Научная статья на тему 'К вопросу о создании независимого консультативного Комитета экспертов по аудиту в международном Союзе электросвязи'

К вопросу о создании независимого консультативного Комитета экспертов по аудиту в международном Союзе электросвязи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Резникова Н. П., Артемьева Г. С., Липатова К. Н.

Рассматриваются цель и обязанности независимого консультативного комитета экс-пертов по аудиту в МСЭ как вспомогательного органа Совета, выступающего в экспертноконсультативном качестве и помогающего Совету и Генеральному секретарю в выполнении ими функций надзора, включая обеспечение эффективного функционирования систем внутреннего контроля, процедур управления рисками и процессов руководства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Резникова Н. П., Артемьева Г. С., Липатова К. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о создании независимого консультативного Комитета экспертов по аудиту в международном Союзе электросвязи»

К вопросу о создании независимого консультативного комитета экспертов по аудиту в международном союзе электросвязи

Рассматриваются цель и обязанности независимого консультативного комитета экс-пертов по аудиту в МСЭ как вспомогательного органа Совета, выступающего в экспертно-консультативном качестве и помогающего Совету и Генеральному секретарю в выполнении ими функций надзора, включая обеспечение эффективного функционирования систем внутреннего контроля, процедур управления рисками и процессов руководства.

Резникова Н.П.,

Зав кафедрой ОПАБУ МТУСИ, д.э.н. профессор Артемьева Г.С.,

К.э.н. доц. кафедры ОПАБУ МТУСИ Липатова К.Н.,

Аспирант кафедры ОПАБУ МТУСИ

Во время обсуждения вопроса о создании Независимого консультативного комитета экспертов по аудиту (далее Комитет) в Группах Совета МСЭ (группе по финансовому регламенту и связанным с ним вопросам (ФИНРЕГ) и группе по управлению и бюджету (ГУБ)), на Совете МСЭ был достигнут консенсус в отношении внесения поправок в положения по Комитету, хотя не было консенсуса относительно необходимости создания такого комитета. Предполагается, что Комитет, как вспомогательный орган Совета, выступает в экспертно-консультативном качестве и помогает Совету и Генеральному секретарю в выполнении ими функций управления, включая функции надзора, обеспечения эффективного функционирования систем внутреннего контроля, процедуры управления рисками и процессы руководства. Предполагается также, что Комитет должен повысить эффективность и подотчетность деятельности Секретариата и усилить функции управления, не дублируя функции других групп Совета, внешнего Аудитора и внутреннего менеджмента Союза.

Нами были сопоставлены и проанализированы функции и сферы ответственности существующих групп МСЭ и нового Комитета, функции которого подробно обсуждались на Совете 2010г. и представлены в документах [1, 2, 3, 4]. Это было сделано для того, чтобы понять место Комитета в структуре МСЭ и убедиться, что новый Комитет добавит новую ценность и не будет дублировать чьи либо функции. В противном случае затраты, связанные с его функционированием в условиях дефицита и жесткой экономии средств МСЭ, не будут оправданы в глазах Государств-участников.

Коротко говоря об основном назначении существующих групп Совета и структур внутри и вне МСЭ, можно отметить, что, хотя в какой-то мере их функции взаимосвязаны, группы несут самостоятельную нагрузку: ФИНРЕГ расширяет функцию финансового менеджмента в МСЭ; ГУБ способствует повышению качества процессов планирования; система внутреннего контроля в МСЭ, включая службу внутреннего аудита, поддерживает правильное получение и использование ресурсов Союза; внешний аудит обеспечивает получение полной картины отражения операций МСЭ в счетах в соответствии с действующим законодательством, правилами и обычая-

ми делового оборота; Координационный комитет действует в качестве внутреннего органа управления, который дает советы Генеральному секретарю и оказывает ему практическую помощь по всем вопросам, которые не входят в исключительную компетенцию конкретного Сектора или Генерального секретариата: административным, финансовым, информационных систем, технического сотрудничества, а также по вопросам внешних сношений и общественной информации. Между тем, Координационный комитет, хотя и оказывает консультативную функцию, не является независимым [5, 6]. Функции контроля реализуются также на международных конференциях, когда при открытии каждой конференции пленарное заседание назначает Комитет по бюджетному контролю для определения того, как организована конференция и какие условия предоставлены делегатам, а также для рассмотрения и утверждения счетов по расходам, понесенным в течение всего периода работы конференции [7]. При этом право участия Государств — членов в осуществлении функций каждого из названных образований различается: от права всех государств участвовать в работе (ФИНРЕГ) до полного невмешательства в работу внешнего и внутреннего аудита. Новый Комитет, при условии его создания, может, в качестве вспомогательного органа Совета, способствовать повышению исполнительской функции в МСЭ, консультируя руководство организации в части поиска путей повышения качества и уровня финансовой отчетности, руководства персоналом, управления рисками, мониторинга и внутреннего контроля.

Предполагаемая цель Комитета. Как уже говорилось ранее, Комитет будет функционировать как вспомогательный орган Совета, выступая в экспертно-консультативном качестве и помогая Совету и Генеральному секретарю в выполнении ими функций надзора, включая обеспечение эффективного функционирования систем внутреннего контроля, процедур управления рисками и процессов руководства. Комитет должен повысить эффективность и подотчетность деятельности и усилить функции управления, не дублируя их [8].

Комитет будет оказывать помощь Совету и руководству МСЭ, в частности, в целях:

a) анализа качества и уровня финансовой отчетности, руководства, управления рисками, мониторинга и внутреннего контроля в МСЭ;

b) обеспечения того, чтобы руководство МСЭ принимало соответствующие меры по рекомендациям, касающимся аудита и надзора;

^ обеспечения независимости, эффективности и объективности функций внутреннего и внешнего аудита;

d) укрепления связей между заинтересованными сторонами, Внешними и Внутренними аудиторами и руководством МСЭ.

Предполагаемый состав и требования к компетенциям членов Комитета:

A. Предлагается, что Комитет будет состоять из четырех-пяти независимых членов-экспертов, среди которых не должно быть двух граждан одного и того же Государства — Члена. При отборе членов первостепенное внимание должно уделяться их профессиональной компетенции и добросовестности.

B. Для эффективного выполнения своей роли члены Комитета должны обладать полученными в последнее время и надлежащими знаниями, соответствующими высшему руководящему уровню, а также опытом в области финансов, бухгалтерского учета, аудита, юриспруденции и надзора. Члены Комитета в совокупности должны обладать знаниями, навыками и опытом в следующих областях:

a) финансы и аудит;

b) руководство организацией и структура подотчетности, включая управление рисками;

c) юриспруденция;

d) управление, осуществляемое на высшем руководящем уровне;

e) организация, структура и функционирование Организации Объединенных Наций и/или другой международной организации;

f) общее понимание отрасли электросвязи/ИКТ.

C. По меньшей мере, один из членов Комитета должен являться финансовым экспертом, хорошо знакомым с общепринятыми принципами бухгалтерского учета и финансовой отчетности, внутреннего контроля и процедур подготовки финансовых отчетов.

D. Все кандидатуры членов Комитета должны отбираться Генеральным Секретарем с учетом принципа справедливого географического и гендерного представительства. Все члены Комитета должны демонстрировать наивысшую степень добросовестности и работать в личном качестве и не должны при выполнении своих обязанностей запрашивать или получать указания, от какого бы то ни было правительства или организации.

E. Для членов Комитета необходимо наличие национальных сертификатов или сертификатов Института внутренних аудиторов (ИВА: The IIA — The International Internal Audit Institute), подтверждающих компетенцию кандидатов.

Для подтверждения таких знаний при обсуждении вопроса о Комитета на Совете-10, как вариант предлагалось наличие у кандидатов международных сертификатов Института внутренних аудиторов. Несмотря на то, что экзамены для получения таких сертификатов можно сдавать на многих языках в 143 странах мира, безусловно, существуют страны, которые останутся неохваченными возможностью получения подобного сертификата. Так же как альтернативу сертификатам ИВА, мы предлагаем рассматривать национальные сертификаты, которые являются полноценными и вполне конкурентоспособными с сертификатами ИВА, полученные соискателями в заранее оговоренное правилами работы Комитета время перед отбором. Поэтому для обеспечения равноправия шансов представителей всех стран (Государств Членов) предлагается осуществлять тестирование всех кандидатов в Комитет непосредственно на территории МСЭ в определенные даты, но за счет самих кандидатов. Финансовые затраты, которые могут понести кандидаты, представлены в табл. 1. Для тестирования можно привлекать компанию Pearson VUE, выбранную The IIA глобальным провайдером компьютерного тестирования (CBT) [9].

Предполагаемые полномочия Комитета:

A. Комитет обладает всеми необходимыми полномочиями для выполнения своих обязанностей, включая доступ к информации, записям, сотрудникам и Внешнему аудитору либо к любой организации, с которой у МСЭ заключен договор.

B. Руководитель подразделения внутреннего аудита, а также Внешний аудитор пользуются неограниченным и конфиденциальным доступом к Комитету.

C. Круг ведения Комитета пересматривается его членами не реже одного раза в четыре года, и любые предлагаемые поправки представляются на утверждение Совету.

D. Комитет, являясь консультативным органом, не имеет каких бы то ни было руководящих и исполнительных полномочий и не выполняет каких бы то ни было оперативных обязанностей.

Таблица 1

Экзаменационные сборы (по состоянию на май 2010 г.)

Экзамен Дня членов ИВА Дтя кандидатов, не являющихся Членами ИВА

Certified Internal Auditor(CIA) ® «Дипломированный внутренний аудитор» - основная сертификационная программа

Сбор за регистрацию US $60 US $75

Часть 1 US SI30 US $160

Часть 1] US $130 US $160

Часть Ш US $130 US $160

Часть IV US S130 US $160

Professional Recognition Credit (PRC) US £130 US $160

Специализированные экзамены ИВА

Сбор за регистрацию USS50 USS75

Certification in Control Self-Assessment(CCSA)® -«Дипломированный специалист по самооценке контроля) US $250 US $300

Certified Government Auditing Professional(CGAP)® - «Дипломированный аудитор правительственных организаций» US $250 US $300

Certified Financial Services Auditor(CFSA)® -«Дипломированный аудитор правительственных организаций» US $250 US $300

Предполагаемые обязанности Комитета:

Все функции Комитет выполняет по просьбе Генерального Секретаря (ГС) и руководства МСЭ для усиления исполнительской деятельности МСЭ. Эти функции в целом:

A. Общие положения:

• консультировать ГС и руководство МСЭ по вопросам, касающимся сферы охвата, результатов и эффективности аудита, а также выполнения других надзорных функций;

• консультировать ГС и руководство МСЭ по вопросам, касающимся мер по обеспечению выполнения руководством рекомендаций по результатам ревизий и других рекомендаций надзорных органов.

B. Функция внутреннего аудита:

• анализировать и консультировать ГС и руководство МСЭ в отношении укомплектованности штата и ресурсов Отдела внутреннего аудита;

• анализировать план работы Внутреннего аудитора (его цели и задачи);

• консультировать ГС и руководство МСЭ по вопросам, касающимся эффективности, результативности и выполнения функции внутреннего аудита Отделом внутреннего аудита.

C. Управление рисками и механизмы внутреннего контроля:

• консультировать ГС и руководство МСЭ по вопросам, касающимся качества и общей эффективности процедур управления рисками;

• консультировать ГС и руководство в отношении недостатков в системе внутреннего контроля МСЭ, и анализировать её эффективность.

D. Финансовая отчетность:

• анализировать и консультировать ГС и руководство МСЭ по вопросам, вытекающим из отчетов и рекомендаций Внешнего аудитора.

E. Бухгалтерский учет:

• консультировать ГС и руководство МСЭ по вопросам, касающимся приемлемости принципов учета и методов представления финансовой информации, оценивать изменения в этих принципах и связанные с ними риски.

Е Внешний аудит:

• анализировать работу Внешнего аудитора, эффективность выполнения им функций внешнего аудита;

• анализировать целесообразность тех затрат, которые несет МСЭ в отношении найма того или иного Внешнего аудитора;

• консультировать по вопросу заключения договора с Внешним аудитором;

• анализировать и консультировать по вопросу сферы охвата работы Внешнего аудитора.

G. Оценка:

• анализировать и консультировать ГС и руководство МСЭ по вопросу укомплектованности штатов, ресурсов и выполнения функций по оценке действий МСЭ;

• консультировать ГС и руководство МСЭ об эффективности и результативности осуществляемых или завершенных программ, проектов или политики в свете их целей и достижения;

• анализировать учет извлеченных уроков в процессе принятия решений исполнительными и руководящими органами.

H. Прочее:

• анализировать работу ФИНРЕГ ГУБ, Департамента администрирования и финансов и других групп МСЭ и оценивать эффек-

тивность выполнения этими группами надлежащих функций.

I. Сфера ответственности

• помимо заполнения и подписи соответствующих деклараций и заявлений о личных, финансовых и иных интересах кандидата Комитета, он подписывает документ о согласии с Правилами по осуществлению деятельности члена Комитета

Независимость Комитета.

Д.* Поскольку роль Комитета заключается в предоставлении объективных рекомендаций, его члены сохраняют независимость от Секретариата МСЭ, Совета и Полномочной конференции и свободны от каких-либо реальных или предполагаемых конфликтов.

B. Члены Комитета:

a) не занимают должности и не ведут какой-либо деятельности, которая может отрицательно сказаться на их независимости от МСЭ или компаний, поддерживающих деловые отношения с МСЭ;

b) в настоящее время или в течение трех лет до назначения в Комитет кандидаты не заняты и не используются в каком-либо качестве МСЭ, Членом Сектора, Ассоциированным членом или делегацией Государства-Члена, и не имеют близкого, который бы работал с МСЭ, Членом Сектора, Ассоциированным членом или делегацией Государства-Члена или имел бы с ними до-говорные отношения;

c) независимы от Группы внешних аудиторов и Объединенной инспекционной группы Организации Объединенных Наций.

C. Члены Комитета служат в личном качестве и не запрашивают и не принимают указаний в отношении их работы в Комитете от какого-либо правительства или иного органа, входящего или не входящего в состав МСЭ.

D. Члены Комитета подписывают ежегодную декларацию о независимости и заявление о финансовых интересах. Председатель Комитета представляет заполненные и подписанные декларацию и заявление председателю Совета сразу после начала срока службы того или иного члена в Комитете, а после этого — на ежегодной основе.

Срок действия Комитета. Предлагается создать Комитета на временной основе, т.е. организовать такой Комитет на 4 года, а в дальнейшем, по результатам его деятельности и эффективности, принять окончательное решение о необходимости в таком комитете.

Ответственность членов Комитета. Предлагается помимо заполнения и подписания соответствующих деклараций и заявлений о личных, финансовых и иных интересах кандидата Комитета, создать правила по осуществлению деятельности члена Комитета (о пользовании всеми документами, о привлечении сторонних консультантов и прочее).

Литература

1. Document C10/DL/6(Rev. 1).

2. Финансовый регламент и Финансовые правила.

3. Document C07/86, Изменение круга ведения Группы Совета по Финансовому регламенту и связанным с ним вопросам управления финансами.

4. Document C07/81, Создание Группы Совета по управлению и бюджету (ГУБ).

5. Устав МСЭ.

6. Конвенция МСЭ.

7. Общий регламент конференций, ассамблей и собраний союза.

8. Document S10-cl-c-75, Комитет по аудиту.

9. http://www.iia-ru.ru.

10. http://www.un.ong/ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.