М.М. Мишина
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Статья посвящена изучению проявления феномена интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде. В ней описана теоретическая модель интеллектуальной деятельности личности и обоснованы параметры оценки показателей, а также уровней развития изучаемого феномена. Определена динамика показателей структурных компонентов интеллектуальной деятельности личности в контексте возрастных и половых различий, а также эмпирически обоснованы индивидуальные типологические ее различия. Представлена системная детерминация ее продуктивности.
Ключевые слова: интеллектуальная деятельность личности; структура; тип; компоненты: когнитивный, мотивационный, эмоциональный, регулятивный, результативный.
Опыт преуспевающих стран показывает, что экономическим достижениям всегда предшествует высокий национальный интеллект. Современные научные исследования выявляют связь между образовательной системой страны и ее конкурентоспособностью, поэтому назрела необходимость перехода к новому технологическому укладу в экономике, что возможно лишь при условии совершенствования образовательной системы в России. Разработка психологической концепции проявления феномена интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде выполнена на основе реализации интегративного подхода, а также сложившейся в отечественной психологии теоретической базе изучения проблемы деятельно-сти1. С.Л. Рубинштейн сформулировал классическое понимание особенностей деятельности: 1) это всегда деятельность субъекта (т. е. человека, а не животного и не машины); 2) деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, т. е. она обязательно
© Мишина М.М., 2015
является предметной, содержательной; 3) она всегда творческая и 4) самостоятельная2.
Проблема исследования обусловлена потребностью в разработке психологической концепции, включающей структуру, динамику, типологию и системную детерминацию феномена интеллектуальной деятельности личности студентов3.
Цель исследования состоит в разработке психологической концепции, отражающей совокупность теоретико-методологических, эмпирических, прикладных и экспериментальных положений о проявлении феномена интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде.
Предметом является концепция интеллектуальной деятельности личности, включающая ее сущностные признаки, структуру, возрастные и половые различия в динамике и типологии проявления, а также системную детерминацию продуктивного развития.
Теоретическую основу исследования составили психологические концепции деятельности; когнитивного развития; сознания, самосознания, рефлексии, саморегуляции и мотивации, а также ак-меологические и педагогические концепции новых научных технологий и проектов в современном образовательном процессе.
В эмпирическом исследовании приняли участие 748 человек (145 мужчин и 603 женщины в возрасте от 18 до 53 лет) - представители российского студенчества, обучающиеся на гуманитарных факультетах по очной и очно-заочной формам обучения.
С теоретической точки зрения результатом проведенного исследования стало научное обоснование концепции проявления феномена интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде.
Представим этапы развития изучаемого феномена: инициация (связана с познавательным интересом и интеллектуальными потребностями); ориентировка (участвует в формировании ориентировочной основы интеллектуальной деятельности личности); смыслообразование (дает обретение личностного смысла и активное принятие интеллектуальной задачи); эмоциональная активация (создает образ будущего результата и конкретизирует цель, возникающую на основе экспликации и осознания операциональных смыслов, предвосхищаемых эмоциями); операциональность (определяет рационально-логическое осмысление интеллектуальной задачи и выбор действия); продуктивность (отражает чувствительность к конкретным результатам и наличие интеллектуального продукта).
Главными социально-психологическими механизмами интеллектуальной деятельности личности являются интериоризация,
экстериоризация, принятая субъектом цель, субъективная модель значимых условий, программа исполнительских действий, локус контроля, сдвиг мотива на цель, смысловая интеграция жизненных переживаний и смена видов деятельности.
Выделены функции изучаемого феномена: мотивирующая, це-леобразующая, аксиологическая, познавательная, развивающая, системообразующая, регулирующая, оценочная, энергетическая и прогностическая.
С практической точки зрения концептуальные основания создают возможность прогнозировать, регулировать и программировать развитие интеллектуальной деятельности личности в зависимости от типологии структурной организации.
В данном исследовании апробирован и предложен для использования комплекс диагностических методик, ориентированный на изучение интеллектуальной деятельности личности, а также даны научно-практические рекомендации по реализации разработанной совокупности параметров оценки показателей и уровней развития.
Перечислим наиболее значимые сущностные признаки изучаемого феномена: целостность (характеризует взаимосвязь внутренне противоречивых динамически развивающихся компонентов); предметность (отражает задачу как определение объективного содержания изучаемого феномена; интенцию интеллектуального действия и интеллектуальные операции, к которым относятся понимание, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение, доказательство и интерпретация); осознанность (корректирует содержание интеллектуальной деятельности и приводит его в соответствие с внешним миром); принадлежность субъекту (определяет и регулирует цель); интеллектуальная активность (выражается в интересе и любознательности); применение знаний (прием, переработка и генерация новой информации в виде решения интеллектуальной задачи, направленной на продуктивный результат).
Проведенное исследование позволило рассматривать изучаемый феномен как динамическую, иерархическую, смысловую систему единства «внешнего и внутреннего»; взаимодействия субъекта с самим собой, другими людьми, окружающим миром и информацией.
В ходе исследования была разработана концепция, включающая различные уровни анализа: методологический (направлен на реализацию ведущих методологических принципов; обосновывает использование интегративного подхода); теоретический (характеризует теоретическую модель психологической структуры изучаемого феномена); эмпирический (позволяет разработать исследовательскую программу); прикладной (выявляет психологические затруднения и барьеры); экспериментальный (дает возможность
внедрить комплексную программу «Техника интеллектуального труда»).
Теоретическая модель интеллектуальной деятельности личности включает в себя когнитивный, мотивационный, эмоциональный, регулятивный и результативный компоненты; меж- и внутри-компонентные связи; параметры оценки показателей, отражающие дифференциацию низкого, среднего и высокого уровней развития.
Выявлено, что в психологической структуре интеллектуальной деятельности личности наблюдаются тесные корреляционные межкомпонентные связи на достоверно значимом уровне между когнитивным и результативным компонентами и между мотиваци-онным и результативным компонентами.
Обнаружена отрицательная корреляционная связь между эмоциональным и регулятивным компонентами. Это свидетельствует о том, что чем выше уровень развития эмоционального компонента интеллектуальной деятельности личности, тем ниже уровень ее регулятивного компонента.
Выявлены межкомпонентные связи интеллектуальной деятельности личности между следующими показателями: самомотивация мотивационного компонента и эмоциональная стабильность эмоционального компонента; разнонаправленность жизненных предназначений мотивационного компонента и смелость регулятивного компонента; отрицательная взаимосвязь между показателями эмпатии эмоционального компонента и нетолерантности регулятивного компонента. Следовательно, чем выше уровень эм-патии, тем ниже уровень нетолерантности.
На основе однофакторного дисперсионного анализа и апостериорного сравнения групп по методу Шеффе были определены возрастные различия динамики показателей структурных компонентов интеллектуальной деятельности личности. Выявлено, что в общей выборке по когнитивному компоненту происходит увеличение показателя общего уровня интеллекта, способностей теоретического и практического плана, полезависимости. По моти-вационному компоненту выявлены постепенное возрастание смыс-лообразования и снижение внутреннего локуса контроля, а также ценности дела. Выявлен рост осознанности жизненных предназначений. Обнаружено, что с повышением возраста более значимыми становятся ценности общения и принятия других людей. По эмоциональному компоненту выявлено повышение чувствительности и снижение экспрессивности. По регулятивному компоненту обнаружено возрастание самоконтроля, но снижение смелости. По результативному компоненту наблюдается увеличение продуктивности интеллектуальной деятельности личности.
Выявлены половые различия в динамике показателей проявления структурных компонентов интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде:
- мужчины: поленезависимы; их характеризует высокий уровень теоретических способностей; для них более значимы ценности общения, принятия других и альтруистические ценности; более высокий уровень экспрессивности, конкретной концептуализации, самодостаточности и самоконтроля; значимо выше успешность выполнения тестовых заданий;
- женщины: полезависимы; их характеризует высокий уровень практических способностей; они ориентированы на этические и индивидуалистические ценности; у них более выражены внешний локус контроля, чувствительность, эмоциональная осведомленность, доминирование эмоций и социальная желательность.
Установлено, что в изучаемой выборке разновозрастных студентов преобладает средний уровень развития интеллектуальной деятельности личности.
В ходе эмпирического исследования методом поворота решения Varimax была определена матрица факторных нагрузок, с помощью которой были выделены девять типов интеллектуальной деятельности личности: операциональный, аксиологический, экстравертированный, эмоциональный, гармоничный, абстрактный, конкретный, интеллектуально-выносливый и генерирующий, что дает целостное представление о доминировании соотношения определенных показателей компонентов ее структуры.
Анализ распределения типов интеллектуальной деятельности личности показал доминирование конкретного типа в разновозрастной выборке студентов.
Анализ взаимосвязи компонентов структуры изучаемого феномена выявил значимые возрастные различия в аксиологическом типе (положительная динамика с постепенным нарастанием показателей); экстравертированном (убывание показателей от периода юности к первому периоду зрелости, затем их нарастание); абстрактном и интеллектуально-выносливом (нарастание показателей от периода юности к первому периоду зрелости, затем снижение ко второму периоду зрелости).
Установлены значимые связи, отражающие половые различия показателей компонентов в следующих типах структурной организации интеллектуальной деятельности личности: аксиологическом (у мужчин более выражены осмысленность и конструктивизм), экстравертированном (мужчины в большей степени направлены на внешние воздействия и на удовлетворение социальных потребно-
стей) и интеллектуально-выносливом (способность противостоять стрессу у женщин выше, чем у мужчин).
Апостериорное сравнение типов изучаемого феномена по методу Тюке выявило особенности соотношения смыслообразования, целеобразования и рефлексивности личности с различным типом структурной организации интеллектуальной деятельности. Наибольшая выраженность смыслообразования и целеобразования наблюдается при аксиологическом типе, что указывает на доминирование осознанной цели при наличии четких смысложизненных ориентаций, подкрепленных интересом и направленных на результат. Цели жизни сильнее выражены в аксиологическом типе, слабее - в генерирующем и еще слабее - в остальных типах изучаемого феномена. Рефлексивность характерна для конкретного типа интеллектуальной деятельности личности.
Исследование соотношения интеллектуальной активности, креативности и мотивации личности с различным типом структурной организации интеллектуальной деятельности показало, что при операциональном типе наблюдается высокий уровень интеллектуальной активности, креативности и низкий уровень самомотивации. Показатель «любознательность» проявляется сильнее, чем у других типов, при операциональном и интеллектуально-выносливом. Самомотивация наиболее выражена при эмоциональном типе.
Исследование соотношения стилей саморегуляции, локус-контроля и социального самоконтроля у личности с различным типом структурной организации интеллектуальной деятельности выявило, что при операциональном, гармоничном и генерирующем типах выражен внутренний локус контроля, а при интеллектуально-выносливом - внешний локус контроля. Напряженность как показатель регулятивного компонента проявляется слабее при аксиологическом, абстрактном и интеллектуально-выносливом типах.
Исследование соотношения мотивационной, эмоциональной и волевой регуляции у личности с учетом различных типов структурной организации интеллектуальной деятельности показало, что эмоциональная стабильность проявляется слабее при конкретном, абстрактном и генерирующем типах. Данная особенность проявляется сильнее у интеллектуально-выносливого типа, а остальные типы занимают промежуточное положение.
Изучено, что системно детерминируют продуктивное развитие интеллектуальной деятельности личности:
- внешние факторы: требования к предметной реализации знаний, ценностно-смысловая направленность и духовность личности, общекультурные, культурно-психологические, профессиональные, когнитивные и личностные компетенции;
- внутренние факторы: восприятие и конструирование информации, опыт, уровень притязаний, интеллектуальная активность, самомотивация, открытость внутренним изменениям, стремление к «интеллектуальному эталону», конкурентоспособность, отношение к интеллектуальным успехам и неудачам.
Средовые условия включают семейную и студенческую среды и их традиции. Личностные условия заключаются в стремлении реализовать собственные интеллектуальные возможности, в повышении самостоятельности в выборе вектора интеллектуального развития и в «уходе» в собственную творческую деятельность.
В ходе исследования были выявлены психологические затруднения, наиболее значимыми из которых являются: затруднения в анализе предъявляемого материала; в «трафаретном мышлении» в понимании смысла задачи и способах действия; в определении существенных признаков задачи; в «опредмечивании» абстрактных понятий; в реализации этапов умственной деятельности, связанных с интеллектуальными операциями; в интерпретации результатов решения задач.
Существенными барьерами являются барьеры понимания, ценностно-смысловой, аффективный, волевой и нормативный.
Преодоление психологических затруднений и барьеров достигается посредством учета выявленной системы детерминант и внедрения комплексной экспериментальной программы «Техника интеллектуального труда», которая позволяет преодолевать внутренние и внешние противоречия и обеспечивает продуктивность изучаемого феномена. Оптимальными способами снятия психологических затруднений и барьеров являются формирование целей, побудительных мотивов, интеллектуальной активности, а также активизация знаний и регуляция эмоциональных состояний в зависимости от типологии структурной организации интеллектуальной деятельности личности.
На примере операционального типа интеллектуальной деятельности личности представим результаты формирующего эксперимента. У операционального типа значимо возрос уровень развития следующих показателей компонентов изучаемого феномена: эмоциональная стабильность, рефлексивность, гибкость познавательного контроля, распознавание эмоций других; снизилась напряженность; не изменились любознательность, сложность и креативность.
Учет типологических различий интеллектуальной деятельности личности в психологической практике позволил осуществить обеспечение развития интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде.
М.М. Мишина Примечания
1 Агапов В.С. Современные исследования самосознания и Я-концепции субъекта в контексте идей С.Л. Рубинштейна // Акмеология. 2012. № 1. С. 133-143; Мишина Е.И. Развитие личностной рефлексии в структуре социального капитала // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2012. № 4. C. 44-51; Мишина М.М. Феномен интеллектуальной деятельности личности (теоретико-методологические основания и особенности проявления в разновозрастной студенческой среде). М.: ИИУ МГОУ, 2013. 410 с.
2 Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997. 463 с.
3 Мишина М.М. Становление личностной рефлексии будущих специалистов / В.С. Агапов, М.М. Мишина, Е.И. Мишина. М.: МГОУ, 2012. 243 с.; Она же. Специфика интеллектуальной деятельности личности // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2014. № 1. С. 6-12; Она же. Возрастные особенности интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде // Там же. 2013. № 4. С. 15-19.