УДК 799. 32 + 94
Индивидуальные особенности уровня специальной физической подготовленности стрелков из лука
© Гомбожапова Ханда-Цырен Дугаровна
кандидат педагогических наук, профессор кафедры физического воспитания, Бурятский государственный университет Россия, 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а Е-шай: [email protected]
В статье представлены результаты исследования индивидуальных особенностей уровня специальной физической подготовленности, а также наиболее информативные показатели систематических и случайных ошибок по вертикали и горизонтали стрелков из лука.
Ключевые слова: индивидуальность, специальная подготовленность, информативность, систематичность, случайность, вертикальные и горизонтальные ошибки в стрельбе из лука.
Individual peculiarities of the level of special physical preparedness of archers
Khanda-Tsyren D. Gombozhapova
PhD in Education, Professor of the Department of Physical Education, Buryat State University
24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia
The article presents the results of the research of individual peculiarities of the level of special physical preparedness as well as the most informative indices of systematic and incidental vertical and horizontal mistakes made by archers.
Keywords: individuality, special preparedness, informativeness, regularity, incident, vertical and horizontal mistakes in archery.
Одним из обязательных компонентов спортивного мастерства стрелков из лука является высокий уровень специальной физической подготовленности спортсмена, который непосредственно связан с эффективностью технического выполнения выстрела из лука, так как соревнования и тренировочная деятельность лучников характеризуются многочасовой стрельбой в различных, зачастую неблагоприятных метеорологических условиях. Это приводит к большому расходу энергии, физическому и психологическому утомлению.
Специальная физическая подготовка призвана решить несколько задач. Одной из них является такое развитие специальной силы, статической и динамической выносливости мышечных групп, участвующих в реализации выстрела, чтобы стрелок мог выполнить длительные стрелковые упражнения и при этом не уставать [1].
Практика соревновательной деятельности стрелков из лука показывает, что уровень специальной подготовленности спортсменов не удовлетворяет возросшим современным требованиям, что существенно снижает уровень эффективности подготовки спортсменов и отрицательно сказывается на спортивных результатах. В связи с этим тема нашего исследования весьма своевременна и актуальна.
Специальная физическая подготовка — это дальнейшее специализированное развитие общих физических качеств, лежащих в основе технической подготовки. Специальная физическая подготовка решает следующие задачи:
- развитие специальных качеств (общей и специальной статической выносливости, устойчивости, координации и т. д.);
- развитие тонких кинестетических ощущений позы;
- тренировка точности движений в пространстве;
- тренировка мышц кисти;
- тренировка «чувства времени» и т. д. [2].
По мере роста спортивно-технического мастерства процесс специальной физической подготовки должен быть индивидуализирован. Многолетний процесс подготовки и воспитаний спортсменов вы-
сокого класса — это сложный процесс, качество которого определяется целым рядом факторов.
Стрелки высокого класса обладают свойствами, которые следует считать «стрелковыми» ведущими качествами:
1) высокой точностью воспроизведения движений и положений тела при изготовке к стрельбе;
2) тонкой координацией мелких движений системы «стрелок — оружие», обеспечивающей достаточно длительную ее устойчивость при производстве выстрелов;
3) выносливостью к длительным статическим нагрузкам;
4) способностью управлять своим состоянием и поведением в возбуждающей обстановке соревнований [6].
Учитывая исключительно высокие требования, предъявляемые к современному стрелку-спортсмену, одних только этих средств тренировки недостаточно [4].
При подборе средств тренировки следует учитывать, какие возможности они содержат и в каком виде их использовать, принимая во внимание основные, оперативные и перспективные учебные задачи данного этапа подготовки, квалификацию спортсмена, его физические и психологические возможности, а также индивидуальные особенности.
По мнению ряда специалистов [3], стрелок должен обладать:
• высокой работоспособностью в условиях длительной относительной неподвижности (гипокинезии), достаточно развитой мышечной системой и выносливостью к большим статическим нагрузкам;
• умением расслаблять группы мышц, которые не принимают непосредственного участия тела и оружия, в то же время дозированно и избирательно напрягать и расслаблять группы мышц, обеспечивающие необходимое техническое действие;
• точностью и согласованностью движений и положений;
• быстрой и тонкокоординированной двигательной и зрительно-двигательной реакцией;
• хорошо развитым чувством равновесия;
• способностью быстро и достаточно полно восстанавливать свою работоспособность после больших нагрузок;
• высокой психологической устойчивостью в условиях повышенных эмоциональных напряжений на соревнованиях.
Перечисленные требования могут быть выполнены при условии высокого уровня общей и специализированной физической подготовленности спортсмена. Сила, быстрота, ловкость и выносливость — основные двигательные общефизические качества, на них опирается специальная подготовленность стрелка.
Развитие способности стрелка от выстрела к выстрелу точно воспроизводить и длительное время сохранять усилия удерживания оружия в изготовке должно учитываться как главное специфическое направление силовой подготовки спортсмена.
Быстроту можно определить как способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота как двигательное качество зависит, прежде всего, от подвижности нервных процессов в ЦНС. Чем выше степень их подвижности, тем выше скорость двигательной реакции на какой-либо внешний раздражитель.
Данное двигательное качество является базовым для проявления ловкости, т. е. способности спортсмена быстро осваивать новые движения и успешно действовать (быстро, точно, находчиво) в переменных условиях, что базируется на уравновешенности возбудительно-тормозных процессов в ЦНС.
Однако сама по себе большая сила стрелка не является его определяющим двигательным качеством. Что касается выносливости, то следует отметить специфическую форму: выносливость в длительном, устойчивом удержании тела и оружия в изготовке — это двигательное качество является, безусловно, одним из ведущих для достижения высоких спортивных результатов в стрельбе из лука.
Из практики подготовки стрелков известно, что спортсмены, регулярно занимающиеся видами спорта, в которых ведущим двигательным качеством является ловкость, например спортивными играми, значительно быстрее осваивают навык стрельбы, чем спортсмены, не обладающие в достаточной степени этим качеством.
Что касается специальных подготовительных упражнений, то они должны быть максимально приближены к технике выполнения стрелковых упражнений и по своей структуре должны быть более простыми и легковыполнимыми, чем элементы основных упражнений. Используемые методические средства должны предусматривать, кроме развития общефизических качеств, также профилактиче-
ские мероприятия: определенные виды разминки перед стрельбой с целью снижения нервной напряженности спортсмена, настройки его нервно-мышечных систем на предстоящую работу, а также для нормализации состояния стрелка после стрельбы.
Таким образом, эффективность общефизической подготовки во многом зависит от рационального сочетания применяемых разнообразных средств. Важное значение имеет эмоциональный настрой во время занятий. Общеизвестно, что даже нудные упражнения при хорошем настроении выполняются с большим эффектом, чем в условиях негативной эмоциональной окраски.
Качество координации движений зависит от «чувства пространства», «чувства времени», «мышечного чувства» и включает в себя способность точно соразмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.
Координационные способности или двигательно-координационные способности — это способность целесообразно координировать движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действий;
Наиболее информативными показателями для стрелков из лука оказались систематические и случайные ошибки по вертикали и горизонтали (табл. 1) (Т. В. Байдиченко).
Таблица 1
Ошибки стрельбы и факторы, их вызывающие
Ошибки стрельбы Факторы, наиболее вероятно связанные с ошибками стрельбы
1 2
Систематическая ошибка по горизонтали 1. Не откорректирован прицел по горизонтали. 2. Выдвинута или убрана боковинка плунжера. 3. Деформирована стрела или смещен хвостовик в конусе. 4. Механические причины: тетива цепляет крагу или нагрудник, изменена плотность напалечника. 5. Несоответствие длины тетивы размерам лука. 6. Изменение СТУ (средней точки упора) в горизонтальной плоскости. 7. Постоянный завал (наклон) лука вправо или влево. 8. Нарушение проекции тетивы. 9. Изменение освещенности мишени
Систематическая ошибка по вертикали 1. Не откорректирован прицел по вертикали. 2. Положение гнезда на тетиве не соответствует высоте полочки, и наоборот. 3. Стрела без полочки, или оно частично отклеено. 4. Деформированная стрела, или смещен хвостовик. 5. Зазор между стрелой и указательным пальцем при захвате тетивы. 6. СТУ смещена вверх или вниз. 7. Изменение базы (наклон головы вверх или вниз). 8. Изменение освещенности мишени. 9. Дождь
Случайная ошибка по горизонтали 1. Несоответствие механических параметров стрел (веса, длины, размещения центра масс (ЦМ) и т. д. данным лука (силе натяжения тетивы, длине рукоятки и плеч лука и т. д.). 2. Одна из частей лука находится на грани поломки. 3. Асинхронная работа плеч лука во время выстрела. 4. Скручивание одного из плеч лука или рукоятки относительно вертикальной оси. 5. Различное время затраченное спортсменом на выполнение выпуска влечет за собой: а) различный угол схода тетивы с пальцев, б) рывок. 6. Движение левой рукой опережает движение правой (складывание), может проявляться в виде «реакции на кликер». 7. Вариации в воспроизведении СТУ. 8. Порывы ветра
Случайная ошибка по вертикали 1. Несоответствие механических параметров стрел (массы, длины, размещения ЦМ и т. д.) данным лука (силе натяжения тетивы, длине рукоятки и плеч лука и т. д.). 2. Одна из частей лука находится на грани поломки. 3. Наладка амортизаторов не соответствует работе лука. 4. Асинхронная работа плеч во время выстрела. 5. Смещение одного из плеч лука или рукоятки относительно поперечной оси. 6. Нарушение воспроизведения длины натяжения тетивы: - вариация длины «дотяга» после щелчка кликера,
- при прикладке нет трех точек касания (например, из-за жесткого напальчника на-
рушается чувство контакта с тетивой).
7. Изменение начальной или угловой скорости вылета стрелы вследствие неверного
воспроизведения длины натяжения.
8. Вариации в воспроизведении базы.
9. Порывы ветра
Особенности СФПу стрелков из лука
Тренировочные занятия и отдых чередуются, при этом основные тренировки проводятся при достаточном восстановлении и повышении работоспособности спортсмена. Однако увлечение «щадящим» режимом чревато таким снижением тренировочной нагрузки, при котором длительные и частые периоды отдыха не будут способствовать повышению функциональных возможностей организма стрелка-лучника. Не успев окрепнуть и стабилизироваться, в процессе длительного отдыха они утрачивают свою силу и остроту. В современном стрелковом спорте высокие результаты показывают лишь те спортсмены, которые выполняют огромный объем тренировочной работы при достаточной степени ее интенсивности.
Объем нагрузки — это общая сумма упражнений (действий), выполняемых каждым спортсменом за определенное занятие, в недельном цикле, за месяц, период и т. п.
Опыт выдающихся спортсменов-стрелков основывается, прежде всего, на чрезвычайно высокой работоспособности. Советская школа стрелкового спорта 1950-1960-х гг., признанная во всем мире передовой, ведущей школой, базировалась, прежде всего, на очень высоком объеме тренировочной и соревновательной нагрузки.
Специальные подготовительные упражнения
Малоподвижный характер деятельности спортсмена в стрельбе, казалось бы, обусловливает снижение требований к уровню их физической подготовленности. Однако это не так. Стрельба связана со значительными напряжениями. Кроме того, на тренировках и соревнованиях стрелок производит больше выстрелов (удержаний оружия), чем требуется по правилам соревнований, поэтому воздействие нагрузки на организм увеличивается. Кроме физической нагрузки стрелки испытывают и большое нервное напряжение.
Чтобы выдержать большие тренировочные и соревновательные нагрузки на мышечную и нервную системы, нужно быть хорошо физически подготовленным, для этого необходимо применять различные средства общей и специальной физической подготовки.
Упражнения общей физической подготовки направлены на развитие силы, общей выносливости, быстроты и ловкости. Они также являются средствами активного отдыха.
Например, в корейской технике подготовки выделяются четыре типа СПФ [3]:
- на выносливость;
- на силу;
- на гибкость;
- на структуру.
Особенностью является то, что все упражнения СПФ должны соответствовать структуре исполнения стрельбы. Эти упражнения могут выполняться самостоятельно или под руководством тренера, хотя полезнее делать это под его наблюдением, поскольку он может гарантировать, что надлежащая техника и положение тела сохраняются в течение различных упражнений.
Рассмотрим упражнения на выносливость: к ним относятся обычное натягивание лука, но без стрелы, и тяга тетивы, с удержанием в течение 30-60 секунд, 10 повторов с интервалом на отдых в 23 минуты. Положение лука и тела должно сохраняться статичным на протяжении всего времени упражнения. Во время натяжения тетивы лука и ее удержания необходимо постоянно прицеливаться, чтобы лук не двигался, когда наступит усталость.
Обратите внимание: если стрелок может удерживать лук более 45 секунд, то в качестве альтернативы можно взять лук с той же силой, но с более короткой растяжкой.
Упражнение на силу — состоят из движений от положения изготовки, к натягиванию и удерживанию. Удерживание должно также включать перераспределение нагрузки на мышцы (расширение), как и при нормальном выстреле. Удерживание 3-5 секунд и подведение, насколько позволяет положение (позиция) набора, тогда немедленно принять изначальному положению (позиции) и повторить. От 5 до 12 раз по 3-5 подходов в зависимости от силы. Период отдыха между подходами — 3-5 минут.
Во время выполнения упражнения тренер должен убедиться в том, что линия выстрела и форма
соблюдаются.
Упражнения на гибкость выполняются с заряженной стрелой и для безопасности в сторону мишени. Как обычно натяните лук, и достигните стадии удерживания, сопровождаемой десятью вторыми непрерывными расширениями от нормальной скорости расширения. Цель состоит в том, чтобы вытянуть приблизительно до 1-1,5 см наконечника за кликер без любых изменений в положении.
Упражнения на структуру — представляет собой установку правильного положения лопаток. Для этого тетиву натягивают позади шеи, что позволяет достигнуть двух главных вещей: 1) выдвигает лопатки назад; 2) позволяет почувствовать лучнику их правильное положение.
Также в специальной физической подготовке большое значение имеют тренировки сердечнососудистой системы. Их необходимость состоит в том, чтобы иметь устойчивую концентрацию в течение долгого периода времени. Большую пользу принесут эффективная тренировка сердечнососудистой системы и хорошо разработанная программа силовых тренировок. В основном они включают в себя аэробную нагрузку, в результате которой количество сердечных сокращений в статичном (спокойном) состоянии уменьшается.
Выбор аэробных методов обучения очень широк и для каждого стрелка должен быть выбран самый подходящий. Бег трусцой, плавание, езда на велосипеде, бег по пересеченной местности, гребля, лыжный спорт по пересеченной местности, прыжки через скакалку и многое другое являются подходящими упражнениями.
Для достижения хороших спортивных результатов аэробные тренировки должны проводиться как минимум 3 раза в неделю, приблизительно по 30 минут.
Для достижения хороших спортивных результатов от тренировок сердечно-сосудистой системы спортсменам необходимо работать в так называемой целевой зоне, которая составляет 70-85 % от максимальной скорости частоты биения сердца спортсмена.
Чтобы определить индивидуальную «целевую зону», нужно вычесть возраст спортсмена от 220 и умножить это число на 70-85 %. Например, если возраст спортсмена 22 года, то целевое значение пульса должно быть: 220-22 = 198*70-85 % = 138,6-168,3 ВРМ (ударов в минуту), или 220-22 х 0,70,85 = 138,6-168,3 уд/мин.
Для определения пульсации сердца во время тренировок необходимо использовать напульсники с мониторами, которые продаются в спортивных магазинах.
Перед началом любых тренировок необходимо проконсультироваться с врачом, сверить данные физических проверок и расчетов и составить программы тренировок.
Простым способом для установления текущей физической формы спортсмена является ультразвук. Он устанавливает максимальный объем кислорода стрелка, который является количеством (объемом) кислорода, который атлет может потреблять на единицу массы тела. Как только это определяется, на основании физических способностей стрелка можно начинать разрабатывать и составлять программу тренировок сердечно-сосудистой системы.
Трехступенчатость в физической подготовке спортсменов чаще осуществляется в течение одного годичного цикла тренировки. Первые две ступени приходятся на подготовительный период, а третья — на соревновательный. В переходном периоде остается только ОФП.
Тренировочная работа, включающая три этапа физической подготовки, характеризуется на первой ступени наибольшим объемом при умеренной интенсивности, а на каждой последующей — уменьшением объема и возрастанием интенсивности. Во всех видах спорта циклического характера, где требуется выносливость к продолжительной работе, такие три ступени в круглогодичной тренировке являются обязательными.
Литература
1. Богданов А. И. Специальная подготовка стрелка из лука. — М.: Физкультура и спорт, 1971.
2. Байдиченко Т. В. Техническая подготовленность стрелков из лука и методы ее совершенствования: дис. ... канд. пед. наук / ГЦОЛИФК. — М., 1989. — 142 с.
3. Волкова Е. А., Байдиченко Т. В. Влияние механических параметров материальной части на изменение показателей точности стрельбы у лучников высокой квалификации // Итоговая научная конференция молодых ученых РГУФКСиТ. — М., 2010.
4. Гачечиладзе Я. В., Орлов В. А. Физическая подготовка стрелка. — М.: ДОСААФ СССР, 1984. — С. 8-13.
5. Друзь В. А. Моделирование процесса спортивной тренировки. — Киев: Здоровя, 1976. — 65 с.
6. Easton Target, 2009.
7. Ki Sik Lee. Total Archery Inside the archer (Стрельба из лука: Лучник изнутри). 2012.
References
1. Bogdanov A. I. Spetsial'nayapodgotovka strelka iz luka [Special training of an archer]. Moscow: Fizkul'tura i sport, 1971.
2. Baidichenko T. V. Tekhnicheskayapodgotovlennost' strelkov iz luka i metody ee sovershenstvovaniya. Dis. ... kand. ped. nauk [Technical development of archers and methods of its improvement. Cand. pedagogical sci. diss.] Moscow, 1989. 142 p.
3. Volkova E. A., Baidichenko T. V. Vliyanie mekhanicheskikh parametrov material'noi chasti na izmenenie pokazatelei toch-nosti strel'by u luchnikov vysokoi kvalifikatsii [The effect of materiel mechanical properties on changes of shooting accuracy indicators of highly trained archers]. Itogovaya nauchnaya konferentsiya molodykh uchenykh RGUFKSiT — Resulting Scientific Conference of Young Scientists of Russian State University of Physical Culture, Sport and Tourism. Moscow, 2010.
4. Gachechiladze Ya. V., Orlov V. A. Fizicheskaya podgotovka strelka [Physical training of an archer]. Moscow: DOSAAF USSR, 1984. — S. 8-13.
5. Druz' V. A. Modelirovanieprotsessa sportivnoi trenirovki [Modeling of sports training process]. Kiev: Zdorov'ya, 1976. 65 p.
6. Easton Target. 2009.
7. Ki Sik Lee. Total Archery Inside the archer. 2012.