ТЕНЕВАЯ И НЕФОРМАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В КЫРГЫЗСТАНЕ
Ж. Садыралиев, канд. экон. наук, и.о. доцента, старший преподаватель С.С. Уметов, канд. экон. наук, и.о. доцента, директор института непрерывного образования
Международный университет в городе Жалал-Абад (Кыргызстан, г. Жалал-Абад)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10445
Аннотация. В статье рассматриваются уровень и масштаб теневой экономической деятельности в Кыргызской Республике, вопросы легализации теневой экономики, требования и условия детерминации теневой экономики. Авторами предлагаются законные, организационные, финансовые мероприятия по улучшению правопорядка в предпринимательской деятельности. Аргументируется потребность исследования концепции и государственной политики в долгосрочном периоде по вытеснению теневого предпринимательства в офицальную экономику, а также детального анализа состояния и динамики теневого сектора экономики в КР.
Ключевые слова: теневая экономическая деятельность, легализация теневого сектора экономики, факторы теневой деятельности, функции органов власти, механизм управления.
С переходом к рыночной системе в экономике Кыргызской Республики происходили многочисленные реформы, направленные на стабилизацию и поиск путей возможного разрешения накопивщихся проблем. Известно, что одной из таких проблем и является теневая экономическая деятельность, как правило, рассматриваемая как весьма отрицательное явление, которое требует выполнения активных и масштабных государственных мер противодействия. Одной из основных проблем нынешней экономики, представляется нами, как легализация теневых экономических процессов, от решения которой во многом зависит социально-экономическое развитие и социально-политическая устойчивость страны. "В нынешних условиях теневая экономика оказывает решающее влияние на социально-экономическое развитие страны и мирового хозяйства в целом" [1, с. 49]. Теневая экономика и непосредственно связанный с ней вопрос коррупционности в Кыргызской Республике считается одной из основной причиной торможения социально-экономического развития стра-ны.Значительные масштабы незаконного предпринимательства в ошутимой степени сдерживают социально-экономический
потенциал реформ, сужает экономические способности государственного влияния на экономику. Ресурсы, пребывающие в теневом обороте, могли бы сыграть немаловажную роль в финансовом увеличении национальной экономики и совершенствовании благосостояния граждан КР. Наравне с этим, вступление Кыргызской Республики в мировую экономику во многом зависит от того, насколько благополучно станет проводиться государственная политика по узакониванию теневого раздела экономики. Необходимо отметить, что "теневая экономика, которая ранее привычно относилась только к зоне ответственности правоохранительных органов и правовой науки, на сегодняшний день является одним из приоритетных объектов исследования экономической науки. Единая точка зрения экономистов, сформулированная в данной взаимосвязи такова, что понятие "теневая экономика" не может быть изображена с помощью общепризнанных норм существующего права, то есть не является правовым, но для ее уза-конивания и борьбы с данным феноменом можно и необходимо применять целый ряд норм уголовного и другого права" [4.С.93-97]. "Теневая экономика-это финансовый, а не юридический феномен, отображаю-
щий отрицательные процессы в обществе" [1, с. 41]. По нашему менению, эта точка зрения крайне категорична, поскольку вопрос теневой экономики это-правовая проблема, невозможно с этим не согласиться. Но это также не только правовая проблема.исследование и синтез имеющихся подходов к трактовке нынешей теневой экономики дали возможность предоставить следующее ее определение: "под теневой экономикой подразумевается комплекс различных типов незаконно, и или неучтенной и или вымышленной деятельности, сосредоточенной на приобретении заработка, или блага, материализованного в предметах или услугах, утаиваемого от официальных властей или нескрываемого, однако не учитываемог органами публичной власти, содержащий все стадии социального воспроизводства и исполняемой, как правило, в меркантильных целях" [4, с. 93-97]. База теневой экономики состоит в действии разрушительных противоречий социально-экономической системы. Но, так как теневая составляющая считается постоянным составляющим каждой экономической системы, воздействовать на нее необходимо посредством устранения этих противоречий. На сего-дняший день для экономики Кыргызской республики свойственен стабильный рост масштабов и увеличение многообразия форм теневой деятельности, которые лежат в основании криминализации хозяйственной жизни в стране.
В последнее время проблема коррупционных проявлений в Кыргызской Республике стала занимать одно из устойчивых мест в общественной жизни государства. Тема коррупции вышла на первый план и стала неотъемлемой частью постоянного обсуждения не только в частной жизни, в средствах массовой информации, но и в высших органах государственной власти. Такое внимание к данной проблеме обусловлено осознанием того факта, что коррупционные проявления как общественно-опасные негативные деяния теснейшим образом связаны с неэффективностью государственного управления, правовых и общественных отношений, морали [6, с. 17].
Учитывая то, что последние официальные данные Министерство экономики Кыргызстана давало в 2012 году, то можно довериться исследованиям МВФ. По их данным на 2015 год уровень теневой экономики в Кыргызстане составил около 30%. Стоит отметить, что это не самый плохой показатель среди стран бывшего СССР. Также в исследовании отмечается, что пиковой точкой в теневой экономике для большинства стран бывшего СССР была середина 90-х годов [6, с. 1-7]. Но не стоит думать, что всё так плохо. Мировые эксперты отмечают, что за последние несколько десятков лет уровень теневой экономики вырос во всем мире. В то же время согласно данным международных экспертов В Кыргызстане ее удельный рост в ВВП составляет 45-60%. Это более половины от всего того, что произведено в стране за год (товары и услуги, производственная деятельность населения) и исчислено в рыночных ценах, т.е. составляет эту самую "тень".
ВВП Кыргызстана по данным 2017 года составляет 520,9 млрд сом.,значит, более 260 млрд (50%) - это то, что работает без какого - либо контроля со стороны государства, проходит мимо бюджета, мимо Соцфонда и тех главных финансовых институтов, которые отвечают за социальную составляющию страну. "По международным стандартам ,если уровень теневого оборота превышает 40 % от ВВП, то экономика такой страны считается неуправляемой. Поэтому отечественные официальные экономисты и Национальный статистический комитет предпочитают показывать заниженную цифру, ихнию цифру приводим в конце статьи. Альтернативные экономисты подходять к проблеме еще более пессимистично: они убеждены, что размер теневого сектора достигает до 70% [2, с. 10-12].
Главная задача теневой экономической деятельности состоит в извлечении доходов, которые невозможно получить в соответствии с действующими законодательством страны.Извлечение этих доходов и есть форма разрешения противоречий между интересами государства и отдельных субьектов рынка, не имеющих возможно-
сти реализовать свои интересы в процессе легальной экономической деятельности или же не желающих это делать открыто [7, с. 35]. Таким образом, теневая экономическая активность проявляется на стадии возникновения отношений между органами государственной власти и юридическими или физическими лицами. Исходя из этого многие ученые полагают, что наличие теневой экономики является показателем неэффективности экономической политики государственных органов и избыточного регулирования. Очевидно, что теневой экономики (точнее, она минимальна) при абсалютно о государственной и абсалютно разгосударствленной экономике: в первом случае государствао за-прешает всякую теневую активность и может этот запрет реализовать, а во втором случае нет запретов и контроля, нет и нужды "скрываться в тени".
По мнению специалистов Всемирного банков, теневая экономика в значительной степени отражает резервы экономики Кыргызской Республики, экономики в бу-душем, но она и ограничивает использование этих резервов.Теневая деятельность способствует реальному росту экономики пусть даже это не потверждается статистически [10, с. 13-16].
Теневые производители не платят налоги или существенно занижают суммы налоговых выплат, что делает их цены гораздо более привлекательными для потребителей, а доходы выше. Следовательно, теневой сектор продает потребителям больше товаров и оказывает больше услуг по меньшим ценам по сравнению с легальной экономикой. Таким образом, обязанность уплаты чрезмерных налогов можно считать первой причиной ухода предпринимателей в теневой бизнес. Количество фирм, которые смогли узаконить свою деятельность и занижают величину своих налоговых выплат, значительно [7].
Зарегулированность и сложность процедур регистрации и получения всех необходимых разрешительных документов считается второй причиной ухода предпринимателей в тень. В теневом секторе занятие бизнесом предоставляет больше свободы в организационном и налоговом
плане. Необходимо подчеркнуть, что теневой сектор экономики имеет «паразитарный» характер, так как, не делая налоговых отчислений в бюджеты государства, он пользуется при этом большинством общественных благ [7].
Третья весомая причина ухода фирм в тень - несоответствие размера налоговых выплат количеству и качеству общественных благ, создаваемых государством. Многие участники теневого бизнеса согласились бы честно платить налоги при условии, что эти суммы пойдут на развитие страны, обеспечение социально незащищенных и слабозащищенных слоев населения, а не на содержание неоправданно громоздкого аппарата управления, что бюджетные средства будут использоваться по назначению [7].
Теневая экономическая деятельность предприятий и частных предпринимателей Кыргызстана имеет отрицательные социально-экономические последствия для государства и для общества в целом.
Наличие теневой экономики приводит к деформации рыночного механизма, которая оказывает деструктивное влияние на режим конкуренции - ключевого и основополагающего условия функционирования экономики рынка. Эффективность работы предприятий теневого бизнеса намного выше эффективности деятельности легально существующих предприятий, что связано с неуплатой предприятиями теневого сектора налогов и занижением их сумм. В результате такие предприятия получают серьезные конкурентные преимущества по сравнению с работающими в легальном секторе экономики.
Развитие теневой занятости способствует вытеснению официально работающих из легальной экономики в теневую сферу. В результате этого обьемы производимой готовой продукции в отраслях легальной экономики становятся все меньше, что также вызывает снижение налоговых поступлений [7]. Поэтому высокий уровень налогов, уплачиваемых законопослушными налогоплательщиками, является также следствием возрастания теневой активности субьектов экономики Кыргызстана.
Теневые экономические явления отрицательно воздействуют на условия воспроизводства необходимой рабочей силы в легальной экономике. Предприятия теневой сферы повышенной заработной платой могут привлекать более квалифицированную рабочую силу и не заботиться о ее воспроизводстве. В силу сложившихся обстоятельств официально работающим предприятиям гораздо труднее привлекать квалифицированных рабочих и при этом обеспечивать их переучивание и обучение. Оборотная сторона получения наемными работниками в теневом бизнесе таких относительно высоких доходов заключается в нарушении их прав, невыполнении условий трудовых контрактов, несоблюдении норм техники безопасности [7]. Система организации нелегальной работы позволяет работодателям бесконтрольно эксплуатировать рабочую силу методами, характерными для начального периода становления капитализма.
Существование теневой экономики одна из главных причин коррумпированности общественности Кыргызстана. Являясь в сущности противозаконным и противоправным, теневой бизнес способствует значительному росту преступности в нашем государстве, в том числе преступности организованной. Он вынужден выплачивать криминальным структурам часть своих доходов в виде определенной дани.
Значительное развитие теневых экономических процессов (особенно коррумпированности госчиновников) в Кыргызстане привело к тому, иностранные инвесторы с большой неохотой соглашаются вкладывать деньги в экономику развивающегося государства, в котором теневые отношения распространяются и на предприятия с участием иностранных инвестиций. Иностранные инвесторы не желают попадать в зависимость от криминальных структур, имеющих большое влияние в обществе, и работать под их контролем, в условиях, когда не соблюдаются основополагающие нормы, законы и правила, регламентирующие правовые и экономические отношения между всеми субьектами рынка и государством. Для уточнения расчетов необходимо разработать четкие критерии
отнессения той или иной экономической деятельности к "теневой" экономике, определить структуру теневой экономики и влияние каждого вида на экономическое развитие ресублики.
В соответствии с экономико-статистическим подходом теневая деятельность в Кыргызстане , по отношению к официальной экономике делится на три сектора:
1. Вторая экономика (беловоротничко-вая).
2. Серая (неформальная) теневая экономика.
3. Черная (подпольная) экономика [2].
Наиболее тесно с официальной экономикой связана вторая экономика (белово-ротничковая) - экономическая деятельность государственных чиновников, которая не производит никаких товаров и услуг, а занимается перераспределением общественного дохода.На сегоднящний день этот сектор экономики требует особого расклада и анализа своей деятельности.
Серая теневая экономика ( неформальный сектор экономики ) - это разрешенная законом (легальная или полулегальная ) экономическая деятельность, которая не учитывается официальной статистикой или называется ненаблюдаемой экономикой. В практике национальной статистики в понятие ненаблюдаемой экономики включается скрытая и неформальная деятельность.
Скрытая экономическая деятельность включает в себя, в большинстве случаев, законную экономическую деятельность, которая скрывается или преуменьшается осуществляющими ее единицами с целью уклонения от уплаты налогов, взносов социального страхования или несоблюдения установленных законом определенных административных обязанностей или предписаний по охране труда, выполнению санитарных и других норм, а также незаполнение административных форм или статистических вопросников. Эта деятельность может осуществляться практически во всех отраслях экономики.
Неформальная экономическая деятельность осуществляется, в основном, на законном основании индивидуальными про-
изводителями или, так называемыми, некорпорированными предприятиями, т.е. предприятиями, принадлежащими отдельным лицам или домашним хозяйствам. Их деятельность основана на неформальных отношениях между участниками производства, они могут (полностью или частично) производить товары или услуги для собственного конечного потребления. ас-то неформальная деятельность основана на вторичной занятости и, зачастую, ею занимаются непрофессионально.
В соответствии с существующим законодательством, многие предприниматели получают статус физического лица, как с привлечением наемного труда, так и без его привлечения и относятся к сектору «Домашние хозяйства» или неформальному сектору. Например, к этому сектору от-
носятся лица, занимающиеся торговлей, ремонтом автомобилей, перевозками пассажиров и грузов на личном транспорте, осуществляющие пошив одежды, помол муки, выпечку лепешек и хлеба, и т.д.
Объем ненаблюдаемой (скрытой и неформальной) экономики в 2016 году, оцененной со стороны производства, составил 116,7 млрд. сомов. Ее доля в ВВП выросла с 23,8% в 2015 г. до 24,5% в 2016 г.
По итогам 2016 г. доля неформальной производственной деятельности в секторе домашних хозяйств составила 20,3% к ВВП, против 21,4% - в 2015 г. В 2016 г. доля скрытой экономики в секторе нефинансовых и финансовых корпораций составила 4,2%, против 2,4% - в 2015 г. к ВВП [12].
Таблица 1. Элементы использования доходов, относящихся к скрытой экономике
1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Миллиардов сомов
Скрытый сектор - всего 3,7 15,0 19,9 43,5 56,1 63,8 73,4 88,6 99,5 103,9
Расходы домашних хозяйств на потребление 11,8 41,1 83,5 183,3 234,8 293,7 341,2 380,8 384,1 389,9
Товарооборот 7,5 28,9 57,7 13б,1 177,4 202,4 233,4 277,7 293,8 307,2
скрытые продажи 3,7 14,7 19,б 42,7 55,0 б2,8 72,2 87,2 98,1 102,б
Инвестиции в основной капитал 3,2 10,9 11,б 44,3 49,4 73,2 82,9 107,9 127,3 135,5
скрытая стоимость строительства 0,0 0,3 0,3 0,8 1,1 1,1 1,2 1,4 1,4 1,3
В щ ъоцентах к ВВП
Скрытый сектор - всего 23,0 22,9 19,8 19,7 19,6 20,6 20,7 22,1 23,1 21,8
Расходы домашних хозяйств на потребление 72,8 б2,9 82,7 83,2 82,1 94,б 9б,0 95,0 89,2 81,9
Товарооборот 4б,3 44,3 57,2 б1,8 б2,0 б5,2 б5,7 б9,3 б8,2 б4,5
скрытые продажи 22,8 22,5 19,5 19,4 19,2 20,2 20,3 21,8 22,8 21,5
Инвестиции в основной капитал 20,0 1б,б 11,5 20,1 17,3 23,б 23,3 2б,9 29,б 28,4
скрытая стоимость строительства 0,2 0,4 0,3 0,4 0,4 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3
Источник: НСК, национальные счета КР 2012-2016, годовая публикация
ерная теневая экономика - это запрещенная законом (нелегальная) экономическая деятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных и остродефицитных товаров и услуг,ее уровень и масштабы в Кыргызстане не так уж высок (организация наркобизнеса, проституции, азартных игр, рэкета и т.д.). ерная теневая экономика обособлена от "белой" еще в большей степени, чем "серая" теневая экономика, хотя на уровне "большого бизнеса" может наблюдаться их взаимопереплетение.
В настоящее время масштабы ненаблюдаемой экономики (теневой экономики) в Кыргызской Республике можно оценить лишь весьма ориентировочно, разброс оценок довольно широк. Они могут быть охарактеризованы такими параметрами, как доля теневой экономики в обьеме при-озводства ВВП, распределения и перераспределения ВВП, в обьемах распределения и использования материальных, финансовых, трудовых ресурсов республики. Из перечисленных показателей с наибольшей степенью достоверности могут быть уста-
новлены размеры доходов ненаблюдаемой раметров ненаблюдаемой экономики (те-экономики (теневого сектора экономики) невой экономики), учитывает их при пои, соответственно, его доли в ВВП стра- строении макроэкономических показате-ны [2]. лей, таких как ВВП, и публикует.
Проблема статистической оценки па- Используемая при расчетах информа-
раметров теневой экономики не является ционная база не позволяет достаточно новой для Национального статистического точно определить масштабы ненаблюдае-комитета Кыргызской Республики. Поль- мой экономики или "теневой экономики". зуясь методологической поддержкой Хотя исчерпывающая национальная мето-Статкомитета СНГ, а также других меж- дология расчета пока не создана, прогресс, дународных организаций, Нацстатком ре- достигнутый в последние годы, имеет ме-гулярно проводит собственные оценки па- сто.
Библиографический список
1. Ахмедуев А.Ш., Абдулаева 3. Методы оценки и состояние теневой экономики в Республике Дагестан // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института безнеса. - 2015. - №4. - С. 117-121.
2. Бозиева З.А. Уровень и масштабы теневой экономики в Кыргызской Республике // Вестник КРСУ. - 2016. - Т. 13. № 6. - С. 10-12.
3. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Т. 1 / С.С. Сулакшин, С.В. Максимов, И.Р. Ахмедзянова и др. - М. Научный эксперт, 2015. - 464 с.
4. Корчагин. Ю. теневая и неформальная экономика в России и ЦЧР [электронный ресурс].ЦКЪ:,^^^1егс.ги?/раг1=агйсе8&саг1=26&кё§е=7 (дата обращения:20.09.2017).
5. Красота Т.Г.,Коломанова О.А. Теневая экономика и проблемы ее легализации // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №5. - С. 93-97.
6. ИАЦ "Кабар": Теневая экономика Кыргызстана - бич или выход? [Электронный ресурс]
kabar.kg/news/iatc-kabar-tenevaia-ekonomika-kyrgyzstana-bich-ili-vykhod/
7. Мациевский Н.С. Социально-экономический анализ теневой экономики в современной России // Известия ИГЭА. - 2011. - №2. - С. 35-39.
8. Найденов А.С., Кривенко И.А Теневая экономика в условиях экономического кризиса: диагностика состояния и прогнозирование последствий // Экономика региона. - 2015. -№1. - С. 46-53.
9. Государственная стратегия антикоррупционной политики Кыргызской Республики; Утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 2 февраля 2012 года N 26
10. Рюль К. Теневая экономика отражает резервы роста // Коммерсант. - 2002. - №213. -С. 13-16.
11. Пескова Д. Теоретические подходы к исследованию и оценке теневой экономики // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2016. - №2. - С. 49-53.
12. НСК, национальные счета КР 2012-2016, годовая публикация.
SHADOW AND INFORMAL ECONOMY IN KYRGYZSTAN
Zh. Sadyraliev, candidate of economic sciences, acting assistant professor, senior lecturer S.S. Umetov, candidate of economic sciences, acting director of the institute of continuing education
International university in Jalal-Abad (Kyrgyzstan, Jalal-Abad)
Abstract. The article is devoted to the issues of legalization of shadow economic activity, the reguirements and conditions for the determination of the shadow economy are considered, legal, organizational and financial measures are proposed to exacerbate the rule of law in entrepreneurial activities. The need for a study of the concept and state police in the long run on the displacement of shadow business into the formal economy, as well as a detailedforecast of the state and dynamics of the shadow sector of the Kyrgyzstan economy is argued.
Keywords: shadow economic activity, legalization of the shadow economy, factors of shadow activity, functions of government bodies, management mechanism.