Научная статья на тему 'Формы агрессивного выражения деструктивности в современном обществе'

Формы агрессивного выражения деструктивности в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
624
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕСТРУКТИВНОСТЬ / ДЕСТРУКЦИЯ / ФОРМЫ ДЕСТРУКТИВНОСТИ / АГРЕССИЯ / ДОБРОКАЧЕСТВЕННАЯ АГРЕССИЯ / ЗЛОКАЧЕСТВЕННАЯ АГРЕССИЯ / АУТОАГРЕССИЯ / АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DESTRUCTIVENESS / DESTRUCTION / FORMS OF DESTRUCTIVENESS / AGGRESSION / NON-MALIGNANT AGGRESSION / MALIGNANT AGGRESSION / AUTO-AGGRESSION / SELF-DESTRUCTIVE BEHAVIOUR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Трошина Надежда Валерьевна

В статье представлен анализ научных подходов к пониманию агрессии как формы деструктивности. Проводится социально-философская рефлексия понятий «деструктивность» и «деструкция». Автором предпринята попытка выделить основные формы деструктивности. Обосновывается доминирование ее аутоагрессивных проявлений в современном обществе. Определяются формы деструктивности (терроризм, вандализм, аутодеструкция) с целью дальнейшей минимизации угроз для человека и для общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF AGGRESSIVE MANIFESTATION OF DESTRUCTIVENESS IN THE MODERN SOCIETY

The article analyzes scientific approaches to interpretation of aggression as a form of destructiveness. The concepts “destructiveness” and “destruction” are analyzed in the socio-philosophical aspect. The author identifies the basic forms of destructiveness, proves dominance of its self-aggressive manifestations in the modern society, determines forms of destructiveness (terrorism, vandalism, auto-destruction) with the purpose to minimize dangers for a human being and for the society on the whole.

Текст научной работы на тему «Формы агрессивного выражения деструктивности в современном обществе»

Трошина Надежда Валерьевна

ФОРМЫ АГРЕССИВНОГО ВЫРАЖЕНИЯ ДЕСТРУКТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В статье представлен анализ научных подходов к пониманию агрессии как формы деструктивности. Проводится социально-философская рефлексия понятий "деструктивность" и "деструкция". Автором предпринята попытка выделить основные формы деструктивности. Обосновывается доминирование ее аутоагрессивных проявлений в современном обществе. Определяются формы деструктивности (терроризм, вандализм, аутодеструкция) с целью дальнейшей минимизации угроз для человека и для общества в целом. Адрес статьи: www .gramota.net/materials/3/2017/7/53.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 7(81) C. 193-195. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/7/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net

УДК 128+123.1 Философские науки

В статье представлен анализ научных подходов к пониманию агрессии как формы деструктивности. Проводится социально-философская рефлексия понятий «деструктивность» и «деструкция». Автором предпринята попытка выделить основные формы деструктивности. Обосновывается доминирование ее ауто-агрессивных проявлений в современном обществе. Определяются формы деструктивности (терроризм, вандализм, аутодеструкция) с целью дальнейшей минимизации угроз для человека и для общества в целом.

Ключевые слова и фразы: деструктивность; деструкция; формы деструктивности; агрессия; доброкачественная агрессия; злокачественная агрессия; аутоагрессия; аутодеструктивное поведение.

Трошина Надежда Валерьевна

Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского romanovanv1999@yandex. т

ФОРМЫ АГРЕССИВНОГО ВЫРАЖЕНИЯ ДЕСТРУКТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Глобальные социальные изменения, происходящие во втором десятилетии XXI века, требуют от современных ученых объективного и одновременно детального подхода к изучению ряда феноменов, одним из которых является деструктивность. Действительно, наиболее острые негативные проявления деструктивного характера отмечались учеными в ХХ веке, что нашло отражение в виде войн, массовых убийств, революций, террористических актов, экстремизма, суицидов [5, с. 126-139; 8, с. 173; 10, с. 15]. Так, например, за период 1933-1945 гг. было истреблено 6 млн евреев во всей Европе (холокост, или катастрофа европейского еврейства), в период 1939-1944 гг. было истреблено многомиллионное славянское население в целях уничтожения по плану «Ост» [1, с. 172-212].

Несомненно, современный человек реализует себя через призму различных жизненных сфер, которые оказывают преимущественно, на наш взгляд, негативное воздействие, что и способствует определению такой проблемы, как деструктивность, и выявлению ее доминирующих форм. Следует учитывать тот факт, что, несмотря на достаточное количество психологических, социологических, юридических, медицинских исследований по данной проблеме, тем не менее изучение проблемы деструктивности и ее форм является актуальным с позиций социально-философского характера.

Действительно, философская рефлексия деструктивности направлена на осознание негативных последствий для личности и общества, что находит свое отражение через превентивные меры, минимизирующие, например, технико-технократический характер современных жизненно-необходимых систем потребления (атомные электростанции, нефтеперерабатывающие предприятия и др.) или антроповиталистические рискованные ситуации (например, снижение рисков по возможности заражения вирусом иммунодефицита человека).

Деструктивные тенденции в обществе исследователи начали констатировать достаточно давно. Немецкий философ Иммануил Кант представляет разрушительные устремления, которые определяют природу человека [6]. Настоящий прорыв в данном направлении представил научный трактат американского исследователя-психоаналитика Э. Фромма «Анатомия человеческой деструктивности», который произвел «взрыв» представлений читателей по данной проблеме и определил научно-исследовательскую нишу для понимания деструктивности.

Таким образом, социально-философский анализ понятия «деструктивность» стал необходимым для отличия его от понятия «деструкция». Именно поэтому деструктивность (разрушительность) можно определить как высокий уровень агрессивности, целью которого является разрушение, уничтожение других людей. Представляя понятие «деструкция» в качестве крайней формы агрессивных действий, американский ученый Э. Фромм и его последователи отмечают направленность агрессии не только на предметы, но и на людей, социальные и этнические группы [16].

Начиная с XX века исследователи Х. Томэ, Х. Кехеле, пытающиеся понять причины стремления человека и общества в целом к разрушению, рассматривали данную проблему в контексте агрессии, считая де-структивность неотъемлемой ее частью или аналогом [12].

Английские ученые Р. Бэрон и Д. Ричардсон представляют классическое видение такого негативного явления, как агрессия, считая, что «агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» [3, с. 26]. В широком понимании агрессия вбирает в себя деструктивность как одну из форм проявления и не ограничивается вредным воздействием нравственного и физического характера для живых существ, а может иметь и аутоагрессивные действия.

Разбираясь в понятии «деструктивность» (разрушительность) и ее ведущих формах, вслед за сторонником социокультурной детерминации деструктивности Э. Фроммом считаем целесообразным определить некоторые исторические предпосылки ее возникновения. Автор книги «Анатомия человеческой деструктивности» предлагает рассматривать данное явление через прохождение ряда этапов.

Вначале человек находился в равновесии с окружающим миром, занимался охотой, собирательством. Далее с появлением земледелия человек изменил свое отношение к природе. Важным становится разум, абстрактное мышление, что и находит свое отражение в качестве таких проявлений креативности, как научно-технические открытия, изобретения или «ноу-хау».

194

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

Вторым этапом стало зарождение городской жизни, которое трансформировалось в разделение труда, классовое расслоение и превращение прибыли в капитал. На первое место стал выходить принцип контроля над природой и обществом (рабами, женщинами, детьми).

В связи с тем, что злокачественно-деструктивная агрессия и ее формы являются наиболее угрожающими и разрушающими для современного человека и общества в целом, актуальность данного вопроса остается открытой для специалистов различных научных направлений и изысканий. В ХХ1 веке значительные изменения негативного характера, связанные с деструктивными, в том числе с аутодеструктивными, проявлениями отмечаются в таких мировых державах, как Великобритания, Соединенные Штаты Америки, Германия, Франция. К сожалению, Россия тоже не стала исключением в данном вопросе, поэтому проблема деструктивности и ее доминирующих форм является архиважной задачей для современного российского общества, особенно для молодежи как наиболее уязвимой социальной группы.

Анализ, рефлексия теоретико-методологических, практических материалов исследования данной проблематики способствуют определению деструктивности в качестве одной из приоритетных задач для социальной философии.

В научных разработках, касающихся проблемы деструктивности, наметились тенденции ее изучения через такие направления, как инстинктивизм и бихевиоризм. К. Лоренц и его последователи относят деструктивные тенденции в человеке к досознательному, докультурному [6], тогда как бихевиористы (Д. Б. Уотсон и др.) предлагают рассматривать деструктивность во взаимосвязи с социальным окружением [15]. Э. Фромм выстраивает оба направления в единую теорию, представляя ее как биопсихосоциальную [16, с. 104-112]. Несомненно, стремление к жизни и стремление к смерти заложены в человеке, именно поэтому каждый человек делает свой собственный выбор, ориентируясь в дальнейшем кем он будет: любящим жизнь или отвергающим ее.

Э. Фромм отмечает, что «деструктивность и жестокость - сугубо человеческие явления, они вызывают у людей чувства наслаждения. Они отсутствуют у млекопитающих, филогенетически не запрограммированы и не являются адаптивными». Разделяя агрессию на «доброкачественную» и «злокачественную», Э. Фромм представляет два диаметрально противоположных полюса проблемы [Там же, с. 243].

Думается, что, рассматривая злокачественную агрессию в качестве рискованной ситуации, вероятнее, даже катастрофы, для системы Человек - Человечество, мы сможем определить формы агрессивного выражения деструктивности. Не вызывает сомнения тот факт, что деструктивности становятся подвержены не только люди, но и природа, предметы культуры, простейшие (бытовые) предметы. В своей книге «Анатомия человеческой деструктивности» Э. Фромм особое внимание уделяет таким формам злокачественно-деструктивного характера, как садизм, некрофилия, при этом абсолютно не рассматривая аутодеструкцию, вандализм, террористические проявления в социуме. Исследуя проблему деструктивности, Э. Фромм делает акцент преимущественно на социокультурные и психологические обоснования разрушительности, при этом (что, на наш взгляд, значимо) не предлагает рассмотреть ее биологические корни, что также не способствует выявлению многообразия форм деструктивности.

Таким образом, в условиях растущей социальной поляризации в современном рискогенном обществе возможно определение и специфическая характеристика форм деструктивности, среди которых следует отметить наиболее доминирующие, такие как терроризм, вандализм, аутодеструкция.

Проблема терроризма и его проявлений - террористических актов - архиважна для исследователей различного толка. На наш взгляд, наибольший интерес она вызывает у специалистов-политологов, психологов, психиатров и ряда других заинтересованных лиц, актуальна она и для социальных философов в силу своей социальной значимости. Известно, что террористами часто становятся люди, не нашедшие себя и свое «Я», прежде всего, люди-маргиналы, утратившие жизненные цели и перспективы, склонные проецировать на общество причины своих неудач.

Тесно переплетается с проблемой маргинализации такая деструктивная форма, как вандализм, способствующая разрушению предметов (памятников, памятных надгробий, произведений искусства). За последнее десятилетие исследователи-историки и политологи отмечают значительный рост вандализма над памятниками и мемориалами, увековечивающими память Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), расположенными в бывших республиках СССР, а именно на территории Украины [2].

В настоящее время девиантологи, криминалисты отмечают значительный рост аутоагрессивных проявлений деструктивности, который непосредственно связан с использованием информационного оружия, поражающего сознание человека, особенно подрастающего поколения. Используя персональные средства связи (различные гаджеты), современный человек становится мишенью для информационного оружия, тем самым напрямую разрушая свой внутренний мир и биологическое начало. На наш взгляд, саморазрушающее поведение находит свое отражение в таких формах, как суицид, суицидальная попытка; нехимические формы ад-дикций (пищевая и игровая формы зависимости); химические формы аддикций (наркомания, токсикомания, алкоголизм); вовлечение в деструктивно-религиозные культы; виктимное (жертвенное) поведение; увлечение рискогенными видами спорта (экстремальные виды спорта, превышение скорости на автомобиле) и др.

В XXI веке современное общество сталкивается с различными негативными проявлениями, непосредственно связанными с проблемами социальной динамики, глобализацией, виртуализацией жизненного пространства человека и общества в целом, обеднением ценностей, формированием изменившихся смысложиз-ненных ориентаций и новыми формами социальной активности людей. Учитывая данные изменения, происходящие в современном обществе, считаем определение форм деструктивности одной из важнейших задач с целью дальнейшей минимизации угроз не только для человека, отдельных социальных групп (в частности, молодежи), но и всего человечества.

Список источников

1. Антонян Ю. М. Страдание и его роль в культуре. М.: Норма; ИНФРА-М, 2013. 224 с.

2. Будни фашистской Украины: осквернение памятников героям ВОВ [Электронный ресурс]. URL: http://ua-ru. info/news/politika/103703-budni-fashistskoy-ukrainy-oskvemenie-pamyatnikov-geroyam-vov.html (дата обращения: 25.04.2017).

3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия / пер. с англ. С. Меленевской, Д. Викторовой. СПб.: Питер, 2001. 352 с.

4. Вейнберг И. П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М., 1986. 208 с.

5. Виртц У., Цобели Й. Жажда смысла. Человек в экстремальных ситуациях. Пределы психотерапии. М.: Когито-Центр, 2014. 328 с.

6. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Сочинения: в 6-ти т. М., 1966. Т. 6. С. 423-435.

7. Лоренц К. Так называемое зло. К естественной теории агрессии [Электронный ресурс] // Лоренц К. Оборотная сторона зеркала: сборник трудов / пер. А. И. Фета. Нючёпинг, 2016. URL: http://aifet.com/books/transl_v1_Lorenz.pdf (дата обращения: 25.04.2017).

8. Ольшанский Д. В. Психология терроризма. СПб., 2002. 288 с.

9. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1979. 235 с.

10. Рускова О. Ф. Радикализм в России и современном мире: вопросы типологии. Екатеринбург, 2001. 352 с.

11. Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1964. 622 с.

12. Томэ X., Кехеле Х. Агрессия и деструктивность: по ту сторону мифологии влечений // Томэ X., Кехеле Х. Современный психоанализ: в 2-х т. М.: Прогресс, 1996. Т. 1. Теория. С. 186-200.

13. Трошина Н. В. Экстремизм как форма проявления агрессии в «обществе риска» [Электронный ресурс] // Проблемы современного гуманитарного знания и крымский культурный ландшафт: материалы Международной научной конференции в рамках Недели философии в Ялте (г. Ялта, 20 ноября 2014 г.) / отв. ред. М. В. Масаев. Ялта, 2015. С. 306-309. URL: http://oec-static.main.sgu.ru/storage/oec-ruby/ipsilon//uploads/portfolio/file/user_file/31338/Sbornik_ЯЛТА_ ЭКСТРЕМИЗМ. pdf (дата обращения: 25.02.2017).

14. Трошина Н. В. Экстремизм как форма проявления агрессии и насилия в современном обществе [Электронный ресурс] // Современное общество: человек, власть, экономика: материалы III Международной научной конференции (г. Саратов, 4 апреля 2014 г.): сб. науч. ст. Саратов: ИЦ «Наука», 2014. С. 105-109. URL: http://www.sgu.ru/sites/ default/files/documents/2014/el._sbornik_sovremen_obshch_2014_6-9.pdf (дата обращения: 20.02.2017).

15. Уотсон Дж. Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм) [Электронный ресурс] // Хрестоматия по истории психологии / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1980. URL: http://behavior. romek.ru/watson.htm (дата обращения: 05.04.2017).

16. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 2007. 618 с.

FORMS OF AGGRESSIVE MANIFESTATION OF DESTRUCTIVENESS IN THE MODERN SOCIETY

Troshina Nadezhda Valer'evna

Saratov State University romanovanv1999@yandex. ru

The article analyzes scientific approaches to interpretation of aggression as a form of destructiveness. The concepts "destructive-ness" and "destruction" are analyzed in the socio-philosophical aspect. The author identifies the basic forms of destructiveness, proves dominance of its self-aggressive manifestations in the modern society, determines forms of destructiveness (terrorism, vandalism, auto-destruction) with the purpose to minimize dangers for a human being and for the society on the whole.

Key words and phrases: destructiveness; destruction; forms of destructiveness; aggression; non-malignant aggression; malignant aggression; auto-aggression; self-destructive behaviour.

УДК 7.033.4(410.1)1 Искусствоведение

Данная статья посвящена исследованию орнаментированного инициала в английской книжной миниатюре раннего Средневековья, его основных разновидностей и этапов развития. Обращая особое внимание на типологию инициалов и характер орнаментального декора, автор рассматривает оформление наиболее значимых для эволюции инициала английских кодексов VII-XI вв. Благодаря использованию сравнительно-исторического метода анализа автору удаётся выявить взаимосвязь между разновременными памятниками и представить развитие орнаментированного инициала как постепенный и единый процесс.

Ключевые слова и фразы: раннесредневековая Англия; средневековое искусство; книжная миниатюра; орнамент; инициал.

Федорова Татьяна Евгеньевна

Санкт-Петербургский государственный университет jumpinghedgehog@gmail. com

ЭВОЛЮЦИЯ ОРНАМЕНТИРОВАННОГО ИНИЦИАЛА В АНГЛИЙСКОЙ КНИЖНОЙ МИНИАТЮРЕ ЭПОХИ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Орнаментированный инициал является одним из самых распространённых элементов декора средневековых манускриптов. Встречаются увеличенные инициалы уже в рукописях позднеантичного периода: изысканные красные буквы чуть большего, чем остальной шрифт, размера отмечают начало параграфов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.