Научная статья на тему 'Структурная политика региона с высоким значением теневой экономики'

Структурная политика региона с высоким значением теневой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВО / СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рабаданова Аминат Асадовна

Рассмотрено значение теневой экономики в отраслях Дагестана. Обосновывается тезис, что дальнейшие меры по упорядочению налогообложения, снижению налоговых ставок и объемов налоговой нагрузки на фонд оплаты труда в сочетании с повышением эффективности работы государственных контролирующих организаций могут увеличить прирост валового продукта республики от легализации теневого сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурная политика региона с высоким значением теневой экономики»

Рабаданова Структурная политика региона

Аминат с высоким значением теневой экономики

Асадовна Аннотация: рассмотрено значение теневой экономики в отраслях Дагеста-К.э.н., н.с. на. Обосновывается тезис, что дальнейшие меры по упорядочению налогооб-ИСЭИ ДНЦ РАН ложения, снижению налоговых ставок и объемов налоговой нагрузки на фонд г. Махачкала оплаты труда в сочетании с повышением эффективности работы государственных контролирующих организаций могут увеличить прирост валового продукта республики от легализации теневого сектора. Ключевые слова: теневая экономика, предприятие, промышленность, производство, структурная политика

Rabadanova AA Structural policy of the region with high value of shadow economy

Abstract: value of shadow economy in branches of Dagestan is considered. The thesis locates that further measures for streamlining of the taxation, reduction of tax rates and volumes of tax burden of fund of compensation in combination with increase of overall performance of the state controlling organizations can increase a gain of a gross product of the republic from legalization of shadow sector.

Keywords: shadow economy, enterprise, industry, production, structural policy

Россия по многим экспертным оценкам входит в число стран с высоким уровнем теневой экономики. По данным Росстата, в тени создается около 16 % валового продукта. По оценкам большинства исследователей эта цифра превышает 40 %. Для сравнения масштабы теневой экономики в развитых странах: США — 8,9 %, Франция — 14,9 %, Великобритания — 14 %, Австрия — 9 %, Германия — 14,9 %. Ближе всех к России оказалась Италия со своей знаменитой «Коза ностра» — 27,3 %. [1, 2, 3]

Но даже на фоне России Дагестан выглядит особо неблагоприятным регионом, обгоняя ее в теневой сфере более чем в 1,5 раза. По оценкам экспертов более 40 % производимой в республике продукции приходится на теневой сектор, в отдельных отраслях достигает две трети. В разрезе отраслей экономики Дагестана масштабы теневого сектора сильно разнятся. [4] Разброс удельного веса скрытой экономической деятельности в зависимости от отрасли экономики составляет от 20 до 80 %. [5] Отдельные отрасли функционируют преимущественно в теневой сфере, уклоняясь от уплаты налогов и неналоговых платежей. Так, в промышленности «на тень» приходится около 45 % выпуска, в строительстве — 65%, в торговле и сфере бытовых услуг — более 70%. [6]

Основной сферой теневой экономики республики является укрытие доходов официально функционирующих крупных и средних предприятий. В сфере промышленности наиболее в «тени» уже долгое время находится производство водки — до 90% от объема выпуска продукции. Меньше всего теневой сектор в машиностроении, в основном из-за низкого спроса на продукцию машиностроительных предприятий. Зато почти половина средств, поступающих на развитие отрасли, используется не по назначению или присваиваются чиновниками.

Большая часть хлебопекарной промышленности (около 80 %) выпадает из официального статистического учета. Около 70 % доходов от лова рыбы на Каспии приходится на долю криминального бизнеса. [7]

Топливная промышленность образует теневой сектор за счет создания подпольных заводов по перегонке сырой нефти, занижения фактических объемов добычи нефти и газа, объемов выработки нефтепродуктов.

По данным правоохранительных органов, около четверти средств, направленных на газификацию республики, было разворовано. Потери и хищения газа официально оцениваются в цифру, приближающуюся до 40 % от общего объема поставок.

По официальным данным, около 10 % вырабатываемой электроэнергии расхищается потребителями не без помощи работников организаций, которые занимаются сбытом. Около 15 % исчезают в результате взаимозачетов и бартерных сделок и существования отдельных тарифов для предприятий, городского и сельского населения. [8]

Более 70 % предприятий промышленности строительных материалов работает «в тени». Не учитывается более 90 % товарооборота строительных материалов и примерно 60-70 % объемов

строительно-монтажных работ. Более 90% работ по строительству и ремонту жилья не отражается в статистике. [9]

Такой популярный бизнес, как ремонт автомобилей, более чем на 70 % находится в теневом секторе. А услуги по индивидуальному пошиву одежды — более чем на 85 %. Обувная промышленность практически полностью перешла на подпольно-цеховое производство. Теневой сектор доминирует везде, где производят пользующуюся спросом продукцию. [10]

В Дагестане за годы реформ сложилась экономическая система, со специфичным национально-клановым характером. Формировалась она путем захвата и присвоения собственности, природных богатств, недр, коммуникаций и т.д. (в том числе и в ходе приватизации), воровства средств из бюджета, бюджетных фондов, банковского сектора. Именно национально-клановый характер дагестанской экономики значительно снижает эффективность традиционных форм противодействия теневой экономике. [11]

Для противодействия теневому сектору государством применяются лишь административные и уголовно-процессуальные методы. Но в условиях высокой коррупции среди чиновников государственных контрольных органов и кланового характера общественных и экономических отношений в республике репрессивные меры являются низкоэффективными.

Наиболее значимыми являются снижение ставки подоходного налога и ставки налога на прибыль предприятий. Дальнейшие меры по упорядочению налогообложения, снижению налоговых ставок и объемов налоговой нагрузки на фонд оплаты труда в сочетании с повышением эффективности работы государственных контролирующих организаций могут увеличить прирост валового продукта республики от легализации теневого сектора. [12]

При этом реализация потенциала легализации теневого сектора экономики не ограничивается лишь фискальными мерами. Необходима коренная перестройка системы экономических отношений в республике, которая должна обеспечить изменение делового климата, сокращение масштабов вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов, защиту прав собственников, снижение степени монополизации экономики, создание условий для добросовестной конкуренции и развитие культуры цивилизованного экономического поведения у граждан республики.

Литература:

1. Гимбатов Ш.М. Этноэкономическое развитие мультиэтничных регионав // Вопросы структуризации экономики, Махачкала «НП НАЦ «ЭТНОЭКОНОМИКА», 2011. - №3.- C. 26.

2. Багомедов М.А. Новые тенденции этноэкономического поведения в Республике Дагестан// Вопросы структуризации экономики, ISSN 1813-3528, 2011, №3, с. 78-85

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Р32 Стат. сб. / Росстат. - М., 2014. - 900 с.

4. Ахмедуев А.Ш. Социальная политика и социальные функции государства // Вопросы структуризации экономики. 2010. № 2. С. 120-124.

5. Ахмедуев А. Управление государственными унитарными предприятиями // Вопросы экономики. 2003. № 7. с. 89-95.

6. Идзиев Г.И. Модернизация промышленности региона с позиции системного подхода // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 10 (313). с. 63-68.

7. Арсланов Ш.Д. Современные проблемы определения содержания, факторов и особенностей инвестиционной привлекательности региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 2 (36). с. 270-273.

8. Арсланова Х.Д., Арсланов Ш.Д. Кооперативные структуры, как разновидность микровзаимодействий малых предприятий // Вопросы структуризации экономики. 2003. № 3. с. 70-73.

9. Абдулкабатова Л.Г. Стратегические направления, приоритеты, и перспективные формы развития инфраструктуры образования в Республике Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 4. с. 368.

10. Багомедов М.А., Гусейнов А.А., Омаров Ш.К. Социальные альтернативы в региональной промышленной политике // Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2011. № 40. с. 98-104.

11. Багомедов М.А. Реструктуризация экономики региона: актуальность и возможные направления // Вопросы структуризации экономики. 2012. № 4. с. 22-28.

12. Ахмедуев А. Взаимоотношения органов управления и государственных предприятий // Экономист. 1997. № 5. с. 65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.