Научная статья на тему 'Психологические корреляты волевых интенций и силы я личности специалиста'

Психологические корреляты волевых интенций и силы я личности специалиста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
193
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / СИЛА Я / ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / PERSONALITY FEATURES / ВОЛЕВЫЕ СТРАТЕГИИ / VOLITIONAL STRATEGIES / ВОЛЕВЫЕ ИНТЕНЦИИ / VOLITIONAL INTENTIONS / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / VOLITIONAL QUALITIES / ВОЛЯ / WILL / ЦЕННОСТИ / VALUES / СМЫСЛ / MEANING / ВЫБОР / CHOICE / САМОКОНТРОЛЬ / SELF-CONTROL / ЖЕЛАНИЕ / ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ / ЭМПИРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / EMPIRICAL MODEL / EGO-STRENGTH / WISH / OBLIGATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Агапов Валерий Сергеевич, Касаткина Дарья Алексеевна

Представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей взаимосвязи волевых интенций и силы Я личности в различных выборках специалистов. Определена эмпирическая структура волевых интенций и черт личности специалиста. Осуществлён сравнительный анализ динамики психологических коррелят волевых интенций, волевых качеств и силы Я личности в выборках студентов и специалистов с разным стажем профессиональной деятельности, уровнем образования. Выявлены различия между теоретической и эмпирической моделями волевых интенций и силы Я личности специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERCORRELATIONS OF SPECIALIST’S VOLITIVE INTENTIONS AND EGO- STRENGTH

In the paper there are the results empirical study of psychological features relationship volitional intentions and ego-strength within different samples of specialists. The empiric structure of volitional intentions and personal features of specialist are developed and analyzed. The comparative analyzes of dynamics for psychological correlates of volitional intensions, volitional features and ego-strength within the samples of students and specialists with different professional activity experience and educational level. The differences between theoretic and empiric models of volitional intensions and ego-strength of specialist are founded.

Текст научной работы на тему «Психологические корреляты волевых интенций и силы я личности специалиста»

УДК 159.923

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ ВОЛЕВЫХ ИНТЕНЦИЙ И СИЛЫ Я ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

Агапов Валерий Сергеевич, доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; пр. Вернадского, д. 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: agapov.vs@mail.ru

Касаткина Дарья Алексеевна, стажёр кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; пр. Вернадского, д. 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: dkasatkina@yandex.ru

АННОТАЦИЯ

Представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей взаимосвязи волевых интенций и силы Я личности в различных выборках специалистов. Определена эмпирическая структура волевых интенций и черт личности специалиста. Осуществлён сравнительный анализ динамики психологических коррелят волевых интенций, волевых качеств и силы Я личности в выборках студентов и специалистов с разным стажем профессиональной деятельности, уровнем образования. Выявлены различия между теоретической и эмпирической моделями волевых интенций и силы Я личности специалиста.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, сила Я, черты личности, волевые стратегии, волевые интенции, волевые качества, воля, ценности, смысл, выбор, самоконтроль, желание, долженствование, эмпирическая модель, личность.

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость научного поиска внутренних психологических условий, факторов и механизмов продуктивного личностно-профессионального развития специалистов требует обращения к изучению акмеологических ресурсов субъекта. Сложившаяся в отечественной психологии и акмеологии методологическая база позволяет на теоретическом и эмпирическом уровнях изучить особенности взаимосвязей волевых интенций и силы Я как акмеологических ресурсов личности специалиста [1; 2; 7; 10; 13].

С увеличением конкуренции на рынке труда перед специалистами встаёт задача личностного и профессионального выбора в распределении своих возможностей, способностей, сил и времени. При этом наиболее сложно происходит выбор в контексте значимых для специалиста сфер [3; 4]. Изучая проблему в контексте значимых ценностей, целей и смыслов, мы вводим родственное термину «намерение» понятие «волевая интенция» [8], что позволяет понять и описать направленность субъекта профессиональной деятельности. Реализация актуальной волевой интенции во многом определяется уровнем силы Я личности специалиста: «Деяния, действия, поступки не бывают безличными и безликими, они совершаются не сами по себе, не независимо от человека. Это именно его деяния, он — их автор, творец, исполнитель, несущий за них ответственность и самостоятельно формирующийся в процессе их обдумывания и осуществления» [6, с. 71].

В результате обобщения различных научных подходов к изучаемой проблеме [3; 9; 13; 14] была разработана теоретическая модель проявления волевых интенций и силы Я личности специалиста. Цель нашего исследования — сопоставить теоретическую и эмпирическую модели волевых интенций и силы Я личности специалиста на основе выявления их психологических коррелят. Данная цель позволила выдвинуть гипотезу эмпирического исследования: сила Я в большей степени проявляется в реализации волевых интенций, связанных со смыслами личности специалиста. Предполагается, что сила Я личности специалиста связана с его общей зрелостью, способностью осознанно принимать решения и с успешностью в профессиональной деятельности. При этом в каждой волевой интенции имеется три компонента: ценностный, смысловой и регуляторный.

Методика и выборка исследования

Для изучения психологических коррелят волевых интенций и силы Я личности специалиста были использованы следующие методики:

• опросник волевых качеств личности М.В. Чумакова [15];

• опросник 16-PF Р. Кеттела [12];

• полуструктурированное интервью по выявлению взаимосвязи волевых интенций и силы Я специалиста.

Результаты интервью были проанализированы с помощью количественного контент-анализа [5]. Данные контент-анализа интервью и данные опросников были статистически обработаны с использованием пакета SPSS [11].

В эмпирическом исследовании приняли участие сотрудники HR-консалтинговой компании «Formatta» (n = 23), студенты и сотрудники ГБОУ ВПО МГПУ Института делового администрирования (n = 28), выпускники НИУ ВШЭ факультета психологии (n = 16), специалисты технических областей (n = 19), всего 86 человек: 35 мужчин и 51 женщина в возрасте от 17 до 61 года.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Выявлены значимые различия специалистов с разной силой Я по категории «Последовательность в реализации долженствования». Респонденты со слабым Я значимо менее последовательны в реализации долженствований (волевых интенций, связанных со смыслами), чем респонденты с сильным Я и Я со средневыраженной силой (см. табл. 1). Специалисты со слабым Я значимо менее ответственны.

Таблица 1

Значимые различия волевых стратегий и волевых качеств в группах специалистов с разной силой Я (n = 86)

Волевые интенции и качества Уровни силы Я

Низкий (n = 25) Средний (n = 43) Высокий (n = 18)

Последовательность в реализации долженствований (средняя частота упоминаний) 5,92 7,23 6,89

Ответственность (ВКЛ, средний балл) 5,16 6,56 6,83

При сравнении групп с разным уровнем образования выявлено, что специалисты с высшим образованием отличаются более реалистичной самооценкой, оценивают себя ниже по проявлениям волевых качеств, проявляют больше чуткости по отношению к другим. Специалисты чаще реализуют возникающие волевые интенции-желания, более последовательны в их осуществлении. В долженствованиях специалисты проявляют больше последовательности, реалистичности и гибкости (см. табл. 2).

Группа трудоустроенных специалистов значимо ниже оценивает себя по волевым качествам, чаще упоминает о возникновении и реализации волевых интенций-желаний, реалистичности в отношении долженствований (см. табл. 2).

Таблица 2

Значимые различия волевых стратегий, волевых качеств и черт личности в группах с разным уровнем образования и трудоустроенности

Показатели Уровень образования Трудоустроенность

Неполное высшее (П = 30) Высшее (П = 56) Не работают (П= 32) Работают (П = 54)

Самооценка (Md) 6,43 5,55 * *

Жёсткость — чувствительность (I) 4,53 5,39 * *

Ответственность 6,77 5,91 6,88 5,81

Инициативность * * 6,97 5,96

Настойчивость 6,53 5,41 6,38 5,46

Внимательность * * 6,13 5,09

Целеустремлённость 6,57 5,38 6,41 5,15

Выраженность воли 6,07 5,61 6,72 5,48

Возникновение желания 1,52 2,45 1,57 2,44

Реализация желания 1,67 3,31 1,82 3,26

Реалистичность желания * * 7,41 7,98

Последовательность желания 6,2 7,23 * *

Последовательность долженствования 6,07 7,16 * *

Реалистичность долженствований 7,07 7,88 6,97 7,96

Гибкость долженствований 6,77 7,38 * *

* По этим критериям не выявлено значимых различий.

Таблица 3

Значимые различия волевых стратегий, волевых качеств и черт личности в возрастных группах

Показатели Студенты (п = 12) Молодые специалисты (п = 32) Специалисты (п = 23) Развитые специалисты (п = 7) Зрелые специалисты (п = 12)

Общительность — замкнутость (А) 6,92 2, 5 4,84 1, 3 6,35 2, 5 5,29 3,75 1, 3

Жёсткость — чувствительность (I) 3,42 2, 3, 5 5,03 1 5,96 1 4,86 5,42 1

Конформность — неконформность ^2) 3,42 5 4,97 5 5,04 5 4,43 7,08 1, 2, 3

Настойчивость 7,08 2, 4, 5 5,97 1, 5 6,04 5 5,14 1 4 1, 2, 3

Реализация желаний 1,17 2, 3, 4, 5 2,34 5 3,27 1 4 1 3,75 1, 2

Реалистичность в долженствованиях 6,75 3, 5 7,28 3 8,22 1, 2 7,57 8,08 1

Гибкость в реализации долженствований 6,42 3, 5 7,13 5 7,26 1 6,86 8 1, 2

Примечание: нижние индексы обозначают номера групп, различия между которыми статистически значимы на уровне 0,05, индексы, выделенные шрифтом, — на уровне 0,01

Обнаружены значимые различия в группах неспециалистов (студентов), молодых специалистов и специалистов (см. табл. 3). Неспециалисты и молодые специалисты более общительны и настойчивы по сравнению с другими группами, но больше зависят от мнений и установок большинства. Они реже реализуют свои волевые интенции, проявляют меньше гибкости.

Специалисты занимают среднее положение: они более общительны, настойчивы и конформны, чем развитые и зрелые специалисты, но по сравнению с молодыми специалистами и студентами чаще реализуют собственные волевые интенции, проявляют больше гибкости.

Развитые и зрелые специалисты в силу жизненного опыта и наличия возможностей чаще реализуют волевые интенции, более гибкие в долженствованиях, но менее общительны и настойчивы.

Обнаружены значимые связи волевых интенций, волевых качеств и черт личности (см. табл. 4). Возникновение волевых интенций-долженствований в значительной степени связано с реализацией волевых интенций-долженствований, возникновение волевых интенций-желаний связано как с реализацией волевых интенций-желаний, так и c отклонением волевых интенций-желаний. Последовательность при реализации долженствований связана с реалистичностью и уверенностью в своих долженствованиях. Гибкость в отношении долженствований, способность корректировать цель и способы её достижения связаны с проявлениями мягкости и чувствительности. Уверенность и решительность в отношении долженствований также связаны со степенью согласованности волевых интенций-долженствований с ценностями и смыслами личности. Возникновение волевых

Таблица 4

Взаимосвязи волевых интенций, волевых качеств, черт личности специалиста

Показатели Возникновение желания Возникновение долженствования Отклонение желаний Согласованность долженствований Последовательность долженствования Уверенность в долженствованиях Гибкость желания Гибкость долженствования

Жёсткость-чувствительность (I) - - - - - - - ,319**

Гибкость долженствования - - - - - - ,374** -

Реалистичность в долженствованиях - - - ,319** ,498** 455** - -

Уверенность в долженствованиях - - - ,336** ,494** - - -

Реализация долженствований - ,812** - - - - - -

Отклонение желаний ,458** - - - - - - -

Реализация желаний ,664** - - - - - - -

Целеустремлённость -,388** - -,356** - - - - -

Решительно сть -,344** - - - - - - -

Настойчивость -,328** - - - - - - -

Энергичность -,351** - - - - - - -

Общая воля -441** - - - - - - -

** — уровень асимптотической значимости на уровне 0,01

интенций-желаний обратно связано с проявлениями воли и волевых качеств, отказ от реализации желаний обратно связан с целеустремлённостью. Также обнаружена связь между гибкостью в отношении желаний и долженствований.

Полученные связи позволяют говорить о том, что долженствование, в отличие от волевых интенций-желаний, носит для личности специалиста обязательный характер.

Что касается структуры волевых интенций, то в отличие от теоретической трёхкомпо-нентной модели в ней было выделено пять компонентов (рис. 1):

— Чувство долга. Состоит из уверенности в долженствованиях, реалистичности и последовательности при реализации долженствований и отражает содержательную сторону долженствования.

— Обязательность. Включает возникновение и реализацию долженствований, её можно назвать смысло-регуляторным компонентом.

— Уверенность в желаниях. Включает уверенность в желании и согласованность желания с ценностной сферой, отражает содержательные характеристики ценностного компонента.

— Гибкость желания. Содержит компоненты возникновение желания, реализация желания, отклонение желания, её можно назвать ценностно-регуляторным компонентом.

— Регуляторный компонент «Гибкость» включает проявления гибкости в отношении долженствований и желаний.

Так, можно говорить о специфических формах регуляции волевых интенций с преобладанием ценностного и с преобладанием смыслового компонентов. Специфическим можно считать способ выявления внутренних движущих сил волевой интенции. В одном случае — выявление ценностных оснований, в другом — смыслов.

В структуре черт личности специалиста выявлены компоненты проявлений силы Я (рис. 2). Это факторы:

Чувство долга

25 20,739

20 Д

1/

Гибкость Г \ Увереннось в

ж с желаниях

8,334 - —__ь

\ 0 / ^ 15,05

Гибкость желания Обязательность

8,899 11,983

• Доля объяснительной дисперсии

Рис. 1. Эмпирическая модель структуры волевых интенций личности специалиста

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Эмпирическая модель структуры черт личности специалиста

— «Сила Я», состоящий из ответственности, самоконтроля ^3), нормативности поведения и социальной смелости (Н);

— «Самоотношение», в который входят интеллект (В), самооценка (Md), уверенность (О), моно-фактор «Консерватизм» ^1);

— моно-фактор «Прямолинейность» (Ы).

Эти факторы описывают скорее приобретённые качества личности, чем врождённые свойства. Данные качества отображают уровень самоконтроля, отношение к себе, установки по отношению к информации и новому, установку открытости в отношениях, что соотносится с теоретическими функциями Я личности как рефлексивного сознательного начала, принимающего решения.

Результаты исследования показывают, что сила Я проявляется при реализации волевых интенций-долженствований. Такой вывод можно сделать по результатам сравнения групп с разной силой Я, хотя и при анализе взаимосвязей значимых коэффициентов корреляции обнаружено не было.

Сила Я личности в большей степени проявляется в способности личности быть последовательной при реализации долженствований, не менять своих целей, следовать намеченному плану.

Выявлены особенности динамики волевых интенций, связанных с ценностями и со смыслами. Волевые интенции, связанные со смыслами, носят обязательный характер в силу их социальной значимости [8; 9]. Они с большой вероятностью будут исполнены. Реализация волевых интенций, связанных с ценностями, в большей степени зависит от решения личности, актуальности цели. В таком случае волевые интенции состоят из пяти компонентов: двух содержательных, трёх динамически-регуляторных.

Говоря о динамике волевых интенций, подчеркнём, что более опытный специалист может реализовать больше волевых интенций — как долженствований, так и желаний. Обнаружено, что чем старше специалист, тем больше гибкости он проявляет в отношении корректировки своих целей, выбора средств их реализации. Наличие работы даёт больше свободы в отношении волевых интенций-желаний. Наличие высшего образования значимо связано с проявлениями последовательности при реализации волевых интенций, гибкости и реалистичности в отношении долженствований.

ВЫВОДЫ

1. Эмпирическая модель, в отличие от теоретической, отражает как содержательные характеристики волевых интенций (ценностный, смысловой компоненты), так и специфические регуляторные механизмы (смысло- и ценностно-регуляторные компоненты), и общую гибкость их динамики.

2. Динамика волевых интенций-долженствований содержательно и процессуально отличается от динамики волевых интенций-желаний.

Реализация волевых интенций-долженствований носит обязательный характер. Волевые интенции-долженствования связаны со степенью согласованности с ценностями личности, уверенности личности в них.

Волевые интенции-желания личность может как реализовать, так и отклонить. Их возникновение обратно связано с проявлениями воли и волевых качеств.

3. Специалисты с различным стажем значимо отличаются от студентов по показателям волевых интенций, волевым качествам, личностным чертам.

Наличие профессиональной деятельности увеличивает возможности специалиста в реализации волевых интенций, опыт развивает гибкость в выборе средств реализации, в корректировке целей.

Зрелые и развитые специалисты значимо более последовательны в реализации долженствований, нежели молодые специалисты и студенты.

Полученные результаты можно учитывать в практике психологии управления, психологии труда, в психолого-акмеологическом сопровождении, при разработке программ группового и индивидуального развития специалистов, молодых специалистов, студентов-стажёров, а также в работе с кадрами (формирование рабочих групп, распределение задач и обязанностей, создание кадрового резерва и др.).

ЛИТЕРАТУРА

[1]. АгаповВ.С. Современная когнитивная психология о структуре профессионального Я личности / В.С. Агапов // Учёные записки кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС / Под. общ. ред. А.А. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 2010. — С. 27-38.

[2]. Агапов В.С., Андропова Л.О., Смирнова О.Б. Самоконтроль в структуре Я-концепции учителя начальных классов / В.С. Агапов, Л.О. Андропова, О.Б. Смирнова. — Тула: НОО ВПО НП «ТИЭИ», 2010. — 304 с.

[3]. Агапов В.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология. — 2012. — № 3 (43). — С. 26-31.

[4]. Агапов В.С., Мишина М.М. Психологическая концепция проявления интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде // Акмеология. — 2014. — № 3 (51). — С. 46-57.

[5]. Алмаев Н.А., Малкова Г.Ю. Контент-аналитическое исследование личности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2006. — № 1. — С. 19-42.

[6]. Брушлинский А.В. С.Л. Рубинштейн — основоположник деятельностного подхода в психологической науке / А.В. Брушлинский // Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы. — М.: Наука, 1989. — С. 61-102.

[7]. Гагарин А.В. Деятельность личности в информационно-образовательной среде: теоретико-методологические аспекты // Акмеология. — 2012. — № 3 (43). — С. 31-36.

[8]. Касаткина Д.А. Взаимосвязь динамики намерений личности и значимого другого // Ак-меология. — 2012. — № 3 (Специальный выпуск). — С. 228-232.

[9]. Касаткина Д.А. Волевые качества и профессиональная направленность личности будущих специалистов: монография / Д.А. Касаткина. — М.: «Всё для вас — Подмосковье», 2013. — 68 с.

[10]. Ковалёев В.В. Акмеологическая система развития наблюдательности студентов-психологов // Акмеология. — 2011. — № 1 (37). — С. 32-39.

[11]. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие / А.Д. Наследов. — СПб.: Речь, 2004. — 392 с.

[12]. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Ответств. ред. Д.Я. Райгородский. — Самара, 2009. — 672 с.

[13]. Старовойтенко Е.Б. Возможности Я в диалоге с Другим // Мир психологии. — 2013. — № 4. — С. 189-204.

[14]. Судаков М.Н. Воля как акмеологический ресурс руководителя: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.000.13 / Судаков Максим Николаевич. — М., 2012. — 23 с.

[15]. Чумаков М.В. Опросник диагностики волевых качеств личности (ВКЛ). — Ярославль, 2004.

INTERCORRELATIONS OF SPECIALIST'S VOLITIVE INTENTIONS

AND EGO- STRENGTH

Valeriy S. Agapov, Doctor of Psychology, Professor of the Acmeology and Psychology of Professional Activity Department, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; 84, Vernadskiy prospect, Moscow 119606, Russia; e-mail: agapov.vs@mail.ru Daria A. Kasatkina, Trainee of the Acmeology and Psychology of Professional Activity Department, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; 84, Vernadskiy prospect, Moscow 119606, Russia; e-mail: dkasatkina@yandex.ru

ABSTRACT

In the paper there are the results empirical study of psychological features relationship volitional intentions and ego-strength within different samples of specialists. The empiric structure of volitional intentions and personal features of specialist are developed and analyzed. The comparative analyzes of dynamics for psychological correlates of volitional intensions, volitional features and ego-strength within the samples of students and specialists with different professional activity experience and educational level. The differences between theoretic and empiric models of volitional intensions and ego-strength of specialist are founded. Key words: professional activity, ego-strength, personality features, volitional strategies, volitional intentions, volitional qualities, will, values, meaning, choice, self-control, wish, obligation, empirical model, personality.

REFERENCES

[1]. Agapov V.S. Sovremennaja kognitivnaja psihologija o strukture professional'nogo Ja lichnosti // Uchenye zapiski kafedry akmeologii i psihologii professional'noj dejatel'nosti RAGS / Рod. obshh. red. A. A. Derkacha. — M.: Izd-vo RAGS, 2010. — S. 27-38.

[2]. Agapov V.S., Andropova L.O., Smirnova O.В. Samokontrol' v strukture Ja-koncepcii uchitelja nachal'nyh klassov. — Tula: NOO VPO NP «TlJel», 2010. — 304 s.

[3]. Agapov V.S. Koncepcija Ja i samorealizacija sub#ekta: problemnoe pole nauchnyh issledovanij // Akmeologija. — 2012. — № 3 (43). — S. 26-31.

[4]. Agapov V.S., Mishina M.M. Psihologicheskaja koncepcija projavlenija intellektual'noj dejatel'nosti lichnosti v raznovozrastnoj studencheskoj srede // Akmeologija. — 2014. — № 3 (51). — S. 46-57.

[5]. AlmaevN.A. Malkova G.Ju. Kontent-analiticheskoe issledovanie lichnosti // Psihologija. Zhurnal Vysshej shkoly jekonomiki. — 2006. — № 1. — S. 19-42.

[6]. Brushlinskij A.V. S.L. Rubinshtejn — osnovopolozhnik dejatel'nostnogo podhoda v psihologicheskoj nauke / A.V. Brushlinskij // Sergej Leonidovich Rubinshtejn. Ocherki, vospominanija, materialy. — M.: Nauka, 1989. — S. 61-102.

[7]. Gagarin A.V. Dejatel'nost' lichnosti v informacionno-obrazovatel'noj srede: teoretiko-metodologicheskie aspekty // Akmeologija. — 2012. — № 3 (43). — S. 31-36.

[8]. Kasatkina D.A. Vzaimosvjaz' dinamiki namerenij lichnosti i znachimogo drugogo // Akmeologija. — 2012. — № 3 (Special'nyj vypusk). — S. 228-232.

[9]. Kasatkina D.A. Volevye kachestva i professional'naja napravlennost' lichnosti budushhih specialistov: monografija / D.A. Kasatkina. — M.: «Vse dlja vas — Podmoskov'e», 2013. — 68 s.

[10]. Kovalev V.V. Akmeologicheskaja sistema razvitija nabljudatel'nosti studentov-psihologov // Akmeologija. — 2011. — № 1 (37). — S. 32-39.

[11]. NasledovA.D. Matematicheskie metody psihologicheskogo issledovanija. Analiz i interpretacija dannyh: Uchebnoe posobie / A.D. Nasledov. — SPb.: Rech', 2004. — 392 s.

[12]. Prakticheskaja psihodiagnostika. Metodiki i testy: Uchebnoe posobie / Otvetstv. red. Rajgorodskij D.Ja. — Samara, 2009. — 672 s.

[13]. Starovojtenko E.В. Vozmozhnosti Ja v dialoge s Drugim // Mir psihologii. — 2013. — № 4. — S. 189-204.

[14]. Sudakov M.N. Volja kak akmeologicheskij resurs rukovoditelja: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk: 19.000.13 / Sudakov Maksim Nikolaevich. — M., 2012. — 23 s.

[15]. ChumakovM.V. Oprosnik diagnostiki volevyh kachestv lichnosti (VKL). — Jaroslavl', 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.