Научная статья на тему 'Особенности проявления интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде'

Особенности проявления интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
232
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / INTELLECTUAL ACTIVITIES OF THE INDIVIDUAL / СТРУКТУРА / STRUCTURE / ТИП / TYPE / КОМПОНЕНТЫ: КОГНИТИВНЫЙ / THE COMPONENTS: COGNITIVE / МОТИВАЦИОННЫЙ / MOTIVATIONAL / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ / EMOTIONAL / РЕГУЛЯТИВНЫЙ / REGULATORY / РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ / PRODUCTIVE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мишина Марина Михайловна

Статья посвящена изучению проявления феномена интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде. В ней описана теоретическая модель интеллектуальной деятельности личности и обоснованы параметры оценки показателей, а также уровней развития изучаемого феномена. Определена динамика показателей структурных компонентов интеллектуальной деятельности личности в контексте возрастных и половых различий, а также эмпирически обоснованы индивидуальные типологические ее различия. Представлена системная детерминация ее продуктивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of intellectual activity of the individual in uneven-aged student environment

The paper studies of the phenomenon of intellectual activity of the individual uneven-aged student community. It describes the theoretical model of the intellectual activity of the individual and proves valuation parameter indicators and levels of development of the phenomenon under study. The article shows the dynamics of indicators of the structural components of individual's intellectual activity in the context of the age and sex differences, also there is an empirical ground of its individual typological differences. A systematic determination of its efficiency is provided.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде»

М.М. Мишина

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Статья посвящена изучению проявления феномена интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде. В ней описана теоретическая модель интеллектуальной деятельности личности и обоснованы параметры оценки показателей, а также уровней развития изучаемого феномена. Определена динамика показателей структурных компонентов интеллектуальной деятельности личности в контексте возрастных и половых различий, а также эмпирически обоснованы индивидуальные типологические ее различия. Представлена системная детерминация ее продуктивности.

Ключевые слова: интеллектуальная деятельность личности; структура; тип; компоненты: когнитивный, мотивационный, эмоциональный, регулятивный, результативный.

Опыт преуспевающих стран показывает, что экономическим достижениям всегда предшествует высокий национальный интеллект. Современные научные исследования выявляют связь между образовательной системой страны и ее конкурентоспособностью, поэтому назрела необходимость перехода к новому технологическому укладу в экономике, что возможно лишь при условии совершенствования образовательной системы в России. Разработка психологической концепции проявления феномена интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде выполнена на основе реализации интегративного подхода, а также сложившейся в отечественной психологии теоретической базе изучения проблемы деятельно-сти1. С.Л. Рубинштейн сформулировал классическое понимание особенностей деятельности: 1) это всегда деятельность субъекта (т. е. человека, а не животного и не машины); 2) деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, т. е. она обязательно

© Мишина М.М., 2015

является предметной, содержательной; 3) она всегда творческая и 4) самостоятельная2.

Проблема исследования обусловлена потребностью в разработке психологической концепции, включающей структуру, динамику, типологию и системную детерминацию феномена интеллектуальной деятельности личности студентов3.

Цель исследования состоит в разработке психологической концепции, отражающей совокупность теоретико-методологических, эмпирических, прикладных и экспериментальных положений о проявлении феномена интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде.

Предметом является концепция интеллектуальной деятельности личности, включающая ее сущностные признаки, структуру, возрастные и половые различия в динамике и типологии проявления, а также системную детерминацию продуктивного развития.

Теоретическую основу исследования составили психологические концепции деятельности; когнитивного развития; сознания, самосознания, рефлексии, саморегуляции и мотивации, а также ак-меологические и педагогические концепции новых научных технологий и проектов в современном образовательном процессе.

В эмпирическом исследовании приняли участие 748 человек (145 мужчин и 603 женщины в возрасте от 18 до 53 лет) - представители российского студенчества, обучающиеся на гуманитарных факультетах по очной и очно-заочной формам обучения.

С теоретической точки зрения результатом проведенного исследования стало научное обоснование концепции проявления феномена интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде.

Представим этапы развития изучаемого феномена: инициация (связана с познавательным интересом и интеллектуальными потребностями); ориентировка (участвует в формировании ориентировочной основы интеллектуальной деятельности личности); смыслообразование (дает обретение личностного смысла и активное принятие интеллектуальной задачи); эмоциональная активация (создает образ будущего результата и конкретизирует цель, возникающую на основе экспликации и осознания операциональных смыслов, предвосхищаемых эмоциями); операциональность (определяет рационально-логическое осмысление интеллектуальной задачи и выбор действия); продуктивность (отражает чувствительность к конкретным результатам и наличие интеллектуального продукта).

Главными социально-психологическими механизмами интеллектуальной деятельности личности являются интериоризация,

экстериоризация, принятая субъектом цель, субъективная модель значимых условий, программа исполнительских действий, локус контроля, сдвиг мотива на цель, смысловая интеграция жизненных переживаний и смена видов деятельности.

Выделены функции изучаемого феномена: мотивирующая, це-леобразующая, аксиологическая, познавательная, развивающая, системообразующая, регулирующая, оценочная, энергетическая и прогностическая.

С практической точки зрения концептуальные основания создают возможность прогнозировать, регулировать и программировать развитие интеллектуальной деятельности личности в зависимости от типологии структурной организации.

В данном исследовании апробирован и предложен для использования комплекс диагностических методик, ориентированный на изучение интеллектуальной деятельности личности, а также даны научно-практические рекомендации по реализации разработанной совокупности параметров оценки показателей и уровней развития.

Перечислим наиболее значимые сущностные признаки изучаемого феномена: целостность (характеризует взаимосвязь внутренне противоречивых динамически развивающихся компонентов); предметность (отражает задачу как определение объективного содержания изучаемого феномена; интенцию интеллектуального действия и интеллектуальные операции, к которым относятся понимание, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение, доказательство и интерпретация); осознанность (корректирует содержание интеллектуальной деятельности и приводит его в соответствие с внешним миром); принадлежность субъекту (определяет и регулирует цель); интеллектуальная активность (выражается в интересе и любознательности); применение знаний (прием, переработка и генерация новой информации в виде решения интеллектуальной задачи, направленной на продуктивный результат).

Проведенное исследование позволило рассматривать изучаемый феномен как динамическую, иерархическую, смысловую систему единства «внешнего и внутреннего»; взаимодействия субъекта с самим собой, другими людьми, окружающим миром и информацией.

В ходе исследования была разработана концепция, включающая различные уровни анализа: методологический (направлен на реализацию ведущих методологических принципов; обосновывает использование интегративного подхода); теоретический (характеризует теоретическую модель психологической структуры изучаемого феномена); эмпирический (позволяет разработать исследовательскую программу); прикладной (выявляет психологические затруднения и барьеры); экспериментальный (дает возможность

внедрить комплексную программу «Техника интеллектуального труда»).

Теоретическая модель интеллектуальной деятельности личности включает в себя когнитивный, мотивационный, эмоциональный, регулятивный и результативный компоненты; меж- и внутри-компонентные связи; параметры оценки показателей, отражающие дифференциацию низкого, среднего и высокого уровней развития.

Выявлено, что в психологической структуре интеллектуальной деятельности личности наблюдаются тесные корреляционные межкомпонентные связи на достоверно значимом уровне между когнитивным и результативным компонентами и между мотиваци-онным и результативным компонентами.

Обнаружена отрицательная корреляционная связь между эмоциональным и регулятивным компонентами. Это свидетельствует о том, что чем выше уровень развития эмоционального компонента интеллектуальной деятельности личности, тем ниже уровень ее регулятивного компонента.

Выявлены межкомпонентные связи интеллектуальной деятельности личности между следующими показателями: самомотивация мотивационного компонента и эмоциональная стабильность эмоционального компонента; разнонаправленность жизненных предназначений мотивационного компонента и смелость регулятивного компонента; отрицательная взаимосвязь между показателями эмпатии эмоционального компонента и нетолерантности регулятивного компонента. Следовательно, чем выше уровень эм-патии, тем ниже уровень нетолерантности.

На основе однофакторного дисперсионного анализа и апостериорного сравнения групп по методу Шеффе были определены возрастные различия динамики показателей структурных компонентов интеллектуальной деятельности личности. Выявлено, что в общей выборке по когнитивному компоненту происходит увеличение показателя общего уровня интеллекта, способностей теоретического и практического плана, полезависимости. По моти-вационному компоненту выявлены постепенное возрастание смыс-лообразования и снижение внутреннего локуса контроля, а также ценности дела. Выявлен рост осознанности жизненных предназначений. Обнаружено, что с повышением возраста более значимыми становятся ценности общения и принятия других людей. По эмоциональному компоненту выявлено повышение чувствительности и снижение экспрессивности. По регулятивному компоненту обнаружено возрастание самоконтроля, но снижение смелости. По результативному компоненту наблюдается увеличение продуктивности интеллектуальной деятельности личности.

Выявлены половые различия в динамике показателей проявления структурных компонентов интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде:

- мужчины: поленезависимы; их характеризует высокий уровень теоретических способностей; для них более значимы ценности общения, принятия других и альтруистические ценности; более высокий уровень экспрессивности, конкретной концептуализации, самодостаточности и самоконтроля; значимо выше успешность выполнения тестовых заданий;

- женщины: полезависимы; их характеризует высокий уровень практических способностей; они ориентированы на этические и индивидуалистические ценности; у них более выражены внешний локус контроля, чувствительность, эмоциональная осведомленность, доминирование эмоций и социальная желательность.

Установлено, что в изучаемой выборке разновозрастных студентов преобладает средний уровень развития интеллектуальной деятельности личности.

В ходе эмпирического исследования методом поворота решения Varimax была определена матрица факторных нагрузок, с помощью которой были выделены девять типов интеллектуальной деятельности личности: операциональный, аксиологический, экстравертированный, эмоциональный, гармоничный, абстрактный, конкретный, интеллектуально-выносливый и генерирующий, что дает целостное представление о доминировании соотношения определенных показателей компонентов ее структуры.

Анализ распределения типов интеллектуальной деятельности личности показал доминирование конкретного типа в разновозрастной выборке студентов.

Анализ взаимосвязи компонентов структуры изучаемого феномена выявил значимые возрастные различия в аксиологическом типе (положительная динамика с постепенным нарастанием показателей); экстравертированном (убывание показателей от периода юности к первому периоду зрелости, затем их нарастание); абстрактном и интеллектуально-выносливом (нарастание показателей от периода юности к первому периоду зрелости, затем снижение ко второму периоду зрелости).

Установлены значимые связи, отражающие половые различия показателей компонентов в следующих типах структурной организации интеллектуальной деятельности личности: аксиологическом (у мужчин более выражены осмысленность и конструктивизм), экстравертированном (мужчины в большей степени направлены на внешние воздействия и на удовлетворение социальных потребно-

стей) и интеллектуально-выносливом (способность противостоять стрессу у женщин выше, чем у мужчин).

Апостериорное сравнение типов изучаемого феномена по методу Тюке выявило особенности соотношения смыслообразования, целеобразования и рефлексивности личности с различным типом структурной организации интеллектуальной деятельности. Наибольшая выраженность смыслообразования и целеобразования наблюдается при аксиологическом типе, что указывает на доминирование осознанной цели при наличии четких смысложизненных ориентаций, подкрепленных интересом и направленных на результат. Цели жизни сильнее выражены в аксиологическом типе, слабее - в генерирующем и еще слабее - в остальных типах изучаемого феномена. Рефлексивность характерна для конкретного типа интеллектуальной деятельности личности.

Исследование соотношения интеллектуальной активности, креативности и мотивации личности с различным типом структурной организации интеллектуальной деятельности показало, что при операциональном типе наблюдается высокий уровень интеллектуальной активности, креативности и низкий уровень самомотивации. Показатель «любознательность» проявляется сильнее, чем у других типов, при операциональном и интеллектуально-выносливом. Самомотивация наиболее выражена при эмоциональном типе.

Исследование соотношения стилей саморегуляции, локус-контроля и социального самоконтроля у личности с различным типом структурной организации интеллектуальной деятельности выявило, что при операциональном, гармоничном и генерирующем типах выражен внутренний локус контроля, а при интеллектуально-выносливом - внешний локус контроля. Напряженность как показатель регулятивного компонента проявляется слабее при аксиологическом, абстрактном и интеллектуально-выносливом типах.

Исследование соотношения мотивационной, эмоциональной и волевой регуляции у личности с учетом различных типов структурной организации интеллектуальной деятельности показало, что эмоциональная стабильность проявляется слабее при конкретном, абстрактном и генерирующем типах. Данная особенность проявляется сильнее у интеллектуально-выносливого типа, а остальные типы занимают промежуточное положение.

Изучено, что системно детерминируют продуктивное развитие интеллектуальной деятельности личности:

- внешние факторы: требования к предметной реализации знаний, ценностно-смысловая направленность и духовность личности, общекультурные, культурно-психологические, профессиональные, когнитивные и личностные компетенции;

- внутренние факторы: восприятие и конструирование информации, опыт, уровень притязаний, интеллектуальная активность, самомотивация, открытость внутренним изменениям, стремление к «интеллектуальному эталону», конкурентоспособность, отношение к интеллектуальным успехам и неудачам.

Средовые условия включают семейную и студенческую среды и их традиции. Личностные условия заключаются в стремлении реализовать собственные интеллектуальные возможности, в повышении самостоятельности в выборе вектора интеллектуального развития и в «уходе» в собственную творческую деятельность.

В ходе исследования были выявлены психологические затруднения, наиболее значимыми из которых являются: затруднения в анализе предъявляемого материала; в «трафаретном мышлении» в понимании смысла задачи и способах действия; в определении существенных признаков задачи; в «опредмечивании» абстрактных понятий; в реализации этапов умственной деятельности, связанных с интеллектуальными операциями; в интерпретации результатов решения задач.

Существенными барьерами являются барьеры понимания, ценностно-смысловой, аффективный, волевой и нормативный.

Преодоление психологических затруднений и барьеров достигается посредством учета выявленной системы детерминант и внедрения комплексной экспериментальной программы «Техника интеллектуального труда», которая позволяет преодолевать внутренние и внешние противоречия и обеспечивает продуктивность изучаемого феномена. Оптимальными способами снятия психологических затруднений и барьеров являются формирование целей, побудительных мотивов, интеллектуальной активности, а также активизация знаний и регуляция эмоциональных состояний в зависимости от типологии структурной организации интеллектуальной деятельности личности.

На примере операционального типа интеллектуальной деятельности личности представим результаты формирующего эксперимента. У операционального типа значимо возрос уровень развития следующих показателей компонентов изучаемого феномена: эмоциональная стабильность, рефлексивность, гибкость познавательного контроля, распознавание эмоций других; снизилась напряженность; не изменились любознательность, сложность и креативность.

Учет типологических различий интеллектуальной деятельности личности в психологической практике позволил осуществить обеспечение развития интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде.

М.М. Мишина Примечания

1 Агапов В.С. Современные исследования самосознания и Я-концепции субъекта в контексте идей С.Л. Рубинштейна // Акмеология. 2012. № 1. С. 133-143; Мишина Е.И. Развитие личностной рефлексии в структуре социального капитала // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2012. № 4. C. 44-51; Мишина М.М. Феномен интеллектуальной деятельности личности (теоретико-методологические основания и особенности проявления в разновозрастной студенческой среде). М.: ИИУ МГОУ, 2013. 410 с.

2 Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997. 463 с.

3 Мишина М.М. Становление личностной рефлексии будущих специалистов / В.С. Агапов, М.М. Мишина, Е.И. Мишина. М.: МГОУ, 2012. 243 с.; Она же. Специфика интеллектуальной деятельности личности // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2014. № 1. С. 6-12; Она же. Возрастные особенности интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде // Там же. 2013. № 4. С. 15-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.