УДК: 343.34
ББК: 67.408.1
Санинский Р.А.
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СТРУКТУРНЫЕ ПРИЗНАКИ
Saninskiy R.A.
THE SHADOW ECONOMY: THE ESSENTIAL CHARACTERISTICS AND STRUCTURAL FEATURES
Ключевые слова: теневая экономика, признаки, явление, причины, цена, подчинение, закон, нелегальность, сектор, сущностные характеристики.
Keywords: the shadow economy, features, phenomenon, reasons, price, obedience, law, illegality, sector, essential characteristics.
Аннотация: актуальность представленной статьи обусловлена объемами и угрозой теневой экономики для государственной безопасности. Обусловлено это тем, что проблема распространения теневой экономики носит глубокий деструктивный комплексный характер.
Цель статьи заключается в установлении сущностных характеристик и структурных признаков теневой экономики.
Методы, используемые в решении поставленной цели - анализ, системный, исторический, логический.
Представляя теневую экономику как экономико-правовое явление, с учетом достижения доктрины в данной области, в статье предпринята попытка по выделению не только экономических, но и социальных признаков данного феномена. Определены главные причины теневой экономики, доказана их неразрывная связь. Обоснована теория снижения «цены подчинения закону» по отношению к «цене нелегальности» как главный инструмент вывода экономики из теневого сектора.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы при определении стратегических направлений по снижению масштабов теневой экономики.
Abstract: the relevance of the article due to the volume and the threat of the shadow economy for public safety. This is due to the fact that the problem of the proliferation of the shadow economy is deep destructive and complex.
The purpose of this article is to establish the essential characteristics and the structural features of the shadow economy.
The methods used in solving the goal - the analysis, system, historical and logical methods.
Introducing the shadow economy as economic-legal phenomenon, including the achievement of the doctrine in this area, the article attempts to allocate not only economic but also social aspects of this phenomenon. The main causes of the shadow economy are identified, their inextricable link is proved. The author grounds the theory of reduction of "the price of submission to the law " in relation to "cost of illegality" as the main tool of an exclusion of economy from shadow sector.
The results of the study can be used in the process of the identification of strategic directions for reduction of size of the shadow economy.
Учитывая сложность как правового, так и экономического, а также социального содержания теневой экономики, в настоящее время ее понятие, структура и содержание в законодательстве не определены, что и ставит вопрос об установлении ее сущно-
стных характеристик и структурных признаков.
Хотя, еще в 1998 году, государственным комитетом российской Федерации по статистике были утверждены основные методологические положения по оценке скры-
той (неформальной) экономики1. Причиной их разработки стало введение в действие выработанной в 1993 г. Организацией Объединенных Наций «Системы национальных счетов», нацеленной на учет валового национального продукта. В рассматриваемом документе скрытая (неформальная) экономика признается социально-экономическим явлением, представляющим серьезную опасность для развития государства.
Не используя такого собирательного понятия, как «теневая экономика», Госкомстат апеллирует следующими тремя дефинициями: «скрытая», «неформальная» и «нелегальная» экономики, наделяя каждую из них своими конструктивными признаками, в целом определяя всех их как «феномен неучтённой экономики».
По мнению представителей Госкомстата, «скрытая экономическая деятельность» обладает следующими характеристиками :
- включает в себя законную экономическую деятельность. Однако предлагая такую ее особенность, используется такой оборот, как «в большинстве случаев». Полагаем, что это дает нам основание утверждать о возможном ее проявлении и незаконном секторе экономики, что в целом осознается и самим государственным органом;
- цели - сокрытие или уменьшение реальных объемов деятельности для снижения объемов уплаты обязательных платежей, в том числе и налогов; невыполнение требований по охране труда, санитарных, а также иных норм, определяющих правила осуществления предпринимательской деятельности.
Наделяя скрытую экономическую деятельность двумя основополагающими категориями, основной уклон Госкомстатом при ее характеристике сделан на ее целеполага-ние, тем самым указывая на возможность ее проявления во всех отраслях современной
1 Об утверждении «Основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики»: постановление государственного комитета Российской Федерации по статистике № 7 от 31 января 1998 г. Информационно -правовое обеспечение «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/ 1576194/ (дата обращения 30.12.2017).
экономики.
С нашей точки зрения, снижение об-ременений, конечно же, характеризует теневую экономику, но при этом не отражает ее общей сущности, так как уклонение от уплаты налогов и иных платежей - это лишь малая часть ее дохода, представляющая причинение ущерба государству в виде упущенной выгоды.
«Неформальная экономическая деятельность» характеризуется следующими признаками:
- так же, как и «скрытая», в основном осуществляется на законных основаниях;
- в качестве ее субъектов выступают индивидуальные предприниматели и некорпоративные предприятия;
- не оформлены в установленном законом порядке;
- их деятельность основана на принципах неформальных отношений между участниками производства;
- в производство вовлечены субъекты, не обладающие профессиональными навыками.
Неоспоримо представленный сегмент экономической деятельности может быть отнесен к теневой экономике. Являясь ее неотъемлемой частью, видим, что основной целью неформальной экономики является получение прибыли в ущерб качеству производимых товаров или оказанных услуг. Исходя из ее особенностей наибольшее ее распространение можно обнаружить в торговле, сельском хозяйстве и строительстве.
Выделяемая Госкомстатом «нелегальная экономическая деятельность» также обладает рядом отличительных черт от выше рассмотренных.
В частности, к конструктивному ее признаку отнесено прямой законодательный запрет на занятие ей, полностью выводя ее не просто в противоправный, а преступный сегмент. Это конечно же, производство или продажа оружия и наркотиков, организация занятия проституцией, торговля людьми и т.п.
С нашей научной позиции, возможно выделение еще одной особенности рассматриваемого вида экономической деятельности - это цель, объединяющая все выше рассмотренные вариации теневой экономи-
ки. Это конечно же получение прибыли. Считаем, что нелегальная экономическая деятельность направлена на получение «сверхприбыли», включающая в себя не только чистый доход, но и причинение ущерба государству в виде неуплаты всех предусмотренных законодательством обязательных платежей, тем самым аккумулируя еще большие материальные средства, являющиеся основным источников организованной преступности.
Эту идею поддерживает и Госкомстат, в анализируемом постановлении.
Учитывая законодательную неопределенность в установлении как границ, так и признаков теневой экономики, в доктрине сложилось множество подходов, раскрывающих структурные признаки и сущностные характеристики исследуемого явления. Существующее многообразие обусловлено используемой учеными методологической базой, а также спецификой поставленных для разрешения теоретико-прикладных задач. Еще одной причиной наличия полярных подходов является степень ее изученности, а также масштабы нелегальных секторов экономической деятельности. Их многогранность не позволила до настоящего времени не только разработать универсальное понятие теневой экономики, но и эффективные юридико-экономические механизмы противодействия, направленные на оздоровление экономики. На страницах данной статьи будет проведен анализ существующих подходов, выделены концептуальные признаки и характеристики теневой экономики.
Современная теневая экономика затрагивает все стадии производства и перераспределения товаров или услуг. Подрывает эконмическую безопасность путем сокращения доходов государственного бюджета, а также выводом ресурсов из официального оборота. Поэтому легализация задействованных в теневой экономике ресурсов может стать резервом для экономического роста в Российской Федерации1.
Решая поставленную в рамках иссле-
1 Агарков, Г.А. Теневая экономика региона: моделирование, анализ, противодействие / под ред. А.И. Татаркина, А.А. Куклина. - Екатеринбург, 2008. - С. 49.
дования задачу, мы не можем обойти стороной сущностные признаки, а также экономические и социальные функции теневой экономики.
В этой связи в первую очередь необходимо определиться с масштабами теневой экономики.
Поставленная задача является достаточно сложной по причине невозможности определения объективных объемов теневого сектора экономической деятельности2. Однако представить ее примерные объемы с учетом определенных погрешностей, как нам представляется, возможно.
Например, объем теневой экономики России составлял в середине 1990-х 25% ВНП, а к концу 1990-х - уже 40-45%3.
Начало XI века также ознаменовано ростом объемов теневой экономики. К этому привели следующие причины: смена общественных и государственных ценностей, развал ранее апробированных экономических регуляторов, смена экономического курса и т.п. Отказ государства от прямого регулирования экономики нового формата существенно снизило ее эффективность, в связи с чем теневой ее сектор стал преобладающим4. Все это конечно же сопровождалось несовершенством законодательства в том числе и в сфере охраны экономической безопасности.
Именно поэтому основная деятельность теневого сектора была сосредоточена на выводе капитала из России и уклонении от уплаты налогов5.
Так, по оценкам российского Госкомстата, если в строительстве на теневой сектор приходится около 8% деятельности, то в
2 Нуреев, П.М. Экономика развития модели становления рыночной экономики. - М.: Инфра-М, 2001. - С. 88.
3 Journal of Public Economics June 2000 - E. Friedman, S. Johnson, D. Kaufmann, and P. Zoido-Lobatyn http ://www. worldbank.org/wbi/ governance/govdata/unof ficial_data.xls.
4 Кузнецов, А.П. Теневая экономика как порождение экономических дисфункций. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2007 г.) - М.: Научный эксперт, 2007. - С. 374-382.
5 Кашкаров, А. « Черная дыра» Развитие теневой экономики в мире // Эксперт. - 2000. № 12.
торговле этот показатель превышает 63%1.
Все это усугублялось значительными объемами скрытой занятости российского населения.
В настоящее время в Российской Федерации в различных секторах экономики занято около 48 млн человек. При этом около 38 млн жителей России трудоспособного возраста либо официально не трудоустроены, либо заняты в «посреднической деятельности», треть - в розничной торговле, а оставшиеся - в челночном бизнесе2.
Учитывая то обстоятельство, что теневая экономика оказывает существенное влияние на обеспечение экономической безопасности, государство обязано оказывать на нее воздействие, позволяющее снизить ее деструктивные последствия, затрагивающие интересы личности, общества или государства.
Вышеизложенное ставит вопрос об экономических функциях теневой экономики. Раскрывая их, в доктрине присутствует мнение о ее дуализме, то есть двойственности роли3. Асоциальная ее часть свидетельствует о неправильном перераспределении доходов в обществе, снижении эффективности системы управления экономикой и, как следствие, снижение благосостояния. Позитивная - представляет возможность сглаживать существующие сегодня отрицательные, организационно-распорядительные условия по развитию бизнеса. Современная теневая экономика выступает в качестве инструмента компенсации недостатков легальной экономики, выполняя тем самым стабилизационную и конструктивную функции4. При этом стабилизационная позволяет разрешить деструктивные противоречия, обеспечивая тем самым восстановление равновесия экономической системы и, как следствие, сокращение теневого сектора. Она на-
1 Голованов, Е.Б. Теневая экономика: конспект лекций. - Челябинск, 2015. - С. 22.
2 Указ.сочин. С. 22.
3 Буров В.Ю. Теневая деятельность субъектов малого предпринимательства: монография. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG. 2011. С. 14-15.
4 Косалс Л.Я. Становление институтов теневой
экономики в постсоветской России / Л.Я. Косалс, Р.В. Рывкина // Социологические исследования. -
2002. - № 4. - С. 13- 21.
правлена на нормализацию перепадов, возникающих в экономической конъюнктуре. В первую очередь это касается более оперативного перераспределения существующих экономических ресурсов, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и государства5. Таким образом теневая экономика восполняет недостатки легальной, стабилизируя тем самым баланс спроса и предложения. «Благо» заключается в том, что восполнение возникшей потребности, даже теневыми способами, исключает массовые увольнения работников, остановку производства и т.д.
В этой связи в науке выделяют три позитивных функции теневой экономики:
а) «экономическая смазка» - направлена на сглаживание экономического дисбаланса путем перераспределения ресурсов между легальной и теневой экономической деятельн остью;
б) «социальный амортизатор» - является инструментом снижения нежелательной социальной напряженности путем вовлечения граждан в неформальную трудовую занятость, улучшающую их материальное положение;
в) «встроенный стабилизатор» - теневая экономика выступает в качестве источника дохода легальной экономики путем закупки на незаконно полученные средства товаров или услуг в легальном секторе экономики, легализация преступных доходов и, как следствие, получение с них налогов6.
Это придает теневой экономике особое значение в решении социальных проблем. В частности, материальные средства, задействованные в теневом секторе, выступают в качестве подпитки тех граждан, которые неофициально осуществляют свою трудов ую деятел ьность.
Конструктивная функция нацелена на снятие деструктивных противоречий в самой хозяйственной системе. То есть ее реализация влечет изменение качественных ха-
5 Cassel D. Funktionen der Schattenwirtschaft im Koordinationsmechanismus von Markt- und Planwirtschaften // ORDO. Jahrbuch fur die Ordnung von Wirtschaft und Gesellschaft. Bd. 37. 1986. S. 73-103.
6 Адамкулова Ч.У. Применение опыта европейских стран в определении структуры теневой экономики и ее влияние на экономический рост // Европейский диалог. - 2003. - № 2. - С. 32-38.
рактеристик экономической системы и как следствие, ее развитие1. Поэтому, кроме отрицательного эффекта теневой экономики, выражающегося в уменьшении благосостояния как общества, так и в целом государства, она имеет и частично положительную роль. В частности, исследуемое явление может выступать в качестве инструмента сглаживания неблагоприятных условий развития экономики. Такая двойственность обязательно должна быть учтена при разработке и применении механизмов государственного воздействия на нее.
Социальные функции теневой экономики так же имеют свои особенности. Определяя социальное значение криминальной экономической деятельности, мы полностью разделяем мнение Э. Сатерленда, отметившего в одной из своих работ, что скрытая противоправная деятельность является неотъемлемой частью повседневной деловой практики «большого бизнеса»2.
Исходя из вышеизложенного дискуссионным остается вопрос о том, какой эффект (позитивный или негативный) доминирует сегодня в условиях активно развивающегося экономического кризиса.
Однако даже отдавая предпочтение в сторону положительного эффекта теневой экономики для российского общества, необходимо не забывать о том, что прибыль, получаемая в результате теневой экономической деятельности, существенно нарушает баланс распределения доходов между гражданами, что уменьшает благосостояние общества в целом. Все это приводит к хаосу, требующему незамедлительного государственного вмешательства.
Именно поэтому теневая экономика -это социально-экономический феномен3. Так как любая социальная система направ-
1 Смирнов, А.И., Рогозинский, Е.В. Функции теневой экономики в социально -экономической системе // Экономические науки. - 2008. - №4. - С. 133138.
2 Сатерленд, Э.Х. Являются ли преступления людей в белых воротничках преступлениями? Социология преступности. (Современные буржуазные теории). - М.: Прогресс, 1966. - С. 45-59.
3 Латов, В.Ю. Социальные функции теневой эко-
номики в институциональном развитии постсовет-
ской России / автореф. ... докт.соц.наук. - Тюмень. 2008. - С. 19.
лена на стабилизацию общественного строя, в этой связи теневая экономика выполняет следующие социальные функции: инновационную, утилизационную и дублирую-
4
щую .
Инновационная выражается в применении новых правил экономической «игры», противоречащих волеизъявлению большинства, что свидетельствует о конкуренции новаторских и пока незаконных практик с формально законными.
Утилизационная функция направлена на искоренение уже не существующих социально-экономических систем, но при этом действующих, что влечет торможение развития как общества, так и государства в целом.
Дублирующя функция нацелена на устранение выполнения субъектами экономических отношений схожих конкурирующих и противоречивых функций, в целях отбора наиболее эффективных, совершенствующих и стимулирующих деятельность всех участников экономических отношений.
Содержание выполняемых социально-экономических функций теневой экономики ставит перед научным сообществом проблему по ее определению.
При ее изучении, научное сообщество использует различные подходы для выделения основной идеи теневой экономики, соотнося ее со срытой экономикой, криминальной экономикой, подпольной экономикой, параллельной экономикой и т.д.5
Сложность рассматриваемого явления предполагает проведение комплексного исследования на основе институционального подхода, позволяющего сочетать экономические и не экономические, то есть правовые, социальные и этические основы экономики, а также учитывать национальную ментальность и исторические традиции.
Многокомпонентность теневой экономки предполагает ее разностороннее рассмотрение. Учитывая, что теневая экономика - это сфера экономической деятельности, полагаем, что методологически обоснованным первоначальное рассмотрение посвя-
4 Латов, В.Ю. Указ.сочинение. С. 21.
5 Самаруха, В.И., Буров, В.Ю. Теневая экономика в системе предпринимательской деятельности: монография. - Изд-во БГУЭП, 2010. - С. 4.
тить ее экономическому содержанию, то есть роли и значению теневых экономических отношений.
В основу одной из экономических теорий, обосновывающих появление и существование такого феномена, как «теневая экономика», положена теория природы издержек. Э. де Сото, являющийся ее представителем, обосновывает ее на основе таких противоположных категорий, как «легальность- нелегальность»1. По мнению ученого, эффективность экономической деятельности, как и уход ее в теневой сектор, зависит от нормативно-правовых актов, регламентирующих такие издержки.
Первая их группа основана на издержках правомерного поведения, и выражается в «цене подчинения закону». Она формируется из оплаты доступа к легальной деятельности, сопряженной с получением права на занятие конкретным видом предпринимательской деятельности. Издержки такого доступа включают в себя как единовременное возмездное получение самого права, так и систематическую оплату специализированных взносов (налоги, социальные платежи и т.п.). При их реализации на субъекта легальных экономических отношений в императивном формате накладывается обязанность по соблюдению разработанных государственных стандартов. Ему приходится сталкиваться с неэффективностью бюрократического аппарата, и как следствие нести прямые, экономически не обоснованные финансовые потери.
Вторая включает в себя издержки неофициальной экономики, то есть «цену нелегальности»2. В таких условиях предприниматель уклоняется от «цены по закону», но вынужден оплачивать «цену нелегальности». Цена нелегальности формируется из: стоимости уклонения от наказания; слабой защищенности права собственников участников теневого сектора; недостаточной эффективности внеконтрактного права; объек-
1 де Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире / Э. Де Сото. - М.: Catallaxy, 1995. -С. 149.
2 Файг, Э. Определение и оценка подпольной и неформальной экономики: неомнституциональный подход. Экономическая теория преступлений и наказаний // Реферативный журнал. Неформальный сектор экономики за рубежом. - 2000. - Вып. 2. С. 86.
тивной невозможности участия в капиталоемких проектах; высоких ставок на теневом рынке капиталов . Лица, находящиеся в данном секторе нелегальной экономики, не подчинены установленным законами правилам осуществления экономической деятель-
4
ности .
Представленный подход вызывает особый научный интерес и свидетельствует о неразрывной связи основных экономических законов рыночной экономики и права, представляющего условия для развития экономики. Учитывая то обстоятельство, что вся экономическая деятельность сосредоточена на получении прибыли и осуществляется на свой страх и риск, как это отмечено в ст. 2 Гражданского кодекса РФ, субъекты предпринимательства, преследуя основную свою цель, допускают риски, сопряженные с полным или частичным переходом в теневой сектор5. Это подтверждается полученными результатами проведенного анкетирования.
Так, представители малого бизнеса на вопрос: «Рассматриваете ли Вы возможность полного либо частичного перехода в области теневой экономики?» дали следующие ответы: нет - 42%; да, но только частично - 27%; да, допускаю полный переход - 18%; отказались от ответа - 13%.
Полагаем, что представленные данные демонстрируют современное состояние экономики в части возможного определения объемов ее теневой части и перспектив их изменения.
Показательным является цифра, указывающая, что лишь 42% опрошенных не допускают переход в теневой сектор, тем самым согласны с «подчинением по закону» в рамках существующих издержек предпринимательской деятельности.
3 Буров, В.Ю. Теневая деятельность субъектов малого предпринимательства: Монография. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG. 2011. С. 14-15.
4 Dallago B. (1994) The irregular economy in transition: features, measurement and scope. In: Output Decline in Eastern Europe: Unavoidable, Extertal influence or Homemade? Ed. byR.Z. Holzmanefal. IIASA, Luxemburg. S. 103.
5 Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32, ст. 3301.
Основная же масса (27%+18%=45%) высказывают частичное или полное несогласие с установленными в государстве условиями ведениями малого бизнеса.
Этот факт подтолкнул нас на представление данной группе респондентов следующего вопроса: «Что, по вашему мнению, выступает в качестве главных причин возможного перевода своего бизнеса в нелегальный сектор?». 16% выделили повышенный уровень бюрократизма, замедляющий развитие бизнеса; 28% - высокие ставки налогов и иных платежей; 22% - коррупцию; недобросовестную конкуренцию - 9%; отсутствие реальной государственной поддержки - 12%; активно развивающийся экономический кризис - 7%; отказались от ответа - 6%.
Ознакомившись с полученными результатами, можно констатировать, что представленные предпринимателями причины чаще всего взаимосвязаны между собой, и это подтвердили сами же респонденты (63%). По их мнению, «цена подчинения по закону» экономически не обоснована и завышена, и существенно проигрывает «цене нелегальности», что и подталкивает их на принятие решения о переходе в теневой сектор экономики.
Лица же, готовые осуществлять свой бизнес по закону, что заслуживает уважения к ним, пытаются различными способами обращать внимание к власти в вопросе создания более благоприятных условий для малого бизнеса.
Так, например, для привлечения внимания Президента России к проблемам предпринимателей, Михаил Зуб - председатель совета директоров Мурманского рыбокомбината, на ежегодной пресс-конференции Президента России, состоявшейся 14 декабря 2017 года, представился журналистом издательства «Потребитель». И только такой способ позволил ему выступить со следующей репликой перед главой государства: «... мы три с половиной года землю жуём зубами. Мы рвёмся, для того чтобы выжить, и мы знаем, как выжить. Мы знаем, как поймать дальневосточную рыбу; что рыба по 52 рубля с Дальнего Востока будет по 80 рублей продаваться, а не по триста . Делайте со мной что хотите. Да, я
сюда пришёл незаконно: сделался журналистом и прочее..»1. Следствием данного выступления предпринимателя стало его приглашение на собрание с участием Президента РФ по вопросам развития рыбной промышленности и развития малого бизнеса в этом секторе.
Но в современной истории есть и примеры привлечения внимания к проблемам предпринимателей и противоправным способом, что свидетельствует о безысходности сложившейся ситуации в области дальнейшего развития малого бизнеса. Так вечером 24 августа 2016 года предприниматель Арам Петросян вошел в филиал «Ситибанка» и с закрепленным на груди муляжом взрывного устройства захватил в заложники четырех человек. Причиной его акции стало желание рассказать власти о «большой российской проблеме» - бюрократии и коррупции, являющихся главной причиной вымирания малого бизнеса. Заблаговременно перед захватом филиала банка на канале Уои-ТиЬе был размещен снятый им ролик под названием «Банкротство - это болезнь», где он обращался к Президенту России с демонстрацией тех проблем, с которыми ежедневно сталкиваются честные представители бизнеса. Его действия были квалифицированы по совокупности ст. 205 УК РФ «Террористический акт» и ст. 206 УК РФ «Захват заложников», и 7 сентября 2017 года ему было назначено наказание в виде двенадцати лет лишения свободы с отбыванием его в колонии строгого режима2.
Все вышеизложенное актуализирует развитие направлений по увеличению уровня привлекательности законного предпринимательства путем развития экономической теории природы издержек путем снижения «цены подчинения закону» по отношению к «цене нелегальности». Только таким образом возможно сокращение объемов теневой экономики и, как следствие, ее эко-
1 Большая пресс-конференция Владимира Путина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/563 7 8 (дата обращения: 15.12.2017).
2 Московский окружной военный суд приговорил Арама Петросяна к 12 годам лишения свободы в колонии строгого режима [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://echo.msk.ru/news/2051170-echo.html (дата обращения: 15.12.2017).
номической невыгодности. В настоящее же нелегальности». Что выступает в качестве время можно констатировать выгоду «цены одного из признаков исследуемого явления.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. M 51-ФЗ II Собрание законодательства РФ. - 1994. - M 32. - Ст. 3301.
2. Об утверждении «Основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики»: постановление государственного комитета Российской Федерации по статистике M 7 от 31 января 1998 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: IIbase.garant.ru71576194 (дата обращения: 30.12.2017).
3. Лгарков, T.A. Теневая экономика региона: моделирование, анализ, противодействие: монография I под ред. АИ. Татаркина, A.A. Куклина. - Екатеринбург, 2008. - 263 с.
4. Aдамкулова, Ч.У. Применение опыта европейских стран в определении структуры теневой экономики и ее влияние на экономический рост II Европейский диалог. - 2003. - M 2. - С. 32-38.
5. Большая пресс-конференция Владимира Путина [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/newsI56378 (дата обращения: 15.12.2017).
6. Буров, В.Ю. Теневая деятельность субъектов малого предпринимательства: монография. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. - 225 с.
7. Голованов, Е.Б. Теневая экономика: конспект лекций. - Челябинск, 2015. - 61 с.
8. де Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире I Э. Де Сото. - М.: Catallaxy, 1995. - С. 74.
9. Кашкаров, A. «Черная дыра» Развитие теневой экономики в мире II Эксперт. - 2000. -M 12.- С. 12-13.
10. Косалс, Л.Я. Становление институтов теневой экономики в постсоветской России I Л.Я. Косалс, Р.В. Рывкина II Социологические исследования. - 2002. - M 4. - С. 13-21.
11. Кузнецов, АП. Теневая экономика как порождение экономических дисфункций. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России : Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2007 г.) - М.: Научный эксперт, 2007.- С. 374-382.
12. Латов, В.Ю. Социальные функции теневой экономики в институциональном развитии постсоветской России: автореф. ... докт. соц. наук. - Тюмень. 2008. - 53 с.
13. Московский окружной военный суд приговорил Aрама Петросяна к 12 годам лишения свободы в колонии строгого режима [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://echo.msk.ru/news/2051170-echo.html (дата обращения: 15.12.2017).
14. Нуреев, П.М. Экономика развития модели становления рыночной экономики: учебник. - М. : Инфра-М, 2001. - 152 с.
15. Смирнов, A.H, Рогозинский, Е.В. Функции теневой экономики в социально -экономической системе II Экономические науки. - 2008. - M 4. - C. 133-138.
16. Сатерленд, Э.Х. Являются ли преступления людей в белых воротничках преступлениями? II Социология преступности (Современные буржуазные теории.) - М.: Прогресс, 19бб. - С. 45-59.
17. Самаруха, В.И., Буров, В.Ю. Теневая экономика в системе предпринимательской деятельности: монография. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. - 242 с.
18. Файг, Э. Определение и оценка подпольной и неформальной экономики: неомнсти-туциональный подход II Экономическая теория преступлений и наказаний. Реферативный журнал. Неформальный сектор экономики за рубежом. - 2000. - Вып. 2. - С. 86.
19. Cassel, D. Funktionen der Schattenwirtschaft im Koordinationsmechanismus von Markt-und Plan-wirtschaften // ORDO. Jahrbuch fur die Ordnung von Wirtschaft und Gesellschaft. Bd. 37. 198б. P.73-103.
20. Dallago, B. (1994) The irregular economy in transition: features, measurement and scope. In: Output Decline in Eastern Europe: Unavoidable, Extertal influence or Homemade? Ed. by
R.Z. Holzmanefal. IIASA, Luxemburg. P. 103.
21. Journal of Public Economics June 2000 - E. Friedman, S. Johnson, D. Kaufmann, and P. Zoido-Lobatyn http ://www.worldbank.org/wbi/governance/govdata/unofficial_data.xls