Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РФ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ'

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РФ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобализация / конкуренция / интегрирование экономических отношений / кластеризация / устойчивое развитие / ресурсы / globalization / competition / integration of economic relations / clustering / sustainable development / resources

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И Ш. Баснукаев, З Р. Мусостов

Глобализация и затянувшиеся экономические санкции актуализировали необходимость обеспечения финансово-экономической безопасности страны. Подобное положение требует разработки новой модели промышленной политики и использования современных подходов, позволяющих обеспечить приоритет национальных интересов. Промышленность традиционно является базовой отраслью экономики национального хозяйства. Ее характеризует существенный научно-технический потенциал, сформированный в большей степени еще советской экономикой. В то же время, большую угрозу представляет ее хроническая приверженность к сырьевой экономике, где без особых усилий, без внедрения инновационных технологий можно производить большие объемы продукции… Такое положение не вписывается в требования устойчивого инновационного развития, ставшей в настоящее время парадигмой развитых стран. В последние годы опубликовано много научных работ, посвященных исследованию приоритетных направлений инновационного развития с отражением современных аспектов отраслевого, территориального, интеграционного и инновационного характера развития российского промышленного комплекса. Мировая практика убедительно показывает эффективность кластеризации как базы пространственной структуры экономики. Так, например, в США, Канаде, Франции, Италии, Дании, Швеции и ряде других, экономически развитых странах кластерные инициативы стали основой динамичного и устойчивого развития экономики. Эксперты в качестве наиболее развитого и перспективного направления территориальной организации производства выделяют территориально-инновационные кластеры. В Российской Федерации с 2013 г. реализуется программа создания пилотных территориально-инновационных кластеров, являющих собой «точки роста». реализация данной программы и у ученых, и у практиков вызвало много вопросов теоретического, методологического и практического характера, что и стало мотивом выбора темы нашего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE INDUSTRIAL COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION BASED ON THE CREATION OF INNOVATIVE CLUSTERS

Globalization and protracted economic sanctions have actualized the need to ensure the country's financial and economic security. This situation requires the development of a new model of industrial policy and the use of modern approaches to ensure the priority of national interests. Industry is traditionally the basic branch of the national economy. It is characterized by significant scientific and technological potential, formed to a greater extent by the Soviet economy. At the same time, a great threat is posed by its chronic adherence to a resource-based economy, where without much effort, without the introduction of innovative technologies, it is possible to produce large volumes of products ... This situation does not fit into the requirements of sustainable innovative development, which has now become the paradigm of developed countries. In recent years, many scientific works have been published devoted to the study of priority areas of innovative development, reflecting modern aspects of the sectoral, territorial, integration and innovative nature of the development of the Russian industrial complex. World practice convincingly shows the effectiveness of clustering as the basis for the spatial structure of the economy. For example, in the USA, Canada, France, Italy, Denmark, Sweden and a number of other economically developed countries, cluster initiatives have become the basis for a dynamic and sustainable economic development. Experts distinguish territorial innovation clusters as the most developed and promising area of the territorial organization of production. Since 2013, the Russian Federation has been implementing a program to create pilot territorial innovation clusters, which are “points of growth”. the implementation of this program, both among scientists and practitioners, raised many questions of a theoretical, methodological and practical nature, which became the motive for choosing the topic of our research.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РФ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ»

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10521

И.Ш. Баснукаев - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Технология строительного производства» ФГБОУВО «ГГНТУ им. М.Д. Миллионщикова», [email protected],

I. Sh. Basnukayev - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department "Technology of Construction Production" of the FSBEI HE "GGNTU named after M.D. Millionshchikova ";

З.Р. Мусостов - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», [email protected],

Z.R. Musostov - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Chechen State University".

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РФ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ

SOME PROBLEMS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE INDUSTRIAL COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION BASED ON THE CREATION OF INNOVATIVE CLUSTERS

Аннотация. Глобализация и затянувшиеся экономические санкции актуализировали необходимость обеспечения финансово-экономической безопасности страны. Подобное положение требует разработки новой модели промышленной политики и использования современных подходов, позволяющих обеспечить приоритет национальных интересов.

Промышленность традиционно является базовой отраслью экономики национального хозяйства. Ее характеризует существенный научно-технический потенциал, сформированный в большей степени еще советской экономикой. В то же время, большую угрозу представляет ее хроническая приверженность к сырьевой экономике, где без особых усилий, без внедрения инновационных технологий можно производить большие объемы продукции... Такое положение не вписывается в требования устойчивого инновационного развития, ставшей в настоящее время парадигмой развитых стран.

В последние годы опубликовано много научных работ, посвященных исследованию приоритетных направлений инновационного развития с отражением современных аспектов отраслевого, территориального, интеграционного и инновационного характера развития российского промышленного комплекса.

Мировая практика убедительно показывает эффективность кластеризации как базы пространственной структуры экономики. Так, например, в США, Канаде, Франции, Италии, Дании, Швеции и ряде других, экономически развитых странах кластерные инициативы стали основой динамичного и устойчивого развития экономики. Эксперты в качестве наиболее развитого и перспективного направления территориальной организации производства выделяют территориально-инновационные кластеры.

В Российской Федерации с 2013 г. реализуется программа создания пилотных территориально-инновационных кластеров, являющих собой «точки роста». реализация данной программы и у ученых, и у практиков вызвало много вопросов теоретического, методологического и практического характера, что и стало мотивом выбора темы нашего исследования.

Abstract. Globalization and protracted economic sanctions have actualized the need to ensure the country's financial and economic security. This situation requires the development of a new model of industrial policy and the use of modern approaches to ensure the priority of national interests.

Industry is traditionally the basic branch of the national economy. It is characterized by significant scientific and technological potential, formed to a greater extent by the Soviet economy. At the same time, a great threat is posed by its chronic adherence to a resource-based economy, where without much effort, without the introduction of innovative technologies, it is possible to produce large volumes of products ... This situation does not fit into the requirements of sustainable innovative development, which has now become the paradigm of developed countries.

In recent years, many scientific works have been published devoted to the study of priority areas of innovative development, reflecting modern aspects of the sectoral, territorial, integration and innovative nature of the development of the Russian industrial complex.

World practice convincingly shows the effectiveness of clustering as the basis for the spatial structure of the economy. For example, in the USA, Canada, France, Italy, Denmark, Sweden and a number of other economically developed countries, cluster initiatives have become the basis for a dynamic and sustainable economic development. Experts distinguish territorial innovation clusters as the most developed and promising area of the territorial organization of production.

Since 2013, the Russian Federation has been implementing a program to create pilot territorial innovation clusters, which are "points of growth". the implementation of this program, both among scientists and practitioners, raised many questions of a theoretical, methodological and practical nature, which became the motive for choosing the topic of our research.

Ключевые слова: глобализация, конкуренция, интегрирование экономических отношений, кластеризация, устойчивое развитие, ресурсы.

Key words: globalization, competition, integration of economic relations, clustering, sustainable development, resources.

Устойчивое развитие отечественного промышленного комплекса является необходимым условием для динамичного и сбалансированного развития экономики национального хозяйства.

В текущих реалиях устойчивое развитие позиционирует как важнейшая характеристика региональной экономической системы. Обеспечение устойчивого развития требует рационального использования природно-сырьевых, трудовых и производственных ресурсов, научного потенциала, сложившейся инфраструктуры и других конкурентных преимуществ региона. Как правило, наибольшего успеха достигают те регионы, которые обладают свойствами самоорганизации и саморегуляции. Иными словами, речь идет об устойчивом развитии, базирующемся на саморазвитии.

Вместе с тем, эксперты отмечают, что в условиях современной российской экономики государство все еще доминирует над наукой и бизнес-структурами; кластеры, как правило, создаются на директивной основе, без анализа рыночных воздействий. Кластеризация является сложным процессом, сочетающим общие подходы при формировании кластеров с национальными особенностями их осуществления.[1,4,13]

На наш взгляд, при разработке промышленной политики на основе создания инновационных кластеров нужно детально исследовать и учесть опыт различных зарубежных моделей, эффективно используемых в США, Канаде, Италии, Швеции, Японии и других стран с учетом специфических условий нашей страны.

Основоположник новой экономической географии П.Кругман предложил выделить в пространственном развитии региона конкурентные преимущества «первой и второй природы». Первая группа представлена природными ресурсами, т.е. факторами, не зависящими от человека; вторая группа представлена приобретенными факторами, зависящими от людей - человеческий капитал, институты, агломерационный эффект.. .[5]

Кластерные структуры в масштабах территориального хозяйственного комплекса дают возможность получения сочетания эффектов как «первой, так и второй природы». Речь идет об эффекте масштаба, эффекте охвата, агломерационном эффекте, сетевом эффекте, синергетическом эффекте.

Построение региональных инновационных кластеров и организация их партнерского взаимодействия с кластерами иных территорий позволяет сформировать региональную, и в ближайшей перспективе межрегиональную и национальную саморазвивающуюся кластерную сеть в российском промышленном комплексе. Иными словами, мы говорим о реальной возможности наступления эффекта «эмерджентности, обеспечивающем рост эффективности деятельности в результате соединения, слияния, интеграции отдельных фирм в единую систему». [15]

Уже многие десятилетия в экспорте РФ имеется кратная асимметрия - доминируют традиционные энергосистемы и продукция первичной переработки сырья. Они составляют более 70% российского экспорта. Причем, относительная доступность наращивания объемов подобной продукции реализуется на устаревшем оборудовании - добывающая промышленность не склонна заниматься инновациями. Страдают от такого положения и отрасли обрабатывающей промышленности. В этих условиях именно кластерный подход позволяет провести структурную перестройку в экономике производства и приступить к наращиванию объемов продукции высокой степени готовности, т.е. продукции с высокой добавленной стоимостью. [2,10,17]

Современному этапу развития отечественного промышленного комплекса характерен выраженный территориальный аспект. На наш взгляд, проводимая кластеризация в прогрессивном формате в виде территориально-инвестиционных кластеров изначально ориентирована на мобилизацию местных источников конкурентоспособности, что, безусловно, будет способствовать ускоренному внедрению инноваций.

Анализ и обобщение зарубежного и российского опыта показывает, что устойчивое развитие российского промышленного комплекса должно строиться на прогрессивной форме территориальной организации промышленного производства с сочетанием международного теоретического и практического опыта по формированию и задействованию кластерных структур и модернизированную с учетом условий рыночных отношений российскую практику региональных хозяйственных комплексов.

Это актуализирует необходимость дальнейшего развития теоретико-методологических положений, раскрывающих суть устойчивого развития российского промышленного комплекса в современных условиях.

Исследование взаимосвязи и соподчиненности категорий «устойчивое развитие», «инновационное развитие», «кластерный подход» позволяет их рассмотрение в следующем ракурсе:

- устойчивое развитие - это цель;

- инновационное развитие - это метод;

- кластерный подход - это инструмент достижения устойчивого развития. [6,9,16]

Зарождение кластеров (точек роста) в промышленном комплексе РФ должно происходить в тех территориях, которые уже имеют сформированный промышленный потенциал и возможности создания условий опережающего научного, технологического и организационного заделов касательно создания и реализации прорывных технологий. Безусловно, необходима и государственная поддержка.

Для инновационных промышленных кластеров характерна ориентация на принципиально новые технологии, на создание новых материалов, продукции.

Самоорганизующиеся кластеры представлены линейными кластерами (для них характерна выраженная вертикальная технологическая интеграция) и диверсифицированными кластерами, основанными на стыке различных технологических цепочек. И в том, и в этом случае инновации выступают основой развития кластера. [2,9,12]

Для конкурентного международного интегрирования экономических отношений территориально-инновационные кластеры являются наиболее совершенной структурой.

Нам представляется, что создаваемые кластерные структуры должны стать не только надежной основой промышленного комплекса - они также сформируют благоприятные предпосылки для развития полицентрич-ного пространства экономики страны.

Эксперты высказывают предложения по созданию на международном уровне систему (подобную ЕС) проведения единой политики для наращивания конкурентоспособности производимых инновационных продуктов на фазе глубокой экономической интеграции государств. Речь идет о СНГ, Шанхайской организации сотрудничества, группы БРИКС.

Здесь уместно привести точку зрения Д. Симми - инновационность кластеров в полной мере проявляется на международном уровне. [16]

Надлежащая организация территориально-инновационных кластеров, однозначно, будет способствовать неистощительному использованию возобновимых ресурсов; экономному задействованию невозобновимых ресурсов; поддержанию традиционного состояния природной среды; недопустимости катаклизмов экологического и техногенного характера и др. Нам представляется, что разумное природопользование позволит оптимизировать отраслевую структуру промышленности; улучшить действующие и задействовать современные технологии и оборудование.

Говоря конкретно о депрессивных республиках Северного Кавказа, надо отметить, что они не в состоянии интенсивно развивать территориальную промышленность из-за отсутствия финансовых возможностей. Это положение отягощается затянувшимися экономическими и технологическими санкциями в отношении РФ. Понятно, что в этих условиях государству крайне сложно обеспечить реализацию заданных программ развития.

Да, и в принципе, в условиях рыночной экономики государство не обязано, да и не способно оказывать прямую финансовую поддержку как в период советской экономики. Государство формирует условия для привлечения российских и иностранных инвесторов - это может быть в формате открытия особых экономических зон, территорий опережающего развития на территории кластеров с предоставление льготной системы налогообложения.

Другой самостоятельной проблемой создания территориально-инновационных кластеров является построение соответствующей институциональной среды, состоящей из законов, кодексов, ГОСТ, норм и иных формальных институтов. Государство является не только одним из основных составляющих институциональной среды, но и основным заказчиком продвижения инноваций. На современном этапе развития более 60% контрактов по PR-инновациям являются государственными, государство является инициатором и инвестором в инновационной деятельности.

Эксперты, в связи с этим, отмечают, что характер современной государственной политики в области поддержки территориально-инновационных кластеров определяется национальными особенностями, хотя, при этом, несмотря на все разнообразие применяемых подходов, имеет общие черты, отчасти характерные и либеральной модели. Надо отметить, что в экономически развитых странах, независимо от того, какая модель используется, кластерная политика является объектом пристального внимания госструктур, ежегодно выделяются существенного объема конкурсные гранты для развития территориально-инновационных кластеров, создаются исследовательские, информационные и иные программы. Все это, безусловно, обеспечивает финансовую и моральную поддержку кластерного подхода. [7,11,14]

Нам представляется, что в условиях российских реалий целесообразно развивать смешанную модель кластерной политики и поддерживать сетевые взаимодействия, ибо без государственной поддержки, без государственного участия кластерный подход вряд ли способен стать реальной основой новой экономической политики. Кластерный подход нельзя рассматривать в качестве локального инструментария, используемого лишь субъектами кластера - он должен стать составляющей основой инструментария процессов устойчивого инновационного развития промышленного комплекса страны и ее региональных структур.

Выход российского промышленного комплекса на новый уровень развития предполагает мобилизацию всех ресурсов в области кластерной политики на межрегиональном уровне. В этих условиях необходимо в кратчайшие сроки установить и поддерживать отношения кластерного типа между созданными и эффективно развивающимися региональными кластерными образованиями, обладающими постоянными связями и общими областями общения.

Уместно сказать и об очевидных рисках, связанных при реализации кластерной политики:

- несоразмерность регулирующих мер возникающим проблемам;

- противоречия кластерных инструментов с положениями региональной политики;

- преобладание затрат на улучшение структуры регионального размещения производства над получаемыми выгодами;

- увеличение кластера сверх оптимальных границ;

- избыточное внимание на текущих проблемах территориального размещения во вред инновационной деятельности.

Эти и другие возможные риски можно нейтрализовать соблюдением базисных принципов и положений кластерной политики.

Источники:

1. Александрова Л.А. Промышленная интеграция: кластеры, холдинги. - [Электронный ресурс]. - http://cyber-leninka.ru/article/10.10.2015

2. Аксенова Т.И Инновационные основы устойчивого развития экономики //Экономический журнал. - 2012. - №26. -С.75-83

3. Бобылев С.Н. Индикаторы устойчивого развития России. - М.: ЦПРП,2001. - 220 с.

4. Дроздова Н.В. Территориально-производственные комплексы и региональные кластеры: преемственность и перспективы развития //Ярославский педагогический вестник. - 2011. - №3. - С. 125-129

5. Гусева Н.Г. Эколого-экономическое обоснование стратегии устойчивого развития природно-промышленного комплекса: автореф. диссер. экон. наук. - СПбГУЭиФ,2000. - 21 с.

6. Кураленко О.Г. Методологические вопросы инновационного развития экономических систем //Молодой ученый. -2011. - №10. - С.127-130

7. Куладжи Т.В. Кластерная экономика: матричный инструментарий оценки эффективности производства. - Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2013. - 368 с.

8. Левчук Е.Б. Кластерный подход в стратегии инновационного развития России //Экономический портал. - 2010. -№4. - С.89-94

9. Мисаков В.С., Байдуев И.З., Гендугов С.З. Функционально-стоимостный анализ как метод системного исследования //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2015. - №22-2. - С.167

10. Портер М. Конкуренция /Пер. с англ. - М.: Вильямс,2005. - 608 с.

11. Синергетический эффект. - [Электронный ресурс]. - http://dic.academic.ru/dic.nst/20.04.2015

12. Сими Д. Инновации и кластеры в глобальной мировой экономике //Современные производительные силы. - 2013. -№2. - С.125-144

13. Тютюшев А.П. Кластеры как инновационные экономические структуры сетевого типа //Вестник Томского государственного педагогического ун-та. - 2011. - №12. - С. 187-193

14. Misakov V.S., Khamzatov V.A., Temrokova A.Kh., Misakov A.V., Dikareva I.A. Strategic management of innovative agroindustrial projects //Amazonia Investiga. -2018. - Т. 7. - № 14. - С. 16-23.

15. Misakov V.S., Misakov A.V., Tsurova L.A., Adzhieva A.Yu., Eskiev M.A. Ways of improving the economic mechanism for the social development of rural settlements of mountainous areas //International Journal of Advanced Biotechnology and Research. - 2017. - Т. 8. - № 4. - С. 964-972.

16. Misakov V.S., Tsurova L.A., Yandarbieva L.A., Tkhamadokova I.Kh., Goigova M.G. Certification of a regional economic complex as a highly effective tool for analysis and diagnostics of its development //Amazonia Investiga. - 2019. - Т. 8. - № 20. - С. 451-458.

17. Yandarbaeva L.A., Adzhieva A.Yu., Tsurova L.A., Misakov A.V., Molamusov Z.Kh. Theoretical and methodological foundations of the regional social-ecological-economic system polyfactor monitoring //The Turkish Online Journal of Design Art and Communication. -2018. - Т. 8. - № S-MRCHSPCL. - С. 39-44.

References:

1. Alexandrova L.A. Industrial integration: clusters, holdings. - [Electronic resource]. - http://cyberleninka.ru/arti-cle/10.10.2015

2. Aksenova TI Innovative foundations of sustainable economic development // Economic journal. - 2012. - No. 26. - S.75-83

3. Bobylev S.N. Indicators of sustainable development in Russia. - M .: CPRP, 2001. - 220 p.

4. Drozdova N.V. Territorial production complexes and regional clusters: continuity and development prospects // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. - 2011. - No. 3. - S. 125-129

5. Guseva N.G. Ecological and economic substantiation of the strategy of sustainable development of the natural and industrial complex: author. dissertation. econom. sciences. - SPbGUEiF, 2000. - 21 p.

6. Kuralenko O.G. Methodological issues of innovative development of economic systems // Young scientist. - 2011. - No. 10. -P.127-130

7. Kuladzhi T.V. Cluster economics: matrix tools for assessing production efficiency. - Arkhangelsk: Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, 2013 .-- 368 p.

8. Levchuk E.B. Cluster approach in the strategy of innovative development of Russia // Economic portal. - 2010. - No. 4. -S.89-94

9. Misakov V.S., Baiduev I.Z., Gendugov S.Z. Functional-cost analysis as a method of systemic research // News of the Orenburg State Agrarian University. - 2015. - No. 22-2. - P. 167

10. Porter M. Competition / Per. from English. - M .: Williams, 2005. - 608 p.

11. Synergistic effect. - [Electronic resource]. - http://dic.academic.ru/dic.nst/20.04.2015

12. Simi D. Innovations and clusters in the global world economy // Modern productive forces. - 2013. - No. 2. - S. 125-144

13. Tyutyushev A.P. Clusters as innovative economic structures of the network type // Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University. - 2011. - No. 12. - S. 187-193

14. Misakov V.S., Khamzatov V.A., Temrokova A.Kh., Misakov A.V., Dikareva I.A. Strategic management of innovative agroindustrial projects // Amazonia Investiga. -2018. - T. 7. - No. 14. - S. 16-23.

15. Misakov V.S., Misakov A.V., Tsurova L.A., Adzhieva A.Yu., Eskiev M.A. Ways of improving the economic mechanism for the social development of rural settlements of mountainous areas // International Journal of Advanced Biotechnology and Research. - 2017. - T. 8. - No. 4. - S. 964-972.

16. Misakov V.S., Tsurova L.A., Yandarbieva L.A., Tkhamadokova I.Kh., Goigova M.G. Certification of a regional economic complex as a highly effective tool for analysis and diagnostics of its development // Amazonia Investiga. - 2019. - T. 8. - No. 20. - S. 451-458.

17. Yandarbaeva L.A., Adzhieva A.Yu., Tsurova L.A., Misakov A.V., Molamusov Z.Kh. Theoretical and methodological foundations of the regional social-ecological-economic system polyfactor monitoring // The Turkish Online Journal of Design Art and Communication. -2018. - T. 8. - No. S-MRCHSPCL. - S. 39-44.

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10522

Ж.Х. Бесланеева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Землеустройство и экспертиза недвижимости» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова»,[email protected],

Zh. Kh. Beslaneeva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Land Management and Expertise of Real Estate of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokova ";

А.И. Багаева - ассистент кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», [email protected],

A. I. Bagaeva - Assistant of the Department of Management, Chechen State University.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ FOREIGN EXPERIENCE OF STATE REGULATION OF LAND RELATIONS

Аннотация. Необходимость эффективного рационального использования земельных ресурсов в малоземельных республиках Северного Кавказа, их ограниченность и невоспроизводимость все еще остается важнейшей национальной задачей.

Мировая практика убедительно показывает, что эффективность использования земельных ресурсов в условиях рыночной экономики обеспечивается включением их в орбиту рыночных отношений и обоснованную организацию их рыночного оборота. Речь идет о формировании земельного рынка.

Надо признать, что в малоземельных трудоизбыточных депрессивных республиках Юга России до сих пор земельный рынок так и не стал обязательной составляющей рыночной системы хозяйствования. Эксперты отмечают хроническую незавершенность земельных отношений в республиках, вследствие чего нельзя говорить об организации рыночного оборота земли.

Безусловно, для решения этой проблемы необходима новая теоретико-методологическая база построения современной системы стратегического управления земельным фондом и организационно-экономического механизма реализации общегосударственной земельной политики, задействования в регулируемый рыночный оборот земель сельскохозяйственного назначения, применения автоматизированной многоцелевой системы государственного земельного кадастра и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ специальной литературы по рассматриваемой проблеме позволяет говорить о том, что трансформация земельной собственности и формирование земельного рынка в малоземельных республиках Северного Кавказа является малоразработанной и требует специального монографического исследования. Все это и побудило нас взяться за отдельные аспекты этой крайне сложной темы. Abstract. The need for efficient rational use of land resources in the land-poor republics of the North Caucasus, their limited and irreproducible nature still remains a major national task.

World practice convincingly shows that the efficiency of the use of land resources in a market economy is ensured by their inclusion in the orbit of market relations and a reasonable organization of their market turnover. It is about the formation of the land market.

It must be admitted that in the land-scarce, labor-surplus, depressive republics of the South of Russia, the land market has not yet become an obligatory component of the market economy. Experts note the chronic incompleteness of land relations in the republics, as a result of which it is impossible to speak about the organization of the market turnover of land.

Of course, to solve this problem, a new theoretical and methodological basis is needed for building a modern system of strategic land management and an organizational and economic mechanism for implementing a nationwide land policy, involving agricultural lands in the regulated market turnover, using an automated multi-purpose system of the state land cadastre, etc.

An analysis of the specialized literature on the problem under consideration suggests that the transformation of land ownership and the formation of a land market in the land-poor republics of the North Caucasus is underdeveloped and requires a special monographic study.

All this prompted us to tackle certain aspects of this extremely complex topic.

Ключевые слова: рыночные отношения, земельная реформа, малоземельные республики, земельная собственность, земельные рынки, государственное регулирование.

Key words: market relations, land reform, land-poor republics, land ownership, land markets, government regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.