Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСТРАИВАНИЕМ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ'

ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСТРАИВАНИЕМ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономический кризис / конкуренция / инновационный потенциал / человеческий капитал / инновационное развитие / economic crisis / competition / innovation potential / human capital / innovative development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д М. Дохкильгова, В С. Мисаков

Одним из важнейших приоритетов устойчивого развития страны выступает модернизация региональной экономической системы, что должно позволить обеспечить рост производительности труда, освободиться от морально и физически изношенного оборудования и т.д. Но проведение модернизации экономики регионов РФ требует масштабного задействования ученых и высококвалифицированных практиков, способных эффективно решать инновационные задачи. Речь идет о том, что именно инновационная составляющая человеческого капитала в данном случае играет ключевую роль. Для того, чтобы каждый регион мог эффективно решать проблемы обеспечения инновационности человеческого капитала, необходимого для модернизации экономики, требуется целенаправленная государственная политика, способствующая развитию научно-образовательного потенциала территории. В последние годы принят ряд нормативных документов, направленных на создание условий развития современного человеческого капитала. Формируемый новый инновационный потенциал человеческого капитала функционально предназначен для реализации крупномасштабного технико-технологического обновления, разработки прорывных технологий и т.д. Эксперты отмечают низкий уровень подготовленности кадров в регионах, большая часть региональных и муниципальных управленцев не обладает навыками рыночного мышления, также отмечается слабая их заинтересованность в инновационном развитии… Все это и стало мотивацией выбора темы нашего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND FEATURES OF DEVELOPING A MANAGEMENT MODEL FOR BUILDING THE INNOVATIVE POTENTIAL OF HUMAN CAPITAL IN THE REGIONAL ECONOMIC SYSTEM

One of the most important priorities for the country's sustainable development is the modernization of the regional economic system, which should allow for an increase in labor productivity, get rid of morally and physically worn out equipment, etc. But the modernization of the economy of the regions of the Russian Federation requires a largescale involvement of scientists and highly qualified practitioners who are able to effectively solve innovative problems. The point is that it is the innovative component of human capital that plays a key role in this case. In order for each region to effectively solve the problems of ensuring the innovativeness of human capital necessary for the modernization of the economy, a purposeful state policy is required that contributes to the development of the scientific and educational potential of the territory. In recent years, a number of regulatory documents have been adopted aimed at creating conditions for the development of modern human capital. The new innovative potential of human capital being formed is functionally intended for the implementation of large-scale technical and technological renewal, the development of breakthrough technologies, etc. Experts note the low level of personnel training in the regions, most of the regional and municipal managers do not have the skills of market thinking, and their weak interest in innovative development is also noted ... All this became the motivation for choosing the topic of our research.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСТРАИВАНИЕМ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ»

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10531

Д.М. Дохкильгова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление региональной экономикой» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

D.M. Dokhkilgova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Regional Economy Management, Chechen State University;

В.С. Мисаков - доктор экономических наук, профессор лаборатории горного природопользования Института экологии горных территорий им. А.К. Темботова Российской Академии наук; [email protected],

V.S. Misakov - Doctor of Economics, Professor of the Laboratory of Mining Nature Management at the Institute of Ecology of Mountain Territories named after V.I. A.K. Tembotov of the Russian Academy of Sciences.

ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСТРАИВАНИЕМ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ PROBLEMS AND FEATURES OF DEVELOPING A MANAGEMENT MODEL FOR BUILDING THE INNOVATIVE POTENTIAL

OF HUMAN CAPITAL IN THE REGIONAL ECONOMIC SYSTEM

Аннотация. Одним из важнейших приоритетов устойчивого развития страны выступает модернизация региональной экономической системы, что должно позволить обеспечить рост производительности труда, освободиться от морально и физически изношенного оборудования и т.д. Но проведение модернизации экономики регионов РФ требует масштабного задействования ученых и высококвалифицированных практиков, способных эффективно решать инновационные задачи. Речь идет о том, что именно инновационная составляющая человеческого капитала в данном случае играет ключевую роль.

Для того, чтобы каждый регион мог эффективно решать проблемы обеспечения инновационности человеческого капитала, необходимого для модернизации экономики, требуется целенаправленная государственная политика, способствующая развитию научно-образовательного потенциала территории.

В последние годы принят ряд нормативных документов, направленных на создание условий развития современного человеческого капитала.

Формируемый новый инновационный потенциал человеческого капитала функционально предназначен для реализации крупномасштабного технико-технологического обновления, разработки прорывных технологий и т.д.

Эксперты отмечают низкий уровень подготовленности кадров в регионах, большая часть региональных и муниципальных управленцев не обладает навыками рыночного мышления, также отмечается слабая их заинтересованность в инновационном развитии...

Все это и стало мотивацией выбора темы нашего исследования.

Abstract. One of the most important priorities for the country's sustainable development is the modernization of the regional economic system, which should allow for an increase in labor productivity, get rid of morally and physically worn out equipment, etc. But the modernization of the economy of the regions of the Russian Federation requires a large-scale involvement of scientists and highly qualified practitioners who are able to effectively solve innovative problems. The point is that it is the innovative component of human capital that plays a key role in this case.

In order for each region to effectively solve the problems of ensuring the innovativeness of human capital necessary for the modernization of the economy, a purposeful state policy is required that contributes to the development of the scientific and educational potential of the territory.

In recent years, a number of regulatory documents have been adopted aimed at creating conditions for the development of modern human capital.

The new innovative potential of human capital being formed is functionally intended for the implementation of large-scale technical and technological renewal, the development of breakthrough technologies, etc.

Experts note the low level of personnel training in the regions, most of the regional and municipal managers do not have the skills of market thinking, and their weak interest in innovative development is also noted ...

All this became the motivation for choosing the topic of our research.

Ключевые слова: экономический кризис, конкуренция, инновационный потенциал, человеческий капитал, инновационное развитие.

Key words: economic crisis, competition, innovation potential, human capital, innovative development.

Анализ и обобщение специальной литературы, посвященный проблемам инновационного развития в зарубежных странах показывает, что экономически развитые государства прежде, чем стать таковыми, несколько последних десятилетий все свое внимание и ресурсы направляли на фундаментальные и прикладные исследования, а также на подготовку специалистов для производства высокотехнологичной и наукоемкой продукции.[1,5]

Надо отметить, что именно прорывные технологии стали определяющим фактором развития экспортного потенциала таких стран, как США, Германия, Япония, Франция, Великобритания и др.

Для современного периода развития человеческого капитала, как исключительного инновационного фактора развития экономики характерен ряд проблем, выражающихся:

- в относительно низком уровне формирования у персонала качественных черт, требуемых для разработки инноваций и задействования их в производство;

- в отсутствии надлежащих условий для рационального использования человеческого капитала в инновационном процессе;

- в невостребованности творческих инициатив;

- в несовершенстве системы стимулирования инновационной активности на хозяйствующих субъектах;

- в неразвитости государственной системы защиты прав на интеллектуальную собственность и др.

В ходе нашего исследования мы установили, что в республиках СКФО крайне выражена неразвитость

процессов управления развитием инновационного потенциала человеческого капитала, хотя, при этом, в регионе довольно активно развиты процессы подготовки, переподготовки, эффективного формирования и развития интеллектуального, творческого и инновационного мышления, что, по идее, уже является основой для организации современного производства и развития НТП. [9,11,15]

Другой проблемой развития инновационного потенциала человеческого капитала в северокавказских республиках наличие противоречий между базовыми целями и реальными приоритетами региональных органов власти и бизнес-структур.

Основной целью бизнес-структур является прибыль. Отсюда, надо полагать, что если даже непроизводительный вид деятельности является прибыльным, то предпринимателя мало будет интересовать инвестиционный вид деятельности, даже в перспективе.

Следующей самостоятельной проблемой является системная неспособность доводить завершенные инновационные разработки и технологии до коммерческой реализации.

В этих условиях очевидна необходимость построения в регионе согласованного понимания технологического будущего между государством и бизнес-структурами. Причем, на наш взгляд, инициатором этого процесса должны стать государственные структуры. Одним из эффективных рычагов развития подобных взаимоотношений может выступать механизм государственно-частного партнерства. Эксперты отмечают, что механизм государственно-частного партнерства способен реагировать в опережающем контексте на перспективные вызовы инновационной экономики. [3,6] Здесь не обойтись без участия вузов и учреждений РАН, где формируются профессиональные компетенции будущих специалистов.

Однако, в республиках взаимодействие между производственными структурами и местными вузами и научными учреждениями до сих пор происходит преимущественно в формате былых учебных практик и в большей части носит формальный характер. Так, например, ряд аграрных вузов региона посетовал, что уже даже региональные министерства сельского хозяйства не имеют прав приказывать СХП, КФХ и др. закреплять будущих специалистов на этих формально подведомственных предприятиях...

Понятно, что в таких условиях невозможно вести речь о преемственности опыта, о создании определенных резервов в развитии человеческого капитала в долгосрочном периоде.

Также надо отметить хроническую инерционность действующей системы образования и постоянную нехватку материальных активов у вузов, что, как правило, препятствует переходу учебных заведений на новый вектор развития. Все это оборачивается образованием существенных противоречий между рынком образовательных услуг и рынком занятости северокавказского региона. Надо признать, что в сложившихся условиях очевидно, что региональный бизнес все еще не заинтересован участвовать в организации процессов продвижения человеческого капитала.

Видимо, по этим обстоятельствам в регионе крайне мало молодых специалистов, способных на деле проявить инновационную активность и эффективно реализовывать инновационные технологии в производственный процесс.

Для отчетливого видения угроз и возможностей подобного состояния, на наш взгляд, в республиках необходимо незамедлительно определить стратегические потребности инновационной экономики в квалифицированных кадрах и сформулировать требования к их компетентности. Такой подход даст возможность в динамике обеспечить республики необходимым количеством качественных специалистов.

Инновационное развитие экономики депрессивных республик СКФО должно начаться с обеспечения процессов подготовки, переподготовки, конструктивного построения и развития интеллектуальных, творческих и инновационных мышлений, соответствующих современным требованиям производства и НТП. [11,14]

Необходимость повышения уровня инновационности человеческого капитала предполагает следующий алгоритм мероприятий, обеспечивающих устойчивое развитие, и своевременно адаптироваться к непрерывным изменениям потребностей экономики и НТЛ в отраслях регионального доминирования. Данный алгоритм может реализовываться в следующем контексте:

На первом этапе определяем уровень инновационности человеческого капитала в республике.

На втором этапе исследуем результаты установления уровня инновационости человеческого капитала и выявляем проблемные места.

На третьем идет процесс разработки и реализации модели построения и развития инновационного потенциала человеческого капитала.

На четвертом - завершающем - этапе разрабатываем систему управления инновационным потенциалом человеческого капитала.

Надо также отметить, что для проведения анализа уровня инновационности человеческого капитала необходимо использовать группу оценочных показателей в виде индексов. Речь идет об индексе трудовой активности, об образовательном индексе, о научном индексе, индексе профквалификации человеческого капитала, индексе использования инновационного потенциала человеческого капитала. [2,9,13]использование вышеприведенных индексов позволяет установить проблемные позиции использования человеческого капитала в исследуемом регионе. Это может проявляться в виде низкого творческого потенциала сотрудников; низкой инновационной активностью региона; неразвитостью инновационной модальности человеческого капитала; неэффективностью использования инновационного потенциала человеческого капитала персонала; отсутствия эффективного механизма взаимосотрудничества между вузами, научными учреждениями и производством в сфере развития инноваций; отсутствия надлежащей системы мотивирования сотрудников к повышению инновационной активности; неэффективного стиля управления в контексте устойчивого развития инноваций.

Такой подход к диагностированию характера развития инновационного потенциала человеческого капитала позволяет разработать оптимальную модель его построения и развития в виде организационной системы, охватывающей временной лаг его развития и применения. [4,7,12]

Как и любая модель подобного характера, наша модель также обладает рядом принципов управления инновационным потенциалом человеческого капитала, в числе которых надо указать такие принципы, как согласованность, непрерывность, оперативность, научность, адаптивность, перспективность, инновационность.

Отличительной особенностью предложенной нами модифицированной системы построения и развития инновационного потенциала человеческого капитала в депрессивном регионе является совокупность ее составляющих, таких как цель, механизмы, принципы, инструментарии. В качестве цели может быть:

- наращивание инновационной активности сотрудников;

- задействование сотрудников в инновационную деятельность;

- построение благоприятного инновационного климата и др. Механизмы данной модели проявляются в:

- активизации инновационного мышления и творческого потенциала;

- разработка эффективных систем мотивирования и стимулирования сотрудников;

- выработка делового стиля руководства инновационными процессами. В качестве инструментариев можно выделить:

- создание благоприятного климата для развития творческого потенциала и инновационной активности, разработка методических положений развития творческого мышления;

- участие в российских и международных стажировках;

- выявление креативно мыслящих работников, предоставление им самостоятельности в работе и

др.

Безусловно, при построении и реализации модели управления инновационным потенциалом человеческого капитала необходимо учитывает воздействие множества разнонаправленных факторов окружающей среды, в т.ч., экономико-политических, нормативно-правовых, социально-демографических, институциональной инфраструктуры и иных факторов.

В целом, можно утверждать, что предложенная модифицированная модель системы управления позволяет отразить взаимосвязь факторов окружающей среды, воздействующих на формирование и задействования инновационного потенциала человеческого капитала в регионе.

Источники:

1. Агарков С.А. Экономические и институциональные аспекты государственной региональной политики в России //Вестник Мурманского государственного техн. ун-та. - Мурманск: МГТУ. - 2005. - №2. - Т.8. - С.194-200

2. Анисимов Ю.П. Инновационное развитие экономических систем: монография. - Воронеж: ВГУ,2009. - 4090с.

3. Бабич Л.В. Частно-государственное партнерство в образовании: модель управления экономическим капиталом //Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2012. - №1. - С.39-50

4. Варшавский Л.Е. Исследование влияния качества человеческого капитала на инновационную деятельность. - [Электронный ресурс]. - http://mathecom.cemi.rssi.ru/17.02.2015

5. Голиченко О.Г. Переход России на инновационный путь развития и основные направления государственной политики //Инновации. - СПб: Трансфер. - 2011. - №9. - С.65-80

6. Долгий В.И. Стратегия развития человеческих ресурсов региона: монография. - Саратов: КубИК,2009. - 83 с.

7. Коротков Э.М. Исследование систем управления. - М.: ООО Издательско-консалтинговое предприятие «ДеКА»,2013. - 336 с.

8. Луговской А.С. Инновационное развитие региона: монография. - Курск: Деловая графика,2010. - 116 с.

9. Мисаков В.С., Байдуев И.З., Гендугов С.З. Функционально-стоимостный анализ как метод системного исследования //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2015. - №22-2. - С.167

10. Никулина О.В. Институциональный подход к инновационному развитию экономических субъектов Юга России в условиях кластеризации. - [Электронный ресурс]. - http://pandia.ru/text/77/152/144577/29.03.2015

11. Садков В.Г. Социальные инновации в управлении процессами согласования интересов власти, бизнеса и сообщества //Инновации. - СПб: Трансфер. - 2007. - №5. - С.45-47

12. Misakov V.S., Khamzatov V.A., Temrokova A.Kh., Misakov A.V., Dikareva I.A. Strategic management of innovative agroindustrial projects //Amazonia Investiga. -2018. - Т. 7. - № 14. - С. 16-23.

13. Misakov V.S., Misakov A.V., Tsurova L.A., Adzhieva A.Yu., Eskiev M.A. Ways of improving the economic mechanism for the social development of rural settlements of mountainous areas //International Journal of Advanced Biotechnology and Research. - 2017. - Т. 8. - № 4. - С. 964-972.

14. Misakov V.S., Tsurova L.A., Yandarbieva L.A., Tkhamadokova I.Kh., Goigova M.G. Certification of a regional economic complex as a highly effective tool for analysis and diagnostics of its development //Amazonia Investiga. - 2019. - Т. 8. -№ 20. - С. 451-458.

15. Yandarbaeva L.A., Adzhieva A.Yu., Tsurova L.A., Misakov A.V., Molamusov Z.Kh. Theoretical and methodological foundations of the regional social-ecological-economic system polyfactor monitoring //The Turkish Online Journal of Design Art and Communication. -2018. - Т. 8. - № S-MRCHSPCL. - С.39-44.

References:

1. Agarkov S.A. Economic and institutional aspects of state regional policy in Russia // Bulletin of the Murmansk state technical. un-that. - Murmansk: MSTU. - 2005. - No. 2. - T.8. - S.194-200

2. Anisimov Yu.P. Innovative development of economic systems: monograph. - Voronezh: Voronezh State University, 2009. -4090s.

3. Babich L.V. Public-private partnership in education: a model of economic capital management // Economic and social changes: facts, trends, forecast. - 2012. - No. 1. - P.39-50

4. Varshavsky L.E. Investigation of the impact of the quality of human capital on innovation. - [Electronic resource]. - http://ma-thecom.cemi.rssi.ru/17.02.2015

5. Golichenko O.G. Russia's transition to an innovative path of development and the main directions of state policy // Innovations. - SPb: Transfer. - 2011. - No. 9. - S.65-80

6. Long V.I. The strategy for the development of human resources in the region: monograph. - Saratov: KubIK, 2009. - 83 p.

7. Korotkov E.M. Research of control systems. - M .: LLC Publishing and Consulting Enterprise "DeKA", 2013. - 336 p.

8. Lugovskoy A.S. Innovative development of the region: monograph. - Kursk: Business Graphics, 2010. - 116 p.

9. Misakov V.S., Baiduev I.Z., Gendugov S.Z. Functional-cost analysis as a method of systems research // News of the Orenburg State Agrarian University. - 2015. - No. 22-2. - P. 167

10. Nikulina OV An institutional approach to the innovative development of economic entities in the South of Russia in the context of clustering. - [Electronic resource]. - http://pandia.ru/text/77/152/144577/29.03.2015

11. Sadkov V.G. Social innovations in the management of the processes of reconciliation of the interests of government, business and community // Innovations. - SPb: Transfer. - 2007. - No. 5. - S.45-47

12. Misakov V.S., Khamzatov V.A., Temrokova A.Kh., Misakov A.V., Dikareva I.A. Strategic management of innovative agroindustrial projects // Amazonia Investiga. -2018. - T. 7. - No. 14. - S. 16-23.

13. Misakov V.S., Misakov A.V., Tsurova L.A., Adzhieva A.Yu., Eskiev M.A. Ways of improving the economic mechanism for the social development of rural settlements of mountainous areas // International Journal of Advanced Biotechnology and Research. - 2017. - T. 8. - No. 4. - S. 964-972.

14. Misakov V.S., Tsurova L.A., Yandarbieva L.A., Tkhamadokova I.Kh., Goigova M.G. Certification of a regional economic complex as a highly effective tool for analysis and diagnostics of its development // Amazonia Investiga. - 2019. - T. 8. -No. 20. - S. 451-458.

15. Yandarbaeva L.A., Adzhieva A.Yu., Tsurova L.A., Misakov A.V., Molamusov Z.Kh. Theoretical and methodological foundations of the regional social-ecological-economic system polyfactor monitoring // The Turkish Online Journal of Design Art and Communication. -2018. - T. 8. - No. S-MRCHSPCL. - p. 39-44.

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10532

Ю.С. Евлахова - профессор кафедры финансового мониторинга и финансовых рынков, д.э.н., доцент, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), [email protected],

Yu. S. Evlakhova professor of financial monitoring and financial markets, Rostov State University of Economics;

Е.Н. Алифанова - завкафедрой финансового мониторинга и финансовых рынков д.э.н., профессор, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), [email protected],

E. N. Alifanova, chair offinancial monitoring and financial markets department, Rostov State University of Economics.

СВЯЗИ РОССИЙСКИХ СИСТЕМНО ЗНАЧИМЫХ БАНКОВ ПО СТРУКТУРЕ СОБСТВЕННОСТИ

КАК ФАКТОР СИСТЕМНОГО РИСКА LINKAGES OF SYSTEMICALLY IMPORTANT BANKS BY OWNERSHIP STRUCTURE AS A FACTOR OF SYSTEMIC RISK

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблем трансмиссии системного риска на российском рынке в условиях современного кризиса, вызванного пандемией. Цель статьи - выделение механизмов передачи системного риска на российском финансовом рынке, обусловленных связями российских системно значимых банков по структуре собственности. Методологически авторы опираются на сетевой подход, предполагая, что системно значимые банки РФ, связанные через владение активами, образуют сеть. Авторами разработана оригинальная методика анализа связей системно значимых банков по структуре собственности. Для построения связей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.