Научная статья на тему 'Проблемы преодоления системных технико-экономических ограничений развития энергетической инфраструктуры России'

Проблемы преодоления системных технико-экономических ограничений развития энергетической инфраструктуры России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЭНЕРГОТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СЕТИ (SMART GRID) / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЫНКИ / ЭНЕРГООБЪЕДИНЕНИЯ / INFORMATION SYSTEM / ENERGY AND TRANSPORT INFRASTRUCTURE AND INTELLIGENT NETWORK (SMART GRID) / ENERGY MARKETS / ENERGY POOL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барикаев Е.Н., Логинов Е.Л.

Анализируются проблемы преодоления системных технико-экономических ограничений развития совокупного энерго-, газо-, теплои т.п. сегмента энергетического комплекса России как основы формирования трансевропейско-российско-азиатской электроэнергетической инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Барикаев Е.Н., Логинов Е.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Overcome systemic problems of feasibility constraints Russian energy infrastructure

Analyzed the problem of overcoming the system of technical and economic constraints of the total development of electricity, gas, heat, etc. segment energy complex of Russia as a basis for the formation of trans-European-Russian-Asian electricity infrastructure.

Текст научной работы на тему «Проблемы преодоления системных технико-экономических ограничений развития энергетической инфраструктуры России»

ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СИСТЕМНЫХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИИ

Е.Н. БАРИКАЕВ,

кандидат экономических наук, доцент;

Е.Л. ЛОГИНОВ,

доктор экономических наук, Заместитель генерального директора Института экономических стратегий Научная специальность: 05.13.01 — системный анализ, управление и обработка информации

E-mail: evgenloginov@gmail.com

Аннотация. Анализируются проблемы преодоления системных технико-экономических ограничений развития совокупного энерго-, газо-, тепло- и т.п. сегмента энергетического комплекса России как основы формирования транс-европейско-российско-азиатской электроэнергетической инфраструктуры.

Ключевые слова: информационная система, энерготранспортная инфраструктура, интеллектуальные сети (smart grid), энергетические рынки, энергообъединения.

OVERCOME SYSTEMIC PROBLEMS OF FEASIBILITY CONSTRAINTS RUSSIAN ENERGY INFRASTRUCTURE

E.N. BARIKAYEV,

candidate of economic sciences, senior lecturer;

E.L. LOGINOV,

doctor of economics deputy director general of Institute of economic strategy

Annotation. Analyzed the problem of overcoming the system of technical and economic constraints of the total development of electricity, gas, heat, etc. segment energy complex of Russia as a basis for the formation of trans-European-Russian-Asian electricity infrastructure.

Keywords: information system, energy and transport infrastructure and intelligent network (smart grid), energy markets, energy pool.

Современная ситуация с решением проблем адаптации российской электроэнергетики к условиям вступления России в ВТО определяет необходимость разработки и реализации глобально ориентированной мо-дернизационной политики, основанной на интеграции энергосистем и энергорынков [15]. Эта политика хар ак-теризуется потребностью в выфаботке нового глобализированного рышочного подхода к производству, передаче, распределению, измерению, поставкам, накоплению и хранению, а также потреблению электроэнергии как инструмента сохранения и концентрации добавленной стоимости от оборота всех видов российских энергоресурсов в России и за рубежом [6, с. 256—259].

Вступление России в ВТО как создает серьезные экономико-энергетические проблемы, так и открывает новые возможности для российской энергетики [3, с. 107, 108].

Предлагаемый подход основан на возможности и целесообразности формирования на основе энергетического сектора России евро-азиатского сегмента мировой энергетической инфраструктуры: трансконтинентальных (европейско-российско-азиатских) электрических сетей и трансграничной энергогенерации с учетом стандартов ВТО с переходом к управленческой модели реализации — с опорой на организационный механизм российского энергорышка — формирования комплексной геостратегической позиции России в энергосистемах стран Европы и Азии.

При этом с учетом определенных обобщений можно констатировать, что практически любой экспорт из России энергетических ресурсов (нефть, газ, уголь и пр.) и ресурсоемкой продукции (алюминий, металлопрокат и пр.) — опосредованный экспорт электроэнергии и может быть условно сведен к такому экспорту.

Причем получение (и экспорт) электроэнергии (при возможности ее передачи на большие расстояния) очень часто содержит в себе большую добавленную стоимость, в результате чего можно сформулировать энергостратегическую парадигму выгодности для народного хозяйства нашей страны квази-консолидиро-ванного экспорта различных видов энергетических ресурсов с заменой (рокировкой) при необходимости конкретного вида энергоресурса другим видом с учетом конъюнктуры и тенденций развития международных энергетических рынков для концентрации и мультипликации добавленной стоимости в российских, а не иностранных компаниях. Так, например, проблемы снижения экспортной маржи от поставок российского природного газа за рубеж, вследствие ценового «давления» сланцевого газа и демпинга СУГ ряда арабских стран, могут быть на определенном этапе решены за счет увеличения экспорта российской электроэнергии с переброской высвобождаемых ресурсов природного газа в электрогазовую генерацию России.

Суть предлагаемого подхода можно сформулировать следующим образом: разработку стратегии формирования трансевропейско-российско-азиатской электроэнергетической инфраструктуры на основе энергетического сектора России необходимо осуществить на основе стратегической парадигмы условно-консолидированного экспорта энергетических ресурсов с концентрацией добавленной стоимости в крупных корпоративных группах энергетических компаний с государственным участием (ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», ОАО «Газпром», ГК «Росатом» и др.) с опорой на квази-ин-тегрированный российский энергокластер «(Энерго-производство^+А+Г+Н+У]1) х (Энерготранзит)».

Оптимизация такого развития в нашей стране требует формирования общероссийского энергетического макро-цикла с целенаправленным программированием международной конкурентоспособности соответствующих российских производителей [11]. Необходимо конфигурирование производственных бизнес-циклов на основе комплексирования российских топливно-энергетических ресурсов в нашей стране и за рубежом с опорой на организационный механизм российского энергорынка [13].

В основе рыночного энергетического общероссийского макро-цикла лежит микро-цикл консолидированного использования ключевых производственно-технологических активов в крупных корпоративных группах российских энергетических компаний с госу-

дарственным участием. Таким образом, консолидация (в крупных корпоративных группах энергетических компаний с государственным участием) активов газовых, электроэнергетических и теплоэнергетических предприятий (в России и за рубежом) позволяет сформировать энергетический макро-цикл, т.е. эффективную бизнес-систему, способную завоевать и удерживать существенную долю мирового рынка с рокировкой (замещением) различных видов энергоресурсов между собой (в рамках цепочки «закольцованных» через энергорынок территориально-корпоративных энергетических и энергосвязанных бизнесов) и в конъюнктурно выгодные сегменты мировых энергетических рынков с наибольшей долей добавленной стоимости, а, следовательно, обеспечивать рост доходов и финансовое благополучие российской экономики.

Систему госрегулирования в энергетике следует развивать не в направлении все большей дезинтеграции энергобизнесов и энергоциклов (к чему нас подталкивают энергетические институты ЕС), а, наоборот, в сторону системной управленческой интеграции энергетических секторов ТЭК России и соответствующих видов энергетических и энергосвязанных бизнесов.

Необходимо формирование сквозного (корпоративно детализированного) отраслевого баланса энергетических ресурсов (электроэнергии, газа, нефтепродуктов, угля и т.п.) по видам взаимосвязанных энергетических бизнесов («добыча топлива — генерация энергии / тепла — передача — распределение») с выходом на единый киловатт-час (кВт/ч) или гигакало-рию (Гкал), структурированных в национальном / международном, территориальном / отраслевом, производственном / экономическом и т.п. аспектах [8, с. 19—23]. Именно в этом направлении можно ожидать снижения темпов роста затрат на производство электроэнергии и других видов энергетических ресурсов и, следовательно, экономически обоснованного ограничения роста тарифов энергетики в ЖКХ с повышением энергоэффективности и выгодности экспортных поставок различных видов энергоресурсов [9, с. 32—34].

Для ограничения роста цен и тарифов в энергетической сфере и повышения надежности работы систем энергообеспечения (электроэнерго- газо-, тепло-и т.п.) целесообразны следующие меры:

Электроэнергия: Гидро + Атом + Газ + Нефть + Уголь.

- -я.¿¿¿Ь'-

♦ сокращение административно-управленческого аппарата [офисных работников] энергокомпаний на 25—40% (приведение к нормативам соотношения производственного и административно-управленческого персонала по состоянию на середину 1990-х гг. ХХ в.; уточнение в отношении оставшихся управленцев профиля соответствия имеющегося образования профилю функциональной деятельности занимаемой должности, высвобождение тех, кто не соответствует; уточнение наличия по специальности, высвобождение или перемещение тех, кто не соответствует);

♦ проведение на местах производственно-экономической экспертизы (планируемых) до конца года на следующий год затрат энергокомпаний и их дочерних и зависимых обществ совместными комиссиями (рабочими группами) специалистов и собственников энергетических компаний с участием: представителей Минэнерго РФ (иного отраслевого ведомства), ФСТ России, Ростехнадзора, регионального тарифного органа (РЭК), ФАС России, Счетной палаты РФ, депутатов профильного комитета регионального (муниципального) законодательного собрания с последующим рассмотрением результатов на Советах Директоров (собраниях акционеров) энергокомпаний, заседаниях органов законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня;

♦ поручение Счетной палате РФ совместно с аналогичными органами субъектов Российской Федерации обобщения накопленного материала, полученного при ранее проведенных проверках энергокомпаний и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении системных недостатков осуществления коммерческими структурами деятельности по энергообеспечению и регулирования этой деятельности со стороны федеральных, региональных и муниципальных органов власти с внесением предложений по устранению причин, формирующих условия для недостатков;

♦ введение обязательного порядка для всех энергокомпаний, независимо от их формы собственности и объема осуществляемой деятельности, проведения именно в электронной форме закупочных операций (материальные ресурсы, работы, услуги и пр.) через электронные торговые площадки (ЭТП) и имеющиеся аналогичные электронные торгово-закупочные системы с предоставлением возможности (удаленного доступа) и вменением обязанности для органов госуправления, осуществляющих регулирование и конт-

роль в отношении энергокомпаний или деятельности по энергообеспечению, анализировать результаты электронных торгов с уточнением стоимостных параметров конкретных закупок и тенденций развития этих параметров на перспективу;

♦ формирование информационно-аналитических сервисов и телекоммуникационных возможностей для органов госуправления (контролирующих) и правоохранительных органов для сбора, консолидации, обработки и хранения информации (не менее чем на период 10 лет) об электронных торгах энергокомпаний, осуществляемых в различных электронных торгово-закупочных системах (со сравнением параметров аналогичных торгово-закупочных операций по различным регионам, энергокомпаниям, товарным группам и пр.);

♦ внесение изменений в действующее законодательство: об усилении и конкретизации ответственности руководителей и собственников (членов Советов Директоров) энергокомпаний в том числе: корпоративная ответственность (взыскание, снятие с должности), материальная ответственность (иск от предприятия в отношении конкретного физического лица), административная/уголовная (штраф, лишение права заниматься руководящей деятельностью, лишение свободы) за невыполнение обязательств по обеспечению устойчивого энерго-, газо-, тепло- и т.п. снабжения потребителей, так как оно не должно зависеть от возможного неисполнения обязательств субъектом энергообеспечения по причинам незаинтересованности корпоративных собственников или менеджеров (снижение рентабельности) или иным причинам;

♦ поручение представителям органов госвласти различного уровня (федеральный, региональный, муниципальный) в Советах Директоров энергокомпаний по уточнению на заседаниях Советов Директоров и в материалах годовой отчетности (для акционеров) оценки инновационности оборудования, приобретаемого энергокомпаниями, и соотношении «стоимость-инновационность» при строительстве, капремонте, реконструкции и модернизации для улучшения параметров объектов систем энергообеспечения (надежность, управляемость, экономичность эксплуатации);

♦ обязательный расчет при новом строительстве окупаемости и определение источников компенсации инвестиционных затрат собственника объекта и будущих эксплуатационных (в том числе на кап. ремонт и модернизацию) затрат обслуживающей организации

с учетом необходимости развития совокупного энерго-, газо-, тепло- и т.п. комплекса энергетического сектора России как основы трансевропейско-российско-азиатской электроэнергетической инфраструктуры.

Характеристики особенностей формирования тр ансевропейско -российско-азиатской электр оэнерге-тической инфраструктуры на основе энергетического сектора России (с опорой на российский энергокластер «(Энергопроизводство) х (Энерготранзит)») с учетом необходимости обеспечения энергетической безопасности предполагают формирование единой энергосистемы Таможенного (и Евразийского) союза со стержневой ролью российской гидро-, атомно-, га-зово-, угольно- и т.п. энергогенерации и энергосетей (в перспективе с выходом на координацию функциональных энергетических бизнесов в рамках союзного единого энергетического пространства) и формированием в рамках союза объединенного энергорынка с соответствующей организационно-информационной инфраструктурой, процедурами и нормативными документами с учетом стандартов ВТО.

Здесь требуется разработка модели перехода к новому —международно-интегрированному — формату развития ТЭК России с учетом необходимости обеспечения энергетической безопасности нашей страны, стран-партнеров на постсоветском пространстве, евро-азиатских потребителей российских энергоресурсов [5, с. 24—27]. Такая модель должна опираться на организационный механизм российского энергорынка с ориентацией внутри нашей страны на балансирование системно связанных пакетов энергоресурсов [электроэнергия, газ, нефтепродукты, уголь и пр.] с выходом на единый экономически обоснованный эквивалент кВт/ч [14, с. 47—53]. Этот необходимо для достижения отраслевой топливно-энергетической сбалансированности и экономической эффективности энергоэкспорта при встраивании в систему международных энергетических бизнесов с учетом стандартов ВТО [4, с. 33—37].

При формировании трансконтинентальных (ев-ропейско-российско-азиатских) электрических сетей и трансграничной энергогенерации на основе энергетического сектора России необходима адаптивная оптимизация цепочек энергобизнесов через усиление межсистемных связей региональных сегментов ТЭК России (в первую очередь, внутри ЕЭС России) и национальных сегментов евро-азиатских стран — контрагентов России для повышения эффективности про-

изводства, транспортировки (транзита) и сбыта энергоресурсов как условие концентрации в российских энергетических предприятиях международно формируемой добавленной стоимости от экспортно-импортного оборота электроэнергии и других энергоресурсов российского или транзитного происхождения и оказания энергетических услуг.

Процессы международной энергетической интеграции определяют необходимость упорядочения оборота различных топливно-энергетических ресурсов, участвующих в энергогенерации, при формировании единой энергосистемы Таможенного (и Евразийского) союза со стержневым характером российской гидро-, атомно-, газово-, угольно- и т.п. энергогенерации и энергосетей и опорой на организационный механизм российского энергорынка [7, с. 171—174]. Здесь необходима реализация мультиагентных принципов улучшения использования региональной и трансграничной энергоинфраструктуры, сооружения новых мощностей, балансирования межрегиональных энергопоставок и компоновки условий и форм торговли энергоресурсами [2]. Это необходимо делать в рамках существующих энергорыночных механизмов и перспектив их развития с ориентацией на комплексную энергобезопасность Таможенного (и Евразийского) союза в евро-азиатском энергетическом пространстве [12, с. 73—77].

Выстраивание объединенных международных энергосистем и энергорынков требует ускорения темпов развития инфраструктуры управления потоками российских энергоресурсов [10]. В такую инфраструктуру входят распределенные трансграничные узлы энергоснабжения и зоны энергоответственности, сете-центрически организованные распределенные центры прибыли энергобизнесов в России и за рубежом с опорой на организационный механизм российского энергорынка [1, с. 58—64].

Системные взаимосвязи процессов формирования трансконтинентальных (европейско-российско-ази-атских) электрических сетей и трансграничной энергогенерации на основе энергетического сектора России определяют необходимость комплексирования — через российский энергорынок — энергокомпаний, оперирующих российскими топливно-энергетическими ресурсами в нашей стране и за рубежом с целью выхода на достижение синергетических эффектов для поддержания системной устойчивости энерго-эконо-мических процессов и объектно-пространственного

перераспределения динамичных зон критической нехватки/излишка топливно-энергетических ресурсов.

Литература

1. Баитов А.В. Информационно-аналитические основы поддержания системной эффективности управления предприятиями атомного энергопромышленного комплекса России // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 44.

2. Газовый «каркас» энергетической безопасности России: природный газ как фактор национальной энергетической безопасности России. М., 2008.

3. Деркач А.К. Проблемы формирования постиндустриального научно-производственного базиса российской экономики // Альманах современной науки и образования. 2013. № 9 (76).

4. ДеркачН.Л. Проблемы формирования конвергентной сферы глобально взаимосвязанные и синхронизированных интеллектуальных управленческих пространств // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 9.

5. Иванов С.Н. Интеллектуальная энергетика: как новый формат геоэнергетической суверенности России // Энергополис. 2011. № 5.

6. Логинов Е.Л., Барикаев Е.Н. Интеллектуальные информационные технологии для снижения рисков и угроз управляемости энерго-транспортной инфраструктуры «Европа-Россия-Азия» // Вестник Московского университета МВД. 2013. № 8.

7. Логинов, Е.Л., Барикаев Е.Н. Модернизация ЕЭС России: переход к интеллектуальной программно-аппаратной платформе синхронизированного управ-

ления распределенными энергетическими объектами // Вестник Московского университета МВД. 2013. № 3.

8. Логинов Е.Л. Информационная платформа, объединяющая телематические, вычислительные и информационные сервисы в ЕЭС России // Научно-техническая информация. 2013. № 6.

9. Логинов Е.Л. Проблемы разработки и практической реализации автоматизированной информационной системы мониторинга электронных транзакций в глобальных телекоммуникационных сетях // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2006. № 1.

10. Модели и алгоритмы решения задачи структурно-параметрического синтеза информационных процессов в системах управления объектов критической инфраструктуры. Краснодар, 2010.

11. Проблемы управления национальной экономикой на основе стратегического оперирования инвестиционными факторами. Краснодар, 2004.

12. Руднев А.В. Проблемы формирования информационных систем управления транспортировкой природного газа // Инженерная физика. 2006. № 3.

13. Структура и программная реализация мониторинга электронных управленческих транзакций в системах управления объектов критической инфраструктуры. М., 2009.

14. ШкраблякА.С. Тенденции развития электронных финансовых транзакций и методов их контроля в глобальных телекоммуникационных сетях // Инженерная физика. 2009. № 9.

15. Энергосбережение: проблемы достижения энергоэффективности: Монография. М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.