Идзиев Развитие промышленного комплекса
Гаджимурад и оздоровление экономики Республики Дагестан
Идзиевич Аннотация: обосновывается тезис, что диверсификация, расширение мас-к.э.н., ст.н.с. ИСЭИ ДНЦ РАН штабов и рост объемов продукции промышленности является материальной г. Махачкала основой инновационного развития и повышения производительности труда [email protected] во всех других отраслях народного хозяйства и, следовательно, обеспечения конкурентоспособности и оздоровления всей экономики региона Ключевые слова: диверсификация, расширение, оздоровление экономики, промышленность, ВРП, инновационная модель развития
Idzijev G.I. Development of an industrial complex and improvement of economy of the Republic of Dagestan Abstract: the thesis locates that diversification, expansion of scales and growth of volumes of production of the industry is a material basis of innovative development and increase of labor productivity in all other branches of a national economy and, therefore, ensuring competitiveness and improvement of all economy of the region Key words: diversification, expansion, improvement of economy, industry, VRP, innovative model of development
Из мировой практики видно, что на определенном этапе развития общества промышленное производство становится основой материальной культуры и основным способом жизнедеятельности человечества. Постиндустриальная цивилизация вырастает из индустриального общества, выводит индустрию на качественно новый уровень, переводя ее на инновационную модель развития, наполняя информационными и коммуникационными технологиями. Именно поэтому развитие промышленности, в более широком смысле - индустрии и индустриальных методов, является основным фактором и важнейшим показателем уровня развития как страны в целом, так и отдельных регионов.
Диверсификация, расширение масштабов и рост объемов продукции промышленности является материальной основой инновационного развития и повышения производительности труда во всех других отраслях народного хозяйства и сфере услуг, следовательно, обеспечения конкурентоспособности всей экономики. Именно промышленность создает современные средства и орудия труда, являющиеся базой высоких технологий во всех отраслях и сферах жизнедеятельности, следовательно, перевода всей экономики на инновационный путь развития.
В современных условиях главной проблемой экономики Республики Дагестан является сокращение и постепенное преодоление дотационности. Промышленность играет решающее значение для наращивания налоговой базы. Именно развитие промышленности может стать реальным и надежным источником налоговых поступлений и обеспечения финансовой самодостаточности республиканского бюджета.
Однако, промышленность республики не вышла на уровень 1990 года и практически все крупные предприятия работают не на полную мощность. За последние 15-20 лет неоднократно менялось руководство и это означало отсутствие долгосрочных стратегий развития данных предприятий. Были допущены случаи разбазаривания, кражи дорогостоящего оборудования и технологической оснастки, регистрация коммерческих фирм с целью ухода в тень. Отсутствие финансовых средств у предприятия обусловило отставание в технологии и невозможность обновления основных производственных фондов, по причине долгосрочных простоев и вынужденных отпусков были утеряны специализированные кадры.
Если в стране как-то еще сохранился промышленный потенциал, позволяющий начать инновационные преобразования, то в Республике Дагестан произошла деиндустриализация. Доля промышленности в валовом внутреннем продукте (ВВП) России в настоящее время составляет 33,2 процента. В республике доля промышленности в валовом региональном продукте (ВРП) - около 6 процентов. К тому же основные фонды в промышленности изношены на 65-70 процентов, объем валового регионального продукта (ВРП) на одного человека в республике более чем в 2,7 раза меньше среднероссийского, заработная плата - в 2,1 раза. По обеспеченности объектами социальной инфраструктуры республика находится на одном из последних мест в Российской Федерации. Многие предприятия не платят налоги и уходят в тень. Проводить инновационные преобразования в деиндустриализованной экономике - задача непростая. Дагестану, прежде всего, необходимо предпринять реальные шаги по
возрождению своей промышленности, с использованием региональных конкурентных преимуществ. Без эффективного использования экономических преимуществ нельзя возродить промышленность и создать предпосылки инновационной модели. Но их реализация не ведет к формированию технологического уклада, они лишь обеспечивают экономический рост. Для этого, как было показано на опыте постиндустриальных стран, требуется создание воспроизводственной системы технологического уклада.
Возрождение промышленности региона является достаточно сложным процессом. В первую очередь это связано с особенностями региональной структуры, которые отличают ее от структурных характеристик рыночной системы и являются причиной ее деформированности.
Во-первых, собственные «болезни» экономики республики, которая в 80-90 -е годы ХХ века развивалась как сырьевой, технологический придаток российского хозяйства. Имеющийся производственный потенциал был ориентирован на производство промежуточного продукта. Вследствие чего, в условиях переходного периода возникла проблема разрыва кооперационных связей, дефицитности и депрессивности экономики.
Во-вторых, экономика республики была структурирована так, чтоне соответствовала условиям рынка: гипертрофированное развитие комплектующих изделий в ущерб конечным производствам. При этом попытки введения рыночных механизмов в нерыночную среду оборачиваются серьезными экономическими провалами.
В-третьих, кризисное положение сельского хозяйства. Основной причиной такого состояния является структурная несовместимость этого сектора с рынком, в основе которой лежит ценовой диспаритет. Поэтомусоздается привилегированное положение некоторых отраслей промышленности по сравнению с сельским хозяйством.
В-четвертых, выпускаемая в республике продукция неконкурентоспособна. Главной причиной является высокая изношенность основных фондов, технологическая отсталость производства.
В-пятых, рост числа убыточных предприятий: с 3% до 57%.
В-шестых, наличие крупного теневого сектора (по неофициальным данным в этот сектор экономики уходит до 60-70% республиканского бюджета).
Эти перечисленные особенности определяют круг проблемы, решить которую возможно путем проведения реструктуризации промышленного комплекса Республики Дагестан.
Потенциально Республика Дагестан является чрезвычайно благоприятным регионом для притока капиталов и имеет существенные конкурентные преимущества по группе факторов, способных оказать воздействие на изменение структуры региональной экономики. К ним относятся:
1. Выгодное геополитическое положение, выражающееся в благоприятном географическом расположении.
2. Ресурсный потенциал: относительно низкие цены на сырье, топливо, рекреационные ресурсы. Дешевые и квалифицированные трудовые ресурсы.
3. Наличие значительных объемов производственныхфондов.
4. Возможность освоения новых рынков сбыта (как внутри региона, так и за его пределами).
В то же время использование этого потенциала серьезно ограничено политическими, экономическими (в частности институциональными), криминальными, социальными рисками.
В этих условиях особенно актуальной становится разработка стратегии реструктуризации региональной экономики и формирования промышленной политики. Для этого необходима обоснованная теоретическая и методическая база, дающая возможность осуществить объективный анализ достигнутых результатов и на его основе определить приоритеты реструктуризации и выбрать оптимальный путь ее осуществления, учитывающий реальные возможности и потребности региона, и включающий как первоочередные шаги, так и меры стратегического характера.
Структурный потенциал регионального хозяйственного комплекса производен от степени его адекватности требованиям внутренних и внешних рынков. Поэтому формироваться он должен осознанно и целенаправленно, опираясь как на уже имеющиеся производственные, сырьевые, инвестиционные и инновационные ресурсы, так и привлекаемые со стороны. Отсюда острая необходимость увязки инвестиционно-структурной и инновационной политики региона, выработки конкретных действий по умножению и эффективной реализации его инновационного потенциала.
На сегодняшний день центр тяжести в реализации социально-экономической политики сместился в регионы. Здесь решается проблема жизнеобеспечения населения, региональные органы
56
управления несут главную ответственность перед населением и центром за положение в регионе. Учитывая три аспекта регионального управления - взаимоотношения региона и федерального центра; взаимоотношения региона и местного самоуправления (городов, районов и т.д.); обеспечение комплексности развития региона как единого хозяйственного механизма (собственно региональное управление), можно сказать, что регионы как промежуточный элемент сферы жизнедеятельности непосредственно реализуют социально-экономическую политику государства, через регионы осуществляется управление всей страной, в регионах находит воплощение государственная стратегия. Таким образом, региональное управление выступает проводником общероссийских интересов с учетом, разумеется, специфики региона. Это не исключает особых аспектов управления. Наоборот, учет особенностей позволяет избежать жесткой централизации и бюрократизации хозяйственной жизни. Экономика региона, будучи подсистемой социально-экономического комплекса страны, обладает всеми чертами системы, но при этом проблемы региона не являются унифицированным зеркальным отражением проблем общей системы.
В целом следует подчеркнуть, что в Дагестане сегодня делаются только первые шаги по формированию инновационной модели развития. Более того, модернизация не будет идентичной той, что была поэтапно, по мере вызревания условий осуществлена в индустриально развитых странах. Внутренние и внешние условия вынуждают нашу республику проводить ее комплексно, одновременно и в короткие сроки, охватывая все сферы общественной жизни. Начинать модернизацию нам придется с глубоких преобразований в экономике, с возрождения промышленности на новой технологической основе, с формирования ее воспроизводственной структуры, с обновления социальной сферы и подтягивания ее к решению модернизационных задач, развития демократических основ политической системы и формирования движущей силы инновационных преобразований.
Литература:
1. Арсланов Ш.Д. Современные проблемы улучшения инвестиционной привлекательности Республики Дагестан // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2012. № 3. С. 11-12.
2. Багомедов М.А. Реструктуризация экономики региона: актуальность и возможные направления // Вопросы структуризации экономики. 2012. № 4. С. 22-28.
3. Гордеев О.И. Стратегия развития научной, технической и инновационной деятельности в условиях рыночных отношений: методологический аспект // Вопросы структуризации экономики. 2010. № 1. С. 57-62.
4. Дохолян С.В., Петросянц В.З., Садыкова А.М. Методологические аспекты формирования региональной социально-экономической политики // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 3. С. 78-85.
5. Идзиев Г.И. Инновационное развитие промышленности региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 2. С. 151-158.
6. Идзиев Г.И. Потенциал промышленного развития юга России // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 26. С. 8-12.
7. Локтева М.С. Государственное регулирование инновационной деятельности // Апробация. 2013. № 10 (13). С. 56-58.