действий в вероятностных условиях и не влияют на данные характеристики в неожиданных ситуациях. Способность рационально действовать в измененных условиях развивается недостаточно эффективно даже в результате многолетних занятий футболом, а более высокий уровень ее проявления обусловлен главным образом первичным отбором перспективных юных футболистов.
2. Возраст 11-16 лет является наиболее благоприятным для создания «школы» футбольной техники, разработки двигательных программ самых разнообразных действий с мячом. Важно систематически ставить юных футболистов в ситуации, требующие от них проявления быстроты реакции, сообразительности, находчивости, способности к экспромтным действиям, постепенно с возрастом повышая объем специализированных упражнений в вероятностных условиях и неожиданных ситуациях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Голомазов, С.В. Футбол. Теоретические основы совершенствования точности действий с мячом : монография / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М. : ТВТ Дивизион, 2006. - 111 с.
2. Григорьян, М.Р. Техническая подготовка юных футболистов с учетом дифференцирования специализированных нагрузок повышенной координационной сложности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Григорьян М.Р. ; Кубанский гос. ун-т физ. культуры. -Краснодар, 2009. - 24 с.
3. Общая психофункциональная подготовка юных футболистов : учебнометодическое пособие / под ред. А. А. Шамардина, Н.В. Ткаченко, А.И. Шамардина ; Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград : [б.и.], 2008. - 48 с.
4. Чирва, Б.Г. Базовая и профессиональная техническая и тактическая подготовка футболистов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Чирва Б.Г. - М., 2008. - 48 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ
ТАНКОВОГО ВУЗА
Валерий Лукич Пашута, доктор педагогических наук, профессор,
Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени
С.М. Кирова, Санкт-Петербург,
Александр Сергеевич Кайсин, соискатель,
Омское высшее танковое училище
Аннотация
В статье рассмотрены содержание и структура структурно-функциональной модели формирования профессионально-личностных качеств у курсантов танкового вуза.
Определены основные компоненты структурно-функциональной модели формирования профессионально-личностных качеств у курсантов танкового вуза. Данная модель включает характеристику личности выпускника танкового вуза, которая должна обладать необходимыми способностями: принимать правильные решения относительно самого себя и подчиненного личного состава; подавлять собственную неуверенность; определять характер, содержание своей профессиональной деятельности в зависимости от ситуации; представлять наиболее эффективные способы достижения целей военно-профессиональной деятельности; анализировать результаты своей работы.
Показаны результаты педагогического эксперимента, свидетельствующие о высокой эффективности разработанной структурно-функциональной модели формирования профессиональноличностных качеств у курсантов танкового вуза. Наиболее существенные отличия у испытуемых экспериментальной группы по сравнению с контрольной, отмечались в развитии смелости, реши-
тельности, настойчивости и самообладания.
Ключевые слова: профессионально-личностные качества; модель; военно-
профессиональная деятельность; танковые вузы; курсанты.
STRUCTURALLY FUNCTIONAL MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONALLY PERSONAL QUALITIES AMONG THE CADETS OF TANK
HIGHER SCHOOL
Valery Lukich Pashuta, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,
St.-Petersburg,
Alexander Sergeevich Kajsin, the competitor,
Omsk Higher Tank School
Annotation
The article analyzes the content and structure of structurally functional model of formation of professionally personal qualities among the cadets of tank higher school.
The basic components of structurally functional model of formation of professionally-personal qualities among the cadets of tank higher school have been defined. The given model includes the characteristic of the person of the graduate of tank higher school that should possess necessary abilities: to make correct solutions concerning him/herself and subordinated staff; to suppress own uncertainty; to define character, content of the professional activity depending on situation; to represent the most effective ways of achievement the military-professional work aims; to analyze results of the work.
The results of the pedagogical experiment testifying to high efficiency of the developed structurally functional model of formation of professional-personal qualities among the cadets of tank higher school have been shown. The most essential differences between examinees of the experimental group in comparison with control have been marked in development of boldness, resoluteness, persistence and self-control.
Keywords: professionally personal qualities, model, military-professional work, tank higher schools, cadets.
Современные боевые действия требуют от выпускников вузов танковых войск не только соответствующей профессиональной подготовленности, но и проявления личностных качеств: смелости, решительности, мужества, самообладания, самоотверженности, рискованности, взаимовыручки и других [1-2]. Поэтому в современной высшей военной школе проблема совершенствования процесса формирования профессиональноличностных качеств у курсантов занимает особое место.
Анализ работы приемных комиссий на протяжении ряда лет, показывает снижение общего образовательного уровня абитуриентов. Система их подготовки в танковых училищах не позволяет в полной мере решать задачи по формированию профессиональноличностных качеств. Отзывы на выпускников вузов танковых войск, беседы с командирами воинских частей показывают, что многим молодым офицерам в условиях профессиональной деятельности недостает самостоятельности, инициативности и ответственности в работе. Очевиден дефицит психолого-педагогических знаний, умения обучать и воспитывать подчиненных. Все это негативно влияет на результаты деятельности выпускников вузов танковых войск.
Таким образом, формирование профессионально-личностных качеств у курсантов вузов танковых войск является важной практической задачей, которая требует научного решения. Между тем, работ посвященных анализу специфики формирования профессионально-личностных качеств у курсантов вузов танковых войск практически нет. В научной литературе не нашли своего отражения вопросы, связанные с обоснованием условий для эффективного формирования личностных и профессиональных качеств у курсантов вузов танковых войск. До сих пор не выявлены наиболее ценные профессиональноличностных личностные качества офицеров-танкистов, необходимые им для эффективной военно-профессиональной деятельности; не разработана структурно-
функциональная модель формирования этих качеств.
На первоначальном этапе исследования выявлялись наиболее ценные профессионально-личностные качества выпускника танкового вуза, необходимые для эффективной профессиональной деятельности, а также проводилась классификация этих качеств.
Проведенные исследования свидетельствуют, что без целенаправленного формирования профессионально-личностных качеств у курсантов танкового вуза, достижение необходимых профессиональных знаний, умений, навыков происходит медленно и явно недостаточно.
Для выявления наиболее ценных профессионально-личностных качеств выпускника танкового вуза, был проведен опрос 137 преподавателей Омского высшего танкового училища. Проведенные исследования показали, что в качестве источников формирования профессионально-личностных качеств у курсантов танкового вуза выступают такие методы и средства учебной деятельности, которые обеспечивают активность на отдельных этапах учебного процесса. Ориентируясь на данное положение, нами была разработана структурно-функциональная модель формирования профессиональноличностных качеств у курсантов танкового вуза.
Данная модель включает характеристику личности выпускника танкового вуза, которая должна обладать необходимыми способностями: принимать правильные решения относительно самого себя и подчиненного личного состава; подавлять собственную неуверенность; определять характер, содержание и анализировать результаты своей профессиональной деятельности в зависимости от ситуации; представлять наиболее эффективные способы достижения целей военно-профессиональной деятельности.
В этой модели определены профессионально-личностные качества, необходимые для практической реализации указанных способностей, методические приемы, формы, а также способы формирования этих качеств в процессе обучения курсантов в танковом вузе (рис. 1).
На заключительном этапе исследования экспериментально проверялась эффективность разработанной структурно-функциональной модели формирования профессионально-личностных качеств у курсантов танкового вуза.
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной структурно-функциональной модели формирования профессионально-личностных качеств у курсантов танкового вуза.
Количество испытуемых достигших высокого уровня развития профессиональноличностных качеств в конце педагогического эксперимента составило в экспериментальной группе - 26%, а в контрольной - 24%; среднего - 58% и 41%; низкого - 16% и 35% соответственно.
Наиболее существенные отличия у испытуемых экспериментальной группы по сравнению с контрольной, отмечались в развитии смелости, решительности, настойчивости и самообладания.
Объективным показателем высокой эффективности разработанной структурнофункциональной модели формирования профессионально-личностных качеств у курсантов танкового вуза явились результаты выполнения комплексных профессиональных задач испытуемых контрольной и экспериментальной групп во время тактических занятий на танкодроме и учениях. Результаты выполнения комплексных профессиональных задач испытуемыми экспериментальной группы были значительно лучше, чем у испытуемых контрольной группы.
ВЫВОД. Проведенные исследования свидетельствуют о высокой эффективности разработанной структурно-функциональной модели формирования профессиональноличностных качеств у курсантов танкового вуза.
Личность компетентного выпускника танкового вуза
Компоненты военно-профессиональной деятельности _______________________і__________________________
Способность принимать решения относительно самого себя Способность анализировать свою профессиональную деятельность, подавлять собственную неуверенность Способность представлять наиболее эффективные способы достижения целей профессиональной деятельности Способность определять характер и содержание профессиональной деятельности в зависимости от ситуации
- —н 1 н
Необходимые профессионально-личностные качества
її її
Ответственность; профессиональные знания, умения, навыки; опыт; организованность; интеллект Самообладание, выдержка, смелость, решительность, мужество, трудолюбие, организованность, самостоятельность, аккуратность Профессионализм, опыт, дисциплинированность, настойчивость, оптимизм; профессиональные знания, умения и навыки Профессиональные знания, умения, навыки; эрудиция, активность, разносторонность, самодисциплина
І І І 1
Методические приемы и способы формирования профессионально-личностных качеств
1.1 1 1
Создание проблемных ситуаций в ходе обучения Применение профессиональных приемов, действий и выполнение физических упражнений, требующих проявления смелости. Организационнодеятельностные игры, разбор различных приемов, действий после стрельбы из танка и учений Ситуационные игры, упражнения на танкодроме, с применением алгоритма действий в конкретной ситуации
1 1 1 1
Формы развития профессионально-личностных качеств
т т т т
Учебные занятия Тренировки в выполнении профессиональных действий, спортивные соревнования и мероприятия Тактические занятия на полигонах, тренировки на технических средствах Учебные занятия, комплексные тренировки в составе экипажа танка
Рис. 1. Структурно-функциональная модель формирования профессиональноличностных качеств у курсантов вузов танковых войск
ЛИТЕРАТУРА
1. Клевцевич, В.П. Оптимизация воспитания курсантов ВВУЗов танковых войск на основе комплексного подхода : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Клевцевич В.П. - М., 2004. - 22 с.
2. Манченко, К.А. Развитие военно-профессиональной компетентности у курсантов танковых вузов для эффективного ведения боевых действий : учеб. пособие / К.А. Манченко ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2009. - 115 с.
Контактная информация: [email protected]