Кроме вышеназванных предложений, для урегулирования ситуации государства с перечисленными проблемами требуется:
- обеспечение сбалансированности бюджетов и их установление на уровне реального прогноза макроэкономических коэффициентов;
- реализация комплекса мер по увеличению налогооблагаемой базы;
- установление верхних границ прибыльности по заимствованиям государства, расширение операций Банка РФ на открытом рынке;
- стабилизация валютного курса рубля с помощью увеличения контроля Банком России за операциями;
- формирование системы доверительного управления собственностью государства в нашей стране и за рубежом;
- реформирование системы исполнения бюджета казначейством, обеспечение ее прозрачности, повышение статуса, расширение сферы применения;
- ориентация денежно-кредитной политики на корректировку процентных ставок.
Таким образом, исполнение вышеперечисленных мероприятий позволит оптимизировать финансовую политику страны и самого процесса ее разработки. Результативное исполнение финансовой политики напрямую обуславливается последовательным проведением задуманных преобразований, способностью быстрого реагирования на перемены условий развития экономики для изменения существующих направлений финансовой политики, а также своевременным отражением ее путей и важных факторов исполнения в правовой базе и составляющих денежного механизма
Источники:
1. Афанасьев М. Модернизация государственных финансов/ М. Афанасьев. - Москва: Гостехиздат, 2016. - 181 с.
2. Захарян А.В. Финансовая политика России на современном этапе - / Захарян А.В., Неводова И.А., Кумпилов Н.Т., Назаретян К.А., Сальков Д.А. // Экономика и предпринимательство. 2018. №11(100). С.145-148.
3. Когденко В.Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика: Учебное пособие / В.Г. Когденко М.В. Мельник. - М.: ЮНИТИ, 2016. 471 с.
4. Кабанцева Н.Г. Финансы / Н.Г. Кабанцева. - Ростов н/Д: Феникс, 2012 - 348 с.
5. Лившиц В.Н. Макроэкономические теории, реальные инвестиции и государственная российская экономическая политика / В.Н. Лившиц С.В. Лившиц. - М.: Ленанд, 2015. - 248 с.
6. Чернецов С.А. Финансы /С.А.Чернецов : Магистр, 2014. - 576 с. References:
1. Afanasiev M. Modernization of public finance / M. Afanasiev. - Moscow: Gostekhizdat, 2016 .-- 181 p.
2. Zakharyan A.V. Financial policy of Russia at the present stage - / Zakharyan A.V., Nevodova I.A., Kumpilov N.T., Naza-retyan K.A., Salkov D.A. // Economy and Entrepreneurship. 2018. No. 11 (100). S. 145-148.
3. Kogdenko V.G. Short-term and long-term financial policy: Textbook / V.G. Kogdenko M.V. Miller. - M .: UNITI, 2016.471 p.
4. Kabantseva N.G. Finance / N.G. Kabantsev. - Rostov n / a: Phoenix, 2012 - 348 p.
5. Livshits V.N. Macroeconomic theories, real investments and state Russian economic policy / V.N. Livshits S.V. Livshits. -M .: Lenand, 2015 .-- 248 p.
6. Chernetsov S.A. Finance / S.A. Chernetsov: Master, 2014 .-- 576 p.
DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10516
Ф.А. Атаева - кандидат исторических наук, доцент кафедры «Истории и философии» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», [email protected],
F.A. Ataeva - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History and Philosophy of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokova";
М.А. Довлетмурзаева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», [email protected],
M.A. Dovletmurzaeva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Chechen State University".
СТРУКТУРНО-ИННОВАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ STRUCTURAL AND INNOVATIVE CHANGES IN THE ECONOMIC SYSTEM OF THE MUNICIPALITY
Аннотация. Социально-экономическое развитие муниципальных формирований в условиях становления рыночной экономики, радикально отличающейся от традиционной административно-командной системы управления, привело к усугублению дифференциации пространственно-территориальных образований. Эти существенные отличия в уровне социально-экономического развития проявляются не только в параметрах их основных ресурсных потенциалов, но и в различном уровне рационального задействования этих ресурсов.
Такое положение однозначно требует решения комплекса теоретических и практических вопросов устойчивого роста экономики муниципальных образований путем совершенствования форм ее управления и организации.
Эксперты отмечают особую значимость в социально-экономической системе страны муниципальных образований с характерной им специализации, построенной на ресурсной основе, оставшейся в наследство от прежней экономической системы хозяйствования.
Все это, безусловно, позволяет говорить о том, что в условиях хронических экономических мировых кризисов, нарастающей экономической неопределенности мировой и национальных экономик особо актуализируются проблемы обеспечения экономического роста, конкурентоспособности территориальных образований и наращивания уровня благосостояния жизни населения.
Необходимость рационального использования пространственного потенциала муниципальных формирований предполагает стратегические изменения в их социально-экономическом пространстве.
Эти изменения, в первую очередь, касаются структуры экономики муниципального образования и непосредственно самой стратегической программы, точнее, ее программных документов, используемых в ходе реализации самой программы развития.
Для обеспечения баланса интересов субъектов хозяйствования исследуемой теории целесообразно использовать современные (адаптационные) подходы, позволяющие выстроить алгоритм процедур, проводимых стратегических структурных инновационно-интеграционных преобразований. Подобные подходы позволяют производить непрерывную адаптацию экономики территориально-пространственного муниципального образования к разнонаправленным факторам окружающей и внутренней среды посредством задействования пространственного потенциала через составляющие его инновационного-интеграционного развития.
Адаптационные подходы также позволяют объединить микро-, мезо- и макроуровни социо-эколого-эко-номического пространства региона и экономического пространства региона и рассмотреть в единстве территориальные и отраслевые аспекты социо-эколого-экономического пространства.
Основу реализации рассматриваемых процедур составляют проектные преобразования в осуществляемой программе развития территории, которые должны привести к заданным изменениям структуры задействованного экономического потенциала.
Все это, на наш взгляд, крайне актуально, что и сподвигло нас взяться за данную научную проблематику.
Abstract. The socio-economic development of municipal formations in the conditions of the formation of a market economy, radically different from the traditional administrative-command system of management, has led to the aggravation of the differentiation of spatial-territorial formations. These significant differences in the level of socio-economic development are manifested not only in the parameters of their main resource potentials, but also in the different levels of rational use of these resources.
This situation clearly requires the solution of a set of theoretical and practical issues of sustainable growth of the economy of municipalities by improving the forms of its management and organization.
Experts note the special importance in the socio-economic system of the country of municipalities with their characteristic specialization, built on a resource basis, inherited from the previous economic system of management.
All this, of course, allows us to say that in the conditions of chronic economic world crises, the growing economic uncertainty of the world and national economies, the problems of ensuring economic growth, competitiveness of territorial entities and increasing the level of well-being of the population are especially urgent.
The need for rational use of the spatial potential of municipal formations presupposes strategic changes in their socio-economic space.
These changes, first of all, relate to the structure of the economy of the municipality and directly the strategic program itself, more precisely, its program documents used in the implementation of the development program itself.
To ensure a balance of interests of business entities of the studied theory, it is advisable to use modern (adaptation) approaches that allow to build an algorithm for procedures carried out by strategic structural innovation and integration transformations. Such approaches allow for continuous adaptation of the economy of a territorial-spatial municipality to multidirectional factors of the environment and internal environment through the use of spatial potential through the components of its innovative-integration development.
Adaptive approaches also allow combining the micro-, meso- and macro-levels of the socio-ecological-economic space of the region and the economic space of the region and consider in unity the territorial and sectoral aspects of the socio-ecological-economic space.
The basis for the implementation of the procedures under consideration is the design transformations in the ongoing program for the development of the territory, which should lead to specified changes in the structure of the economic potential involved.
All this, in our opinion, is extremely relevant, which prompted us to tackle this scientific problem.
Ключевые слова: территориально-пространственные образования, региональные и муниципальные формирования, социо-эколого-экономическая система, стратегические структурные изменения.
Key words: territorial-spatial formations, regional and municipal formations, socio-ecological-economic system, strategic structural changes.
Целевые программы социально-экономического развития территориальных формирований требуют радикальных изменений, направленных на обеспечение роста социально-экономического потенциала и увеличения возможностей его активного задействования с учетом интересов всех субъектов данной территории.
Формирование подобных программ предполагает прохождения определенного количества этапов возникновения и разрешения противоречий интересов разных субъектов. Этими этапами выступают:
- разработка проектов;
- конкурсный отбор наиболее предпочтительного проекта;
- распределение финансов;
- финансирование;
- оценка достигнутых результатов.[5,7,15]
При прохождении этих этапов информация уточняется, устраняется неопределенность, уменьшается энтропия и т.п.
Все это оборачивается генерированием качественно новой информации, позволяющей раскрыть сущность и содержание рассматриваемой социально-экономической системы.
В рамках формирующихся общественных отношений образование 9изменение) любого элемента экономики конкретного территориально-пространственного формирования задается окружающей средой - речь идет о наборе факторов, разнонаправленно влияющих на регион, муниципалитет и внутренних изменениях.
Изменение структуры региональной (муниципальной) экономической системы характеризуется наличием структурно-инновационных изменений в программе социально-экономического развития территории и структурно-инновационных изменений в потенциале рассматриваемой территории. [1,8,13]
Хотя эти две фазы и сосредоточены в одном направлении, тем не менее, каждая из них вполне самостоятельна.
Стержнем любой программы развития территории выступает структура задействованных (реализуемых) проектов. Описать эти стратегии и их структуру посредством комплекса факторов позволяет их сравнение через некий элемент, коему свойственны как структурно-инновационные факторы, так и стратегические факторы.
В ходе анализа необходимо также выделить базовый элемент для описания рассматриваемой стратегии. В этом случае описание стратегии позволяет раскрыть характер и специфику управленческих мероприятий, понять содержание параметрического описания, создать архитетонику структуры экономики территориально-пространственного образования.
В ходе проектирования стратегии необходимо определить рациональность структуры реализуемых задач, необходимых для ее реализации. Можно допустить, что речь идет о поиске идеализированной структуры, необходимой для осуществления заданной стратегии.
Особо стоит этап формирования управленческих мероприятий, для реализации коих необходима определенная (временная) структура. Сама программа социо-эколого-экономического развития территории позиционируется в виде конкретного способа координирования задач и стратегических функций рассматриваемой системы с учетом имеющихся ограничений.
На наш взгляд, структура есть своеобразный отражатель цели и стратегии на блоке задач, их реализующих. Отсюда, генерация всевозможных вариантов структур при проектировании может быть представлена в виде переборного алгоритма группировки реализуемых задач по группе критериев:
- по способу функционального разделения;
- по степени сосредоточенности задач в одном элементе;
- по способам координации при решении задач для конкретного мероприятия;
- по формированию горизонтальных связей между элементами;
- комплекс ограничений, задаваемых другими структурами.
Особо стоит проблема выделения структурно-инновационных единиц при реорганизации системы управления под реализуемую стратегию.
В любом муниципальном районе (не говоря уже о регионе) имеются территориальные единицы (населенные пункты), имеющие разный экономический потенциал. При этом, надо отметить, что недостатки при-родно-ресурсного потенциала экономики территориального образования в текущих условиях крайне сложно компенсировать организационно-системной и инфраструктурной составляющими, что затрудняет решение задач, поставленных в реализуемой программе социально-экономического развития территории.
В подобных случаях, для активизации компенсационных процессов целесообразно использовать программно-целевой метод. Его применение требует разработки системы оценочных показателей эффективности задействования потенциала структурно-инновационного развития посредством мобилизации экономических ресурсов, организационно-экономических производственных факторов, что позволяет сформулировать механизмы наращивания эффективности реализации потенциала структурно-инновационного развития. [1,9,14]
Все вышеизложенное позволяет утверждать, что в качестве основного инструментария реализуемых стратегических структурно-инновационных преобразований экономики муниципальных формирований выступает программа социо-эколого-экономического развития и определяемые ею инвестпроцессы.
Совокупность рекомендуемых нами оценочных показателей позволяет провести комплексное диагностирование деятельности всех субъектов хозяйствования исследуемой территории, а также отразить все их интересы в процессе развития пространственного потенциала. Речь идет о коэффициенте эффективности задействования трудовых ресурсов; коэффициенте эффективности использования территории; коэффициенте эффективности использования бюджетных средств; показателях уровня деловой активности бизнес-структур; коэффициенте интегрирования; коэффициенте инвестирования; коэффициенте инвестиционной привлекательности территории и др. [2,7,10]
Выше мы отмечали, что организация социально-экономического пространства муниципальных образований характеризуется своими особенностями, спецификой и имеет набор структурных диспропорций. В депрессивных республиках Северного Кавказа уже несколько десятилетий предпринимаются попытки компенсации дефицита (отсутствия) экономических ресурсов посредством активизации информационных и инновационно-интеграционных процессов, развития предпринимательских структур.
Вместе с тем, приходится констатировать, что большинство этих попыток завершилось безуспешно, что не позволили дополнить программу социально-экономического развития муниципальных образований задуманными целевыми проектами.
В итоге, на сегодня в регионе реализуемые структурные, инновационно-интеграционные преобразования оказались неэффективными, также неэффективной оказалась и структура, зиждящаяся преимущественно на ресурсной составляющей пространственного потенциала. Более того, крайне неустойчивой оказалась и структура, настроенная на процессный пространственный потенциал. [3,4,10]
В специальной научной литературе по рассматриваемой проблематике приведены различные сценарии возможного развития социально-экономического пространства муниципальных формирований при осуществлении инвестпроектов, предполагающих задействование пространственного потенциала муниципальных образований. [2,6,11]
Ключевым показателем анализа достигнутых изменений в исследуемом территориальном пространстве является отдача от задействованных ресурсов экономики. Это можно также оценивать через достигнутую структуру производимого валового продукта.
Касательно эффективности структурно-инновационных изменений - это можно установить посредством сравнения структуры затрат на производство валового продукта.
В целом, муниципальное формирование можно рассматривать в качестве квазигосударства и квазикорпорации.
В первом случае оно позиционируется в виде относительно обособленной подсистемы национальной экономики.
Во втором случае - в качестве крупного субъекта государственной, региональной или муниципальной собственности и экономической деятельности.
И в том, и в другом случае муниципальные образования функционируют и развиваются в рамках парадигмы экономического равновесия:
- рыночное саморегулирование;
- государственное регулирование;
- социальный контроль.
В последние десятилетия в рамках реализуемой государственной социально-экономической политики активно реализуются положения концепции полюсов роста в виде открытия свободных экономических зон, технопарков, технополисов и т.п.
В соответствии с теорией бизнеса, каждое предприятие должно систематически (не реже, чем в пять лет) обновлять свой ассортимент путем ввода в производство продукции, обладающей «рыночной новизной». И это естественно, ибо в условиях возрастающей конкуренции бизнес-структуры не имеют иного пути, как активизировать разработку и задействовать прорывные технологии, материалы и т.п., чтобы выдать на рынок новую (конкурентоспособную) продукцию. Остальные предприятия вынуждены адекватно приспосабливаться к новым экономическим ситуациям и изыскивать перспективы своего дальнейшего существования. [9,10,12]
В заключение хотим отметить, что перевод территориальной экономики аграрноориентированных депрессивных республик Юга России от однородной хозяйственной структуры экономической системы муниципальных образований к разнопрофильному производству с достаточно развернутой номенклатурой производимых товаров предполагает производство конкурентоспособных товаров, ибо это безальтернативный путь наращивания эффективности и устойчивого развития территориальной экономики и улучшения положения окружающей среды.
Источники:
1. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Изд-во «Экономика»,1989. - 487 с.
2. Беломестнов В.Г. и др. Управление развитием проблемных территориально-отраслевых систем. - Иркутск: Изд-во
БГУЭП,2003. - 165 с.
3. Герчикова И.И. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательства. - М.: Изд-во «консалтбанкир»,2002. - 624 с.
4. Гохберг Л., Кузнецова И. Стагнация в преддверии кризиса //Форсайт. - 2009. - №2. - с.14-19
5. Добрынин А.И., Ивлева Е.С. Формирование посткризисной модели хозяйствования и экономического роста России. - СПб: Изд-во СПБУУиЭ,2012. - 338 с.
6. Изард У. Методы регионального анализа. Введение в науку о регионах. - М.,1986. - 421 с.
7. Кистанов В.В. Федеральные округа России - важнейший шаг в укреплении государства. - М.: Экономика,2000. -295 с.
8. Ковалев С.Г. Теория трансформационного прорывного развития России в глобализирующемся мире. - СПб: Изд-во СПбГУЭФ,2002. - 229 с.
9. Ланцов В.А. и др. Потенциал территории: экономические, социальные и экологические аспекты. - СПб: Изд-во СШГУЭФД994. - 187 с.
10. Мисаков В.С., Байдуев И.З., Гендугов С.З. Функционально-стоимостный анализ как метод системного исследования //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2015. - №22-2. - С.167
11. Николис С.П., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах /Пер. с англ. - М.: Наука,1979. - 384 с.
12. Пробст А.Е. Эффективность территориальной организации производства. Вып.4. - М.: ИРЭИ,2002. - 189 с.
13. Misakov V.S., Khamzatov V.A., Temrokova A.Kh., Misakov A.V., Dikareva I.A. Strategic management of innovative agroindustrial projects //Amazonia Investiga. -2018. - Т. 7. - № 14. - С. 16-23.
14. Misakov V.S., Misakov A.V., Tsurova L.A., Adzhieva A.Yu., Eskiev M.A. Ways of improving the economic mechanism for the social development of rural settlements of mountainous areas //International Journal of Advanced Biotechnology and Research. - 2017. - Т. 8. - № 4. - С. 964-972.
15. Misakov V.S., Tsurova L.A., Yandarbieva L.A., Tkhamadokova I.Kh., Goigova M.G. Certification of a regional economic complex as a highly effective tool for analysis and diagnostics of its development //Amazonia Investiga. - 2019. - Т. 8. -№ 20. - С. 451-458.
16. Yandarbaeva L.A., Adzhieva A.Yu., Tsurova L.A., Misakov A.V., Molamusov Z.Kh. Theoretical and methodological foundations of the regional social-ecological-economic system polyfactor monitoring //The Turkish Online Journal of Design Art and Communication. -2018. - Т. 8. - № S-MRCHSPCL. - С. 39-44.
References:
1. Ansoff I. Strategic management. - M .: Publishing house "Economics", 1989. - 487 p.
2. Belomestnov V.G. and other Management of the development of problematic territorial-branch systems. - Irkutsk: BSUEP Publishing House, 2003. - 165 p.
3. Gerchikova I.I. International economic organizations: regulation of world economic relations and entrepreneurship. - M .: Publishing house "konsaltbankir", 2002. - 624 p.
4. Gokhberg L., Kuznetsova I. Stagnation in anticipation of the crisis // Foresight. - 2009. - No. 2. - p.14-19
5. Dobrynin A.I., Ivleva E.S. Formation of a post-crisis model of management and economic growth in Russia. - SPb: Publishing house SPBUUiE, 2012. - 338 p.
6. Izard W. Methods of regional analysis. Introduction to the science of regions. - M., 1986. - 421 p.
7. Kistanov V.V. The federal districts of Russia are the most important step in strengthening the state. - M .: Economics, 2000. - 295 p.
8. Kovalev S.G. The theory of transformational breakthrough development of Russia in the globalizing world. - SPb: Publishing house of SPbGUEF, 2002. - 229 p.
9. Lantsov V.A. etc. The potential of the territory: economic, social and environmental aspects. - SPb: Publishing house of SPbGUEF, 1994. - 187 p.
10. Misakov V.S., Baiduev I.Z., Gendugov S.Z. Functional-cost analysis as a method of systemic research // Bulletin of the Orenburg State Agrarian University. - 2015. - No. 22-2. - P. 167
11. Nikolis SP, Prigogine I. Self-organization in nonequilibrium systems / Per. from English. - M .: Nauka, 1979. - 384 p.
12. Probst A.E. The effectiveness of the territorial organization of production. Issue 4. - M .: IREI, 2002. - 189 p.
13. Misakov V.S., Khamzatov V.A., Temrokova A.Kh., Misakov A.V., Dikareva I.A. Strategic management of innovative agroindustrial projects //Amazonia Investiga. -2018. - Т. 7. - № 14. - С. 16-23.
14. Misakov V.S., Misakov A.V., Tsurova L.A., Adzhieva A.Yu., Eskiev M.A. Ways of improving the economic mechanism for the social development of rural settlements of mountainous areas //International Journal of Advanced Biotechnology and Research. - 2017. - Т. 8. - № 4. - С. 964-972.
15. Misakov V.S., Tsurova L.A., Yandarbieva L.A., Tkhamadokova I.Kh., Goigova M.G. Certification of a regional economic complex as a highly effective tool for analysis and diagnostics of its development //Amazonia Investiga. - 2019. - Т. 8. -№ 20. - С. 451-458.
16. Yandarbaeva L.A., Adzhieva A.Yu., Tsurova L.A., Misakov A.V., Molamusov Z.Kh. Theoretical and methodological foundations of the regional social-ecological-economic system polyfactor monitoring //The Turkish Online Journal of Design Art and Communication. -2018. - Т. 8. - № S-MRCHSPCL. - С. 39-44.