УДК 799.322.2
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ, СТРЕЛКОВ ИЗ КЛАССИЧЕСКОГО ЛУКА
Татьяна Владимировна Байдыченко, Заслуженный тренер России, кандидат педагогических наук, доцент,
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма, г. Москва,
Екатерина Алексеевна Архипова, тренер по стрельбе из лука, Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Спортивная школа №58» Департамента физической культуры и спорта города Москвы (ГБУ «Спортивная школа № 58»
Москомспорта),
Рэм Вилурович Шакиров, главный специалист,
Государственное казенное учреждение города Москвы Центр спортивных инновационных технологий и подготовки сборных команд Департамента физической культуры и
спорта города Москвы
Аннотация
Совершенствование технической подготовленности рассматривается нами с позиции освоения ритмичной структуры технических действий спортсменами, стрелками из классического лука, при выполнении прицельного выстрела. Результаты воздействия индивидуальных программ тренировки «ритмичной» направленности представлены положительной динамикой изменений показателей технической подготовленности у стрелков, находящихся на этапе спортивного совершенствования.
Ключевые слова: спортсмены, стрелки из классического лука, показатели технической подготовленности, программа тренировки «ритмичной» направленности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.03.109.p19-25
IMPROVING THE TECHNICAL PERFORMANCE OF THE ATHLETES, CLASSIC
BOW SHOOTERS
Tatjana Vladimirovna Baydychenko, the Honored coach of Russia, candidate of pedagogical
sciences, senior lecturer,
Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow, Ekaterina Alekseevna Arkhipova, the archery coach,
Moscow State budget establishment "Sport school No. 58" of the Department ofphysical education and sports in Moscow,
Ram Vilurovich Shakirov, the top specialist,
State public establishment of Moscow Center of the sports innovative technologies and preparation of national teams of the Department ofphysical education and sport in Moscow
Annotation
Technique preparation improvement is considered by us to be the mastering of the rhythmic structure of classic bow archery athletes’ technique while performing aimed shot. The results of the individual training programs of “rhythmic” focus influence have been introduced with the positive dynamics of technique preparation indices variation among the archery athletes at the stage of sports improvement.
Keywords: athletes, classic bow shooters, technique reparation indices, technique program of “rhythmic” focus.
ВВЕДЕНИЕ
Основной двигательной задачей для спортсмена в стрельбе из лука является попадание стрелы в намеченную цель, а решается она благодаря наличию программы управления техническими действиями (ТД) [2]. Успешность реализации программы стрелком
зависит от трех составляющих совершенствовании технической подготовленности:
1. Развития координационных способностей; 2. Освоения навыков взаимодействия с оружием; 3. Качества индивидуальной наладки материальной части.
В настоящей работе рассмотрена вторая составляющая совершенствования технической подготовленности спортсменов «Освоение навыка взаимодействия с оружием» на примере выполнения технического приема «выход на конус».
В спортивной стрельбе из лука нет точных определений в названиях технических приемов (ТП), используемых в процессе обучении ТД [5]. Поэтому, мы воспользовались терминологией ведущих тренеров России и взаимодействие спортсмена с луком и стрелой на последнем этапе перед вылетом (фаза завершения выстрела) назвали «выход на конус». Данный ТП, по нашему мнению, аккумулирует в себе уровень специальной физической подготовки стрелка на данный момент и эффективность освоения всех основных ТД, необходимых для прицельной стрельбы. Преимущество его также выражается в простоте визуального контроля со стороны тренера, допустимая величина выхода стрелы на конус составляет от 4 до 2 мм. С нашей точки зрения спортсмены находящихся на этапе спортивного совершенствования (КМС и МС России), представляют наибольший интерес при изучении процесса овладения ТП «выход на конус».
Наши исследования носят аналитико-экспериментальный характер. Впервые предпринята попытка обобщить теоретические знания в педагогических науках и практический опыт в области учебно-тренировочного процесса в стрельбе из лука. Для этого нам пришлось обратиться к известному методу обучения в лингвистическом образовании - «Звуковой аналитико-синтетический метод». На его основе мы составили и апробировали программу тренировки для стрелков из классического лука «ритмичной» направленности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проходило в период с 2011 по 2013 гг. на базе стрелкового 50м тира кафедры теории и методики прикладных видов спорта и экстремальной деятельности РГУФКСМиТ. На первом этапе проводился анализ научно-методической литературы и практического опыта ведущих специалистов, что позволило нам систематизировать технику выполнения выстрела в части временных характеристик и сформулировать понятие технического приема «выход на конус».
Второй этап имел две части. В первой части, с помощью звукового аналитикосинтетического метода обучения (К. Д. Ушинский, 1861 г.) проводилась вводная тренировка, где происходило разъяснение условий выполнения выстрела в «собственном», «ускоренном» и «замедленном» временных режимах и апробация стрельбы под звуки метронома. С его помощью мы задавали ритм выстрела - в «ускоренном» режиме он составлял 60 уд/мин., а в «замедленном» - 30 уд/мин. Спортсмены выполняли выстрел на каждый четвертый удар метронома. Все спортсмены использовали собственное оружие и стрелы. Моделирование ритма стрельбы происходило за счет варьирования различных временных режимов прицельного выстрела вычленяющих: фазу подготовки к выстрелу, фазу принятия основной изготовки и фазу завершения выстрела. Звуки метронома являлись сигналом к уточнению пространственных и временных характеристик движений стрелка. Мы назвали его - способ обучения прицельному выстрелу из классического лука (оформлена заявка в Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС)). Расчет показателей технической подготовленности производился по программе Казиева-Башлыкова, по координатам пробоин на мишени (регистрировались пробоины девяти стрел на дистанции 18м). Сравнение их величин в каждом из исследуемых временных режимов определило индивидуальные особенности ритмичной структуры движений спортсменов. На основании полученных данных каждому участнику предлагалась индивидуальная тренировочная программа выполнения выстрела (таблица 1).
Таблица 1
Временные режимы выполнения программы тренировки___________________
Имя Наилучший режим Имя Наилучший режим
Анастасия В. Ускоренный Руслан П. Замедленный
Алдар Ц. Замедленный Николай Н. Собственный
Илья С. Замедленный Виктория К. Замедленный
Ярослав Д. Замедленный Дарья Н. Замедленный
Роман С. Собственный Балдан Л. Ускоренный
Во второй части мы провели педагогический эксперимент, в котором каждый из участников (всего 10 спортсменов) в течение двух микроциклов (10 учебнотренировочных занятий, общий объем нагрузки составил 2000 выстрелов) выполнял основную тренировочную нагрузку в том временном режиме, где величины его показателей технической подготовленности были минимальны (таблица 2). Таким образом, каждому из спортсменов была предложена индивидуальная тренировочная программа, направленная на успешное освоение технического приема «выход на конус». Мы назвали ее «программа тренировки «ритмичной» направленности».
Таблица 2
Результаты воздействия тренировки «ритмичной» направленности на изменение
Испытуемый Количество выстрелов за 10 тренировок Велич «до» и г ина «С» «после»I раммы ті разность ПТП іроведения про-ренировок
«Собствен- ный» «Ускорен- ный» «Замедлен- ный» XCE УСЕ ХУЕ УУЕ
П. Руслан 500 500 1000 0,22 0,31 0,24 0,31
Д. Ярослав 500 500 1000 1,83 1,53 1,99 1,53
Н Дарья 500 500 1000 0,95 1,78 0,05 1,78
С. Николай 1000 500 500 1,19 1,04 1,31 1,04
Л. Балдан 500 1000 500 2,23 3,85 1,55 3,85
К. Виктория 500 500 1000 2,83 3,25 2,72 3,25
С. Илья 500 500 1000 1,72 0,63 1,99 0,63
Ц. Алдар 500 500 1000 0,06 1,5 0,02 1,5
С. Роман 1000 500 500 2,5 3,26 2,55 3,26
В. Анастасия 500 1000 500 3,22 1,25 3,59 1,25
О
- улучшение показателей:
- ухудшение показателей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В практике спорта под «ритмом» подразумевается как интенсивность, так и размеренность совершаемых движений [3,4]. Поддержание ритмической структуры движения наиболее ярко демонстрирует возможность контролировать точность в повторении перемещений сегментов тела, задействованных в виде спорта, где присутствует спортивный снаряд (теннис, велоспорт, стрельба из лука, легкая атлетика и т.д.) [6].
На рисунках 1, 2 и 3 видна динамика изменений показателей технической подготовленности (случайных и систематических ошибок по вертикали и по горизонтали (ХСЕ, УСЕ, ХУЕ, УУЕ)) до и после прохождения программы тренировки «ритмичной» направленности. Индивидуальный характер изменений величин исследуемых показателей определяется одним или рядом факторов, обеспечивающих процесс совершенствования технической подготовленности спортсмена (таблица 3). Преимущественно это связано с использованием стрел различного диаметра, отличительными особенностями в физической и технической подготовленности спортсменов. Однако основная причина варьирования величин до и после эксперимента базируется на способности стрелка к поддержанию ритмичной структуры движений в каждой фазе прицельного выстрела и возмож-
ности контролировать точность в повторении перемещения рук при растягивании тетивы лука для выведения стрелы на «конус». При сопоставлении величин показателей и временных режимов стало очевидным, что процесс совершенствования исследуемого технического приема у каждого спортсмена происходит только в одном из предложенных режимов времени.
После применения программы
тренировки
1—
п
£С1 ГСІ ХУЕ УУЕ
¡амедленный
—
— X
□ Ярослав Д. □ Руслан П. □ Виктория В.
Рис. 1 Показатели технической подготовленности при стрельбе в замедленном режиме до и после применения программы тренировки
Рис. 2 Показатели технической подготовленности при стрельбе в собственном режиме до и после применения программы тренировки
Рис. 3 Показатели технической подготовленности при стрельбе в ускоренном режиме до и после применения программы тренировки
Таблица 3
Показатели технической подготовленности и определяющие их факторы _______________________(Байдыченко Т.В., 1991 г.)_____________________________
Ошибки Факторы, наиболее вероятно связанные с ошибками стрельбы
Систематическая ошибка по горизонтали 1. Не откорректирован прицел по горизонтали
2. Выдвинута или убрана «боковина» плунжера
3. Деформирована стрела или смещен хвостовик на конусе при поклейке
4. Механические причины (тетива цепляет крагу или нагрудник, изменена плотность напальчника)
5. Несоответствие длины тетивы размерам лука
6. Постоянный завал (наклон) лука вправо или влево
7. Изменение СТУ (средней точки упора) в горизонтальной плоскости
8. Нарушена проекция тетивы относительно постоянной точки ее фиксации у подбородка и носа
9. Изменена освещенность мишени
Систематическая ошибка по вертикали 1. Не откорректирован прицел по вертикали
2. Положение гнезда на тетиве не соответствует высоте полочки и наоборот
3. Стрела без оперения или оно частично отклеено
4. Деформированная стрела или смещен хвостовик на конусе при поклейке
5. Зазор между стрелой и указательным пальцем при захвате тетивы
6. Угол, образованный фалангами пальцев в захвате относительно тетивы
7. Изменение базы (наклон головы вверх или вниз)
8. СТУ смещена вверх или вниз
9. Изменена освещенность мишени
10. Дождь
11. Наличие и форма стабилизаторов
Случайная ошибка по горизонтали 1. Несоответствие механических параметров стрел (веса, длины, размещения центра масс (ЦМ) и т.д.) данным лука (силе натяжения тетивы, длине рукоятки и плеч лука и т.д.)
2. Одна из частей лука находится на грани поломки
3. Асинхронная работа плеч лука во время выстрела
4. Скручивание одного из плеч лука или рукоятки относительно вертикальной оси
5. Различное время, затраченное спортсменом на выполнение выпуска, влечет за собой: а) различный угол схода тетивы с пальцев б) рывок 6. Движение левой рукой опережает движение правой (складывание) может проявляться в виде «реакции на кликер»
7. Вариации в воспроизведении СТУ
8. Порывы ветра
Случайная ошибка по вертикали 1. Несоответствие механических параметров стрел (массы, длины, размещения ЦМ и т.д.) данным лука (силе натяжения тетивы, длине рукоятки и плеч лука и т.д.)
2.Одна из частей лука находится на грани поломки
3.Наладка амортизаторов не соответствует работе лука
4. Асинхронная работа плеч во время выстрела
5. Смещение одного из плеч лука или рукоятки относительно поперечной оси
6. Нарушение воспроизведения длины натяжения тетивы: - вариация длины «дотяга» после щелчка кликера - при прикладке нет трех точек касания (например, из-за жесткого напальчника нарушается чувство контакта с тетивой)
7. Изменение начальной или угловой скорости вылета стрелы вследствие неверного воспроизведения длины натяжения
8. Вариации в воспроизведении базы
9. Порывы ветра
Величина «С» в таблице 2 демонстрирует не только улучшение показателей технической подготовленности на 67% после проведения серии тренировок «ритмичной» направленности, но и то, что величина показателя тесно взаимосвязана с факторами [1], указывающими на перспективу его устранения или коррекции. В нашем исследовании это подтверждает, что освоение навыка при обучении техническому приему «выход на конус» зависит от тренировки ритмичной структуры движений в индивидуально подобранном временном режиме выполнения прицельного выстрела.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Совершенствование технической подготовленности в спортивной стрельбе из лука во многом зависит от успешного взаимодействия спортсмена с луком и стрелой. Есть основание полагать что, технический прием «выход на конус» является базовым при определении успешности этого взаимодействия у спортсменов, находящихся на этапе спортивного совершенствования. Предложенная нами программа тренировки направленная на управление ритмичной структурой ТД стрелка является одним из методов обучения и контроля выполнения базовых элементов техники прицельного выстрела из классического лука.
Как показало исследование, использование в тренировочном процессе трех временных режимов выполнения прицельного выстрела определило индивидуальный характер изменений величин показателей технической подготовленности у спортсменов и, соответственно, факторов, обеспечивающихся успешным выполнением технического приема «выход на конус». Из таблицы № 3 следует, что: а) различный угол схода тетивы с пальцев, б) рывок, в) движение левой рукой опережает движение правой, г) «складывание» - могут проявляться в виде реакции на «кликер» и т.д. Данные движения (ошибки) можно устранить или корректировать, если освоить однообразный «выход стрелы на конус», обозначенный ведущими тренерами, в пределах 2-4 мм.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байдыченко, Т.В. Техническая подготовленность стрелков из лука и методы ее совершенствования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Байдыченко Т.В. ; Рос. гос. акад. физ. культуры. - М., 1989. - 24 с.
2. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.
3. Лях, В.И. О классификации координационных способностей / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1987. - № 7. - С. 28-30.
4. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - М. : ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.
5. Ратов, И.П. Проблемы преодоления противоречий в процессе обучения движениям и реализация дидактических принципов / И. П. Ратов // Теория и практика физической культуры. -1983. - № 7. - С. 40-44.
6. Садовски, Е. Структура координационных способностей спортсменов,
специализирующихся в спортивных единоборствах / Е. Садовски // Наука в олимпийском спорте. -2000. - № 2. - С. 5-9.
REFERENCES
1. Baydychenko, T.V. (1989), Technically trained archers and methods to improve, dissertation, Moscow.
2. Verkhoshansky, Y. V. (1985), Programming and organization of the trainingprocess, Physical culture and sports, Moscow.
3. Lyakh, V.I. (1987), “On the classification of coordination abilities”, Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 28-30.
4. Lyakh, V.I. (2006), Coordination abilities: diagnosis and development, TVT Division, Moscow.
5. Ratov, I.P. (1983), “Problems to overcome the contradictions in the process of motor learning
and realization of didactic principles”, Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 40-44.
6. Sadowsky, E. (2000), “Structure coordination abilities of athletes specializing in combat sports”, Science in Olympic sports, No. 2, pp. 5-9.
Контактная информация: [email protected].
Статья поступила в редакцию 17.03.2014.
УДК 379.82
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ
МОЛОДЕЖИ
Галина Владимировна Боброва, кандидат педагогических наук, доцент,
Татьяна Александровна Глазина, кандидат педагогических наук,
Максим Рамильевич Валетов, кандидат педагогических наук,
Оренбургский государственный университет (ОГУ)
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы молодежного досуга, как социального феномена. Нами с помощью анкетирования и опроса были проведены исследования среди студентов Оренбургского государственного университета, целью которого являлось определение предпочтений в досуговой деятельности среди молодежи. Результаты исследований выявили основные трудности, с которыми сталкивается студенческая молодежь, причины выбора того или иного вида досуговой деятельности, направленность интересов не связанных с образованием и карьерой. Особое внимание в исследованиях уделяется физической культуре и спорту, их месту в досуговой деятельности молодежи и причинно-следственные связи между желанием и возможностями студентов заниматься физической культурой в свободное от учебы время. Не смотря на изученность проблемы досуговой деятельности студенческой молодежи, мы в своих исследованиях опирались на выявление отношений к физической культуре как аспекту досуга. В процессе исследования была выявлена тенденция повышения интереса студентов к занятиям активными видами отдыха, но при этом организацию досуга подавляющая часть молодежи возлагает на университет.
Ключевые слова: досуг, здоровье, физическая культура, активные виды отдыха.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.03.109.p25-28
PHYSICAL CULTURE IN LEISURE ACTIVITIES STUDENTS Galina Vladimirovna Bobrova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatyana Aleksandrovna Glazina, the candidate of pedagogical sciences,
Maxim Ramiliyevich Valetov, the candidate of pedagogical sciences,
Orenburg State University
Annotation
In article problems of youth leisure, as social phenomenon are considered. We by means of questioning and poll conducted researches among students of the Orenburg state university which purpose was definition of preferences in leisure activity among youth. Results of researches revealed the main difficulties which the student's youth, the reasons of a choice of this or that type of leisure activity, an orientation of interests not connected with education and career meets. The special attention in researches is paid to physical culture and sport, their place in leisure activity of youth and relationships of cause and effect between desire and opportunities of students to go in for physical culture in non-study time. Despite study of a problem of leisure activity of student's youth, we in the researches relied on identification of the relations to physical culture as to aspect of leisure. In the course of research the tendency of increase of interest of students to occupations by active types of rest was revealed, but thus the overwhelming part of youth assigns the leisure organization to university.
Keywords: leisure, health, physical culture, active types of rest.
Важнейшим фактором, обеспечивающим высокое качество профессиональной подготовки студенческой молодежи, является досуговая деятельность, которая представ-