Значение теневой экономики в замыкающем регионе
Аннотация: авторы обосновывают тезис, что теневые явления настолько глубоко пронизали существо политико-экономической жизни России, что само существование легальной системы в ее нынешнем виде уже невозможно вне жизни параллельного теневого мира.
Ключевые слова: теневая экономика, замыкающий регион, производительность труда, занятость, предпринимательство, эффективность деятельности предприятий
Bagomedov MA, Bagomedov OM. The value of the underground economy in the closing region
Abstract: authors prove the thesis that the shadow phenomena so deeply penetrated a being of political and economic
life of Russia that existence of legal system in its current form is already impossible out of life of the parallel shadow
world.
Key words: shadow economy, the closing region, labor productivity, employment, business, efficiency of activity of the enterprises
Почти все национальные республики ЮФО и СКФО по сочетанию низкого природно-ресурсного потенциала добычи природных ископаемых и аграрного развития, низких объёмов накопленного капитала, промышленного потенциала и избыточному трудовому потенциалу могут быть отнесены к замыкающим по своему развитию в России. Здесь самая низкая заработная плата, фондовооружённость и, соответственно, производительность труда среди регионов России. Они не располагают собственными инвестициями для опережающего индустриального развития и вынуждены развиваться в тех отраслях, где ниже нормативная фондоёмкость продукции, но выше прибавочный продукт, в основном в сфере услуг. Обратно пропорциональная зависимость труда и капитала вынуждает здесь использовать ограниченные инвестиционные ресурсы в ущерб производительности труда, но в погоне за нормативной рентабельностью 30% годовых, выплачивая низкую заработную плату, но и с обеспечением относительно высокой занятости трудоспособного населения Предприятия, процветающие при существующем хозяйственном механизме в развитых регионах за счёт высокой производительности труда, здесь просто не созданы, так как стоимость одного рабочего места в них превышает 50 миллионов рублей, а один миллион рублей на 1 рабочее место - это максимум, что могут себе позволить привалирующие в замыкающих регионах мелкие и средние предприниматели.
Однако дествующий хозяйственный механизм своим повышенным налогообложением живого труда не позволяет эффективно воспроизводиться мелким предприятиям с высокой стандартной занятостью, где доля затрат живого труда в структуре затрат превышает 60%. По этой причине на малых и средних предприятиях в коммерческих секторах экономики замыкающих регионов привалирует незарегистрированная занятость. В дальнейшее эти предприятия изыскивают всяческие лазейки для дальнейшего увода в тень своей деятельности. Таким образом, в замыкающих регионах параллельно с легальной экономикой возникают незарегистрированные производства. К теневым предприятиям добавляются освобождённая от налогообложения, а поэтому неучитываемая, аграрно-крестьянская деятельность, непредусмотренные платные образовательные и врачебные услуги, индивидуальные ремонтно-строительные работы, и наконец, коррупционные и криминальные схемы, и в итоге масштабы теневой экономики в замыкающих регионах сильно возрастают. Например, в Дагестане возникшая еще при советской власти, но расцветшая пышным цветом при новой власти теневая экономика значительно превышает по масштабам оборота учитываемую экономику. Термином «теневая экономика» мы обозначаем всякую, приносящую доход деятельность, незарегистрированную уполномоченными на то официальными органами. «Теневая» часть экономики в новой России, где экономическая статистика весьма далека от сплошной, - это не только такой уклад экономических отношений, который складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам хозяйственной жизни, т.е. находится вне рамок правового поля, но и за нередкими исключениями (связанными, например, с функционированием домашнего хозяйства) - это всё вполне законное,
Багомедов Магомед Алиевич
К.э.н.
Зав. Отдела ИСЭИ ДНЦ РАН
Багомедов Омар Магомедович
Студент МГИМО
но то, что осталось вне подсчётов, то есть то, под что не имеет смысл подводить налогообложение и на что не хотят тратить ограниченные ресурсы платной статистики.
В соответствии со слоившимся трендом в 2014 году теневая экономика не сокращается, а растёт, несмотря на наличие в экономике страны и большинства её регионов устойчивых позитивных тенденций, что также отмечается и в деятельности фискальных и правоохранительных органов. Сложная обстановка в экономической и налоговой сферах, которая официально характеризуется «ростом экономической преступности» и падением «налоговой дисциплины», на самом деле объясняется кризисом, ухудшением общеэкономической ситуации в стране, вызванным внутренней социально-экономической политикой правительства, проводимой в интересах крупнейших монополий. Налоги в условиях острой глобальной конкуренции могут платить первыми высокотехнологичные предприятия с высокой фондовооруженностью труда или монополии, но построенные в семидесятые годы прошлого века сейчас уже низкопроизводительные предприятия с морально устаревшим оборудованием не могут быть конкурентоспособными с первыми в условиях одинакового налогообложения, хотя с точки зрения обеспечения занятости они являются самыми нужными, так как на тот же объём производства их штат в десять раз выше. И в этом проявляется значение теневого производства в замыкающих регионах - они обеспечивают доходы и трудовую занятость при минимальном основном капитале. В замыкающих регионах с преобладанием значения теневой экономики новые инвестиции ввиду их ограниченности уходят в сферу обращения. Даже старые промыленные предприятия вкладывают образующиеся инвестиции не в техническое перевооружение, а в разработку новой продукции, рекламу, создание собственной торгово-сбытовой сети, хотя конкурентоспособными на мировом рынке являются только новые предприятия, созданные только на новейшей технологической основе.
Государство должно осозновать гораздо большую для себя опасность и разрушительные социально-экономические последствия, которые несёт в себе криминальная экономическая деятельность в части коррупции государственного аппарата, по масштабам и глубине достигшая таких высот, что осознавшие её выгоды крупные предприниматели уже с девяностых годов стали правдами и неправдами приобретать высокие депутатские мандаты, министерские портфели и административные посты. Низкая оплата труда рядового чиновника на уровне 3 минимальных окладов (МРОТ), гораздо ниже региональных стандартов жизни, что также не способствует честному исполнению им своего служебного долга. Для стимулирования к эффективному и честному труду средняя зарплата чиновника низкого звена должна учитывать средний размер семьи 4 человека и с учетом 3 иждивенцев составлять 12 прожиточных минимумов (мы не берем здесь МРОТ, поскольку МРОТы постоянно отстают от прожиточных минимумов (ПМ), ведь уровень зарплаты нас интересует больше со стороны своей покупательской способности, чем со сравнительной с другими категориями уровнями оплаты труда). Для России в целом сейчас - это величина составляет 100 тысяч рублей в месяц, а для рассматриваемых здесь замыкающих регионов юга рекомендуемая зарплата мелкого чиновника - это 60 тысяч рублей.
Другая сторона вопроса - насколько оправдано в замыкающих регионах иметь огромное количество чиновников фискальных органов при столь низкой налоговой базе. Не проще было бы заранее очертить фондоёмкие отрасли и высокопроизводительные предприятия - налогоплательщики, отчисления с которых должны пойти на содержание госорганов власти, остьальные освободить от коррупционных поборов, а социальную сферу перевести на хозяйственный расчёт через формирование индивидуальных счетов граждан в специализированных государственных банках по образцу фонда обязательного медицинского страхования. При этом всякий мелкий и средний бизнес перестанет прятаться, легализуется, хотя и не будет платить налоги. Налоги можно будет устанавливавть с тех конкурентоспособных предприятий, у которых фондовооружённость труда превышает 15 миллионов рублей на одного занятого ППП в год.
Органы государственной власти должны не только обратить внимание на проблемы борьбы с теневой экономикой и экономической преступностью, но и принять самое активное, инициирующее участие в создании такого экономического механизма, при котором станет выгодно работать по-светлому, задействовав все имеющиеся рычаги, обратив особое внимание на общественный консенсус, учёт реакции населения. Можно предложить следующий рычаг макроэкономического стимулирования создания новейших предприятий через конкурсы в государственном инвестиционном фон-
де, который по образцу исламского банкинга финансирует как равный партнёр автора победившего проекта ради своей половины будущей прибыли.
Трудно ожидать, что в условиях предстоящего с падением цены на нефть экономического кризиса на российском рынке и государственного финансового кризиса в ближайшие пять - десять лет «теневые» механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения. Скорее всего, нас ожидают в ближайшие три года рост теневой экономики, затем по мере или даже при условии структурной перестройки экономики, выражающейся в увеличении доли высокотехнологичных секторов экономики, тогда, возможно, начнётся постепенная эволюция теневых отношений, смягчение и легализация некоторых из них и медленное изживание неприемлемых для цивилизованного общества норм.
Теневая экономика не представляет собой методологически новый для исследования предмет. Это феномен новой России свойсвен всем переходным обществам, который относительно легко определить как неучитываемые официальной статистикой обороты экономической деятельности, но невозможно точно измерить, т.к. практически вся криминальная информация по возможности скрывается их операторами, а информация о легальной, но неучитываемой статистикой деятельности, которую удастся получить ученому-экономисту, страдает погрешностями аналитического учёта информации, полученной от непрофессионалов из незаинтересованных источников.
Пожалуй, трудно найти в замыкающих регионах другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. В промышленной деятельности Дагестана промышленная «неучтёнка» с малых и средних форм предпринимательских укладов хозяйствования превышает 70% от общего объёма продукции промышленной деятельности. Проблема теневой экономики, перехлёстываясь с несовершенным государственным устройством и неэффективным налоговым механизмом, охватывает все сферы жизнедеятельности человека и общества в России. Ведь практически все проблемы теневой экономики, где бы не сталкивалися мы с этим понятием в реальной действительности, начиная от самой элементарной «неучтёнки» (доход с приусадебного огорода или дачи) и «шабашки» (оплата услуг репетитора, врачей и др.), кончая более крупными видами криминальной теневой деятельности (коррупция, сокрытие доходов в особо крупных размерах, неуплата налогов, бюджетное мошенничество и воровство, продажа корпоративных и личных секретов и конфиденциальной информации и т.д.), проистекают из несовершенства социально-экономическог и политического устройства России в целом. Просто в замыкающих регионах эти противоречия проявляются наиболее остро, и здесь ранее было недостаточно накоплено овеществленного труда для эффективной занятости трудоспособного населения.
С позиции интересов государственного управления теневая экономика представляет интерес, прежде всего, с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, "нормальных", экономических явлений и процессов: административной либо экономической управляемости процессов, формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом и в отдельных регионах, в частности. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что прочность всей государственной вертикали сейчас базируется на допуске разного высокого уровня чиновников к определённым долям государственного пирога, и ликвидация подобной заинтересованности может привести региональные и федеральные элиты к сепаратистским настроениям и представляет опасность для экономической безопасности и суверенитета государства в целом. Здесь совершенно очевидна необходимость анализа влияния теневых отношений на прочность сю-зеренетета в таком по факту имперском образовании, каковым является сейчас Россия. Удельный вес и влияние криминального сектора в экономике и политике приблизились к той черте, за которой вероятна необходимость политически правового урегулирования в виде узаконивания сложившегося полуфеодального статус-кво устройства Российской империи вслед за наблюдаемой направленностью социально-экономических и политических процессов в сторону образования сословного общества. В условиях «зазеркальной» России возрастает потребность в комплексном изучении теневой, скрытой от регистрации и по бездействующему законодательству противоправной экономической деятельности как с позиции политологии, криминологии, криминалистики, уголовного права, так и экономических наук.
Теневые явления настолько глубоко пронизали существо политико-экономической жизни России, что само существование легальной системы в ее нынешнем виде уже невозможно вне жизни параллельного теневого мира. К примеру, ни для кого не секрет, что распределение депутатских
29
мест и в государственной думе, и в региональных народных собраниях является объектом закулисных торгов с первыми лицами страны и регионов. И это хорошо, поскольку укрепляет гоударство как единство интересов господствующего класса. Возврат к легальной демократии чреват рецидивом 1991 года, когда разочарование народа в существующих элитах приводит не к смене проворовавшейся элиты, а к самой болезненной для основной массы народа революции и реформации. Нечто подобному мы являемся свидетелями в нынешней майданной Украине. Теневой экономике нельзя придавать однозначно негативный оттенок, ведь в ней заключается определённая стабильность вза-вимоотношений внутри господствующего класса, а также задействованы миллионы граждан и сотни тысяч субъектов хозяйствования [3].
Рассматривая различные подходы к восприятию теневой экономики как неотъемлимой части российской экономики, можно обозначить многообразные факторы, способствующие этому значению именно в замыкающих регионах. Но традиционно к основным факторам развития теневой экономики ученые относят следующие:
1. Увеличение уровней налогообложения от уже воспринимаемого, как привычный уровень, не только неэффективно, но оно активизирует и приводит к росту значения теневой экономики, а затем и снижает поступления в бюджет. Данный фактор наблюдался как резкое падение количества зарегистрированных предприятий в экономике Дагестана после повышения размеров страховых отчислений в соответствующие фонды, то есть это решение признается одним из самых значимых, стимулирующих рост и активизацию теневой экономики. Рост налогообложения без соответствующих компенсаций и стимулов оказывает свое отрицательное на экономику воздействие в странах со всеми типами рыночной экономики. Вместе с тем его действие в каждой стране имеет свои особенности. Например, в США особое влияние на развитие теневого сектора оказывают высокие ставки подоходного налога. В России распространению практики сокрытия доходов способствуют высокие ставки отчислений подоходного налога, в фонды социального страхования и высокие ставки налога на добавленную стоимость. В России основную тяжесть налогообложения несут на себе зарегистрированные предприятия, а в США - их граждане. Официально доля всех налоговых поступлений в России была в настоящее время на уровне 37 % ВВП. Это почти столько же, сколько и в США, но гораздо меньше по сравнению, к примеру, со скандинавскими странами (в Швеции - 61 %). В Европе налоговая нагрузка сейчас постоянно растет: отчисления из заработной платы, составлявшие в начале 70-х годов 27 %, сегодня преодолели в Европе отметку в 42 %. В Греции, Италии, Бельгии и Швеции самые высокие налоги в Европе (72-78 %). В Греции и Италии же наиболее развитый теневой сектор, хотя в Швеции и Бельгии теневой сектор минимален. В то же время развитые страны с наименьшим уровнем налогового бремени - США и Швейцария (41,4 % и 39,7 % соответственно) - имеют относительно небольшой теневой сектор. Видимо, в развитых странах даже высокая налоговая нагрузка позволяет поддерживать социальное партнёрство в справедливом перераспределении доходов, так что собственник и менеджеры предприятия согласны нести в этой стране большую личную налоговую нагрузку взамен на высокий уровень социального обслуживания, классовый мир, доступность инвестиций, а, значит, на перспективу сохранения своего престижного положения. А в замыкающих регионах, таких, как Дагестан, налоговое бремя не составляет и 4% (20 млрд. руб. налогов и сборов от 600 млрд. руб. ВРП). Зато коммерческое кредитование здесь осуществляется под в два раза более высокие проценты (30% годовых), чем в развитых российских регионах (15%), и в 10 раз более высокие, чем в развитых странах с нормальной социально-ориентированной рыночной экономикой (3%). И поэтому инвестиции направляются здесь только в высокооборачиваемые виды деятельности. С другой стороны, налоговое бремя влияет отрицательно на конкурентоспособность предприятий, особенно в замыкающих регионах. И предприятия могут сохранить свою легальную деятельность только, если преимущества легальной работы (участие в программах, кредитование) плюс издержки теневой деятельности (неизбежность затрат на крышу, постоянные всевозможные поборы правоохранителей, невозможность прямого участия в официальных конкурсах) превышают преимущества теневой экономики (отсутствие бюрократических барьеров, налогообложения и издержек стандартной занятости). Мы предполагаем, что издержки теневой деятельности в замыкающих регионах ниже, чем в развитых, так как их жители согласны нарушать законы за меньшие преференции, поскольку и официальные доходы заинтересованных работников в замыкающих регионах значительно ниже. Считается, что налоговое изъятие свыше 50 % прибыли лишает хозяев и менеджеров предприятия стимула для дальнейшей активной деятельности, однако оно не лишает стимула предпринимателей
30
в Германии, Швеции, Франции и Бельгии. Видимо, в элитах этих стран сохранение места в уважаемой страте предпринимателей в иерархии ценностей является более важным, чем та пропасть неравенства, к которой стремятся элиты в новой сословной России. По нашей экспертной оценке, 100 % всех предприятий причастны к теневой деятельности не только из-за прямых и косвенных налогов, но из-за стремления менеджеров к нетрудовым доходам.
2. Завышенная регламентация экономики по логике должна повышать прозрачность экономики, что подтверждается тем положительным эффектом прозрачности в деятельности коммерческих банков, что наблюдается в последние несколько лет совершенно полной регламентации их деятельности по десяткам нормативов, утверждаемым Центральным банком России. Как отрицательный этот фактор проявляется, в основном, только как чрезмерная власть бюрократии; слабая контролируемость бюрократических решений находит искажённую реализацию в следующих действиях государства по запрету на допуск к обращению на рынке каких-либо товаров или услуг или административному вмешательству в процессы государственных закупок, приватизации, ценообразования и т.д. Результатом этого является не просто рост теневой экономики, но и образование и расцвет различных видов нелегальных рынков - труда, товарных, финансовых, валютных, с помощью которых обходятся законодательные ограничения. В частности, изыскиваются возможности игнорировать или, по крайней мере, обходить трудовое законодательство, которое устанавливает минимальные ставки заработной платы, предельную продолжительность сверхурочных работ, условия использования труда подростков, пенсионеров, женщин, иностранных рабочих.
3. Значительные масштабы незарегламентированного и непроверяемого частного сектора в экономике позволяют уводить в тень большую часть его деятельности. Значительные масштабы государственного сектора в экономике порождают отношения, связанные с распределением бюджетных ресурсов в форме и прямых и косвенных дотаций, субсидий, льготных кредитов среди государственных предприятий. Но это требует значительных дополнительных расходов на подкуп фискальных чиновников, приводит к формированию чисто криминальных отношений, связанных с ущербным для государства распределением ресурсов. На основе безвозмездного или льготного распределения бюджетных ресурсов формируются контролируемые предпринимательские структуры, создаваемые с целью незаконного присвоения этих ресурсов, прокручивания их (присвоения инфляционного дохода), легализации, инвестирования, перевода за рубеж. Таким образом, повышение доли и законопослушной деятельности учреждений государства является важнейшим фактором, определяющим снижение масштабов теневой экономики.
4. Экономическая нестабильность, кризисное состояние экономики проблемных регионов снижают коммерческую эффективность деятельности предприятий. Уход экономики в "тень" является следствием общего неблагополучного состояния экономики региона. При плачевном состоянии официальной экономики работа в ее теневом секторе может иметь множество преимуществ. С другой стороны, кризисное состояние экономики вынуждает предпринимателей искать более привлекательные ниши для своей деятельности. Одной из них и является теневой сектор.
5. В России аренда является господствующим экономическим отношением нового времени, как и в царской России, и времена «русской правды» и «местничества». Аренду можно рассматривать, как право взимать плату за предоставление кому то в пользование какого-то преимущественного владения. Самый характерный образец господства аренды - это ростовщический процент, взимаемый уже двадцать лет самыми влиятельными институтами российской экономики - коммерческими банками, хотя в нормальной рыночной экономике ростовщического процента быть не должно. Одновременно аренда является самым характерным отношением феодального уклада хозяйствования. Несоответствие реального полуфеодального сословного общественно политического устройства России провозглашённому конституцией социально-ориентированному ангажементу способствует осознанию элитой страны нестабильности нетрудового извлечения сверхдоходов, и это подспудно заставляет некоторых его представителей прятать свои доходы от общественных сетей, которые в принципе уже пронизали все легальные каналы информации. Моральная несостоятельность прав собственности порождает у предпринимателей психологию временщика. Соответствующее хозяйственное поведение исходит из того, что если права собственности могут быть рано или поздно нарушены и существующее законодательство и правоприменительная практика отнюдь не гарантируют их надежное сохрарнение и защиту, распорядителям собственности, как «калифам на час» надо использовать имеющиеся возможности по максимуму и «сделать ноги» до очередного фазиса соци-
31
альной революции. Если можно избежать уплаты налогов, максимизировать всеми способами свою прибыль, то это старается сделать каждый арендодатель и арендатор.
6. Неблагоприятный социальный фон в проблемных регионах юга страны формируется на фоне процесса исламизации, то есть бездействия (отсутствия) официальной государственной идеологии. Тот пропагандисткий шум, подымаемый государственной элитой в контролируемых ими средствах массовой информации, является только идеологической завесой, но ни в коей мере не подходит под понятие идеология, поскольку реальное наполнение проводимой внутренней государственной политики противоречит тем постулатам, которые были заложены президентом Путиным В.В. в предвыборных 2012 года статьях. Массовая иммиграция из стран «третьего мира», дополняемая внутренней миграцией из сел в крупные города и вынужденной внутренней миграцией из депрессивных регионов и «горячих точек, растущая безработица, невыплаты заработной платы и т. д. являются прекрасной "питательной средой" для теневой экономики. Послевузовская молодёжь, десятилетиями не могущая найти работу по специальности, другие работники, потерявшие работу или не получающие долгими месяцами заработную плату, соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости: отношения с работодателем подчас основываются только на устной договоренности, никакие больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение возможно без всяких социальных гарантий и тем более без предупреждения и т. д. Для работодателей такие отношения более, чем выгодны: работники оказываются весьма заинтересованными в том, чтобы теневой бизнес "хозяина" оставался таковым; работодатели обладают неконтролируемой властью над наемными работниками; прямые финансовые выгоды заключаются уже в том, что никаких налогов на фонд оплаты труда платить не надо и т. д. Крайней криминальной формой теневого рынка труда южных республик является торговля рабами, до положения которых доводятся бомжи, алкоголики, наркоманы и прочие деклассированные элементы.
7. Политическая нестабильность, проявляющаяся в супер зацентрализованной стране в виде смены обладающих всеми реально возможными правами территориальных администраторов также, как и "незащищенность прав собственности", стимулирует и развивает психологию временщика. В Дагестане за последние 7 лет сменилось три главы региона, и перспектива очередной смены не оставляет сомнений в том, что с такими трудами дорвавшийся до власти очередной региональный царёк начнёт свою деятельность с того, что начёт её использовать для того, чтобы начать «отбивать» потраченные на продвижение средства. Так как неизвестно, что будет завтра, все средства хороши для приумножения криминального финансового капитала, в замыкающих регионах плавно перетекающего в политический и административный. Важно отметить, что, если в периоды политической нестабильности теневая экономика развивается очень динамично, то официальная, напротив, замирает. Причем ее объем уменьшается не только за счет "затенения", но и по причине элементарного свертывания деятельности "до лучших времен". В зависимости от роста общественной производительности труда и уровня развития рыночных отношений и состояния экономики в регионе и стране в целом причин существования теневой экономики будет больше или меньше, степень влияния разных из них будет варьироваться. Также на развитие теневой экономики влияют экономическая свобода, граничащая со вседозволенностью, деформация морально этических требований.
8. Необеспечение экономической безопасности является наиболее существенным фактором формирования теневой экономики в замыкающих регионах, которая, проникая во все сферы государственного хозяйственного механизма, усиленно разлагает и подрывает его. От этого экономика становится рыхлой и небезопасной. Из этого вытекает следующий фактор.
9. При слабой экономической безопасности не может быть сильной национальной безопасности [10]. Объективной причиной стремительного роста теневой экономики является переход от бюрократической, командной системы управления к рыночно-монополистической. Смена общественного строя сопровождается и сменой старой морали. При этом теневая экономика должна базироваться и развиваться из конкретных источников [6]. Первый из них - это пресловутый вывоз за рубеж капитала, сырьевых и энергетических ресурсов (по оценкам авторитетных экспертов это около $80 млрд. в год), при этом основная часть сделок не является в прямом смысле теневой, т.е. осуществляется на законных основаниях: сырье и энергоресурсы часто реализуются за рубеж по заниженным ценам через посреднические компании, а соответствующий процент от прибыли последних оседает за рубежом. Открытие внешних рынков и обострение конкурентной борьбы, прежде всего с производителями стран «третьего мира», побуждает снижать издержки всеми легальными и нелегальны-
32
ми способами. Общая сумма прямого и косвенного ущерба от экономических преступлений достигает 3-10% валового национального продукта (ВНП), а в развивающихся государствах 15% и более [19].
Вторым, и основным источником теневой экономики является нерегистрируемая государственными органами хозяйственная деятельность, которая имеет место во всех сферах экономики. Например, каким образом могут на протяжении 5-6 лет реформ выживать многочисленные слои населения, доходы которых оказались (по официальным статистическим данным) значительно ниже прожиточного минимума?
Таким образом, субъекты малого предпринимательства, участвующие в теневой экономике, могут быть разделены на три группы - по причинам, побуждающим их заниматься теневой деятельностью:
1) сугубо криминальные малые предприятия, изначально создаваемые с преступными целями (мошенничество, отмывание денег, незаконная предпринимательская деятельность). Они формируют своеобразный каркас теневой экономики в сфере малого предпринимательства и обладают достаточно мощными ресурсами, силой и влиянием.
2) теневики-хозяйственники, в значительной степени находящиеся в тени, поскольку выход в легальную экономику обернется для них существенной потерей доходов либо закрытием своего дела. Они во многом дополняют каркас, созданный группой 1, однако в перспективе это возможная основа среднего класса.
3) предприниматели без образования юридического лица и наемные работники - своего рода "солдаты" теневой экономики. Значительную часть этой группы составляют лица, для которых нерегистрируемая деятельность является вынужденной [8].
Итак, ключевым признаком теневой экономики, существующей вопреки правовым нормам, можно считать неучастие в уплате налогов, отсутствие регистрации договоров, искажение финансовых результатов деятельности организации и, как следствие, сокрытие доходов. Функцию платежного средства в теневой экономике выполняют в основном наличные деньги, в том числе иностранная валюта, бартер, вексельное обращение, акции финансовых пирамид. Таким образом, термином «теневая экономика» предпочтительнее обозначать всякую экономическую активность, не зарегистрированную официальными органами.
Литература:
1. Ахмедуев А.Ш. Проблемы и механизмы легализации теневого бизнеса и реализации приоритетного проекта Президента РД «обеление экономики» (ч. 1. теневая экономика и план правительства рд по реализации приоритетного проекта «обеление» экономики») // Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2013. № 51. с. 169-174.
2. Гичиев Н.С. Внешние и внутренние факторы экономического роста в субъектах Северо-Кавказского федерального округа // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 46. с. 10-20.
3. Ахмедуев А.Ш., Абдулаева З.З. К вопросу определения структуры теневой экономики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 11-1. с. 59-61.
4. Абдулаева З.З. Развитие малого бизнеса как условие повышения занятости населения в трудоизбыточном регионе // Апробация. 2014. № 7.с. 20-22.
5. Абдулаева З.З. Благоприятная предпринимательская среда и условия ее формирования в регионе // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 4. с. 266-275.
6. Арсланова Х.Д. Коррупция как сдерживающий фактор развития экономики региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 4. с. 124-127.
7. Арсланова Х.Д. Взаимодействие и интеграция хозяйствующих субъектов: сущность, функции, основные противоречия // Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. № 4. с. 96-103.
8. Арсланова Х.Д. Формирование благоприятной предпринимательской среды в аспекте преодоления административных барьеров // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 5 (43). с. 117-120.
9. Рабаданова А.А. Анализ современного состояния отраслевой структуры экономики Республики Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 3. с. 99-105.
10. Рабаданова А.А. Направления оптимизации отраслевой структуры экономики проблемного региона // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 20. с. 43-50.
11. Рабаданова А.А. Особенности механизма реализации стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан // Региональные аспекты социальной политики. 2011. № 13. С. 77-90.
12. Арсланов Ш.Д. Возрождение и популяризация культурного наследия народов дагестана как фактор улучшения его инвестиционной привлекательности // Вестник Дагестанского государственного университета. 2014. № 5. с. 130-133.
13. Арсланов Ш.Д. Современные проблемы определения содержания, факторов и особенностей инвестиционной привлекательности региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 2 (36). с. 270-273.
14. Арсланов Ш.Д. Проблемы формирования и развития инвестиционной сферы в Республике Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 4 (42). с. 122-127.
15. Гасанов М. Поддержка малого предпринимательства в регионе // Экономист. 2010. № 6. с. 10.
16. Гасанов М.А. Роль инфраструктурного комплекса в преодолении кризисного состояния отрасли. // Региональные проблемы преобразования экономики. 2009. № 2. с. 181.
17. Абасова Х.У. Предпосылки многофункционального развития сельских территорий // Вопросы структуризации экономики. 2013. № 2. с. 67-68
18. Гасанов М.А. Влияние организации управленческого труда в повышение эффективности региональной экономики // Апробация. 2014. № 7. С. 39-41.
19. Магомедова Н.А. Проблемы и перспективы сбалансированного развития южного региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. № 1. С. 28.
20. Магомедов И.Ш., Магомедова Н.А. // Теоретические основы формирования социально-экономических предпосылок устойчивого развития региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2008. № 2. с. 19-26.
21. Сагидов Ю.Н. Факторы торможения экономического созидания: видение из региона // Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2011. № 43. с. 128-133.
22. Сагидов Ю.Н. Мотивация экономического развития региона (на примере Республики Дагестан) // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 2 (40). с. 31-36.
23. Юнусова П.С. Инновационное развитие апк как инструмент мобилизации ресурсного потенциала // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 3 (37). с. 170-173
24. Юнусова П.С. Кадровое обеспечение сельскохозяйственного производства Республики Дагестан // Апробация. 2014. № 7. с. 110-112.
25. Ниналалова Л.Г. Государственная поддержка народных художественных промыслов как основа их возрождения // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 3 (37). с. 114-117.
26. Петросянц В.З., Дохолян С.В., Ниналапова Л.Г. Модель устойчивого экономического роста субъектов СевероКавказского федерального округа // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 5 (43). с. 33-42.
27. Амирова Э.А. Анализ особенностей социально-экономической дифференциации развития регионов СКФО // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 9 (47). с. 155-159.
28. Амирова Э.А. Практика измерения региональных экономических ресурсов // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 4. с. 50-59
29. Абдулманапов П.Г., Хаджалова Х.М. Концептуальные основы и программные мероприятия повышения качества жизни населения в Республике Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 3. с. 73-78.
30. Идзиев Г.И. Промышленный комплекс Республики Дагестан: состояние и проблемы реструктуризации // Региональные проблемы преобразования экономики. 2007. № 1.
31. Багомедов М.А., Абасова Х.У. Строительство жилья - как важнейший стратегический приоритет развития социальной сферы Дагестана // Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. № 4. с. 374-381
32. Балиянц К.М. Государственная поддержка апк в россии и членство в ВТО // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 3. с. 52-58.
33. Деневизюк Д.А. Совершенствование городской среды как основа устойчивого развития города Махачкалы // Региональные проблемы преобразования экономики. 2008. № 4. с. 7.