Литература
1. Гильфанова Е.К. Применение фитнес-йоги в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп в педагогическом вузе // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 8. - С. 16-20.
2. Загревская А.И. Инновационный подход к физкультурному образованию студентов специальной медицинской группы в вузе // Адаптивная физическая культура. - 2007. - № 1. - С. 4-7.
3. Зайцева И. Йога. Асаны на каждый день от простейших до сложных. - М.: Эксмо, 2008. - 176 с.
4. Иванова О.В. Влияние «хатха-йоги» на процесс дыхания у детей среднего школьного возраста, стра-
дающих сколиозом 2-й степени // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. -№ 3. - С. 58-59.
5. Осыченко М.В. Влияние комбинированных занятий по фитнес-йоге и аквааэробике на коррекцию форм тела у женщин среднего возраста // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. - Ставрополь, 2008. - С.176-178.
6. Федякин А.А. Организация занятий по физическому воспитанию студентов специального отделения вуза // Адаптивная физическая культура. - 2005. - № 3. - С. 25-28.
Гильфанова Елена Каусаровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры медико-биологических основ физической культуры. Тел. 8-924-270-9295, е-mail: [email protected]
Шибаева Анна Александровна, кандидат педагогических наук, специалист по УМР кафедры медико-биологических основ физической культуры Забайкальского государственного университета, г. Чита, ул. Алек-сандро-Заводская, 30; тел., факс: 41-64-44, e-mail: [email protected]
Gilfanova Elena Kausarovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of medical and biological foundations of physical culture. Tel. 8-924-270-9295,е-mail: [email protected]
Shibaeva Anna Alexandrovna, candidate of pedagogical sciences, expert for EMW, department of medical and biological foundations of physical culture, Zabaikalsky State Unioversity, Chita, Russia. Tel., fax: 41-64-44, e-mail: [email protected]
УДК 799.32
© Х.-Ц. Д. Гомбожапова
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОТДЕЛЬНОГО ВЫСТРЕЛА В СТРЕЛЬБЕ ИЗ ЛУКА
В статье рассматривается структурно-функциональная модель организации отдельного выстрела. Точность имеет принципиальное значение, может рассматриваться через разные показатели: разные механизмы в организации движений и различные стороны способности человека. В идеальном варианте все эти элементы спортсмен-лучник должен выполнять в одинаковый период времени. Наша цель - помочь лучникам высшей спортивной квалификации свести указанные ошибки к минимуму и обеспечить лучший результат.
Ключевые слова: структурно-функциональная модель, точность, нагрузка, момент времени, построение во времени, эффективность.
Kh.-Ts. D. Gombozhapova
STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL OF A SINGLE SHOT IN ARCHERY
The article considers a structural and functional model of organization of a single arrow shot. Accuracy has an important meaning, it can be considered through various indices: various mechanisms in organization of movements and various sides of human skills. Ideally, an archer must perform all of these elements at the same time. Our purpose is to help archers of high sports qualification to reduce the mentioned above mistakes to a minimum and guarantee the best result.
Keywords: structural and functional model, accuracy, load, a moment of time, line-up on time, efficiency.
Тематика выполнения стрелковой серии является составной частью выполнения упражнения в целом и определяется как проявление способности стрелка из лука управлять своим поведением в процессе выполнения стрелковой се-
рии (грамотно распределить отведенное на нее количество времени и сил, т.е. увеличить или уменьшить время отдыха, изменить его содер-
жание в зависимости от уровня физической и психической подготовленности, самочувствия, наличия травм и т.д.; внести по мере необходимости коррективы в прицельные приспособления, заменить стрелу и т.д.; правильно определить момент подготовки и выполнения следующего выстрела в зависимости от изменений условий внешней среды: порывы ветра, интенсивность осадков и т.п.) с учетом результативности одиночных выстрелов, возможного изменения установки на выстрел, динамики психического состояния.
При разработке структурно-функциональной модели организации отдельного выстрела из лука (обычно используемой в стрельбе) рационально рассматривать выполнение основных действий по выполнению выстрела, предварительно подразделив его на фазы.
1-я фаза - фаза предварительной подготовки к выстрелу.
Включает в себя действия стрелка с момента начала принятия предварительной подготовки (после отдыха между сериями, дистанциями, подхода к мишени и т.д.) либо с момента окончания отдыха, если таковой имеется, после завершения предыдущего выстрела и до момента начала подъема лука.
2-я фаза - фаза принятия основной изготовки.
Включает в себя действия стрелка за период от момента начала подъема лука до касания тетивой ориентационных точек (подбородок, кончик носа ит.д.).
3-я фаза - фаза завершения выстрела.
Включает в себя действия от момента касания тетивой ориентационных точек на лице (при фиксации правой руки это носит название «укладка») до момента завершения выстрела [6].
С.В. Голомазов в своей диссертационной работе отметил, что меткость - это способность человека проявлять в движениях точность, а точность - это результат действия, на который могут оказывать влияние различные факторы. Оценка способности человека будет определять точность двигательных действий при соблюдении стандартных внешних условий [3, 5]. Способ оценки точности имеет принципиальное значение, поскольку она может рассматриваться через разные показатели и полученные при этом характеристики будут зависеть и отражать, по существу, разные явления: разные механизмы в организации движений и различные стороны способности человека.
Наиболее распространенным способом оценки трудовых и спортивных движений является вероятность попадания в заданную область (Р).
В этом случае могут быть две оценки:
1. По альтернативному признаку (да, нет).
2. По отношению удачных и неудачных попыток в серии (в процентах).
В прикладных областях математики точность принято оценивать как величину, обратную величине стандартного отклонения от цели.
В этом случае рассматриваются ошибки:
а) систематические, как средняя величина отклонения серии попыток от цели с разной оценкой в сагиттальном и латеральном направлениях;
б) случайные, или кучность, как стандартное отклонение от центра рассеивания [1, 2, 3].
Стрелковые упражнения характеризуются однообразным повторением одних и тех же действий, иногда превращаются в весьма утомительное занятие. Занятия по стрельбе из лука позволяют решать вопросы, связанные с процессами развития физических качеств, которые проявляются в двигательных способностях, так необходимых для формирования навыков техники выстрела. К физическим качествам относят скоростные способности, выносливость, силу, гибкость, ловкость (координационные способности).
Поза стрелка существенно отличается от обычной позы стоящего человека. Для стрелка из лука необходимо создать такое рабочее положение, при котором обеспечивалась бы наибольшая устойчивость системы «стрелок - оружие». Для этого требуются значительные мышечные усилия, которые необходимо проявлять в течение некоторого времени.
Деятельность стрелка из лука представляет собой чередование длительной статической и динамической относительно однообразной работы. Наличие большого объема статической работы предъявляет повышенные требования к организму лучника, так как при статическом напряжении утомление наступает быстрее, чем при динамическом. Это связано с немалой нагрузкой на нервную систему, которой следует регулировать высокую точность и однообразие мышечных усилий при большом количестве выполняемых выстрелов.
Высокие требования также предъявляются к нервной системе еще и потому, что для лучника каждый выстрел на дистанции - своеобразный «старт», за которым следует «финиш» в виде полученного результата, который в большей степени влияет на психическую устойчивость
стрелка. В связи с этим усталость стрелка из лука в большей степени выражается в психическом, нежели физическом утомлении, хотя и физические нагрузки достаточно высоки.
При тренировке, направленной на развитие выносливости, образуются условно-рефлекторные связи, улучшающие регуляцию деятельности мышц, совершенствующие кровообращение, дыхание, обмен веществ, теплорегуляцию, т.е. совершенствуются системы организма, которые определяют состояние здоровья лучника и уровень его функциональной, физической и психологической подготовленности.
Благодаря высокому уровню развития общей выносливости организм стрелка приобретает способность сопротивляться утомлению в процессе любой деятельности, быстрее восстанавливаться после физических, интеллектуальных и эмоциональных нагрузок [4].
Выносливость развивается лишь в тех случаях, когда в процессе занятий тренирующийся испытывает утомление.
При этом в организме происходят адаптационные изменения, повышающие общую выносливость организма. Кроме того, развитие выносливости развивает и волевые качества лучника. Противостоять утомлению и сохранять высокую эффективность спортивной деятельности в стрельбе из лука помогает также специальная статическая и динамическая силовая выносливость.
Специальная выносливость лучника - это способность поддерживать оптимальный уровень работоспособности на протяжении выполнения всего стрелкового упражнения.
Статическая силовая выносливость - это способность лучника к длительному и относительно устойчивому удержанию растянутого лука в процессе прицеливания и обработки выпуска стрелы. Основным методом тренировки статической силовой выносливости является метод специальных схем, предусматривающих длительность удержания лука и жесткие интервалы отдыха. Развитию статической выносливости следует выделять не менее 20-25 мин на каждом занятии.
Динамическая силовая выносливость - это способность лучников к длительной и эффективной работе, направленной на многократное натяжение лука. Этот вид выносливости является очень важным, так как во многом обеспечивает согласованные действия многочисленных мышечных групп спины, руки, непосредственно выполняющей натяжение лука, и руки, обеспечивающей удержание лука.
Временные характеристики раскрывают движение во времени: когда оно началось и закончилось (момент времени), как долго длилось (длительность движения), как часто выполнялось движение (темп), как они были построены во времени (ритм). Вместе с пространственно-временными характеристиками они определяют характер движений человека. Определяя, где была точка в пространстве, необходимо определить, когда она там была.
Момент времени - это временная мера положения точки тела и системы. Момент времени определяют не только для начала и окончания движения, но и для других важных мгновенных положений. В первую очередь это моменты существенного изменения движения: заканчивается одна часть (фаза) движения и начинается следующая (например, отрыв стопы от опоры в беге - это момент окончания фазы отталкивания и начала фазы полета). По моментам времени определяют длительность движения [5].
Длительность движения - это его временная мера, которая измеряется разностью моментов времени окончания и начала движения. Она представляет собой промежуток времени между двумя ограничивающими его моментами времени. Сами моменты (как границы между двумя смежными промежутками времени) длительности не имеют. Ясно, что, измеряя длительность, пользуются одной и той же системой отсчета времени. Узнав расстояние, пройденное точкой, и длительность ее движения, можно определить ее скорость. Зная длительность движений, определяют также их темп и ритм.
Темп движений - это временная мера их по-вторности. Он измеряется количеством движений, повторяющихся в единицу времени (частота движений). В повторных движениях одинаковой длительности темп характеризует их протекание во времени.
Темп - величина, обратная длительности движений. Чем больше длительность каждого движения, тем меньше темп, и наоборот. В повторяющихся (циклических) движениях темп может служить показателем совершенства техники. Например, частота движений у лыжников, пловцов, гребцов высокой квалификации (при более высокой скорости передвижения) больше, чем у менее подготовленных. Известно, что с утомлением темп движений изменяется: он может повышаться (например, при укорочении шагов в беге) или понижаться (например, при неспособности поддерживать его в лыжном ходе).
Ритм движений (временной) - это временная мера соотношения частей движений. Он опреде-
ляется по соотношению длительности частей движения.
Ритм движений характеризует, например, отношение времени опоры к времени полета в беге или времени амортизации (сгибании колена) к времени отталкивания (выпрямления ноги) при опоре. Примером соотношения длительности и частей движения может служить ритм скользящего шага на лыжах (соотношение длительности пяти фаз шага). С изменением темпа шагов изменяется и их ритм. Кроме временных показателей можно определить еще пространственные показатели ритма (например, отношение длины выпада в шаге на лыжах к длине скольжения).
В целом выстрел состоит из изготовки, прицеливания, схемы прицеливания, обработки выстрела и управления дыханием.
В идеальном варианте все эти элементы спортсмен-лучник должен выполнять в одинаковый период времени. Каждый спортсмен годами работает над тем, чтобы и ритм стрельбы был одинаковым.
Выстрел происходит после освобождения лучником натянутой тетивы. Это надо сделать так, чтобы плоскость выстрела и точка прицеливания остались неизменными по крайней мере в течение 5-10 миллисекунд, то есть пока стрела не разгонится до скорости 60-80 метров в секунду. Это время определяется силой лука и характеристиками стрелы. Смещение плоскости выстрела или точки прицеливания в этом интервале времени ухудшает точность попадания в цель.
При идеальном выстреле обеих ошибок удается избежать, то есть левая рука удерживает мушку прицела в точке прицеливания, а правая рука не дает стреле выйти из плоскости выстрела до тех пор, пока хвостовик стрелы не вырвется из тетивы лука. Однако, как показали исследования с применением лазерного тренажера, реальному выстрелу присущи - в большей или меньшей степени - обе ошибки.
Уменьшить их можно, автоматизируя навык выстрела за счет большого количества выстрелов на тренировках, однако соревновательные волнения или стресс могут свести результаты даже весьма длительных и упорных тренировок на нет. Наша цель - помочь лучникам высшей спортивной квалификации свести указанные ошибки к минимуму и тем самым обеспечить им на соревнованиях лучший результат. Элементы техники рассматриваются при условии, что левая рука работает как удерживающая лук, а правая - как тянущая тетиву [7].
Чтобы определить ритм (временной), выделяют фазы, которые различаются по задаче движения, по его направлению, скорости, ускорению и другим характеристикам. Ритм отражает прилагаемые усилия, зависит от их величины, времени приложения и других особенностей движений. Поэтому по ритму движений можно в известной мере судить об их совершенстве. В ритме особенно важны акценты - большие усилия и ускорения - их размещение во времени. При овладении упражнениями иногда лучше сначала задать ритм, чем подробно описывать детали движений; это помогает быстрее понять особенности изучаемого упражнения, его построение во времени.
В каждом движении есть различающиеся части, например, подготовительные и исполнительные (основные) движения, разгон и торможение. Значит, ритм можно определить в каждом упражнении. Так называемые «неритмичные» движения - это не вообще лишенные ритма движения, а движения с отклонениями от заданного рационального ритма. Иначе говоря, неритмичные движения - это движения без определенного постоянного ритма или с неправильным, нерациональным ритмом.
Натягивание тетивы производится плавным, но сравнительно быстрым, энергичным движением. «Дотяг» начинается с перемещения стрелы из-под кликера и заканчивается щелчком кликера.
Происходит формирование (создание) «принятия решения» к выпуску, в реализации которого принимают участие:
- двигательная память, закрепленная в процессе тренировки;
- мотив, влияющий на качество стрельбы;
- другие факторы (информация от мышц, сухожилий, связок, зрительная информация о степени прицеливания, направление и сила ветра, блок сознательного контроля при обучении, тренировке).
Время от момента «принятия решения» до выпуска отхода тетивы колеблется в пределах 150-250 миллисекунд. Программа управления этим движением осуществляется в автоматическом режиме (табл. 1).
Выпуск-отход стрелы производится при «до-тяге» на фоне непрерывного упора левой рукой в мишень и непрерывного натягивания тетивы в направлении плоскости выстрела, не сбивая предварительной наводки. Разница времени латентного периода на исполнение «принятия решения» правой и левой рук очень мала, меньше 100 миллисекунд. Но достаточно, чтобы возник
рефлекторный уход руки с луком, что изменило бы точку прицеливания и привело к ухудшению результата стрельбы.
Не у всех стрелков возникает разница в латентном времени левой и правой рук при «при-
нятии решения». Имеют место различные отклонения, в работе они не рассматриваются по разным причинам (недостаточной изученности вопроса, разного воздействия центральной нервной системы, мышечного утомления и др.).
Таблица 1
Время выпуска (от щелчка кликера до выхода тетивы из пальцев
(Т.В. Байдыченко))
Испытуемые Метод измерения Время (мс)
Спортсмены различной спортивной квалификации (ЗМС, МСМК, МС, КМС, 1 взрослый разряд) Миллисекундомер 250 (без мишени) 275 (с мишенью)
Электромиография (щелчок кликера регистрировался с помощью электрического контакта) 170
Скоростная киносъемка (500 кад/с) 142,4 - 177,1
Электромиография 160 - 170
С целью повышения результативности в стрельбе из лука, устранения ошибки, возникающей при уходе руки с луком из точки прицеливания, рекомендуется в технику стрельбы введение некоторых элементов, которые при достаточной тренированности, выработке определенной автоматизации в действиях спортсмена помогут устранить ошибки, не поддающиеся контролю со стороны тренера и спортсмена.
Необходимо также помнить, что эффективность тренировки значительно повысится, если будет сформирована правильная психическая мотивация и будет создан соревновательный микроэлемент в каждом тренировочном занятии.
Одним из основных требований скоростной подготовки стрелков из лука является хорошее освоение технических заданий. Это важно потому, что только при этом условии стрелок будет в состоянии сконцентрировать внимание и волевые усилия не столько на правильности выполнения движений, сколько на их скорости.
Таким образом, в учебно-тренировочном процессе стрелков-лучников необходимо уделять внимание тренировке временных характеристик выстрела. В нашем исследовании изучение временных характеристик выстрела можно проводить по трем следующим фазам:
1) фаза изготовки: 2-3 секунды,
2) фаза прицеливания: 1-2 секунды,
3) фаза выпуска: приблизительно 0,250 миллисекунд.
Проанализировав и обобщив полученные данные, можно сделать следующие выводы:
1. Комплексный (прицельный) выстрел включает три временных фазы: изготовка, прицеливание, выпуск. Каждая из фаз имеет четкое ограничение (начало и конец движения), выражающееся в конкретном элементе.
2. Каждый элемент техники выстрела из лука, согласно времени выполнения движения, попадает в раздел управляемых или неуправляемых (рефлекторных) движений.
3. Изменение временных режимов выполнения прицельного выстрела в большей степени оказывает влияние на элементы техники выстрела, входящие в раздел неуправляемые (рефлекторные) движения стрелка. В частности, с элементом техники «выпуск».
Литература
1. Байдыченко Т.В. Техническая подготовленность стрелков из лука и методы ее совершенствования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / РГАФК. - М., 1989. - 24 с.
2. Башлыков И.П. Оценка точности двигательных действий: лекция для студентов, аспирантов и слушателей ФПК ГЦОЛИФКа. - М., 1989. - 224 с.
3. Голомазов С.В. Теоретические основы и методика совершенствования целевой точности двигательных действий: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / РГАФК. - М., 1996. - 54 с.
4. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 190 с.
5. Романов А.А. Совершенствование точности бросков в баскетболе // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 6. - С. 11.
А.Б. Дашиев, М.О. Аксенов. Совершенствование специальной физической подготовленности спортсменов-единоборцев с использованием силомера «Киктест-9»
6. Шилин Ю.Н., Белевич Е.Н. Спортивная стрель- 7. Цыдыпов Б.Д., Гомбожапова Х.-Ц.Д. Теория и
ба из лука. Теория и методика обучения: учебное методика обучения стрельбе из лука: курс лекций: пособие. - М., 2011. - 286 с., ил. учеб. пособие. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та,
2014. - 148 с.
Гомбожапова Ханда-Цырен Дугаровна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры физического воспитания Бурятского государственного университета. Тел. 89243903600. E-mail: [email protected]
Gombozhapova Khanda-Tsyren Dugarovna, candidate of pedagogical sciences, professor, department of physical education, Buryat State University. E-mail: [email protected]
УДК 796.81
© А. Б. Дашиев, М. О. Аксенов
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ-ЕДИНОБОРЦЕВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИЛОМЕРА «КИКТЕСТ-9»
Авторами была использована система автоматизированного тестирования спортсменов-единоборцев. В результате последовательного эксперимента были установлены ударные характеристики. Приводится эффективность внедрения в подготовку спортсменов системы кроссфит.
Ключевые слова. Подготовка, спорт, кроссфит, единоборства, тренировка, соревнование, тест, удар.
A. B. Dashiev, M. O. Aksenov
IMPROVEMENT OF SPECIAL PHYSICAL PREPAREDNESS OF ATHLETES IN COMBAT SPORTS WITH THE USE OF DYNAMOMETER "QUICKTEST-9"
The authors have used a system of automated testing of athletes in combat sports. The impact characteristics were determined as a result of sequential experiments. We present The effectiveness of implementation a training system crossfit into athletes' training is proved.
Keywords: training, sport, crossfit, martial arts, preparedness, competition, test, shot.
Актуальность исследования. Тайский бокс (истинное название «муай тай», что означает «свободный бой»), являющийся культурным наследием Таиланда, с уникальной традицией, имеющей многовековую историю, приобретает в последнее время большую популярность в мире. Это наиболее модернизированный для современного спорта вид боевого искусства, удивительный синтез зрелищного полновесного поединка и реальной боевой схватки. Актуальность нашего исследования обусловлена недостаточной разработанностью проблемы физической подготовки спортсменов в тайском боксе и насущной необходимостью в разработке научно-обоснованной методики воспитания силовых и скоростно-силовых способностей.
Что такое кроссфит? Кроссфит - это система общей физической подготовки (ОФП), функциональный тренинг. Она создана таким образом, чтоб вызвать максимально широкую адаптационную реакцию организма. Атлет получает равномерное и полноценное физическое развитие. Можно сказать, это физкультура в лучшем смысле этого слова. Специфика кроссфита за-
ключается именно в отказе от какой-либо специализации. Комбинирование тяжелой атлетики, гимнастики, бега, гиревого спорта, упражнений с собственным весом, плавания, гребли дает широкий спектр различных тренировок на каждый день, позволяющих внести разнообразие и сделать тренировочный процесс намного интереснее и эффективней. Принципы, лежащие в основе системы, позволяют легко адаптировать тренировки системы кроссфит для людей различного уровня физической подготовки. Кросс-фитом активно занимаются десятки тысяч людей во всем мире, среди них дети и пожилые люди, олимпийские чемпионы и чемпионы боев без правил, полиция и военные, профессиональные спортсмены и просто люди, которым небезразлично их здоровье. Варьируется вес, нагрузка, интенсивность; суть программы остается без изменений.
Организация исследования.
Целью работы явилась разработка методики воспитания силовых способностей у тайбоксеров на основе системы кроссфит. Для проверки гипотезы и достижения цели были поставлены