Мусаева Айнулхаят Запировна
К.э.н., доцент ДГУ г. Махачкала
Проблемы легализации заработков в Дагестане
Аннотация: раскрывается проблема ущерба от «серых» схем выплат зарплаты и нестандартной занятости для региональной экономики и обосновываются правовые меры противодействия
Ключевые слова: зарплата, теневая экономика, серые схемы, коррупция, инвестиции, работники, работодатели
Musaeva A.Z. Problems of legalization of wages in Dagestan
Abstract: the damage problem from "gray" schemes of payments of a salary and non-standard employment for regional economy reveals and legal measures of counteraction locate
Keywords: salary, shadow economy, gray schemes, corruption, investments, workers, employers
В настоящее время, не смотря на самые высокие темпы развития по основным социально-экономическим показателям потенциала региона: по производству валового регионального продукта на душу населения, по уровню заработной платы Республика Дагестан по-прежнему занимает в Российской Федерации - одно из не самых «достойных» последних мест. Положение Республики Дагестан и других регионов Юга по важнейшим показателям находится в конце среди страны в целом, хотя они обладают определенным потенциалом социально-экономического развития, который в настоящее время абсолютно не реализован из-за отсутствия сбалансированной политики.
Таблица 1.
Место, занимаемое субъектом в Российской Федерации в 2013 г. по основным социально- экономическим показателям [1, с.30-31]
Валовой региональный продукт на душу населения в 2012 г. Основныефонды в экономике (по полной учетной стоимости; на конец года) Уровень занятости Уровень безработицы Средне-душевые денеж ные до-ходы(в месяц)' Среднемесячная номинальная заработная плата работников организаций Число собствен-ных легковых автомобилей на 1000 человек населения ' Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской-Федерации на душу населе-ния Инвестиции в основной капитал на душу населения
Южный федеральный округ 7 7 5 6 5 5 5 7 3
Республика Адыгея 73 77 74 68 61 69 43 37 73 77
Республика Калмыкия 81 79 77 80 83 82 46 54 75 59
Краснодарский край 33 7 64 53 19 39 25 47 41 10
Астраханская область 50 43 42 65 52 45 64 66 33 16
Волгоградская область 48 22 50 56 69 56 67 63 37 60
Ростовская область 57 18 63 50 38 49 26 55 48 55
Северо-Кавказский фед.округ 8 8 8 8 7 8 8 8 8
Республика Дагестан 77 37 81 79 33 83 80 81 82 47
Республика Ингушетия 82 82 83 83 81 64 81 82 83 82
Кабардино-Балкарская Респ. 79 74 72 76 75 77 75 79 79 83
Карачаево-Черкесская Респ. 78 78 78 75 78 81 74 73 76 75
Респ. Сев. Осетия - Алания 75 75 66 70 68 76 60 11 77 72
Чеченская Республика 83 65 80 82 72 58 82 80 81 80
Ставропольский край 71 30 67 36 53 61 44 56 63 69
Зато на юге России самые высокие показатели в части развития теневой экономики, откатов, клановости. С учетом социальной напряженности сложился порядок, при котором богатый и платежеспособный налоги вообще не платит, а с бедного забирают последнее. Экономическая рост в регионах обусловлен, прежде всего, хорошими темпами прироста платных услуг населению. В Дагестане, по оценкам аналитиков, только за 2014 год сумма ущерба от преступлений коррупционного характера составила более 85 млн. рублей. За минувший 2014 год, в республике сотрудниками правоохранительных органов выявлено 411 преступлений коррупционной направленности, а 255 преступлений из общего количества совершено именно должностными лицами республики. По словам главы республиканского управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РД Ахмеда Кулиева, на сегодняшний день коррупция приобрела устойчивый характер в жизни нашего общества.
Глава УЭБ и ПК РД Ахмед Кулиев также отметил, что преступления подобного рода являются латентными, их выявление и документирование всегда представляет значительную сложность. Кроме того, слишком редки обращения граждан в правоохранительные органы о вымогательстве со стороны должностных лиц. Помимо этого, вызывает озабоченность и состояние судебной практики по делам экономической направленности, особенно по делам о коррупции. По официальной статистике за 2012 год в Дагестане выявлено 2238 преступлений экономического характера, их раскрываемость составила 80,7 %, а в суды направлено 1169 уголовных дел. Источник также разъяснил, что уклонение от уголовной ответственности и отсутствие в судебной практике наказаний в виде лишения свободы и отстранения от занимаемой должности крайне негативно сказывается на населении, их активности в содействии правоохранительным органам. Как правило, за совершение должностных преступлений к виновным применяются неадекватные меры пресечения и незначительные наказания, в основном не связанные с лишением свободы.
В Дагестане, за 2011 и 2012 годы в суды направлено 215 уголовных дел по должностным преступлениям, а из общего количества судами рассмотрено всего 124 дела, из них по 117 вынесены обвинительные приговоры. Реальное лишение свободы - 1 случай. Обвиняемый шел по трем уголовным делам и приговорен к 4 годам лишения свободы. Сейчас министерством внутренних дел республики активно ведется работа по реализации плана мероприятий по противодействию коррупции. В качестве примеров источники в МВД озвучили ряд фактов, по которым возбуждены уголовные дела. В 2013году обвинение по 285-й статье (злоупотребление должностными полномочиями) предъявлено бывшим чиновникам города Каспийска. В данном случае выявлен факт хищения 305 млн рублей выделенных по целевой программе «Улучшение жилищных условий молодых специалистов и молодых семей, проживающих в сельской местности» при участии должностных лиц министерства сельского хозяйства Дагестана. В превышении должностных полномочий обвиняется и чиновники администрации Карабудахкентского района республики. Количество подобных преступлений не ограничиваются указанными примерами. На сегодняшний день проводится целый ряд проверок, состояние этой работы отслеживается на уровне дагестанского руководства.
Республика стала заложником сложившейся ситуации, когда федеральные и республиканские структуры рапортуют о росте благосостояния граждан при том, что налицо обострение общественно-политической ситуации в развитии республики. От происходящего снижения рейтингов инвестиционной привлекательности и инвестиционной безопасности в первую очередь страдает именно экономика республики и всего округа.
Не смотря на то, что госстатистика показывает систематический рост инвестиций, трудно пред-поверить в то, что обычный сторонний инвестор вложит свои деньги в республику, где каждый день проходят спецоперации, об этом свидетельствует и приостановка реализации массы мега проектов прямых иностранных инвестиций в основном в АПК Дагестана. Тотальная коррупция, пронизавшая все сферы регионального управления, уже гораздо выше, чем в других регионах, она продолжает развиваться и, в конце концов, окончательно поставит крест на перспективах развития республики. В то же время администрация главы региона и органов власти Республики Дагестан все последние годы принимали специальные программы, давали многочисленные обещания сократить размеры «теневой экономики», «теневых доходов», вывести из «тени» зарплату, противодействовать легализации, отмыванию доходов, полученных преступным путем, своевременно выявлять и предотвращать правонарушения во всех отраслях экономики республики.
Одной из важных проблем легализации теневой экономики является борьба с «серыми, конвертными» схемами выплаты зарплаты, которая вообще получила наибольшее распространение в рывночной инфраструктуре и строительстве. Естественно, при том, что это самые быстро растущие сферы региональной экономики, и на эти сферы приходится более половины производства ВРП, а стандартно занятыми числятся только директор и бухгалтер МП, нет никакой уверенности должного роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Республика Дагестан, которая при формировании регионального и местных бюджетов уже пятнадцать лет на 85% зависит от федеральных дотаций, при таком положении дел с легализацией занятости и неплатежами подоходного дохода не сможет ликвидировать этой своей зависимости от дотаций центра, и поэтому по закону может быть лишена известной доли своей самостоятельности в принятии управленческих решений, и кадровых назначений.
В 2013 году в Республике Дагестан прошло под председательством Первого заместителя Председателя Правительства Анатолия Карибова совместное заседание Координационного совета по вопросам ликвидации задолженности по заработной плате в Республике Дагестан и Республиканской межведомственной комиссии по реализации мер, направленных на увеличение доходной части консолидированного бюджета Республики Дагестан, развитие налогооблагаемой базы и проведение мероприятий по легализации трудовых отношений и «теневой зарплаты», в котором также приняли участие представители Министерства труда и социального развития РД, Министерства финансов РД, отделения Пенсионного Фонда РФ по РД, Государственной инспекции труда в Республике, Объединения организаций профсоюзов Дагестана, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РД, Управления социального развития Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан.
На повестке дня было рассмотрено несколько основополагающих вопросов, связанных с погашением задолженности по заработной плате и недопущению её увеличения, а также реализацией мер, направленных на увеличение доходной части консолидированного бюджета Республики Дагестан, развитие налогооблагаемой базы и проведение мероприятий по легализации трудовых отношений и «теневой зарплаты».
Ранее, в средствах массовой информации, на заседаниях и совещаниях, проводимых в рамках министерств, ведомств республики уже отмечалось напряженная ситуация с задолженностью по выплате заработной платы работникам в Республике Дагестан. В связи с чем, на заседание совета были приглашены представители крупных предприятий-должников, с общей суммой задолженности по заработной плате свыше 56 млн рублей, - ОАО «Даггаз», СПК «Колхоз им. И.Карабудагова» и СПК «Губденский». В ходе обсуждений и уточнений по вопросам сложившейся задолженности было принято решение провести ряд встреч представителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан и Министерства промышленности и энергетики РД с должниками для разработки пошагового плана погашения задолженности по заработной плате, по налоговым платежам и страховым взносам с неукоснительным его соблюдением.
В заключение заседания первый заместитель Председателя Правительства Республики Дагестан дал ряд указаний в адрес министерств и ведомств, в частности:
- организовать широкую разъяснительную работу через СМИ среди населения республики, работодателей и наемных работников организаций (предприятий) о необходимости легализации получаемых работодателями доходов от предпринимательской деятельности, легализации трудовых отношений и «теневой» заработной платы;
- активизировать работу по привлечению к административной и финансовой ответственности недобросовестных работодателей, допускающих выплату «теневой» заработной платы и применению к ним мер наказания, предусмотренных законодательством за исполнение «конвертных» схем выплаты заработной платы;
- ужесточить контроль за нелегальным привлечением к наемной работе граждан иностранных государств, в том числе, из стран ближнего зарубежья, приезжающих в республику с целью заработка;
- ежеквартально представлять в Правительство Республики Дагестан сведения о предприятиях (организациях), выплачивающих работникам заработную плату в размере ниже установленного МРОТ (минимального размера оплаты труда) для опубликования в СМИ и т.д.
Острой проблемой экономики Дагестана стал недостоверный учет занятых в экономике и отсутствие налогообложения заработной платы работников нестандартной занятости в так называемом нерегистрируемом секторе, доля которых составляет около половины занятых в экономике республики (этот показатель региона самый высокий по стране). Нестандартно занятые работники не оформляют трудовой договор, не имеют трудовую книжку, то есть работают без официального оформления своих отношений с работодателем. Их численность в республике оценивается только раз в год при составлении баланса трудовых ресурсов. А их доходы полностью находятся в тени и не облагаются налогами.
Наряду с этим в коммерческих организациях широко практикуется сокрытие доходов. Предприятия, регистрирующие свои отношения с привлеченным персоналом, в подавляющем числе случаев применяют при расчетах с ним так называемые «серые» схемы. Так, частные предприятия охранные предприятия и банки показывают в отчетах зарплату в 2-4 раза ниже, чем государственные и унитарные предприятия соответствующих отраслей. Нередко зарплата руководителей частных фирм показывается в отчетах в 2 раза ниже зарплаты уборщицы в бюджетной сфере. Подобные схемы выплаты зарплаты применяются не только в сфере малого и среднего предпринимательства, но порой и на крупных предприятиях, что можно объяснить только желанием уйти от налогов в «тень». Несмотря на то, что в республике с 2006 года осуществляется комплекс мероприятий по легализации теневых схем выплаты заработной платы, заметных подвижек в этой сфере не наблюдается.
Очевидно, что регистрация, учет субъектов хозяйствования, малого и среднего предпринимательства, результатов деятельности предприятий, отсюда и легализация «теневого» бизнеса - это функция и прямая обязанность органов власти. Только нет ясности в том, какие органы этим должны заниматься, кто за это несет ответственность и какую. Так, Комитет Правительства Республики Дагестан по развитию малого и среднего предпринимательства (далее Комитет) является органом республиканской исполнительной власти, разрабатывает и реализует государственную политику в области развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. В его функцию не входит регистрация, учет и контроль деятельности предприятий. Он имеет дело с официально зарегистрированными и легально функционирующими малыми и средними предприятиями и не имеет рычагов воздействия на предпринимателей, работающих нелегально без регистрации. Бессилие в этом вопросе проявляют органы Федеральной службы государственной статистики (ФСГС), республиканские отраслевые и функциональные министерства и ведомства. Они не имеют ни четких полномочий, ни экономических, правовых и административных ресурсов для реального воздействия на субъектов «теневого» бизнеса. Муниципальные органы власти не занимаются легализацией «теневого» бизнеса, так как в условиях дотируемого местного бюджета непосредственно не заинтересованы в полном учете предпринимательской деятельности и расширении налоговой базы на территории муниципального образования. Поскольку «теневая» предпринимательская деятельность по действующему законодательству не является нарушением, влекущем уголовную или административную ответственность, осуществление контроля (надзора) в этом секторе экономики, тем более легализация «теневого» бизнеса не входит в функцию органов МВД (полиции). Согласно действующему законодательству основными функциями органов налоговой службы являются: государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуального предпринимателя и крестьянских (фермерских) хозяйств; учет организаций и физических лиц - индивидуальных предпринимателей; ведение учета налогоплательщиков в установленном порядке; контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщик обязан встать на учет в органах Государственной налоговой службы, вести учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, представлять в налоговые органы налоговую декларацию. Это и есть одно из основных норм действующего законодательства о налогах и сборах, за соблюдением которого органы налоговой службы должны осуществлять контроль и надзор. Однако государственную регистрацию и постановку на налоговый учет налоговые органы осуществляют по заявлению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а выявление и учет незарегистрированных и неучтенных предпринимателей, работающих в «теневом» режиме, не входит в их функцию. Вышесказанное подводит к заключению, что по действующему законодательству ни один орган власти конкретно не осуществляет контроль (надзор) в сфере «теневого» бизнеса и не несет ответственности за обеспечение регистрации, учета и налогообложения предпринимателей, функционирующих в «теневом» режиме. В связи с этим, необходимо осуществить проведение комплекса правовых, организационных,
42
экономических и воспитательных мер по максимальному обеспечению легализации теневой экономики по всем вышеуказанным направлениям, отраслям и сферам:
1. Прежде всего, нужно создать правовую основу для деятельности контрольных (надзорных) органов и признать предпринимательскую деятельность без государственной регистрации и налогового учета незаконной, установить уголовную, экономическую и административную ответственность предпринимателей за «теневой» бизнес.
2. Необходимо обеспечить четкое разграничение функций, координацию деятельности и объединение усилий всех федеральных и республиканских органов государственной власти и органов местного самоуправления, законодательно установив место, роль и меру ответственности каждого органа за полный достоверный учет и развитие предпринимательства, расширение налоговой базы.
3. При законодательном определении «теневого» бизнеса незаконным, «теневая» предпринимательская деятельность должна оцениваться как нарушение, влекущее уголовную или административную ответственность. В этом случае контроль (надзор) в сфере «теневого» бизнеса, выявление и принуждение «теневых» предпринимателей к государственной регистрации и постановке на налоговый учет должно стать функцией органов МВД.
4. Если принуждение уклоняющихся предпринимателей к государственной регистрации и постановке на налоговый учет - функция органов МВД, то собственно регистрация и налоговый учет, следовательно, и контроль за полной легализацией всей предпринимательской деятельности и налогооблагаемой базы, бесспорно, является функцией органов Федеральной налоговой службы. Именно эти органы должны нести всю ответственность за полный учет, легальное функционирование и налогообложение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Органы же МВД при этом выступают инструментом решения этой масштабной задачи.
5. Активную роль в легализации «теневого» бизнеса и развитии предпринимательства призваны играть муниципальные органы власти. Они в первую очередь должны быть заинтересованы в развитии легального предпринимательства и расширении налоговой базы местного бюджета. Для формирования и усиления такой заинтересованности следовало бы муниципальным районам и городским округам устанавливать среднесрочные и долгосрочные программные индикаторы роста собственных доходов за счет развития предпринимательства, в том числе малого и среднего предпринимательства, и нормативы ежегодного сокращения дотационности муниципальных бюджетов.
6. Комитету по развитию малого и среднего предпринимательства надо расширить функции, поле деятельности и экономические возможности для создания благоприятной предпринимательской среды и существенных преимуществ для предпринимателей, работающих легально и в правовом поле. Таким образом, необходимо создать цельную и эффективно функционирующую систему, где Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства РД, отраслевые и функциональные министерства и ведомства, муниципальные органы власти выполняют функцию развития и государственной поддержки малого и среднего бизнеса, органы МВД обеспечивают функционирование предпринимательских структур в правовом поле, органы Федеральной налоговой службы гарантируют их государственную регистрацию, налоговый учет и налогообложение. Такая система, будучи детально разработана и законодательно принята и введена в действие, позволит не только легализовать и полностью учесть «теневой» бизнес, но и создать благоприятную среду для развития предпринимательства, существенно увеличить темпы и расширить масштабы развития легального бизнеса в республике.
Необходимо обосновать научно-практическую программу реализации перспектив рагиона в части повышения наполняемости бюджета собстьвенными налоговыми поступлениями, изыскать способы борьбы с нелегальной предпринимательской деятельностью и теневой заработной платой, используя различные схемы взаимодействия, позволяющие оперативно обмениваться информацией и применять своевременные решения по выявлению и привлечению к ответственности работодателей, уклоняющихся от исполнения законодательства.
Налоговые органы и трудовая инспекция должны вести предметный разговор с каждым предпринимателем о предоставлении достоверных сведений по количеству работающих лиц на предприятии и уровню заработной платы. При этом надо узаконить систему сбора информации о серых схемах выплат заработной платы, с тем, чтобы обезопасить и заинтересовать работниклов в предоставлении подобной информации о своих нанимателях, ведь, соглашаясь на большую часть зарплаты в конверте, никто из бесправных настандартно занятых работников не тешит себя мыслью, что до пен-
43
сии еще далеко, главное - достойный заработок здесь и сейчас. Схема «серых» зарплат и нестандартная занятость, которую применяют многие организации, - это лишь инициатива работодателя, его попытка выиграть конкуренцию и получить сверхприбыль, уйдя от налогового бремени и взносов. Но пострадавшей стороной в таких обстоятельствах всегда является работник, который либо вообще работает без регистрации найма на птичьих правах, либо собственноручно подписывает документ, лишающий его социальных гарантий в полном объёме. Соглашаясь на выплату «серых» зарплат, работник рискует: не получить в полном объеме отпускные, расчет при увольнении, не получить оплату больничного, почти полностью лишиться социальных гарантий, связанных с сокращением, обучением, рождением ребенка и прочими ситуациями, не получить необходимый кредит в банке, получить минимальную пенсию в случае назначения пенсии по старости или установления инвалидности. Неуплата или несвоевременная уплата работодателями страховых пенсионных взносов ведет в целом по стране к снижению поступлений в Пенсионный фонд РФ, и, в конечном итоге, к нарушению конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение. Налог, не уплаченный с «теневой» зарплаты, также негативно сказывается на объемах гарантированного медицинского и социального обслуживания.
Литература
1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Р32 Стат. сб. / Росстат. - М., 2014. - 900 с.
2. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Том I. - М.: Научный эксперт, 2008.
3. Корчагин Ю. Теневая и неформальная экономика в России и ЦЧР. www.lerc.ru
4. Латов Ю. В. Теневая экономика: экономический и социальный аспекты. Пробл. - темат. сб. - М. ИНИОН, 1999.
5. Абдулаева З.З. Административные барьеры и предпринимательская среда в Республике Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 9 (47). С. 70-74.
6. Ахмедуев А.Ш., Абдулаева З.З. К вопросу определения структуры теневой экономики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 11-1. С. 59-61.
7. Ахмедуев А.Ш., Абдулаева З.З. Методы оценки и состояние теневой экономики в Республике Дагестан // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. № 4. С. 117-122.
8. Абдулаева З.З. Разработка оптимальной системы экономических показателей безопасности в регионе // Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. № 4. С. 348-356.
9. Арсланова Х.Д. Коррупция как сдерживающий фактор развития экономики региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 4. С. 124-127.
10. Багомедов М.А. Исследование стратегических приоритетов социальной сферы в обеспечении экономической безопасности развития проблемных северокавказских регионов // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 4. с. 458-465.
11. Багомедов М.А., Гусейнов А.А., Омаров Ш.К. Социальные альтернативы в региональной промышленной политике // Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2011. № 40. с. 98-104.
12. Автономов В.С., Багомедов М.А., Розинская Н.А. Особенности структурных перемен в экономике многонационального региона // Вопросы структуризации экономики. 2001. № 5. с. 5-13.
13. Идзиев Г.И., Цапиева О.К. Анализ воспроизводственного потенциала республик Северо-Кавказского федерального округа // Проблемы современной экономики. 2012. № 2. с. 281-284.
14. Абдулманапов П.Г., Хаджалова Х.М. Концептуальные основы и программные мероприятия повышения качества жизни населения в Республике Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 3. с. 73-78.
15. Абдулманапов П.Г. Роль миграции в развитии Республики Дагестан // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 39. с. 64-68.
16. Гимбатов Ш.М. Роль социального капитала в формировании условий экономического развития региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 4. С. 44-49.
17. Амирова Э.А. Эффективность использования трудовых ресурсов в Республике Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 4. С. 519-527.
18. Мусаева А.З., Хадисова М.М., Амирова Э.А. Вознаграждение как элемент системы мотивации и стимулирования труда // Вопросы структуризации экономики. 2013. № 1. С. 74-79.