АКМЕОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Acmeology of personality
УДК 159.923
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Агапов Валерий Сергеевич, доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; пр. Вернадского, д. 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: agapov.vs@mail.ru
Мишина Марина Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии Российского государственного гуманитарного университета; Миусская площадь, д. 6, Москва, Россия, 125993; e-mail: mishinamm@yandex.ru
АННОТАЦИЯ
В статье излагаются основные теоретические положения психологической концепции проявления интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде. Интегрированы методологический, теоретический, эмпирический, прикладной и экспериментальный уровни анализа качественно своеобразного феномена. Выявлен генезис концепций деятельности в системе научного знания; определены сущностные признаки изучаемого феномена и дано определение интеллектуальной деятельности личности. Разработаны теоретическая модель и параметры оценки показателей, отражающих дифференциацию уровней изучаемого феномена. Раскрыты возрастные и половые различия в динамике показателей проявления структурных компонентов интеллектуальной деятельности личности. Выделены типы изучаемого феномена. Изучена системная детерминация продуктивного развития интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде, представлены результаты формирующего эксперимента.
Ключевые слова: деятельность, действие, операция, интеллектуальная деятельность, интеллект, субъект, объект, студенческая среда, субъектный подход, деятельно стный подход, интегративный подход, системный подход, феномен, регуляция, психологические барьеры, личность, целостность, предметность, смыслообразование, целеобразова-ние, рефлексивность, творчество, интенция, мотив, потребность, типология, социально-психологические механизмы, алгоритм.
ВВЕДЕНИЕ
Разработка психологической концепции выполнена на основе интегративного, системного, целостно-функционального, деятельно стного, субъектного, междисциплинарного и типологического подходов [1; 3; 7; 8; 10; 14; 17; 18; 19; 28; 29; 30; 31], а также сложившейся в отечественной психологии теоретико-методологической базы изучения деятельности.
Мы разделяем классическое понимание особенностей деятельности, сформулированное С.Л. Рубинштейном:
1) это всегда деятельность субъекта (то есть человека, а не животного и не машины);
2) деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, то есть она обязательно является предметной, содержательной;
3) она всегда творческая и
4) самостоятельная [27; 28].
А.В. Брушлинский [9, с. 71] подчёркивает, что «нет ни бессубъектной деятельности, ни бездеятельного субъекта. От человека отделяются, отчуждаются не его деятельность, а лишь некоторые из её продуктов или результатов ... Деяния, действия, поступки не бывают безличными и безликими, они совершаются не сами по себе, не независимо от человека. Это именно его деяния, он - их автор, творец, исполнитель, несущий за них ответственность и самостоятельно формирующийся в процессе их обдумывания и осще ствления».
Данную точку зрения разделяет и Б.Ф. Ломов: «В анализе деятельности задачей психологии является изучение закономерностей формирования и развития системы психического отражения как "внутреннего условия" (в том смысле, в котором употреблял этот термин С.Л. Рубинштейн) как одной из важнейших характеристик субъекта деятельности и в этом плане как необходимой составляющей деятельности. ... Деятельность, рассматриваемая безотносительно к её субъекту, никакими характеристиками не обладает. Ими обладает только субъект деятельности» [20, с. 155].
Обобщая имеющиеся научные работы [1-31], мы выделяем следующие сущностные признаки интеллектуальной деятельности личности:
• целостность (характеризуется взаимосвязью внутренне противоречивых динамически развивающихся компонентов - когнитивного, мотивационного, эмоционального, регулятивного и результативного; в интеллектуальную деятельность личности входят субъект и его предмет);
• предметность (отражает межпредметные связи и отношения, порождает полифункциональность; задачу как определение объективного содержания интеллектуальной деятельности; движение, перенос и интенцию интеллектуального действия; интеллектуальные операции - понимание, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение, различение и сопоставление понятий, конструирование, ассоциирование, аналогии, аргументирование, установление связей, выяснение значений и смыслов, индукцию, дедукцию, доказательство и интерпретацию);
• осознанность (корректирует содержание интеллектуальной деятельности и приводит его в соответствие с внешним миром; обеспечивает переход от субъективного к объективному; направляет интеллектуальные действия на познание и преобразование себя, других, окружающего мира и информации; даёт интерпретацию причинно-следственных связей между явлениями и распознавание изменения логики проблемной ситуации);
• принадлежность субъекту (определяет и регулирует цель; отражает ценностно-смысловую самоорганизацию действий и осознанную саморегуляцию; умение оперировать субъективным запасом знаний; проницательность; овладение интеллектуальными действиями, ведущими к достижению цели);
• смыслообразование, целеобразование, рефлексивность (организует процесс, направленный на результат; отражает склонность к самоанализу, осмыслению, переосмыслению отношений с окружающим миром; способствует прогнозированию и достижению цели, вырабатывает опыт применения интеллектуальных операций);
• интеллектуальная активность (выражается в интересе, любознательности, достижении успешности; сохраняется и реализуется при переходе к каждому последующему этапу развития);
• творчество (отражает готовность идти на риск в условиях проблемной ситуации, вследствие чего реализуется креативность как черта личности; наличие элементов творчества в интеллектуальной деятельности; проявляется в соединении гибкости мышления с интересом субъекта, что порождает оригинальность);
• применение знаний (приём, переработка и генерация новой информации в виде решения интеллектуальной задачи, направленной на продуктивный результат).
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Это динамическая, иерархическая, смысловая система единства «внешнего и внутреннего»; взаимодействия субъекта с самим собой, другими людьми, окружающим миром и информацией. В процессе этого взаимодействия проявляются интеллектуальная активность, напряжённость и действия в решении теоретических и практических задач (контроль содержания и результата интеллектуальной деятельности, его оценка и моделирование); происходят адаптация к новым условиям проблемных ситуаций, развёртывание интеллектуальных действий и операций на основе рациональной и интуитивной трансформации знаний; предмет преобразуется в продукт.
Психологическая структура интеллектуальной деятельности личности включает когнитивный, мотивационный, эмоциональный, регулятивный, результативный компоненты и имеет специфические параметры оценки: предмет, операцию, мотив, задачу, позицию, средства, результат и его оценку.
Интеллектуальная деятельность личности как вид деятельности имеет общие (одинаковые с любым другим видом деятельности) и специфические (присущие только данному виду деятельности) характеристики проявления. Общие характеристики проявления раскрываются посредством следующих параметров оценки:
- в когнитивном компоненте - предмет (анализ и обработка информации; применение знаний, умений и навыков, связанных с идеальным представлением о предмете; осмысление решаемой задачи); операция (развёрнутость отдельных операций в зависимости от содержания деятельности; наблюдение в целях обнаружения некоторого общего отношения исследуемого предмета);
- в мотивационном компоненте - мотив (реализация потребностей, интересов, убеждений, установок, стереотипов и ценностей личности, её познавательной активности; наличие объекта деятельности), задача (обнаружение признаков исследуемого предмета и выявление его отношений с другими объектами окружающего мира; выполнение действий и операций, исходя из целей и содержания деятельности);
- в эмоциональном компоненте - позиция (выраженность эмоционального отношения к задаче);
- в регулятивном компоненте - средства (наличие программы действий с использованием духовных, материальных, технических, инструментальных средств, понятий и потенциальной энергии);
- в результативном компоненте - результат и его оценка (определяются в соответствии с целью деятельности путём выполнения предметно-практических действий, моделирования и преобразования предмета; его новизна).
Специфические характеристики проявления интеллектуальной деятельности личности раскрываются посредством следующих параметров:
- в когнитивном компоненте - предмет (познание специфичных явлений окружающего мира; отражение межпредметных связей и отношений; порождение полифункциональности; выявление актуальной задачи; определение объективного содержания интеллектуальной деятельности, которое направляет движение, перенос и интенцию интеллектуального действия), операция (фиксация выбора соответствующей операции);
- в мотивационном компоненте - мотив (актуализация интеллектуальных действий и операций в соответствии с поставленной целью и индивидуально-психологическими качествами личности, её самомотивацией и локусом контроля), задача (выбор интеллектуальных действий и операций; активизация смысло- и целеобразования; развитие рефлексии);
- в эмоциональном компоненте - позиция (осуществление интеллектуальных действий в зависимости от знаний и опыта);
- в регулятивном компоненте - психологические средства (использование символьных, словесных и модельных заменителей материальных объектов в зависимости от знаний и индивидуально-психологических качеств личности, её интуиция);
- в результативном компоненте - результат и его оценка (адекватность системы оценивания интеллектуальных достижений личности; способность к выведению закономерностей; авторское видение решения задач, успешное выполнение тестовых заданий).
ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
На эмпирическом уровне разрабатываемой психологической концепции реализована исследовательская программа выявления возрастных и половых различий в динамике взаимосвязей показателей структурной организации интеллектуальной деятельности личности, а также типологии изучаемого феномена.
В исследовании приняли участие 748 человек (145 мужчин и 603 женщины в возрасте от 18 до 53 лет) - представители российского студенчества, обучающиеся на гуманитарных факультетах по очной и очно-заочной формам в Российском государственном гуманитарном университете в г. Москве и в подмосковных филиалах (Балашиха, Домодедово, Дмитров, Павловский Посад, Железнодорожный, Фрязино, Воскресенск, Кашира); в Московском государственном областном университете; в Столичной финансово-гуманитарной академии (г. Москва), из них 713 человек - при проведении формирующего эксперимента продуктивности интеллектуальной деятельности в разновозрастной студенческой среде.
Применялись методики диагностики структуры интеллекта (Р. Амтхауэр в адаптации Э.Ф. Замбацявичене), эмоционального интеллекта (Н. Холл), личностной (Е.Е. Туник) и социальной (Дж. Гилфорд и М. Салливан в адаптации Е.С. Михайловой) креативности, самооценки творческого потенциала, опросник 16-PF Р. Кеттела и тесты: «Сила интуиции» (Е.П. Ильин); «Индивидуальный стиль когнитивного поведения» (О.Н. Манолова), «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев), «Ценностные ориентации» (М. Ро-кич), «Жизненное предназначение» (О.И. Мотков). В работе были использованы методы статистической обработки и анализа эмпирических данных (t-критерий Стьюдента, факторный и дисперсионный анализ, сравнение групп по методу Г. Шеффе и методу Тюке). Обработка данных проводилась на основе пакета программ MS Excel, SPSS 14.0.
Динамика возрастных особенностей интеллектуальной деятельности личности (n=748), проанализирована в трёх возрастных группах студентов: от 18 до 21 года (n=394), от 22 до 35 лет (n=232) и от 36 до 53 лет (n=122). По когнитивному компоненту интеллектуальной деятельности личности выявлены значимые различия по показателю исключение слова (0,023). Сравнение групп по методу Г. Шеффе показало значимые различия между группами респондентов от 18 до 21 года, от 36 до 53 лет; в последней в общей способности оперировать словами как сигналами и символами результаты выше. Кроме того, установлены значимые различия по показателю теоретический план способностей между группами респондентов от 18 до 21 года и от 36 до 53 лет. По показателю интуитивный подход к решению проблемы значимые различия наблюдались между группами респондентов от 22 до 35 лет и от 36 до 53 лет. Обнаружены значимые различия и по показателю исключение понятий между выборками возрастных групп от 18 до 21 года и свыше 36 лет. По показателю теоретический план способностей имеется высокозначимая связь между возрастными группами от 22 до 35 лет и от 36 до 53 лет. Это свидетельствует о том, что при переходе от юности к первому и второму периодам зрелого возраста интеллектуальная деятельность личности характеризуется постепенным возрастанием способности теоретизировать. Наиболее выраженным оказался показатель результативного компонента интеллектуальной деятельности личности в возрастной группе от 22 до 35 лет. В целом от периода юности к первому периоду зрелости результативность интеллектуальной деятельности личности незначительно повышается, ко второму периоду зрелости резко возрастает, что связано с определёнными достижениями в жизнедеятельности.
Выявлены половые различия в динамике показателей проявления структурных компонентов интеллектуальной деятельности личности: мужчины поленезависимы; их характеризует высокий уровень теоретических способностей (когнитивный компонент). Для них более значимы ценности общения, принятия других и альтруистические ценности
(мотивационный компонент); более высокий уровень экспрессивности (эмоциональный компонент); конкретная концептуализация, самодостаточность и самоконтроль (регулятивный компонент); значимо выше успешность выполнения тестовых заданий (результативный компонент). Женщины полезависимы; их характеризует высокий уровень показателя практический план способностей (когнитивный компонент); они ориентированы на этические и индивидуалистические ценности, у них более выражены внешний локус контроля и альтруистические ценности (мотивационный компонент); они имеют более высокий уровень развития чувствительности, эмоциональной осведомлённости, экспрессивности и доминирования эмоций (эмоциональный компонент); выраженный показатель социальной желательности (регулятивный компонент) и более низкий показатель успешности выполнения тестовых заданий (результативный компонент).
Динамика половых особенностей проявления феномена интеллектуальной деятельности личности показывает отсутствие значимых различий показателей когнитивного компонента, за исключением поленезависимости, которая выше у мужчин. По мотивационному компоненту существуют значимые различия: у мужчин более выражены наличие целей в жизни, её осмысленность, направленность на самореализацию, они альтруистичны в оценке ситуации и ориентированы на общение с принятием других. У женщин более выражены этические и индивидуалистические ценности. Эмоциональный компонент отражает выраженность экспрессивности эмоциональных переживаний, чувствительность и эмоциональность по сравнению с мужчинами. По регулятивному компоненту для женщин характерен внешний локус контроля, отражающий уровень развития социального интеллекта и ориентацию на внешние социальные признаки, а для мужчин - самодостаточность, самоконтроль и конкретная концептуализация. По результативному компоненту успешность выполнения тестовых заданий у мужчин значимо выше, чем у женщин. И у мужчин, и у женщин преобладает средний уровень развития интеллектуальной деятельности личности.
В структуре интеллектуальной деятельности личности (п = 748) наблюдаются тесные корреляционные межкомпонентные взаимосвязи на достоверно значимом уровне (р < 0,01) между когнитивным и результативным компонентами и между мотивационным и результативным компонентами (см. рис.). Обнаружена отрицательная корреляционная взаимосвязь (р < 0,05) между эмоциональным и регулятивным компонентами интеллектуальной деятельности личности. Это свидетельствует о том, что чем выше уровень развития эмоционального компонента интеллектуальной деятельности личности, тем ниже уровень её регулятивного компонента.
Выявлены межкомпонентные связи интеллектуальной деятельности личности (р < 0,01) между следующими показателями: самомотивация мотивационного компонента и эмоциональная стабильность эмоционального компонента; разнонаправленность жизненных предназначений мотивационного компонента и смелость регулятивного компонента; отрицательная взаимосвязь между показателями эмпатия эмоционального компонента и нетолерантность регулятивного компонента. Следовательно, чем выше уровень эмпатии, тем ниже уровень нетолерантности. Показатель регулятивного компонента смелость связан с показателем мотивационного компонента разнонаправленность.
Выявлены значимые корреляционные внутрикомпонентные связи (р < 0,01) внутри:
• когнитивного компонента: достоверно значимая связь - между показателями пространственное обобщение и числовые ряды, пространственное обобщение и исключение слова, арифметические задачи и практический план способностей, теоретический план способностей и пространственное воображение; значимая отрицательная взаимосвязь -между показателями числовые ряды и обобщение, пространственное воображение и числовые ряды, пространственное воображение и аналогии;
• мотивационного компонента: достоверно значимая связь (р < 0,05) - между показателями цели в жизни и однонаправленность жизненных предназначений, самомотивация и внутренний локус контроля, однонаправленность жизненных предназначений и внешний ло-кус контроля; отрицательная взаимосвязь на достоверно значимом уровне (р < 0,05) - между показателями ценности общения и разнонаправленность жизненных предназначений;
Рис. Корреляционная плеяда меж- и внутрикомпонентных связей в структуре интеллектуальной
деятельности личности (п=748)
Примечание к рисунку.
Когнитивный компонент: ДП - дополнение предложений, ИС - исключение слова, Ан - аналогии, Об - обобщение, АЗ - арифметические задачи, ЧР - числовые ряды, ПВ - пространственное воображение, ПО - пространственное обобщение, ППИ - подход к решению проблемы (интуитивный, рациональный), ППС - практический план способностей, ТПС - теоретический план способностей.
Мотивационный компонент: ЦЖ - цели в жизни, СНЖ - смысловая наполненность жизни, РЖ - результат жизни, ЛКЯ - локус контроля Я, ЛКЖ - локус контроля Жизнь, ЦО - ценности общения, Смт - самомотивация, ВнЛК - внутренний локус контроля, ВшЛК - внешний локус контроля, Он - однонаправленность, Рн - разнонаправленность, ГЖП - гармоничность жизненных предназначений.
Эмоциональный компонент: ЭО - эмоциональная осведомлённость, УЭ - управление своими эмоциями, Эм - эмпатия, РЭД - распознавание эмоций других людей, ИУ - интегративный уровень, Экс - экспрессивность, Ч - чувствительность, ЭСт - эмоциональная стабильность, СД -склонность к доминированию.
Регулятивный компонент: Н - неуверенность, КК - конкретная концептуализация, АК - абстрактная концептуализация, Т - толерантность, Нт - нетолерантность, См - смелость, СЖ - социальная желательность.
Результативный компонент: УВТЗ - успешность выполнения тестовых заданий.
• эмоционального компонента: достоверно значимая связь - между показателями эмоциональная стабильность и эмоциональная осведомлённость, чувствительность и склонность к доминированию, эмоциональная осведомлённость и эмоциональная стабильность, чувствительность и склонность к доминированию; отрицательная взаимосвязь (р < 0,05) - между показателями экспрессивность и эмоциональная стабильность, то есть чем выше уровень экспрессивности, тем ниже эмоциональная стабильность;
• регулятивного компонента: достоверно значимая связь (р < 0,05) - между показателями абстрактная концептуализация и неуверенность; показатель смелость отрицательно связан с показателем социальная желательность, то есть чем выше уровень смелости, тем ниже социальная желательность.
Типология интеллектуальной деятельности личности определена различным соотношением показателей компонентов её структуры с использованием корреляционного, фак-
торного анализа и апостериорного сравнения групп по методу Тюке. Зависимости между показателями компонентов у различных типов структурной организации интеллектуальной деятельности личности образуют корреляционные плеяды и отличаются различной степенью выраженности меж- и внутрикомпонентных связей. Выделены качественно своеобразные психологические особенности следующих типов интеллектуальной деятельности личности (табл. 1 и 2).
Таблица 1
Дисперсионный анализ типов интеллектуальной деятельности личности по методу поворота решения Varimax
Анализируемый тип Дисперсия Дисперсия % Накопленный %
Операциональный 6,205 13,789 13,789
Аксиологический 4,819 10,709 24,498
Экстравертированный 4,703 10,450 34,948
Эмоциональный 4,527 10,059 45,007
Гармоничный 2,650 5,890 50,897
Конкретный 2,021 4,492 55,388
Абстрактный
Интеллектуально-выносливый 1,888 4,196 59,584
Генерирующий 1,107 2,461 62,045
Операциональный тип структурной организации интеллектуальной деятельности личности характеризуется высоким уровнем развития творческого потенциала, интеллектуальной активностью и выраженным внутренним локусом контроля; средним уровнем развития целеобразования, рефлексивности, мотивации и эмоциональной регуляции; имеет высокозначимые связи по следующим показателям: внутренний локус контроля (с абстрактным типом), любознательность (с экстравертированным и абстрактным типами) и творческий потенциал (с конкретным, аксиологическим, экстравертированным, эмоциональным, гармоничным, абстрактным и интеллектуально выносливым типами).
Аксиологический тип характеризуется выраженным осознанием цели, внешним ло-кусом контроля, самоконтролем, экспрессивностью; средним уровнем развития рефлексивности, напряжённости, интеллектуальной активности, креативности, мотивации, саморегуляции, эмоциональной регуляции; низким уровнем развития тревожности; имеет высокозначимые связи по следующим показателям: цели в жизни (с конкретным типом), осмысленность жизни (с операциональным, гармоничным и абстрактным типами), экспрессивность (с операциональным, экстравертированным, эмоциональным, гармоничным, абстрактным типами), тревожность (с конкретным, операциональным, экстраверти-рованным, эмоциональным, гармоничным, абстрактным, интеллектуально выносливым и генерирующим типами).
Экстравертированный тип характеризуется выраженной рефлексивностью, тревожностью и напряжённостью; средним уровнем развития смысло- и целеобразования, креативности и мотивации при низком уровне развития интеллектуальной активности; внешним локусом контроля; имеет высокозначимые связи по показателям: управление своими эмоциями (с гармоничным и абстрактным типами) и нетолерантность к нереалистическому опыту (с интеллектуально выносливым типом).
Эмоциональный тип характеризуется выраженным внешним локусом контроля, а также внутренней мотивацией к деятельности, управлением своими эмоциями при высокой тревожности и напряжённости, высоким уровнем развития саморегуляции и самоконтроля; средним уровнем развития смысло- и целеобразования, рефлексивности, интеллектуальной
Таблица 2
Однофакторный дисперсионный анализ влияния возраста на компоненты интеллектуальной деятельности личности
Анализируемый тип Возрастная группа F Уровень значимости
18-21 год (п = 394) 22-35 лет (п = 232) 36-53 года (п = 122)
Операциональный -0,0527708 0,0198759 0,1326268 1,670 0,189
Аксиологический -0,2948304 0,1787629 0,6122147 49,351 0,000
Экстравертированный -0,1127461 -0,2753155 0,8876652 70,390 0,000
Эмоциональный -0,0655767 0,1304171 -0,0362257 2,915 0,055
Гармоничный 0,0219893 0,0256981 -0,1198830 1,049 0,351
Конкретный -0,0851186 0,3203921 -0,3343791 21,248 0,000
Абстрактный -0,0851186 0,3203921 -0,3343791 21,248 0,000
Интеллектуально выносливый 0,1144257 -0,0240604 -0,3237845 9,241 0,000
Генерирующий -0,0262602 0,0454506 -0,0016231 0,375 0,687
Примечание. Выделены компоненты, по которым имеются значимые различия между группами (р < 0,01).
активности и креативности. Имеет высокозначимые связи по следующим показателям: творец (с гармоничным и интеллектуально выносливым типами), управление своими эмоциями (с конкретным, операциональным, аксиологическим, экстравертированным, гармоничным, абстрактным, интеллектуально выносливым и генерирующим типами) и самомотивация (с конкретным, операциональным, аксиологическим, экстравертированным, гармоничным, абстрактным, интеллектуально выносливым и генерирующим типами).
Гармоничный тип характеризуется выраженным внешним локусом контроля, высоким уровнем развития рефлексивности и самоконтроля, а также низким уровнем развития мотивации к деятельности, низкой экспрессивностью, низким управлением своими эмоциями при высокой тревожности; средним уровнем развития смысло- и целеобразования; имеет высокозначимые связи по показателю внутренний локус контроля (с конкретным типом).
Конкретный тип характеризуется высоким уровнем развития смыслообразования, рефлексивности, саморегуляции, самоконтроля, тревожности и напряжённости; средним уровнем развития целеобразования, интеллектуальной активности и креативности при выраженной склонности к принятию оригинальных решений на основе нового опыта; выраженным внутренним локусом контроля; имеет высокозначимые связи по следующим показателям: внутренний локус контроля (с операциональным и гармоничным типами), тревожность (с интеллектуально выносливым и аксиологическим типами), самоконтроль (с интеллектуально выносливым типом), творческий потенциал (с интеллектуально выносливым типом) и толерантность к нереалистическому опыту (с эмоциональным типом).
Абстрактный тип характеризуется выраженным внешним локусом контроля, высоким уровнем развития креативности, саморегуляции и самоконтроля; средним уровнем развития смысло- и целеобразования, рефлексивности, мотивации к деятельности, эмоциональной и волевой регуляции. Имеет высокозначимые связи по показателям: внешний локус контроля (с генерирующим типом) и напряжённость (с операциональным и генерирующим типами).
Интеллектуально выносливый тип характеризуется выраженным внутренним локу-сом контроля, высоким уровнем развития эмоциональной стабильности, интеллектуальной активности, креативности, саморегуляции; средним уровнем развития мотивации, смысло-
образования; низким уровнем развития целеобразования, рефлексивности, самоконтроля, тревожности и напряжённости; имеет высокозначимые связи по показателю эмоциональная стабильность (с конкретным, операциональным, аксиологическим, экстравертированным, эмоциональным, гармоничным, абстрактным и генерирующим типами).
Генерирующий тип структурной организации интеллектуальной деятельности личности характеризуется выраженным внешним локусом контроля, эмоциональной стабильностью, высокой тревожностью и напряжённостью, творческим потенциалом, высоким уровнем развития целе- и смыслообразования, креативности, рефлексивности и самоконтроля; средним уровнем развития мотивации и интеллектуальной активности; имеет высокозначимые связи по показателям: цели в жизни (с интеллектуально выносливым типом) и эмоциональная стабильность (с аксиологическим и экстравертированным типами).
ВЫВОДЫ
В результате эмпирического исследования проявления феномена интеллектуальной деятельности личности было установлено, что в изучаемой выборке студентов преобладает средний уровень развития интеллектуальной деятельности личности. Сравнительный анализ уровней развития изучаемого феномена показал, что в возрастной выборке от 22 до 35 лет уровень развития показателей выше, чем в выборках от 18 до 21 года и от 36 до 53 лет. Высокий уровень развития интеллектуальной деятельности личности в изучаемой выборке разновозрастных студентов соответствует 12,2 %, средний - 54,1 % и низкий - 23,7 %; в мужской подвыборке - 17,7 %, 68,4 % и 13,9 %; в женской подвыбор-ке - 15,7 %, 77,8 % и 6,5 % соответственно. В возрастной подвыборке от 18 до 21 года высокий уровень развития изучаемого феномена соответствует 14,4 %, средний - 74,4 % и низкий - 10,9 %, от 22 до 35 лет - 11,7 %, 74,4 % и 13,9 %; от 36 до 53 лет - 18,3 %, 66,0 % и 15,7 % соответственно. Высокий уровень развития имеют следующие показатели когнитивного компонента: исключение понятий, аналогии, пространственное воображение и практический план способностей; низкий уровень развития у таких его показателей, как интуитивный подход к решению проблемы и обобщение.
На экспериментальном уровне разрабатываемой психологической концепции изучена системная детерминация продуктивного развития и выявлены психологические затруднения в проявлении интеллектуальной деятельности личности; апробирована и внедрена в практику комплексная экспериментальная программы «Техника интеллектуального труда».
Таким образом, разработка психологической концепции проявления феномена интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде осуществлена на основе научного синтеза субстратного (изучение интеллектуальной деятельности личности со стороны содержания специфических параметров её компонентов; установление относительно самостоятельных, целостных повторяющихся единиц, их сравнительная характеристика с выяснением гомогенности или гетерогенности содержащегося материала), атрибутивного (определение онтологического статуса интеллектуальной деятельности личности и предметной области изучаемого феномена её проявления; выяснение специфики изучаемого феномена по сравнению с близкими ему психологическими феноменами), категориального (обоснование состава выделенных для анализа категорий, раскрывающих уникальность психологического феномена), структурного (раскрытие природы интеллектуальной деятельности личности с точки зрения простоты или сложности её внутренней организации, дифференцированности, связи её параметров оценки и компонентов в целостную систему; сопоставление социально-психологических механизмов проявления и развития интеллектуальной деятельности личности), функционального (выявление целесообразного характера и функциональной направленности интеллектуальной деятельности личности, характеристики её функций), генетического (обнаружение движущих сил и этапов развития интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде), динамического (установление возможности генезиса, согласования прошлого, настоящего и будущего, соотношения изменчивого и устойчиво-
го в компонентах структуры интеллектуальной деятельности личности), критериального (реализация параметров оценки и эмпирических показателей, выражающих различную степень меж- и внутрикомпонентных связей интеллектуальной деятельности личности), топологического (выделение пространственной отнесённости интеллектуальной деятельности личности к внешнему или внутреннему миру человека) и типологического (выявление типологии интеллектуальной деятельности личности) аспектов обоснования целостного научного представления, а также с учётом интеграции методологического, теоретического, эмпирического, прикладного и экспериментального уровней анализа.
ЛИТЕРАТУРА
[1]. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. 1985. № 5. Т. 6. С. 3-18.
[2]. Абульханова К.А. Сознание как жизненная способность личности / К.А. Абульханова // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 1. С. 32-43.
[3]. Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии / К.А. Абульханова // Психология. 2005. Т. 2. № 4. С.3-21.
[4]. Агапов В.С. Изучение профессионального Я личности в когнитивной психологии / В.С. Агапов // Акмеология. 2011. № 3. С. 71-78.
[5]. Агапов В.С. Современные исследования самосознания и Я-концепции субъекта в контексте идей С.Л. Рубинштейна / В.С. Агапов // Акмеология. 2012. № 1. С. 133-143.
[6]. Агапов В.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований / В.С. Агапов // Акмеология. 2012. № 3. С. 26-31.
[7]. Агапов В.С. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей / В.С. Агапов. - М.: ООО «ПКЦ Альтекс», 2012.
[8]. Барабанщиков В.А. С.Л. Рубинштейн и Б.Ф. Ломов: преемственность научных традиций / В.А. Барабанщиков // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 3. С. 5-9.
[9]. Брушлинский А.В. С.Л. Рубинштейн - основоположник деятельностного подхода в психологической науке / А.В. Брушлинский // Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы. - М.: Наука, 1989. С. 61-102.
[10]. Гагарин А.В. Деятельность личности в информационно-образовательной среде: теоретико-методологические аспекты // Акмеология. 2012. № 3 (43). С. 31-36.
[11]. Зазыкин В.Г. Акмеология карьеры / В.Г. Зазыкин // Акмеология. 2010. № 3 (35). С. 32-34.
[12]. Деркач А.А. Роль организационной среды в становлении личности профессионала / А.А. Деркач // Акмеология. 2011. № 3. С. 5-12.
[13]. Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация - основание акмеологического развития / А.А. Деркач, Э.В. Сайко. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010.
[14]. Деркач А.А. Модернизация образования как условие опережающего социально-экономического развития страны (начало) / А.А. Деркач // Акмеология. 2011. № 4 . С. 8-22.
[15]. Деркач А.А. Модернизация образования как условие опережающего социально-экономического развития страны (окончание) // Акмеология. 2012. № 2. С. 12-23.
[16]. Журавлёв А.Л., Ушаков, Д.В. Образование и конкурентоспособность нации: психологические аспекты / А.Л. Журавлёв, Д.В. Ушаков // Психологический журнал. 2009. Т. 30 . № 1. С. 5-13.
[17]. ИванниковВ.А. Основы психологии. Курс лекций / В.А. Иванников. - СПб.: Питер, 2010.
[18]. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл-Академия, 2004.
[19]. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б.Ф. Ломов. -М.: Педагогика, 1991.
[20]. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. -М.: Наука. 1999.
[21]. Малышева Л.В. Модели интеллекта / Л.В. Малышева. - М.: МПСИ, 2006.
[22]. Мишина М.М. Индивидуально-типологические различия структурной организации интеллектуальной деятельности личности / М.М. Мишина // Акмеология. 2011. № 3. С. 40-47.
[23]. Мишина М.М. Индивидуально-психологические различия интеллектуальной деятельности личности / М.М. Мишина // Акмеология. 2012. № 4. С. 94-103.
[24]. Мишина М.М. Основные положения системной концепции интеллектуальной деятельности личности / М.М. Мишина // Акмеология. 2013. № 2. С. 35-40.
[25]. Мишина М.М. Феномен интеллектуальной деятельности личности (теоретико-методологические основания и особенности проявления в разновозрастной студенческой среде): монография / М.М. Мишина. - М.: ИИУ МГОУ, 2013.
[26]. Мишина М.М. Типологические различия структурной организации интеллектуальной деятельности личности: Монография / М.М. Мишина. - М.: МГОУ, 2012.
[27]. Мишина Е.И. Становление профессионального Я // Акмеология. 2007. № 3. С. 57-61.
[28]. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности / С.Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. 1986. № 4. С.101-107.
[29]. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Наука,1997.
[30]. УшаковД.В. Психология интеллекта и одарённости / Д.В. Ушаков. - М.: ИП РАН, 2011.
[31]. ШадриковВ.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности: Репр. воспр. текста издания 1982 г. / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2007.
[32]. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная. -СПб.: Питер, 2002.
PSYCHOLOGICAL CONCEPT OF INTELLECTUAL ACTIVITY DISPLAY OF A PERSON IN THE MIXED-AGE STUDENTS'
ENVIRONMENT
Valeriy S. Agapov, Doctor of Psychological Science, Professor, Professor of the Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Prosp. Vernadskogo 84, Moscow, Russia, 119606; e-mail: agapov.vs@mail.ru
Marina M. Mishina, Ph.D. in Psychology, Assistant Professor, the Russian State University of Humanities, Miusskaya sq.6, Moscow, Russia 125993; e-mail: mishinamm@yandex.ru
ABSTRACT
The article outlines the basic theoretical principles of psychological concept of intellectual activity of a person in mixed-age student's environment, including the integration of methodological, theoretical, empirical, applied and experimental levels of analysis qualitatively peculiar phenomenon analysis.The study revealed the genesis of the concept of operations in the system of scientific knowledge; identified the essential features of the phenomenon under study and a definition of the intellectual activity of the person; developed a theoretical model and parameters of assessment indicators reflecting the differentiation levels of the studied phenomenon; disclosed age and gender differences in the dynamics of manifestation of structural components of intellectual activity of the person; highlighted types of the phenomenon under the study; studied the system of determination of productive development of intellectual activity of the person in then mix-age students' environment, conclusively showed the results of the formative experiment. Keywords: activity, action, operation, intellectual activity, intelligence, subject, object, student diversity, subject approach, activity-based approach, the integrative approach, system approach, the phenomenon, regulation, psychological barriers, personality integrity, objectivity, meaning-making, goal formation, reflexivity, creativity, intention, motive, need, typology, socio-psychological mechanisms, the algorithm.
REFERENCES
[1] Abulkhanova-Slavskaya K.A. Typology of activity of the person / K.A. Abulkhanova- Slavskaya / / Psychological Journal. 1985. № 5. T. 6. S. 3-18.
[2] Abulkhanova K.A. Consciousness as the ability of the individual life / K.A. Abulkhanova / / Psychological Journal. 2009. T. 30. № 1. P. 32-43.
[3] Abulkhanova K.A. Principle subject to the national psychology / K.A. Abulkhanova / / Psychology. 2005. V.2. № 4. P. 3-21.
[4] Agapov V.S. Professional I-personal research in cognitive psychology /Agapov, V.S. // Acmeology 2011. № 3. P. 71-78.
[5] Agapov V.S. Contemporary researches of self-consciousness and I-concept of subject in context ideas of S.L. Rubinstain / V.S. Agapov // Acmeology. 2012. № 1. P. 133-143.
[6] Agapov V.S. I-concept and self-realization of subject: problem fields of scientific research / V.S. Agapov // Acmeology. 2012. № 3. P. 26-31.
[7] Agapov V.S. Becoming self-concept in the management of managers / V.S. Agapov. Moscow: OOO «MSC Altex». 2012.
[8] Barabanchikov V.A. Rubinstein S.L., Lomov B.F.: continuity of scientific traditions / Barabanchikov V.A. // Psychological Journal. 2000. T. 21 № 3. Р. 5-9.
[9] Brushlinskii A.V. Rubinstein S.L. Founder of the activity approach in psychological science / Brushlinskii A.V. // Sergey Leonidovich Rubinstein essays, memoirs, and materials. Moscow: Nauka, 1989. P. 61-102.
[10] Gagarin A.V. Dejatel'nost' lichnosti v informacionno-obrazovatel'noj srede: teoretiko-metodologicheskie aspekty // Akmeologija. 2012. № 3 (43). P. 31-36.
[11] Zazikin V.G. Career acmeology // Acmeology. 2010. № 3. P. 32-34.
[12] Derkach A.A. Rol' organizacionnoj sredy v stanovlenii lichnosti professionala // Akmeologija. № 3. 2011. Р. 5-12.
[13] DerkachA.A., Sajko, Je.V. Samorealizacija - osnovanie akmeologicheskogo razvitija. M.:MPSI. Voronezh: Modjek, 2010.
[14] Derkach А.А. Educational modernization, as condition, which outrun country social-economical development (beginning) // Acmeology. 2011. № 4. P. 8-22.
[15] Derkach А.А. Educational modernization, as condition, which outrun country social-economical development (ending) // Acmeology. 2012. № 2. Р. 12-23.
[16] Zhuravlev A.L., Ushakov D.V. Education and competitiveness of the nation: the psychological aspects / Zhuravlev A.L., Ushakov D.V. // Psychological Journal. 2009. T. 30. № 1. Р. 5-13.
[17] Ivannikov V.A. Principles of Psychology. Course of lectures / V.A. Ivannikov. St. Petersburg. Peter. 2010.
[18] Leontiev A.N. Activities. Consciousness. Personality / A.N. Leontiev. M.: Smisl-Academy. 2004.
[19] Lomov B.F. Questions of common educational and engineering psychology / B.F. Lomov. M.: Education, 1991.
[20] Lomov B.F. Methodological and theoretical problems of psychology / B.F. Lomov. Nauka. 1999.
[21] MalyshevаL.V. Models of intelligence / L.V. Malyshevа. M.: SAG. 2006.
[22] MishinaМ.М. Individual-typological differences of structural organization of person intellectual activity / М.М. Mishina // Acmeology. 2011. № 3. P. 40-47.
[23] Mishina М.М. Individual-psychological differences of structural organization of person intellectual activity / М.М. Mishina //Acmeology. 2012. № 4. P. 94-103.
[24] Mishina М.М. Basic principles of system concept of person intellectual activity / М.М. Mishina // Acmeology. 2013. № 2. Р. 35-40.
[25] Mishina М.М. Phenomenon of person intellectual activity (theory-methodological basis and peculiarities its appear in mix-age students sphere): monograph/ М.М. Mishina. М.: IIY MGOU, 2013.
[26] Mishina М.М. Typological differences of structural organization of person intellectual activity: monograph / М. : MGOU, 2012.
[27] Mishina E.I. I-Professional establishing // Acmeology. 2007. № 3. P. 57-61.
[28] Rubinstein S.L. The principle of creative amateur / S.L. Rubinstein / / Questions of psychology. 1986. № 4. P.101-107.
[29] Rubinstein S.L. Selected philosophical and psychological works. Fundamentals of ontology, logic, and psychology / SL Rubinstein. Moscow: Nauka, 1997.
[30] Ushakov D.V. Psychology of intelligence and giftedness / D.V. Ushakov. M.: IP RAN, 2011.
[31] Shadrikov V.D. Problems of systemogenesis of professional activities. Repro. Play. Text edition in 1982 / V.D. Shadrikov. Moscow: Logos. 2007.
[32] Kholodnaya M.A. Psychology of Intelligence. Paradoxes of research / M.A. Kholodnaya. St. Petersburg. Peter, in 2002.