Научная статья на тему 'Совершенствование контрольной функции в межгосударственной организации специальной компетенции для перехода к менеджменту, ориентированному на результаты'

Совершенствование контрольной функции в межгосударственной организации специальной компетенции для перехода к менеджменту, ориентированному на результаты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / СТАНДАРТ IDEF0 / КОНТРОЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ / КОНТЕКСТНАЯ ДИАГРАММА / ДЕКОМПОЗИЦИЯ / МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ (МСЭ)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артемьева Галина Станиславовна, Куликова Кристина Николаевна, Резникова Наталья Петровна

Исходя из того, что Полномочная конференция МСЭ, имевшая место в 2014 г. (Южная Корея), поставила целью выполнение важных стратегических задач в интересах развития электросвязи в мире, требуется изменение его культуры, повышение эффективности управления, ориентированного на результаты (Резолюция 151, ПК-14), совершенствование риск-менеджмента в этой межгосударственной организации специальной компетенции и многое другое. Одним из механизмов повышения эффективности менеджмента Государства-члены МСЭ видят в укреплении функции внутреннего аудита путем формирования контрольного подразделения, что является сравнительно новым, достаточно сложным и трудоемким процессом, который требует от организации дополнительных временных, финансовых и людскихресурсов, что достаточно сложно обеспечить в условиях снижения доходов МСЭ, получаемых за счет добровольных взносов его членов.Для описания процесса создания и обеспечения функционирования контрольного подразделения в Союзе использованы возможности функционального моделирования (методология IDEF0). Представлены контекстная диаграмма процесса формирования Комитета МСЭ, а также результаты ее декомпозициидо диаграмм второго уровняс целью детального описания последовательности выполнения названного выше процесса. Охарактеризована тематика вопросов и проблем, которые обсуждались на четвертом собрании рабочей группы Совета МСЭ по финансовым и людским ресурсам (РГС ФЛР) для подготовки к сессии Совета МСЭ (май, 2015 г.), и которые имеют большое значение с точки зрения осознания направлений и объемов работы по реализации решений и резолюций ПК-14 на ближайшие четыре года. Основные вопросы: трудности достижения сбалансированного по доходам и расходам бюджета МСЭ на 2016-2017 гг. и поиск путей повышения эффективности расходования ограниченных ресурсов организации. Обзор и результаты основных дискуссий могут позволить читателям взглянуть на некоторые обсуждаемые вопросы с другой точки зрения, чем на них смотрят авторы, а, следовательно, дать новый импульс поиску ответов на те вопросы, которые пока остаются нерешенными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Артемьева Галина Станиславовна, Куликова Кристина Николаевна, Резникова Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование контрольной функции в межгосударственной организации специальной компетенции для перехода к менеджменту, ориентированному на результаты»

«и»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЛЯ ПЕРЕХОДА К МЕНЕДЖМЕНТУ, ОРИЕНТИРОВАННОМУ НА РЕЗУЛЬТАТЫ

Артемьева Галина Станиславовна,

к.э.н., доцент, профессор кафедры менеджмента, Московский технический университет связи и информатики, Москва, Россия, artemieva-g-s@yandex.ru

Куликова Кристина Николаевна,

ст. препод. кафедры менеджмента, Московский технический университет связи и информатики, Москва, Россия, homaichek@yandex.ru

Исходя из того, что Полномочная конференция МСЭ, имевшая место в 2014 г. (Южная Корея), поставила целью выполнение важных стратегических задач в интересах развития электросвязи в мире, требуется изменение его культуры, повышение эффективности управления, ориентированного на результаты (Резолюция 151, ПК-14), совершенствование риск-менеджмента в этой межгосударственной организации специальной компетенции и многое другое. Одним из механизмов повышения эффективности менеджмента Государства-члены МСЭ видят в укреплении функции внутреннего аудита путем формирования контрольного подразделения, что являетсяс-равнительно новым, достаточно сложным и трудоемким процессом, который требует от организации дополнительных временных, финансовых и людскихресурсов, что достаточно сложно обеспечить в условиях снижения доходов МСЭ, получаемых за счет добровольных взносов его членов.Для описания процесса создания и обеспечения функционирования контрольного подразделения в Союзе использованы возможности функционального моделирования (методология ЮЕР0). Представлены контекстная диаграмма процесса формирования Комитета МСЭ, а также - результаты ее декомпозициидо диаграмм второго уровняс целью детального описанияпоследо-вательностивыполнения названного выше процесса. Охарактеризована тематика вопросов и проблем, которые обсуждались на четвертом собрании рабочей группы Совета МСЭ по финансовым и людским ресурсам (РГС ФЛР) для подготовки к сессии Совета МСЭ (май, 2015 г.), и которые имеют большое значение с точки зрения осознания направлений и объемов работы по реализации решений и резолюций ПК-14 на ближайшие четыре года. Основные вопросы: трудности достижения сбалансированного по доходам и расходам бюджета МСЭ на 2016-2017 гг. и поиск путей повышения эффективности расходования ограниченных ресурсов организации. Обзор и результаты основных дискуссий могут позволить читателям взглянуть на некоторые обсуждаемые вопросы с другой точки зрения, чем на них смотрят авторы, а, следовательно, дать новый импульс поиску ответов на те вопросы, которые пока остаются нерешенными.

Для цитирования:

Артемьева Г.С., Куликова К.Н., Резникова Н.П. Совершенствование контрольной функции в межгосударственной организации специальной компетенции для перехода к менеджменту, ориентированному на результаты // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. - 2GÍ5. - Том 9. - №5. - С. 79-85.

For citation:

Reznikova N.P., Artemieva G.S., Kulikova K.N. Improvement of control function in the interstate specialized organization for the transition to result-oriented management. T-Comm. 2GÍ5. Vol 9. No.5, рр. 79-85. (in Russian).

Резникова Наталья Петровна,

д.э.н., профессор, зав. кафедрой менеджмента,Московский технический университет связи и информатики, Москва, Россия, rnp@mtuci2.ru

Ключевые слова: функциональное моделирование, стандарт IDEF0, контрольное подразделение, контекстная диаграмма, декомпозиция, межгосударственная организация специальной компетенции, Международный союз электросвязи (МСЭ).

Международный союз электросвязи (далее МСЭ, Союз) является старейшей профессиональной международной организацией (МО), входящей в систему агентств Организации объединенных наций (ООН). Результаты его работы оказывают влияние на процессы развития глобальных инфокоммуникаций с учетом суверенных национальных интересов (в вопросах разработки технических стандартов регулирования радиочастотного спектра, гармонизации современных технологий и стандартов и безопасности ИКТ, при формировании критериев развития современного информационного общества и проч.). В мае 2015 г. МСЭ отметит свое 150-летие.

В последнее десятилетие в специализированных учреждениях системы ООН большое внимание уделялось вопросам обеспечения более строгого аудита, прозрачности и подотчетности при формировании их систем реализации функции контроля. Формирование контрольного подразделения стало новым, достаточно сложным и трудоемким для Союза процессом, который потребовал от МСЭ значительных дополнительных ресурсов: временных, финансовых и людских. И нельзя сказать, что процесс формирования завершен.

Слишком много интересов он затрагивает. Поэтому, чтобы учесть как можно больше факторов, была поставлена задача формализовать алгоритм процесса формирования контрольного подразделения (далее - Процесса), для чего были применены специальные средства отображения и моделирования всех этапов работы, проводимых по этому проекту в МСЭ, а именно функциональное моделирование [3, 6, 7].

Сегодня только ленивый не пишет о том, что функциональное моделирование - мощный инструмент анализа и

проектирования процессов. Но это действительно так, о чем свидетельствуют примеры использования его в управлении проектами, бизнесе, оборонной промышленности, телекоммуникациях и прочих сферах деятельности. Методология IDEF0 - это один из наиболее популярных видов методологий моделирования бизнес-процессов стандартов (нотаций, методологий) IDEF-методологии семейства !САМ {Integrated Computer-Aided Manufacturing), основанный на методологии структурного анализа SADT (Structured Analysis & Design Technique) [2, 4].

В соответствии с правилами стандарта IDEF0 были сформулированы цель и точка зрения моделирования процесса для изучаемой организации - МСЭ. Поскольку, как уже отмечалось, формирование контрольного подразделения стало новым, сложным и трудоемким для Союза процессом, то цель моделирования была сформулирована, как «структуризация процесса создания и обеспечения функционирования комитета по надзору в МСЭ, оценка его необходимости, эффективности и дальнейшей деятельности». Точка зрения представлена нами как точка зрения Государств-членов МСЭ, Совета и Генерального секретаря. Это вполне обосновано, поскольку предполагалось, что комитет по надзору будет выступать в экспертно-консультативном качестве и помогать руководству МСЭ а выполнении его функций.

На рисунке I представлена контекстная диаграмма(А-О). с которой началось построение функциональной модели Процесса на основе стандарта IDEF0, где входной поток — информационные материалы, выходной - Комитет, управляющий поток - указания руководства МСЭ и ряд рекомендаций, и, наконец, механизм преобразования - рабочие группы Совета МСЭ и его члены.

AUTHOR: Kpiic nnia Куликонц DATE:

PROJECT: I lponecc форьмфоваш« REV:

м Vi: |> 111, r >:i о подразделе hhi

КОТЕ: 123456789 10

WORKING READER DATE CONTEXT:

DRAFT

RECOMMENDED

PUBLICATION A-0

Информация о подобных подразделениях

Вклад ы Го суд арст в - ч лс Я о и

Данные о возможном финансировании из бюджета МСЭ

Укачан и я руководства МСЭ

Рекомендации ООН

Формирование контрольного подразделен и я

Ко м итет

РГ, Совег, ПК и [ осударства-чяены МСЭ

N<)I)! А-0 lilll Форм |фОвы нж кгогтрильнога подразделе hhi

Рис. I. Контекстная диаграмма процесса формирования Комитета МСЭ - А-0

Рисунок I может быть дополнен таблицей I, содержащей характеристику каждого объекта, представленного в контекстной диаграмме [4].

Таблица I

Характеристика объектов контекстной диаграммы процесса создания и обеспечения функционирования Комитета МСЭ

Обьект Название Описание

Процесс Формирование контрольного подразделения Целью является создание и обеспечение функционирования Комитета для оказания помощи и консультативных услуг Генеральному Секретарю и руководству МСЭ

Вход Информация о подобных подразделениях. Вклады Государств-членов, Данные о возможном финансировании из бюджета МСЭ Перечень используемых документов или их разделов, подтверждающих результат анализа изученной информации и данных

Выход Комитет по надзору (Комитет) Результат работ РГ, Совета, ПК, Государств-Членов МСЭ и обработки информации, представленный в документах МСЭ

Управление Указания руководства МСЭ, Рекомендации ООН Документы.на которые ссылалось руководство при постановке задачи перед рабочими группами и членами МСЭ, а также документы, содержащие рекомендации рабочих групп ООН

Механизм РГ. Совет, ПК и Государства-члены МСЭ Форма реализации исполнителей: вклады, заседания

Контекстная диаграмма помогла ответить на такие вопросы, как: что потребовалось для реализации проекта, что получится на его выходе, кто был задействован и какие регулирующие документы были необходимы, но при этом не дала полного представления о процессе. Поэтому далее была проведена декомпозиция контекстной диаграммы, т.е. дано более детальное описание процес-са(диаграмма первого уровня, см. рис. 2).

Проект по внедрению комитета по надзору в МСЭ, в соответствии с логикой нотации ЮЕРО, был разбит на пять подпроцессов {этапов), примерно равной степени детализации. Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта, по времени их выполнения были как последовательными, так и параллельными [9].

После построения диаграммы декомпозиции первого уровня (рис, 2) для указанных на ней функций (А1, А2...А5) были построены отдельные диаграммы (диаграммы декомпозиции второго уровня).

Процесс декомпозиции {построения диаграмм) продолжается до тех пор, пока дальнейшая детализация функций не теряет смысла. Для каждой «атомарной» функции, описывающей элементарную операцию (т.е. функции, не имеющей диаграмму декомпозиции), составляется подробное описание, и, таким образом, процесс функционального моделирования заключается в постепенном выстраивании иерархии функций [I, 10].

USED AT:

А иТЬКЖ; Кристина Куликова ПАТЕ:

РКВДЕСТ: Процесс формирования КIV:

контрольного подразделения

КЮТЕ: \2 3 456789 10

WORKING READER DATE CONTEXT:

DRAFT

RECOMMENDED

PUBLICATION AO

cz

PCKGMSI 1.11 .i'l I

ГЮ) I

Укншцм рукоыодстиаМСЗ

I ] 11[| 11 ф MLLLJ ня о

подобных I * - l| ') ICJICHKH X ¡1 ---

Определить систему требовании для создании Комитета Л1

Вклады I "осу дар ств-чяс i юн

Данные о возможном финансировании из бюджета МСЭ

Госу дар ства-члены, РГ-ФИНРЕГ.ГУБ,

Совет

V

Система

А

требований

г

П тр ебность в дополнительной информации

it!

Обсудить вопросы, сия чанные с созданием Комитета

А2

Доку мет ы с результатами обсуждения

У

Потребность В ДО! ЮЛ НИ1С.1 li ном обсу жленни

Ji

ДоК> mci [ТЫ о

создании и функциях Комитета

Обсу ЛИТЬ вопросы создания и крута ведения Комитета

Доку менты с комментариями

А

Отборочная комиссия

ПК'

f!

Доку Meim>t отбора персоналий, о составе Комитета

11апомннанне о сроках

/

i±i_

Оценить эффективность фу нкционирования Кимюш

11отребность в до пол нител ьной информации ti обсу ждении

/

Отчеты Комитета, ежеголная опенка эффекшвносш его деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

L

Обсу лить буду Н1ИС перспективы Комитета

А5

Документы с комментариями

РГ. Совет* ПК, н Государства-члены МО

NODE:

АО

TITLE: Формирование контрольного подразделения

NUMBER:

Рис. 2. Диаграмма первого уровня процесса созданий и обеспечения функционирования Комитета МСЭ - АО

На четвертом подпроцессе (A4) должна быть проведена оценка эффективности деятельности НККУ. Авторами был разработан вклад, представленный от имени АС РФ на сессии Совета-12, содержащий подход к оценке эффективности деятельности HKKY в целом и к индивидуальной оценке членов Комитета, в частности, который члены Комитета взяли за основу для осуществления самооценки деятельности [5].

С учетом изложенного, остановимся более подробно на каждом из приведенных на рис, 2 подпроцессов. Первый подпроцесс (AI): определение системы требований для создания Комитета. Здесь возникает необходимость изучения опыта создания подобных Комитетов в системе ООН и определения системы требований для совершенствования функции контроля современного менеджмента МСЭ.

Второй подпроцесс (А2): обсуждение вопросов, связанных с созданием Комитета. Формирование Комитета обсуждалось на РГС ФЛР, сессиях Совета, на ПК-10 (Мексика), ПК-14. Процесс обсуждения может быть разбит на составные части посредством создания дочерней диаграммы следующего, более низкого уровня.

Третий подпроцесс (A3): решение вопроса о создании Комитета и его круге ведения. В результате работы Государств-членов, РГС ФЛР и Совета по проекту создания и обеспечения функционирования Комитета, в 2010 г, на ПК МСЭ была принята Резолюция 162 с решением о создании на экспериментальной основе сроком на четыре года комитета по надзору, получившего название Независимого консультативного комитета по управлению - НККУ (IMAC-lndependent Management Advisory Committee) [8].

На пятом подпроцессе (AS) ПК должно быть принято решение о продолжении работы комитета или его реорганизации (изменение названия Комитета, его функций, количества членов и т.д.) или расформировании. Принятие решения требует от Совета (Генерального Секретаря) проведения оценки эффективности функционирования НККУ по выбранной в четвертом подпроцессе методике; ПК-14 пересмотрела Резолюцию 162, а которой НККУ создан на постоянной основе, уточнен его круг ведения, но чтобы это было сделано, была проделана большая работа, которая схематично представлена на рис. 3.

Выбранный подход дал возможность практически на каждую сессию Совета Союза и собрания РГС ФЛР представлять вклады от имени АС РФ, посвященные Комитету, разработанные, кроме всего прочего, на основе данных и материалов, полученных в ходе описываемого исследования, которые использовались и учитывались при принятии окончательных решений относительно вопросов по Комитету на ПК-14, о чем будет сказано ниже. За это время был разработан ряд документов, посвященный предложениям по названию контрольного органа, его составу, процедуре формирования и финансовому обеспечению [5].

Следует отметить, что построенная функциональная модель имеет общий характер и может быть использована в будущем как самим МСЭ при создании новых подразделений, так и другими межгосударственными организациями специальной компетенции, еще не создавшими подобные подразделения или желающие улучшить их работу.

Прсдкгдснм, BupiwTCHira? Hi Смете s отношении НККУдд ПК. 14

ПК-34 ,[ et нтйговыр paflram hoHKKV

Рис, 3, Блок-схема процессов, которые будут проведены для принятия решения о продолжении работы НККУ или его реорганизации

Конечно - независимая экспертиза деятельности такой организации, как МСЭ, важный, но неединственный вопрос, который должен там решаться с целью выполнения стратегических целей и задач, поставленных перед мировым сообществом на следующие четыре года. И этих вопросов едва ли не больше, чем ответов на них и, возможно, аналогичный подход должен быть применен для изучения и совершенствования других процессов. Приведем некоторые примеры.

Решения ПК, которые отражаются в «Финальных актах ПК» (ФА), должны быть ратифицированы участниками и связаны с выполнением стратегического плана МСЭ на 2016-2019 гг., представленном в Резолюции 71. Один из парадоксов работы МСЭ заключается в том, что, если Государство-член не ратифицировало решения очередной ПК, оно может действовать на основе решений той ПК, ФА которой им были ратифицированы. Такой подход представляется нам крайне странным. Представьте, если бы в организации одни сотрудники жили по старому уставу, а другие - по-новому. Вот один пример того, к чему это может привести. На ПК-14 Канада заявила о резком снижении своих взносов, которое она не могла бы себе позволить на основе решений ПК-10, Но Канада не ратифицировала ФА ПК-10, в связи с чем бюджет МСЭ потерял значительные суммы.

Совет принимает свои резолюции и решения во исполнение решений и резолюций ПК. Если зайти на сайт МСЭ в раздел «Совет», можно увидеть, что у Совета имеются рабочие группы (РГС). В настоящее время это: РГС по финансовым и людским ресурсам, РГС по выполнению

решений ВВУИО; РГС по защите ребенка в он-яайновой среде; РГС по использованию шести официальных языков МСЭ и др. Группы могут исчерпывать свои полномочия, тогда принимается решение о прекращении их деятельности или наоборот, возникает потребность а новой группе. В любом случае решение принимается на ПК (снова процесс, который требует совершенствования).

РГС ФЛР - одна из наиболее старых групп, сравнительно недавно она была реструктурирована путем объединения двух групп: по финансовым и людским ресурсам. Четвертое собрание РГС ФЛР проходило в Женеве 04-06 февраля 2014 г. В заседании принимали участие вновь избранный Генеральный секретарь (ГС) МСЭ г-н X. Зао, заместитель ГС М. Джонсон, директора бюро секторов (радио, стандартизации и развития), руководители финансового департамента и департамента по людским ресурсам, чиновники МСЭ других уровней, делегаты, практически, из всех стран, входящих в Совет. Хотя, надо сказать, что а работе РГС могут принимать участие представители любых стран, входящих в Союз, но они не голосуют. Собрание проходило после ПК-14 и имело большое значение с точки зрения осознания направлений и объемов работы по реализации стратегических решений и резолюций ПК-14 на ближайшие четыре года. Основная проблема, с которой столкнется МСЭ в ближайшее время, это нехватка ресурсов для финансирования деятельности, которые, в основном (на 80-85 %, в зависимости от инфляции, решений ООН и некоторых других обстоятельств) идут на оплату персонала (действующего и вышедшего на пенсию). Другая проблема - это давление значительной части членов МСЭ на его генеральный секретариат, нацеленное на то, чтобы совершенствовались процессы управления, исключалось дублирование задач и функций, повышалась производительность, выполнялись рекомендации аудиторов и НККУ(1МАС), нацеленные на экономию ресурсов. При этом такое давление подчас носит не только экономический характер.

Ход и результаты основных дискуссий нашли отражение в приводимом ниже кратком обзоре основных моментов работы группы, связанных с тематикой статьи. В частности, один из основных сегодня обсуждаемых вопросов: «Какова должна быть степень доступа к документам МСЭ?». При этом нет ни общего понимания, что такое документ МСЭ, ни других, не менее важных (безопасность, защита личности и т.п.). Конечно, здесь тоже должны быть «прописаны» соответствующие процессы.

Что касается других вопросов, то были рассмотрены возможные направления деятельности Совета МСЭ (и группы) для реализации решений и резолюций ПК-14 (Пусан, Южная Корея), имеющих отношение к управлению организаций, включая общее (административное) управление, стратегическое управление, финансовый менеджмент, управление человеческими ресурсами, бухгалтерский учет и аудит и т.п.

Основной рассматриваемый вопрос - формирование сбалансированного по доходам и расходам бюджета Союза на 2016-2017 гг. Предложенный Секретариатом проект бюджета сформирован с учетом необходимости

выполнения задач стратегического плана {Резолюция 71, ПК-14}, проекта финансового плана (Решение 5, ПК-14 с приложениями) и существования следующих условий и ограничений: резкого сокращения количества единиц взносов (-10,5 единиц); неизменной (с 2006 г.) величины цены единицы взносов 318 тыс. шв. франков (при возможном разбросе 3 15,0 - 330,0 тыс. шв. франков); потенциальной возможности изъятия средств с Резервного счета (фонда, PC) в размере 8,! млн. шв. франков; перечня мер по экономии расходов, включая сокращение численности персонала и экономию «на языках». Размер двухлетнего бюджета все еще обсуждается (по состоянию на начало апреля 2015 г.). Если не рассматривать политические стороны вопроса о бюджетировании деятельности МСЭ, то основная сложность достижения баланса бюджета обусловлена резким снижением на ПК-14рядом стран своих классов взносов, что не было компенсировано незначительными повышениями классов взносов другими.

Серьезная дискуссия развернулась по поводу возможности изъятия средств с PC. Против такой возможности выступили, как и на ПК-14, делегации США и ряда других государств, мотивируя свою позицию недальновидностью такого использования PC с точки зрения стратегических перспектив в условиях снижения доходов МСЭ. В принципе, с экономической точки зрения, против этого трудно возражать. Вместе с тем, фактически, МСЭ ежегодно расходует меньше, чем получает доходов, поэтому PC пополняется. Кроме того, его величина может опускаться до уровня 6% от ежегодных расходов. Сегодня этот уровень существенно выше. Названные и другие делегаты считают, что больше внимания следует уделить поиску и использованию резервов экономии средств МСЭ. Рассмотрение преимуществ и недостатков от использования доходов, генерируемых от предоставления Международных ресурсов нумерации (International Numbering Resources (INR)) для целей балансирования доходов и расходов, не позволило пока использовать этот источник доходов для пополнения бюджета, так как многие западные страны объясняют свое нежелание увеличивать цену за эти номера защитой интересов операторов и потребителей услуг электросвязи. К слову сказать, на ПК-14 не было достигнуто договоренности относительно рабочего определения термина ИКТ, хотя была представлена отдельная резолюция по этому поводу. Вопрос остался открытым, что дает нам право с чистой совестью употреблять слово «электросвязь».

Значительную дискуссию вызвали вопросы формирования, устойчивых, без преференций, обоснованных и прозрачных политики и процессов участия Членов секторов, Академических организаций и Ассоциированных членов, в деятельности рабочих органов МСЭ. Общий взгляд на проблему не был сформирован, обсуждение будет продолжено. Совету МСЭ в мае 2015 г. должен быть представлен более четкий и обоснованный документ.

Заслушаны документы, отражающие работу МСЭ над рекомендациями по упучшению различных предметных областей менеджмента организации, как реакция на отчеты Внешнего аудитора и IMAC. Отмечено, что руководство

МСЭ делает заметные шаги в направлении создания системы риск-менеджмента, улучшает работу с региональными представительствами (отчетность) и т.п. В настоящее время в связи с истечением полномочий IMAC в кратчайшие сроки (до 15 марта) сформирована Конкурсная комиссия (Selección panel), в состав которой вошли по одному представителю от каждого региона {всего 6 человек). Одновременно было организовано доведение информации об открытии конкурса до всех Администраций связи (Государств-членов). идет сбор анкет претендентов, на основе документов будет проведен (до середины апреля) первоначальный отбор кандидатов и будут отсеяны очевидно неподходящие претенденты; с оставшимися Комиссия должна провести собеседование в режиме электронной презентации и в конце апреля 2015 г. - предложить Совету список кандидатов в IMAC (два человека основного состава и пять - запасных) с соблюдением тендерного баланса и регионального представительства при необходимости соответствия квалификационным требованиям к кандидатам.

В соответствии с повесткой дня были рассмотрены многие важные резолюции и решения ПК-14 на предмет соответствия полномочиям и сфере ответственности РГС ФЛР: Решение 5. Доходы и расходы Союза на период 2016-2019 гг.; Решение 12. Свободный он-лайновый доступ к публикациям МСЭ; Решение 13. Механизм мониторинга программ и проектов МСЭ; Резолюция 71, Стратегический план Союза на 2016-2019 гг.; Резолюция 72. Взаимосвязь стратегического, финансового и операционного планирования в МСЭ; Резолюция 151. Осуществление в МСЭ менеджмента, ориентированного на результаты; Резолюция 152. Улучшение управления и систематический контроль возмещения затрат со стороны Членов секторов и Ассоциированных Членов; Резолюция 154.

Использование шести официальных языков Союза на равноправной основе; Резолюция 158. Финансовые вопросы для рассмотрения Советом; Резолюция 162. Независимый консультативный комитет по управлению (Independent management advisory committee); Резолюция 167. Усиление возможностей МСЭ в части проведения электронных собраний и способов улучшить работу Союза; Резолюция 169.

Допуск академических организаций, университетов и др. к участию в работе трех секторов Союза; Резолюция 170, Допуск Членов секторов из развивающихся стран к работе в секторе радио и секторе стандартизации; Резолюция 48. Управление и развитие людских ресурсов; Резолюция 187. Обзор существующей методологии и развитие будущего видения участия членов секторов, ассоциированных членов, ассоциаций и академических кругов в деятельности МСЭ; Резолюция 192. Участие МСЭ в меморандумах о взаимопонимании, имеющих финансовые и/или стратегические последствия; Рекомендация 3 СОМ 5 (документ PPI4/I6I (Rev.l)) Политика доступа к документам в МСЭ.

Этот перечень наглядно демонстрирует широту и разнообразие вопросов, которые предстоит решать в рамках сферы ответственности только одной группы, рекомендации которой могут позволить Совету МСЭ принимать свои решения в более сжатые сроки и на более высоком уровне компетентности, чем это можно было сделать без такой помощи. Многие решения могут быть найдены на пути использования процессного подхода.

Для тех, кому эти вопросы показались интересными, отметим, что Финальные акты ПК-14, где приведены все резолюции и решения Конференции, доступны на сайте МСЭ на русском и английском языках.

Литература

1. ГОСТ Р 50.1.028-2001 - Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования. Официальные рекомендации по применению стандартов ГОЕР для функционального моделирования.

- Введ. 2001-07-02. Использование и издательское оформление.

- М.: ИПК Издательство стандартов, 2000, - 75 с.

2. Зойцек Е. Декомпозиция процесса разработки корпоративного сайта по методологии ЮЕР0 [Электронный ресурс], - 201).

- Режим доступа:, http://habrahabr.ru/post/l22279/ (дата обращения 02.04.15).

3. Куликова К.Н. Разработка механизма обоснования необходимости совершенствования функции контроля в НКО / К.Н.Куликова //Экономика и предпринимательство. - М„ 2013. -N=12-4. - С. 713-719.

4. Лабораторная работа №6 «Системный анализ предметной области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ftp.csdep.mephi.ru/kiselev/DB%202014/%РО%9С%00%ВЕ%0 0%В4%01 %83Ж0%ВВ?Ш I %8С%20%Е2%84%967/1_аЬ%206.!ит {дата обращения 02,04,15).

5. Публикации; Полномочных конференций МСЭ, Советов Союза, Рабочих групп МСЭ, Тексты основных документов Союза [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.itu.int/ru/Pages/default.aspx (дата обращения 02.04.15).

6. Резникова Н.П., Артемьева Г.С., Липатова К.Н. К вопросу о создании независимого консультативного комитета экспертов по аудиту в международном союзе электросвязи // Т-Сотт: Телекоммуникации и транспорт. - 201 I, - №12. - С. 75-77.

7. Резникове Н.П., Артемьев о Г.С., Куликова КН. Структуризация проблемы совершенствования контрольной функции в Международном Союзе Электросвязи // Российский внешнеэкономический вестник. - М.. 2012. - № 2. - С, 39-47.

8. Резолюция 162. Независимый консультативный комитет по управлению: документ МСЭ / Полномочная конференция МСЭ -Гвадалахара, 2010. - 14 с.

9. Сервер дальневосточного государственного университета путей сообщения. Лекция №6 «Разработка функциональной модели» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edu.dvgups.ru/METDOC/GDTRAN/YAT/ITIS/PROEK_INF_SI 5/МЕТОО/иМК_ООЛЬте/иМК_00/МЗ/1_6.1ит(дата обращения 02.04.15).

10. Фастовский Э.Г. Лабораторные работы по курсу «Технология программирования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://khpi-iip.mipk.kharkiv.edu/library/technpgm/index.html {дата обращения 02.04.15).

IMPROVEMENT OF CONTROL FUNCTION IN THE INTERSTATE SPECIALIZED ORGANIZATION FOR THE TRANSITION TO RESULT-ORIENTED MANAGEMENT

Reznikova N.P., Moscow, Russia, rnp@mtuci2.ru Artemieva G.S., Moscow, Russia, artemieva-g-s@yandex.ru Kulikova K.N., Moscow, Russia, homaichek@yandex.ru

Abstract

On the basis of the fact that the ITU Plenipotentiary Conference, which took place in 2014 (South Korea), set as an object an implementation of the important strategic objects for the development of telecommunications in the world, it is need to change its culture, to improve the results-oriented management (Resolution 151, PK-14), the improvement of risk management in this interstate organization of special competence and more else. One of the mechanisms to improve the management, the ITU Member States consider in the strengthening of the internal audit function by forming a control subdivision, which is relatively new, difficult enough and effortful process that requires from organization an extra time, financial and human resources, which is quite difficult to provide in a declining ITU revenues obtained from voluntary contributions of its members. To describe the process of establishing and providing functioning the control subdivision the possibilities of functional modeling (methodology IDEF0) are used in the Union. The context diagram of the process of the ITU Committee formation, as well as results of its decomposition diagrams of the second level for a detailed description of the sequence of execution of the title process are presented. The subject area of issues and problems was characterized that have been discussed at the fourth meeting of the ITU Council Working Group on Financial and Human Resources (CSG FLR) to prepare for the session of the ITU Council (May, 2015), and which have a great importance in terms of understanding the directions and volumes work on the implementation of the decisions and resolutions of the PC-14 for the next four years. Main issues are: the difficulties of achieving a balanced income and expenditure ITU budget for the 2016-2017 and searching the ways to improve the effectiveness of expense of the limited resources of the organization. Review and results of the main discussions can allow readers to look at some of the discussed issues from a different than authors' point of view and, therefore, to give a new impulse for searching the answers for the questions that remain unresolved.

Keywords: functional modeling, IDEF0 standard, a control subdivision, context diagram, decomposition, an intergovernmental organization of special competence, the International Telecommunication Union (ITU).

References

1. GOSTR 50.1.028-2001. Continuous acquisition and life-cycle support. Methodology of functional modeling. Official recommendations for the use of standards for functional modeling IDEF. IPK Izdatelstvo standartov. Moscow. 75 p. (in Russian).

2. Zaicev E. Decomposition process of developing a corporate site on the methodology IDEF0. availableat:http://habrahabr.ru/post/l22279.

(in Russian).

3. Kulikova K.N. (2013), Development of mechanism to justify need for improvement of the control function in nonprofits. Journal of Economy and entrepreneurship. No. 12-4, pp. 713-719. (in Russian).

4. System analysis of the subject area. availableat:http://ftp.csdep.mephi.ru/kiselev/ DB%2020l4/%D0%9C%D0%BE%D0%B4% Dl%83%D0%BB%Dl%8C%20%E2%84%967/Lab%206.htm. (in Russian).

5. ITU Publications: ITU Plenipotentiary Conferences, ITU Council, Basic Texts of the Union. availableat:http://www.itu.int/ru/ Pages/default.aspx. (in Russian).

6. Reznikovа N.P., Artemyevа G.S., Lipatovа K.N. (2011). Towards the creation of an independent advisory committee of experts in auditing in the International Telecommunication Union. T-Comm. No. l2, pp. 75-77.

7. Reznikovа N.P., Artemiyevа G.S., Kulikova K.N. (2012). Structurization of the problem of control function perfection in the International union of telecommunication. Russian foreign economic journal. No. 2, pp. 39-47.

8. Resolution 162 (Rev. BUSAN, 2014). Independent management advisory committee. Document ITU / ITU Plenipotentiary Conference 2010 (PP-10), Guadalajara (Mexico), 14 p.

9. Development of functional models. availableat:http://edu.dvgups.ru/METDOC/GDTRAN/YAT/ITIS/PROEK_INF_SIS/METOD/ UMK_DO/frame/UMK_DO/M3/L6.htm. (in Russian).

10. Fastovskey E.G. Laboratory work on the course "Programming Technology". availableat:http://khpi-iip.mipk.kharkiv.edu/library/tech-npgm/index.html. (in Russian).

Information about authors:

Reznikova N.P., Head of Management department, Moscow Technical University of Communications and Informatics, Moscow, Russia Artemieva G.S., Professor of Management department, Moscow Technical University of Communications and Informatics, Moscow, Russia Kulikova K.N., Lecturer of Management department, Moscow Technical University of Communications and Informatics, Moscow, Russia

For citation:

Reznikova N.P., Artemieva G.S., Kulikova K.N. Improvement of control function in the interstate specialized organization for the transition to result-oriented management. T-Comm. 2015. Vol 9. No.5, pp. 79-85. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.