Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА'

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономический кризис / экономические санкции / депрессивные регионы / налоговая политика / структурные элементы / механизм / налоговый менеджмент / economic crisis / economic sanctions / depressed regions / tax policy / structural elements / mechanism / tax management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л Р. Газиева, А К. Мартазанов

Современное положение экономики РФ в условиях посткризисного социально-экономического развития проявляется в высоком уровне структурного бюджетного дефицита, в затянувшихся экономических и технологических санкциях, в углублении структурных диспропорций, недопустимо низком уровне реализации инвестиционной политики. Безусловно, это требует незамедлительной разработки приоритетных направлений развития высокоэффективной налоговой политики, совершенствования структурных составляющих налогового механизма. Налоговая политика, выступая в качестве ключевого инструментария, регулирующего целенаправленное воздействие на экономику страны, также выступает как логическое следствие реализуемых экономических отношений. Несовершенство налоговой политики и механизма налогового регулирования всегда негативно отражается на характере развития финансово-экономической системы государства. Эксперты отмечают, что большинство возникающих диспропорций в социально-экономическом развитии депрессивных республик Северного Кавказа определены не столько природно-климатическими аспектами, инвестиционным потенциалом, сколько необоснованностью регулируемых направлений и путей реализации элементов налогового механизма, выступающего в качестве базового регулятора осуществляемой в регионе налоговой политики. Необходимость совершенствования структурных элементов налогового механизма посредством развития налогового менеджмента, контроллинга и налогового планирования побудил нас взяться за данную тему исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY AREAS FOR IMPROVING THE STRUCTURAL ELEMENTS OF THE TAX MECHANISM

The current state of the Russian economy in the context of post-crisis socio-economic development is manifested in a high level of structural budget deficit, prolonged economic and technological sanctions, deepening structural imbalances, and an unacceptably low level of investment policy implementation. Of course, this requires the immediate development of priority areas for the development of a highly effective tax policy, improving the structural components of the tax mechanism. Tax policy, acting as a key tool that regulates targeted impact on the country's economy, also acts as a logical consequence of the ongoing economic relations. The imperfection of tax policy and the mechanism of tax regulation always negatively affects the nature of the development of the financial and economic system of the state. Experts note that most of the imbalances that arise in the socio-economic development of the depressive republics of the North Caucasus are determined not so much by natural and climatic aspects, investment potential, but by the unreasonableness of regulated directions and ways of implementing elements of the tax mechanism, which acts as a basic regulator of the tax policy implemented in the region. The need to improve the structural elements of the tax mechanism through the development of tax management, control and tax planning prompted us to tackle this research topic.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА»

10. Тахумова О.В. Экономико-правовые основы оценки вероятности банкротства сельскохозяйственных организаций / Тахумова О.В., Васильев В.П., Нестерова В.А., Петинова А.А., Жвакин А.Г. // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 11-2. С. 180-186. References:

1. Vasil'ev V. P., Optimization of capital structure for funding assets / Vasil'ev V. P., B. H. Ozawa, Silence, Y. // Bulletin of the Academy of knowledge. 2019. No. 6 (35). Pp. 85-92.

2. Vasiliev V. P. Assessment of economic stability of agricultural organizations/V. P. Vasiliev//Research of innovative potential of society and formation of directions of its strategic development materials of the III International scientific and practical conference. South-Western state University, editorial Board: editorial Board: Gorokhov A. A. (responsible editor) and others-Kursk, 2013. - Pp. 82-84.

3. Vasilyeva N. K. Informational-analytical provision of the assessment of the profits of the enterprise / Vasilieva N. K., Si-dorchukova E. V., Vasiliev V. P., Yashina A.V. / / Economics and entrepreneurship. 2017. No. 9-2 (86-2). Pp. 454-459

4. Vasilieva N. K. Assessment of the financial condition of agricultural organizations / Vasilieva N. K., Vasiliev V. P., Kalinina E. A. / / Natural and humanitarian research. 2018. No. 22 (4). Pp. 37-45.

5. Vasilieva N.K. Economic stability of agricultural organizations in the region: conceptual-theoretic and applied aspects. /Vasilieva N.K., Reznichenko S.M., Vasiliev V.P., Trubilin A.I., Iosifovich Bershitskiy Y.// International Journal of Economic Research. 2016. Т. 13. № 6. С. 2525-2540.

6. Vasilyeva N. P. Methodological aspects of the analysis of current assets/Vasilieva N. P., Vasiliev V. P. / / Problems and prospects of development of economic control and audit in Russia. -2015. Pp. 163-169.

7. Polozhentseva Y.S. Development of regional foreign economic activity in modern Russia. Polozhentseva Y.S., Zhukov P.V., Bayanduryan G.L., Borisova A.A., Vasiliev V.P. International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Т. 15. № 23. С. 185-201.

8. Prokhorova M.P., Prodanova N.A., Reznichenko S.M., Vasiliev V.P., Kireev V.S. Innovation performance and its impact on enterprise economic efficiency in the market. International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. T. 6. No. 8. Special Issue. Pp. 78-83.

9. Stash Z.N. Amplification of the effectivity of financial and budgetary policy of the state at the present stage. Stash Z.N., Panichkina M.V., Leshcheva M.G., Safonova M.F., Vasilieva N.K., Vasiliev V.P. International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Т. 15. № 23. С. 425-437.

10. Takhumova O. V. Economic and legal bases for assessing the probability of bankruptcy of agricultural organizations / Ta-khumova O. V., Vasiliev V. P., Nesterova V. A., Petinova A. A., Zhvakin A. G. / / Bulletin of the Altai Academy of Economics and law. 2019. No. 11-2. Pp. 180-186.

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10527

Л.Р. Газиева - старший преподаватель кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», [email protected],

L.R. Gazieva - senior lecturer of the Department of Management OF the Chechen state University; А.К. Мартазанов - кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой «Налоги и налогообложение» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», [email protected],

A.K. Martazanov - candidate of economic Sciences, associate Professor, head. Department of "Taxes and taxation "INGUSH state University».

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА PRIORITY AREAS FOR IMPROVING THE STRUCTURAL ELEMENTS OF THE TAX MECHANISM

Аннотация. Современное положение экономики РФ в условиях посткризисного социально-экономического развития проявляется в высоком уровне структурного бюджетного дефицита, в затянувшихся экономических и технологических санкциях, в углублении структурных диспропорций, недопустимо низком уровне реализации инвестиционной политики. Безусловно, это требует незамедлительной разработки приоритетных направлений развития высокоэффективной налоговой политики, совершенствования структурных составляющих налогового механизма.

Налоговая политика, выступая в качестве ключевого инструментария, регулирующего целенаправленное воздействие на экономику страны, также выступает как логическое следствие реализуемых экономических отношений.

Несовершенство налоговой политики и механизма налогового регулирования всегда негативно отражается на характере развития финансово-экономической системы государства.

Эксперты отмечают, что большинство возникающих диспропорций в социально-экономическом развитии депрессивных республик Северного Кавказа определены не столько природно-климатическими аспектами, инвестиционным потенциалом, сколько необоснованностью регулируемых направлений и путей реализации элементов налогового механизма, выступающего в качестве базового регулятора осуществляемой в регионе налоговой политики.

Необходимость совершенствования структурных элементов налогового механизма посредством развития налогового менеджмента, контроллинга и налогового планирования побудил нас взяться за данную тему исследования.

Abstract. The current state of the Russian economy in the context of post-crisis socio-economic development is manifested in a high level of structural budget deficit, prolonged economic and technological sanctions, deepening structural imbalances, and an unacceptably low level of investment policy implementation. Of course, this requires the immediate development of priority areas for the development of a highly effective tax policy, improving the structural components of the tax mechanism.

Tax policy, acting as a key tool that regulates targeted impact on the country's economy, also acts as a logical consequence of the ongoing economic relations.

The imperfection of tax policy and the mechanism of tax regulation always negatively affects the nature of the development of the financial and economic system of the state.

Experts note that most of the imbalances that arise in the socio-economic development of the depressive republics of the North Caucasus are determined not so much by natural and climatic aspects, investment potential, but by the unreasonableness of regulated directions and ways of implementing elements of the tax mechanism, which acts as a basic regulator of the tax policy implemented in the region.

The need to improve the structural elements of the tax mechanism through the development of tax management, control and tax planning prompted us to tackle this research topic.

Ключевые слова: экономический кризис, экономические санкции, депрессивные регионы, налоговая политика, структурные элементы, механизм, налоговый менеджмент.

Key words: economic crisis, economic sanctions, depressed regions, tax policy, structural elements, mechanism, tax management.

Налоговая система любого государства есть основа финансового механизма, обеспечивающего устойчивое социально-экономическое развитие страны.

Для реализации региональной налоговой политики региональными органами власти и управления с целью регулирования состояние производительных сил задействуются специальные законодательные, нормативно-правовые, социальные и экономические мероприятия.

Непосредственно, сама региональная налоговая политика является составной частью социально-экономической политики региона. Она ориентирована на задействование и надлежащее применение современных налоговых поступлений и рационального использования бюджетных подходов, что сбалансировать интересы экономики и общества. [1,4,15]

Для оценки эффективности реализации налоговой политики в региональной экономической системе имеется комплекс оценочных показателей таких, как:

- уровень налоговых доходов бюджета в валовом региональном продукте;

- алгоритм распределения налоговых поступлений по уровням бюджетов;

- структура поступающих в бюджет налогов и сборов;

- уровень налоговой задолженности в бюджет;

- показатель налоговой нагрузки и др.

Умелое использование инструментов налоговой политики позволяет увеличить инвестиционную активность в регионе. Для этого могут быть использованы такие инструменты, как снижение налоговой нагрузки, льготы для наукоемких производств, ускорения НТП, дифференциация налоговых ставок и др.

Ключевой целью региональной налоговой политики является наращивание финансово-производственного потенциала региона посредством роста налоговых доходов территориального бюджета с соблюдением условий обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона. [2,9,16]

Результативность региональной налоговой политики, во многом, зависит от совершенства финансового, кредитного, материально-технического, организационного, правового и информационно-аналитического обеспечения. [3,12]

В теории налогообложения приведен комплекс общих, методологических, специфических принципов и принципов налогового стимулирования. [5,8] Наиболее характерными принципами реализации эффективной налоговой политики можно назвать принцип научной обоснованности, принцип гибкости и принцип эволюци-онности.

Налоговый механизм, в целом, можно рассматривать в качестве базового регулятора налоговой политики, ибо именно он предопределяет совокупность принципов взаимоотношений между субъектами налоговой политики, задает вектор согласования интересов и взаимосвязей госструктур и налогоплательщиков. Налоговая политика реализуется посредством задействования элементов, инструментариев, звеньев и других составляющих налогового механизма.

Анализ и обобщение специальной литературы по рассматриваемой проблематике позволяет рассматривать налоговый механизм в виде реального налогового производства, функционирующего в определенном пространстве и времени. Речь идет о том, что рассматриваемый механизм определяет законодательно принятые конкретные действия налоговых структур и других субъектов налоговых отношений, т.е. налоговый механизм состоит из совокупности инструментариев и организационно-правовых методов соблюдения налогового законодательства. [3,6,14]

Структурно налоговый механизм состоит из следующих элементов финансово-бюджетной сферы:

- налоговое администрирование;

- налоговый менеджмент;

- контроль.

Алгоритм реализации налогового механизма может быть представлен в следующей последовательности:

1 этап - постановка и взаимодействие целей налогового механизма с целями налоговой политики.

2 этап - формирование информационной базы, анализ проблемных зон.

3 этап - разработка налогового механизма, методов и инструментариев реализации заданных задач и направлений налоговой политики.

4 этап - практическое задействование элементов налогового механизма.

5 этап - верификация реализуемых форм и методов формирования налоговых отношений, мониторинг и контроллинг.

6 этап - анализ и диагностирование эффективности используемого налогового механизма, разработка предложений по его совершенствованию.

Функционально налоговый механизм может осуществляться в двух плоскостях:

- фискальная функция;

- регулирующая функция.

В числе ключевых структурных элементов налогового механизма необходимо выделить такие концептуальные положения, как сущность, цели, задачи и принципы налогового планирования, прогнозирования, регулирования, контроля и менеджмента. [7,11,13]

Выступая как комплексный экономико-правовой институт, налоговый механизм очерчивает сферу своего воздействия на субъекты налоговых отношений и определяет границы их поведения.

Надо особо отметить, что совокупность элементов налогового механизма посредством устойчивых системных связей обеспечивает политическую и экономическую безопасность страны.

Эффективный налоговый механизм позволяет максимально мобилизовать централизованные денежные средства через налоговую систему с учетом необходимости соблюдения баланса интересов участников налоговых отношений. Тем самым, федеральный бюджет обеспечивается финансовыми ресурсами, чтобы покрыть государственные расходы, тем самым создаются необходимые условия для организации поступательного развития предпринимательства, отраслевого регулирования путем методов прямого и косвенного государственного воздействия и т.д.

Безусловно, эффективность региональной налоговой политики, в целом, зависит от реализуемой государственной налоговой политики и полномочий, которыми наделены региональные органы власти и управления.

На наш взгляд, построение региональной налоговой политики в депрессивных республиках Юга России должно основываться на концепции устойчивости бюджетной системы, что обеспечивает стабильность, своевременность и полноту ожидаемых налоговых поступлений.

Для восстановления экономики высокодотационных республик и выхода их из депрессивного состояния мы предлагаем временно (на период выхода) оптимизировать систему региональных и местных налогов, чтобы расширить налоговые компетенции республик, сформировать специальный режим налогообложения, что позволит расширить и укрепить налоговый потенциал геополитически сложного региона.

Отдельной проблемой стоит необходимость нейтрализации угроз налоговой безопасности республики, на наш взгляд, не в состоянии самостоятельно решить это. Эксперты отмечают высокий уровень налоговых правонарушений, умышленного сокрытия доходов и объектов налогообложения.

Налоговые риски регионов могут создавать определенную угрозу налоговой безопасности государства, ибо это приводит к сокращению налоговых поступлений из-за ненадлежащей (может и преднамеренной) реализации мероприятий налоговой политики государства, например, возникновения (в существенных объемах) недоимок и задолженностей в бюджеты разных уровней. [5,10] Все это также подводит к необходимости включения в план налоговых поступлений возможную вероятность и уровень налоговых рисков, что позволит более устойчиво перенести неисполнение определенной части бюджетных заданий.

Так же надо отметить неустойчивость и непредсказуемость налоговых положений. Так, например, хозяйствующие субъекты часто жалуются по поводу регулярных доначислений налогов, имеются и другие пробелы...

В сегодняшних реалиях масштабное уклонение от налогов в республиках СКФО являет собой угрозу обеспечения налоговой безопасности, детерминирует потери налоговых доходов и усиливает комплекс противоречий в налогово-бюджетном секторе. Безусловно, нужно оперативно разработать и задействовать высокоэффективную модель управления налоговыми отношениями в высокодотационном депрессивном регионе, чтобы нейтрализовать существующие угрозы и риски налогового характера на уровне исследуемых республик. Для этого также необходимо скорректировать правовые положения налогообложения; создать эффективно действующую налоговую систему, адекватную современным требованиям; создать новый реестр и оптимизировать налоговые объекты, расширить налоговую базу; реализовать нормативно-целевой подход к системе налоговых льгот; обеспечить совокупность системно-нормативных и функциональных принципов реализации налоговой политики; обеспечить реализации стратегии социально-экономического развития региона в соответствии с принятой налоговой концепцией.

Все это актуализирует необходимость определения совокупности условий, вызывающих асимметрию ресурсного потенциала и потребностей республик в ресурсах, выявить факторы и процессы, определяющие нестабильность в регионе.

Также необходимо пересмотреть нормативы перераспределения налоговых доходов между бюджетами, скорректировать налоговую нагрузку на региональную экономику, увеличить госрасходы на функционирование элементов налогового механизма.

Нам представляется, что совокупность высказанных предложений позволит грамотно использовать элементы налогового механизма, активизирует предпринимательскую деятельность, повысит конкурентоспособность хозяйствующих субъектов и увеличит инвестиционные ресурсы посредством своевременных и в полном объеме налоговых поступлений в бюджет.

Источники:

1. Агарков С.А. Экономические и институциональные аспекты государственной региональной политики в России //Вестник Мурманского госуниверситета. - 2005. - №2. - С. 194-200

2. Аринин Е.А. Конституционно-правовые аспекты организационно-правового механизма налогообложения в Российской Федерации //Конституционное и муниципальное право. - 2009. - №3. - С.33-37

3. Богданов А.С. Методические основы анализа и оценки налогового потенциала региона //Экономические и гуманитарные науки. - 2014. - №2. - С.97-100

4. Горский И.В. Налоговый потенциал в механизме межбюджетных отношений //Финансы. - 1999. - №6. - С.27-30

5. Ермакова Е.А. Система принципов финансового планирования и прогнозирования для эффективного управления бюджетом //Вестник Саратовского государственного социально-экономического ун-та. - 2015. - №2. - С.65-70

6. Золочевская Е.Ю. Система налоговых индикаторов в налоговом анализе //Управленческий учет. - 2011. - №2. -С.18-27

7. Калашникова И.В. Налоговый механизм и его влияние на экономику Российской Федерации //Инновационная наука. - 2015. - №10. - С.187-194

8. Коростелкина И.А. Концепция развития многоуровневой налоговой политики //Финансы и кредит. - 2012. - №30. -С.44-51

9. Никулина Е.В. Моделирование и прогнозирование бюджетно-налоговой безопасности регионов РФ: монография. -Белгород: ООО «Эпицентр»,2015. - 100 с.

10. Мисаков В.С., Байдуев И.З., Гендугов С.З. Функционально-стоимостный анализ как метод системного исследования //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2015. - №22-2. - С.167

11. Самарина В.П. Особенности оценки неравномерности социально-экономического развития регионов //Проблемы современной экономики. - 2008. - №1. - С.300-304

12. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. - 5-е изд., перераб. и дополн. - М.: Инфра-М,2003. - 576 с.

13. Misakov V.S., Khamzatov V.A., Temrokova A.Kh., Misakov A.V., Dikareva I.A. Strategic management of innovative agroindustrial projects //Amazonia Investiga. -2018. - Т. 7. - № 14. - С. 16-23.

14. Misakov V.S., Misakov A.V., Tsurova L.A., Adzhieva A.Yu., Eskiev M.A. Ways of improving the economic mechanism for the social development of rural settlements of mountainous areas //International Journal of Advanced Biotechnology and Research. - 2017. - Т. 8. - № 4. - С. 964-972.

15. Misakov V.S., Tsurova L.A., Yandarbieva L.A., Tkhamadokova I.Kh., Goigova M.G. Certification of a regional economic complex as a highly effective tool for analysis and diagnostics of its development //Amazonia Investiga. - 2019. - Т. 8. -№ 20. - С. 451-458.

16. Yandarbaeva L.A., Adzhieva A.Yu., Tsurova L.A., Misakov A.V., Molamusov Z.Kh. Theoretical and methodological foundations of the regional social-ecological-economic system polyfactor monitoring //The Turkish Online Journal of Design Art and Communication. -2018. - Т. 8. - № S-MRCHSPCL. - С. 39-44.

References:

1. Agarkov S.A. Economic and institutional aspects of state regional policy in Russia // Bulletin of the Murmansk State University. - 2005. - No. 2. - S.194-200

2. Arinin E.A. Constitutional and legal aspects of the organizational and legal mechanism of taxation in the Russian Federation // Constitutional and municipal law. - 2009. - No. 3. - S.33-37

3. Bogdanov A.S. Methodological foundations of analysis and assessment of the tax potential of the region // Economic and humanitarian sciences. - 2014. - No. 2. - S.97-100

4. Gorskiy I.V. Tax potential in the mechanism of interbudgetary relations // Finance. - 1999. - No. 6. - P.27-30

5. Ermakova E.A. The system of principles of financial planning and forecasting for effective budget management // Bulletin of the Saratov State Socio-Economic University. - 2015. - No. 2. - S.65-70

6. Zolochevskaya E.Yu. The system of tax indicators in tax analysis // Management accounting. - 2011. - No. 2. - S.18-27

7. Kalashnikova I.V. Tax mechanism and its impact on the economy of the Russian Federation // Innovative science. - 2015. -No. 10. - S.187-194

8. Korostelkina I.A. The concept of development of a multilevel tax policy // Finance and Credit. - 2012. - No. 30. - S.44-51

9. Nikulina E.V. Modeling and forecasting the budgetary and tax security of the regions of the Russian Federation: monograph. -Belgorod: Epicenter LLC, 2015. - 100 p.

10. Misakov V.S., Baiduev I.Z., Gendugov S.Z. Functional-cost analysis as a method of systemic research // News of the Orenburg State Agrarian University. - 2015. - No. 22-2. - P. 167

11. Samarina V.P. Features of the assessment of the uneven socio-economic development of regions // Problems of modern economics. - 2008. - No. 1. - S.300-304

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Yutkina T.F. Taxes and taxation. - 5th ed., Rev. and add. - M .: Infra-M, 2003. - 576 p.

13. Misakov V.S., Khamzatov V.A., Temrokova A.Kh., Misakov A.V., Dikareva I.A. Strategic management of innovative agroindustrial projects // Amazonia Investiga. -2018. - T. 7. - No. 14. - S. 16-23.

14. Misakov V.S., Misakov A.V., Tsurova L.A., Adzhieva A.Yu., Eskiev M.A. Ways of improving the economic mechanism for the social development of rural settlements of mountainous areas // International Journal of Advanced Biotechnology and Research. - 2017. - T. 8. - No. 4. - S. 964-972.

15. Misakov V.S., Tsurova L.A., Yandarbieva L.A., Tkhamadokova I.Kh., Goigova M.G. Certification of a regional economic complex as a highly effective tool for analysis and diagnostics of its development // Amazonia Investiga. - 2019. - T. 8. -No. 20. - S. 451-458.

16. Yandarbaeva L.A., Adzhieva A.Yu., Tsurova L.A., Misakov A.V., Molamusov Z.Kh. Theoretical and methodological foundations of the regional social-ecological-economic system polyfactor monitoring // The Turkish Online Journal of Design Art and Communication. -2018. - T. 8. - No. S-MRCHSPCL. - S. 39-44.

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10528

Р.С. Гайрбекова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», [email protected],

R.S. Gairbekova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Chechen State University";

М.З. Афаунова - бакалавр 4 курса Северо-Кавказского филиала ФГБОУ ВО «РАНХиГС» (г. Пятигорск) направление «Экономика: финансы и кредит», [email protected],

M.Z. Afaunova - 4th year bachelor of the North Caucasus branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "RANEPA" (Pyatigorsk), direction "Economics: Finance and Credit".

ВЫБОР ПРИОРИТЕТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА

ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА SELECTION OF PRIORITIES FOR THE FORMATION OF THE INNOVATIVE POTENTIAL OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

Аннотация. Сегодня для всех очевидно, что успешность развития хозяйствующих субъектов регионального промышленного комплекса напрямую зависит от масштабов внедрения инноваций. Действительно, чем выше эффективность и интенсивность использования инновационных решений при реализации заданных целей стратегического развития хозяйствующих субъектов, тем выше их темпы роста. наращивание инновационной составляющей в операционной деятельности позволяет существенно увеличить конкурентные преимущества посредством сокращения издержек, роста качества и производительности труда, совершенствования оргструктуры и т.д.

Промышленные предприятия за эти годы убедились, что их модернизация и реиндустриализация целиком зависит от состояния и степени использования их инновационного потенциала и др. Все это и стало мотивом выбора темы нашего исследования.

Abstract. Today it is obvious to everyone that the success of the development of economic entities of the regional industrial complex directly depends on the scale of implementation of innovations. Indeed, the higher the efficiency and intensity of the use of innovative solutions in the implementation of the set goals of the strategic development of economic entities, the higher their growth rates. building up the innovative component in operating activities can significantly increase competitive advantages by reducing costs, increasing the quality and productivity of labor, improving the organizational structure, etc.

Over the years, industrial enterprises have become convinced that their modernization and reindustrialization entirely depends on the state and degree of use of their innovative potential, etc. All this became the motive for choosing the topic of our research.

Ключевые слова: конкуренция, экономическая неопределенность, хозяйствующие субъекты, инновационная деятельность, инновационный потенциал, стратегическое управление.

Key words: competition, economic uncertainty, business entities, innovation activity, innovation potential, strategic management

В сегодняшних реалиях одним из ключевых факторов производства является организация эффективной инновационной деятельности.

Очередной мировой экономический кризис в очередной раз вынуждает предприятия непрерывно приспосабливаться, адаптироваться к условиям постоянно меняющейся окружающей и внутренней среды, к наличию дополнительных факторов риска и неопределенности, к необходимости постоянного мониторинга финансово-экономического положения хозяйствующего субъекта и изыскания перспективных путей развития для поддержания и усиления конкурентных преимуществ. Все это, безусловно, актуализирует значимость выбора приоритетов построения инновационного потенциала предприятий любой формы собственности и отрасли.[2,7,11]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.