НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
УДК 159.9.019.43:171:177.8:316.6:392.77
Т.П. Автономова (ТГПУ им. Л.Н. Толстого, Тула)
Тел.:8 (4872) 35-74-37, e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА АУТОАГРЕССИИ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ В ИССЛЕДОВАНИИ
(Научный руководитель - канд. филос. наук Чеснова Е.Н.)
Статья посвящена рассмотрению проблемы аутоагрессии человека в современной массовой культуре. В статье раскрывается сущность самого феномена аутоагрессии в психологической науке (теоретический аспект) и ее практическую реализацию в рамках примеров из массовой культуры, на основе анализа художественных фильмов, которые выступают как модели-образцы поведения человека в социуме, ценностей современной культуры.
Ключевые слова: аутоагрессия, жестокость, деструкция, суицид, современная культура, фильмы, ценности, мотивы, свобода.
Проблема аутоагрессии, агрессивного, жестокого, самодеструктивного поведения человека в социуме является актуальной. Исследователи аутоагрессии человека отмечают, что в настоящее время существенно возросло количество людей, склонных к агрессии, что увеличивает риск проявления действий деструктивного характера, отклоняющегося поведения. Понимание, теоретическое и практическое обоснование проблемы присутствует в трудах многих психологов, социологов, антропологов, культурологов, философов, этиков, религиозных мыслителей, педагогов, которые обращались к области изучения деятельности и поведения человека, его природы и сущности, нравственных идеалов, ценностей. В настоящее время данная проблема становиться обсуждаемой и в средствах массовой информации в виду участившихся случаев аутоагрессии, неоправданных жестоких убийств, антисоциального, аморального поведения людей в обществе. На первый план выходит социальная значимость проблемы. Как считает Е.Н. Чеснова: «Личность не может существовать вне чего-либо, она всегда живет и формируется в определенной среде - обществе, ценностные установки, нравственные ориентиры которого проецируются на ее жизнь, формируют собственную мораль, нравственность, религиозность» [9, с. 224]. В связи с этим в своей статье мы обращаемся к рассмотрению проблемы аутоагрессии человека в рамках теоретического аспекта - осмысление в психологической науке с целью раскрытия психоэмоционального состояния человека, его духовной сферы. А также практического аспекта - практическая реализация в рамках примеров из массовой культуры, на основе анализа художественных
фильмов, которые выступают как модели-образцы поведения человека в социуме, ценностей современной культуры.
Современное нам общество, в котором реализуются либеральные ценности, является продуктом массовой культуры с ее ценностями, идеалами, мотивами и сценариями поведения. Это также обусловило выбор нами темы исследования. Действия по определенному шаблону поведения, «коммунальность сознания» способствуют наиболее быстрому усвоению модели поведения, ценностей, норм на сознательном и бессознательном уровне, в этом не последнюю роль играет такой продукт культуры как художественные фильмы. Благодаря визуальным формам массовой культуры общество, отдельная личность формируют свое мировоззрение, выбирают приоритетные ценностные установки в жизни.
Интерес к проблемам подобного рода обусловлен, прежде всего, тем, что человек обладает большими возможностями в плане изменения собственного поведения, обладает способностью выстраивать сложные поведенческие конструкции. В данном контексте фильмы дают возможность приобщиться человеку к различным моделям поведения в обществе в рамках масс-медийного пространства, на основе выдуманной или основанной на реальных фактах истории. Действия героев фильма (подверженных аутоагрессии), их психоэмоциональное состояние, нравственность служат визуальными моделями ролевых отношений в самом обществе. Они дают в сжатой форме богатый материал для анализа природы современного человека, его сущности, осмыслить который не возможно без обращения к теоретическим разработкам научного знания в области аутоагресии.
При определении феномена аутоагрессии можно обратиться к теории социальной адаптации. Аутоагрессия человека понимается здесь как форма дезадаптивных поведенческих реакций на различные неблагоприятные в физическом и психическом плане жизненные ситуации, которые вызывают стресс, фрустрацию и тому подобные состояния [3, с. 24-27]. Фундаментальной чертой феномена аутоагрессии является характеристика поведения человека как патологического по своей форме, носящего характер результирующей активности, обусловленной психологической, биологической (психической) и социальной дезадаптацией, возникающую преимущественно в экстремальной ситуации (состоянии) и направленную на изменение этой ситуации путём причинения ущерба своему психическому или физическому здоровью. Дезадаптация представляет собой нарушение способности адекватного приспособления (познавания и взаимодействия) с окружающей средой, конфликт внутриличностных потребностей, установок и условий, «запросов» внешней реальности [3, с. 24-27]. Дезадаптация человека, невозможность правильной социализации и интеграции может приводить к действиям деструктивного характера, ярким и негативным из них является суицид. В последнее десятилетие в свете данных статистики и исследований аналитиков показывает, что происходит значительный рост уровня аутоагрессивного поведения (АП) во всех развитых странах мира. Согласно прогнозу Всемирной Организации Здравоохранения на 2020 год, примерно 1,53 миллиона людей на
планете покончат с собой, и ещё большее количество людей (в 10-20 раз больше) предпримут суицидальные попытки (WHO, 1999). Ежегодно только в нашей стране добровольно гибнет 14,5 тысяч человек (А. П. Чуприков, Г. Я. Пилягина).
Американский исследователь Э. Шнейдман на основе существующих в психологии, клинической психологии представлений об отклоняющемся поведении определяет аутоагрресивное поведение как «действия, направленные на нанесение какого-либо ущерба своему соматическому или психическому здоровью». Причинами аутоагрессии по К. Ясперсу становятся неспособность индивидуума к социальной адаптации и неуспешность межличностного взаимодействия, характеризующиеся особенностями восприятия других людей [2]. Аутоагрессивное поведение неизбежно соединено с социальными нормами поведения, психологическими аспектами и проблемами социализации детей и молодежи, проблемой половой идентичности, адаптацией и саморегуляцией. Аутоагрессия человека включает в себя различные виды социальных патологий, проблемы людей с посттравматическими стрессовыми расстройствами и агрессивным поведением. В аутоагрессивном поведении человека в первую очередь раскрываются такие мотивы действия как во зло себе и во зло другим. Н.В. Агазаде указывает, что аутоарессия раскрывается через самообвинение, самоунижение, нанесение себе телесных повреждений различной степени тяжести, вплоть до самоубийства, причем аутоагрессия соединяется с такими социальными патологиями как пьянство, алкоголизм, наркомания, рискованное сексуальное поведение, выбор экстремальных видов спорта и профессий [1]. Часто в обществе образец такого поведения транслируется при помощи средств массовой культуры, где для достижения наибольшего эффекта включенности в проблему аутоагрессия предстает в гипертрофированном виде, комплексно. Ярким примером здесь можно считать персонажа Даркли Нуна из фильма «Темный полдень» (1995 г.) с одной стороны он является примером патологий, невротических реакций в психоэмоциональном и психофизическом планах - самоунижение и нанесение себе телесных повреждений при борьбе с тем, что он считает грехом. С другой стороны Даркли Нун совершает жестокие действия на грани психопатии по отношению к окружающим его людям. Его поступки доставляют боль не только ему, но не оправданные, незаслуженные страдания тем на кого они направлены. Пример данной аутоагрессии в фильмах массовой культуры является классическим образцом отрицательного героя с отклоняющимся поведением обусловленного неврозами, основанными на фанатической религиозности.
Необходимо учитывать, что аутоагрессия сложный феномен человеческой психики, развертывания его социального, духовного бытия. В отклоняющемся поведении человека можно выделить прямую гетероагрессию (убийства, изнасилования, нанесение побоев и т.д.) и косвенную гетероагрессию (угрозы, имитация убийства, оскорбления, ненормативная лексика, все психосоматические заболевания, болезни адаптации, все неспецифические заболевания внутренних органов) [5]. На примере фильма «С
меня хватит», мы можем проследить проявление прямой и косвенной агрессий: спустя годы счастливого поначалу брака муж главной героини Митч превратился в жестокого тирана, изменяющего жене и избивающего ее по малейшему поводу. Его действия несут смертельную угрозу героине Слим и ее пятилетней дочери, но бегство не решает проблемы, а лишь приближают трагическую развязку. Таким образом, мы подходим к таким фундаментальным характеристикам аутоагрессии как жестокость и нанесение ущерба всему живому и любому неодушевленному предмету.
Помимо этого в аутоагрессии можно выделить адаптивную функцию, которую Э. Фромм считал доброкачественной. Она способствует поддержанию жизни и является реакцией на угрозу витальным потребностям. Контроль над стихийным началом дает возможность остаться человеку психологически культурным. Ослабление механизмов контроля ведет к проявлению злокачественной агрессии, деструктивности и жестокости [6]. Фильм «Невидимая сторона» демонстрирует нам аутоагрессию как защитный механизм, она предстает как доброкачественная аутоагрессия. Майкл рос в неблагополучной семье, в которой его воспитанием и развитием никто не занимался. Мы наблюдаем депривацию в общении с матерью и в материнском уходе. На фоне этого у Майкла сформировалось агрессивное поведение, как адаптивная функция. Он научился не реагировать на жестокое отношение людей к нему и не применять физического насилия.
При исследовании проблемы аутоагрессии необходимо также учитывать, что биологически запрограммированной у человека является лишь оборонительная агрессия. Деструктивность является социальным продуктом, возникновение жестокости зависит от социума, его ценностей, культуры. Это имеет огромное методологическое значение для социогуманитарного знания. Социализация и интеграция человека может приводить к деструктивному поведению. Примером такой деструкции может выступать «бегство от свободы» (Э. Фромм). В нем человек отказывается от «независимости своей личности», стремиться «слить свое Я с кем-нибудь или чем-нибудь внешним» [7], для обретения силы, недостающей ему самому. Наглядным примером в визуальной культуре деструктивного характера «бегства от свободы» можно считать фильм «Забирая жизни». Недостаток материнской любви, тепла и ласки повлияли на формирование психики ребенка. Это усугубилось тем, что у будущего серийного убийцы был положительный брат-близнец, которого мать явно любила больше. Стремление заполучить любовь матери толкает его на первое убийство - убийство брата. Но это не просто убийство, это возможность прожить его жизнь вместо «неудавшейся» своей жизни. Но этот опыт оказался болезненным, так как мать распознала подмену, и заманчивым, так как это давало возможность присваивать чужую жизнь и проживать ее как лучший вариант своей. Это инициировало поток последующих смертей и забранных жизней. Бегство от свободы здесь раскрывается в стремлении проживать чужие жизни, жить ими, меняя свою личность на личность убитого, на его привычки, среду обитания. Невроз из-за отношений с матерью, толкает главного
отрицательного героя Мартина не быть тем, кто он есть, отказаться от своей свободы, а быть кем-то кто другой, иной, иметь их свободу.
Само нежелание принять свободу, предумышленный отказ человека от самого себя, от собственной уникальности, воздержание от собственной воли приводят к деструктивности. Задушенная внутренняя свобода рождает синдромы насилия. Человеческие страсти, по мнению Э. Фромма, являются продуктом человеческого творчества. Психологическое истолкование обретает историческое, культурное измерение. Бегство от свободы», стремление обладать чем-то, что должно помочь обрести цельность, силу, приобретает при неврозах различные варианты отклоняющегося поведения. Например, модели поведения, взаимоотношения людей, психологические портреты личностей в таких фильмах, как «Отсчет убийств», «Семь», «Целуя девушек», «Готика», «Дикость», «Клятва молчания». В сериалах «Шатун», «Мыслить как преступник», «Менталист» и т.д. представлены с явно выраженной гетероагрессией (прямой и косвенной). Агрессия берет свои основания в «бегстве от свободы», неврозах, гипертрофированном индивидуализме и эгоцентризме. Это затрагивает такие фундаментальные проблемы, как границы свободы, ценность человеческой жизни, личности.
Аутоагрессия человека, жестокость, деструктивное поведение характеризуются разрушительностью: реактивной (ответ на агрессию извне) и активной (постоянно живущая в индивиде и только ждущая повода для своего проявления). Психическое здоровье характеризуется наличием или отсутствием причин разрушительности, их рациональным обоснованием. Отсутствие внешнего объекта, на который может быть направлена разрушительность, в конечном счете, может привести к суициду. Не последнюю роль в возникновении деструкции играют тревога, скованность, отсутствие уверенности - необходимого условия самореализации и проявления всех возможностей личности. При подавлении стремления индивида к жизни его энергия трансформируется в разрушительную. Также развитие индивидуализма и его трансформация в эгоцентризм в современном обществе способствует росту агрессии человека. Так как человек-нарцисс утрачивает способности к объективной оценке самого себя и окружающих. Ценность чужой человеческой жизни снижается, запускается механизм деперсонификации человека. Все, кто не входит в группу, деперсонифицируются. Они уже не люди, а объекты (например, фильм «Чучело»).
В профилактике и предотвращении возникновения новых волн агрессии, жестокости, самодеструкции играет поиск целостности человека, основания которой, по мнению Э. Фромма, лежат в основах крупнейших мировых религий, в религиях, зародившихся в Китае, Индии, Египте, Палестине и Греции. Именно в них, по его мнению, заключается спасение от внутренней раздвоенности человека, даются способы всестороннего развития разума, достижения чувства единения «со своими согражданами и с самим собой» [6], а также воспитывается способность любить. Обращение к богатейшему наследию философских и нравственно-религиозных взглядов «русских мыслителей, к истокам и основаниям духовности российского общества» [8]
может также способствовать осмыслению человеческой личности, ценности жизни, ценностей и идеалов, которыми необходимо руководствоваться в своих действиях, чтобы предотвратить агрессию, жестокость и деструкцию как по отношению к себе, так и к окружающим.
Соединение в рамках теоретического осмысления клинической психологии, психоанализа, исследований на примере массовой культуры, анализа продуктов культуры, отражающих социальный запрос на раскрытие проблемы аутоагрессии, дает возможность проследить ее раскрытие и влияние на общество. При соединении теоретических знаний по вопросу аутоагрессии с практическим анализом продуктов культуры мы можем проследить проблему агрессивности, жестокости и кровожадности от ее истоков до ее кульминации, попытаться найти методы решения и недопущения проявления аутоагрессии, понять человеческую душу и его поступки. Обращение к данной проблеме представляет собой огромный простор для исследований в различных областях социогуманитарного знания.
Литература
1. Агазаде Н.В. Аутоагрессивные явления в клинике психических болезней. М.: Наука, 1989. 189 с.
2. Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997. 1053 с.
3. Пилягина Г.Я. Аутоагрессия: биологическая целесообразность или психологический выбор? // Таврический журнал психиатрии. 1999. Т. 3. № 3. С. 24-27.
4. Пилягина Г.Я. К вопросу о клинико-патогенетической типологии аутоагрессивного поведения // Таврический журнал психиатрии. 2000. Т. 4. № 1. С. 22-24.
5. Социальные отклонения / под ред. В.Н. Кудрявцевой. М.: Просвещение, 1989. 215 с.
6. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / пер., авт. вст. ст. П.С. Гуревич. М.: Республика, 1994. 447 с.: ил.
7. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. 269 с.
8. Чеснова Е.Н. Осмысление феномена веры в религиозно-нравственном учении Л.Н. Толстого [Электронный ресурс] // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2012. № 3. С. 82-86. URL: http://tsput.ru/fb/hum/3/index.html#82 (дата обращения: 08.05.2014).
9. Чеснова Е.Н. Феномен веры и ценностно-смысловая интеграция молодежи в контексте современного социокультурного развития // Патриотизм в социальном пространстве: материалы заочной научно-практической конференции с международным участием, 14-15 ноября 2013 г. Ульяновск: УлГУ, 2014. С. 223-237.
ryMaHurapHbie BegoMOCTM Trny mm. fl. H. ToncToro
№ 2(10), M№Hb 2014 r
T.P. Avtonomova
PROBLEM AUTOAGGRESSION PERSON IN MODERN MASS CULTURE: THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS IN THE STUDY
The article discusses problems autoaggression person in modern mass culture. The article reveals the essence of the phenomenon of autoaggression in psychological science (theoretical aspect) and its practical implementation in examples from mass culture, based on the analysis of feature movies, which serve as models-patterns of human behavior in society, values of contemporary culture.
Keywords: autoaggression, cruelty, destruction, suicide, modern culture, movies, values, motives, freedom.