Научная статья на тему 'Изучение Я-концепции акцентуированной личности'

Изучение Я-концепции акцентуированной личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
667
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ / SELF-CONCEPT / АКЦЕНТУИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ / ACCENTUATED PERSONALITY / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ Я-КОНЦЕПЦИИ / STRUCTURAL COMPONENTS OF THE SELF-CONCEPT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попова Ольга Борисовна

В статье представлен краткий теоретический обзор основных структурных компонентов Я-концепции личности: когнитивного, эмоционального, волевого, поведенческого и мотивационного. Приведены результаты эмпирического исследования, целью которого было изучение особенностей Я-концепции акцентуированной личности. Исследование проводилось при помощи опросных методов и методов статической обработки данных. Специфика особенностей Я-концепции акцентуированной личности изучалась посредством сравнительного анализа результатов исследования экспериментальной группы с двумя контрольными. Одну контрольную группу составили респонденты, не имеющие акцентуированных черт личности, другую респонденты с диагнозом «шизофрения». В результате исследования были определены особенности основных компонентов Я-концепции личности с акцентуированными чертами, их направленность и качественные характеристики. Были выявлены внутрикомпонентные и межкомпонентные связи в структуре Я-концепции акцентуированной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Попова Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE ACCENTUATED PERSONALITY’S SELF-CONCEPT

The article presents brief theoretical review of the main structural components of the Self-concept of a person: cognitive, emotional, conative, behavioral and motivational. There are shown the results of the empirical research aimed at examining the features of the self-concept of an accentuated personality. The research was carried out using questionnaire methods and data static processing techniques. Specificity features of the Self-concept of an accentuated personality was studied by means of the comparative analysis of the research results of an experimental group and two control groups. One of the control group consisted of people without accentuated personality traits, the other of the respondents diagnosed with schizophrenia. As a result of the study there were identified the main features of the components of the Self-concept of accentuated personality, their direction and quality characteristics. There were found out intra-component and inter-component links in the structure of the Self-concept of accentuated personality.

Текст научной работы на тему «Изучение Я-концепции акцентуированной личности»

УДК 159.9

ИЗУЧЕНИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ АКЦЕНТУИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ

Попова Ольга Борисовна — ведущий психолог Центра экстренной психологической помощи МЧС России; Угловой пер., 27, стр. 2, Москва, Россия; e-mail: rapsodiya9@gmail.com

Введение

Одним из основных вопросов специалистов сферы «человек — человек» является вопрос об особенностях развития человека как индивида и субъекта в своей социокультурной среде. В этой связи особо актуально стоит вопрос социальной адаптации личности с акцентуированными чертами [5; 7]. Для психологии наиболее интересным представляется рассмотрение психологических механизмов поддержания и согласованности Я-концепции у акцентуированной личности [4; 15].

Опираясь на исследования В.С. Агапова, Л.О. Андроповой, Р. Бернса, И.С. Кона, А. Маслоу, С.М. Петровой, Н.А. Пешковой, С.Л. Рубинштейна, О.Б. Смирновой, можно утверждать, что Я-концепция — это динамичная научно познаваемая система; наряду с этим её содержание может быть осознано личностью; Я-концепция подразумевает наличие сложных и упорядоченных структурных составляющих и логических связей между ними; под воздействием социальных фактов Я-концепция

постоянно меняется, стремясь к самореализации, самостановлению и дальнейшему развитию [3].

Сегодня в структуре Я-концепции выделяют пять компонентов: когнитивный, эмоциональный, волевой, поведенческий и мотивационный [1; 2; 9-11].

Когнитивный компонент отвечает за рефлективную переработку и хранение наиболее значимой информации о себе, своих потребностях, способностях, перспективах личностного и профессионального развития.

Эмоциональный компонент определяется исследователями как: самооценка (И.С. Кон); аффективная, эмоциональная составляющая Я-концепции (А.Н. Крылов, Т.К. Поддубная); эмоционально-оценочный и эмоционально-ценностный компонент Я-концепции (Р. Бернс, И.И. Чеснокова); самоотношение (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев) [6; 8].

Волевой компонент проявляется в самооценке волевых качеств личности, таких как самостоятельность, целеустремлённость, самоконтроль [13; 14].

Поведенческий компонент характеризуется как готовность личности действовать, её внутренняя программа действий [6; 12].

Цель исследования — выявление психологических особенностей структуры Я-концепции акцентуированной личности.

Гипотеза исследования — у акцентуированной личности существуют специфические особенности Я-концепции.

Для выявления особенностей Я-кон-цепции использовались опросные методы и методы статистической обработки данных.

Задачи исследования:

1. Выявление особенностей структуры Я-концепции личности в экспериментальной и контрольных группах.

2. Осуществление сравнительного анализа исследования структуры Я-кон-цепции акцентуированной личности.

Методика исследования

Для участия в исследовании были отобраны три группы испытуемых: одна экспериментальная и две контрольные. Репрезентативность выборки была обеспечена за счёт возрастных, гендерных, образовательных различий испытуемых в составе групп. Первую группу, группу акцентуированных личностей, составили респонденты, набравшие по одной и более шкалам «Методики многостороннего исследования личности» более 70 Т-бал-лов или менее 30 Т-баллов, не имеющие диагностированных психических расстройств. Данная группа респондентов является экспериментальной.

Во вторую группу, группу психической патологии, вошли респонденты из числа пациентов стационарных отделений Кемеровской областной клинической психиатрической больницы, имеющие диагноз «шизофрения».

В третью группу, группу условной нормы, вошли респонденты, не имеющие диагностированных психических расстройств, а также со степенью выраженности личностных черт по основным

РЕЗЮМЕ

В статье представлен краткий теоретический обзор основных структурных компонентов Я-концепции личности: когнитивного, эмоционального, волевого, поведенческого и мотиваци-онного. Приведены результаты эмпирического исследования, целью которого было изучение особенностей Я-концепции акцентуированной личности. Исследование проводилось при помощи опросных методов и методов статической обработки данных. Специфика особенностей Я-концепции акцентуированной личности изучалась посредством сравнительного анализа результатов исследования экспериментальной группы с двумя контрольными. Одну контрольную группу составили респонденты, не имеющие акцентуированных черт личности, другую — респонденты с диагнозом «шизофрения». В результате исследования были определены особенности основных компонентов Я-концепции личности с акцентуированными чертами, их направленность и качественные характеристики. Были выявлены внутрикомпонентные и межкомпонентные связи в структуре Я-концепции акцентуированной личности.

Ключевые слова: Я-концепция, акцентуированная личность, структурные компоненты Я-концепции.

шкалам «Методики многостороннего исследования личности» в пределах от 30 до 70 Т-баллов. Вторая и третья группы респондентов являются контрольными.

Опросные методы, при помощи которых изучалась Я-концепция личности: методика диагностики уровня развития рефлексивности; опросник А.В. Карпова; методика многофакторного исследования личности (Р. Кеттелл); методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири); опросник в адаптации О.А. Кравовой, опросник степени удовлетворённости потребностей (А. Мас-лоу); тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев); опросник «Индивидуальные стили когнитивного поведения» (О.Н. Манолова).

Результаты исследования и их обсуждение

Изучая когнитивный компонент Я-концепции личности при помощи методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла, в экспериментальной группе отмечаются значимо более низкие показатели по фактору N «Прямолинейность — Дипломатичность», чем у испытуемых, составивших группу условной нормы (р = 0,05) и группу испытуемых с диагнозом «шизофрения» (р = 0,001). Вышесказанное свидетельствует о более высокой склонности лиц с акцентуированными чертами к прямолинейности в отношениях с другими людьми, к эмоциональной несдержанности, непосредственности. Сравнивая данные между мужчинами и женщинами с акцентуированными чертами, можно на достоверном уровне значимости говорить о том, что женщины с акцентуированными чертами более склонны к прямолинейности, непосредственности и в то же время зависимости от мнения группы, чем мужчины той же группы (р < 0,05).

Выявлены значимые различия по фактору Q1 «Аналитичность мышления» между женщинами и мужчинами группы испытуемых с акцентуированными чертами личности (р < 0,05), что говорит о большей склонности женщин с акцентуированными чертами к свободомыслию и экспериментам, чем у мужчин.

В процессе исследования были выявлены значимые различия в уровне рефлексивности у мужчин и женщин, составляющих группу испытуемых с акцентуированными чертами личности (р < 0,05), в то время как у испытуемых, входящих в группу условную нор-

му, и в группе испытуемых с диагнозом «шизофрения» значимых отличий не отмечается. Так, уровень рефлексивности у женщин с акцентуированными чертами значимо выше уровня рефлексивности у мужчин с акцентуированными чертами.

Изучая эмоциональный компонент Я-концепции личности, мы выявили значимые различия у мужчин и женщин с акцентуированными чертами по шкале «Самоинтерес» (р = 0,05). У женщин показатели по этой шкале значимо выше, чем у мужчин.

При изучении волевого компонента Я-концепции личности показатели по фактору Q2 «Зависимость от группы — Самодостаточность» у испытуемых с акцентуированными чертами значимо ниже, чем у испытуемых двух других групп. Испытуемые с акцентуированными чертами более зависимы от мнения группы, чем испытуемые группы условной нормы (р = 0,05) и испытуемые с диагнозом «шизофрения» (р < 0,05).

В группе испытуемых с акцентуированными чертами личности интегральное значение по шкале «Саморуководство, самопоследовательность» значимо ниже соответствующего значения по этой шкале, чем у испытуемых группы условной нормы и группы пациентов с диагнозом «шизофрения» (р < 0,05). Учитывая значение признака, можно говорить об отсутствии его выраженности в данной группе.

При изучении поведенческого компонента Я-концепции личности по шкале «Дружелюбие» были выявлены значимые различия между Я-реальным и Я-идеальным в группе испытуемых с акцентуированными чертами личности только среди женщин. При этом следует отметить, что показатели Я-идеального ниже показателей Я-реального.

Сравнение результатов, полученных у мужчин и женщин в группе испытуемых с акцентуированными чертами по фактору L «Доверчивость — Подозрительность» показало, что у женщин данный показатель значимо ниже, чем у мужчин (р < 0,05); это свидетельствует о большей покладистости при свободе от зависимости, меньшей подозрительности и обидчивости.

Мотивационный компонент Я-кон-цепции личности изучался при помощи шкалы базисных убеждений, разработанной О.А. Кравцовой. Были выявлены положительные внутрикомпонен-тные связи между значениями шкалы

«Степень самоконтроля» и «Степень удачи» и отрицательные взаимосвязи между значениями шкал «Степень справедливости» и «Ценность собственного Я» у лиц с акцентуированными чертами личности. Таким образом, чем сильнее выражено переживание субъективного самоконтроля, тем в большей степени допускается значимость удачи в повседневных и ключевых жизненных событиях. В свою очередь, при высоких значениях собственной ценности ниже субъективное «влияние случая» на события.

ВЫВОДЫ

Таким образом, в исследовании были выявлены следующие особенности Я-концепции акцентуированной личности:

• лица с акцентуированными чертами более прямолинейны в отношениях с другими;

• в то же время лица с акцентуированными чертами более других нуждаются в поддержке со стороны значимого окружения, более зависимы от группы;

• уровень саморуководства, самопоследовательности значимо ниже у лиц с акцентуированными чертами.

ССЫЛКИ

[1]. Агапов В.С. Модель Я-концеп-ции руководителя. — М.: МОСУ, РАГС, 2001. — 52 с.

[2]. Агапов В.С. Я-концепция в структуре управленческой деятельности руководителя. — М.: ГУУ, 1999. — 230 с.

[3]. Агапов В.С., Селюч М.Г. Теоретико-методологические проблемы исследования творческого Я руководителя образовательного учреждения // Проблемы экономики и информатизации образования: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Тула, 15-16 апреля 2010 / Науч. ред. Е.Б. Карпов. — Тула: НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики», 2010. — С. 107-114.

[4]. Алябьев А.Е. О взаимосвязи социально-психологической адаптации и акцентуации характера подростков // Ак-меология. — 2015. — № 3. — С. 186.

[5]. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статистика, динамика, систематика. — Н. Новгород: Изд-во НГМД, 1998. — 128 с.

[6]. Джанерьян С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный подход: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. — Ростов-на-Дону, 2005. — 47 с.

[7]. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Речь, 2010. — 256 с.

[8]. Пантилеев С.Р. Самоотношение // Психология самосознания. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. — Самара: Бахрах-М, 2007. — С. 208-242.

[9]. Пешкова Н.А. Изучение особенностей Я-концепции педагога как основы его саморазвития // Акмеология. —

2015. — № 3. — С. 140-141.

[10]. Салтыкова О.А., Ионцева М.В. Особенности структуры профессиональной Я-концепции специалиста по связям с общественностью // Акмеология. —

2016. — № 3. — С. 105-109.

[11]. Селюч М.Г. Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения: Авто-реф. дис. ... д-ра психол. наук. — М., 2008. — 35 с.

[12]. Сластёнин В.А. Профессиональное самосознание учителя // Сибирский педагогический журнал. — 2005. — № 2. — С. 170-177.

[13]. Солонович Е.Г. Общее и особенное в подходах к проблеме исследования волевого «Я» личности // Акмеология. — 2014. — № 4. — С. 142-149.

[14]. Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе. Принципы развития в психологии. — М., 1978. — С. 316-335.

[15]. Фатеева К.Н., Хаидов С.К. Особенности сформированности Я-кон-цепции у подростков с задержкой психического развития // Акмеология. — 2015. — № 3. — С. 164-166.

REFERENCES

[1]. Agapov V.S. Model' Ja-koncepcii rukovoditelja [Self-concept model of a head]. — Moscow: MOSU, RAGS, 2001. — 52 p.

[2]. Agapov V.S. Ja-koncepcija v strukture upravlencheskoj dejatel'nosti rukovoditelja [Self-concept in the structure of administrative activity of a head]. — Moscow: GUU, 1999. — 230 p.

[3]. Agapov V.S., Seljuch M.G. Teore-tiko-metodologicheskie problemy issle-dovanija tvorcheskogo Ja rukovoditelja obrazovatel'nogo uchrezhdenija [Theoretical and methodological problems of self-creativity researching of a head of an educational institute] // Problemy jekonomiki i informatizacii obrazovanija: Materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Problems of Economy and Informatization of Education: Proceedings of the VIII International Scientific and Practical Conference]. Tula, 15-16 aprelja 2010 / Nauchn. red. E.B. Karpov. — Tula: NOO VPO NP "Tul. in-t jekonomiki i informati-ki", 2010. — P. 107-114.

[4]. Aljab'ev A.E. O vzaimosvjazi social'no-psihologicheskoj adaptacii i ak-centuacii haraktera podrostkov [About the relationship between social and psychological adaptation and character accentuations of teenagers] // Akmelogija [Akmeol-ogy]. — 2015. — № 3. — P. 186.

[5]. Gannushkin P.B. Klinika psihopatij: ih statistika, dinamika, sistematika [Clinical issues of psychopathy: statistician, dynamic, systematization]. — N. Novgorod: Izd-vo NGMD, 1998. — 128 p.

[6]. Dzhaner'jan S.T. Professional'naja Ja-koncepcija: sistemnyj podhod [The professional self-concept: systematic approach]: Avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk [Abstract of the thesis of the doctor of psychological sciences]. — Rostov-na-Donu, 2005. — 47 p.

[7]. Lichko A.E. Psihopatii i akcentuacii haraktera u podrostkov [Psychopathy and the accentuation of character in adolescents]. Izd. 2-e dop. i pererab. — Rech', 2010. — 256 p.

[8]. Pantileev S.R. Samootnoshenie [Self-attitude] // Psihologija samosoznanija. Hres-tomatija / Pod red. D.Ja. Rajgorodskogo [Psychology of consciousness. Chrestom-athy / Ed. D.Y. Raigorodskii]. — Samara: Bahrah — Moscow, 2007. — P. 208-242.

[9]. Peshkova N.A. Izuchenie osobennos-tej Ja-koncepcii pedagoga kak osnovy ego samorazvitija [The study of teacher's self-concept as the basis of its self-development] // Akmeologija [Akmeology]. — 2015. — № 3. — P. 140-141.

[10]. Saltykova O.A., Ionceva M.V. Os-obennosti struktury professional'noj Ja-koncepcii specialista po svjazjam s obshhestvennost'ju [The structure features of professional self-concept of a specialist of public relationships] // Akmeologija [Akmeology]. — 2016. — № 3. — P. 105-109.

[11]. Seljuch M.G. Sistemnaja koncepcija tvorcheskogo Ja rukovoditelja obrazovatel'nogo uchrezhdenija [The system self-creativity concept of a head of an educational institute:]: Avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk [Abstract of the thesis of the doctor of psychological sciences]. — Moscow, 2008. — 35 p.

[12]. Slastenin V.A. Professional'noe sa-mosoznanie uchitelja [Professional self-consciousness of a teacher] // Sibirskij ped-agogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal]. — 2005. — № 2. — P. 170-177.

[13]. Solonovich E.G. Obshhee i os-obennoe v podhodah k probleme issledo-vanija volevogo «Ja» lichnosti [General and special in approaches to the problem of personalities' Self-wiliness research] // Akmeologija [Akmeology]. — 2014. — № 4. — P. 14 -149.

[14]. Chesnokova I.I. Osobennosti raz-vitija samosoznanija v ontogeneze [Ontoge-netics features of the self-consciousness development] // Principy razvitija v psihologii [Development principles of psychology]. — Moscow, 1978. — P. 316-335.

[15]. Fateeva K.N., Haidov S.K. Osobennosti sformirovannosti Ja-koncepcii u podrostkov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija [Features of formation of self-concept in adolescents with mental retardation] // Akmeologija [Akmeology]. — 2015. — № 3. — P. 164-166.

STUDY OF THE ACCENTUATED PERSONALITY'S SELF-CONCEPT Olga B. Popova — Leading Psychologist, the Center of Emergency Psychological Aid EMERCOM of Russia, Russian Emergencies Ministry; Uglovoy Pereulok, 27, building 2, Moscow, Russia; e-mail: rapsodiya9@gmail.com ABSTRACT

The article presents brief theoretical review of the main structural components of the Self-concept of a person: cognitive, emotional, conative, behavioral and motivational. There are shown the results of the empirical research aimed at examining the features of the self-concept of an accentuated personality. The research was carried out using questionnaire methods and data static processing techniques. Specificity features of the Self-concept of an accentuated personality was studied by means of the comparative analysis of the research results of an experimental group and two control groups. One of the control group consisted of people without accentuated personality traits, the other — of the respondents diagnosed with schizophrenia. As a result of the study there were identified the main features of the components of the Self-concept of accentuated personality, their direction and quality characteristics. There were found out intra-component and inter-component links in the structure of the Self-concept of accentuated personality. Keywords: Self-concept, accentuated personality, structural components of the Self-concept.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.