УДК 159.9
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ АКЦЕНТУИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ
Ольга Борисовна Попова, медицинский психолог Кемеровской областной клинической психиатрической больницы (ГУЗ КО КОКПБ); ул. Волгоградская, д. 41, Кемерово, Россия; e-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
В статье представлен анализ взглядов на структурную составляющую и уровни Я-кон-цепции, а также функциональное значение Я-концепции личности. Отражены сущностные характеристики компонентов Я-концепции акцентуированной личности, которые отражают сложность, многогранность, многоуровневость, многокомпонентность и многофункциональность, способность к изменениям во времени и с учетом социальной ситуации. Определены особенности Я-концепции акцентуированной личности в рамках изложенных подходов.
Ключевые слова: феномен Я, Я-концепция, акцентуированная личность, структура Я-концепции, функции Я-концепции.
Способность к адаптации личности с акцентуированными чертами - вопрос, который интересует психологов, социальных педагогов, медиков. Наибольший интерес представляют механизмы поддержания и согласованности Я-концепции у акцентуированной личности. Постановка проблемы исследований Я-концепции личности позволяет говорить об отсутствии единого, целостного, универсального понимания феномена Я и Я-концепции (Р. Бернса, У. Джемса, И. Кона, С. Л. Рубинштейна) [5]. Исследования акцентуированной личности (П.Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А.Е Личко) не раскрывают сущность ее Я-концепции. Цель - проанализировать взгляды на структурно-функциональную организацию Я-концепции акцентуированной личности. Мы предполагаем, что структурно-функциональная организация Я-концепции акцентуированной личности имеет свои специфические особенности. Сформулированы задачи: 1) проанализировать представления о структуре и функциях Я-концепции; 2) раскрыть сущность основных структурных компонентов Я-концепции; 3) проанализировать структурные особенности Я-концепции акцентуированной личности.
Р. Бернс представляет Я-концепцию в виде иерархической структуры [6]. На вершине находится глобальная Я-концепция, которая включает в себя грани индивидуального самосознания. Глобальная Я-концепция включает в себя Я-сознающее и Я - как объект, выделенные У. Джемсом. Рефлексивная составляющая Я-концепции включает компоненты установки, самооценку и принятие себя и выражается в образе Я.
Особое внимание Р. Бернс уделяет установкам. Он выделяет три модальности установок: реальное Я; зеркальное Я; идеальное Я. Каждая из модальностей Я имеет физический, социальный, умственный и эмоциональный аспекты [6].
Ряд исследований Я-концепции основывается на положении о том, что человек всегда стремится к максимальной внутренней согласованности. Акцентуированные черты личности, являясь по своей сути компенсаторным образованием, выполняют двоякую функцию. На определенном жизненном этапе они способствуют достижению определенного рода согласованности. По мере того, как черты и их выраженность закрепляются, не достигая необходимого для данного актуального состояния согласованности, они становятся фактором личностной ригидности, усугубляя рассогласования в условиях необходимой мобильности.
Отсутствие внутренней согласованности затрудняет достижения необходимого согласования с внешней средой.
Существенный фактор внутренней согласованности - самовосприятие. Далее человек строит на основе собственных представлений о себе и свое поведение, и интерпретацию индивидуального опыта. Третья функция Я-концепции заключается в способности определять ожидания индивида [6].
С.Л. Рубинштейн выделяет в структуре Я-концепции компоненты: Мы, Я-субъекта, отношение к миру, к другим, к себе и других ко мне [4]. И.С. Кон в структуре самосознания выделяет три компонента Я: активное, действующее Я; рефлексивное Я; невербали-зованное, нерефлексивное, часто неосознаваемое Я [8].
В работах В.С. Агапова представлена модель Я-концепции руководителя. Он определяет понятие «модель Я-концепции» как результат научного познания реальной Я-концепции личности, а также специально созданную динамическую систему гипотез и понятий, отражающую возможный комплекс избирательно вовлеченных самоорганизующихся компонентов, которые выражают наиболее существенные характеристики реальной Я-концепции личности. Ядром Я-концепции представлена система отношений к людям, к своей психической жизни, к социальному окружению, к духовым благам, динамически взаимодействующих в чувственном и понятийном планах [1, 2].
Сегодня в структуре Я-концепции выделяются компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий и волевой [2, 5, 13].
Содержание когнитивного компонента Я-концепции акцентуированной личности рассматривается в связи с различными уровнями самосознания (А.И. Иванов, И.С. Кон, Л.М. Митина, А.Г. Спиркин). Когнитивный компонент отвечает за рефлексивную переработку и хранение наиболее значимой информации о себе, своих потребностях, способностях, перспективах личностного и профессионального развития. С.Р. Пантелеевым самоотношение понимается как индикатор успешности самореализации субъекта как личности [10].
На основе работ ряда авторов можно выделить три типа соотношения личностных и субъектно-деятельностных свойств Я-концепции: их взаимосвязь и взаимообусловленность; доминирование субъектно-деятельностных свойств; доминирование личностных свойств. Когнитивный компонент Я-концепции представлен совокупностью личностных и субъектно-деятельностных, экспрессивных, инструментальных и интенциональных свойств, приписываемых субъектом себе как субъекту познания.
Эмоциональный компонент Я-концепции определяется как самооценка (И.С. Кон), аффективная, эмоциональная составляющая Я-концепции (А.Н. Крылов), эмоционально-оценочный и эмоционально-ценностный компонент Я-концепции (Р. Бернс), самоотношение (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев).
В данном компоненте выделяются две подструктуры: аффективно-оценочная и эмоционально-ценностное самоотношение (С.Р. Пантилеев, В.В. Столин) [12]. В качестве макроструктуры в самоотношении выделяются: аутосимпатия, близость-самоинтерес, самоуважение и ожидаемое отношение от других [11]. Самоотношение выражает самоуважение, чувство компетентности и эффективности [12]. При выраженности личностных черт самоотношение имеет противоречивый характер, поскольку любая черта и особенность имеет как свои положительные, так и негативные ракурсы [9]. Личный опыт тоже полон противоречий.
Волевой компонент Я-концепции проявляется в самооценке волевых качеств личности, таких как самостоятельность, целеустремленность, самоконтроль. И.И. Чесноко-ва рассматривает волевое саморегулирование как двухуровневый процесс: управление деятельностью на этапах ее развертывания; самоконтроль звеньев регуляции поведения [15].
А.И. Иванов, рассматривая проявления волевого компонента в деятельности кадров управления, отмечает, что содержательно они проявляются в конкретных действиях, направленных на достижение карьерных намерений [7].
В свою очередь поведенческий компонент характеризуется как готовность, намерение субъекта действовать, внутренняя программа действий [3, 14].
Содержание поведенческого компонента определяется установками (Р. Бернс, И.С. Кон, Н.И. Сарджвеладзе); конкретными действиями (С.Т. Джанерьян, Х. Хекхаузен); поведением (З.И. Рябикина, В.Ф. Сафин) и саморегуляцией (А.А. Налчаджян, В.Ф. Сафин, И.И. Чеснокова).
Также следует рассмотреть теоретическую модель Я-концепции, разработанную В.С. Агаповым. В данной модели выражено взаимодействие сфер сознательного и бессознательного, отношений и ценностей, и его результат - образ Я [5]. Выделяют компоненты:
1) сознания, рассматриваемого У. Джемсом как непрерывный поток текущих впечатлений, образов, мыслей, чувств, которые развиваются одновременно из одного ядра с мышлением;
2) самосознания как диалога обращенности к себе и внешнему миру;
3) самопознания, обеспечивающего познание собственных, качественных и социально-психологических характеристик содержания Я-концепции; сообщение другим личной информации о себе, представления себя другим, управление впечатлением, понимание границ своей концепции Я и ее формирование в соответствии с потребностями;
4) диспозиционной системы, саморегуляции и самоконтроля, позволяющих рассматривать внутреннюю предрасположенность будущего специалиста к направленности активности, к поведению, выбору целей и средств их достижения, выстраиванию иерархии ценностей;
5) системы отношений, выступающей как инфраструктурный элемент, обеспечивающий возможность проявления всех остальных;
6) образа Я, многоканального компонента, имеющего системное свойство.
Анализ исследований позволяет сделать вывод о том, что нет исчерпывающего представления о структуре и функциях Я-концепции. Сложность, многогранность, многоуров-невость, многокомпонентность и многофункциональность, способность к изменениям во времени и с учетом социальной ситуации, в которой находится личность, можно отнести не только к Я-концепции в целом, но и к структурным компонентам в частности. Структурные особенности Я-концепции акцентуированной личности обусловлены ее стремлением к внутренней согласованности, целостности, на фоне требований, которые предъявляет социальная действительность.
В заключение отметим, что практический интерес представляют внутренние и внешние условия, при которых возможно формирование положительной Я-концепции акцентуированной личности. Я-концепция, являясь источником, в первую очередь, социальной адаптации с одной стороны, в то же время является ее отражением.
Выражаем благодарность за оказание помощи в подготовке и написании настоящей статьи доктору психологических наук, профессору В.А. Агапову.
ЛИТЕРАТУРА
[1]. Агапов В.С. Изучение профессионального Я личности в когнитивной психологии // Ак-меология. 2011. № 3. С. 71-78.
[2]. Агапов В.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология. 2012. № 3. С. 36-31.
[3]. Агапов В.С. Системное изучение Я-концепции субъекта в российской психологии // Акмеология. 2013. № 1.С. 27-30.
[4]. Агапов В.С. Современные исследования самосознания и Я-концепции субъекта в контексте идей С.Л. Рубинштейна// Акмеология. 2012. № 1. С. 133-143.
[5]. Агапов В.С. Я-концепция в структуре управленческой деятельности руководителя. М.: ГУУ, 1999.
[6]. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М., 2007. С. 333-392.
[7]. Иванов А.И. Рефлексия как психологический механизм развития Я-концепции взрослого человека в обучении: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Калуга, 2003.
[8]. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.
[9]. Лифшиц М.В. Эмпирическое исследование типологических особенностей характера // Акмеология. 2013. № 1. С. 50-53.
[10]. Мухина В.С. Отношение к образу «Я» в философии и психологии буддизма // Мир психологии. 2011. № 1. С. 234-245.
[11]. Налчаджан Л.А. Я-концепция // Психология самосознания. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М., 2007. С. 270-332.
[12]. Пантилеев С.Р. Самоотношение // Психология самосознания: Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М., 2007. С. 208-242.
[13]. Селюч М.Г. Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. М., 2008.
[14]. Сластенин В.А. Профессиональное самосознание учителя // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 2. С. 170-177.
[15]. Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе // Принципы развития в психологии. М. 1978. С. 316-335
STRUCTURAL AND FUNCTIONAL ORGANIZATION OF SELF-CONCEPT ACCENTUATED PERSONALITY
Olga B. Popova, clinical psychologist, Pubic Health Institution of Kemerovo Region «Kemerovo Regional Clinical Psychiatric Hospital»; St. Volgogradskaya , 41, Kemerovo, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article analyzes the views of constituents and levels of self-concept, as well as the functional significance of the self-concept of personality. It reflects the essential characteristics of the components of self-concept of accentuated personality which reflect the complexity and versatility, multi-levelness, multi-component and multi-functionality, the ability to change within time and with the regard for the social situation. The features of the self-concept of accentuated personality within the stated approaches.
Key words: I, self-concept, accentuated personality, structure of self-concept, self-concept functions.
REFERENCES
[1]. Agapov V.S. Izuchenie professional'nogo Ja lichnosti v kognitivnoj psihologii // Akmeologija. 2011. № 3. S. 71-78.
[2]. Agapov V.S. Koncepcija Ja i samorealizacija sub#ekta: problemnoe pole nauchnyh issledovanij // Akmeologija. 2012. № 3. S. 36-31.
[3]. Agapov V.S. Sistemnoe izuchenie Ja-koncepcii sub#ekta v rossijskoj psihologii // Akmeologija. 2013. № 1. S. 27-30.
[4]. Agapov V.S. Covremennye issledovanija samosoznanija i Ja-koncepcii sub#ekta v kontekste idej S.L. Rubinshtejna// Akmeologija. 2012. № 1. S. 133-143.
[5]. Agapov V.S. Ja-koncepcija v strukture upravlencheskoj dejatel'nosti rukovoditelja. M.: GUU, 1999.
[6]. Berns R. Chto takoe Ja-koncepcija // Psihologija samosoznanija. Hrestomatija / Pod red. D.Ja. Rajgorodskogo. Samara: Bahrah-M., 2007. S. 333-392.
[7]. IvanovA.I. Refleksija kak psihologicheskij mehanizm razvitija Ja-koncepcii vzroslogo cheloveka v obuchenii: Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. Kaluga, 2003.
[8]. Kon I.S. V poiskah sebja: Lichnost' i ee samosoznanie. M.: Politizdat, 1984.
[9]. LifshicM.V. Jempiricheskoe issledovanie tipologicheskih osobennostej haraktera // Akmeologija. 2013. № 1. S. 50-53.
[10]. Muhina V.S. Otnoshenie k obrazu «Ja» v filosofii i psihologii buddizma// Mir psihologii. 2011. № 1. S. 234-245.
[11]. Nalchadzhan L.A. Ja-koncepcija // Psihologija samosoznanija. Hrestomatija / Pod red. D.Ja. Rajgorodskogo. Samara: Bahrah-M., 2007. S. 270-332.
[12]. Pantileev S.R. Samootnoshenie // Psihologija samosoznanija. Hrestomatija / Pod red. D.Ja. Rajgorodskogo. Samara: Bahrah-M., 2007. S. 208-242.
[13]. Seljuch M.G. Sistemnaja koncepcija tvorcheskogo Ja rukovoditelja obrazovatel'nogo uchrezhdenija: Avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk. M., 2008.
[14]. Slastenin V.A. Professional'noe samosoznanie uchitelja // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2005. № 2. S. 170-177.
[15]. Chesnokova I.I. Osobennosti razvitija samosoznanija v ontogeneze // Principy razvitija v psihologii. M., 1978. S. 316-335.