Научная статья на тему 'Новые подходы к рыночному регулированию в энергетической сфере на основе упорядоченной комплексной системы формализованных электронных рынков товарных ресурсов России и Таможенного союза'

Новые подходы к рыночному регулированию в энергетической сфере на основе упорядоченной комплексной системы формализованных электронных рынков товарных ресурсов России и Таможенного союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЭНЕРГО-ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СЕТИ (SMART GRID) / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЫНКИ / ЭНЕРГООБЪЕДИНЕНИЯ / ТОВАРНО-ФИНАНСОВЫЕ ЦИКЛЫ / INFORMATION SYSTEM / ENERGY AND TRANSPORT INFRASTRUCTURE AND INTELLIGENT NETWORK (SMART GRID) / ENERGY MARKETS / ENERGY POOL / COMMODITY AND FINANCIAL CYCLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барикаев Е. Н., Логинов Е. Л.

Анализируются проблемы совершенствования рыночного регулирования в энергетической сфере путем структурирования сложившегося отраслевого рыночного оборота на основе упорядоченной комплексной системы формализованных электронных рынков товарных ресурсов России и Таможенного союза в рамках стандартизированных экономико-правовых оболочек, электронных компьютерных систем и информационно-аналитических платформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Барикаев Е. Н., Логинов Е. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New approaches to market regulation in the energy sector on the basis of a comprehensive system of formalized orderly markets electronic commodity resources of Russia and the Customs Union

The problems of improvement of market regulation in the energy sector by structuring existing sectoral market turnover on the basis of an orderly system of formalized comprehensive electronic resources of commodity markets of Russia and the Customs Union within the standardized economic and legal shells, electronic computer systems and information-analytical platforms are analyzed.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к рыночному регулированию в энергетической сфере на основе упорядоченной комплексной системы формализованных электронных рынков товарных ресурсов России и Таможенного союза»

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РЫНОЧНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ НА ОСНОВЕ УПОРЯДОЧЕННОЙ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ФОРМАЛИЗОВАННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ РЫНКОВ ТОВАРНЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ И ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Е.Н. БАРИКАЕВ

кандидат экономических наук, доцент Е.Л. ЛОГИНОВ

доктор экономических наук, заместитель Генерального директора Института экономических стратегий Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

E-mail: [email protected]

Аннотация. Анализируются проблемы совершенствования рыночного регулирования в энергетической сфере путем структурирования сложившегося отраслевого рыночного оборота на основе упорядоченной комплексной системы формализованных электронных рынков товарных ресурсов России и Таможенного союза в рамках стандартизированных экономико-правовых оболочек, электронных компьютерных систем и информационно-аналитических платформ.

Ключевые слова: информационная система, энерго-транспортная инфраструктура, интеллектуальные сети (smart grid), энергетические рынки, энергообъединения, товарно-финансовые циклы.

NEW APPROACHES TO MARKET REGULATION IN THE ENERGY SECTOR ON THE BASIS OF A COMPREHENSIVE SYSTEM OF FORMALIZED ORDERLY MARKETS ELECTRONIC COMMODITY RESOURCES OF RUSSIA AND THE CUSTOMS UNION

E.N. BARIKAYEV

candidate of economic sciences, senior lecturer

E.L. LOGINOV

Doctor of economics, Deputy Director general of Institute ofEconomic Strategy

Annotation. The problems of improvement of market regulation in the energy sector by structuring existing sectoral market turnover on the basis of an orderly system of formalized comprehensive electronic resources of commodity markets of Russia and the Customs Union within the standardized economic and legal shells, electronic computer systems and information-analytical platforms are analyzed.

Key words: information system, energy and transport infrastructure and intelligent network (smart grid), energy markets, energy pool, commodity and financial cycles.

Новый этап развития мировой и российской экономики с учетом реалий сопротивления деструктивным явлениям глобального финансово-экономического кризиса поставил на повестку дня вопрос о необходимости нахождения новых методов и инструментов рыночного управления [13]. При этом особенности современной струк-

туры экономики России требуют дополнения существующей практики управления отраслями национального хозяйства нашей страны новыми подходами к управлению рынками товаров и услуг как российского, так и международного (Таможенный союз, СНГ, ШОСС, БРИКС и т.п.) характера [6].

Вымывание (вследствие сложившегося характера рыночных трансформаций) из отраслей национального хозяйства нашей страны значительных производственных секторов (гражданское приборостроение и пр.) привело к тому, что в товарообороте и потреблении юридических и физических лиц значительно увеличилась доля импорта.

В этих условиях эффективность ранее сложившихся механизмов отраслевого управления, в том числе использования межотраслевых балансов, административно устанавливаемого цено- и тарифоо-бразования и пр., несколько снизилась и для повышения эффективности госуправления необходимо формирование нового качества управления национальным рыночным комплексом России через регулирование сложившегося отраслевого рыночного оборота на основе формирования системы отраслевых рынков товарных ресурсов [8].

Организационное оформление («упаковка») и структурирование сложившегося отраслевого рыночного оборота в рамках стандартизированных экономико-правовых оболочек, электронных компьютерных систем и информационно-аналитических платформ, формализующих функционирование существующих хаотических рынков товарных ресурсов, позволит эффективно осуществлять оптимизационную структуризацию финансово-хозяйственных взаимосвязей (торговых операций) хозяйствующих субъектов всех форм собственности.

Сложится возможность также реализовать комплексный автоматизированный детализированный мониторинг, интеллектуальную обработку данных, поддержку принятия решений органами госуправления и корпоративными структурами в целях осуществления социально-ориентированного управления для достижения и поддержания устойчивой экономико-политической ситуации в нашей стране и ускорения социально-экономического роста [3].

В связи со сложностью процессов интеграции товарных, финансовых и т.п. рынков и систем товародвижения разных стран и вероятностью (в условиях продолжающихся глобальных кризисных явлений) усиления проблем на пути интеграции нашей страны в мировую экономику целесообразно повышение конкурентоспособности российских товаропроизводителей путем комплексирования от-

раслевых рынков товарных ресурсов (прежде всего, базовых топливно-энергетических ресурсов — нефть, газ, электроэнергия), что особенно актуально с учетом возможностей формирования комплексной товарно-финансовой позиции России (и ее крупных корпораций) на мировых рынках на базе комплексной системы формализованных электронных рынков товарных ресурсов России.

В этих условиях необходима группировка энер-го-сырьевых, транспортных и других возможностей и потенциалов России и дружественных государств, прежде всего из числа республик бывшего СССР, в рамках международного экономического сотрудничества, что целесообразно «упаковать» путем организационного оформления и структурирования сложившегося отраслевого рыночного оборота в рамках электронных торговых площадок (систем). Такой кластер квази-интегрированных отраслевых рынков товарных ресурсов представляет собой организационно взаимосвязанную по определенным профилям оргструктуру организационного оформления («упаковки») неструктурированного или слабоструктурированного отраслевого рыночного оборота путем развития системы взаимосвязанных электронных торговых площадок в рамках (территориально, производственно и т.п.) структурированных финансово-хозяйственных связей и бизнес-циклов, а также зоны обращения национальных валют (с опорой на расчеты в рублях).

Использование Россией стратегии формирования и развития российского интегрированного кластера (электронных) товарных рынков, товаро-транспортных систем и систем их нормативного регулирования и зон взаимно координированных условий поставок товарных ресурсов (прежде всего, базовых топливно-энергетических ресурсов) создает возможность налаживания процесса эффективного в условиях глобальных финансово-экономических флуктуаций комплексирования рыночных факторов повышения эффективности процессов «монетизации» добавленной стоимости от энер-го-сырьевого экспорта России и дружественных стран и расширения народнохозяйственной оптимизации товарно-финансовых циклов различных товарно-продуктовых сфер (отраслей и секторов экономики).

Для реализации таких новых стратегических

возможностей необходимо:

ф формирование организационной модели создания и функционирования российского интегрированного кластера (электронных) товарных рынков, товаро-транспортных систем и систем их нормативного регулирования на основе типового механизма создания и функционирования формализованных электронных рынков товарных ресурсов и услуг по их хранению и транспортировке;

ф выработка условий и процедур координации поставок и оборота товарных ресурсов (прежде всего, базовых топливно-энергетических ресурсов) для выхода на единый детализированный по отраслям, территориям и компаниям массив добавленной стоимости и прибыли, в том числе в рамках агрегированных корпоративных групп, имеющих (непрозрачные) разветвленные структуры дочерних и зависимых обществ за рубежом, в том числе в офшорных зонах;

ф выстраивание организационно-хозяйственного (экономического, правового и т.п.) взаимодействия органов госуправления и компаний всех форм собственности в рамках формирования условно единого рынка топливно-энергетических ресурсов нашей страны со всеми видами энергетических и иных национальных компаний, имеющих отношение к экспорту топливно-энергетических ресурсов, независимо от формы собственности и собственников для мониторинга и координации реальных процессов формирования, концентрации и перераспределения всех форм и видов получаемых от энергетического экспорта или формируемых на его основе финансовых активов, их мультипликации в плане роста прибыли, курсовой стоимости и капитализации бизнеса;

ф стратегическое позиционирование национальных компаний-поставщиков в рамках глобальных товарно-экономических циклов с учетом мировых и локальных финансово-экономических флуктуаций, глобальной энергетической, сырьевой и пр. конъюнктуры для формирования совокупной конкурентной позиции по конкретным видам топливно-энергетических ресурсов в условно единой моде-

ли рынка товарных ресурсов стран Таможенного союза;

ф выход на стратегический пул совместных инвестиционных программ (на постсоветском пространстве) группы национальных компаний-поставщиков товарных ресурсов с перспективой на 15—20 лет для укрепления совокупного производственного потенциала России и дружественных стран в отношении попыток их вытеснения с европейских и азиатских рынков (за счет демпинга и пр.), реализуемых иными государствами и ТНК.

Решение этих задач может быть обеспечено за счет формирования отдельных обособленных ключевых товарных рынков в товарно-продуктовых сферах России и их квази-интеграции в условно единый рынок товарных ресурсов нашей страны [12]. При этом, необходимо превращение его в своего рода системное ядро отраслей и секторов экономики применительно к различным уровням реализации хозяйственных и др. взаимосвязей и технологической кооперации для формирования комплексной товарно-финансовой позиции России [и ее крупных корпораций] на мировых рынках в условно единой модели рынка товарных ресурсов стран Таможенного союза [4].

С учетом такой ситуации поддержание финансового благополучия как самой России, так и группы дружественных стран на постсоветском экономическом пространстве должно опираться на формирование новой архитектуры международной интеграции товарных, финансовых и т.п. рынков и систем товародвижения [2]. Это целесообразно делать в рамках экономического союза, наиболее подходящим форматом которого в сложившихся условиях является складывающийся Таможенный союз [9].

Нашей стране при этом необходимо не упустить возможности повлиять (с помощью экономических, политических и иных рычагов, включая собственные инвестиционные проекты в России и за рубежом) на дальнейшие тренды формирования комплексной товарно-финансовой позиции России (и ее крупных корпораций) на мировых рынках в выгодном для нашей страны архитектурном решении формирования сегмента складывающейся суперсистемы Таможенного союза [1]. Это необходимо

осуществить с опорой на осуществление основного объема товарных сделок через электронные торговые площадки на базе комплексной системы формализованных электронных рынков товарных ресурсов России [15].

При этом программы развития механизмов комплексирования отраслевых рынков товарных ресурсов должны корректироваться в зависимости от изменений состояния мировой экономики, корреспондировать с поставленной задачей модернизации для решения проблем перехода к новому, более высокому, уровню способности российских товаропроизводителей к оптимизации производства и сбыта товарных ресурсов в мировой экономике [11].

Необходима выработка стратегий поддержания экономической когерентности и международной связанности мер производственной и торговой политики на основе стандартизации основных финансово-хозяйственных схем деятельности товаропроизводителей России и дружественных постсоветских стран, используемых для стратегического консолидирования целевых производственно-сбытовых стратегий при подготовке и осуществлении мер модернизации, направленных на ускоренную реализацию трендов повышения конкурентоспособности в национальной и трансграничной рыночной деятельности, повышение в ней доли инновационных производств и сервисов.

В настоящее время, учитывая, что сейчас отрасли энерго-сырьевого экспорта являются ключом к развитию всей экономики нашей страны, как своего рода «инвестиционный локомотив» инновационных трансформаций, необходимо выстроить четкую систему регулирования со стороны государства этих отраслей, а в отношении крупных корпораций — механизмов координации для упорядочения процесса формирования, сохранения и мультипликации народнохозяйственной добавленной стоимости. Решение этих проблем нам видится в:

1) выделении в российской экономике потенциальных макроэкономических ядер динамичных массивов трансгранично перемещающейся добавленной стоимости (в первую очередь, энер-го-сырьевых отраслей), затем монетизирующей-ся за рубежом в зависимости от конфигураций и

конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков;

2) концентрации усилий российских корпораций (и их зарубежных ДЗО) на занятии сегментов мировых рынков, где монетизируются эти ядра сформированной в России добавленной стоимости и установлении контроля над зарубежными активами, формирующими организационно-технологическую среду монетизации таких ядер в различных областях предметной деятельности и совокупности таких областей;

3) «пакетной» фиксации монетизированных за рубежом и в России корпоративных массивов добавленной стоимости в отраслевом и межотраслевом аспектах в финансовой, материальной или иной форме;

4) трансферте монетизированной добавленной стоимости (путем перевода финансовых средств, товарных ресурсов или инноваций) из-за рубежа в российскую экономику;

5) формировании на их основе средне- и долгосрочных инвестиционных вложений в модерниза-ционные проекты российских корпораций, которые создадут основу для будущего перераспределения в пользу России конечного числа ядер добавленной стоимости и переконфигурации мировых товарных и финансовых рынков с внедрением туда ТНК российского происхождения как базовых институтов мировой экономики.

Развитие региональных и глобальных товарных и финансовых рынков подразумевает поэтапное формирование межгосударственных экономических объединений России и других стран Европы и Азии, прежде всего Таможенного союза [14].

При наличии зарубежного спроса на российские энергетические и сырьевые ресурсы и инновационных экономических импульсов развития внутри страны Россия может стать успешным глобальным игроком на рынках как Европы, так и Азии [7]. Реализация такой стратегии формирует необходимость унификации экономических форматов функционирования отраслевых товарных рынков и синхронизации их деятельности в рамках федеральных императивов социально-экономического развития [5].

Одной из важнейших задач и обязательным условием успешности такой политики российских

Добавленная стоимость нефтяного сектора топливно

ресурсов

Добавленная стоимость угольного сектора топливно-энергетических ресурсов

Ядра добавленной стоимости

Возможная рокировка добавленной стоимости топливно-энергетических ресурсов

Рис. 1. Схема формирования ядер добавленной стоимости, складывающейся в России при производстве сырья и энергосырьевых ресурсов

органов госуправления и корпорации являются макроэкономическая оценка и прогнозирование объема таких ядер добавленной стоимости, складывающейся в России при производстве (добыче и т.п.) сырья и энерго-сырьевых ресурсов и иной продукции [10]. На этой основе возможно формирование экономических балансов в межотраслевом, отраслевом, территориальном и корпоративном разрезах, выработка индикаторов или границ коридора вола-тильности индикаторов деятельности российских отраслевых товарных рынков как основы синхронизации экономической, производственной, научно-технической деятельности и развития российских хозяйствующих субъектов и их ДЗО в России и за рубежом (рис. 1).

Результатом должен быть выход на качество управления национальным рыночным комплексом России в условиях обострения конкуренции на мировых товарных рынках, позволяющее сохранить для России основной массив наработанной в стране добавленной стоимости, несмотря на глобальные экономические флуктуации, изменение конъюнктуры и цен на товарные и финансовые ресурсы на мировых рынках, крупные международные спекуляции, временные демарши национальных правительств других стран в отношении российских корпораций, их экспорта или корпоративных приобретений за рубежом и т.п.

Литература

1. Апканеев А.В. Стратегические направления совершенствования системы управления предприятиями атомной отрасли // Вестник экономической интеграции. 2010. № 7. С. 47—52.

2. Баитов А.В. Обеспечение энергоэкономической устойчивости атомного энергопромышленного комплекса России в системе глобальных факторов конкурентоспособности // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 29. С. 2—7.

3. Волков Д.И. Куда ведет экономику трансформация газовой составляющей? // Региональная экономика: теория и практика. 2004. № 3. С. 34—37.

4. Деркач А.К. Внедрение облачных информационно-вычислительных сервисов как основа интегрирования организационно-экономических механизмов управления в региональных инновационных кластерах // Альманах современной науки и образования. 2013. № 8 (75). С. 105—107.

5. Деркач А.К. Совершенствование механизмов привлечения, концентрации и целевого вложения инвестиций в инновационные программы // Альманах современной науки и образования. 2013. № 9 (76). С. 109—110.

6. Логинов Е.Л., Барикаев Е.Н. Мультиагентные императивы обеспечения безопасности энергоснабжения при управлении российским энерго-транспортным кластером // Вестник Московского университета МВД. 2013. № 6. С. 244—247.

7. Логинов Е.Л., Барикаев Е.Н. Системотехнические решения комплексного мониторинга транспортировки топливно-энергетических ресурсов в энерго-транспортной инфраструктуре России // Вестник Московского университета МВД, 2013. № 7. С. 247—250.

8. Логинов Е.Л. Информационная платформа, объединяющая телематические, вычислительные и информационные сервисы в ЕЭС России // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы. 2013. № 6. С. 19—23.

9. Логинов Е.Л., Логинов А.Е. Консолидированное энергостратегическое управление: кластеризация макроэкономических ядер динамичных массивов добавленной стоимости российских энерго-сырьевых видов экономической деятельности // Финансы и кредит. 2013. № 3. С. 47—55.

10. Лукин В.К. Проблемы сетевого управления финансовой деятельностью в трансграничном финансовом пространстве // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 29. С. 25—29.

11. Методы интегрированного и локального управления информационными потоками для повышения качества и надежности управления сложными системами критической инфраструктуры. Краснодар: Крайтелеком. 2008. 81 с.

12. Проблемы мониторинга функционирования распределенных информационных систем: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2005. 294 с.

13. Хуако Х.Ш. Системные проблемы обеспечения энергетической безопасности Краснодарского края: Монография. Краснодар: КСЭИ. 2009. 271 с.

14. Шевченко И.В., Деркач Н.Л. Проблемы эксплуатации и развития энергосетевого комплекса как точка бифуркации энергоэффективности экономики России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 28. С. 2—7.

15. Шкрабляк А.С. Тенденции развития электронных финансовых транзакций и методов их контроля в глобальных телекоммуникационных сетях // Инженерная физика, 2009. № 9. С. 47—53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.