АХМЕДУЕВ А.Ш., ИЛЯШЕНКО С.В.
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА ДАГЕСТАНА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ
На примере Республики Дагестан рассматривается состояние теневого бизнеса в России. Анализируются функции федеральных и региональных органов власти по контролю (надзору) в сфере теневой экономики. Предлагаются меры по легализации теневого предпринимательства и его налогообложению.
AHMEDUEV A.SH, ILYASHENKO S.V.
SHADOW ECONOMY DAGESTAN: PROBLEMS AND MONEY
The Republic of Dagestan is considered state of the shadow economy in Russia. Analyzes the functions of the federal and regional authorities to control (supervision) in the shadow economy. Proposes measures to legalize the shadow business and taxation.
Ключевые слова: теневая экономика, легализация теневого бизнеса, налогообложение теневых доходов, функции органов власти.
Keywords: shadow economy, shadow business legalization, taxation shadow incomes, the functions of government.
Для Российской Федерации и ее регионов острейшей экономической, социальной, правовой и нравственной проблемой является легализация теневой экономики. Это необходимо прежде всего для эффективного управления социально-экономическим развитием, оценки состояния и регулирования предпринимательской деятельности, обеспечения занятости и повышения уровня жизни населения, расширения налоговой базы и т.д. Теневой бизнес искажает макроэкономические показатели, затрудняет оценку состояния и прогнозирование развития экономики, дезориентирует органы власти всех уровней, деморализует общественные отношения, порождает и питает коррупцию и т.д. Именно поэтому легализация теневой экономики является одной из важнейших стратегических задач на ближайшую и долгосрочную перспективу.
Острота проблемы состоит еще в том, что без легализации теневой экономики борьба с коррупцией бесперспективна. Теневая экономика и коррупция неразрывно связаны между собой. Теневой сектор находится вне поля правовой защиты и является благодатной почвой для разрастания коррупции. Теневая экономика создает устойчивый спрос на коррупционные услуги и программирует необходимое ей число коррумпированных чиновников. С другой стороны, наличие коррумпированного чиновника и создаваемых им административных барьеров заставляет бизнес «уходить в тень» [1, с.6].
Теневая экономика - это скрытые от официального учета и налогообложения производство товаров и услуг, заработная плата, денежный оборот и сделки во всех разрешенных законом видах экономической деятельности. Представляется необходимым четко разграничивать теневую экономику и криминальную экономику, представляющую собой запрещенные законом виды экономической и неэкономической деятельности (коррупция, хищения, приписки, наркобизнес, грабежи, мошенничество, рэкет, контрабанда, изготовление и сбыт фальшивых валют и ценных бумаг, оружия и т.д.). Это тем более важно в связи с тем, что не может быть и речи о легализации криминальной экономики.
Органы Федеральной службы государственной статистики (ФСГС) при подсчете ВВП (ВРП) учитывают объемы теневой экономики по двум блокам. В первом блоке определяют:
❖ не подлежащую государственной регистрации и налогообложению деятельность граждан по производству в домашних хозяйствах населения ими же потребляемых товаров и услуг (например, сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки);
❖ законную хозяйственную деятельность, которая в целях уклонения от налогов полностью или частично скрывается или осуществляется без лицензий.
Во второй блок включаются:
❖ скрытые от учета и налогообложения доходы в сфере легального среднего и крупного предпринимательства;
❖ финансово-хозяйственная деятельность без государственной регистрации или лицензии, без постановки на учет в налоговых органах (малый и средний бизнес, индивидуальные предприниматели, трудовая деятельность мигрантов - нелегалов и др.);
❖ предоставление социальных услуг за вознаграждение (репетиторство, частная деятельность по предоставлению медицинских, туристических и санаторно-курортных услуг, сдача в наем жилья и др.).
По данным МВД Российской Федерации, теневая экономика в целом в стране составляет около 40% ВВП, а по данным ФГСГ- 20-25%. По имеющейся в печати информации, например, в США доля теневой экономики оценивается в 12%, в развитых странах Европы - 5 - 10%. [2]
По оценкам экспертов, в Республике Дагестан теневая экономика составляет от 40 до 60% ВРП, а в отдельных сферах, например, в торговле, доходит до 2/3. Это косвенно подтверждается тем, что налоговые доходы в республике составляют 5,0% ВРП (2010г.) в то время как в целом по стране -13,4%. Если бы все доходы республики, образующие ВРП, учитывались и облагались налогом, то собственные налоговые доходы при средней налоговой нагрузке 10,0 % с учетом того, что примерно 30% налоговых поступлений отчисляется в федеральный бюджет, составляли бы в 2010г. 33,8 млрд. руб. или в 2,9 раза больше, чем фактически (11,5 млрд. руб.). Это позволило бы снизить в 2010г. безвозмездные поступления в республиканский бюджет с 46,0 млрд.руб. до 23,6 млрд. руб..
Если согласиться с тем, что фактический и прогнозируемый объем ВРП отражает реальную вновь созданную стоимость, то при налоговой нагрузке в 10% собственные доходы республиканского консолидированного бюджета могут составить, млрд. руб.:
2012г. 2013г. 2014г. 2015г. ВРП 430,1 418,7 490,0 575,4
Налоговые поступления в
республиканский бюджет 43,0 41,9 49,0 57,5
(10% от ВРП)
Доходы консолидированного
бюджета по плану 73,7 71,0 67,8 68,1
В том числе межбюджетные трансферты из федерального бюджета:
- по утвержденному плану 56,6 50,4 45,2 41,7
- при налоговой нагрузке 30,7 29,1 18,8 10,6 на ВРП в 10%
Это означает, что в ближайшей перспективе (с 2016г.) Дагестан в состоянии иметь недотационный бюджет при условии легализации теневой экономики и обеспечения эффективного налогового администрирования.
Прежде всего острейшей проблемой для Дагестана является регистрация и учет для налогообложения предпринимателей и предпринимательских структур. Особенно это касается малого и среднего предпринимательства. Проводившаяся в 2010г. перепись малого и среднего предпринимательства практически не дала результатов.
В Республике Дагестан зарегистрировано всего 722 малых и 3300 микропредприятий. На 10000 человек населения в России приходится - 113 и в СКФО - 37 малых предприятий, а в республике - 15 или соответственно в 7,5 и 2,5 раза меньше. Это свидетельствует, что минимум 2/3 малых предприятий республики не зарегистрированы и функционируют в теневом режиме.
Нет также точного учета крестьянских фермерских хозяйств (КФХ) и индивидуальных предпринимателей. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики (ТО ФСГС) в республике 43684 ед. КФХ, по данным Минсельхоза РД - 10 тыс. ед., а налоговой службы - 7 - 8 тыс. ед.
Индивидуальных предпринимателей в Дагестане по состоянию на 2010г. числится по данным ТО ФСГС 78638 ед., Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства - более 75000 ед., Управления Федеральной налоговой службы России по РД - 56860 ед., муниципальных образований - 50860 ед. Причем по итогам проведенного ТО ФСГС в 2010г. сплошной переписи удалось обнаружить лишь 34557 ед. индивидуальных предпринимателей.
Основной сферой теневой экономики республики является сокрытие доходов легально функционирующих крупных и средних предприятий. Косвенно это подтверждается тем, что по некоторым отраслям и видам деятель-
ности налоговые платежи составляют лишь символические величины. Например, сумма налогов в процентах к объему вновь созданной стоимости (ВРП) в 2009г. составляла по видам деятельности: строительстве -1,9, сельском хозяйстве - 0,6, гостиницы и рестораны - 1,2, транспорт и связь - 6,5.
Особого внимания заслуживает то, что согласно отчетности об объемах производства имеющиеся мощности в 2010г. использовались по производству водки и ликероводочной продукции на 1,5%, вина виноградного - на 7,8 %, спирта этилового из пищевого сырья - на 0,5%, ковров и ковровых изделий - на 4,2% и т.д. Много вопросов вызывают статистические данные о потерях в сетях электрической энергии, достигающих в отдельные годы до 40% и более.
Наряду с этим многие функционирующие объекты длительное время не принимаются актами ввода в эксплуатацию. Это прежде всего относится к жилищно-гражданскому строительству. Нередко собственники недвижимого имущества под надуманными предлогами затягивают его регистрацию. Так, если при сверке списков домов в ходе подготовки к Всероссийской переписи населения в 2002г. по данным налоговых органов в республике не было зарегистрировано в органах технической инвентаризации свыше 20 тыс. домов, то в 2010 году их стало уже более 50 тысяч. Это не только искажает информацию, но и не дает возможность пополнять налогооблагаемую базу.
Не завершена инвентаризация и рыночная оценка жилого и нежилого фонда. Большие пробелы имеются в ведении похозяйственных книг в сельских администрациях, учете, обороте и аренде земельных площадей.
Острой проблемой для Дагестана является достоверный учет занятых в экономике и налогообложение заработной платы. Во - первых, около половины занятых в экономике республики (этот показатель один из самых высоких в стране) находятся в так называемом нерегистрируемом секторе, то есть работают без официального оформления своих отношений с работодателем. Их численность в республике оценивается только раз в год при составлении баланса трудовых ресурсов. А их доходы полностью находятся в тени и не облагаются налогами.
Во-вторых, широко практикуется сокрытие доходов. Предприятия, регистрирующие свои отношения с привлеченным персоналом, в подавляющем числе случаев применяют при расчетах с ним так называемые «серые» схемы. Так, частные предприятия показывают в отчетах зарплату в 2-4 раза ниже, чем унитарные предприятия соответствующих отраслей. Нередко зарплата руководителей частных фирм показывается в отчетах в два раза ниже зарплаты уборщицы в бюджетной сфере.
Подобные схемы выплаты зарплаты применяются не только в сфере малого и среднего предпринимательства, но порой и на крупных предприятиях, что можно объяснить только желанием уйти от налогов в тень.
Несмотря на то, что в республике с 2006 года осуществляется комплекс мероприятий по легализации теневых схем выплаты заработной платы, заметных подвижек в этой сфере не наблюдается.
Совершенно ясно, что регистрация, учет субъектов хозяйствования, малого и среднего предпринимательства, результатов деятельности крупных предприятий, отсюда и легализация теневого бизнеса - это функция и прямая обязанность органов власти. Только нет ясности в том, какие органы этим должны заниматься, кто за это несет ответственность и какую.
Рассмотрим этот вопрос на примере легализации предпринимательской деятельности.
Комитет Правительства Республики Дагестан по развитию малого и среднего предпринимательства (далее Комитет) является органом республиканской исполнительной власти, разрабатывает и реализует государственную политику в области развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. В его функцию не входит регистрация, учет и контроль деятельности предприятий. Он имеет дело с официально зарегистрированными и легально функционирующими малыми и средними предприятиями и не имеет рычагов воздействия на предпринимателей, работающих нелегально без регистрации.
Выявление и учет предпринимателей - теневиков не входит в функции органов Федеральной службы государственной статистики, республиканских отраслевых и функциональных министерств и ведомств. Они не имеют ни четких полномочий, ни экономических, правовых и административных ресурсов для реального воздействия на субъектов теневого бизнеса.
Муниципальные органы власти не занимаются легализацией теневого бизнеса, так как в условиях дотируемого местного бюджета непосредственно не заинтересованы в полном учете предпринимательской деятельности и расширении налоговой базы на территории муниципального образования.
Взаимоотношения предпринимателей и органов МВД регулируются Федеральным законом «О Защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» № 134-ФЗ от 08.08.2001 г. и законом РФ «О милиции» № 1026-1 от 18.04.1991 г. Согласно норм этих законов органы МВД осуществляют мероприятия по контролю только на основании мотивированного постановления руководства органа внутренних дел в определенных условиях, в том числе при наличии возбужденного уголовного дела или в порядке проведения оперативно-розыскных мероприятий при наличии информации о нарушении законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, влекущем уголовную или административную ответственность. Поскольку теневая предпринимательская деятельность по действующему законодательству не является нарушением, влекущем уголовную или административную ответственность, осуществление контроля (надзора) в этом секторе экономики, тем более легализация теневого бизнеса не входит в функцию органов МВД.
Согласно действующему законодательству основными функциями органов налоговой службы являются:
❖ государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуального предпринимателя и крестьянских (фермерских) хозяйств;
❖ учет организаций и физических лиц - индивидуальных предпринимателей;
❖ ведение учета налогоплательщиков в установленном порядке;
❖ контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщик обязан встать на учет в органах Государственной налоговой службы, вести учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, представлять в налоговые органы налоговую декларацию. Это и есть одно из основных норм действующего законодательства о налогах и сборах, за соблюдением которого органы налоговой службы должны осуществлять контроль и надзор.
Однако государственную регистрацию и постановку на налоговый учет налоговые органы осуществляют по заявлению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а выявление и учет незарегистрированных и неучтенных предпринимателей, работающих в теневом режиме, не входит в их функцию.
Вышесказанное подводит к заключению, что по действующему законодательству ни один орган власти конкретно не осуществляет контроль (надзор) в сфере теневого бизнеса и не несет ответственности за обеспечение регистрации, учета и налогообложения предпринимателей, функционирующих в теневом режиме.
Из вышесказанного вытекают следующие первоочередные задачи:
1. Выявление, государственная регистрация и постановка на учет в налоговых органах всех предпринимательских структур, функционирующих в теневом режиме.
2. Достоверный учет и устранение существующих в различных органах расхождения в оценке количества действующих в республике средних, малых и микропредприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей.
3. Обеспечение полного учета и налогооблажения доходов и имущества предприятий, организаций и населения, особенно оборота вино-водочной продукции, нефтепродуктов, недвижимости, земельных участков, заработной платы, грузо - и пассажироперевозок, оптовой и розничной торговли.
Для успешного решения этих задач необходимо провести комплекс правовых, организационных, экономических и воспитательных мер по максимальному обеспечению легализации теневой экономики по всем вышеуказанным направлениям, отраслям и сферам.
1. Прежде всего, на наш взгляд, нужно создать правовую основу для деятельности контрольных (надзорных) органов и признать предпринимательскую деятельность без государственной регистрации и налогового учета незаконной, установить экономическую, административную и, возможно, уголовную ответственность предпринимателей за теневой бизнес.
2. Необходимо обеспечить четкое разграничение функций, координацию деятельности и объединение усилий всех федеральных и республиканских
органов государственной власти и органов местного самоуправления, законодательно установив место, роль и меру ответственности каждого органа за полный достоверный учет и развитие предпринимательства, расширение налоговой базы.
3. При законодательном определении теневого бизнеса незаконным теневая предпринимательская деятельность должна оцениваться как нарушение, влекущее соответствующую ответственность. В этом случае контроль (надзор) в сфере теневого бизнеса, выявление и принуждение теневых предпринимателей к государственной регистрации и постановке на налоговый учет должно стать функцией органов МВД. Именно территориальные органы МВД, на наш взгляд, должны нести всю ответственность за допущение таких преступлений, как уклонение предпринимателей от государственной регистрации и уплаты налогов.
4. Если принуждение уклоняющихся предпринимателей к государственной регистрации и постановке на налоговый учет - функция органов МВД, то собственно регистрация и налоговый учет, следовательно, и контроль за полной легализацией всей предпринимательской деятельности и налогооблагаемой базы, бесспорно, является функцией органов Федеральной налоговой службы. Именно эти органы должны нести всю ответственность за полный учет, легальное функционирование и налогообложение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Органы же МВД при этом выступают инструментом решения этой масштабной задачи.
5. Активную роль в легализации теневого бизнеса и развитии предпринимательства призваны играть муниципальные органы власти. Они в первую очередь должны быть заинтересованы в развитии легального предпринимательства и расширении налоговой базы местного бюджета. Для формирования и усиления такой заинтересованности следовало бы муниципальным районам и городским округам устанавливать среднесрочные и долгосрочные программные индикаторы роста собственных доходов за счет развития предпринимательства, в том числе малого и среднего предпринимательства, и нормативы ежегодного сокращения дотационности муниципальных бюджетов.
6. В последние годы Комитетом по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства реализован ряд программных мер для развития и поддержки малого бизнеса. Однако в этой сфере еще много проблем, а для их решения и осуществления существенного перелома в развитии сектора малого и среднего бизнеса у Комитета недостаточно полномочий и главное - экономических возможностей. Поскольку Комитет преобразован в Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства, то соответственно надо расширить его функции, поле деятельности и экономические возможности для создания благоприятной предпринимательской среды и существенных преимуществ для предпринимателей, работающих легально и в правовом поле.
7. За Территориальным органами ФСГС, на наш взгляд, следует законодательно закрепить функцию координатора статистической (учетной) дея-
тельности федеральных, республиканских и местных органов власти, методологического и организационного обеспечения достоверности и согласованности статистических данных о состоянии и динамике как количества, так и результата деятельности предпринимательских структур в регионах.
Таким образом, необходимо создать цельную и эффективно функционирующую систему, где Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства РД, отраслевые и функциональные министерства и ведомства, муниципальные органы власти выполняют функцию развития и государственной поддержки предпринимательской деятельности; органы МВД обеспечивают функционирование предпринимательских структур в правовом поле, органы Федеральной налоговой службы гарантируют их государственную регистрацию, налоговый учет и налогообложение, а органы ФСГС - достоверность статистики о предпринимательской деятельности.
Такая система, будучи детально разработана, законодательно принята и введена в действие, на наш взгляд позволит не только легализовать и полностью учесть теневой бизнес, но и создать благоприятную предпринимательскую среду, существенно увеличить темпы и расширить масштабы развития легального бизнеса в стране и ее регионах.
_Литература_
1. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Том I. - М.: Научный эксперт, 2008.
2. Корчагин Ю. Теневая и неформальная экономика в России и ЦЧР. www.lerc.ru