12 (249) - 2014
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
УДК 656.029.4
операционный мониторинг и регулирование рыночного оборота при торговле топливно-энергетическими ресурсами, услугами по их хранению и транспортировке
е. л. логинов,
доктор экономических наук, заместитель генерального директора E-mail: [email protected] Институт экономических стратегий РАН
к. ю. деркач,
начальник отдела E-mail: [email protected] Проектно-изыскательский институт ОАО «Кубаньводпроект», Краснодар
A. Е. ЛОГИНОВ, старший аналитик
E-mail: [email protected] ОАО «Гловерс», Москва
B. Е. ЛОГИНОВА, младший научный сотрудник E-mail: [email protected] Национальный институт экономической безопасности, Краснодар
В статье рассматриваются проблемы формирования организационно-информационных механизмов операционного управления (регулирования) торговой деятельностью хозяйствующих субъектов всех форм собственности на основе развития инфраструктуры комплексной системы электронных рынков топливно-энергетических ресурсов, услуг по их хранению и транспортировке и долговых обязательств в этой сфере деятельности.
Ключевые слова: топливно-энергетические ресурсы, электронная торговая площадка, мониторинг, регулирование, сетевое взаимодействие, информационная система.
Новый этап развития мировой и российской экономики, включающий сопротивление деструктивным явлениям глобального финансово-экономического кризиса, поставил на повестку дня вопрос о необходимости поиска новых методов и инструментов рыночного управления [12]. При этом особенности современной структуры экономики России требуют дополнения существующей практики управления секторами национального хозяйства новыми подходами к управлению рынками товаров и услуг как российского, так и международного (Таможенный союз и т. п.) характера [3].
В современных условиях эффективность ранее сложившихся механизмов отраслевого управления, в том числе использования межотраслевых балансов, административно устанавливаемого цено- и та-рифообразования и других регуляторов, несколько снизилась [10]. Для повышения эффективности государственного управления необходим качественно новый механизм работы национального рыночного комплекса. Его формирование может проходить через регулирование сложившегося отраслевого рыночного оборота на основе создания системы отраслевых рынков, осуществляющих операции по торговле топливно-энергетическими ресурсами, услугами по их хранению и транспортировке и долговыми обязательствами (прежде всего базовых топливно-энергетических ресурсов: нефти, газа, электроэнергии).
Такой кластер квазиинтегрированных отраслевых рынков, осуществляющих операции по торговле топливно-энергетическими ресурсами, услугами по их хранению и транспортировке и долговыми обязательствами, представляет собой организационно взаимосвязанную по определенным профилям структуру. Организационное оформление («упаковка») неструктурированного или слабоструктурированного отраслевого рыночного оборота должно проводиться путем развития системы взаимосвязанных электронных торговых площадок в рамках структурированных финансово-хозяйственных связей и бизнес-циклов (по территориальному, производственному и другим признакам), а также зоны обращения национальных валют с опорой на расчеты в рублях [8].
Организационное оформление («упаковка») и структурирование сложившегося отраслевого рыночного оборота в рамках стандартизированных экономико-правовых оболочек, электронных компьютерных систем и информационно-аналитических платформ, формализующих функционирование существующих хаотических рынков, осуществляющих операции по торговле топливно-энергетическими ресурсами, услугами по их хранению и транспортировке и долговыми обязательствами, позволит эффективно осуществлять оптимизационную структуризацию финансово-хозяйственных взаимосвязей (торговых операций) хозяйствующих субъектов всех форм собственности [6].
Использование Россией стратегии формирования и развития российского интегрированного кластера товарных рынков (в том числе электронных) и
зон взаимно координированных условий поставок топливно-энергетических ресурсов (прежде всего базовых), услуг по их хранению и транспортировке создает возможность налаживания процесса эффективного в условиях глобальных финансово-экономических флуктуаций комплексирования рыночных факторов. Это повысит эффективность процессов «монетизации» добавленной стоимости от энергосырьевого экспорта России и дружественных стран и расширит народнохозяйственную оптимизацию товарно-финансовых циклов различных товарно-продуктовых сфер (секторов экономики).
Для реализации этих новых стратегических возможностей необходимо следующее:
• формирование организационной модели создания и функционирования российского интегрированного кластера электронных товарных рынков, транспортных систем и систем их нормативного регулирования на основе типового механизма создания и функционирования формализованных электронных рынков топливно-энергетических ресурсов, услуг по их хранению и транспортировке и долговых обязательств;
• выработка условий и процедур координации поставок и оборота топливно-энергетических ресурсов (прежде всего базовых), услуг по их хранению и транспортировке и долговых обязательств. Это позволит выйти на единый детализированный по секторам, территориям и компаниям массив добавленной стоимости и прибыли, в том числе в рамках агрегированных корпоративных групп, имеющих непрозрачные разветвленные структуры дочерних и зависимых обществ за рубежом, в частности в офшорных зонах;
• выстраивание организационно-хозяйственного (экономического, правового и т. п.) взаимодействия государственных органов управления и компаний всех форм собственности в рамках формирования условно единого рынка топливно-энергетических ресурсов нашей страны со всеми видами энергетических и иных национальных компаний, имеющих отношение к экспорту топливно-энергетических ресурсов, независимо от формы собственности. Это даст возможность мониторинга и координации реальных процессов формирования, концентрации и перераспределения всех форм и видов получаемых от энергетического экспорта или
формируемых на его основе финансовых активов, их мультипликации в плане роста прибыли, курсовой стоимости и капитализации бизнеса;
• стратегическое позиционирование национальных компаний-поставщиков в рамках глобальных товарно-экономических циклов с учетом мировых и локальных финансово-экономических флуктуаций, глобальной энергетической, сырьевой и прочей конъюнктуры. Это позволит формировать совокупную конкурентную позицию по конкретным видам топливно-энергетических ресурсов в условно единой модели рынка топливно-энергетических ресурсов, услуг по их хранению и транспортировке и долговых обязательств стран Таможенного союза;
• выход на стратегический пул совместных инвестиционных программ на постсоветском пространстве группы национальных компаний-поставщиков топливно-энергетических ресурсов, услуг по их хранению и транспортировке с перспективой на 15-20 лет. Это даст возможность укрепления совокупного производственного потенциала России и дружественных ей стран в противостоянии попыткам их вытеснения с европейских и азиатских рынков (за счет демпинга и иных факторов), предпринимаемым иными государствами и ТНК.
Решение перечисленных задач может быть обеспечено за счет формирования отдельных обособленных ключевых товарных рынков в товарно-продуктовых сферах России и их квазиинтеграции в условно единый рынок топливно-энергетических ресурсов, услуг по их хранению и транспортировке и долговых обязательств нашей страны.
На рисунке приведена стандартизированная схема системы электронных торгов топливно-энергетическими ресурсами, услугами по их хранению и транспортировке и долговыми обязательствами.
В рамках такой системы осуществляется оптимизации торгово-закупочной деятельности участников электронных торгов путем упорядочения процедуры согласования натуральных, стоимостных и других показателей торговли топливно-энергетическими ресурсами, услугами по их хранению и транспортировке и долговыми обязательствами. Тем самым появляется возможность оптимизации финансовых, временных, маршрутных, объектно-территориальных и структурно-организационных параметров торговых операций и функциональных сервисов при снабжении покупателей топлив-
но-энергетическими ресурсами. Предлагаемый авторами подход обладает следующими преимуществами.
1. Отсутствие необходимости сверхвысоких государственных затрат на формирование инфраструктуры комплексной системы электронных рынков топливно-энергетических ресурсов, услуг по их хранению и транспортировке и долговых обязательств. Необходимая информационно-телекоммуникационная инфраструктура уже существует и работает [13]. Так, в России действуют несколько десятков крупных и средних электронных торговых систем и площадок как универсального характера, так и узкоспециализированных в рамках определенных групп или компаний - производителей и покупателей [9]. Они соответствующим образом лицензированы и встроены в инфраструктуру телекоммуникаций и связи страны с выходом в зарубежные электронные информационные пространства [5]. Многие такие системы имеют свои структуры за рубежом (в Украине, Казахстане, Белоруссии, Турции, Израиле и др.).
Именно по этой причине новых систем создавать не нужно. Задача состоит в интеграции их информационных потоков и внедрении новых универсальных информационно-аналитических сервисов для мониторинга, обработки информации, анализа, моделирования, прогнозирования и т. д. в интересах планирования и регулирования рыночного социально-экономического развития [11].
Важно то, что существующие электронные системы закупок для отраслевых ведомств, госкорпораций и корпораций с участием государства уже действуют в рамках таких электронных торговых систем и площадок [4]. Через них проходит очень большой объем наиболее важных операций по торговле топливно-энергетическими ресурсами, формирующих основные базовые для страны товарные потоки и продуктовые объемы, в том числе в социально значимой энергетической сфере, оборонной сфере и пр. [2]. Таким образом, необходимо развивать деятельность электронных торговых площадок (ЭТП), расширять в них объем оборота топливно-энергетических ресурсов, услуг по их хранению и транспортировке и долговых обязательств и организовать сквозной сбор и обработку информационных ресурсов.
Описываемые электронные торговые системы и площадки являются негосударственными структурами и практически не требуют государственной
[N3 [N3
Банки, обслуживающие участников торгов
Совет по аккредитации
14 0
Модуль оптимизации управленческих решений
Модуль ситуационного моделирования
3
Электронная торговая площадка
Оператор логистического центра
i
Расчетный банк
Расчетная система
н ев >1 Н м
та ^
и и н н н м
Ш
я о н о в н я н
ьо
со
Блок-схема системы электронной торговли топливно-энергетическими ресурсами и услугами по их хранению и транспортировке
ьо о
финансовой поддержки (за исключением средств на развитие информационных систем самих госведомств при их информационном обмене с ЭТИ). Они развиваются за счет средств негосударственных собственников и инвесторов и фактически являются элементами экономической инфраструктуры гражданского общества [7].
Общие организационно-экономические и нормативно-правовые основы формирования и функционирования предлагаемой системы формализованных электронных рынков топливно-энергетических ресурсов, услуг по их хранению и транспортировке и долговых обязательств уже разработаны, действуют (при этом ясны их недостатки) и могут быть заимствованы из действующего в России оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ).
Сформированный в течение последних лет нормативный и организационно-расчетный механизм ОРЭМ при определенной доработке, т. е. при дальнейшем уточнении форм конкретной реализации (согласования) государственных интересов в деятельности коммерческих структур, может быть использован как некий модельный механизм. В будущем его можно адаптировать к отраслевым особенностям формирования других товарных рынков (нефти, газа, угля, сырья, зерна и пр.) с учетом действующей в стране инфраструктуры электронных торговых систем и площадок [1].
2. Преимущества России перед странами-конкурентами. Сколько-нибудь полноценного аналога предлагаемой упорядоченной комплексной системы формализованных электронных рынков топливно-энергетических ресурсов, услуг по их хранению и транспортировке и долговых обязательств в настоящий момент в США, Западной Европе, Китае и других странах не существует.
В то же время в Европейском союзе в этом направлении постепенно реализуется политика упорядочения и интеграции энергетических, транспортных и иных рынков и систем товародвижения нефтегазовых и электроэнергетических ресурсов (в частности, в рамках Третьего энергопакета ЕС). Ири этом реализация такой стратегии потребует от стран ЕС значительного временного периода и организационных усилий. Таким образом, Россия получает возможность организационного «отрыва» от стран-конкурентов (в том числе своих торговых партнеров).
3. Рыночный характер управления. Важнейшим преимуществом предлагаемого подхода к
формированию комплексной системы электронных рынков топливно-энергетических ресурсов, услуг по их хранению и транспортировке и долговых обязательств для организации планирования и регулирования рыночного социально-экономического развития является его не административный (с точки зрения давления государства на бизнес), а именно рыночный характер. Формализуемые на базе действующих торговых систем электронные товарные рынки являются негосударственным организационным механизмом и полностью соответствуют курсу на демократизацию, либерализацию, развитие цивилизованных рыночных основ. Государственные ведомства в конкретном, жестко воспринимаемом виде, в организационных механизмах этих рынков не присутствуют. Органы управления данными рынками носят коллегиальный характер и, если исходить из модели ОРЭМ, состоят из представителей наиболее значимых (в большинстве своем негосударственных) коммерческих структур.
В то же время уточнение федеральной законодательной базы позволяет обеспечить в деятельности таких рынков реализацию государственных интересов по образу и подобию коллективного Совета рынка для ОРЭМ или отраслевых саморегулируемых организаций (СРО).
4. Новые информационные возможности государственного мониторинга и анализа. В лице комплексной системы электронных рынков топливно-энергетических ресурсов, услуг по их хранению и транспортировке и долговых обязательств государство получает качественно новый информационно-аналитический инструмент. В отличие от практикуемого сейчас анализа процессов функционирования секторов российской экономики по формам статистической отчетности (которые носят чрезвычайно обобщенный характер и «затушевывают» конкретные особенности и детали экономических процессов в отраслевом, территориальном и корпоративном разрезах) возникает возможность сквозного итерационного автоматизированного мониторингового сопровождения цепочек товарных операций. Это делает возможным формирование комплексных, детализированных по отраслевым, территориальным, корпоративным, временным, товарным (объемным и стоимостным) и другим аспектам показателей товарно-финансовой деятельности комплекса хозяйствующих субъектов (резидентов и нерезидентов), в том числе выделение их явных и скрытых агрегированных групп с мак-
симальной степенью прозрачности, которая ранее не могла быть достигнута в принципе.
5. Новые возможности государственного операционного контроля и регулирования. Государство получает удобный организационный инструмент операционного управления (регулирования) торговой деятельностью хозяйствующих субъектов всех форм собственности, поскольку осуществление основного объема товарных сделок через электронные торговые площадки позволяет при необходимости блокировать через Федеральную антимонопольную службу и другие ведомства неблагоприятные направления (например, картельный сговор в отношении роста цен) осуществления таких сделок.
6. Новые качественные эффекты государственного управления. Предлагаемый организационно-информационный механизм комплексной системы электронных рынков топливно-энергетических ресурсов, услуг по их хранению и транспортировке и долговых обязательств имеет коренные качественные преимущества перед всем, что имело место в сфере рыночного госрегулирования ранее. Перечисленные выше преимущества являются определяющими для выработки и реализации стратегических и оперативных управленческих решений, упреждающих кризисные ситуации в различных геостратегических пространствах и на всех уровнях управления. Подобные решения позволят гарантировать выход на бюджетные показатели разного уровня: муниципального образования, субъекта Российской Федерации, федерального округа, а также в рамках секторов экономики, всего народнохозяйственного комплекса как нашей страны, так и Таможенного союза.
Список литературы
1. Агеев А. И., Логинов Е. Л. Госплан - основные организационные подходы к формированию системных механизмов мониторинга и планирования рыночного социально-экономического развития России // Экономические стратегии. 2013. № 8. С.2-10.
2. Барикаев Е. Н. Системотехнические решения комплексного мониторинга транспортировки топливно-энергетических ресурсов в энерготранспортной инфраструктуре России // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 7. С. 247-250.
3. Деркач А. К. Совершенствование механизмов привлечения, концентрации и целевого вло-
жения инвестиций в инновационные программы // Альманах современной науки и образования. 2013. № 9. С. 109-110.
4. Ефремов Д. Н. Оптимизация взаимодействия распределенных участников бизнес-процессов при формировании ключевых областей знания на основе образовательно-научно-производственной сети // Экономика: теория и практика. 2014. № 1. С. 8-12.
5. Зеленин Д. В. Новая парадигма управления экономикой: переход к «умным сетям» различного управленческого назначения // Экономические науки. 2010. № 70. С. 156-161.
6. Логинов Е. Л. Проблемы управления национальной экономикой на основе стратегического оперирования инвестиционными факторами. Краснодар: Изд-во Кубанского социально-экономического института, 2004. 251 с.
7. Логинов Е. Л. Российский атомный энергопромышленный комплекс: императивы глобальной конкурентоспособности // Экономика: теория и практика. 2012. № 3. С. 3-12.
8. Логинов Е. Л., Логинов А. Е. Консолидированное энергостратегическое управление: кластеризация макроэкономических ядер динамичных массивов добавленной стоимости российских энергосырьевых видов экономической деятельности // Финансы и кредит. 2013. № 3. С. 47-55.
9. Логинов Е. Л., Логинова М. М. Совершенствование финансового взаимодействия участников инвестиционных процессов на постсоветском пространстве: проблемы формирования новой финансовой архитектуры // Финансы и кредит. 2012. № 36. С. 19-25.
10. Матвеев А. Г. Повышение эффективности управленческой деятельности государственных органов в экономике России на основе сетецент-рической информационной решетки антитеневой деятельности // Экономические науки. 2010. № 70. С.32-39.
11. Райков А. Н. Конвергентное управление и поддержка решений. М.: ИКАР, 2009. 244 с.
12. Шевченко И. В. Финансовое регулирование российской экономики как макрокогерентной системы в условиях нелинейной экономической динамики // Финансы и кредит. 2013. № 22. С. 17-22.
13. Шкрабляк А. С. Тенденции развития электронных финансовых транзакций и методов их контроля в глобальных телекоммуникационных сетях // Инженерная физика. 2009. № 9. С. 47-53.
Economic development strategy
OPERATIONAL MONITORING AND CONTROL OF MARKET TURNOVER IN TRADE OF FUEL AND ENERGY RESOURCES, THEIR STORAGE AND TRANSPORTATION
Evgenii L. LOGINOV, Konstantin Iu. DERKACH, Aleksandr E. LOGINOV, Valeriia E. LOGINOVА
Abstract
This article discusses the formation of organizational and operational management information mechanisms (regulation) of trading activities of economic entities of all forms of ownership through the development of infrastructure of the complex system of electronic markets of energy resources, their storage and transportation and debt in this field.
Keywords: energy resources, e-business site survey, monitoring, management, networking, information system
References
1. Ageev A. I., Loginov E. L. Gosplan - osnovnye organizatsionnye podkhody k formirovaniiu sistemnykh mekhanizmov monitoringa i planirovaniia rynochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Rossii [Gosplan -basic organizational approaches to the formation of system of monitoring and market planning of socioeconomic development of Russia]. Ekonomicheskie strategii, 2013, no. 8, pp. 2-10.
2. Barikaev E. N. Sistemotekhnicheskie resheniia kompleksnogo monitoringa transportirovki toplivno-energeticheskikh resursov v energo-transportnoi infrastrukture Rossii [Systems engineering solutions of integrated monitoring of transportation of energy resources in energy and transport infrastructure of Russia] . Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii, 2013, no.7, pp.247-250.
3. Derkach A. K. Sovershenstvovanie mekhaniz-mov privlecheniia, kontsentratsii i tselevogo vlozheniia investitsii v innovatsionnye programmy [Improving mechanisms to attract, focus and target investments in innovative programs]. Al'manakh sovremennoi nauki i obrazovaniia, 2013, no. 9, pp. 109-110.
4. Efremov D. N. Optimizatsiia vzaimodeistviia raspredelennykh uchastnikov biznes-protsessov pri formirovanii kliuchevykh oblastei znaniia na osnove
obrazovatel'no-nauchno-proizvodstvennoi seti [Optimizing the interaction of distributed business process participants in formation of the key areas of knowledge on basis of educational, scientific and industrial networks]. Ekonomika: teoriia ipraktika, 2014, no. 1, pp.8-12.
5. Zelenin D. V. Novaia paradigma upravleniia ekonomikoi: perekhod k «umnym setiam» razlichnogo upravlencheskogo naznacheniia [New paradigm of economic management: transition to «smart grids» of various managerial appointment]. Ekonomicheskie nauki, 2010 no. 70, pp. 156-161.
6. Loginov E.L. Problemy upravleniia natsional'noi ekonomikoi na osnove strategicheskogo operirovaniia investitsionnymi faktorami [Problems of management of the national economy through strategic investment of operating factors]. Krasnodar, Kuban Social and Economic Institute Publ., 2004, 251 p.
7. Loginov E. L. Rossiiskii atomnyi energo-promyshlennyi kompleks: imperativy global'noi konkurentosposobnosti [Russian atomic energy power: imperatives of global competitiveness]. Ekonomika: teoriia i praktika, 2012, no. 3, pp. 3-12.
8. Loginov E. L., Loginov A. E. Konsolidirovan-noe energostrategicheskoe upravlenie: klasterizatsiia makroekonomicheskikh iader dinamichnykh massivov dobavlennoi stoimosti rossiiskikh energo-syr'evykh vidov ekonomicheskoi deiatel'nosti [Consolidated energy-strategic management: dynamic clustering of macroeconomic nuclei array of value added Russian energy and raw material economic activities]. Finansy i kredit, 2013, no. 3, pp. 47-55.
9. Loginov E. L., Loginova M. M. Sovershen-stvovanie finansovogo vzaimodeistviia uchastnikov investitsionnykh protsessov na postsovetskom pros-transtve: problemy formirovaniia novoi finansovoi arkhitektury [Improvement of financial interaction between the participants of investment processes in the former Soviet space: problems of formation of new
financial architecture]. Finansy i kredit, 2012, no. 36, pp.19-25.
10. Matveev A. G. Povyshenie effektivnosti uprav-lencheskoi deiatel'nosti gosudarstvennykh organov v ekonomike Rossii na osnove setetsentricheskoi infor-matsionnoi reshetki antitenevoi deiatel'nosti [Improving management performance by public authorities in the Russian economy on basis of network-centric information lattice against "shadow" activity]. Eko-nomicheskie nauki, 2010, no. 70, pp. 32-39.
11. Raikov A. N. Konvergentnoe upravlenie i pod-derzhka reshenii [Convergent management and decision support]. Moscow, ICAR Publ., 2009, 244 p.
12. Shevchenko I. V. Finansovoe regulirovanie rossiiskoi ekonomiki kak makrokogerentnoi sistemy v usloviiakh nelineinoi ekonomicheskoi dinamiki [Financial regulation of the Russian economy as macro coherent system in conditions of nonlinear economic dynamics]. Finansy i kredit, 2013, no. 22, pp. 17-22.
13. Shkrabliak A. S. Tendentsii razvitiia elektron-nykh finansovykh tranzaktsii i metodov ikh kontrolia
v global'nykh telekommunikatsionnykh setiakh [Trends in development of electronic financial transactions and methods of their control in global telecommunications networks]. Inzhenernaiafizika, 2009, no. 9, pp. 47-53.
Evgenii L. LOGINOV
Institute of Economic Strategies of RAS, Moscow, Russian Federation [email protected] Konstantin Iu. DERKACH
Design and Research Institute, JSC Kubanvodproekt,
Krasnodar, Russian Federation
Aleksandr E. LOGINOV
JSC Glovers, Moscow, Russian Federation
Valeriia E. LOGINOVÄ
National Institute of Energy Security, Krasnodar,
Russian Federation