Научная статья на тему 'Структуризация проблемы совершенствования контрольной функции в международном союзе электросвязи'

Структуризация проблемы совершенствования контрольной функции в международном союзе электросвязи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ / СИСТЕМА ООН / КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / СИСТЕМА КОНТРОЛЯ / АУДИТ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / THE INTERNATIONAL UNION OF TELECOMMUNICATION / UNITED NATIONS SYSTEM / CONTROL FUNCTION / THE MONITORING SYSTEM / AUDIT / MANAGEMENT / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Резникова Наталья Петровна, Артемьева Галина Станиславовна, Куликова Кристина Николаевна

Рассматриваются вопросы совершенствования контрольной функции в специализированных учреждениях Организации объединенных наций, причины и хронология создания независимого консультативного комитета в Международном союзе электросвязи (МСЭ). Проанализированы и сопоставлены требования, которые необходимо выполнять для создания новой усовершенствованной системы контроля в МСЭ. Сформулированы новые цели и функции органов, осуществляющих контрольную функцию в МСЭ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Резникова Наталья Петровна, Артемьева Галина Станиславовна, Куликова Кристина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structurization of the problem of control function perfection in the International union of telecommunication

Questions of perfection of control function in specialized establishments of the Organization of the incorporated nations, the reasons and chronology of creation of independent advisory committee in the International union of telecommunication (IUT) are considered. Requirements which are necessary for carrying out creation of the new advanced monitoring system in IUT are analysed and compared. The new purposes and functions of the bodies which are carrying out control function in IUT are formulated.

Текст научной работы на тему «Структуризация проблемы совершенствования контрольной функции в международном союзе электросвязи»

Структуризация проблемы совершенствования контрольной функции в Международном союзе электросвязи

Контроль представляет собой широко распространенное объективное явление в экономической жизни общества. Функция контроля - это важнейшее звено в системе управления компанией, испытанное средство для достижения поставленных целей. В условиях возникновения спорных вопросов в системе управления требуется совершенствование системы контрольной работы, усиление контроля во всех звеньях и процессах управления организацией1.

Процесс совершенствования контрольной функции в Международном союзе электросвязи (МСЭ) предполагает разработку моделей и методов, позволяющих исследовать, а затем и реализовать объективные взаимосвязи элементов системы внутреннего (осуществляемого самой организацией) и внешнего (осуществляемого аудиторскими фирмами и аудиторами; органами государственного финансового контроля; органами исполнительной власти) контроля Союза для обеспечения эффективного функционирования системы управления, процедур управления рисками и процессов руководства2, оценки степени достижения организацией своих целей и для своевременного реагирования на неверно принятые оперативные и стратегические решения.

В ходе исследования процесса совершенствования контрольной функции Союза у аналитиков возникает ряд вопросов: какие дополнительные органы (комитеты) из-за этого потребуется создать и кому они будут помогать (или консультировать), какие задачи перед ними будут ставиться, перед кем и в какой форме они будут отчитываться о проделанной работе? Как известно, МСЭ - это специализированное учреждение Организации Объединенных Наций (ООН) с определенной ор-

1 Маренков Н.Л. Практика контроля и ревизии: учебное пособие/

Н.Л. Маренков, Т.Н. Веселова. - М.: КНОРУС, 2005, с. 10

2 Резникова Н.П., Артемьева Г. С., Липатова К.Н. К вопросу о создании независимого консультативного комитета экспертов по аудиту в международном союзе электросвязи // “T-Comm - Telecommunications and Transport” magazine //№12 - 2011, с. 75

Н.П. Резникова, Г.С. Артемьева, К.Н. Куликова

УДК 338.2 ББК 67.401 Р - 344

ганизационной структурой. Во главе МСЭ находятся Полномочная конференция (ПК), Совет и Генеральный секретарь. Полномочная конференция - это высший орган союза, ключевое мероприятие, в ходе которого Государства-Члены МСЭ принимают решения, касающиеся роли организации в будущем, тем самым определяя ее способность влиять и оказывать воздействие на развитие информационно-коммуникационных технологий во всем мире. В период между ПК в качестве руководящего органа Союза действует Совет, который реализует все функции ПК, на которой и представляет отчеты о своей деятельности.

Потребность и необходимость в наличии независимых консультативных органов в системе ООН, которые выполняют усовершенствованную контрольную функцию, были проанализированы Объединенной инспекционной группой в 2006 году. Результаты анализа представлены в докладе «Пробелы с точки зрения надзора в системе ООН»3, в котором рекомендуется, в частности, создание комитетов по аудиту (или аналогичных комитетов) в рамках системы ООН.

С тех пор как возникла необходимость совершенствования контрольной (надзорной) функции, в МСЭ обсуждался вопрос создания независимого консультативного органа (комитета). Предполагалось, что Комитет, как вспомогательный орган Совета МСЭ, будет выступать в экспертно-консультативном качестве и помогать Совету и Генеральному секретарю МСЭ в выполнении ими функции управления: надзора, обеспечения эффективного функционирования систем внутреннего контроля, процедур управления рисками и процессами руководства. Также этот комитет должен повысить эффективность и подотчетность деятельности МСЭ и усилить функции управления, не дублируя функции других групп Совета4, внешнего Аудитора и внутреннего менеджмента Союза. Но долгое время не было единого представления о названии и целях такого независимого комитета5.

Анализ ряда документов системы ООН6 показал, что создание независимого комитета - процесс долгий и трудоемкий: невозможно быстро определиться с названием такого органа, его целью, полномочиями и обязанностями служащих, в нем работающих. Исследование подобных комитетов в системе ООН показало, что создание некоторых комитетов было неэффективно и через определенный срок их реструктуризировали. На основе полученных в процессе исследования опыта ООН знаний, в МСЭ долго и поэтапно обсуждался вопрос создания независимого консультативного органа. Первоначально, в 2009 году, на собрании рабочей группы Совета (РГС) по финансовому регулированию и связанным с ним вопросам

3 Пробелы с точки зрения надзора в системе Организации объединенных наций // Объединенная инспекционная группа. Документ JIU/REP/2006/2 // Женева, 2006, сс. 5-17

4 Резникова Н.П., Артемьева Г.С., Липатова К.Н. Указ. соч., №12, 2011, с. 75

5 Резникова Н.П., Липатова К.Н. К вопросу о создании комитета по надзору в международном союзе электросвязи// “T-Comm - Telecommunications and Transport” magazine //№12

- 2010, с. 49

6 Там же, №12, 2010, с. 49

управления финансами (ФИНРЕГ) и Группы по управлению и бюджету (ГУБ) предлагалось создание независимого комитета по внутреннему аудиту, обсуждались его цели и функции, но для выполнения всех требующихся функций название оказалось слишком узконаправленным. В 2010 году на Совете МСЭ уже обсуждался вопрос о создании независимого консультативного комитета экспертов по аудиту в Группе ФИНРЕГ и ГУБ, и здесь же был достигнут консенсус в отношении его функционирования. К концу 2010 года в итоге всех дискуссий новый независимый орган контроля был назван «независимым консультативным комитетом по управлению» (НККУ) (Independent Management Advisory Committee (IMAC)), все функции которого прописаны в заключительных актах Полномочной конференции

МСЭ - 2010 (ПК-10)7.

Независимый консультативный комитет по управлению МСЭ имеет обязательство осуществлять эффективное, независимое и прозрачное руководство Союзом. Учитывая рекомендации Представителей служб внутренней ревизии ООН и многосторонних финансовых институтов о создании эффективных и независимых комитетов по аудиту (или аналогичных комитетов), признается что:

a) создание НККУ содействует эффективному надзору над организацией и ее управлению;

b) НККУ является инструментом управления и не дублирует функций Внутреннего или Внешнего аудиторов, связанных с финансовым аудитом;

c) установившаяся в международных институтах практика состоит в том, что НККУ служит в качестве экспертной консультативной группы, оказывает помощь руководящему органу и главе учреждения в выполнении ими своих обязанностей по надзору и управлению, отмечая отчеты председателя Группы Совета по Финансовому регламенту и другим связанным с ним вопросам управления финансами8,9;

d) НККУ создан на экспериментальной основе сроком на четыре года и должен предоставить отчет о своей деятельности на Полномочной конференции в 2014 году10.

Конечно, создание НККУ - это большой шаг вперед в вопросе усовершенствования контрольной функции в МСЭ, но для того, чтобы комитет эффективно функ-

7 Заключительные акты полномочной конференции // Общий регламент конференций, ассамблей и собраний Союза, Решения и Резолюции // Международный союз электросвязи // Гвадалахара, 2010, сс. 84-87

8 Предлагаемый круг ведения независимого консультативного комитета экспертов по аудиту МСЭ // Приложение D к докладу председателя Постоянной комиссии по вопросам администрации и управления. Документ C10/75 (Rev.1) // Женева, 2010, с. 15

9 Отчет Председателя Группы Совета по Финансовому регламенту и другим связанным с ним вопросам управления финансами (Группа ФИНРЕГ). Документ C10/28 // Женева, 2010, с.2

10 Заключительные акты полномочной конференции // Общий регламент конференций, ассамблей и собраний Союза, Решения и Резолюции // Международный союз электросвязи // Гвадалахара, 2010, с. 83

ционировал, нужно проанализировать и сопоставить те требования внутренней и внешней среды, которые возникают в данных условиях, и которые необходимы для создания новой системы контроля в МСЭ. Важно рассмотреть всё то новое, что появится вместе с преобразованием контрольной функции и органов, тем или иным образом относящихся к осуществлению контрольной функции.

Для получения полной картины и более конкретных представлений о проблеме совершенствования контрольной функции в МСЭ и путях ее решения авторами была сформирована модель изучаемой проблемной ситуации, состоящей из четырех взаимодействующих систем (рисунок 1)11.

Рисунок 1

Модель проблемной ситуации несоответствия существующей системы контроля новым

требованиям

Первая из них - это проблемосодержащая система, в которой данная ситуация воспринимается как проблема. В нашем случае - это существующая система контроля в МСЭ.

Вторая - это проблеморазрешающая система, или система, которая может повлиять на ход событий таким образом, чтобы проблема исчезла или стала менее острой. К ней относится тот набор средств для формирования, оценки, сравнения и вынесения окончательного суждения о наличии самой проблемы и путях ее решения, который является предметом поиска и исследования. Эта система, фактически является методологической частью модели проблемной ситуации.

Третья - это ресурсная система, средства и механизм замещения существующей системы на новую, т. е. это те организационные механизмы, включая финансы,

11 Резникова Н.П. Моделирование распределения доходов в системах электросвязи на основе принципов экономического равновесия: Дис. доктора эконом. наук. - Спб., 1994, сс. 35-58

людей и технику (материальные ресурсы), которые позволяют перейти от методологического уровня к уровню практической реализации новой системы контроля.

Четвертая система - это внешняя среда, где существуют и взаимодействуют все три названные выше системы, и к которой могут относиться общие экономические условия в стране и мире, принципы организационного управления отраслью связи, законы и правила, регулирующие отношения отрасли с государством в той или иной стране, потребителями и денежными рынками, условия поступления ресурсов в отрасль.

Новые требования, которые предъявляет внешняя и внутренняя среда организации к существующей системе контроля, являются источником целей, которые определяют разнообразие и окончательный выбор адекватных способов решения проблемы несоответствия. Новая система внутреннего и внешнего контроля, будучи практически реализованной, замещает существующую в полной мере или частично, но к тому времени ( 1;0‘ ) возникают и новые требования со стороны среды. В результате процесс поиска наиболее соответствующих времени форм и содержания системы контроля становится непрерывным или дискретно-непрерывным в зависимости от решаемых задач.

Рисунок 2

Познавательная система исследования проблемной ситуации

Далее модель изучаемой проблемной ситуации представлена в виде познавательной системы, показанной на рисунке 2, объектами изучения которой являются следующие подсистемы, позволяющие искать пути для разрешения проблемы несоответствия между фактическим и наиболее целесообразным механизмом формирования системы контроля12.

Во-первых, это подсистема существующей функции контроля, в качестве элементов которой следует рассматривать:

S общие подходы к системе внутреннего контроля, включая службу внутреннего аудита, которая поддерживает правильное получение и использование ресурсов организации;

S внешний контроль, а именно внешний аудитор, который обеспечивает получение полной картины отражения операций организации в счетах в соответствии с действующим законодательством, правилами и обычаями делового оборота;

S группы МСЭ, проводящие анализ согласованности Финансового регламента и Финансовых правил, консультирующие Генерального секретаря и Совета и отслеживающие повышение качества процессов планирования;

S своевременную подготовку и распространение отчетности, ведение учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности для государственного сектора - МСФОГС (International Public Sector Accounting Standards -IPSAS) (МСЭ одно из первых в системе ООН перешло на стандарты государственного сектора для ведения бухгалтерского учета).

Изучение этой подсистемы позволит не только выявить наиболее существенные требования, которые практически можно удовлетворить, но и установить приоритеты в системах требований и целей.

В существующей системе контроля находят отражение различные цели участников, как внешней, так и внутренней среды, изучение которых позволит выявить: существует ли проблема усовершенствования системы контроля организации и если да, то какова ее точная формулировка и каковы цели для решения этой проблемы.

Во-вторых, подсистема новых требований, которые возникли во внешней и внутренней среде изучаемого объекта и которые должны быть сформулированы с учетом, по крайней мере, следующих важнейших обстоятельств:

S внешний контроль остается без изменений, повышается степень его важности;

S независимая деятельность группы специалистов (или специалиста) в МСЭ, направленная на установление того, существует ли надлежащая и эффективная система внутреннего контроля для обеспечения разумных гарантий правильности совершаемых действий и решений;

12 Там же, 1994, сс. 35-58

^ независимое изучение поведения или действий лица или группы лиц в МСЭ. либо ситуации или событий, ставших следствием аварии/несчастного случая или стихийного явления, независимое выездное обследование или оценка операций организационных подразделений на предмет установления эффективности операций и оценки их качества;

^ независимый обзор, направленный на максимально систематическое и объективное установление актуальности, эффективности и результативности, осуществляемых или завершенных программ, проектов или политики МСЭ в свете их целей и достижений;

^ периодическая оценка руководителями программ/надзорных органов МСЭ прогресса в достижении ожидаемых результатов и в получении конечных продуктов в сопоставлении с обязательствами, взятыми в программном документе, одобренном руководящим органом;

^ анализ структуры рисков, подтверждение достаточности процессов внутреннего и внешнего аудита МСЭ.

В-третьих, подсистема опыта других организаций и объектов, как отечественных, так и мировых в построении и усовершенствовании системы контроля. Анализ этого опыта позволит: определить общее направление формирования структуры системы внутреннего и внешнего контроля, сформировать список целей и задач, подлежащих разрешению в ходе исследования предмета изучения (четвертая подсистема).

К этим задачам можно отнести:

^ изучение степени несоответствия существующей системы вновь сложившимся условиям и возможных путей разрешения этого несоответствия, включая необходимые для этого средства;

^ если такие модели и методы существуют (из опыта других организаций и стран), то какая информационная база должна существовать как на этапах исследования, так и практического использования;

^ если решение о системе новых требований к функции контроля в МСЭ существует, то каковы критерии для отыскания наилучшего и нет ли необходимости в разработке таких критериев;

^ каков фактор неопределенности и риска в связи с принятием тех или иных решений и как это отразится на бизнес-процессах и стоимости МСЭ.

В-четвертых, следует учесть и то обстоятельство, что в качестве подсистемы выступает и сам исследователь проблемы совершенствования функции контроля в МСЭ, всегда обладающий собственными целями, определенным тезаурусом и языковыми средствами для описания изучаемых проблем, всегда ограниченный во времени и информационных возможностях.

Представленная познавательная система отличается:

^ наличием объекта исследования. Он представляет собой множество элементов, в качестве которых рассматриваются группы, отделы и специалисты МСЭ, а также - совокупности их свойств и отношений;

^ наличием субъекта исследования, обладающего определенными целями, связанными со всеми направлениями изучения объекта;

^ наличием проблемы несоответствия, которая определяет отношение исследователя к объекту исследования и является критерием для отбора и рассмотрения определенных элементов и свойств;

^ наличием связи между элементами системы, а также среды, в которой изучаемая система реализуется как подсистема. В данном случае среда - это те исследовательские процессы по конкретным вопросам разработки механизмов и моделей для усовершенствования системы контроля в организации, которые осуществлялись при участии авторов.

Кроме возможностей модель обладает и рядом ограничений, имеющих, прежде всего, объективный характер, связанный со сложностью системы, вследствие чего нет возможности одновременно фиксировать все свойства и взаимосвязи в системе. Но выявление наиболее существенных и является целью любого исследователя. Структура сконструированной познавательной системы, логические взаимосвязи и отношения ее элементов и компонент были положены в основу дальнейших исследований, нацеленных на разработку и исследование усовершенствованной системы внутреннего и внешнего контроля в МСЭ.

Обобщая вышеизложенное, можно отметить следующее. В условиях, когда государства, союзы, ассоциации, физические и юридические лица, принимающие участие в работе такой международной организации, как МСЭ, с одной стороны, стоят перед необходимостью экономить бюджетные или собственные средства, а с другой - предъявляют все большие требования к объему и сложности задач, решение которых способствует развитию национальных инфокоммуникационных систем, остро стоит проблема повышения качества всех инструментов управления, в том числе, усовершенствования контрольной функции.

Первым шагом на пути усиления контрольной функции в МСЭ стало принятое на Полномочной конференции 2010 года решение о создании независимого консультативного комитета по управлению. В работе конференции МСЭ использовались материалы вклада РФ (по вопросу о составе НККУ, процедуре его формирования и финансовому обеспечению)13, который был разработан авторами по результатам исследований, приведенным в статье. Вторым шагом стало участие одного из исследователей в составе отборочной комиссии по выбору персоналий в НККУ, и на Совете МСЭ в октябре 2011 года он принял участие в формировании

13 Вклад от Российской Федерации к вопросу об усилении надзорной функции в МСЭ. Документ С10/58 // Женева, 13-22 апреля 2010, сс. 1-3

комитета независимых экспертов на 4 года, в составе которого есть и представитель от РСС (СНГ).

В качестве следующего шага предлагается: разработать методику оценки ценности некоммерческой международной организации (на примере МСЭ) с целью повышения её значимости, эффективности и привлекательности; используя накопленный опыт работы НККУ, для повышения прозрачности деятельности МСЭ рассмотреть возможность и целесообразность создания комитета по аудиту; разработать пути повышения открытости и прозрачности отчетности МСЭ, для усиления коммуникационных связей, узнаваемости и доверия к брэнду.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Маренков Н.Л. Практика контроля и ревизии: учебное пособие/Н.Л. Маренков, Т.Н. Веселова. - М.: КНОРУС, 2005. - 352 с.

2. Резникова Н.П., Артемьева Г.С., Липатова К.Н. К вопросу о создании независимого консультативного комитета экспертов по аудиту в международном союзе электросвязи // “T-Comm - Telecommunications and Transport” magazine //№12 - 2011. - с. 75-77.

3. Пробелы с точки зрения надзора в системе Организации объединенных наций // Объединенная инспекционная группа. Документ JIU/REP/2006/2 // Женева, 2006. - 74 с.

4. Резникова Н.П., Липатова К.Н. К вопросу о создании комитета по надзору в международном союзе электросвязи// “T-Comm - Telecommunications and Transport” magazine //№12

- 2010. - с. 49-51.

5. Заключительные акты полномочной конференции // Общий регламент конференций, ассамблей и собраний Союза, Решения и Резолюции // Международный союз электросвязи // Гвадалахара, 2010. - 302 с.

6. Предлагаемый круг ведения независимого консультативного комитета экспертов по аудиту МСЭ // Приложение D к докладу председателя Постоянной комиссии по вопросам администрации и управления. Документ C10/75 (Rev.1) // Женева, 2010. - 24 с.

7. Отчет Председателя Группы Совета по Финансовому регламенту и другим связанным с ним вопросам управления финансами (Группа ФИНРЕГ). Документ C10/28 // Женева, 2010. - 5 с.

8. Резникова Н.П. Моделирование распределения доходов в системах электросвязи на основе принципов экономического равновесия: Дис. доктора эконом. наук. - Спб., 1994 -515 с.

9. Вклад от Российской Федерации к вопросу об усилении надзорной функции в МСЭ. Документ С10/58 // Женева, 13-22 апреля 2010. - 3 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.