Научная статья на тему 'Структурная гармонизация российских энергетических рынков, энерго-транспортных систем и систем их нормативного регулирования при встраивании в систему международных энергетических бизнесов'

Структурная гармонизация российских энергетических рынков, энерго-транспортных систем и систем их нормативного регулирования при встраивании в систему международных энергетических бизнесов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЫНКИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СЕТИ (SMART GRID) / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГОВЫЕ ПЛОЩАДКИ / ЭНЕРГООБЪЕДИНЕНИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / INFORMATION SYSTEM / ENERGY MARKETS / SMART GRID (SMART GRID) / ELECTRONIC TRADING PLATFORMS / POWER SYSTEM / OPTIMIZATION / ENERGY INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барикаев Е. Н., Логинов Е. Л.

Анализируются проблемы структурной гармонизации российских энергетических рынков, энерготранспортных систем и систем их нормативного регулирования при встраивании в систему международных энергетических бизнесов в условиях интеграции энергосистем и энергорынков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Барикаев Е. Н., Логинов Е. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural harmonization of Russian energy markets, energy and transport systems and their regulatory system for embedding in international energy businesses

Analyzed the problem of structural harmonization of Russian energy markets, energy and transport systems and their regulatory system for embedding in international energy businesses in the integration of energy systems and energy markets.

Текст научной работы на тему «Структурная гармонизация российских энергетических рынков, энерго-транспортных систем и систем их нормативного регулирования при встраивании в систему международных энергетических бизнесов»

СТРУКТУРНАЯ ГАРМОНИЗАЦИЯ РОССИЙСКИХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЫНКОВ, ЭНЕРГО-ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ И СИСТЕМ ИХ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИ ВСТРАИВАНИИ В СИСТЕМУ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ БИЗНЕСОВ

Е.Н. Барикаев,

кандидат экономических наук, доцент;

Е.Л. Логинов, доктор экономических наук Заместитель генерального директора Института экономических стратегий Научная специальность:05.13.01 — системный анализ, управление и обработка информации E-mail: [email protected]

Аннотация. Анализируются проблемы структурной гармонизации российских энергетических рынков, энерго-транспортных систем и систем их нормативного регулирования при встраивании в систему международных энергетических бизнесов в условиях интеграции энергосистем и энергорынков.

Ключевые слова: информационная система, энергетические рынки, интеллектуальные сети (smart grid), электронные торговые площадки, энергообъединения, оптимизация, энергетическая инфраструктура.

STRUCTURAL HARMONIZATION OF RUSSIAN ENERGY

MARKETS, ENERGY AND TRANSPORT SYSTEMS AND THEIR REGULATORY SYSTEM FOR EMBEDDING IN INTERNATIONAL ENERGY BUSINESSES

E.N. Barikayev,

candidate of economic sciences, senior lecturer;

E. L. Loginov,

doctor of economics deputy director general of Institute of economic strategy

Annotation. Analyzed the problem of structural harmonization of Russian energy markets, energy and transport systems and their regulatory system for embedding in international energy businesses in the integration of energy systems and energy markets.

Keywords: information system, energy markets, smart grid (smart grid), electronic trading platforms, Power System, optimization, energy infrastructure.

Глобальный финансово-экономический кризис в мировой экономике генерирует не только разработку и производство инновационных продуктов и услуг, но и меняет образ жизни людей и формы деятельности организаций, их взаимоотношения и приоритеты развития с учетом процесса выхода из

глобального кризиса и перспектив посткризисного развития с соответствующим изменением методов управления экономикой.

В этих — все усложняющихся условиях — становится все более заметна усиливающаяся потребность в структурной гармонизации энергетических

рынков России [11]. Структурная гармонизация понимается как усовершенствование, улучшение функционирования энергетических рынков на основе поддержания [в том числе упорядочения и возобновления] совокупности устойчивых связей составляющих ее хозяйствующих субъектов и их групп через формирование упорядоченной комплексной системы формализованных электронных рынков товарных ресурсов [13].

Возникает необходимость формирования новых подходов к анализу структуры производственной, экономической, социальной нагрузки отраслей и регионов, выделения центров роста добавленной стоимости и соответственно к изменению методологии развития и управления производственным комплексом страны, применяя подходы, основанные на анализе различного вида упорядоченной комплексной системы отраслевых рынков товарных ресурсов [2].

Рассматриваемый подход позволяет выделять кластеры соответствующих [электронных] энергетических рынков, энерго-транспортных систем и систем их нормативного регулирования как структурно-системные образования, обладающие рядом особенностей присущим лишь им, в виду своеобразия и значимых отличий по участию в процессе формирования, мультипликации, монетизации и трансферта добавленной стоимости.

Сочетание условий, формирующих кластеры соответствующих [электронных] энергетических рынков, энерго-транспортных систем и систем их нормативного регулирования и балансовых соотношений, потенциальной возможности наращивания и монетизации добавленной стоимости, дает возможность определить натурально-стоимостной сегмент отраслевого рынка товарных ресурсов, который в данном случае является опорной структурной единицей народнохозяйственного планирования [7].

Вопросы правильной сегментации соответствующих [электронных] энергетических рынков, энер-го-транспортных систем и систем их нормативного регулирования являются ключевыми как для определения оптимальной структуры отраслей, так и для нахождения высокоэффективных решений при консолидированном управлении массивами добавленной стоимости, наработанными в российской экономике [6]. По этой причине необходимо увязать воедино систему формирования кластеров соответствующих [электронных] энергетических рынков, энерго-транспортных систем и систем их норматив-

ного регулирования с формированием экономических и топливно-энергетических балансов [12].

Здесь требуется стратегическая сегментация соответствующих [электронных] энергетических рынков, энерго-транспортных систем и систем их нормативного регулирования, которая создает предпосылки перехода к качественно иной структуре производства экспортно-ориентированной продукции с территориальной дифференциаций бюджетных обременений, регулируемых государством цен и тарифов в зависимости от различных характеристик нагрузки и месторасположения товаропроизводителей и выбора вариантов господдержки для формирования комплекса распределенных корпоративно-отраслевых производственных комплексов с мультифункциональной ориентированностью на удовлетворение потребностей различных групп российских потребителей и экспорт на зарубежные рынки.

Кластерный подход к формированию [электронных] энергетических рынков, энерго-транспортных систем и систем их нормативного регулирования позволяет оптимизировать процесс составления экономических балансов в корпоративно-отраслевом разрезе, более точно выделить внутриотраслевое и межотраслевое движение массивов добавленной стоимости, в том числе, позволяет структурировать возникающие проблемы с изъятием части добавленной стоимости при ее монетизации за рубежом, с «растворением» уже в России части монетизиро-ванной добавленной стоимости вследствие неэффективного корпоративного менеджмента или эгоистичной политики, реализуемой корпоративными собственниками. В конечном итоге на этой основе определяется необходимый административный ресурс госуправления, направляемый для решения конкретной проблемы развития соответствующего рынка (отрасли) со сложившейся корпоративной структурой с целью оптимизации процесса формирования, сохранения и мультипликации народнохозяйственной добавленной стоимости.

В отраслях российской экономики такое управление формированием и функционированием [электронных] энергетических рынков, энерготранспортных систем и систем их нормативного регулирования должно обеспечивать выполнение условий сохранения и мультипликации народнохозяйственной добавленной стоимости в нормальных и кризисных условиях функционирования [4]. Здесь

необходимо применение критериев конечных консолидированных выплат в бюджет и инвестиционных программ с учетом проблем ограничения роста тарифов ЖКХ [9].

Отдельно следует отметить, что подобный принцип выделения системообразующих кластеров и экономических сегментов соответствующих [электронных] энергетических рынков, энерготранспортных систем и систем их нормативного регулирования применим к территориально обособленным, но взаимосвязанным национальным экономическим системам [республик СНГ] и облегчает возможность их последующего включения в состав экономических союзов с участием России, в том числе Таможенного союза.

Можно сформулировать энергостратегическую парадигму выгодности для народного хозяйства нашей страны квази-консолидированного экспорта различных видов энергетических ресурсов с заменой (рокировкой) при необходимости конкретного вида энергоресурса другим видом [5]. Такая замена должна осуществляться с учетом конъюнктуры и тенденций развития международных топливно-энергетических рынков для концентрации и мультипликации добавленной стоимости в российских, а не иностранных компаниях [1].

Такой подход в современных условиях может быть сформирован на основе вариантов использования глобально ориентированной политики управления рынками в России [и Таможенного союза] для реализации неоиндустриальных императивов технологической модернизации экономики России при ее интеграции на мировые рынки [8].

Суть предлагаемого подхода мы можем сформулировать следующим образом: разработку стратегии формирования соответствующих [электронных] энергетических рынков, энерго-транспортных систем и систем их нормативного регулирования на основе системы взаимосвязанных электронных торговых площадок необходимо осуществить через реализацию стратегической парадигмы квази-кон-солидированного экспорта энергетических ресурсов, с концентрацией добавленной стоимости от использования консолидированного национального топливно-энергетического потенциала в крупных корпоративных группах товаропроизводителей с государственным участием с опорой на организационное оформление («упаковку») и структурирование сложившегося отраслевого рыночного оборота

товарных ресурсов на основе системы взаимосвязанных электронных торговых площадок.

Оптимизация такого развития в нашей стране требует формирования товарно-инвестиционного цикла с целенаправленным программированием международной конкурентоспособности соответствующих российских производителей путем конфигурирования производственных бизнес-циклов на основе комплексирования формализованных отраслевых рынков товарных ресурсов, монетизирую-щих формирующейся в стране объем добавленной стоимости (часто его увод за рубеж в оффшорные центры) при формировании и структурировании сложившегося отраслевого рыночного оборота товарных ресурсов на основе системы взаимосвязанных электронных торговых площадок.

В основе рыночного товарно-инвестиционного цикла лежит микро-цикл консолидированного использования ключевых производственно-технологических активов в крупных корпоративных группах российских товаропроизводителей с государственным участием. Таким образом, консолидация — в крупных корпоративных группах товамропроизво-дителей с государственным участием — активов нефте-газовых, электроэнергетических и пр. предприятий [в России и за рубежом] позволяет сформировать товарно-инвестиционный цикл, т.е. эффективную бизнес-систему, способную завоевать и удерживать существенную долю мирового рынка с рокировкой (замещением) различных видов энергосырьевых ресурсов и иной продукции между собой [в рамках цепочки «закольцованных» энергетических и энергосвязанных бизнесов] и в конъюнктурно выгодные сегменты мировых энергетических рынков с наибольшей долей добавленной стоимости, а, следовательно, обеспечивать рост доходов и финансовое благополучие российской экономики.

Систему госрегулирования в российской экономике следует развивать не в направлении все большей дезинтеграции товарных операций и энергоциклов (к чему нас подталкивают энергетические институты ЕС), а, наоборот, в сторону системной управленческой интеграции отраслевых рынков и соответствующих видов энергетических и энергосвязанных бизнесов.

Наиболее рациональным подходом к решению проблем управления организацией и реализацией отраслевых научно-технических и производственно-технологических взаимосвязей корпоративных

групп товаропроизводителей при их интеграции в мировую экономику является разработка и практическое внедрение новой управленческой стратегии, базирующейся на реализации политики формирования соответствующих [электронных] энергетических рынков, энерго-транспортных систем и систем их нормативного регулирования в рамках сквозного по-итерационного [автоматизированного] мониторингового сопровождения цепочек товарных операций крупных корпоративных групп товаропроизводителей с ориентацией на технологическую интеграцию, организационную координацию и использование консолидированного национального топливно-энергетического потенциала как своего рода связанного пакета различных видов товарных ресурсов и корпоративно «упакованных» производственных и торговых бизнесов.

Здесь требуется разработка модели перехода к новому — международно-интегрированному — формату развития России [и Таможенного союза] с учетом необходимости обеспечения народнохозяйственной оптимизации нашей страны, стран-партнеров на постсоветском пространстве [3]. Такая оптимизация может быть обеспечена на основе комплексирования формализованных отраслевых рынков товарных ресурсов, монети-зирующих формирующейся в стране объем добавленной стоимости с ориентацией внутри нашей страны на балансирование системно связанных пакетов энерго-сырьевых ресурсов и иной продукции [нефть, газ, электроэнергия, уголь] с выходом на единый экономически обоснованный эквивалент кВт/ч [14]. Таким образом достигается отраслевая топливно-энергетическая сбалансированность в неоиндустриальном формате предприятий российской экономики при встраивании в систему международных бизнесов [10].

Структурирование рыночного оборота энергетических ресурсов в интегрированных [через интегрированную структуру отраслевых рынков товарных ресурсов России] евро-азиатских производственных и товарных системах, а также опосредующих эти процессы массивов финансовых активов с формированием новых пулов долговых и иных ценных бумаг, прежде всего — секъюритизирован-ных долгов товаропроизводителей, для оборота на российском и зарубежных финансовых рынках приведет к оживлению операций на товарных и финансовых рынках и соответствующему росту бизнеса [в

т.ч. возрастанию ВВП] и улучшению общих макро-, мезо- и микро-финансовых показателей российских предприятий.

Предлагаемые подходы к международной интеграции товарных, финансовых и т.п. рынков и систем товародвижения на постсоветском пространстве предназначены для решения задач интегрированного управления товарными потоками через сегмент (группы постсоветских стран) складывающейся суперсистемы Таможенного союза с опорой на осуществление основного объема товарных сделок через электронные торговые площадки на базе комплексной системы формализованных электронных рынков товарных ресурсов России во взаимосвязи с мировыми товарно-финансовыми рынками и финансовыми центрами.

Развитие механизмов экономической интеграции на постсоветском пространстве, интеграция товарных, финансовых и т.п. рынков и систем товародвижения постсоветских стран (интерес к этим процессам проявляют Китай, Турция, страны БРИКС и пр.) через формирование комплексной товарно-финансовой позиции России [и ее крупных корпораций] на мировых рынках на базе комплексной системы формализованных электронных рынков товарных ресурсов России позволяет предложить развитие торговли энерго-сырьевыми ресурсами и иной продукцией в рамках единой системы взаимосвязанных электронных торговых площадок и перенесения туда основного объема торгового оборота товарных ресурсов с выходом на электронную торговлю в дружественных России постсоветских республиках, первоначально — в рамках Таможенного союза.

Эти основы — для позитивного развития экономических процессов в коллаборативно сформулированных интересах нашей страны и дружественных постсоветских государств — нужно определенным образом дополнить реконструкцией международных и связанных с ними национальных организационно-управленческих механизмов на базе Таможенного союза, базирующихся на стратегии формирования комплексной товарно-финансовой позиции России [и ее крупных корпораций] на мировых рынках в условно единой модели рынка товарных ресурсов стран Таможенного союза на базе единой комплексной системы формализованных электронных рынков товарных ресурсов России и аналогичных систем дружественных стран.

Таким образом, квази-интеграция группы обособленных ключевых энергетических рынков различных товарно-продуктовых сфер (отраслей и секторов экономики) в условно единый рынок товарных ресурсов нашей страны с трансляцией российских схем регулирования и координации товарного оборота на страны Таможенного союза и далее в евразийском направлении является основой нового образа действий, с помощью которого возможно комплексирование и регулирование оборота отраслевых рынков товарных ресурсов на дву- и многосторонней международной основе. Отсюда следует, что использование российского интегрированного кластера [электронных] энергетических рынков, энерго-транспортных систем и систем их нормативного регулирования и зон взаимно координированных условий поставок товарных ресурсов является ключевым элементом оптимизации построения евразийской экономической суперсистемы в выгодном — для нашей страны и дружественных стран-партнеров — формате с обеспечением надежности товароснабжения потребителей России и других стран.

Литература

1. Баитов А.В. Сетецентрическое управление энерго-инфраструктурными узлами с ключевым положением АЭС в глобальной энергетике // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013, №30. С.2-10.

2. Деркач А.К. Инвестиционные аспекты балансирования научно-технических циклов в экономике России // Альманах современной науки и образования. 2013. № 8 (75). С. 107-109.

3. Деркач Н.Л. «Интеллектуальные сети» (smart grid) в электроэнергетике: проблемы управления и безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2011, №20. С.49-55.

4. Зеленин Д.В. Новая парадигма управления экономикой: переход к «умным сетям» различного управленческого назначения // Экономические науки, 2010, №70. С.156-161

5. Логинов Е.Л., Барикаев Е.Н. Модернизация ЕЭС России: переход к интеллектуальной программно-аппаратной платформе синхронизированного управления распределенными энергетическими объектами // Вестник Московского университета МВД, 2013, №3. С.171-174.

6. Логинов Е.Л., Барикаев Е.Н. Системотехнические решения комплексного мониторинга транспортировки топливно-энергетических ресурсов в энер-го-транспортной инфраструктуре России // Вестник

Московского университета МВД, 2013, №7. С.247-250.

7. Логинов Е.Л., Логинов А.Е. Международное комплексирование экспорта пакета базовых топливно-энергетических ресурсов при построении трансконтинентальной энергетической инфраструктуры на базе энергетической, нефте- и газотранспортной систем России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013, №1. С.25-32.

8. Лукин В.К. Проблемы глобализационной трансформации форм долгового финансирования на уровне субъекта Российской Федерации и муниципальных образований // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 7-1. С. 196-199.

9. Малая энергетика России: стратегические проблемы энергетического развития в XXI веке. Монография. — М.: Цифровичок, 2009. — 338 с.

10. Мищенко А.В. Методы анализа электронных транзакций в глобальных информационных сетях // Инженерная физика, 2005, №4. С. 72-78.

11. Проблемы повышения надежности управления объектами критической инфраструктуры на основе методов композиционного и нейросетевого моделирования.- М.: НИЭБ, 2011.- 241 с.

12. Руднев А.В. Проблемы разработки и внедрения информационных систем при управлении газотранспортным объектом // Инженерная физика, 2006, №3. С. 71-73.

13. Шевченко И.В., Лукин В.К. Финансовое регулирование российской экономики как макрокоге-рентной системы в условиях нелинейной экономической динамики // Финансы и кредит. 2013. № 22. С. 17-22.

14. Шкрабляк Н.С. Методологические подходы к разработке механизма мониторинга электронных финансовых транзакций // Инженерная физика, 2009, №9. С. 41-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.