Научная статья на тему 'Экономико-экологический механизм управления развитием потенциала аграрных территорий'

Экономико-экологический механизм управления развитием потенциала аграрных территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ МЕГАПРОЕКТ / СОЦИО-ПРИРОДО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / МЕЗОСИСТЕМА / ЭКОНОМИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ / НООСФЕРОГЕНЕЗ / АГРОИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПАРК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маржохова М.А., Халишхова Л.З., Тхамитлоков Я.В.

В статье исследуются перспективные возможности модернизации управления потенциалом территорий на основе реализации мегапроектов. Анализ мегапроектов ведется с точки зрения эффективности институциональных, организационных и информационных модификаций хозяйственного пространства глобальной экономической системы. Механизм управления потенциалом территорий представлен в рамках смены традиционных подходов. Подчеркнута необходимость выработки инновационной экономико-экологической парадигмы территориального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маржохова М.А., Халишхова Л.З., Тхамитлоков Я.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономико-экологический механизм управления развитием потенциала аграрных территорий»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

21 (258) - 2014

УДК 332.1(470.6)

инновационный механизм диверсификации северо-кавказского федерального округа в условиях активизации интеграционных процессов

м. а. маржохова,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры финансов предприятий и инвестиций E-mail: madina.marzhoxova@mail.ru Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова, Нальчик

А. к. хамтуев,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономики

E-mail: Abracsas@mail.ru

Нальчикский институт кооперации

(филиал Белгородского университета кооперации)

Я. В. ТХАМИТЛОКОВ, аспирант кафедры финансов и кредита E-mail: Yasamat07@gmail.com Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова, Нальчик

В статье обоснована необходимость формирования инновационной стратегии регионального роста, разработки методологического инструментария, связанного с обеспечением сбалансированности экономики Северо-Кавказского федерального округа. Одной из приоритетных задач выступает реализация механизма диверсификации региональной экономики. Авторами сформулированы рекомендации по формированию и активизации генераторов экономического роста в контексте усиления интеграционных процессов, определены условия создания территориальных точек роста - локальных экономико-экологических индустриальных зон.

Ключевые слова: диверсификация, депрессивные регионы, интеграционные процессы, валовой

региональный продукт, генераторы экономического роста, глобальная конкуренция, инновационный механизм

Современные методы управления реализацией социально-экономического потенциала регионов в условиях резких структурных изменений зачастую недостаточно эффективны. В связи с этим возникает необходимость формирования инновационной стратегии регионального роста, разработки методологического инструментария, связанного с обеспечением сбалансированности региональной экономики. По этой причине активизацию интег-

рационных процессов авторы рассматривают как стратегический вектор эффективного управления экономикой региона, предполагающий формирование инновационной пространственной организации воспроизводства в рамках межрегионального сотрудничества.

Весьма актуальным представляется решение задачи обеспечения поступательного роста экономики депрессивных регионов в условиях низкой инвестиционной привлекательности территорий, отсутствия механизмов повышения конкурентоспособности продукции большинства видов экономической деятельности несырьевой направленности. В связи с этим одной из первостепенных задач является реализация механизма диверсификации региональной экономики. В целях качественной оценки уровня диверсификации следует определить предполагаемый синергетический эффект от ее реализации на исследуемой территории, спрогнозировать требуемый объем финансовых вложений. На современном этапе существует острая потребность в адекватной оценке уровня диверсификации и ее влияния на эффективность и конкурентоспособность регионального хозяйства в условиях глобализации экономики, а также вероятности обострения кризисных явлений в финансовой сфере.

Диверсификация производственного процесса и финансов как основополагающих векторов экономического развития в теоретическом ракурсе разработана в различных течениях научных школ. Научная база диверсификации и основные методологические подходы к исследованию данной проблемы сформулированы в классических трудах А. Смита, К. Маркса, А. Маршалла, Дж. Кейнси, М. Портера и других зарубежных исследователей. Функциональные и структурные отличительные признаки диверсификации в условиях развития постиндустриальной хозяйственной системы нашли отражение в трудах отечественных специалистов Р. Белоусова, С. Губанова, В. Кушлина, Ю. Колесникова, В. Овчинникова, П. Игнатовского и др. Инновационные аспекты диверсификации экономики мезоуровня в рамках формирования системы индикаторов экономической безопасности региона изложены в работах В. Сенчагова [5].

При формировании методики оценки уровня диверсификации необходимо исходить из сущности этой категории. Диверсификация (от новолат. diversificatio - изменение, разнообразие) - это мера разнообразия в совокупности процессов и явлений.

С точки зрения авторов, широта спектра разнообразия предопределяет уровень диверсификации. Императивом экономической эффективности реализации диверсификации является поиск рычагов и новых точек роста региональной экономики. Ряд авторов выделяет две грани региональной диверсификации:

1) диверсификацию (разнообразие) уровня развития регионов внутри макрорегиона по социальным (ВРП на душу населения, естественный прирост, среднедушевые доходы и пр.) и экономическим (доля услуг, доля инноваций, доля внешнеэкономической деятельности, численности занятых и др.) показателям. Эта грань в наибольшей степени проявляется не при диверсификации, а при асимметрии развития и носит скорее негативный, чем позитивный характер. Динамика перечисленных показателей может отражать эффективность и качество процесса диверсификации, что является целью методики, предложенной А.Ю. Даванковым и Е.А. Колесником [1];

2) диверсификацию экономики и социальной сферы макрорегиона в целом и его территорий в отдельности по экономическим и социальным показателям. Данный аспект диверсификации носит и позитивный, и негативный характер. При позитивном характере риски рассредоточиваются, обеспечивается устойчивость развития, сглаживаются кризисные явления, при негативном (низкая или очень высокая диверсификация) - наоборот. Экономическая диверсификация оценивается

по объему ВРП, инвестиций, обороту, числу организаций, численности занятых, распределенных по секторам экономики, по видам собственности, по размерам организаций, по типам производства, источникам инвестиций, организационно-правовым формам, видам экономических ресурсов. Социальная диверсификация оценивается по численности населения, распределенному по полу, возрасту, образованию, уровню доходов, национальному составу, вероисповеданию и т.д.

По причине того, что диверсификацию (разнообразие) регионов по уровню социально-экономического развития часто обозначают термином «асимметрия», методика оценки диверсификации может иметь вид, отображенный на рис. 1. Осуществление процессов диверсификации прямо коррелирует с развитием интеграционных процессов

СОЦИАЛЬНАЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АСИММЕТРИЯ

О

о

СВОДНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ И ДИНАМИКИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ

О

о

СВОДНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ АСИММЕТРИИ

МОНИТОРИНГ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА, УРОВНЯ ЕГО ДИВЕРСИФИКАЦИИ И АСИММЕТРИИ

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В ЦЕЛОМ И ДИНАМИКА ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИХ --

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

Рис. 1. Блок-схема оценки эффективности диверсификации региона

в России и в мире и имеет тенденцию к созданию финансово-промышленных групп и многоотраслевых холдингов, развития корпоративного сектора, кластеризации региональной экономики. Относительно индустриального сектора экономики государственные инициативы направлены на решение общих для компаний разных промышленных групп проблем в свете повышения их конкурентоспособности и носят межотраслевой характер [3].

Необходимость перехода экономики субъектов Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) на инновационный путь развития предопределяет реализацию стратегических преобразований в плане структуры региональной экономической системы. Тип отраслевой структуры, сформировавшийся в исследуемых регионах, усиление глобальной конкуренции, экспортная ориентированность ключевых сырьевых отраслей промышленности, а также ориентация региональной экономики на интеграцию в мировую экономику требуют разработки научно-методического инструментария и формирования на всех уровнях экономической вертикали стратегий устойчивого роста. Выявленный на современном этапе высокий уровень специализации основных отраслей и территорий СКФО обозначен как один из главных сдерживающих факторов экономического роста (см. таблицу). По этой причине средне- и долгосрочные цели структурирования региональных экономик должны быть ориентированы на инновационные возможности и потребности мировой экономики. Формирование эффективных и устойчивых рыночных производственных структур должно быть предположительно ориентировано

на поступательный рост региональных экономик в условиях глобального перераспределения производительных сил.

Общий ориентир структурного реформирования региональной экономики в рамках диверсификации отраслевой структуры субъектов СКФО позволит преодолеть устоявшуюся направленность на сырьевой экспорт, модернизировать технологический базис промышленного производства, сформировать модель региональной конкурентоспособной экономической системы, эффективную по своим функциям и структуре.

Целями настоящего исследования являются разработка рекомендаций по активизации генераторов экономического роста в контексте усиления интеграционных процессов, а также формулировка условий и сценариев социально-экономического развития региональной экономики. Сформулированных авторами ориентиров можно достичь посредством реализации задач, отображенных на рис. 2.

Представленное на рис. 2 дерево целей позволяет выявить соподчиненность ориентиров и задач по уровням иерархии и определить место программных мероприятий в достижении заданной цели.

Типология субъектов РФ по уровню диверсификации региональных экономик

Субъекты РФ Уровень диверсификации

Сопредельные с регионами СКФО: Волгоградская, Ростовская, Астраханская области Глубокая диверсификация

Ставропольский край, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Дагестан Умеренная диверсификация

Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика Умеренная специализация

Чеченская Республика Избыточная специализация

Республика Ингушетия Критическая специализация

Уровень 1

Уровень 2

Уровень 3

о

ОРИЕНТИР НА ДИВЕРСИФИКАЦИЮ КАК БАЗОВУЮ СТРАТЕГИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Формулировка условий и сценариев социально-экономического развития региональной экономики

Обоснование места и роли диверсификации в структурном

развитии региональной экономической системы

Определениетен-денций и факторов

глобализации диверсификацион-ного структурирования региональной экономической системы

1

Разработка рекомендаций по формированию генераторов экономического роста в рамках усиления интеграционных процессов

и и

Формирование структурной модели региональной экономики на

основе генераторов экономического роста

Выявление ключевых индикаторов структурной эффективности региональной экономической системы

Оценка и анализ базовых экономических концепций регионального развития

Разработка методики выявления и развития генераторов экономического роста, встроенных в структурную модель региональной экономики

Разработка рекомендаций по совершенствованию государственной региональной структурной политики на основе диверсификации и развития глобального конкурентного потенциала региона

Рис. 2. Формирование и активизация генераторов экономического роста региона в рамках глобализирующейся экономики на базе дерева целей

По мнению авторов, диверсификационное структурирование региональной экономической системы является базовой стратегией устойчивого социально-экономического развития в условиях активизации интеграционных процессов. При этом интересы конкурентоспособного функционирования региональной экономики требуют реализации инновационных подходов, обеспечивающих сглаживание региональных диспропорций социально-экономического развития, что возможно на основе выявления и активизации синергетиков - генераторов экономического роста в условиях усиления глобальной конкуренции.

Точка зрения авторов сводится к тому, что диверсификация придаст определенную устойчивость экономике Северо-Кавказского федерального округа и будет способствовать ее ускоренному росту в

условиях интенсификации интеграционных процессов. На современном этапе наблюдаются относительно невысокие объемы валового регионального продукта в регионах СКФО и округа в целом по сравнению с другими субъектами Российской Федерации. При этом в 2011 г. (по отношению к 2010 г.) отмечен рост ВРП на 19,9% в целом по СКФО. Одновременно наблюдается определенный уровень региональной диверсификации экономического развития, который характерен как для России в целом, так и для сформированного в 2010 г. СКФО. Наибольший вклад в суммарный ВРП регионов округа, по данным 2010 г., вносят Республика Дагестан и Ставропольский край, однако по показателю ВРП на душу населения Республика Дагестан уступает Республике Северная Осетия - Алания.

В настоящее время реальный сектор экономики Северо-Кавказского федерального округа характеризуется как недостаточно развитый. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в субъектах, входящих в состав СКФО, составляет самую незначительную долю по сравнению с остальными округами Российской Федерации. Валовой региональный продукт СКФО в 2010 г. составил 887,6 млрд руб., при этом увеличение по отношению к предыдущему году определено на уровне 3,5%. Данный показатель в среднем по России за тот же период возрос на 4,6%. По результатам всероссийской переписи населения 2010 г. численность населения СКФО составила 9,5 млн чел., из них экономически активного населения насчитывается 4,4 млн чел., в том числе 3,6 млн чел. занятых и 0,7 млн чел. безработных. Уровень экономической активности населения составляет 64%, уровень занятости - 53,2%, а уровень безработицы - 16,9% (средние показатели по стране составляют 67,7, 62,7 и 7,5%, соответственно). Запланированные доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ, входящих в состав СКФО, в 2012 г. составили 255,4 млрд рублей, расходы - 263,9 млрд руб. Структура расходов Северо-Кавказского федерального округа по разделам идентична среднероссийской. В структуре доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, входящих в состав СКФО, доля безвозмездных поступлений из федерального бюджета составляет 64%, а амплитуда колебаний - от 30% в Ставропольском крае до 87% в Чеченской Республике и Республике Ингушетия.

Основными секторами экономики в объеме ВРП Северо-Кавказского федерального округа являются оптовая и розничная торговля (22,0% ВРП в 2010 г.), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (14,6%), строительство (12,8%). В 2009 г. эти показатели составляли 21,3, 13,9 и 12,5% ВРП соответственно. В целом в СКФО доминируют аграрный сектор и социальные услуги. Доля аграрного сектора в валовом региональном продукте в 2009 г. составляла 22% (в среднем по России - 5%), доля продукции обрабатывающих производств не превышает 15% (среднее значение по стране - 19%). Основной вклад в ВРП регионов СКФО вносят сектор государственного управления и сфера социальных (в том числе коммунальных) услуг, доля которых составляет до 55% (в среднем по России - 16%).

Необходимо признать, что промышленность СКФО слабо развита и недостаточно диверсифицирована. В структуре ВРП субъектов РФ, входящих в состав СКФО, добывающая и обрабатывающая промышленность занимает от 4 до 17% (в среднем по стране - 29%), что отражает низкую степень индустриализации федерального округа. Вклад в экономику Северного Кавказа высокотехнологичных секторов крайне мал, сфера финансовых услуг фактически не развита. При этом в структуре отгруженной продукции промышленного производства в добыче полезных ископаемых наибольшую долю занимают Ставропольский край (40,2%), Чеченская Республика (26,7%) и Республика Дагестан (17,4%), в обрабатывающем производстве - Ставропольский край (68,5%), в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - также Ставропольский край (56,9%). Несмотря на большой потенциал туристско-рекреационного комплекса, отмечается небольшой вклад туристической отрасли в экономику регионов СКФО. Доля иностранных туристов во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав СКФО, ниже среднего уровня по стране. Как следствие, доля поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей Северо-Кавказского федерального округа в консолидированный бюджет РФ составила всего 1,1%.

По таким ключевым социально-экономическим показателям, как валовой региональный продукт на душу населения, среднедушевой доход, средняя заработная плата, бюджетная обеспеченность, уровень развития реального сектора экономики, СКФО заметно отстает от других федеральных округов. Результаты проведенного анализа демонстрируют экономические диспропорции в развитии регионов округа. При этом наблюдаются отраслевые и территориальные диспропорции в развитии реального сектора экономики Северо-Кавказского Федерального Округа, причем наиболее развитым промышленным субъектом является Ставропольский край.

Снижение экономической активности в большинстве субъектов Российской Федерации в условиях мирового финансового кризиса, отразившееся на динамике макроэкономических показателей в целом по стране, также оказалось характерным для регионов Северо-Кавказского федерального округа. При этом Ставропольский край характеризуется более высокой степенью диверсификации по сравнению с другими субъектами округа.

Следует отметить, что в развитии СКФО имеются как положительные, так и отрицательные

тенденции. При этом социально-экономическая диверсификация в условиях усиления интеграционных процессов, имея определенные преимущества с точки зрения устойчивости развития региона, напрямую влияет на процессы стратегического и тактического управления федеральным округом и его субъектами. Социальная диверсификация требует дополнительных материальных ресурсов для достижения сбалансированного развития, а имеющийся ресурсный потенциал территории - отдельных мер по его эффективному использованию.

В этих условиях необходимо учесть, что Северо-Кавказский федеральный округ обладает следующими преимуществами:

- выгодным географическим расположением по

отношению к крупным рынкам;

- наличием производственных площадок;

- спросом на промышленную продукцию;

- транспортной инфраструктурой;

- природно-климатическим и ресурсным потенциалом и др.

Кроме того, СКФО обладает рядом конкурентных преимуществ для развития агропромышленного комплекса, туризма, рекреационной сферы, строительства, добывающих и обрабатывающих секторов.

В рыночной экономике существует значительное количество стратегических альтернатив развития и роста. Одной из таких альтернатив является диверсификация как средство расширения различных видов межотраслевого и межрегионального разнообразия в целях улучшения показателей социально-экономического развития субъектов СКФО. На современном этапе абсолютным приоритетом для регионов является необходимость высоких темпов роста экономики, основанных на высокой конкурентоспособности территорий, ускоренном развитии перерабатывающих секторов, развитии малого и среднего бизнеса, повышении инновационной активности предприятий [4].

В описанных процессах диверсификация в условиях развития интеграционных процессов играет роль стабилизатора и демпфера, которые помогают смягчить последствия кризисных явлений, обеспечить инновационные источники роста, получить дополнительный синергетический эффект. Процесс диверсификации в экономике регионов приобретает все большую актуальность и может быть представлен как специфический многофункциональный механизм, способствующий реализации мультипли-

кативного эффекта в региональной экономической системе. Данный механизм предполагает наиболее полное использование экономических резервов и организационных ресурсов территорий, местных конкурентных преимуществ, обеспечение выхода на качественно новый уровень жизни населения в обозримом будущем и на перспективу [2].

Как экономическая категория понятие диверсификации трактуется как «расширение активности крупных фирм, предприятий и целых отраслей за рамки головного бизнеса, под которым понимается производство товаров и услуг, имеющих более значительные доли в чистом объеме продаж по сравнению с другими видами выпускаемой продукции» [6]. Диверсификация экономической деятельности имеет склонность к повышению стимулирующей составляющей функционирования предприятий в условиях обостряющейся конкуренции на внешних и внутренних рынках, позволяет в оперативном порядке реагировать на колебания экономической конъюнктуры, повышая эффективность производственной деятельности.

Стратегия диверсификации региональной экономики предполагает качественный выбор перспективных направлений повышения конкурентоспособности территорий и хозяйствующих субъектов в целях создания модернизированного и социально ориентированного межрегионального индустриального комплекса. В данном контексте базисным инструментарием проведения целенаправленной политики внедрения процессов диверсификации в экономику региона становятся инновационные управленческие механизмы, адаптированные к реальным условиям с масштабными перспективами в межрегиональном развитии. При этом функциональная жизнеспособность инновационных механизмов должна заключаться в формировании условий для интегрированного роста валового регионального продукта и повышения уровня благосостояния населения, что достигается путем эффективного использования ресурсно-производственного потенциала исследуемых территорий.

Приоритетными сегментами регионального развития, опирающимися на развитие диверсификации с учетом интеграционных процессов, необходимо считать:

1) развитие секторов экономики в направлении расширения ассортимента, качества и конкурентоспособности выпускаемых в федеральном округе продукции и услуг;

2) создание локальных экономико-экологических индустриальных зон сельскохозяйственной, промышленной направленности в муниципальных районах;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) формирование межрегиональных кластеров промышленно-производственного, курортно-рекреационного типа.

Основными стратегическими ориентирами инновационного подхода при реализации управленческих решений являются повышение конкурентоспособности товаров, производимых в федеральном округе, повышение уровня менеджмента, инноваций, развитие финансовых институтов, выявление преимуществ промышленности округа в топливно-энергетическом комплексе, химическом производстве и создание новых конкурентных преимуществ, связанных с диверсификацией экономики и формированием научно-технического комплекса.

В настоящее время проекты в сфере машиностроения, пищевой и легкой промышленности не могут в краткосрочной перспективе обеспечить значимый вклад в валовой региональный продукт в силу неразвитости этих сфер и слабой конкурентоспособности производимой продукции. Однако развитие данных секторов в среднесрочной и долгосрочной перспективах повлечет за собой значительный рост ВРП. В экономике округа к 2020 г. предположительно должна произойти смена точек роста, и по объему отгруженной продукции на первое место выйдут не вертикально интегрированные структуры (нефтехимия), а вновь образованные высокотехнологичные предприятия на локальных промышленных площадках и в сфере глубокой переработки продукции сельского хозяйства.

В целях реализации инновационного потенциала территорий и секторов региональной экономики, а также повышения инвестиционной привлекательности округа в муниципальных образованиях авторы считают целесообразным создание территориальных точек роста - локальных экономико-экологических индустриальных зон, ориентированных на межрегиональную интеграцию, или муниципальных индустриальных технологических парков. В целях предотвращения деградации экосистем и уменьшения нагрузки на инфраструктуру муниципальных образований размещать индустриальные зоны названного типа необходимо на отдельно выделяемых территориях.

Прикладные вопросы реализации научно обоснованных стратегий диверсификации на уровне реги-

она с позиций усиления интеграционных процессов и трансформационного структурирования до сих пор остаются недостаточно разработанными. В данном аспекте необходимо осуществить комплексное исследование и оценку факторов доминирования направлений диверсификации отраслей на мезоуровне. Мировая практика показала эффективность подхода, основанного на диверсификации регионального хозяйства, к решению вопросов ускоренного экономического роста в условиях активизации интеграционных процессов депрессивных территорий.

Таким образом, инновационный механизм диверсификации региональных экономических систем является базисом социально-экономического и структурного развития субъектов, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, в условиях нарастающих глобализационных и интеграционных процессов. При этом конкурентоспособность региональной экономики сопряжена с необходимостью применения адекватных конъюнктурных и инвестиционных инструментов, обеспечивающих устойчивый рост депрессивных экономик и сглаживание региональных диспропорций социально-экономического развития. Реализация данного механизма возможна на основе активизации синергетиков - генераторов экономического роста, развития «локомотивных» секторов и комплексов мезоуровневой системы.

Список литературы

1. Даванков А.Ю., Колесник Е.А. Диверсификация социально-экономических процессов монопромышленного города. URL: http://publications,csu. ra/pub/2008/2-l.html.

2. Иогман Л.Г. Стратегия диверсификации экономики региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2008. № 1. С. 78-91.

3. Кондратьев В. Государство и корпорации в стратегии глобальной конкурентоспособности // Стратегия и конкурентоспособность. 2007. № 2. С. 48-54.

4. Парахина В.Н., Перов В.И. Российская экономика: некоторые аспекты управления // Вестник АКСОР. 2010. № 3. С. 114-119.

5. Сенчагов В.К., Максимов Ю.М., Митяков С.Н., Митякова О.И. Инновационные преобразования как императив экономической безопасности региона: система индикаторов // Инновации. 2011. № 5.

6. Экономическая энциклопедия / под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экономика, 1999, 1055 с.

Strategy of economic advancement

AN INNOVATION MECHANISM FOR DIVERSIFICATION OF THE NORTH CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT UNDER INTEGRATION PROCESSES

Madina A. MARZHOKHOVA, Azamat K. KHAMTUEV, Iasamat V. TKHAMITLOKOV

Abstract

The article proves the necessity of formation of innovation strategy of a regional growth and development of methodological tools to provide balance of the regional economy. The implementation of a mechanism for diversification of the regional economy is one of the main tasks. The authors formulate recommendations on formation and activation of generators of economic growth in the context of strengthening of the integration processes. The paper also proves the need of creation of territorial points of growth, i.e. local economic and ecological industrial zones.

Keywords: diversification, depressed region, integration process, grosses regional product, generator, economic growth, global competition, innovation mechanism

References

1. Davankov A.Iu., Kolesnik E.A. Diversifikatsiia sotsial 'no-ekonomicheskikh protsessov monopromysh-lennogo goroda [Diversification of social and economic processes of a mono-industrial city]. Available at: http:// publications,csu.ra/pub/2008/2-l.html. (In Russ.)

2. logman L.G. Strategiia diversifikatsii ekonomiki regiona [A strategy of diversification of a region's economy]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz - Economic and social changes: facts, tendencies, forecast, 2008, no. 1, pp. 78-91.

3. Kondrat'ev V. Gosudarstvo i korporatsii v strategii global'noi konkurentosposobnosti [The State and corporations in strategy of global competitiveness]. Strategiia i konkurentosposobnost' - Strategy and competitiveness, 2007, no. 2, pp. 48-54.

4. Parakhina V.N., Perov V.I. Rossiiskaia ekonomi-ka: nekotorye aspekty upravleniia [Russian economy: some aspects of governance]. VestnikAKSOR - Bulletin of ACCOR, 2010, no. 3, pp. 114-119.

5. Senchagov V.K., Maksimov Iu.M., Mitiakov S.N., Mitiakova O.I. Innovatsionnye preobrazovaniia kak imperativ ekonomicheskoi bezopasnosti regiona: sistema indikatorov [Innovation transformation as an imperative of economic security of a region: a system of indicators]. Innovatsii - Innovation, 2011, no. 5.

6. Ekonomicheskaia entsiklopediia [The economic encyclopedia]. Moscow, Ekonomika Publ., 1999, 1055 p.

Madina A. MARZHOKHOVA

Kabardino-Balkarian State Agricultural University named after V.M. Kokov, Nalchik, Kabardino-Balkar Republic, Russian Federation madina.marzhoxova@mail.ru

Azamat K. KHAMTUEV

Nalchik Institute of Cooperation (Branch of Belgorod University of Cooperation), Nalchik, Kabardino-Balkar Republic, Russian Federation Abracsas@mail.ru

Iasamat V. TKHAMITLOKOV

Kabardino-Balkarian State Agricultural University named after V.M. Kokov, Nalchik, Kabardino-Balkar Republic, Russian Federation Yasamat07@gmail.Com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.