УДК 656.029.4
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПТИМИЗАЦИИ ТОВАРНЫХ И ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКАХ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ЭЛЕКТРОННЫХ
ТОРГОВЫХ СИСТЕМ
Е.Л. ЛОГИНОВ,
доктор экономических наук, лауреат премии Правительства Российской Федерации
в области науки и техники, заместитель генерального директора E-mail: [email protected] Институт экономических стратегий Российской академии наук В.К. ЛУКИН, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента E-mail: [email protected] Кубанский социально-экономический институт
К.Ю. ДЕРКАЧ, начальник отдела E-mail: [email protected] ОАО «Проектно-изыскательский институт «Кубаньводопроект»
В.Е. ЛОГИНОВА, младший научный сотрудник E-mail: [email protected] Национальный институт экономической безопасности
В статье рассматриваются проблемы формирования новых инструментов рыночного управления в экономике России на основе организационного оформления («упаковки») и структурирования сложившегося отраслевого рыночного оборота в рамках типовых экономико-правовых оболочек, электронных компьютерных систем и информационно-аналитических платформ на основе электронных торговых площадок.
Ключевые слова: товарный, финансовый рынок, электронная торговая площадка, управление, сетевое взаимодействие, информационный, система
Развитие рыночных реформ в России дошло до того момента, когда практиковавшиеся методы и инструменты советского и постсоветского периодов
управления экономикой (в основном административные) стали малоэффективными, а новые пока развиты недостаточно [3].
Отраслевое управление реализуется министерствами и ведомствами с низкой эффективностью из-за недостатка реальных рычагов управления негосударственными структурами. Государство ушло из большинства компаний и сфер бизнеса, т.е. прямые рычаги контроля и управления процессами рыночной деятельности утрачены, а косвенные малоэффективны. При этом практиковавшиеся организационные модели управления рыночной деятельностью исчерпаны, а новых концепций министерства и ведомства пока не предложили [1].
Отсутствует управленческая, фискальная, правоохранительная прозрачность движения товарных и финансовых потоков, в том числе в отраслевой, территориальной и корпоративной привязке к конкретным материальным и стоимостным объемам товарных ресурсов. С точки зрения экономико-управленческого анализа, крайне размыта структура внутрироссийского и трансграничного формирования и перелива реальных, а не декларируемых прибыли и добавленной стоимости, в том числе в отношении корпоративных групп со скрытым аффи-лированием и использованием явных и латентных офшорных механизмов.
Существующие институциональные рыночные механизмы в секторах экономики России организационно сложились явочным образом в ходе непоследовательных реформ, хаотической приватизации и «не упакованы» (кроме рынка электроэнергии и мощности); слабо структурированы и мало упорядочены в отношении участников, потоков, объемов, цен, условий торговых операций; имеют большую явную и скрытую монопольные составляющие; движутся в направлении раздувания цен и тарифов; содержат коррупционные механизмы и системные составляющие уклонения от уплаты налогов и «отмывания» денег, трудные к выявлению и противодействию; подвержены сильной зависимости от собственников, контрагентов и инвесторов, действующих из-за рубежа [8].
Такая ситуация требует создания оргструктуры, опирающейся на механизмы мониторинга и планирования рыночного социально-экономического развития с опорой на инфраструктуру упорядоченной комплексной системы формализованных электронных рынков товарных ресурсов [11].
Необходимо формировать качественно новые инструменты рыночного управления, включая организационное оформление «упаковки» и структурирования сложившегося отраслевого рыночного оборота в рамках типовых экономико-правовых оболочек, электронных компьютерных систем и информационно-аналитических платформ на основе электронных торговых площадок (ЭТИ).
Требуется перенесение туда основного объема торгового оборота товарных ресурсов по организационной схеме и нормативной базе, аналогичной успешно функционирующему рынку электроэнергии и мощности, с соответствующей адаптацией к отраслевым особенностям конкретных видов деятельности и секторов экономики России.
Авторы предлагают переход к комплексному информационно-аналитическому сопровождению товарных и финансовых потоков страны путем переноса в систему взаимосвязанных электронных торговых площадок основного объема сделок, осуществляемых юридическими лицами с товарными ресурсами (начиная с суммы 500 тыс. руб.).
Эти организационные механизмы позволят эффективно упорядочить и структурировать финансово-хозяйственные взаимосвязи (торговые операции) хозяйствующих субъектов всех форм собственности [12]. Создается возможность комплексного автоматизированного детализированного мониторинга, интеллектуальной обработки данных, поддержки принятия решений органами госуправления и корпоративных структур в интересах социально ориентированного управления для достижения и поддержания устойчивой экономико-политической ситуации в стране и ускорения социально-экономического роста [4].
В результате будут достигнуты повышение прозрачности отраслевых рынков товарных ресурсов, постепенный переход от существующего принудительного государственного тарифо- и ценообразования через ФСТ России к свободному рыночному, косвенно регулируемому госведомствами.
Для создания упорядоченной комплексной системы формализованных электронных рынков товарных ресурсов использование системы взаимосвязанных электронных торговых площадок определяет необходимость решения следующих задач.
1. Переход к комплексному информационно-аналитическому управлению товарным оборотом путем переноса в систему взаимосвязанных элек-
тронных торговых площадок основного объема торгового оборота товарных ресурсов.
2. Приоритетное развитие ЭТП-интеграции сегментов отраслевых рынков России на основе электронных торговых площадок как основной сетевой рыночной инфраструктуры товарного оборота в российской экономике.
3. Разработка межведомственной программы перехода к сквозному автоматизированному мониторинговому сопровождению цепочек товарных операций в отличие от практикуемого сейчас анализа процессов функционирования отраслей российской экономики по формам статотчетности (которые носят чрезвычайно обобщенный характер и затушевывают конкретные особенности и детали экономических процессов в отраслевом, территориальном и корпоративном разрезах).
4. Дальнейшее формирование комплексных детализированных по отраслевым, территориальным, корпоративным, временным, товарным (объемным и стоимостным) и другим аспектам показателей товарно-финансовой деятельности в России комплекса хозяйствующих субъектов (резидентов и нерезидентов), в том числе выделения явных и скрытых агрегированных групп со степенью прозрачности, которая ранее не могла быть достигнута в принципе.
5. Совершенствование взаимодействия российских органов государственного управления, товаропроизводителей и потребителей на основе ЭТП-методов оптимизации динамического взаимодействия и адаптивного совершенствования цепочек товарных управленческих транзакций для выстраивания единой логики процессов управления в различных товарно-рыночных пространствах и на всех уровнях управления России (от сельского поселения до Федерации) и международных образований (Таможенный союз и т.п.).
6. Создание интегрированного комплекса мониторинга явных и латентных процессов перелива, в том числе за рубеж, добавленной стоимости и прибыли как между отраслями и секторами национального хозяйства России и стран Таможенного союза, так и между отельными компаниями в рамках агрегированных корпоративных групп, имеющих непрозрачные разветвленные структуры дочерних и зависимых обществ за рубежом, в том числе за счет включения в активный управленческий контур каждого предприятия и его торговой операции с персонифицированной характеристикой реальных, а не декларируемых показателей деятельности.
Кластерный подход к формированию электронных товарных и финансовых рынков позволяет оптимизировать процесс составления экономических балансов в корпоративно-отраслевом разрезе, более точно выделить внутри- и межотраслевое движение массивов добавленной стоимости, в том числе структурировать возникающие проблемы с изъятием части добавленной стоимости при ее монетизации за рубежом, с «растворением» в России части монетизированной добавленной стоимости вследствие неэффективного корпоративного менеджмента или эгоистичной политики, реализуемой корпоративными собственниками.
В итоге на этой основе определяется необходимый административный ресурс госуправления, направляемый для решения конкретной проблемы развития соответствующего рынка (отрасли) со сложившейся корпоративной структурой для оптимизации процесса формирования, сохранения и мультипликации народнохозяйственной добавленной стоимости. В отраслях российской экономики такое управление должно обеспечивать сохранение и мультипликацию названной стоимости в нормальных и кризисных условиях функционирования [9]. При этом необходимо применение критериев конечных консолидированных выплат в бюджет и инвестиционных программ с учетом ограничения роста тарифов ЖКХ [5].
Отдельно следует отметить, что подобный принцип выделения системообразующих кластеров и экономических сегментов соответствующих электронных товарных и финансовых рынков применим к территориально обособленным, но взаимосвязанным национальным экономическим системам (например, республик СНГ) и облегчает возможность их последующего включения в состав экономических союзов с участием России, в том числе Таможенного союза [2].
Можно сформулировать энергостратегическую парадигму выгодности для народного хозяйства нашей страны квазиконсолидированного экспорта различных видов энергетических ресурсов с заменой (рокировкой) при необходимости конкретного вида ресурса другим [6]. Такая замена должна осуществляться с учетом конъюнктуры и тенденций развития международных топливно-энергетических рынков для концентрации и мультипликации добавленной стоимости в российских, а не иностранных компаниях [7].
Такой подход в современных условиях может быть сформирован на основе вариантов использования глобально ориентированной политики управления рынками в России (и Таможенном союзе) для реализации новых индустриальных императивов технологической модернизации экономики страны при ее интеграции в мировые рынки [10].
Суть предлагаемого подхода авторы формулируют следующим образом: разработку стратегии формирования соответствующих электронных товарных и финансовых рынков на основе системы взаимосвязанных электронных торговых площадок необходимо осуществить путем реализации стратегической парадигмы квазиконсолидированного экспорта энергетических ресурсов с концентрацией добавленной стоимости от использования консолидированного национального топливно-энергетического потенциала в крупных корпоративных группах товаропроизводителей с государственным участием. Опираться при этом надо на организационное оформление («упаковку») и структурирование сложившегося отраслевого рыночного оборота товарных ресурсов с применением системы взаимосвязанных электронных торговых площадок.
Оптимизация такого развития в России требует формирования товарно-инвестиционного цикла с целенаправленным программированием международной конкурентоспособности соответствующих производителей. Достичь этого можно путем конфигурирования производственных бизнес-циклов на основе комплексирования формализованных отраслевых рынков товарных ресурсов. Эти рынки монетизируют формирующийся в стране объем добавленной стоимости (часто — его увод за рубеж в офшорные центры) при формировании и структурировании сложившегося отраслевого рыночного оборота товарных ресурсов на основе системы взаимосвязанных электронных торговых площадок.
В основе рыночного товарно-инвестиционного цикла лежит микроцикл консолидированного использования ключевых производственно-технологических активов в крупных корпоративных группах российских товаропроизводителей с государственным участием. Таким образом, консолидация там активов нефтегазовых, электроэнергетических и других предприятий в России и за рубежом позволяет сформировать товарно-инвестиционный цикл, т.е. эффективную бизнес-систему, способную завоевать и удерживать существенную долю мирового рынка с рокировкой
(замещением) различных видов энергосырьевых ресурсов и иной продукции в рамках цепочки «закольцованных» энергетических и энергосвязанных бизнесов и в конъюнктурно выгодных сегментах мировых энергетических рынков с наибольшей долей добавленной стоимости, а следовательно, обеспечивать рост доходов и финансовое благополучие российской экономики.
Вследствие перенесения основного оборота торговых сделок по основным объемам товарных ресурсов на ЭТП:
— благодаря расширению конкурентного доступа снизятся цены (на 15-20%), а следовательно, и затраты в себестоимости различных видов продукции;
— замедлится рост тарифов ЖКХ;
— снизятся коррупционность и объемы теневого товарно-финансового оборота;
— будет достигнуто сохранение формирующегося в стране объема добавленной стоимости, затруднение увода его за рубеж в офшорные центры;
— откроется возможность регулировать реальные объемы перелива добавленной стоимости и прибыли между отраслями и секторами экономики, в том числе с детализацией по наиболее значимым корпорациям.
Формирование нового качества управления народнохозяйственным рыночным комплексом России и комплексной товарно-финансовой позиции России (а также ее крупных корпораций) на зарубежных рынках ускорит выход страны из кризисных явлений и затруднит иностранное геоэкономическое давление, торговые и финансовые атаки и манипуляции из-за границы в ущерб российским интересам.
Список литературы
1. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Госплан — основные организационные подходы к формированию системных механизмов мониторинга и планирования рыночного социально-экономического развития России // Экономические стратегии. 2013. № 8. С. 2-10.
2. Барикаев Е.Н. Новые информационные технологии мониторинга, идентификации и прогнозирования противоправных проявлений: выход на новое качество управления // Вестник Московского университета МВД. 2013. № 2. С. 226-231.
3. Деркач А.К. Проблемы формирования постиндустриального научно-производственного бази-
са российской экономики // Альманах современной науки и образования. 2013. № 9. С. 107-108.
4. ЕфремовД.Н. Оптимизация взаимодействия распределенных участников бизнес-процессов при формировании ключевых областей знания на основе образовательно-научно-производственной сети // Экономика: теория и практика. 2014. № 1. С. 8-12.
5. Логинов Е.Л. Атомный энергопромышленный комплекс в мировой энергетике: стратегические тренды в посткризисный период // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 28. С.2-10.
6. Логинов Е.Л., Логинов А.Е. Международное комплексирование экспорта пакета базовых топливно-энергетических ресурсов при построении трансконтинентальной энергетической инфраструктуры на базе энергетической, нефте- и газотранспортной систем России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. №1. С. 25-32.
7. Логинов Е.Л., Логинов А.Е. Энергетика России как инструмент глобализации евро-азиатских энергосистем, рынков и объединений в формате интегрированного российского энергокластера //
Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 4. С.18-23.
8. Логинов Е.Л. Формирование нового онтологического базиса развития организационной системы управления российским государством в условиях системного кризиса механизмов управления в мировой экономике // Государственная служба и кадры. 2013. № 1. С. 43-49.
9. Лукин В.К. Проблемы сетевого управления финансовой деятельностью в трансграничном финансовом пространстве // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 29. С. 25-29.
10. Матвеев А.Г. Информационно-коммуникационные приоритеты обеспечения эффективности антикриминальных действий государственных ведомств в экономике России // Экономические науки. 2010. № 70. С. 17-22.
11. Сараев В.Н., Кобяков А.А., Вайно А.Э. и др. Глобальная транзакционная система // Патент на полезную модель RUS 98276 26.04.2010.
12. ШкраблякН.С. Методологические подходы к разработке механизма мониторинга электронных финансовых транзакций // Инженерная физика. 2009. № 9. С. 41-46.
Issues on economics
INFORMATION AND ANALYTICAL APPROACHES TO TRADE AND FINANCIAL TRANSACTION OPTIMIZATION IN INDUSTRY MARKETS BASED ON ELECTRONIC TRADING SYSTEMS INTEGRATION
Evgenii L. LOGINOV, Vladimir K. LUKIN, Konstantin Iu. DERKACH, Valeriia E. LOGINOVA
Abstract
The article highlights the development of new market management tools in the Russian economy on the basis of institutionalization and structuring of established industry-specific market within the framework of standard model of economic and legal templates, electronic computer systems and information and analytical platforms on the basis of the electronic trading platforms.
Keywords: commodity, financial market, electronic trading platform, management, networking, information, system
References
1. Ageev A.I., Loginov E.L. Gosplan — osnovnye organizatsionnye podkhody k formirovaniiu sistemnykh mekhanizmov monitoringa i planirovaniia rynochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Rossii [Gosplan — basic organizational approaches to formation of system mechanisms of monitoring and planning of market socio-economic development of Russia]. Eko-nomicheskie strategii — Economic Strategies, 2013, no. 8, pp. 2-8.
2. Barikaev E.N. Novye informatsionnye tekhnologii monitoringa, identifikatsii i prognozi-
rovaniia protivopravnykh proiavlenii: vykhod na novoe kachestvo upravleniia [New IT technologies of monitoring, identification and forecasting of illegal actions: transition to the new quality management]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD — Bulletin of Moscow University of Internal Affairs, 2013, no. 2, pp. 226-231.
3. Derkach A.K. Problemy formirovaniia postindustrial'nogo nauchno-proizvodstvennogo bazisa rossiiskoi ekonomiki [Problems of formation of postindustrial scientific research and production bases of the Russian economy]. Al'manakh sovremennoi nauki i obrazovaniia — Almanac of modern science and education, 2013, no. 9, pp. 107-108.
4. Efremov D.N. Optimizatsiia vzaimodeistviia raspredelennykh uchastnikov biznes-protsessov pri formirovanii kliuchevykh oblastei znaniia na osnove obrazovatel'no-nauchno-proizvodstvennoi seti [Optimizing business process participant interaction during formation of the key areas of knowledge on the basis of educational, scientific and industrial networks]. Ekonomika: teoriia i praktika — Economics: theory and practice, 2014, no. 1, pp. 8-12.
5. Loginov E.L. Atomnyi energopromyshlennyi kompleks v mirovoi energetike: strategicheskie trendy v postkrizisnyi period [Nuclear power industry in the global energy sector: strategic trends in the post-crisis period]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopas-nost'— National interests: priorities and security, 2012, no. 28, pp. 2-10.
6. Loginov E.L., Loginov A.E. Mezhdunarod-noe kompleksirovanie eksporta paketa bazovykh toplivno-energeticheskikh resursov pri postroenii transkontinental'noi energeticheskoi infrastruktury na baze energeticheskoi, nefte- i gazotransportnoi sistem Rossii [Aggregation of international export package of the basic energy resources during construction of the transcontinental energy infrastructure based on the energy, oil and gas transmission systems of Russia]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost'—National interests: priorities and security, 2013, no.1, pp.25-32.
7. Loginov E.L., Loginov A.E. Energetika Rossii kak instrument globalizatsii evro-aziatskikh energosis-tem, rynkov i ob"edinenii v formate integrirovannogo rossiiskogo energoklastera [Russian power industry as a tool of globalization for Euro-Asian power systems, markets and organizations in an integrated Russian power cluster format]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' — National interests: priorities and
security, 2013, no. 4, pp.18-23.
8. Loginov E.L. Formirovanie novogo ontolog-icheskogo bazisa razvitiia organizatsionnoi sistemy upravleniia rossiiskim gosudarstvom v usloviiakh sis-temnogo krizisa mekhanizmov upravleniia v mirovoi ekonomike [Formation of a new ontological basis for the development of the Russian state organizational management system in an environment of the systemic crisis of management mechanisms in the global economy]. Gosudarstvennaia sluzhba i kadry — Civil service and personnel, 2013, no. 1, pp. 43-49.
9. Lukin V.K. Problemy setevogo upravleniia fin-ansovoi deiatel'nost'iu v transgranichnom finansovom prostranstve [Network management issues of financial activity in cross-border financial area]. Finansovaia analitika: problemy i resheniia — Financial analytics: science and experience, 2013, no. 29, pp. 25-29.
10. Matveev A.G. Informatsionno-kommu-nikatsionnye prioritety obespecheniia effektivnosti antikriminal'nykh deistvii gosudarstvennykh vedomstv v ekonomike Rossii [Information and communication priorities to ensure an effectiveness of anti-crime government agencies in the Russian economy]. Ekonomicheskie nauki — Economic sciences, 2010, no. 70, pp. 17-22.
11. Saraev V.N., Kobiakov A.A., Vaino A.E. i dr. Global 'naia tranzaktsionnaia sistema [Global transactional system]. Utility model patent RF, no. 98276, 2010.
12. Shkrabliak N.S. Metodologicheskie podkhody k razrabotke mekhanizma monitoringa elektronnykh finansovykh tranzaktsii [Methodological approaches to the development of electronic financial transaction monitoring]. Inzhenernaia fizika — Engineering physics, 2009, no. 9, pp. 41-46.
Evgenii L. LOGINOV
Economic Policy Institute of Russian Academy
of Sciences, Moscow, Russian Federation
Vladimir K. LUKIN
Kuban Socio-Economic Institute,
Krasnodar, Russian Federation
Konstantin Iu. DERKACH
Kubanvodoproekt Design and Research Institute,
Krasnodar, Russian Federation
valeriia E. LoGINovA
National Institute of Energy Security,
Krasnodar, Russian Federation