 единиц), местоимения (8 единиц), глаголы (4 единицы), числительные (2 единицы).
Следует уточнить, что количественный состав производных изменчив, так как словообразовательное гнездо всегда находится в движении. С течением времени, пополняя словообразовательные гнезда, язык образует новые лексические единицы, некоторые слова со временем теряют родственные связи с однокоренны-ми словами и, отделившись от основного гнезда, формируют самостоятельные гнезда.
Словообразовательное гнездо с числительным ике «два»: 1) существительные: игезэк (близнец, двойняшка), икейвзлелек (двуличие), икеканатлылар (двукрылые), икеле (двойка (отметка)), икелэнY (колебание), икелэнYчэнлек (неуверенность), икенче (второе блюдо), икетеллелек (двуязычие); 2) прилагательные: икейвзле (двуличный), икеле (двоякий), икеле-микеле (сомнительный), икелэнYле (нерешительный), икелэнYчэн (неуверенный), икенче (следующий, другой), икенчел (вторичный), икешэрле (двойной); 3) глаголы: икейвзлелэнергэ (двуличничать), икелэнергэ (сомневаться), икелэтергэ (удваивать), икенчелэнергэ (изменяться); 4) наречия: икелэнмэстэн (без колебаний), икелэтэ (вдвойне), икенчелэй (вторично), икешэрлэп (попарно), икэYдэн-икэY (с глазу на глаз), икэYлэшеп (оба); 5) числительные: ике йвз (двести), икемец (две тысячи).
Как видно из примеров, структура производных слов тоже разнообразна. Например, в вышеуказанном гнезде, не включая производных числительных, насчитвается 7 сложных слов. Из них: существительные - 3 единицы (икейвзлелек (двуличие), икеканатлылар (двукрылые), икетеллелек (двуязычие)); прилагательные - 2 единицы (икейвзле (двуличный), икеле (двоякий), икеле-микеле (сомнительный)); глаголы - 1 единица (икейвзлелэнергэ (двуличничать)); наречия - 1 единица (икэYдэн-икэY (с глазу на глаз)). Огромное множество сложных (составных, парных) слов можно увидеть во всех словообразовательных гнездах при образовании производных числительных, так как производные числительные от самих числительных образуются единственным словообразовательным способом - словосложением.
Словообразовательное гнездо с числительным вч «три»: 1) существительные: вчаяк (таган, тренога), вчбармак (трехперстка), вчбуын (трехчлен), вчле (тройка (отметка)), вчлек (трешка), вчпочмак (треугольник), вчтомлык (трехтомник); 2) прилагательные: вчбуынлы (трехчленный), вченчел (третичный), вчле (трехразмерный), вчлек (тройственный), вчпочмаклы (треугольный), вчурынлы (трехзначный), вчьяклы (трехсторонний), вчэрле (тройчатый); 3) глаголы: вчлэтергэ (утроить), вчэрлэргэ (утраивать, делить по трое), вчэрлэшергэ (разделяться по трое), вчпочмакларга (делать треугольником); 4) наречия: вченчеквн (позавчера), вчкеллэп (треугольником), вчлэтэ (троекратно), вчэYлэп (втроем); числительные: вч йвз (триста), вч мец (три тысячи).
Как видно из примеров, в данном словообразовательном гнезде лидирующую позицию занимают производные прилагательные (8 единиц) и существительные (7 единиц), на равных позициях - наречия и глаголы (по 4 единицы).
Словообразовательное гнездо с числительным дурт «четыре»: 1) существительные: дуртле (четверка (отметка)), дурткырлык (четырехгранник); 2) прилагательные: дуртенчел (четвертичный), дурткел (квадратный), дуртлек (достойный оценки «четверка»); 3) наречия: дурткеллэп (сложить в квадратной форме), дуртлэтэ (в четыре раза, четырехкратном размере), дyртэYлэшеп (вчетверо, вчетвером); 4) глаголы: дурткеллэргэ (сложить в четверо).
Словообразовательное гнездо с числительным биш «пять»: 1) существительные: бишавыз (пятиустка), бишбармак (национальное блюдо), бишинэ (спицы), бишле (пятерка), бишлек (пятирублевка), бишпочмак (пятиугольник), бишьеллык (пятилетка); 2) прилагательные: бишле (пятилинейный), бишурынлы (пятиместный, пятизначный), бишьеллык (пятилетний); 3) наречия: бишбылтыр (давно, очень давно), бишэрлэп (по пять), бишэYлэп (впятером).
Словообразовательное гнездо с числительным алты «шесть»: 1) существительные: алтаяк (шестиножка), алтылы (шестой размер), алтылык (шестерка), алтыквнлек (шестидневка), алтатар (револьвер с шестью патронами); 2) наречия: алтаулашып (шестером), алтылата (в шесть раз), алтышарлап (по шестеро); 3) прилагательные: алтышарлы (состоящий из шести), алтмышлы (шестидесятый (размер)), алтылы-бишле (несдержанный, неуровновешанный); 4) числительные: алтмыш (шестьдесят), алты йвз (шестьсот).
Словообразовательное гнездо с числительным щиде «семь»: 1) существительные: щиделек (семерка), щидееллык (семилетка), щидесе (поминки на седьмой день), Щидегэн Йолдыз (Большая Медведица); 2) прилагательные: щидееллык (семилетний), щиделе (седьмой (о номере обуви)), щиделе (семилинейный (о лампе)), щидешэрле (семиричный); 3) наречия: щиделэтэ (всемеро, семи кратно); 4) числительные: щитмеш (семьдесят), щиде йвз (семьсот), щиде мец (семь тысяч).
Словообразовательное гнездо с числительным сигез «восемь»: 1) существительные: сигезаяк (осьминог), сигезле (восьмерка), сигезьеллык (восьмилетие, восьмилетка), сигезкырлык (восьмигранник); 2) прилагательные: сигезьеллык (восьмилетний); 3) наречия: сигезэрлэп (по восьми); 4) числительные: сиксэн (восемьдесят), сигез йвз (восемьсот).
Словообразовательное гнездо с числительным тугыз «девять»: 1) существительные: тугызлы (девятка); тугызъеллык (девятилетка); 2) прилагательные: тугызъеллык (девятилетний); 3) числительные: туксан (девяносто), тугыз йвз (девятьсот), тугыз мец (девять тысяч).
В двух последних словообразовательных гнездах такие числительные, как сиксэн, туксан, в современном татарском литературном языке стали рассматриваться как непроизводные числительные, в прошлом они были производными: сигез ун (восемьдесят) - сиксэн (восемьдесят), тугыз ун (девять десять) - туксан (девяносто) [5, с. 21].
Анализ словообразовательных гнезд числительных от 1 до 9 показал, что по своей структуре и по объему они неоднородны. Есть гнезда, которые состоят из активной лексики. В татарском языке к таким можно отнести три первые числительные: бер, ике, вч.
В составе словообразовательных гнезд есть и синтетические, и аналитические (сложные) слова. Все производные числительные, входящие в данные гнезда, по своей структуре являются сложными, так как они образуются только единственным словообразующим способом - способом словосложения. Из этого следует, что количество производных сложных (составных, парных) числительных огромное множество, они имеются во всех словообразовательных гнездах числительных, однако, как известно, в словообразовательных гнездах других частей речи они отсутствуют. Немалое количество сложных слов, относящихся к другой части речи, можно проследить в исследуемых нами гнездах. Так, например, количество производных существительных достигает до 42 единиц. Число сложных прилагательных составляет 27 единиц. Следует уточнить, что и качественный, и количественный состав не только сложных, но и всех производных слов напрямую зависит от продуктивности корня (числительного). Например, если в словообразовательном гнезде бер «один» количество производных наречий достигает до 28: бераз (немного), бервакытны (однажды), бергэ-бер (один на один), беркадэр (немного), беркве (потихоньку), берквн (недавно), бермэ-бер (вдвое), бермэлне (однажды), берничэ (несколько), беррэттэн (заодно), - то в других гнездах (например, словообразовательные гнезда дурт «четыре», алты «шесть») не найдено ни одного сложного наречия.
Таким образом, наиболее продуктивным способом словообразования в нашем материале является словосложение. В каждом словообразовательном гнезде огромное множество сложных слов. Продуктивными словообразовательными способами для них являются: словосложение или основосложение (51%), лексикализация словосочетаний (13,5%), переход словосочетаний в сложное слово при одновременной его суффиксации (35,5%).
Вторым по продуктивности способом создания новых слов с именами числительными является суффиксация. Самыми активными в словообразовательных гнездах отмечаются следующие суффиксы: имяобра-зующий суффикс -лык / -лек (57%), производные наречия в большинстве случаев образуются при помощи суффиксов -лап / -лэп (41%), -лата / -лэтэ (22,5%); при образовании прилагательных продуктивными суффиксами являются -лы / -ле (44%) и -лык / -лек (37,5%); из глаголообразующих суффиксов самыми активными в данных гнездах оказались суффиксы -лан / -лэн (63,5%), -лаш / -лэш (22%).
Следует отметить, что из вышеперечисленных словообразующих суффиксов суффикс -лы / -ле встречается во всех нами рассмотренных словообразовательных гнездах. Например, присоединяясь к числительным, он образует существительные со значением оценки: икеле (двойка), вчле (тройка), образует названия игр в карты тугызлы (девятка), егермеберле (игра в двадцать одно), также выражает признак предмета какой-либо количественной стороны, тем самым образует прилагательные: бишле (пятилинейный) и т.д. [1, с. 167]. Продуктивность данного суффикса отмечается во многих тюркских языках. Как показывают факты, в татарском языке данный суффикс имеет и грамматическую функцию: встэлле бYлмэ (комната, имеющая стол). Интересен тот факт, что в языке лесных юкагиров он образует форму порядковых числительных: «Самостоятельная форма порядковых числительных в языке тундренных юкагиров может образовываться при помощи аффикса -льэ, который, по Е. А. Крейновичу, вероятно, происходит от основы лэ "иметься, быть"» [2, с. 149]. Таким образом, данный суффикс является и полифункциональным суффиксом.
Третьим продуктивным способом словообразования в данных словообразовательных гнездах является конверсия. «Конверсия - это безаффиксальный способ словообразования, в результате действия которого образуется категориально отличное слово, совпадающее в некоторых формах с исходным словом» [4, с. 216]. Итак, способ конверсии в данных словообразовательных гнездах составляет примерно 14%. В основном, данный способ использован в образовании наречий: вчэY (трое) - вчэY (втроем), икэY (двое) - икэY (вдвоем).
Таким образом, в современном татарском языке насчитывается большое количество отчислительных производных. Они, приобретая новое словообразовательное значение, сближаются со всей, в том числе и непроизводной, лексикой языка и развиваются по известным законам лексики татарского языка.
Следует отметить, что числительные являются активными компонентами и в фразообразовании. В составе татарских фразеологизмов можно увидеть огромное множество числительных. Рассмотрим некоторые из них: Бер авыз суз (несколько слов), бер чыбыктан сврелгэн (два сапога пара), бергэ бишне кушу (обманывть); ике авыз суз оештырып эйтэ алмый (не умеет связать двух слов), ике агач арасында адашу (заблудиться в трех соснах), ике адымлык щир (в двух шагах), ике бозауга башак аера белми (глуп как пробка), ике куян артыннан куу (гнаться за двумя зайцами), ике квннец берендэ (чуть ни день), ике куз дYрт булу (глаза на лоб полезли), дурт ягыц кыйбла (на все четыре стороны), алтыц алты якка китY (расходиться в разные стороны), щиде бабасын таныту (показать, где раки зимуют), щиде бабасына щитY (грубо отругать), щиде твн уртасы (перепутье, перекресток), щидеят (совершенно чужой), тугыздан калган тукаби (единственно живой).
По результатам исследования нами было выявлено, что в составе татарских фразеологизмов доминируют числительные бер «один», ике «два», биш «пять», щиде «семь». Так, например, в «Фразеологическом словаре татарского языка» насчитывается 790 фразеологических оборотов с числовым компонентом. С числительным бер «один» - 375 фразеологизмов, ике «два» - 213, биш «пять» - 35, щиде «семь» - 35, дYрт «четыре» - 16, тугыз «девять» - 14, вч «три» - 9, алты «шесть» - 8 [9; 10]. Интересен тот факт, что в составе некоторых
162
ISSN 1997-2911. № 10 (88) 2018. Ч. 1
фразеологизмов можно увидеть по два числительных. Таковы, например, следующие: алты аласым юк, биш бирэсем юк (не иметь ничего общего с кем-то либо с чем-то); бер шырпыны бишкэ ярып кабызу (брать измором (настойчиво добиваться чего-либо)); бер телгэ биш тел (не лезет за словом в карман); ике йоклап, бер твшенэ кермэY (и в уст не дует); ике двнья - бер морща (ждать у моря погоды); бер аягын атлаганчы, икен-че аягын эт ашый (черепашьим шагом); бер аягыц щирдэ, икенче аягьщ гYрдэ (с иронией о старом человеке).
В заключение следует отметить, что числительные выполняют огромную роль в пополнении лексического состава татарского языка. Новые лексические единицы, словообразующими основами которых являются числительные, отличаются от других производных и имеют своеобразные структурно-словообразовательные качества, вследствие этого они составляют отдельный аспект в лексической системе языка и требуют более детального исследования.
Список источников
1. Ганиев Ф. А. Современный татарский литературный язык: суффиксальное и фонетическое словообразование. Казань: Дом печати, 2005. 360 с.
2. Прокопьева П. Е. Словообразование порядковых числительных в языке лесных юкагиров // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 10 (76). Ч. 2. C. 148-150.
3. Сабитова И. И. Словообразовательные гнезда в татарском языке // Словообразование в тюркских языках: исследования и проблемы: материалы международной тюркологической конференции, посвященной 80-летию Фуата Ганиева (г. Казань, 20-21 сентября 2010 г.). Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, 2011. С. 329-337.
4. Татарская грамматика: в 3-х т. Казань: Татарское кн. изд-во, 1993. Т. 1. Фонетика. Словообразование. 559 с.
5. Татарская грамматика: в 3-х т. Казань: Татарское кн. изд-во, 1993. Т. 2. Морфология. 397 с.
6. Татарско-русский словарь / под ред. Ф. А. Ганиева. Казань: Татарское книжное изд-во, 1988. 462 с.
7. Толковый словарь татарского языка: в 8-ми т. Казань: Издательство Академии наук Республики Татарстан, 2015. Т. 1. А-В. 712 с.
8. Федотова Л. Н. Словообразовательные модели слов с конкретным значением // Словообразование в тюркских языках: исследования и проблемы: материалы Международной тюркологической конференции, посвященной 80-летию Фуата Ганиева (г. Казань, 20-21 сентября 2010 г.). Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, 2011. С. 384-388.
9. Фразеологический словарь татарского языка: в 2-х т. Казань: Татарское кн. изд-во, 1989. Т. 1. 495 с.
10. Фразеологический словарь татарского языка: в 2-х т. Казань: Татарское кн. изд-во, 1990. Т. 2. 365 с.
NUMERALS AS THE NOMINATIVE BASE OF THE TATAR LANGUAGE SYSTEM
Salakhova Ruzilya Rashitovna, Ph. D. in Philology Sibgaeva Firuza Ramzelovna, Ph. D. in Philology Kazan (Volga Region) Federal University ruzilya5@mail. ru
The article touches upon the problem of the status of numerals as a part of speech. The issue of the derivational base of the words that are structurally related to collective numerals is considered. In the Tatar linguistics, there are practically no special studies concerning numerals as a nominative base of the Tatar language system. The results of the research can be used in the development of lecture courses on general linguistics, lexicology, morphology, and word-formation of the Tatar language.
Key words and phrases: nominative unit; category of quantity; word-formation; word-formation family; numerical derivative.
УДК 8; 81-13 Дата поступления рукописи: 10.07.2018
https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-10-1.34
В настоящей статье рассматриваются пословицы и антипословицы с зоонимным компонентом на предмет их экологичного и неэкологичного функционирования в речи. Материал для исследования выбран из Национального корпуса русского языка по принципу актуальности. Авторы освещают также вопросы экологии языка, становления этого современного направления, его проблемы и перспективы. Установлено, что паремии с зоонимным компонентом и их трансформации в большинстве своем экологичны, т.е. не нарушают экологию речи, коммуникации, используются с целью сохранения языкового экологического равновесия.
Ключевые слова и фразы: зооним; экологичность; экология языка; лингвоэкология; пословица; антипословица.
Тарасова Ольга Дмитриевна, к. филол. н. Скитина Нина Александровна, к. филол. н.
Московский государственный областной университет taгasovaod@mail. ги; ги
ПОСЛОВИЦЫ С ЗООНИМНЫМ КОМПОНЕНТОМ В СВЕТЕ ЛИНГВОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Настоящая статья посвящена изучению коммуникативно-прагматических особенностей частотных анималистических пословиц русского языка и их трансформаций на предмет экологичной/неэкологичной