Теневая экономика: за и против прогресса
Аннотация: теневая экономика рассмотрена сквозь призму существующих подходов к положительной либо отрицательной её оценке, в итоге автором обосновывается тезис, что негативные последствия теневой экономики преобладают и в совокупности представляют реальную угрозу устойчивому социально-экономическому и духовному развитию, общественно-политической стабильности российского общества и предлагается осуществить безотлагательные и чрезвычайные меры по легализации теневой экономики, учитывающие современные реалии и сопровождающиеся масштабными изменениями, компенсирующими позитивную роль теневой экономики.
Ключевые слова: регион, теневая экономика, население, уровень развития, легализация, производство, социальное противоречие, поступления в бюджет, коррупция, государство.
Ahmeduev A.Sh. Shadow economy: for and against progress
Abstract: the shadow economy is considered through a prism of the existing approaches to positive or its negative assessment, as a result the author the thesis locates that negative consequences of shadow economy prevail and in total pose real threat to sustainable social and economic and spiritual development, political stability of the Russian society and it is offered to carry out immediate and emergency measures on the legalizations of shadow economy considering modern realities and which are followed by the large-scale changes compensating a positive role of shadow economy. Key words: the region, shadow economy, the population, level of development, legalization, production, social contradiction, receipts in the budget, corruption, the state
Одним из самых острых, сложных и дискуссионных является вопрос о роли и значении теневой экономики в жизнедеятельности современного общества. Попытки ответить на этот вопрос невольно приводит к диаметрально противоположным оценкам. Теневая экономика, вне всякого сомнения, самое масштабное и самое противоречивое явление в современной реальной российской действительности.
«Возникает и вроде, на первый взгляд, нелепый вопрос: полезна или вредна теневая экономика, какова ее роль? Ответ, однако, неоднозначен. В правовом, демократическом государстве, где народ через выборы нанимает власть для работы на себя - теневая экономика очень вредна и ее всемерно снижают. В России же, в условиях раскола между государством и народом, между государством и обществом, в условиях криминальности и «теневитости» самого государства теневая экономика на всем пути развития России служила средством выживания простого люда, вопреки всем обрушившимся на него многочисленным тяготам и бедам». [1]
Таким образом, с одной стороны, теневая экономика в современных условиях полезна и играет определенную позитивную роль в жизнедеятельности общества. С другой, - является активным генератором негативных процессов, представляет угрозу устойчивому развитию экономики, социальной и общественно-политической стабильности.
Одно то, что теневая экономика в рыночных условиях не только выживает, но и в ряде стран и в отдельные периоды процветает, свидетельствует о том, что она, бесспорно, полезна и нужна части общества. Известно, что ни одной власти и ни в одной стране, даже высокоразвитой, не удавалось полностью искоренить теневую экономику. Из этого вытекает, что теневая экономика в какой-то мере неизбежна и выполняет в обществе определенные позитивные функции.
Швейцарский экономист Дитер Кассел сформировал 3 позитивные функции теневой экономики в рыночном хозяйстве, которыми определяется её стабилизирующее влияние:
1) «экономическая смазка» - сглаживание перепадов в экономической конъюнктуре при помощи перераспределения ресурсов между легальной и теневой экономикой, например, во время кризиса;
2) «социальный амортизатор» - смягчение нежелательных социальных противоречий (в частности, неформальная занятость облегчает материальное положение малоимущих);
Ахмедуев Абас Шапиевич
Д.э.н., проф. Гл.н.с. ИСЭИ ДНЦ РАН г. Махачкала
3) «встроенный стабилизатор» - теневая экономика подпитывает своими ресурсами легальную (неофициальные доходы используются для закупки товаров и услуг в легальном секторе, увеличивая тем самым потребительский спрос). [2]
Эти функции сформулированы в обобщенном виде и отражают лишь некоторые направления позитивного влияния теневой экономики на жизнедеятельность общества. На наш взгляд, они нуждаются в дальнейшей детализации и дополнении другими весьма важными функциями теневой экономики.
Во-первых, теневая экономика, как выше отмечалось, вовлечена в воспроизводственный процесс и функционирует как структурный элемент социально-экономической системы страны или региона. Соответственно теневая экономика участвует в создании совокупного общественного продукта, ВВП(ВРП), формировании макроэкономических параметров уровня развития. Как отмечалось, в общем объеме ВВП в России, как и во всех странах мира, учитывается ВВП, созданный в теневой экономике. Соответственно теневая экономика учитывается во всех показателях уровня и динамики развития.
Во-вторых, теневая экономика создает общественно полезные продукты, товары и услуги, пользующиеся спросом, следовательно, удовлетворяет определенные потребности населения и производственного сектора.
В-третьих, в процессе производства товаров и услуг теневая экономика формирует спрос на факторы производства (сырье, средства производства, услуги производственной инфраструктуры и т.д.) и тем самым стимулирует производство, в том числе в легальном секторе экономики. Вместе с тем теневая экономика подпитывает своими ресурсами легальную, используя свои доходы для закупки товаров и услуг в легальном секторе. Таким образом, многие легальные субъекты хозяйствования нередко, особенно в условиях кризиса и неустойчивых хозяйственных связей, выживают благодаря неформальной кооперации с теневыми производителями.
В-четвертых, бесспорно позитивную роль теневая экономика играет в обеспечении занятости населения, следовательно, материальном обеспечении и выживании значительной части населения страны и ее регионов. «В условиях, когда официальная экономика не в состоянии обеспечить рабочие места и приемлемый уровень жизни граждан, теневая экономика предоставляет возможность для значительной части населения получать средства к существованию».[3, с.47]
Сколько занято трудоспособного населения в теневой экономике и какая часть населения выживает за счет доходов от теневой деятельности оценить можно лишь приблизительно. По различным источникам эти оценки разнятся существенно. По данным отдельных независимых экспертов в теневой экономике России занято 13,5 млн. человек, по сведениям Росстата - примерно 13,0 млн. человек или 17-18% экономически активного населения.[4] По оценке вице-премьера России Ольги Голодец в теневом секторе российской экономики заняты 20,0 млн. человек, [5] что составляет свыше 26,0% трудоспособного населения России. Неформальная занятость в республиках Северного Кавказа по экспертным оценкам составляет 40% или около 1,4 млн. человек. Если учесть, что каждый занятый в теневой экономике содержит членов семьи, то при коэффициенте семейности 3, за счет теневой экономики выживают от 39,0 до 60 млн. граждан России, а в Республиках Северного Кавказа - свыше 4 млн. человек.
В-пятых, одной из позитивных функций теневой экономики является снижение общественно-политической и социальной напряженности в обществе. В настоящее время (2012 г.) в России 10,9 млн. граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, число безработных достигает 4,1 млн. человек. Не трудно себе представить состояние российского общества, если в число безработных и неимущих еще вольются граждане, занятые в теневой экономике и выживающие за счет доходов от теневой деятельности. Занятость в теневом секторе и доходы от теневой деятельности выступают своего рода «социальным амортизатором» (Дитер Кассел), смягчает имущественную дифференциацию и социальные противоречия, ослабляет социальную и общественно-политическую напряженность в обществе.
Роль теневой экономики как социального амортизатора особое значение приобретает в условиях неустойчивости и кризисов в экономике. Теневая экономика, играя роль социального амортизатора, сглаживает социальные противоречия, которые могли бы возникнуть в условиях кризиса и неизбежного при этом сокращения производства и увеличения безработицы. [6]
Вышесказанное подводит к заключению, что теневая экономика вплетена в экономическую и социальную структуру общества, является ее органической частью, представляет собой образ жизни значительной части граждан, определенным образом организованных в субъекты хозяйствования в качестве производителей и потребителей общественных благ. Граждане и хозяйственные структуры, занятые в теневой экономике и живущие за счет доходов от теневой деятельности, формируют не только специфический теневой сектор экономики, но и образуют социальное сообщество, своего рода социальный клан, функционирующий вне правового поля и интересы которого противоречат интересам всего общества. Именно поэтому, теневая экономика, при всех изложенных выше позитивных проявлениях, представляет собой один из самых масштабных негативных явлений в современном российском обществе. Она порождает множество острых проблем, в совокупности представляющих угрозу устойчивому социально-экономическому и духовному развитию, обеспечению правопорядка, социальной справедливости и общественно-политической стабильности в стране и ее регионах.
Во-первых, теневая экономика искажает общую картину социально-экономического состояния страны или региона, осложняет, а по ряду отраслей и сфер делает невозможным реальную оценку динамики, структурных сдвигов и перспектив развития экономики. Выше отмечалось, что оценки теневой составляющей в экономике России различаются в разы (от 15-20 до 46%), что само по себе означает отсутствие достоверной информации об истинном положении дел в теневом секторе, следовательно, и во всей экономике.
Во-вторых, ввиду искажения положения теневой составляющей и общего состояния всей экономики, становится невозможным определение ее динамики, ресурсов, потенциала. Следовательно, чрезвычайно осложняется задача обоснованного прогнозирования, планирования, определения долгосрочной стратегии и государственной политики социально-экономического развития. Это неизбежно снижает эффективность этих и других инструментов государственного регулирования экономики. Если при этом учесть, что весь теневой сектор вообще выпадает из сферы влияния органов власти, то теневая экономика объективно и неизбежно приводит к снижению управляемости всей экономикой.
М.Л. Альпидовская совершенно справедливо отмечает: «Такое положение дел привело к серьезным экономическим и социальным последствиям: снижению эффективности управляемости экономики ввиду систематических искажений экономических прогнозов, увеличению различий уровня и образа жизни населения, разрушению морали людей, распространению справедливого мнения о том, что вполне можно существовать и за счет нелегальной экономики»[7, с.137]
В-третьих, теневая экономика деформирует рынок и снижает эффективность рыночного механизма регулирования экономики. Как справедливо отмечают А.С. Найдёнов, И.А. Кривенко, теневая экономика, с одной стороны, деструктивно влияет на режим конкуренции, а с другой, деформирует структуру потребления вследствие несправедливого перераспределения доходов, а также расширения рынков нелегально производимых товаров и услуг.[3, с.48]
«Рынок в целом эффективно распределяет ограниченные ресурсы, однако рынок - это механизм, формирующий свою деятельность на стоимостных показателях, выраженных в денежных единицах. Поэтому и эффективность распределения достигается лишь в том случае, если все эффекты (выгоды и издержки), порождаемые производством и потреблением того или иного блага, могут быть учтены рынком, т.е. получают свое отражение в цене. Поэтому, с одной стороны, результаты теневой экономической деятельности для одних выступают в качестве доходов, а с другой стороны, для других оборачиваются издержками». [7, с.136-140]
Субъекты теневой экономической деятельности уклоняются от уплаты налогов, за счет этого получают дополнительную прибыль и объективно выигрывают в конкуренции с легальными субъектами рынка - плательщиками налогов и неналоговых платежей. Таким образом, деформируется весь механизм рыночной конкуренции и регулирования.
В четвертых, субъекты теневой деятельности, как отмечалось, уклоняются от уплаты налогов и неналоговых платежей. Теневая экономика, таким образом, не участвует в формировании доходов государственного бюджета страны, бюджетов регионов и муниципальных образований, а также внебюджетных фондов. В результате бюджеты и внебюджетные фонды всех уровней недополучают необходимые доходы, а государство и органы власти всех уровней из-за ограниченности ресурсов не
могут в должной мере финансировать программы по развитию экономики и повышению уровня жизни населения.
Между тем субъекты теневой деятельности и граждане, проживающие за счет доходов теневой экономики, наравне со всеми гражданами пользуются благами и услугами, осуществляемыми за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов, т.е. за счет налогоплательщиков - субъектов хозяйствования и граждан. Таким образом, теневая экономика, уклоняясь от уплаты налогов, наносит прямой экономический ущерб обществу и ставит под угрозу наиболее полное и эффективное выполнение органами власти их основной функции развития экономики и повышения благосостояния населения.
Полная бюджетная неэффективность теневой экономики и уклонение субъектов теневой деятельности от уплаты налогов особенно остро ощущают дотационные субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, которые не могут компенсировать недопоступления в бюджет от теневой экономики доходами от добычи и экспорта природных ресурсов. Например, в доходах консолидированного бюджета Республики Дагестан на 2014 г. собственные налоговые поступления составляют 31,1%, при этом планируется дефицит в размере 4,5 млрд. руб. Это бесспорный показатель теневитости экономики республики. Теневой сектор Дагестана оценивается в 40% ВРП, а налоговая нагрузка при намечаемым объеме налоговых поступлений в 33,0 млрд. руб. составит 6,5% ВРП при средней по СКФО - 10%. Даже при частичной легализации теневой экономики и налогообложении части ее доходов собственные доходы республиканского бюджета можно довести до среднего уровня по СКФО - 10% ВРП.
В пятых, распространение и углубление теневых деловых отношений, расширение масштабов теневой экономики приводит к эрозии нравственных ценностей и морально-этической деградации отдельных слоев общества. «Моральные издержки теневой экономики связаны с общей тенденцией деформации шкалы ценностей. Образуется замкнутый круг: теневая экономика обусловливает морально-этическую деградацию, которая, в свою очередь, способствует распространению теневой экономики.[8] В сфере теневой экономики правовые и морально-этические нормы размываются и невольно формируется социальная среда вседозволенности. Не только правовые, но и нравственные нормы, нередко обычаи и традиции приносятся в жертву ради теневых доходов и обогащения.
Нравственные издержки теневой экономики проявляются во многих действиях и прежде всего в игнорировании субъектами теневой деятельности принятых в обществе правовых, экономических, социальных и этических норм. Теневик не проходит государственную регистрацию, не становится на учет в налоговом органе, заведомо зная, что нарушает закон. Он уклоняется от уплаты налогов, будучи осведомлен, что это преступление перед законом и аморально перед обществом, поскольку он пользуется благами из общественных фондов потребления, а в их формировании заведомо не участвует.
В шестых, теневой сектор экономики является экономической основой социальной базы криминализации общества. На наш взгляд, именно разрастание теневого сектора экономики является одним из факторов роста преступности в России. Только за последние 22 года (с 1991-2012 гг.) число зарегистрированных преступлений в стране выросло на 31,0%, а на 10000 человек населения - на 29,4%. В 2012 г. в сфере экономики было совершено 128,8 тыс. преступлений. Представляется бесспорной ведущая роль теневой экономики в криминализации общества и тесная связь теневой деятельности и преступности.
Во-первых, теневая экономика, как выше отмечалось, сама возникает и функционирует вне правового поля. Хотя в теневой экономике производится незапрещенные законом виды товаров и услуг, сама теневая деятельность без государственной регистрации, как и уклонение от уплаты налогов, противозаконно и является криминалом. Это означает, что граждане, занятые в теневой экономике (15-20 млн. человек) ведут криминальный образ жизни.
Во-вторых, теневая экономика по своей природе находится вне правовой защиты и поэтому является объектом регулярных насильственных действий, вымогательства со стороны преступных элементов, вынужденно питает и финансирует организованную преступность, терроризм и т.д.
В-третьих, теневая экономика сама по своей инициативе формирует и содержит незаконные вооруженные структуры для крышевания и обеспечения собственной безопасности.
В четвертых, теневая экономика порождает, по существу программирует и питает самую масштабную и опасную преступность в обществе - тотальную коррупцию во всех органах власти, таким
9
образом, активно использует в своих интересах полномочия и услуги органов власти. В свою очередь коррумпированная власть кровно заинтересована в сохранении и развитии не защищенной правом теневой экономики как надежного источника криминальных доходов. «В обществе, пораженном системной коррупцией, коррупция является главным фактором сохранения и роста теневого сектора экономики. Треугольник «коррумпированное чиновничество - теневой бизнес - организованная преступность» живет и действует по своим собственным законам, по которым коррупция становится нормой, а не исключением. Более того, эта норма была принята к руководству не только частью экономической, но и политической элиты страны». [9, с. 92-93] Таким образом, тесная связь, а по существу симбиоз теневой экономики и власти привело к эрозии всей системы правопорядка и социально-экономических отношений в обществе. Последствия тотальной коррупции в обществе детально исследованы в ряде работ отечественных и зарубежных авторов. В работе С.С. Сулакшина, С.В. Максимова, И.Р. Ахмедзяновой обоснованы следующие последствия коррупции: [9, с. 95]
• расширение теневой экономики, сокращающее поступления в бюджет, лишающее государство рычагов управления;
• разрушение конкуренции (взятка обеспечивает предоставление неконкурентных преимуществ). Это подрывает рыночные отношения как таковые, создает новые, коррупционные монополии (часто связанные с организованной преступностью), снижает эффективность экономики в целом;
• лишение государства возможности обеспечивать соблюдение честных правил рыночной игры, что дискредитирует и саму идею рынка, и авторитет государства как арбитра и судьи (практически сложилась ситуация, когда коррупция стала важнейшим тормозом формирования цивилизованных рыночных отношений, создания новых предприятий, экономического роста в целом);
• распространение практики незаконной приватизации и банкротств (принявшей поистине гигантские масштабы), затрудняющей появление эффективных собственников;
• нерациональное расходование бюджетных средств, усугубляющее бюджетные противоречия;
• увеличение издержек субъектов экономики, которые перекладываются на потребителей посредством повышения цен и тарифов;
• разрушение государственного управления, а также управления крупных корпораций; снижение общего уровня эффективности управления - как государственного, так и коммерческого;
• переориентирование интересов управленческого потенциала общества с развития страны на ее разворовывание;
• поощрение недобросовестной конкуренции, ограничивающее привлечение не только иностранных, но и российских инвестиций, что в принципе лишает Россию возможностей быстрого развития;
• исчезновение возможности успешного экономического развития. Для не имеющих поддержки власти развитие невозможно. Для тех, кто с властью дружит, более рентабельны инвестиции не в реальный сектор и развитие, а в краткосрочные операции: финансовые спекуляции, передел собственности и дальнейшее коррумпирование власти.
Самую большую угрозу для всей социально-экономической системы России и ее регионов представляет переориентация всей системы власти, должностных лиц федеральных, региональных и местных органов власти, служебной и политической элиты на реализацию не общественных, а собственных корыстных интересов, на свое обогащение. Самым надежным средством обогащения выступает коррупция, а эффективным ресурсом и источником - теневая экономика.
Масштабы коррупции и обогащения «слуг народа» поражает воображение. «В течение нескольких последних лет совокупный годовой доход коррупционеров, получаемый от граждан, составляет примерно 2 млрд. долларов США, а от предпринимателей - примерно 300 млрд. Следовательно, наибольший совокупный доход российские коррупционеры получают в сфере неформальных взаимоотношений органов власти с частными бизнесами, а по размеру этот совокупный доход вполне сопоставим с ежегодными доходами государственного бюджета нашей страны в течение нескольких последних лет». [10]
Неизбежным результатом всех негативных последствий теневой экономики, тотальной коррупции, недоверия к органам власти, распространения организованной преступности и терроризма является резкое ухудшение предпринимательского климата и инвестиционной привлекательности
России и ее регионов. Это существенно ограничивает приток в страну зарубежных инвесторов, как и отечественные инвестиции, стимулирует «бегство» капитала из страны. Таким образом, теневая экономика и коррупция активно тормозят экономическое и социальное развитие России и ее регионов.
Разумеется, этот вывод противоречит отмеченным выше позитивным проявлениям теневой экономики. В этом и состоит, как отмечалось, противоречивость самого феномена теневой экономики. Однако бесспорным представляется то, что негативные последствия теневой экономики преобладают и в совокупности представляют реальную угрозу устойчивому социально-экономическому и духовному развитию, общественно-политической стабильности российского общества. Именно поэтому, с одной стороны, нужны безотлагательные и чрезвычайные меры по легализации теневой экономики, а с другой, - эти меры должны учитывать современные реалии и сопровождаться масштабными изменениями, компенсирующими позитивную роль теневой экономики.
Литература
1. Корчагин Ю. Теневая и неформальная экономика в России и ЦЧР. www./erc.ru/?part = articles & cart = 26 & pdge = 7.
2. http://www.iupr.ru/domains data/files/ Zurnal osnovnoy 27 2013 chast 3/ Bereshpolec.pdf.
3. Найденов А.С., Кривенко И.А. Теневая экономика в условиях экономического кризиса: диагностика состояния и прогнозирование последствий. Экономика региона. № 1/2013. С. 47.
4. Пономаренко А. Теневой бизнес в цифрах. http://m.forbes.ru/articl.php?id = 65945.
5. http://pressria.ru/pressclub/20130725/601934993.html
6. Платонов Д.В. Теневая экономика и трудовые отношения в условиях кризиса. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009.
7. Альпидовская М.Л. Экономические основы теневой экономики и коррупции бюрократического аппарата // Менеджмент в России и за рубежом. 2008, № 1 . С. 136-140.
8. Пескова Д. Теоретические подходы к исследованию и оценке теневой экономики // Экономика и управление: научно-технический журнал, 2013, № 2. С. 50.
9. Сулакшин С.С., Максимов С.В., Ахметзянова И.Р. и др. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Т. 1. М.: Научный эксперт, 2008. С. 92-98.
10. Римский В.Л. Возможности противодействия коррупции в системе государственного и муниципального управления России / Коррупционное и квалификационное «поражение» государственного управления в России. Материалы научного семинара. Вып. 8(38). - М.: Научный эксперт, 2011. С. 9-10.
8. Багомедов М.А., Абасова Х.У. Строительство жилья как важнейший стратегический приоритет развития социальной сферы Дагестана // Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. №4 (26). с. 260-265
9. Арсланов Ш.Д., Арсланова Х.Д., Арсланов Б.Д. Некоторые аспекты практики взаимодействия малого и крупного бизнеса // Вопросы структуризации экономики. 2005. № 1. С. 79-84.
10. Ахмедуев А.Ш., Абдулаева З.З. Узловые проблемы и концептуальные основы социально-экономического развития Республики Дагестан Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2004. № 18. С. 100.
11. Ахмедуев А.Ш., Абдулаева З.З. Стратегия экономической безопасности региона и механизм ее реализации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 3. С. 44-48.
12. Ахмедуев А.Ш. Теневая экономика: современные проблемы и механизм легализации. - Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 2014 г.
13. Ахмедуев А. Взаимоотношения органов управления и государственных предприятий // Экономист. 1997. № 5. С. 65.
14. Гасанов М., Омаров А. Транспортная инфраструктура - фактор устойчивого развития // Экономист. 2008. № 7. С. 77-85.