Научная статья на тему 'Структура и типы интеллектуальной деятельности личности'

Структура и типы интеллектуальной деятельности личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
693
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / PERSONAL INTELLECTUAL ACTIVITY / РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ / СТРУКТУРА / STRUCTURE / ТИП / TYPE / КОГНИТИВНЫЙ / COGNITIVE / МОТИВАЦИОННЫЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ / EMOTIONAL / РЕГУЛЯТИВНЫЙ / REVEALED STRUCTURE COMPONENTS / MOTIVATE / REGULATIVE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мишина Марина Михайловна

Статья посвящена феномену интеллектуальной деятельности личности. В работе представлена психологическая структура этой деятельности, которая включает качественные характеристики функционального единства показателей следующих компонентов: когнитивного, мотивационного, эмоционального, регулятивного и результативного. На основе эмпирического исследования различий структурной организации интеллектуальной деятельности личности выявлено преобладание определенного уровня развития компонентов изучаемого феномена у разных ее типов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIENTATION IN ORGANIZATIONAL TEAM BEHAVIOR

The article examines the phenomenon of personal intellectual activity. The article shows psychological structure of person intellectual activity, which includes quality characteristics of its functional unity indicators and components: cognitive, motivational, emotional, regulative and effective. Basing on empirical research of the organization structure difference of the person’s intellectual activity, it reveals the predominance of certain level of the component development of searching phenomenon between different types.

Текст научной работы на тему «Структура и типы интеллектуальной деятельности личности»

УДК 159.923

СТРУКТУРА И ТИПЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Марина Михайловна Мишина, кандидат психологических наук, доцент Российского государственного гуманитарного университета; Миусская площадь, Москва, Россия, 125993; e-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена феномену интеллектуальной деятельности личности. В работе представлена психологическая структура этой деятельности, которая включает качественные характеристики функционального единства показателей следующих компонентов: когнитивного, мотивационного, эмоционального, регулятивного и результативного. На основе эмпирического исследования различий структурной организации интеллектуальной деятельности личности выявлено преобладание определенного уровня развития компонентов изучаемого феномена у разных ее типов.

Ключевые слова: интеллектуальная деятельность личности, структура, тип; когнитивный, мотивационный, эмоциональный, регулятивный, результативный компоненты структуры.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время большое внимание уделяется поиску путей обеспечения конкурентоспособности специалистов, что возможно при условии достижения ими высокого уровня интеллектуального развития. Опыт преуспевающих стран свидетельствует о том, что экономическим достижениям предшествует высокий национальный интеллект. Современные научные исследования показывают связь между образовательной системой страны и ее национальной конкурентоспособностью. В связи с этим назрела необходимость совершенствования образовательной системы в соответствии с потребностями опережающего социально-экономического развития России и перехода к новому технологическому укладу в экономике. Это актуализирует насущность обращения к проблеме проявления и развития феномена интеллектуальной деятельности личности в студенческой среде. Психология, в контексте данной проблемы, позволяет системно выявить совокупность детерминант и средств, обеспечивающих продуктивное развитие исследуемого феномена [1-9, 15, 16].

Необходимость решения проблемы феномена интеллектуальной деятельности личности в современном российском обществе обусловлена рядом противоречий между:

• объективной потребностью в повышении национального интеллекта в связи с переходом к новому технологическому укладу в современной экономике и отсутствием стратегии развития феномена интеллектуальной деятельности личности в образовательной системе;

• постоянно растущим уровнем требований, предъявляемых к личности, характеру интеллектуальной деятельности в современных условиях, и отстающим от него уровнем ее продуктивности;

• уровнем интеллектуального потенциала личности и степенью его реализации в интеллектуальной деятельности;

• усложнением структуры феномена интеллектуальной деятельности личности и психологическими барьерами его проявления.

Интеллектуальная деятельность личности имеет многокомпонентное строение, основными характеристиками которой являются сущностные признаки, отражающие ее содержательную (целостность, полипредметность, осознанность, субъектность, смыслоо-бразование, целеобразование, рефлексивность, понимание, интеллектуальная активность, творчество, адаптация, социальность, применение знаний) и процессуальную (поэтапность, динамичность, регулятивность, продуктивность) стороны, а также проявление показателей структурных компонентов изучаемого феномена.

Интеллектуальная деятельность личности - динамическая смысловая система взаимодействия субъекта с самим собой, другими людьми, окружающим миром и информацией. В процессе этого взаимодействия происходит проявление интеллектуальной активности, напряженности и действий; адаптация к новым условиям проблемных ситуаций, решение теоретических и практических задач; понимание сложных и абстрактных идей, аналогий, обобщений, собственных ценностных ориентаций, смыслов и эмоций, а также эмоций других людей; преобразование интеллектуальных действий в операции через анализ, синтез, рациональную и интуитивную трансформацию знаний; генерация новой информации [4-8].

Психологическая структура интеллектуальной деятельности личности включает качественные характеристики функционального единства показателей следующих компонентов: когнитивного (дополнение предложений, исключение слова, аналогии, обобщение, арифметические задачи, числовые ряды, пространственное воображение и обобщение, рациональный и интуитивный подходы к решению проблемы, практический план способностей, теоретический план способностей, полезависимость, по-ленезависимость), мотивационного (цели в жизни, смысловая наполненность жизни, результат жизни, локус контроля, ценности общения, самомотивация, осмысленность жизни, абстрактные, конкретные и индивидуалистические ценности, ценности дела, самоутверждения и принятия других людей, вера, осознанность жизненных предназначений, гармоничность жизненных предназначений), эмоционального (эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, эмпатия, распознавание эмоций других людей, интегративный уровень, экспрессивность, чувствительность, эмоциональная стабильность, склонность к доминированию), регулятивного (тревожность, интеллектуальная напряженность, конкретная концептуализация, абстрактная концептуализация, толерантность (нетолерантность) к нереалистическому опыту, смелость, социальная желательность) и результативного (успешность выполнения совокупности всех тестовых заданий).

Совокупность параметров оценки и показателей компонентов отражает уровни развития интеллектуальной деятельности личности, которые имеют различную степень интеграции меж- и внутрикомпонентных связей в зависимости от типологии и соотношения показателей исследуемого феномена. В изучаемой выборке наиболее выражен средний уровень развития интеллектуальной деятельности личности [10-14].

Теоретическая модель интеллектуальной деятельности личности состоит из когнитивного, мотивационного, эмоционального, регулятивного и результативного компонентов и включает меж- и внутрикомпонентные связи, определяющие степень их интегри-рованности, содержание структурной организации, уровни и типологию изучаемого феномена. Совокупность социально-психологических механизмов и функций отражается во включенности в процесс, связи с другими субъектными феноменами; проявляется в интеллектуальной активности, адаптации, сознательном управлении компонентным составом при разрешении внутренних противоречий в процессе смысло- и целеобра-зования, абстрактного и конкретного познания, а также преобразования реальной действительности.

К параметрам оценки проявления феномена интеллектуальной деятельности личности мы отнесли: полипредметность, направленность, задачу, позицию, средства и результат. показателей, отражающих дифференциацию уровней (низкого, среднего, высокого) его развития.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Типологизация, классификация, систематизация, научно-категориальный анализ, психологическое моделирование, контент-анализ, беседа, формирующий эксперимент. Применялись методики диагностики структуры интеллекта (Р. Амтхауэр в адаптации Э. Ф. Замбацявичене), эмоционального интеллекта (Н. Холл), личностной (Е. Е. Туник) и социальной креативности (Дж. Гилфорд и М. Салливан в адаптации Е. С. Михайловой), самооценки творческого потенциала, опросник 16-PF Р. Кеттела и тесты: «Сила интуиции» (Е. П. Ильин); «Индивидуальный стиль когнитивного поведения» (О. Н. Манолова), «Смысложизненные ориентации» (Д. А. Леонтьев), «Ценностные ориентации» (М. Рокич), «Жизненное предназначение» (О. И. Мотков). В работе были использованы методы статистической обработки и анализа эмпирических данных (t-критерий Стьюдента, факторный и дисперсионный анализ, сравнение групп по методу Г. Шеффе и методу Тюке). Обработка данных проводилась на основе пакета программ MS Excel, SPSS 14.0.

В исследовании приняли участие 748 человек (145 мужчин и 603 женщины в возрасте от 18 до 53 лет) - представители российского студенчества, обучающиеся на гуманитарных факультетах по очной и очно-заочной формам в Российском государственном гуманитарном университете в г. Москве и в подмосковных филиалах (Балашиха, Домодедово, Дмитров, Павловский Посад, Железнодорожный, Фрязино, Воскресенск, Кашира); в Московском государственном областном университете; в Столичной финансово-гуманитарной академии (г. Москва), из них 713 человек - при проведении формирующего эксперимента продуктивности интеллектуальной деятельности в разновозрастной студенческой среде.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

В структуре интеллектуальной деятельности личности (n = 748) наблюдаются тесные корреляционные межкомпонентные взаимосвязи на достоверно значимом уровне (p < 0,01) между когнитивным и результативным компонентами и между мотивационным и результативным компонентами.

Обнаружена отрицательная корреляционная взаимосвязь (p < 0,05) между эмоциональным и регулятивным компонентами интеллектуальной деятельности личности. Это свидетельствует о том, что чем выше уровень развития эмоционального компонента интеллектуальной деятельности личности, тем ниже уровень ее регулятивного компонента.

Выявлены межкомпонентные связи интеллектуальной деятельности личности (p< 0,01) между следующими показателями: самомотивация мотивационного компонента и эмоциональная стабильность эмоционального компонента; разнонаправленность жизненных предназначений мотивационного компонента и смелость регулятивного компонента; отрицательная взаимосвязь между показателями: эмпатия эмоционального компонента и нетолерантность регулятивного компонента. Следовательно, чем выше уровень эмпатии, тем ниже уровень нетолерантности. Показатель регулятивного компонента: «смелость» связан с показателем мотивационного компонента «разнонаправленность». Показатель результативного компонента «успешность выполнения тестовых заданий» связан с показателем «смелость регулятивного компонента».

Выявлены значимые корреляционные внутрикомпонентные связи (p < 0,01) внутри:

• когнитивного компонента: достоверно значимая связь между показателями: пространственное обобщение и числовые ряды, пространственное обобщение и исключение слова, арифметические задачи и практический план способностей, теоретический план способностей и пространственное воображение; значимая отрицательная взаимосвязь между показателями: числовые ряды и обобщение; пространственное воображение и числовые ряды; пространственное воображение и аналогии;

• мотивационного компонента: достоверно значимая связь (р < 0,05) между показателями: цели в жизни и однонаправленность жизненных предназначений, самомотивация и внутренний локус контроля, однонаправленность жизненных предназначений и внешний локус контроля; отрицательная взаимосвязь на достоверно значимом уровне (р < 0,05) между показателями: ценности общения и разнонаправленность жизненных предназначений;

• эмоционального компонента: достоверно значимая связь между показателями: эмоциональная стабильность и эмоциональная осведомленность, чувствительность и склонность к доминированию, эмоциональная осведомленность и эмоциональная стабильность, чувствительность и склонность к доминированию, отрицательная взаимосвязь (р < 0,05) между показателями: экспрессивность и эмоциональная стабильность, т. е. чем выше уровень экспрессивности, тем ниже эмоциональная стабильность;

• регулятивного компонента: достоверно значимая связь (р < 0,05) между показателями: абстрактная концептуализация и неуверенность; показатель «смелость» отрицательно связан с показателем «социальная желательность», т. е. чем выше уровень смелости, тем ниже социальная желательность.

Корреляционная плеяда меж- и внутрикомпонентных связей структуры операционального типа интеллектуальной деятельности личности разновозрастной выборки студентов (п = 77) имеет положительную внутрикомпонентную связь (р < 0,01) следующих показателей когнитивного компонента: дополнение предложений и исключение слова, обобщение и пространственное обобщение, арифметические задачи и числовые ряды, а также отрицательную связь (р < 0,01) показателей когнитивного компонента: интуитивный подход к решению проблемы и полезависимость, рациональный подход к решению проблемы и практический план способностей. Выявлены положительные межкомпонентные связи (р < 0,01) таких показателей когнитивного и мотивационного компонентов, как исключение слова и цели в жизни, арифметические задачи и вера, интуитивный подход к решению проблемы и внешний локус контроля, а также отрицательные связи показателей когнитивного и эмоционального компонентов: дополнение предложений, эмоциональная стабильность (р < 0,01), конкретные ценности и практический план способностей (р < 0,05).

Обнаружена положительная межкомпонентная связь (р < 0,01) показателей когнитивного и эмоционального компонентов: аналогии и управление своими эмоциями, любознательность и эмпатия, теоретический план способностей и экспрессивность, а также тесная положительная межкомпонентная связь (р < 0,01) показателей когнитивного и регулятивного компонентов: поленезависимость и нетолерантность к нереалистическому опыту; показателей эмоционального и регулятивного компонентов: эмоциональная осведомленность и тревожность, склонность к доминированию и напряженность; показателей когнитивного и результативного компонентов: интуитивный подход к решению проблемы и успешность выполнения тестовых заданий, пространственное обобщение и успешность выполнения тестовых заданий.

В результате исследования особенностей проявления феномена интеллектуальной деятельности личности было установлено, что в изучаемой выборке студентов преобладает средний уровень развития интеллектуальной деятельности личности. Сравнительный анализ уровней развития изучаемого феномена показал, что в возрастной выборке от 22 до 35 лет уровень развития показателей выше, чем в выборках от 18 до 21 года и от 36 до 53 лет. Высокий уровень развития интеллектуальной деятельности личности в изучаемой выборке разновозрастных студентов соответствует 12,2%, средний - 54,1% и низкий -23,7%, в мужской подвыборке - 17,7%; 68,4% и 13,9%, в женской подвыборке —15,7%; 77,8% и 6,5% соответственно. В возрастной подвыборке от 18 до 21 года высокий уровень развития изучаемого феномена соответствует 14,4%, средний - 74,4% и низкий - 10,9%; от 22 до 35 лет - 11,7%; 74,4% и 13,9%; от 36 до 53 лет - 18,3%; 66,0% и 15,7% соответственно. Высокий уровень развития имеют следующие показатели когнитивного компонента: исключение понятий, аналогии, пространственное воображение и практический план способностей; низкий уровень развития - у таких его показателей, как интуитивный подход к решению проблемы и обобщение.

На основе эмпирического исследования различий структурной организации интеллектуальной деятельности выделены типы: операциональный, аксиологический, экстравер-тированный, эмоциональный, гармоничный, конкретный, абстрактный, интеллектуально-выносливый и генерирующий, дающие целостное представление о доминировании соотношения определенных показателей компонентов ее структуры. У операционального, аксиологического и генерирующего типов преобладает высокий уровень развития изучаемого феномена.

ВЫВОДЫ

Таким образом, проявление интеллектуальной деятельности личности как системного образования изучено на основе совокупности методологических принципов и подходов, методов и конкретных методик, позволяющих выявить сущностные признаки, структурную организацию с особенностями внутри- и межкомпонентных связей, которые определяются по выделенным критериям и показателям.

Интеллектуальная деятельность личности представляет собой активность субъекта познания, побуждаемую и направляемую адекватными мотивами совершенствования, связанными с ее содержанием. На разных этапах онтогенеза предмет потребности в конкретных условиях направляет связь человека с миром, в результате чего происходит сознательное и целенаправленное изменение себя и мира. Интеллектуальная деятельность личности как ценность в системе культуры выступает интегративным образованием личности, отражает ее качественные характеристики, обеспечивает ее адаптацию в студенческой среде. Студенческую среду следует рассматривать как сложное явление социального порядка, которое, изменяясь качественно и количественно, служит средством управления процессом становления личности будущего профессионала.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Агапов В.С. Изучение профессионального Я личности в когнитивной психологии / В.С. Агапов // Акмеология. 2011. № 3. С. 71-78.

[2]. Агапов В.С. Современные исследования самосознания и Я-концепции субъекта в контексте идей С.Л. Рубинштейна1/ В.С. Агапов // Акмеология. 2012. № 1. С. 133-143.

[3]. Агапов В.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований / В.С. Агапов // Акмеология. 2012. № 3. С. 26-31.

[4]. Гагарин А.В. Мировоззрение, культура, компетентность личности в контексте устойчивого развития природы и общества // Акмеология. 2010. № 3 (35). С. 28-32.

[5]. Зазыкин В.Г. Акмеология карьеры // Акмеология. 2010. № 3 (35). С. 32-34.

[6]. Деркач А.А. Роль организационной среды в становлении личности профессионала // Акмеология. № 3. 2011. С. 5-12.

[7]. Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация основание акмеологического развития. М.: МПСИ; Воронеж: Модэк, 2010.

[8]. Деркач А.А. Модернизация образования как условие опережающего социально-экономического развития страны (начало) // Акмеология. 2011. № 4 (40). С. 8-22.

[9]. Деркач А.А. Модернизация образования как условие опережающего социально-экономического развития страны (окончание) // // Акмеология. 2012. № 2 (42). С. 12-23.

[10]. Мишина М.М. Индивидуально-типологические различия структурной организации интеллектуальной деятельности личности / М.М. Мишина // Акмеология. 2011. № 3. С. 40-47.

[11]. Мишина М.М. Индивидуально-психологические различия интеллектуальной деятельности личности / М.М. Мишина // Акмеология. 2012. № 4. С. 94-103.

[12]. Мишина М.М. Основные положения системной концепции интеллектуальной деятельности личности / М.М. Мишина // Акмеология. 2013. № 2 (46). С. 35-40.

[13]. Мишина М.М. Феномен интеллектуальной деятельности личности (теоретико-методологические основания и особенности проявления в разновозрастной студенческой среде) : монография / М.М. Мишина. М.: ИИУ МГОУ, 2013.

[14]. Мишина М.М. Типологические различия структурной организации интеллектуальной деятельности личности: Монография. М.: МГОУ, 2012.

[15]. Мишина Е.И. Становление профессионального Я // Акмеология. 2007. № 3. С. 57-61.

[16]. СелезневаЕ.В., ФомичеваК.М. Самореализация студенческой молодежи как социально-психологический и акмеологический // Акмеология. 2012. № 2 (42). С. 50-55.

ORIENTATION IN ORGANIZATIONAL TEAM BEHAVIOR

Marina M. Mishina, Ph.D., Associate Professor ofPsychology Department;

Russian State University for the Humanities, 6 Miusskaya Square, Moscow,

125993, Russia.

ABSTRACT

The article examines the phenomenon of personal intellectual activity. The article shows psychological structure of person intellectual activity, which includes quality characteristics of its functional unity indicators and components: cognitive, motivational, emotional, regulative and effective. Basing on empirical research of the organization structure difference of the person's intellectual activity, it reveals the predominance of certain level of the component development of searching phenomenon between different types.

Key words: personal intellectual activity, structure, type; cognitive, motivate, emotional, regulative, revealed structure components

REFERENCES

[1]. Agapov V.S. Professional I-personal research in cognitive psychology / V.S. Agapov // Acmeology 2011. № 3. P. 71-78.

[2]. Agapov V.S. Contemporary researches of self-consciousness and I-concept of subject in context ideas of S.L. Rubinstain / V.S. Agapov // Acmeology. 2012. № 1. P. 133-143.

[3]. Agapov V.S. I-concept and self-realization of subject: problem fields of scientific research / V.S. Agapov // Acmeology. 2012. № 3. P. 26-31.

[4]. Gagarin АУ. Ideology, culture, personal adequacy in context of nature and society stable development // Acmeology . 2010. №3 (35). P. 28-32.

[5]. Zazikin V.G. Career acmeology // Acmeology. 2010. № 3 (35). P. 32-34.

[6]. Derkach A.A. Rol' organizacionnoj sredy v stanovlenii lichnosti professionala // Akmeologija. № 3. 2011. Р. 5-12.

[7]. Derkach A.A., Sajko Je.V. Samorealizacija osnovanie akmeologicheskogo razvitija. M.:MPSI; Voronezh: Modjek, 2010.

[8]. Derkach А.А. Educational modernization, as condition, which outrun country social-economical development (beginning) // Acmeology. 2011. № 4 (40). P. 8-22.

[9]. Derkach А.А. Educational modernization, as condition, which outrun country social-economical development (ending) // Acmeology. 2012. № 2 (42). Р. 12-23.

[10]. Mishina М.М. Individual-typological differences of structural organization of person intellectual activity / М.М. Mishina // Acmeology. 2011. № 3. P. 40-47.

[11]. Mishina М.М. Individual-psychological differences of structural organization of person intellectual activity / М.М. Mishina //Acmeology. 2012. № 4. P. 94-103.

[12]. MishinaМ.М. Basic principles of system concept of person intellectual activity / М.М. Mishina // Acmeology. 2013. № 2 (46). Р. 35-40.

[13]. Mishina М.М. Phenomenon of person intellectual activity (theory-methodological basis and peculiarities its appear in mix-age students sphere): Monograph / М.М. Mishina. М.: IIY MGOU, 2013.

[14]. Mishina М.М. Typological differences of structural organization of person intellectual activity: monograph. М.: MGOU, 2012.

[15]. Mishina E.I. I-Professional establishing // Acmeology. 2007. № 3. P. 57-61.

[16]. SeleznevaE.V., FormichevaK.M. Self-realization of student youth as social-psychological and acmeological // Acmeology. 2012. № 2 (42). P. 50-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.