11 (200) - 2013
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
УДК 621.3
международное
комплексирование экспорта пакета
базовых топливно-энергетических
ресурсов при построении трансконтинентальной энергетической
инфраструктуры на базе
энергетической, нефте-и газотранспортной систем россии
Е. Л. ЛОГИНОВ,
доктор экономических наук,
вице-президент Национального института
энергетической безопасности
E-mail: evgenloginov@gmail. com
А. Е. ЛОГИНОВ,
старший аналитик ОАО «Гловерс» E-mail: aleksloginov@gmail. com
В статье рассматриваются проблемы интеграции в мировую экономику группы топливно-энергетических комплексов дружественных России постсоветских республик путем международной кластеризации национальных энергетических компаний и комплексирования экспорта пакета базовых топливно-энергетических ресурсов с учетом возможностей энергопоставок и энерготранзита через евро-азиатский сегмент трансконтинентальной энергетической инфраструктуры на базе электроэнергетической, нефте- и газотранспортной систем России.
Ключевые слова: энергетические системы, интеграция, кластер, инфраструктура, инвестиционный проект.
Процессы глобализации, а также проявления глобального финансово-экономического кризиса, продемонстрировавшего уязвимость стран и наци-
ональных компании-поставщиков топливно-энергетических ресурсов к неблагоприятным флуктуациям конъюнктуры и макроманипуляциям глобальных геоэкономических игроков, выявили необходимость выработки универсального организационно-экономического подхода к «упаковке» различных факторов, ресурсов и компетенции для повышения эффективности «монетизации» энерго-сырьевого экспорта России и дружественных стран.
В связи со сложностью процессов интеграции энергосистем и энергорынков разных стран и вероятностью (в условиях продолжающихся глобальных кризисных явлений) усиления проблем на пути интеграции нашеи страны в мировую экономику целесообразно повышение конкурентоспособности российских энергокомпаний путем комплексиро-вания пакета базовых топливно-энергетических ресурсов (газ, нефть, электроэнергия), что особен-25
но актуально с учетом возможностей построения евро-азиатского сегмента трансконтинентальной энергетической инфраструктуры на базе электроэнергетической, нефте- и газотранспортной систем России.
В этих условиях необходима группировка энерго-сырьевых, энерго-транспортных и других возможностей и потенциалов России и дружественных государств, прежде всего из числа республик бывшего СССР, в рамках международного энер-го-экономического сотрудничества, а также при реализации крупных инвестиционных проектов, что целесообразно «упаковать» как своего рода международный кластер национальных компаний — поставщиков топливно-энергетических ресурсов на постсоветском экономическом пространстве. Такой кластер представляет собой организационно взаимосвязанную по определенным профилям оргструктуру энерго-экономического сотрудничества групп энергетических компаний дружественных государств в рамках (территориально, производственно и т. п.) структурированных финансово-хозяйственных связей и бизнес-циклов, а также зоны обращения национальных валют (с опорой на расчеты в рублях).
Выработка российского энерго-экономического формата интеграции группы топливно-энергетических комплексов дружественных России постсоветских республик в мировую экономику путем международной кластеризации национальных компаний — поставщиков топливно-энергетических ресурсов с опорой на возможности энергопоставок и энерготранзита через евро-азиатский сегмент трансконтинентальной энергетической инфраструктуры на базе электроэнергетической, нефте- и газотранспортной систем России позволит преодолеть ограничения навязываемой постсоветским республикам глобальными геоэкономическими игроками модели международных энерго-экономических отношений с принудительными условиями валютных и торговых операций с топливно-энергетическими ресурсами, структурой энергетических рынков и целенаправленным ограничением возможностей национальных энергетических компаний на европейских и иных рынках и т. п.
Использование Россией стратегии формирования и развития международных кластеров (на постсоветском пространстве) национальных компаний — поставщиков топливно-энергетических ресурсов и зон взаимно координированных условий
поставок пакета базовых топливно-энергетических ресурсов создает возможность налаживания процесса эффективного (в условиях глобальных финансово-экономических и энергетических флуктуаций) международного комплексирования факторов повышения эффективности процессов «монетизации» добавленной стоимости от энерго-сырьевого экспорта России и дружественных стран, концентрации инвестиций и расширения контроля за совокупными массивами энергетических активов. Это особенно важно в условиях внешних дискриминационных мер (пример: политика Евросоюза в отношении экспорта ОАО «Газпром» и пр.) не только в отношении каждой национальной экономики, но и в международном аспекте (на основании соглашений двухстороннего и многостороннего характера) как основы для обоюдовыгодной экономической интеграции в рамках Таможенного союза, Содружества Независимых Государств (СНГ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и пр.
Для реализации таких новых стратегических возможностей необходимо:
• формирование организационной модели создания и функционирования международных кластеров (на постсоветском пространстве) национальных компаний — поставщиков топливно-энергетических ресурсов и выработка взаимно координированных условий поставок пакета базовых топливно-энергетических ресурсов с координирующей ролью России для выхода на единый детализированный по республикам и энергокомпаниям массив добавленной стоимости и связанных с ней расчетных операций с соответствующими бизнес-моделями;
• выстраивание организационно-хозяйственного (экономического, правового и т. п.) взаимодействия в рамках единого энергорынка со всеми видами энергетических и иных национальных компаний, имеющих отношение к экспорту топливно-энергетических ресурсов, независимо от формы собственности и собственников для мониторинга и координации реальных процессов формирования, концентрации и перераспределения всех форм и видов получаемых (от энергетического экспорта или формируемых на его основе) финансовых активов, их мультипликации в плане роста прибыли, курсовой стоимости и капитализации бизнеса;
• стратегическое позиционирование предлагаемого международного энергетического клас-
тера национальных компаний-поставщиков в рамках глобальных энерго-экономических циклов с учетом мировых и локальных финансово-экономических флуктуаций, глобальной энергетической конъюнктуры для формирования совокупной конкурентной позиции по конкретным видам топливно-энергетических ресурсов и использования (а также владения) объектов энерго-транспортной инфраструктуры в глобальной топливно-энергетической суперсистеме «Европа — Азия»; • выход на стратегический пул совместных инвестиционных программ (на постсоветском пространстве) группы национальных компаний — поставщиков топливно-энергетических ресурсов с перспективой на 15—20 лет для укрепления совокупного топливно-энергетического потенциала России и дружественных стран в отношении как попыток диктата со стороны стран-энергопотребителей, так и попыток вытеснения с европейских и азиатских рынков (за счет демпинга и пр.), реализуемых иными государствами.
Решение этих задач может быть обеспечено за счет создания международного энергетического кластера как организационного интегратора энер-го-экономических возможностей (постсоветских) национальных компаний — поставщиков топливно-энергетических ресурсов и связанных с ними предприятий с превращением группы российских энергетических компаний (ОАО «Газпром», ГК «Росатом», ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и др.) в своего рода системное ядро организационных структур применительно к различным уровням реализации энергетических, финансовых и др. взаимосвязей при энергопоставках через сегменты формирующейся трансконтинентальной энергетической инфраструктуры «Европа — Азия» на базе электроэнергетической, нефте- и газотранспортной систем России.
С учетом такой ситуации поддержание финансового благополучия как самой России, так и группы дружественных стран на постсоветском экономическом пространстве должно опираться на формирование новой архитектуры международной интеграции энергосистем и энергорынков в рамках экономического союза, наиболее подходящим форматом которого в сложившихся условиях является Таможенный союз.
Необходима разработка архитектуры международной интеграции энергосистем и энергорынков,
создающая условия для формирования своего рода (перманентно антикризисных) механизмов сбалансированной «энергетической миродинамики», приводящей к привлечению необходимого объема целевых инвестиционных вложений в проекты развития и образование новых неравновесных, но стабильных международно интегрированных энергетических структур, способных отстоять российские и дружественные им энерго-экономические интересы в мировой экономике.
Целью такой концепции является формирование благоприятствующих условий, способствующих долгосрочному развитию инвестиционных проектов в рамках экономической интеграции, ориентированных на модернизацию и новую индустриализацию национальных экономик на постсоветском пространстве, в том числе в различных секторах топливно-энергетической деятельности [3].
С учетом потенциала глобального, субнационального и национального управления необходимо формирование нового массива предметной стоимости реальных и виртуальных активов российских энергетических компаний, уравновешивающего инфляционные процессы, вызванные как влиянием кризиса и реализацией антикризисных мер, так и инвестиционной «накачкой» реального сектора экономики, ориентированного на дальнейшую постиндустриальную реализацию модернизационного вектора развития ТЭК России, включая энергетическую инфраструктуру [5].
Нашей стране при этом необходимо не упустить возможность повлиять (с помощью экономических, политических и иных рычагов, включая собственные инвестиционные проекты в России и за рубежом) на дальнейшие тренды развития трансконтинентальной энергетической инфраструктуры «Европа — Азия» в выгодном для нашей страны архитектурном решении формирования сегмента складывающейся глобальной топливно-энергетической суперсистемы с опорой на энергоэкспорт и энерготранзит на базе электроэнергетической, нефте- и газотранспортной систем России.
В основу архитектуры формирования сегмента складывающейся глобальной топливно-энергетической суперсистемы на базе электроэнергетической, нефте- и газотранспортной систем России целесообразно было бы положить предлагаемую перспективную структуру интеллектуальной энергетики России на основе smart grid (рис. 1).
Рис. 1. Перспективная структура интеллектуальной энергетики России на основе smart grid
Ряд пилотных проектов в сфере формирования интеллектуальной энергетики в России сейчас осуществляется ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Холдинг МРСК» (ОАО «Российские сети»).
На рис. 2. приведена схема создания интеллектуальной сети Северо-Запада и Востока, проект формирования которой входит в инновационные пилотные проекты ОАО «ФСК ЕЭС».
После завершения формирования управляющей компании для электросетей на базе ОАО «Холдинг МРСК» (ОАО «Российские сети») в соответствии с Указом Президента РФ от 22.11.2012 N° 1567 «Об открытом акционерном обществе «Российские сети»» процессы формирования интеллектуальной энергетики должны ускориться и приобрести комплексный характер.
При этом программы развития механизмов комплексирования пакета базовых топливно-энергетических ресурсов должны корректироваться в зависимости от изменений состояния мировой экономики, корреспондировать с поставленной задачей модернизации для решения проблем перехода к новому — более высокому — уровню способности к экономическому сотрудничеству членов пула стран — поставщиков пакета базовых топливно-энергетических ресурсов на постсоветском пространстве [4].
Важным условием развития механизмов перехода к качественно новой структуре энерго-эко-номических взаимоотношений в рамках пула (на постсоветском пространстве) стран — поставщиков пакета базовых топливно-энергетических ресурсов и выбора вариантов формирования новой (более благоприятной, чем это было ранее) структуры источников, инструментов и условий международного заемного финансирования является национальная и межгосударственная координация государственных и корпоративных энерго-экономических (включая инвестиционные) стратегий, в том числе в отношении внешних финансовых агентов (ТНК, ТНБ и пр.).
Необходима выработка стратегий поддержания экономической когерентности и международной связанности мер энерго-экономической политики на основе достижения стандартизации основных финансово-хозяйственных схем энергокомпаний России и дружественных постсоветских стран, используемых для стратегического консолидирования целевых инвестиционных вложений при подготовке и осуществлении мер постиндустриальной модернизации, направленных на ускоренную реализацию
трендов повышения конкурентоспособности в национальной и трансграничной энергетической инфраструктуре, повышение в ней доли инновационных производств и сервисов [1].
Предлагаемые подходы к международной интеграции энергосистем и энергорынков на постсоветском пространстве предназначены для решения следующих основных задач:
• формирование пула инвестиционных проектов, необходимых для обеспечения надежности энергопоставок европейским и азиатским потребителям;
• организационно-экономическое обеспечение подготовки и осуществления управленческих действий на различных стадиях инкорпорирования имеющихся у постсоветских государств коллаборативно сформулированных интересов в экономическую структуру интегрирующихся энергосистем и энергорынков в едином энергетическом пространстве Евросоюза, а также крупных стран-потребителей (Китая, Турции, Японии и пр.);
• мониторинг состояния энерго-экономической ситуации на постсоветском пространстве, включая динамику национальных компаний из стран — поставщиков топливно-энергетических ресурсов;
• организация наращивания, концентрации и мультипликации инвестиционных ресурсов с опорой на инвестиционно-финансовые механизмы нового международного кластера национальных компаний — поставщиков топливно-энергетических ресурсов;
• интегрированное управление энергетическими потоками через сегмент (группы постсоветских стран) складывающейся глобальной топливно-энергетической суперсистемы с опорой на энергоэкспорт и энерготранзит на базе электроэнергетической, нефте- и газотранспортной систем России во взаимосвязи с мировыми энергетическими рынками и финансовыми центрами.
Важным элементом цивилизованной системы рыночного оборота базовых топливно-энергетических ресурсов является биржевая торговля. В России наиболее подходящим организационным механизмом такой торговли является Московская энергетическая биржа, которая дает возможность участникам Оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ) вести организованную торговлю
Я >
а к о
м >
£=| бт" Я
а
м
я
Я
1-3
и ^а и гэ Е
а ■а
5 О 43
1-3
ст\ со
03
о а ва п X
о
«
1-3 9"
Реализация пилотных проектов на инновационном оборудовании, в том числе разработанном в рамках НИОКР ОАО «ФСК ЕЭС» (цифровые подстанции, системы управления и компенсации реактивной мощности и др.) направлена на получение максимального мультипликативного эффекта.
Пилоты Северо-Запада направлены на: • повышение надежности энергоснабжения мегаполиса;
■ создание эффективных сетей;
■ обеспечение резервирования перетоков электроэнергии
Энергокластер «Коми» (срок 2014 г,
Рис. 2. Интеллектуальная электросеть Северо-Запада и Востока [2]
»5 Н Л
К м •е
»5 00 И
К н К М ш и о к о
а к и к
ьо о о
ьо о
со
электроэнергией и мощностью и предоставляет участникам ОРЭМ и розничного энергетического рынка удобные биржевые инструменты, которые можно использовать для снижения ценовых рисков на рынке электроэнергии. Для страхования ценовых рисков в электроэнергетике Мосэнергобиржа предлагает инструменты срочного рынка—фьючерсные контракты (см. таблицу).
Развитие механизмов экономической интеграции на постсоветском пространстве, интеграция энергосистем и энергорынков стан Европы и Азии через евро-азиатский сегмент трансконтинентальной энергетической инфраструктуры на базе электроэнергетической, нефте- и газотранспортной систем России позволяют предложить развитие торговли топливно-энергетическими ресурсами в рамках единого энергорынка с выходом на биржевую
торговлю отдельных национальных энергобирж или единой энергобиржи с филиалами (электронными торговыми площадками) в дружественных России постсоветских республиках, первоначально в рамках Таможенного союза. Налаживание такой торговли со странами Европы пока несет в себе слишком большие риски вследствие агрессивной политики Евросоюза в отношении поставок в Европу российских топливно-энергетических ресурсов. Поэтому торговлю топливно-энергетическими ресурсами со странами Европы и Азии пока целесообразно организовывать на базе двухсторонних договоров.
Эти основы для позитивного развития экономических процессов в коллаборативно сформулированных интересах нашей страны и дружественных постсоветских государств необходимо определенным образом дополнить реконструкцией
Текущие цены фьючерсных контрактов в ОАО «Мосэнергобиржа» по состоянию на 26.12.2012 12:42
Показатель Последняя сделка Изменение к закрытию Покупка Продажа Макс. за день Мин. за день Объем торгов (контр.) Число сделок Открытых позиций
Фьючерсный контракт на индекс средней цены электроэнергии в хабе «Центр» (базовые часы суток) (торгуется в ОАО «Мосэнергобиржа»)
ЕСВМ-12.12 998 +0,10 % 997 998 998 997 55 9 2 650
ЕСВМ-1.13 979 +0,31 % 971 978 979 979 2 1 298
ЕСВМ-2.13 — — 1 023 1 030 — — — — 124
ЕСВМ-3.13 — — 990 1 120 — — — — 14
ЕСВМ-4.13 — — 1 017 1 150 — — — — —
ЕСВМ-5.13 — — — — — — — — —
Фьючерсный контракт на индекс средней цены электроэнергии в хабе «Центр» (пиковые часы суток) (торгуется в ОАО «Мосэнергобиржа»)
ЕСРМ-12.12 1 188 +0,17 % 1 187 1 191 1 188 1 188 14 1 464
ЕСРМ-1.13 — — 1 163 1 174 — — — — 286
ЕСРМ-2.13 — — 1 195 1 260 — — — — 60
ЕСРМ-3.13 — — 1 150 1 270 — — — — —
ЕСРМ-4.13 — — 1 100 — — — — — —
ЕСРМ-5.13 — — 1 111 — — — — — 2
Фьючерсный контракт на индекс средней цены электроэнергии в хабе «Урал» (базовые часы суток) (торгуется в ОАО «Мосэнергобиржа»)
ЕШМ-12.12 946 +0,11 % 946 948 946 946 25 2 1 526
ЕШМ-1.13 — — 927 940 — — — — 112
ЕШМ-2.13 1 010 — 982 1 022 1 010 1 010 4 1 8
ЕШМ-3.13 — — 945 1 075 — — — — —
ЕШМ-4.13 — — 994 1 070 — — — — —
ЕШМ-5.13 — — — — — — — — —
Фьючерсный контракт на индекс средней цены электроэнергии в хабе «Урал» (пиковые часы суток) (торгуется в ОАО «Мосэнергобиржа»)
ЕЦРМ-12.12 1 060 — 1 060 1 064 1 060 1 060 20 1 736
ЕЦРМ-1Л3 — — 1 067 1 076 — — — — 74
ЕиРМ-2.13 — — 1 100 1 290 — — — — —
ЕиРМ-3.13 — — — — — — — — —
ЕиРМ-4.13 — — — — — — — — —
ЕиРМ-5.13 — — — — — — — — —
Источник: [6].
_ 31
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность °
международных и связанных с ними национальных организационно-управленческих механизмов на базе Таможенного союза:
• стратегия развития Таможенного союза предполагает системное (модернизационное) преобразование экономических систем (на уровне Российской Федерации и других стран-участников) и затрагивает все основные элементы топливно-энергетической деятельности, опираясь на накопление критически важного объема целевых инвестиций из различных источников и координацию энерго-экономической политики;
• стратегия формирования архитектуры международной интеграции энергосистем и энергорынков (на постсоветском пространстве) стран — поставщиков топливно-энергетических ресурсов рассматривается в будущем как политика трансформации национальных организационно-экономических механизмов в общих целях экономического союза для обеспечения реализации согласованных стратегий модернизации и новой индустриализации;
• развитие глобально адаптированных финансовых систем стран — поставщиков (на постсоветском пространстве) топливно-энергетических ресурсов должно быть направлено на развитие существующих и создание новых финансовых механизмов, обеспечивающих в наибольшей степени достижение ключевых ценностей формирования новой (постиндустриальной) экономики с опорой на первом этапе на доходы от энергоэкспорта;
• концепция формирования международного энергетического кластера на постсоветском пространстве рассматривается как стратегический проект, базирующийся на развитии трансконтинентальной энергетической инфраструктуры «Европа — Азия» на базе единой электроэнергетической, нефте- и газотранспортной систем России и аналогичных систем дружественных стран.
Таким образом, международная кластеризация (по инициативе и при участи России) крупных национальных энергокомпаний дружественных
стран является основой нового образа действий, с помощью которого возможны комплексирование и регулирование оборота пакета базовых топливно-энергетических ресурсов на двух- и многосторонней международной основе. Отсюда следует, что использование международных кластеров (на постсоветском пространстве) национальных компаний — поставщиков топливно-энергетических ресурсов и зон взаимно координированных условий поставок пакета базовых топливно-энергетических ресурсов является ключевым элементом оптимизации построения глобальной топливно-энергетической суперсистемы «Европа — Азия» в выгодном для нашей страны формате с обеспечением надежности энергоснабжения потребителей России и других стран.
Список литературы
1. Агеев А., Логинов Е. Глобальное управление — ключ к новой мировой финансовой архитектуре. «Мы» и «они» в системе глобальных финансовых координат // Экономические стратегии. 2010. № 3. С. 26—32.
2. ДементьевЮ. А. Реализация программы инновационного развития ОАО «ФСК ЕЭС». [Электронный ресурс]. URL: www. fsk-ees. ru.
3. Иванов Т. В., Иванов С. Н., Логинов Е. Л., Наумов Э. Б. Интеллектуальная электроэнергетика: стратегический тренд международной конкурентоспособности России в XXI веке. М.: Изд-во «Спутник+», 2012.
4. Логинов Е. Л., Логинова В. Е., Деркач Н. Л. Конвергентные технологические кластеры как среда инновационных операций в условиях глобализации // Экономика: теория и практика. 2012. № 1. С. 3—7.
5. Логинов Е. Л., Логинова М. М. Совершенствование финансового взаимодействия участников инвестиционных процессов на постсоветском пространстве: проблемы формирования новой финансовой архитектуры // Финансы и кредит. 2012. № 36. С. 19—25.
6. Расчетные фьючерсные контракты на среднюю цену электроэнергии. [Электронный ресурс]. URL: http://www. rts. ru.