Научная статья на тему 'Проблема деструктивности и агрессии: социально-философский аспект'

Проблема деструктивности и агрессии: социально-философский аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
718
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕСТРУКТИВНОСТЬ / ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЗЛОКАЧЕСТВЕННАЯ АГРЕССИЯ / ДОБРОКАЧЕСТВЕННАЯ АГРЕССИЯ / АУТОАГРЕССИЯ / АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DESTRUCTIVENESS / DESTRUCTIVE BEHAVIOR / AGGRESSION / AGGRESSIVE BEHAVIOR / MALIGNANT AGGRESSION / BENIGN AGGRESSION / SELF-AGGRESSION / SELF-DESTRUCTIVE BEHAVIO

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трошина Надежда Валерьевна

В статье представлен теоретико-методологический и практический анализ научных подходов к пониманию агрессии как одной из значимых деструктивных проблем современного рискогенного общества. Предпринята попытка выявить общесоциальные и индивидуальные причины данных явлений. Автор статьи рассматривает аутоагрессию в качестве наиболее актуального деструктивного явления для современного социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DESTRUCTIVENESS AND AGGRESSION: SOCIO-PHILOSOPHICAL ASPECT

The article presents theoretic methodological and practical analysis of scientific approaches to understanding of aggression as one of the most significant destructive problems of the modern risk-causing society. The author makes an attempt to identify social and individual reasons of these phenomena. The selfaggression is considered as the most urgent destructive phenomenon of the modern society.

Текст научной работы на тему «Проблема деструктивности и агрессии: социально-философский аспект»

УДК 159.964.2 + 159.9.019.43 + 179.7 Трошина Надежда Валерьевна

аспирант кафедры теологии и религиоведения Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского,

педагог-психолог средней общеобразовательной школы № 230 им. С.В. Милашенкова, г. Москва

ПРОБЛЕМА ДЕСТРУКТИВНОСТИ И АГРЕССИИ: СОЦИАЛЬНОФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Troshina Nadezhda Valeryevna PhD student,

Theology and Religion Studies Subdepartment, Saratov State University, Educational psychologist, Secondary school № 230, Moscow

THE PROBLEM OF DESTRUCTIVENESS AND AGGRESSION: SOCIO-PHILOSOPHICAL ASPECT

Аннотация:

В статье представлен теоретико-методологический и практический анализ научных подходов к пониманию агрессии как одной из значимых деструктивных проблем современного рискогенного общества. Предпринята попытка выявить общесоциальные и индивидуальные причины данных явлений. Автор статьи рассматривает аутоагрессию в качестве наиболее актуального деструктивного явления для современного социума.

Ключевые слова:

деструктивность, деструктивное поведение, агрессия, агрессивное поведение, злокачественная агрессия, доброкачественная агрессия, аутоагрессия, аутодеструктивное поведение.

Summary:

The article presents theoretic methodological and practical analysis of scientific approaches to understanding of aggression as one of the most significant destructive problems of the modern risk-causing society. The author makes an attempt to identify social and individual reasons of these phenomena. The selfaggression is considered as the most urgent destructive phenomenon of the modern society.

Keywords:

destructiveness, destructive behavior, aggression, aggressive behavior, malignant aggression, benign aggression, self-aggression, self-destructive behavior.

В условиях развития современного общества большое количество людей на различных этапах жизненного пути сталкивается с внутренними и внешними проявлениями агрессии. На наш взгляд, это связано с противоречиями социальной динамики, процессами глобализации и виртуализации коммуникаций, изменениями традиционных ценностей, формированием новых смысложизненных ориентаций, изменившимися формами социальной активности людей.

Думается, что источник различных социальных противоречий следует искать в человеческой природе, сущности индивида. От того, насколько современный человек сможет реализовать себя, свою деятельную сущность, будет зависеть глобальный вопрос - сможет ли человечество решить проблемы, угрожающие его существованию.

Несмотря на достаточное количество исследований в области психологии, социологии, политологии, девиантологии и других наук по проблеме агрессии, тем не менее изучение данного деструктивного явления остается одной из актуальных проблем для социальной философии.

Действительно, в истории человечества не существовало ни одного периода, когда не было войн, массовых убийств, насилий, грабежей, уничтожения материальных и духовных ценностей. К XXI в. современное «общество риска» [1, с. 383] накопило мощный ресурс разрушения, а агрессия стала одним из основных способов выражения противоречий, возникающих как между людьми, группами людей, так и непосредственно в самом обществе. Именно поэтому, на наш взгляд, представляется важным изучение проблемы агрессии через определение общесоциальных и индивидуальных причин данного деструктивного явления.

Исследования становления человеческой природы (М. Шеллер, А. Гелен и др.), эволюционные трактовки деструктивных явлений и процессов, представленные в виде теории врожденной агрессии К. Лоренца, социокультурологические исследования (Н. Бердяев, П. Сорокин, О. Шпенглер и др.), социально-философское осмысление деструктивных механизмов (Э. Дюрк-гейм, Х. Ортега-и-Гассет и др.) стали основой для объективно глубокого и расширенного социально-философского понимания проблемы агрессии как деструктивного явления. Интересное направление поиска источника деструктивных агрессивных действий человека открывается в работах В.П. Рожкова, в которых обозначается связь деструкции и агрессии в поведении людей с особенностями когнитивного сознания [2, с. 65-66].

С позиции психоаналитических концепций (А. Адлер, В. Штекель, К.Г. Юнг, С. Шпильрейн), человеку присущи «агрессивные влечения», проявляющиеся в реальной жизни. По мнению осно-

воположника психоанализа З. Фрейда, каждый организм стремится к разрядке, к снижению нервного возбуждения [3, с. 188]. З.Фрейд считал, что все действия человека являются результатом непрерывного взаимодействия инстинктов [4, с. 326]. Некоторые из исследователей (В. Райх, Э. Фромм и др.) подвергли идеи З. Фрейда достаточно серьезным, обоснованным замечаниям.

Интересна, на наш взгляд, позиция Вильгельма Райха, считающего, что деструктивность может появляться только в случае уничтожения источника опасности, то есть мотивом деструктивного поведения является сохранение жизни. Именно поэтому В. Райх отрицал биологический характер деструктивности [5].

В 50-е годы XX в. Э. Фромм разрабатывает концепцию деструктивности человека, представленную в виде влияния социально-экономических, социокультурных факторов на деструктивность индивида [6, с. 12-17]. Представляя агрессию в виде двух видов - «доброкачественной» и «злокачественной», Э. Фромм анализирует каждое понятие и выделяет «злокачественную» агрессию в особую группу, называемую «деструктивность» и «жестокость» [6, с. 12].

Выделяя «доброкачественную» агрессию как биологически адаптивную форму поведения, Э. Фромм подчеркивает, что «доброкачественная агрессия - это оборонительная агрессия, которая способствует биологическому выживанию индивида, рода; имеет биологические формы и затухает, как только исчезает опасность» [7, с. 17]. По мнению Э. Фромма, «злокачественная агрессия или деструктивность биологически неадаптивна, присуща только человеку» [7, с. 12-17]. Думается, что в данном контексте, действительно, следует согласиться с ученым, так как злокачественная агрессия наносит непоправимый вред социуму, являясь неконструктивным ответом на потребности личности. Следовательно, именно поэтому причинами деструктивности, а значит, и агрессии можно считать ощущение ненужности индивида, его безысходность и отчуждение от общества.

Детально рассматривая концепцию деструктивности Э. Фромма, важно отметить, что остается без внимания вопрос об аутодеструктивном поведении индивида, являющийся наиболее актуальным для современного общества. Именно аутоагрессия выступает в «обществе риска» на первый план, реализуясь через такие формы, как суицидальная попытка; самоубийство (суицид); химические формы зависимости, представленные в виде наркомании, алкоголизма, токсикомании; нехимические формы зависимости, примером которых выступают геймблинг, пищевая зависимость и другие виды аддикций.

Изучение проблемы деструктивности и агрессии с позиции социальной философии, практический опыт работы автора данной статьи в качестве психолога медицинских и образовательных учреждений (2001-2014) являются предпосылкой к детальному пониманию особенностей индивидов, а значит, и общества с проявлениями деструктивных и аутодеструктивных форм поведения. Примером в данном случае выступает агрессивное поведение людей, живущих с ВИЧ / СПИДом (ЛЖВС), имеющих опыт употребления психоактивных веществ (ПАВ), которое может быть обусловлено желанием скрыть информацию о социально опасном, неизлечимом заболевании, таким как ВИЧ-инфекция, что может быть рассмотрено в качестве агрессии по отношению к конкретному индивиду и соответственно обществу в целом [8, с. 96-99; 9, с. 87-91; 10, с. 88-121].

Отечественный девиантолог С.Н. Ениколопов определяет агрессию в качестве «мотивированного деструктивного поведения, противоречащего нормам сосуществования людей в обществе» [11, с. 19] и представляет агрессивное поведение как форму реагирования на неблагоприятные ситуации (например, стресс, фрустрация, другие состояния). Анализируя различные определения агрессии, следует отметить, что в данных трактовках возникают противоречия, так как, думается, агрессивное поведение человека (или общества) освобождается от агрессии или, наоборот, имеет тенденцию к накоплению данного деструктивного явления, которое, возможно, зарождается в мотивах, планах или снах.

В настоящее время в современном рискогенном обществе отмечаются далеко не единичные случаи преступной (или криминальной) агрессии, которая в некоторых ситуациях обусловлена уничтожением случайных людей [12]. На наш взгляд, современный цивилизованный человек достаточно часто переживает различные форс-мажорные ситуации, когда невозможно не разрядиться и / или выплеснуть свои инстинктивные агрессивные побуждения.

Отечественный девиантолог и исследователь-криминалист Ю.М. Антонян, занимающийся изучением проблемы преступной агрессии, отмечает, что деструктивно-обусловленные побуждения накапливаются у людей не спонтанно, на данный процесс уходит не один десяток лет, некоторые люди накапливают негативный потенциал в течение всей жизни, что и выражается в непрекращаю-щихся войнах, возможно, просто в вербальных агрессивных действиях [13, с. 16-22]. Тем не менее агрессия в современном мире может быть представлена и в достаточно приемлемых формах, например в виде «конструктивной» агрессии. Занятия различными видами командного спорта (хоккей, волейбол, футбол и др.), служба в рядах вооруженных сил, участие в волонтерских движениях (экологические акции и проекты) способствуют выходу возможностей природной агрессивности [14].

Разумеется, современное общество, представленное в большинстве случаев урбанизированным пространством мегаполисов и городов, растущей фрагментарностью общения, незначительным социальным контролем, переплетением культур, смешением наций, рождает недостаточные межличностные связи, отчуждение индивидов и, как следствие, затрудняет конструктивный диалог, способствующий минимизации агрессивных проявлений со стороны человека и общества в целом. Человек интуитивно понимает, что он может рассчитывать только на себя, свои силы и возможности, иногда защищаясь от других, в некоторых ситуациях нападая с целью обороны и защиты себя и своих близких.

Таким образом, выход из вышеизложенных тенденций современного рискогенного общества следует аргументированно рассматривать, используя минимизацию деструктивных проявлений для современного человека и глобализирующегося общества в целом.

Ссылки:

1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000.

2. Рожков В.П. Альтернативы мировоззренческого выбора. Опыт осмысления философского процесса в России. Саратов, 2012.

3. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия М., 1992.

4. Лысак И.В. Философско-антропологический анализ деструктивной деятельности современного человека : дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д., 2007.

5. Лейбин В.М. Словарь-справочник по психоанализу. М., 2010.

6. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. СПб. ; М., 2001.

7. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

8. Трошина Н.В. Философские аспекты социальных рисков в молодежной среде // Общество и человек в стратегиях инновационного развития : материалы Всероссийской научной конференции «Человек и общество в условиях инновационного развития», посвященной 80-летию СГТУ. Саратов, 2010.

9. Трошина Н.В. Безысходность и надежда: философский дискурс // Личность в современном мире: жизненные стратегии, ценности, риски : материалы научно-практич. конференции / под ред. Ю.Г. Голуба. Саратов, 2011.

10. Виртц У., Цобели Й. Жажда смысла: Человек в экстремальных ситуациях: Пределы психотерапии. М., 2014.

11. Ениколопов С.Н. Агрессия // Большой энциклопедический словарь / под ред. Б.Г. Мешерякова, В.П. Зинченко. СПб., 2006.

12. Сафуанов Ф.С. Психология криминальной агрессии [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://psychlib.ru/mgppu/spk/spk-001-.htm (дата обращения: 19.06.2014).

13. Антонян Ю.М. Теория человеческой агрессии. Почему жестоки люди. М., 2013.

14. Агрессия среди спортсменов [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://spo.1september.rU/2008/14/8.htm (дата обращения: 19.06.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.