Научная статья на тему 'Структурно-динамическая технология профилактики алкогольной и наркотической аутоагрессии у учащихся образовательных организаций'

Структурно-динамическая технология профилактики алкогольной и наркотической аутоагрессии у учащихся образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
394
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аутоагрессия / алкогольная и наркотическая зависимость / профилактика / технология / биопсихосоциальный подход / autoaggression / alcoholic and drug addiction / prevention / technology / biopsychosocial approach

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Герасимова В. В.

Статья посвящена недостаточно изученной проблеме аутоагрессии, связанной с алкогольной и наркотической зависимостью, у подростков и молодежи. Рассматривается феномен аутоагрессии с точки зрения биопсихосоциального подхода. Представлена разработанная на основе данного подхода структурно-динамическая технология, направленная на опережение приобщения учащееся молодежи к потреблению психоактивных веществ и снижению уровня аутоагрессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL AND DYNAMIC TECHNOLOGY OF PREVENTION OF THE ALCOHOLIC AND NARCOTIC AUTOAGGRESSION OF STUDENTS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Article is devoted to insufficiently studied problem of the autoaggression connected with alcoholic and drug addiction at teenagers and youth. The autoaggression phenomenon from the point of view of biopsychosocial approach is considered. The structural and dynamic technology developed on the basis of this approach directed on the familiarizing advancing studying youth to consumption of psychoactive agents and decrease in level of an autoaggression is presented.

Текст научной работы на тему «Структурно-динамическая технология профилактики алкогольной и наркотической аутоагрессии у учащихся образовательных организаций»

УДК 316.6

СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИКИ АЛКОГОЛЬНОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ АУТОАГРЕССИИ У УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В.В. Герасимова

Аннотация. Статья посвящена недостаточно изученной проблеме аутоагрессии, связанной с алкогольной и наркотической зависимостью, у подростков и молодежи. Рассматривается феномен аутоагрессии с точки зрения биопсихосоциального подхода. Представлена разработанная на основе данного подхода структурно-динамическая технология, направленная на опережение приобщения учащееся молодежи к потреблению психоактивных веществ и снижению уровня аутоагрессии.

Ключевые слова: аутоагрессия, алкогольная и наркотическая зависимость, профилактика, технология, биопсихосоциальный подход.

STRUCTURAL AND DYNAMIC TECHNOLOGY OF PREVENTION OF THE ALCOHOLIC AND NARCOTIC AUTOAGGRESSION OF STUDENTS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

V.V. Gerasimova

Аbstract. Article is devoted to insufficiently studied problem of the autoaggression connected with alcoholic and drug addiction at teenagers and youth. The autoaggression phenomenon from the point of view of biopsychosocial approach is considered. The structural and dynamic technology developed on the basis of this approach directed on the familiarizing advancing studying youth to consumption of psychoactive agents and decrease in level of an autoaggression is presented.

Keywords: autoaggression, alcoholic and drug addiction, prevention, technology, biopsychosocial approach.

Проблема агрессии и агрессивности в отечественной и зарубежной психологии занимает одну из центральных позиций. Однако, основное количество исследований посвящено агрессии, которая направлена на окружающих - гетероагрессия: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика. Гетероагрессивность изучена в области психологии личности, детской и социальной психологии. Мы разделяем мнение А.А. Реана [1] о том, что аутоагрессия представляет собой достаточно новую и малоразработанную тему в социальной психологии.

В настоящее время в подростковомолодежной среде аутоагрессия получила широкое распространение. Это подтверждается статистическими данными психиатров, наркологов, психотерапевтов. Спектр его проявлений широк от суицидов до умышленного или неосознанного само-

повреждения, уход в наркотизацию, что представляет собой отсроченное по времени причинение вреда своему здоровью.

Отечественные исследователи под аутоагрессией понимают действия, направленные на нанесение какого-либо ущерба своему соматическому или психическому здоровью. Вариант агрессивного поведения, при котором субъект и объект агрессии совпадают [2].

Важно отметить, что в научных трудах

Н.В. Агазаде, аутоагрессия структурирована на уровни. Он различает физическую, психическую, социальную и духовную аутоагрессию, которая проявляется на идеомоторном, аффективном и поведенческом уровнях. Им отмечается, что между отдельными разновидностями аутоагрессивного поведения существует причинно обусловленная взаимосвязь и прослеживаются определенные закономерности перехода их друг в друга. К изоморфным

проявлениям аутоагрессивного поведения, носящим неосознанный характер, он относит чрезмерное увлечение опасными видами спорта, склонность к неоправданному риску, сексуальные эксцессы, чрезмерное курение, алкоголизацию и наркотизацию, переедание без гедонистических чувств, многие случаи самолечения, нервной анорексии и аскетизма, неадекватное снижение поисковой активности в неблагоприятных ситуациях [3].

Анализ девиаций в молодежной среде, литературных источников и результатов собственных пилотных исследований показывает, что в настоящее время эта тема раскрыта в основном в рамках психиатрии и наркологии, что недостаточно для профилактики алкогольной и наркотической аутоагрессии у молодого поколения. Следовательно, эта тема нуждается в исследовании в рамках психологического знания.

Мотивации к саморазрушению у людей гармоничных и адаптированных не возникают. Появление мотиваций к саморазрушению обусловлено возникновением конфликтов, непреодолимых препятствий для удовлетворения актуальных значимых потребностей, отсутствием возможностей избавиться от страданий нормативными способами. В современную социальноэкономическую эпоху возникло множество причин для социальной и нравственной дезадаптации людей. Для определения факторов способствующих возникновению и реализации саморазрушительного поведения необходим междисциплинарный, комплексный подход, охватывающий всю совокупность проблем личности. Таким подходом можно признать биопсихосоциальный.

Три уровня человеческих потребностей, обозначенных в биопсихосоциальной модели человека, по форме и по масштабам должны быть конгруэнтными и соразмерными и входить одна в другую, как матрешки. Материальные потребности по масштабам и по месту соответствуют внутренней фигуре, социальные - средней, духовные - наружной [4].

Признав эту концепцию современной и перспективной, соответствующей научным задачам, доступной методическим приемам и технологическим возможностям мы провели пилотажное исследование аутоагрессии учащейся молодежи в рамках биопсихосоциального подхода. На основании результатов этого исследования с использованием методики экстраполяции биопсихосоциальной структуры человека на изучение отношения респондентов к аутоагрессивному поведению (алкоголизации и наркотизации) установлено, что интеграция биологических, социальных и духовных потребностей молодых людей в их отношение к наркотизму негармоничная.

Биологические потребности участники опроса осознавали в наибольшей степени и наиболее частым основанием для добровольного и осознанного отказа от наркотизации оказалось желание не разрушать свое физическое здоровье. Однако знания о негативных последствиях наркотизации для здоровья оказались не полными и не системными. Представления о предназначении наркотиков у молодых людей не адекватны, мифологизированы. Около половины респондентов считали их препаратами для получения удовольствий.

Социальные потребности - желание «быть как все», присоединиться к наркопотребителям на основании симпатий к специфическим атрибутам их поведения -являлись у участников опроса основными мотивами для употребления наркотиков

Духовные и нравственные потребности, высшие чувства - патриотизм, человеческая солидарность, отзывчивость к чужой беде, ответственность за судьбы друзей, соотечественников, нации в целом, развиты чрезвычайно слабо и не интегрированы в противодействие наркотизации. Индивидуализм и эгоизм явно преобладают над альруизмом и гуманизмом.

Упразднение духовных потребностей обусловило современную деформирован-ность биопсихосоциальной структуры потребностей человека, преобладание примитивных социальных, потребительских,

развлекательных потребностей. Очевидно, что несформированность и слабая развитость духовных потребностей причинно связаны с высокой распространенностью алкоголизации и наркотизации [5].

В нашей работе, наряду с академическим изучением данного феномена через призму биопсихосоциальной структуры человека, пристальное внимание было уделено практическому применению, а именно разработке технологии профилактики алкогольной и наркотической аутоагрессии в подростково-молодежной среде.

Технология направлена на опережение приобщения учащееся молодежи к потреблению ПАВ и снижению уровня аутоагрессии. Она ориентирована на формирование осознанной трезвости, которая способна обеспечить добровольный отказ от косвенных и прямых предложений приобщения к пронаркотическим и проалкогольным традициям, а также на повышение конкурентоспособности здорового образа жизни, приоритетности выбора конструктивных социально-полезных форм поведения.

В ее процессе решаются следующие задачи: осознание представителями молодого поколения имеющихся личностных ресурсов, способствующих успешной адаптации в социуме; формирование у них позитивного отношения к себе, адекватной самооценки и отношения к возможностям своего развития; формирование умения конструктивно разрешать проблемные ситуации; актуализация жизненных ценностей и перспективы жизненного пути.

Данная технология является развитием разработки программно-методического обеспечения профилактики наркотизации подростков в Республике Татарстан. Посредством ее участник осознает, что удовольствия, получаемые им от соответствия конструктивным, рациональным требованиям общества, гораздо более выгодны и безопасны, чем те мелкие удовольствия, которые он получает в ходе совершения антисоциальных поступков, так как научное, общепризнанное понимание управления психическими процессами основано

на существовании двух принципов: удовольствия (бессознательное) и реальности (сознательное).

Основным структурным элементом являются занятия, их 10. В совокупности они образуют завершенный цикл профилактического воздействия, через образовательно-воспитательный подход.

Функциональными модулями технологии являются:

- Информационно-образовательный модуль (информация о последствиях употребления ПАВ для отдельной личности и государства в целом, о конфликте между социально-духовными и биологическими потребностями, о здоровьесберегающих способах получения удовольствия, антогонизм между сиюминутными желаниями и долгосрочными жизненными целями);

- Тренинговый модуль (осознание собственного жизненного опыта и переструк-турирование его в осознанное сохранение трезвости, как условие успешности в жизни);

- Креативный модуль (выражение состояния внутреннего мира через изобразительную деятельность, в том числе коллективную, актуализация творческого начала личности в решении проблемных ситуаций посредством музыки, танца, песни, стиха);

- Рефлексивный модуль (подведение итогов, анализ, формулирование выводов и определение путей совершенствования -следующих шагов в профилактике и развитии).

В технологии заложен психодиагностический инструментарий, как ориентировочного характера, так и общей оценки ее эффективности.

Мы предлагаем сменить стратегию профилактики - работать не с последствиями, а с причинами аутоагрессии и ад-дикций, опережать развитие ситуации, управлять ею, а не устранять последствия, бороться не с веществами и их распространителями, а с культурными и социальными стереотипами мышления и поведения студентов аутоагрессантов, склон-

ных к алкогольной и наркотической зависимостям. В нашей технологии профилактика выводится за границы медицинской и правовой информированности, она задействует интеллектуальные, эмоциональные, волевые и иные ресурсы ее участников.

Литература:

1. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. СПб, 1995.- 37 с.

2. Амбрумова А.Г, Трайнина Е.Г., Ратинова Н.А. Аутоагрессивное поведение подростков с различными формами социальных девиаций, Шестой Всероссийский съезд психиатров, Томск, 24—26 октября 1990, Тез. докл., т. 1., М., 1990,. с 105— 106.

3. Агазаде Н.Б. К проблеме типологии аутоагрессивных явлений у психически больных // 1-ый съезд психиатров соц. стран. - М., 1987. - 2832.

4. Карпов А.М. Здравствуйте, если хотите.

Образовательно -воспитательные основы

интеграции медицины, экологии, образа жизни и власти / А.М.Карпов. - Казань, 2008. - 224 с.

5. Герасимова В.В. Социально-

психологические феномены аутоагрессивного поведения студентов, склонных к зависимости //

Психолог, работающий в сфере практической психологии образования, может оказать существенное влияние на снижение масштабов аутоагрессии, посредством использования в своей практике предлагаемой авторами технологии.

Казанский педагогический журнал. Казань, 2012 г. № 1 - с. 140-145.

References:

1. Rean A.A. Agressija i agressivnost' lichnosti. SPb, 1995.- 37 s.

2. Ambrumova A.G, Trajnina E.G., Ratinova N.A. Autoagressivnoe povedenie podrostkov s razlich-nymi formami social'nyh deviacij, Shestoj Vserossijskij s#ezd psihiatrov, Tomsk, 24—26 oktjabrja 1990, Tez. dokl., t. 1., M., 1990,. s 105— 106.

3. Agazade N.B. K probleme tipologii autoagres-sivnyh javlenij u psihicheski bol'nyh // 1-yj s#ezd psihiatrov soc. stran. - M., 1987. - 28-32.

4. Karpov A.M. Zdravstvujte, esli hotite. Obra-zovatel'no-vospitatel'nye osnovy integracii mediciny, jekologii, obraza zhizni i vlasti / A.M.Karpov. - Kazan', 2008. - 224 s.

5. Gerasimova V.V. Social'no-psihologicheskie fenomeny autoagressivnogo povedenija studentov, sklonnyh k zavisimosti // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. Kazan', 2012 g. № 1 - s. 140-145.

Герасимова В.В. (г. Казань), кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей и коррекционной (специальной) психологии и педагогики ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»

Gerasimova V. V. (Kazan), candidate of psychological sciences, senior teacher of department of the general and correctional (special) psychology and pedagogics of Institute of a development of education of the republic of Tatarstan».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.