Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАБИЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ЗАДЕЙСТВОВАНИЯ ЕГО НАЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА'

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАБИЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ЗАДЕЙСТВОВАНИЯ ЕГО НАЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономический кризис / экономические санкции / пандемия / социально-экономическое положение / наука и образование / инновационное развитие / инновационная экономика / economic crisis / economic sanctions / pandemic / socio-economic situation / science and education / innovative development / innovative economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л Е. Пак, З Д. Маказиева

Необходимость улучшения социально-экономического состояния в стране – одна из наиболее значимых приоритетных задач, что отражено в Стратегии национальной безопасности РФ. Очередной мировой экономический кризис, экономические санкции и пандемия коронавируса не смогли не отразиться на темпах экономического роста и уровня благосостояния практически во всех регионах станы. Такое положение отягощается применением крайне устаревшей и даже опасной для будущего станы экспортносырьевой модели развития экономики национального хозяйства. Использование данной модели уже привело к недопустимой асимметрии развития экономики российских регионов – появились десятки депрессивных территорий, где сформировались системная безработица и т.д. Нам представляется, что в этих условиях инициатором изыскания новых источников конкурентных преимуществ экономики РФ должны выступить наука и образование. Безусловно, такой подход потребует пристального внимания к развитию образования, науки и инновационных технологий по законодательно признанным приоритетными направлениям. Социальное значение процессов становления и развития инновационной экономики регионов существенно проявляется в условиях экономического кризиса, так как это позволит обеспечить профессиональную занятость населения регионов, особенно, депрессивных территорий. Однозначно, развитая система образования позволит предоставить надлежащий уровень профессиональной подготовки подрастающего поколения. Тяжелое социально-экономическое положение актуализировало необходимость обоснования и разработки прогрессивных концепций и практических рекомендаций в области стратегического управления процессами построения и устойчивого развития инновационной экономики субъекта РФ, что позволит обеспечить стабильность социо-эколого-экономического развития региона и эффективно реализовать основные стратегические национальные приоритеты в условиях посткризисной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ENSURING STABLE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION BASED ON THE USE OF ITS NATIONAL EDUCATIONAL POTENTIAL

The need to improve the socio-economic situation in the country is one of the most significant priority tasks, which is reflected in the National Security Strategy of the Russian Federation. The next global economic crisis, economic sanctions and the coronavirus pandemic could not but affect the rates of economic growth and the level of well-being in almost all regions of the country. This situation is aggravated by the use of an extremely outdated and even dangerous for the future of the country raw material export model for the development of the national economy. The use of this model has already led to an unacceptable asymmetry in the development of the economy of Russian regions dozens of depressed territories have appeared, where systemic unemployment has formed, etc. It seems to us that under these conditions, science and education should be the initiator of the search for new sources of competitive advantages of the Russian economy. Of course, such an approach will require close attention to the development of education, science and innovative technologies in the legally recognized priority areas. The social significance of the processes of formation and development of the innovative economy of the regions is significantly manifested in the conditions of the economic crisis, since this will provide professional employment for the population of the regions, especially in depressed areas. Undoubtedly, a developed education system will provide an appropriate level of professional training for the younger generation. The difficult socio-economic situation has actualized the need to substantiate and develop progressive concepts and practical recommendations in the field of strategic management of the processes of building and sustainable development of the innovative economy of the constituent entity of the Russian Federation, which will ensure the stability of the socio-ecological and economic development of the region and effectively implement the main strategic national priorities in the post-crisis economy.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАБИЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ЗАДЕЙСТВОВАНИЯ ЕГО НАЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА»

9. Pronyaeva L.I. Formation of a strategy for the development of a product cluster in the region / Pronyaeva L.I., Fedotenkova

O.A., Pavlova A.V. // Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2017.Vol. 12.No. 3.P. 70-83.

10. Fedotenkova O.A. Systemic problems and features of the functioning of production clusters in the agro-industrial complex /

Fedotenkova O.A., Pronyaeva L.I. // Bulletin of the Oryol State Agrarian University. 2016. No. 4 (61). S. 11-21.

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10545

Л.Е. Пак - кандидат философских наук, доцент кафедры «история и философия» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова», zara6756@mail.ru,

L.E. Pak - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of History and Philosophy of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokova ";

З.Д. Маказиева - старший преподаватель кафедры «Уголовный процесс и криминалистика» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», zara6756@mail.ru,

Z.D. Makazieva - Senior Lecturer of the Department of Criminal Procedure and Criminalistics, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Chechen State University".

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАБИЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ЗАДЕЙСТВОВАНИЯ ЕГО НАЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА FEATURES OF ENSURING STABLE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION BASED ON THE USE OF ITS NATIONAL EDUCATIONAL POTENTIAL

Аннотация. Необходимость улучшения социально-экономического состояния в стране - одна из наиболее значимых приоритетных задач, что отражено в Стратегии национальной безопасности РФ.

Очередной мировой экономический кризис, экономические санкции и пандемия коронавируса не смогли не отразиться на темпах экономического роста и уровня благосостояния практически во всех регионах станы. Такое положение отягощается применением крайне устаревшей и даже опасной для будущего станы экспортно-сырьевой модели развития экономики национального хозяйства. Использование данной модели уже привело к недопустимой асимметрии развития экономики российских регионов - появились десятки депрессивных территорий, где сформировались системная безработица и т.д.

Нам представляется, что в этих условиях инициатором изыскания новых источников конкурентных преимуществ экономики РФ должны выступить наука и образование. Безусловно, такой подход потребует пристального внимания к развитию образования, науки и инновационных технологий по законодательно признанным приоритетными направлениям.

Социальное значение процессов становления и развития инновационной экономики регионов существенно проявляется в условиях экономического кризиса, так как это позволит обеспечить профессиональную занятость населения регионов, особенно, депрессивных территорий.

Однозначно, развитая система образования позволит предоставить надлежащий уровень профессиональной подготовки подрастающего поколения.

Тяжелое социально-экономическое положение актуализировало необходимость обоснования и разработки прогрессивных концепций и практических рекомендаций в области стратегического управления процессами построения и устойчивого развития инновационной экономики субъекта РФ, что позволит обеспечить стабильность социо-эколого-экономического развития региона и эффективно реализовать основные стратегические национальные приоритеты в условиях посткризисной экономики.

Abstract. The need to improve the socio-economic situation in the country is one of the most significant priority tasks, which is reflected in the National Security Strategy of the Russian Federation.

The next global economic crisis, economic sanctions and the coronavirus pandemic could not but affect the rates of economic growth and the level of well-being in almost all regions of the country. This situation is aggravated by the use of an extremely outdated and even dangerous for the future of the country raw material export model for the development of the national economy. The use of this model has already led to an unacceptable asymmetry in the development of the economy of Russian regions - dozens of depressed territories have appeared, where systemic unemployment has formed, etc.

It seems to us that under these conditions, science and education should be the initiator of the search for new sources of competitive advantages of the Russian economy. Of course, such an approach will require close attention to the development of education, science and innovative technologies in the legally recognized priority areas.

The social significance of the processes of formation and development of the innovative economy of the regions is significantly manifested in the conditions of the economic crisis, since this will provide professional employment for the population of the regions, especially in depressed areas.

Undoubtedly, a developed education system will provide an appropriate level of professional training for the younger generation.

The difficult socio-economic situation has actualized the need to substantiate and develop progressive concepts and practical recommendations in the field of strategic management of the processes of building and sustainable development of the innovative economy of the constituent entity of the Russian Federation, which will ensure the stability of the socio-ecological and economic development of the region and effectively implement the main strategic national priorities in the post-crisis economy.

Ключевые слова: экономический кризис, экономические санкции, пандемия, социально-экономическое положение, наука и образование, инновационное развитие, инновационная экономика.

Key words: economic crisis, economic sanctions, pandemic, socio-economic situation, science and education, innovative development, innovative economy.

Глобализация, возрастающая конкуренция и усиление напряженности во внешнеэкономической деятельности усилили зависимость экономики Российской Федерации от макроэкономических показателей мировой экономики. В последние годы все отчетливее проявляются новые эволюционные тенденции в структуре мировых макроэкономических связей, увеличивается значение регионализации, растет количество стран, занимающихся высокотехнологичными и капиталоемкими научными исследованиями.

Недопустимо низкий уровень инвестиционных вложений в инновационные преобразования не позволяют непрерывно обновлять технологическую базу производства, сокращать производственные издержки, разрабатывать и производить конкурентоспособные товары и входить на новые мировые рынки. Даже в условиях 2020 года наблюдается несбалансированность сектора исследований и разработок, несовершенство механизмов его стратегического развития, что, безусловно, препятствует выходу на мировой уровень исследований и не способствует формированию конкурентоспособности российских промышленных продуктов. Эксперты отмечают наличие дисбаланса между финансированием прикладных исследований на стадии поисковых исследований и их финансированием на стадиях НИР и ОКР.

Затянувшиеся экономические и технологические санкции против РФ вынуждают создать более мобильную экспортную стратегию, ориентированную на диверсификацию национального экспорта. Речь идет, в первую очередь, о сосредоточении всех усилий на разработку прорывных инновационных технологий, имеющих повышенную востребованность на мировом рынке. Нам представляется, что оперативно организованная целенаправленная диверсификация отечественного экспорта позволит нейтрализовать негативное воздействие антироссийских инноваций (как это уже происходит в оборонно-промышленном комплексе), оптимизировать планирование результатов экспортных операций и снизить риски, сопряженные с возрастающей экономической неопределенностью и резкими изменениями конъюнктуры на мировых рынках.[2,7,11]

На наш взгляд, посткризисная экономика РФ вышла на вектор восстановления, хотя удельный вес инновационных российских товаров в общем объеме отечественного промышленного комплекса около 6% - для сравнения - аналогичный показатель США равен 36%,Литвы - 30%.

Надо подчеркнуть, что объемы инвестиционных вложений в экономику национального хозяйства РФ все еще не позволяют осуществить ее структурную модернизацию. И это естественно, ибо фактический уровень инвестиций в отечественную экономику, касательно ВВП страны, не превышает и 20%, хотя известно, что для обеспечения необходимой структурной модернизации экономики это значение не может быть меньше 30%. Все это еще раз актуализирует необходимость изыскания новых источников как собственных средств, так и средств зарубежных инвестиций. Также необходимо активизировать сотрудничество с Восточно-Азиатскими и другими, которые не входят в санкционную группу. Это позволит создавать инновационные производства продукции полного цикла, размещать наукоемкие производства с иностранным участием на территории РФ, в т.ч. и конструкторские и исследовательские фирмы с иностранными компаниями.

Также уместно отметить, что Российская Федерация по нескольким весьма значимым направлениям, таким как атомная и водородная энергетика, нанотехнологии, живые системы и др. занимает одно из лидерских позиций.

Ключевой особенностью современного этапа развития мировой экономики является переход экономически развитых государств на качественно новый этап построения инновационного общества, к созданию экономики, основанной на генерации, популяризации и использовании знаний. [6,12,15]

Мировая практика убедительно показывает, что новейшие достижения в сферах науки и образования конкуренция в сфере инновационной деятельности существенно сокращает временной период инновационного цикла, ускоряет темпы обновления инновационных продукций и технологий.

Без эффективного социально-экономического развития региона невозможно повысить качество жизни населения.

Анализ и обобщение специальной литературы по исследуемой проблематике позволяет рассматривать потенциал инновационного развития региональной социально-экономической системы как одного из значимых научных категорий теории экономического развития. [1,4,8]

Под потенциалом инновационного развития региональной экономической системы мы понимаем систему ресурсов и возможностей, необходимых для создания инновационно-ориентированной экономики, которые имеются у государства и частных компаний в регионе. Речь идет о трудовых ресурсах, научно-образовательном потенциале, потенциале обрабатывающей промышленности, возможностях региона по привлечению инвестиций. [5,10,15]

Эксперты, обобщая основные проблемы используемой системы управления развитием региона, отмечают отсутствие эффективных методов развития инновационного потенциала регионов, расходуемых бюджетных средств; низкую долю инвествложений частных инвесторов в структуре финансирования научно-исследовательских работ в регионе; несовершенство используемых механизмов госрегулирования взаимодействий в сферах инновационных процессов, науки и образования и др. [3,9,14]

Здесь уместно отметить зарубежный опыт касательно выхода страны из очередного мирового экономического кризиса. Такие страны, как США, Канада, Великобритания, Германия, Швеция и еще группа экономически развитых стран оперативно разработали эффективные правительственные антикризисные меры, что позволило им не только компенсировать потери, но и в сжатые сроки даже превысить докризисный уровень. Это произошло, в первую очередь, за счет масштабного инвестирования в высокотехнологичные отрасли, в инновационные технологии, инновационное образование и более высокого уровня информационное обеспечение.

Цифровизация экономики позволила обеспечить быстрый рост производительности труда и существенно повысить конкурентные характеристики производимых высокотехнологичных продуктов, а также существенно нарастить объемы экспорта высокотехнологичной продукции. Большой интерес, на наш взгляд, представляет опыт выхода из кризиса Швеции - страна рост производительности труда сопровождала увеличением доходов населения и конечного потребления продукции.

Западные страны ЕС стимулировали выход экономики из кризиса преимущественно активизацией ин-вествложений в высокотехнологичные отрасли.

К сожалению, масштабной активизации инновационной деятельности в России пока не удается осуществить из-за отсутствия необходимых финансовых средств. Безусловно, это отодвигает переход экономики национального хозяйства РФ на шестой технологический уклад.

Основополагающие принципы государственной политики РФ в сфере образования изложены в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 26.12.2012).

Период реализации данной доктрины предполагает поэтапное увеличение объемов финансирования до 2025 года.

Современная образовательная политика государства содействует стимулированию активной деятельности государственных, общественных и частных организаций, оказывающих финансовую, организационную, научную и методическую помощь учреждениям образования. Предполагается, что в современных условиях усилится значимость при финансировании целевого капитала - эндаумента, определенного для использования в целях образования. Под эндаументом мы понимаем возможность реализации системного подхода к поддержке конкретной системы образования и объединения своих ресурсов с ресурсами иных организаций с целью достижения более существенного результата. Эндаумент крайне необходим и эффективен для финансирования внедрения инновационных технологий в сфере образования, особенно, при нехватке бюджетных средств. Надо признать, что нехватка бюджетных средств в сферах науки и образования уже давно стало обыденным состоянием... Справедливости ради, нужно отметить, что и в экономически развитых странах удельный вес расходов бюджетных средств на образовательную деятельность колеблется в пределах 70-100%.

Безусловно, дотационные (депрессивные) республики Северного Кавказа испытывают недофинансирование сферы образования, что, естественно, негативно сказывается на качестве образования. Для компетенции недостающих средств в сфере образования дотационных республик региона задействуются так называемые межбюджетные трансферты. Есть мнение, что регионы, получающие межбюджетные трансферты, якобы не заинтересованы в экономии бюджетных средств, выделяемых на образование. Мы против таких вольных (не обоснованных) тезисов - ведь и депрессивные регионы (такие, как и регионы-доноры) проверяются федеральными и региональными контролирующими органами на предмет эффективности использования целевых бюджетных средств. Тем более, сейчас уже задействована система бюджетирования, ориентированная на результат. Использование этой системы привело к модификации всего бюджетного процесса касательно планирования, реализации бюджета, контроллинга за его исполнением и составлением отчетности. Система бюджетирования, ориентированного на результат, строится на полной компьютеризации системы объективного формирования и обработки информационной базы, на программах криптографии цифровой подписи для использования в бюджетных процессах. Все это способствует положительным преобразованиям пространственного распространения научного и образовательного потенциала. В 25 регионах создаются инновационные центры, которые объединяют объекты федеральной и региональной образовательной, научной и инновационной инфраструктуры. Прообразом центра инновационного развития является Сколково.

На наш взгляд, слабым звеном региональной инновационной деятельности является ненадлежащее взаимодействие вузов и предприятий, хотя, по идее, последние являются потенциальными работодателями. На Юге России предприниматели практически не инвестируют средства на подготовку специалистов, не заказывают какие либо прикладные научные исследования, не говоря уже о фундаментальных изысканиях. По этой причине практически все вузы северокавказских республик вынуждены проводить самостоятельную научно-техническую политику, инвестировать средства в НИР, развивать инфраструктуру и т.п. Тем не менее, научно-образовательный потенциал регионов все еще остается ключом модернизации экономики национального хозяйства и залогом эффективной реализации стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

Источники:

1. Анимица Е.Г., Шарыгин М.Д. Высшее образование - стратегический капитал России //Вестник Пермского ун-та. -2007. - №6. - С.46-54

2. Гневко В.А., Рохчин В.Е. Вопросы теории и практики регионального стратегического управления //Пространственная экономика. - 2006. - №4. - С.101-114

3. Двас Г.В. Цели, ключевые факторы и механизмы социально-экономического развития региона. - СПб: Изд-во «На-ука»,2013. - 134 с.

4. Жихаревич Б.С. Территориальное стратегическое планирование: теория и практика //Регион: экономика и социология. - 2013. - №3. - С.303-306

5. Кисилева В.В. и др. Анализ научного потенциала: Межстрановой аспект. - М.: Наука,1991. - 126 с.

6. Минакир П.А. Пространственный междисциплинарный синтез: опыт программных исследований //Регион: экономика и социология. - 2014. - №4. - С.3-31

7. Мисаков В.С., Байдуев И.З., Гендугов С.З. Функционально-стоимостный анализ как метод системного исследования //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2015. - №22-2. - С.167

8. Попова М.И. Бюджетная политика в системе управления социальной сферой: диссер. докт. экон. наук. - СПб,2000. -299 с.

9. Садовничий В.А. Университеты на пути к новому качеству образования //Вестник МГУ. - 2009. - №1. - С.3-15

10. Слепак К.Б. Государственное управление национальной и региональной сферой образования в процессе ее модернизации //Экономика и управление. - 2011. - №11. - С.110-116

11. Шимко П.Д. Сетевая интеграция образования, науки и бизнеса как ключевой фактор развития экономики знаний //Вестник ИНЖЭКОН. - 2010. - №1. - С.40-46

12. Misakov V.S., Khamzatov V.A., Temrokova A.Kh., Misakov A.V., Dikareva I.A. Strategic management of innovative agroindustrial projects //Amazonia Investiga. -2018. - Т. 7. - № 14. - С. 16-23.

13. Misakov V.S., Misakov A.V., Tsurova L.A., Adzhieva A.Yu., Eskiev M.A. Ways of improving the economic mechanism for the social development of rural settlements of mountainous areas //International Journal of Advanced Biotechnology and Research. - 2017. - Т. 8. - № 4. - С. 964-972.

14. Misakov V.S., Tsurova L.A., Yandarbieva L.A., Tkhamadokova I.Kh., Goigova M.G. Certification of a regional economic complex as a highly effective tool for analysis and diagnostics of its development //Amazonia Investiga. - 2019. - Т. 8. -№ 20. - С. 451-458.

15. Yandarbaeva L.A., Adzhieva A.Yu., Tsurova L.A., Misakov A.V., Molamusov Z.Kh. Theoretical and methodological foundations of the regional social-ecological-economic system polyfactor monitoring //The Turkish Online Journal of Design Art and Communication. -2018. - Т. 8. - № S-MRCHSPCL. - С.39-44.

References:

1. Animitsa E.G., Sharygin M.D. Higher education is the strategic capital of Russia // Bulletin of Perm University. - 2007. -No. 6. - S.46-54

2. Gnevko V.A., Rokhchin V.E. Issues of theory and practice of regional strategic management // Spatial Economics. - 2006. -No. 4. - S.101-114

3. Dvas G.V. Goals, key factors and mechanisms of socio-economic development of the region. - SPb: Publishing house "Science", 2013. - 134 p.

4. Zhikharevich B.S. Territorial strategic planning: theory and practice // Region: economics and sociology. - 2013. - No. 3. -S.303-306

5. Kisileva V.V. and others. Analysis of Scientific Potential: Cross-Country Aspect. - M .: Nauka, 1991. - 126 p.

6. Minakir P.A. Spatial interdisciplinary synthesis: the experience of program research // Region: economics and sociology. -2014. - No. 4. - P.3-31

7. Misakov V.S., Baiduev I.Z., Gendugov S.Z. Functional-cost analysis as a method of systems research // News of the Orenburg State Agrarian University. - 2015. - No. 22-2. - P. 167

8. Popova M.I. Budgetary policy in the management system of the social sphere: dissertation. doct. econom. sciences. - SPb, 2000. - 299 p.

9. Sadovnichy V.A. Universities on the way to a new quality of education // Bulletin of Moscow State University. - 2009. -No. 1. - P.3-15

10. Slepak K.B. Public administration of the national and regional education in the process of its modernization // Economics and Management. - 2011. - No. 11. - S.110-116

11. Shimko P.D. Network integration of education, science and business as a key factor in the development of the knowledge economy // Vestnik INZHEKON. - 2010. - No. 1. - S.40-46

12. Misakov V.S., Khamzatov V.A., Temrokova A.Kh., Misakov A.V., Dikareva I.A. Strategic management of innovative agroindustrial projects // Amazonia Investiga. -2018. - T. 7. - No. 14. - S. 16-23.

13. Misakov V.S., Misakov A.V., Tsurova L.A., Adzhieva A.Yu., Eskiev M.A. Ways of improving the economic mechanism for the social development of rural settlements of mountainous areas // International Journal of Advanced Biotechnology and Research. - 2017. - T. 8. - No. 4. - S. 964-972.

14. Misakov V.S., Tsurova L.A., Yandarbieva L.A., Tkhamadokova I.Kh., Goigova M.G. Certification of a regional economic complex as a highly effective tool for analysis and diagnostics of its development // Amazonia Investiga. - 2019. - T. 8. -No. 20. - S. 451-458.

15. Yandarbaeva L.A., Adzhieva A.Yu., Tsurova L.A., Misakov A.V., Molamusov Z.Kh. Theoretical and methodological foundations of the regional social-ecological-economic system polyfactor monitoring // The Turkish Online Journal of Design Art and Communication. -2018. - T. 8. - No. S-MRCHSPCL. - p. 39-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.