Научная статья на тему 'Управление некоммерческой организацией на базе информации о ее ценности'

Управление некоммерческой организацией на базе информации о ее ценности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
582
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СТОИМОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ / МЕНЕДЖМЕНТ НКО / ОЦЕНКА ЦЕННОСТИ НКО / ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артемьева Галина Станиславовна, Куликова Кристина Николаевна, Резникова Наталья Петровна

Тема эффективного управления является ключевой для деятельности некоммерческой организации, поскольку она всегда осуществляет некую социально важную миссию, не ставит целью извлечение прибыли, ограничена в возможностях генерирования и траты ресурсов и в силу этого должна их особенно эффективно использовать. Значимость некоммерческих организаций (НКО) не уменьшается могут лишь меняться их функции, объемы и характер предоставляемых ими услуг, при этом отсутствие внимания к определению ценности НКО достаточно быстро может привести ее к состоянию финансовой нестабильности, снижению эффективности, потере привлекательности услуг для потребителей и, как следствие, снижению ее значимости. Предложен подход к оценке ценности НКО (стоимости и бренда), апробация которого осуществлена применительно к Международному союзу электросвязи (МСЭ), который является особым типом некоммерческих организаций международной, входящей в систему ООН в качестве специализированного агентства, охватывающей всех участников динамичной и высокотехнологичной отрасли связи и ИКТ в мире. Благодаря предложенному подходу некоммерческие организации, в частности такие, как МСЭ, могут оценивать свою ценность и видеть, как меняется ее значение в зависимости от принятия как стратегических, так и текущих управленческих решений. Показано, что в случае оценки МСЭ целесообразно использовать: для оценки стоимости подход затратный и метод замещения; для оценки бренда затратный подход и метод исторических затрат. Проведенные расчеты показали, что ценность МСЭ незначительно снижается со временем, что говорит о текущей относительной стабильности и, следовательно, значимости организации, но при этом перспективные оценки не дают основы для оптимизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Артемьева Галина Станиславовна, Куликова Кристина Николаевна, Резникова Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление некоммерческой организацией на базе информации о ее ценности»

УПРАВЛЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ НА БАЗЕ ИНФОРМАЦИИ О ЕЕ ЦЕННОСТИ

Артемьева Галина Станиславовна,

к.э.н., доцент, профессор кафедры менеджмента, Московский технический университет связи и информатики, Москва, Россия, artemieva-g-s@yandex.ru

Куликова Кристина Николаевна,

старший преподаватель кафедры менеджмента, Московский технический университет связи и информатики, Москва, Россия, homaichek@yandex.ru

Резникова Наталья Петровна,

д.э.н., профессор, заведующая кафедрой менеджмента, Московский технический университет связи и информатики, Москва, Россия, homaichek@yandex.ru

Ключевые слова: некоммерческая организация, стоимость организации, менеджмент НКО, оценка ценности НКО, затратный подход.

Тема эффективного управления является ключевой для деятельности некоммерческой организации, поскольку она всегда осуществляет некую социально важную миссию, не ставит целью извлечение прибыли, ограничена в возможностях генерирования и траты ресурсов и в силу этого должна их особенно эффективно использовать. Значимость некоммерческих организаций (НКО) не уменьшается - могут лишь меняться их функции, объемы и характер предоставляемых ими услуг, при этом отсутствие внимания к определению ценности НКО достаточно быстро может привести ее к состоянию финансовой нестабильности, снижению эффективности, потере привлекательности услуг для потребителей и, как следствие, снижению ее значимости.

Предложен подход к оценке ценности НКО (стоимости и бренда), апробация которого осуществлена применительно к Международному союзу электросвязи (МСЭ), который является особым типом некоммерческих организаций - международной, входящей в систему ООН в качестве специализированного агентства, охватывающей всех участников динамичной и высокотехнологичной отрасли связи и ИКТ в мире. Благодаря предложенному подходу некоммерческие организации, в частности такие, как МСЭ, могут оценивать свою ценность и видеть, как меняется ее значение в зависимости от принятия как стратегических, так и текущих управленческих решений. Показано, что в случае оценки МСЭ целесообразно использовать: для оценки стоимости - подход затратный и метод замещения; для оценки бренда - затратный подход и метод исторических затрат. Проведенные расчеты показали, что ценность МСЭ незначительно снижается со временем, что говорит о текущей относительной стабильности и, следовательно, значимости организации, но при этом перспективные оценки не дают основы для оптимизма.

Для цитирования:

Артемьева Г.С., Куликова К.Н., Резникова Н.П. Управление некоммерческой организацией на базе информации о ее ценности // Т-Сотт: Телекоммуникации и транспорт. - 2016. - Том 10. - №8. - С. 51-56.

For citation:

Artemieva G.S., Kulikova K.N., Reznikova N.P. Non-profit organization management based on information about its value. T-Comm. 2016. Vol. 10. No.8, pp. 51-56. (in Russian)

T-Comm Vol.10. #8-2016

Современные коммерческие и некоммерческие организации (НКО или non-profit organizations) действуют в достаточно сложных национальных и общемировых рыночных, социальных и политических условиях. Эти два типа организаций имеют различные цели и задачи, механизмы хозяйствования, объемы и результаты деятельности, что предполагает наличие равных критериев и методов управления ими. Если коммерческим организациям посвящены широкомасштабные исследования в различных областях менеджмента, то относительно управления НКО этого сказать нельзя.

Некоммерческой является организация (НКО), не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Инс титут НКО повсеместно получил широкое распространение в социально-экономической жизни и признание общества. НКО создаются ради весьма разнообразных целей (социальных, благотворительных, профессиональных и др.), а финансируются, как правило, за счет средств, получаемых через ежегодные добровольные взносы от участников-доноров (вкладчиков), которые существенно зависят от общеэкономической ситуации. Формы НКО весьма разнообразны, они могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, международных межправительственных организаций и т.п. [14].

Возросшая конкуренция за ресурсы, необходимость оценки и анализа финансового состояния некоммерческих организаций и оценки эффективности расходования средств бюджетов НКО, в том числе, полученных из государственных бюджетов доноров, ставят перед исследователями и практиками задачу своевременной и возможно точной оценки ценности НКО [3]. Бюджетирование в НКО может осуществляться в разной форме, например, путем детального планирования руководством всех видов бюджетных расходов в соответствии с целями и задачами организации; или путем формирования БОР - бюджета, ориентированного на результаты, при котором акцент смешается с детального контроля расходов бюджета на обоснование целесообразности таких затрат [2, 6]. При этом даже выбор бюджетного процесса может повлиять на ценность НКО.

В то время, как средства ог раничены, а на национальном и международном уровнях появляются вызовы, требующие применения новых подходов и методов к вопросам развития, НКО все чаще сталкиваются с необходимостью экономить имеющиеся в их распоряжении ресурсы, но в то же время демонстрировать результаты и конкретную практическую пользу от своей работы, которая может увеличиваться в объемах в условиях, когда нужны объективные, веские и вызывающие доверие доказательства актуальности, конкретной практической пользы, эффективности, результативности, действенности и устойчивости их политики, программ п мероприятий. В таких условиях функция оценки представляет собой именно тот механизм, посредством которого организации могут реагировать на эти требования [4].

Оценка играет ключевую роль в обеспечении того, чтобы НКО могла реагировать на требования в отношении подотчетности с точки зрения достигнутых результатов и кон-

кретной практической пользы от ее деятельности. Оценка -это, независимый обзор, по сути, суждение о значимости или ценности деятельности организации. Цель оценки ценности, таким образом, состоит в определении «на как можно более систематической и объективной основе актуальности, эффективности и результативности той или иной деятельности и отдачи от нее с учетом ее задач, целей и достижений» [4], т.е. учета положения вещей как внутри организации, так и в окружающей ее среде. Эта оценка адресована участника м-до норам, руководству и персоналу организации, потребителям ее услуг и государственным органам.

Понятие ценности, особенно, ценности НКО, достаточно сложно. Мы полагаем, что ценность 1IKO можно трактовать, как се способность влиять па события, входящие в зону воздействия организации, и менять вектор социального, технологического, экономического и т.п. развития внешней среды, а также - собственную структуру и деятельность. При этом каждая НКО имеет две стороны ценности: для внешней среды (аутсайдеров), это вновь возникающие у них возможности, связанные с деятельностью НКО и влияющие на ее имидж (в отличие от коммерческих организаций (где ценность - обычная капитализация); для внутренней среды (инсайдеров, доноров, участников) — ценность есть возможность участников влиять на формулировку подлежащих принятию стратегических решений с учетом возможных рисков. Понятия ценности и эффективности близки, но не идентичны. При оценке ценности должна учитываться эффективность работы организации. Сказанное позволяет утверждать, что количественные оценки ценности НКО являются обобщающим мерилом эффективности менеджмента некоммерческой организации.

Комплексная диагностика (Есть процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний объекта изучения (проблемы и ее составляющих), заключающийся в целенаправленном исследовании, истолковании полученных результатов с использованием принятой терминологии!! их обобщении в виде заключения (оценки)) ценности организации дает возможность в процессе подготовки обоснованного управленческого решения [13]:

— выявить спектр возможных альтернатив для осуществления стратегического выбора;

— увязать в единый комплекс финансовое и стратегическое позиционирование, анализируя во взаимосвязи финансовые и нефинансовые драйверы ценности;

— оценить основную, наиболее вероятную траекторию будущего развития НКО при сохранении существующей стратегии;

— выявить основные возможности и угрозы, несоответствие между желаемым и прогнозируемым развитием событий;

— оценить стратегический потенциал НКО, в том числе ее стратегическую гибкость при различных возможных сценариях изменения внешней среды;

— измерить ценность НКО при сохранении существующей стратегии,

Положительная динамика ценности НКО, как универсального показателя эффективности любых управленческих решений, свидетельствует о потенциале долгосрочного и устойчивого ее функционировании, отражает рост благосостояния общества и позитивное направление социально-экономического развития в стране/мире.

У

Между тем, сегодня, несмотря на достаточно большое количество публикаций по вопросам создания, функционирования и оценки эффективности деятельности НКО, ни подходов, ни методов опенки ценности НКО, насколько известно авторам, не предложено. 11 основном, дело находится на уровне постановки проблемы.

С опорой на идеи, сформулированные в американских стандартах оценки, разработанных Комитетом по оценке

бизнеса Американского общества оценщиков, и Федеральных стандартах оценки Российской Федерации, посвященных вопросам терминологии, подходам и методам, требованиям к проведению, отчетности и регулированию оценочной деятельности |9] авторы предлагают подход к оценке ценности организации, который включает три этапа: подготовительный, оценочный и заключительный (см. рис. I).

1.1. Подготовка информации об организации для проведения оценки.

1.2. Выбор подходов и методов опенки.

1.3. Оценка финансового положения компании.

2. Оценочный этап

Г

2.1. Оценка стоимости затратным

ПОДХОДОМ.

2.2. Оценка бренда методом суммарных издержек.

Рис. 1. Этапы оценки ценности НКО

г.

V.

3.1. Корректировка стоимости на риски.

3.2. Корректировка стоимости на командировочные расходы,

3.3. Корректировка стоимости на финансовое положение,

3.4. Составление отчета об оценке.

На первом этапе «Подготовительном» собирается базовая информация о НКО, выбираются подходы и методы для проведения оценки и анализируется финансовое положение организации в соответствии со следующими шагами:

1.1. Подготовка информации об организации для проведения оценки.

В соответствии со стандартом ВУ8~Ш [8] информация должна охватывать:

- характеристики организации, доли участников, подлежащих оценке, включая права, привилегии и условия, количественные характеристики, факторы, влияющие на контроль и соглашения, ограничивающие продажу, передачу или ликвидацию организации;

- общую характеристику организации;

-финансовую информацию об организации за предыдущие годы;

- активы и обязательства организации;

- общую характеристику отраслей, которые оказывают влияние на данную организацию и их текущее состояние;

- экономические факторы, оказывающие влияние на оцениваемую организацию;

- состояние рынка капиталов как источника необходимой информации, например, о возможных ставках дохода но альтернативным капиталовложениям, о слияниях и поглощениях НКО;

- данные о предыдущих сделках с участием оцениваемой организации;

- другую информацию, которую оценщик сочтет имеющей отношение к проведению оценки.

Следует иметь ввиду, что в ходе подготовки информации для проведения оценки ценности НКО используется ретроспективная отчетная информация и текущие финансово-

экономические показатели организации. Время учета используемых данных и момент оценки между собой не согласованы. Расхождение данных во времени создает условия для появления в оценках различного рода искажений. Эти условия: изменение стандартов учета исходных данных, деноминация денежных единиц, колебания курса валют, структурные изменения цен и др. Несогласованность данных порождает проблему корректировки всей используемой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью приведения их к общему временному эталону, в роли которого выступает момент оценки.

1.2. Выбор подходов и методов оценки.

1.2.1. В теории и практике оценки стоимости традиционно существует классификация подходов, исходя из используемых исходных данных (понятие): рыночный подход, доходный и затратный. Перечисленным подходам соответствуют свои методы (см. рис. 2) [7, 8], При оценке стоимости в зависимости от целен оценки, поставленных условий, состояния самого объекта и состояния экономической среды следует использовать сочетание двух-трех методов, наиболее подходящих в данной ситуации.

1.2.2 Оценка бренда НКО может быть проведена на основании подходов и методов, представленных в таблице 1 [7, 13].

1.3. Оценка финансового положения НКО.

В процессе оценки стоимости возникает необходимость предварительной проверки его финансового положения. Такая проверка позволяет получить важные справочные сведения об оцениваемой организации и выполнить расчет значений корректировочных показателей, необходимых для нахождения конечной стоимости.

Т-Сотт Уо1.10. #8-2016

I Понятие] ^^ I Доход

у,' i pa i

IL

1

I I I I I j 11 ; 4HC-I|K'и 14=к j I !'I M.. MI..;| |

Методы

Дисконт peinan пая будущая прибыль Стоимость чистых активов Отношение цены и прибыли

Дискт п'Н рован и ы>< будущий денежный ПОТОК Ликвидационная стоимость Отношение иены и денежною потока

Капитализация нормправампан прибыли Метод замещения Отношение цены и валового дохода

Капитализация нормированного денежного потока Метод избыточных прибылен Отношение йены и стоимости активов

Put4. 2. Методы оценки стоимости

Таблица !

Методы оценки стоимости бренда

Подход Методы

Доходный подход Выделения доли денежного потока

I Ценовой премии

Освобождения от роялти

Выделения доли лицензиара в прибыли лицензиата (правило 25%)

Избыточной прибыли

Экономии затрат

Чувствительносгн

Сравнительный подход Сравнения продаж

Затратный подход Исторических затрат

Вое ста* юв ител ьн ой стой мости

Стоимости замещения

Оценки но предполагаемой стоимости рекламы

Опенки по остаточной вмененной стоимости

Для оценки финансового положения НКО необходимо выбрать модель, позволяющую:

- учитывать корректировки показателей на влияние инфляции;

- отражать финансовое положение организации на момент оценки;

- установить соответствие финансового состояния требованиям экономической безопасности НКО;

- определить излишек (дефицит) оборотного капитана НКО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второй этап «Оценочный» включает оценку стоимости и бренда анализируемой организации но выбранным для этого методам. 2.1. «Оценка стоимости» и 2.2. «Оценка бренда» проводится согласно методикам оценки того или иного подхода и метода.

Третий этап «Заключительный» включает ряд определенных корректировок ценности НКО и составление отчета об оценке.

3.1. Корректировка ценности на риски. Дня целей оценки ценности риск следует определить, как степень неопределенности, связанной с получением ожидаемых в будущем взносов и некоторых доходов НКО.

3.2. Корректировка ценности на командировочные расходы. Стоимость НКО корректируется на затраты, которые

несут участники, когда находятся в командировке за счет ассоциированной организации или национального бюджета.

3.3. Корректировка ценности но финансовое положение. Ключевой внутренней переменной является финансовое положение оцениваемого объекта. Это наиболее важный качественный показатель состояния организации.

3.4. Составление отчета об оценке НКО. Составление отчета об оценке 11КО регулируется стандартами ВУЗ-УШ и ФСО №3 [8]. Выделяемые задачи отчета об оценке состоят в том, чтобы: изложить анализ и заключение в ясной и убедительной форме и задокументировать детали оценки в качестве справочного материала.

Апробация предложенного подхода осуществлена авторами применительно к Международному союзу электросвязи (МСЭ), который является особым типом некоммерческих организаций - международной [11!.

Первый этап - «Подготовительный».

МСЭ является одной из ведущих и старейших из ныне существующих международных организаций в области электросвязи, единственной глобальной организацией, охватывающей всех участников динамичной и быстрорастущей отрасли электросвязи и информационных технологий,

В статье, из-за ограниченности объема страниц, подробная информации об организации для проведения оценки не приводится, кроме того, МСЭ подробно исследован, проанализирован и описан авторами в [1, 5, 10, 11],

После подробного анализа подходов с учетом доступности данных и соответствующих методов оценки стоимости и бренда для МСЭ были выбраны затратный подход и метод замещения для оценки стоимости, а также затратный подход и метод исторических затрат для оценки бренда.

Второй этап - «Оценочный».

В затратном подходе ведущая роль в процессе формирования стоимости отводится затратам (издержкам) оцениваемого объекта. Метод замещения был использован для определения стоимости замещения МСЭ и заключается в определении расходов на создание подобной организации, при сохранении функционального профиля МСЭ.

Суть оценки бренда МСЭ методом исторических затрат состоит в подсчете всех издержек по созданию и продвижению брэнда: расходов на исследования и разработку, художественное решение и упаковку, юридическую регистрацию и защиту, вложений в рекламу, продвижение и связи с общественностью.

Общую ценность МСЭ можно определить по формуле 1:

Сн1||] _ ССТ_ТЬ+ С^ЛД ( I )

где:

1) = Змсэ-л+ Змсэ-т+ Змсэ.в+ ЗМСЗ-СБ+ЗМ (2)

Змсз-и, Змсэ-т, Змсэ-о, Змо-пк - операционные и капитальные расходы секторов МСЭ, Зм - затраты на материальные активы (внеоборотные).

2) С5рещ1 = Ц1 + Ц2

Ц1 - краткосрочные вложения в МСЭ (такие, например, как взносы на участие в конференциях и мероприятиях МСЭ), Ц2 - долгосрочные вложения в МСЭ (такие, как членские взносы).

Исходные данные для расчета ценности были взяты авторами из отчета о финансовой деятельности за 2014 финан-:овый год МСЭ, для примера представлены расходы по персоналу (см. табл. 2) [10].

T-Comm Том 10. #8-2016

____

У

Таблица 2

Расходы по персоналу МСЭ 2013-2014 гг.

В тыс. швейцарских франков ll.12.iD14 г. 31.12.2013 г.

Оклады и надбавки 97 737 99 Ш

Прочие расходы по персоналу 47 183

Введение в должность и возвращение на родину 2019 1420

Субсидия на образование 3«1 3152

Отпуск на родину 1124 1110

Нанопл енные дни отгтуска 1012 991

Медицинское страхование и страхование от несчастны* случаев 10 «0 9128

взносы в 0ЛФП ООН мт 16693

Прочие расходы 751 2423

Корректировке АСХИ 11099 11 №7

Расходы по персоналу ИЗ 701 146299

С учетом того, что расходы по персоналу составляют до 80% от бюджета, согласно расчетам по предложенному авторами подходу, оценка ценности МСЭ на 2013 и 2014 гг. составила 193 639 и 185 048 тыс. шв. франков соответственно, В рассмотренном периоде ценность МСЭ незначительно уменьшилась, что говорит о текущей относительной стабильности функционирования организации, при этом перспективные оценки не дают основы для оптимизма.

Третий этап - «Заключительный».

Корректировка стоимости на риски. Учитывать риски нужно в том случае, если они не заложены в прогнозируемые суммы, как видно из дополнения к табл. 2, данные включают ежегодную инфляцию, но нет возможности выяснить учитывают ли они другие риски.

Корректировка стоимости на командировочные расходы. Затраты, которые несут Государства-члены, когда приезжают в МСЭ, возлагаются на национальные государства, при этом они оказывают значительное влияние на стоимость бренда МСЭ. Это объясняется тем, что от количества стран, участвующих в МСЭ, от количества человек в национальных делегациях, приезжающих на собрания, зависит привлекательность МСЭ, как бренда. Этот момент оценки требует дополнительных исследований. Но эти затраты поддаются оценке, так как всегда известен состав делегаций.

На первый взгляд, недостатком предложенного подхода является то, что представленная оценка привязана к бюджету МСЭ, но это является и преимуществом, потому что через бюджет наглядно отражается интерес Государств-членов и Ассоциаций к МСЭ, до 70% которого формируется за счет взносов членства.

Процесс принятия управленческого решения в НКО неоднозначен и во многом зависит от влияния различных факторов на этот процесс. И хотя спектр воздействия факторов достаточно широк, благодаря предложенному подходу некоммерческие организации, в частности МСЭ, могут оценивать свою ценность и видеть, как меняется ее значение в

зависимости от принятия того или иного управленческого решения. К примеру, для МСЭ очевидно, что управленческое решение, связанное со значительным снижением расходов, в первую очередь, на персонал, вызовет снижение ценности организации и мотивации работников.

Литература

1. Артемьева Г.С., Куликова К.Н. Методика оценки результативности системы контроля Международного союза электросвязи // Т-Сотт: Телекоммуникации и транспорт. - 2014. - № 7. Т. 8. -С. 11-15.

2. Бунеева Р. И. Теоретические аспекты развития некоммерческих организаций (на примере организаций потребительской кооперации): Монография. — М.: Изд-во ЭФ МГУ, 2010 - 103 с.

3. Грищенко Ю.И. Финансовое состояние некоммерческой организации: оценка и анализ //Некоммерческие организации в России. - 2013. - № 2. - С, 49-57.

4. Доклад и записки. Объединенная инспекционная группа системы Организации Объединенных Наций. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.unjiu.org/ru/ герог15-тм:ез/Ра2е5/герог(5.а$рх (дата обращения 26.04.16).

5. Куликова К.Н. Разработка механизма обоснования необходимости совершенствования функции контроля в НКО // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 12. ч.4 (41-4). - С. 713-719.

6. НКО. Законы развития. Как сделать работу НКО эффективней [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nkozakoii.ru/ (дата обращения 26.04.16).

7. Оценка бизнеса: учебник / А.Г.Грязнова [и др.]; под ред. А.Г.Грязновой, М.А.Федотовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 736 с.

8. Оценщик,ру — Все для оценки и для оценщика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ocenchik.ru/docs/72.html (дата обращения 26,04.16).

9. Павловец В.В. Этапы процесса оценки стоимости бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cfin.ru/ finam!ysis/value_stages.shtml (дата обращения 26.04.16).

10. Резникова Н.П., Липатова К.Н. К вопросу о создании комитета по надзору в Международном союзе электросвязи // Т-Сотт; Телекоммуникации и транспорт. - 2010. - №12. - С. 49-51.

11. Резникова Н.П., Артемьева Г.С., Куликова К.Н. Национальные интересы как основа подхода к обоснованию необходимости присутствия РФ в международных организациях связи и ИКТ // Т-Сотт: Телекоммуникации и транспорт. - 2013. -№12. - С. 79-83.

12. Сведения о МСЭ. Официальный сайт МСЭ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.itu.int/ru/about/Pages/ с1е(аик.а5рх(дата обращения 26.04.16).

13. Стратегии бизнеса: Аналитический справочник. Айвазян С.А., Балкинд О.Я., БаснинаТ.Д. и др. / Под ред. Г.Б.Клейнера. -М,: КОНСЭКО, 1998. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kleiner.ru/wp-content/uploads/2014/1 О^г-Ыг.рёГ (дата обращения 26.04.16).

14. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 30,03.2016) «О некоммерческих организациях».

Т-Сотт Уо1.10. #8-2016

MANAGEMENT

NON-PROFIT ORGANIZATION MANAGEMENT BASED ON INFORMATION ABOUT ITS VALUE

Natalya P. Reznikova, Head of Management department, Moscow Technical University of Communications and Informatics,

Moscow, Russia, rnp@mtuci2.ru

Galina S. Artemieva, Professor of Management department, Moscow Technical University of Communications and Informatics, Moscow, Russia, artemieva-g-s@yandex.ru

Kristina N. Kulikova, Lecturer of Management department, Moscow Technical University of Communications and Informatics,

Moscsow, Russia, homaichek@yandex.ru

Abstract

The subject (issue) of effective management is key for non-profit organization's operations because such organization always fulfill a socially important mission not related to profit making and is limited in opportunities of generating and spending resources and therefore needs to use them particulary effectively. The importance of non-profit organizations (NPO) is not declining - there is only a potential that their functions, volume and characteristics of their services may change. With that, lack of attention to NPO value appraisal soon may lead to a financial fragility, decline of effectiveness making its services less attractive to customers, which, as a result, may lead to the deprivation of its significance and importance. A proposed approach to NPO value appraisal (cost accounting and brand) has been applied for International Telecommunications Union (ITU), which is an international non-profit organization and a specialized agency that maintains its membership with UN and covers all participants of such dynamic and hi-tec industries as telecom and IT. Based on the proposed approach, non-profit organizations, like ITU, can appraise their value and understand how it is affected by certain strategic and operational management decisions. It is shown, that in the case of ITU value appraisal, it is reasonable to use: for cost appraisal - a cost based approach and a substitution method; for brand value appraisal - a cost based approach and a method of historical expenditures. Completed calculations show that ITU's value is slightly decreasing with time, which is an indication of comparable current ITU's stability and importance but the perspective assessments do not give the occasion for optimism.

Keywords: non-profit organization, organization costs, NPO management, NPO value appraisal, cost based approach.

References

1. Artemiyevа G.S., Kulikova K.N. (2014), International telecommunication union control system efficiency evaluation method / T-Comm, No. 7, Vol. 8, pp. 11-15. (in Russian)

2. Buneeva R.I. (2010), Theoretical aspects of the development of non-profit organizations (for example, consumer cooperation organizations): Monograph, Moscow: Publishing House of the EF Moscow State University, 2010. 103 p. (in Russian)

3. Grishchenko Y.I. (2013), Financial non-profit organization: estimation and analysis, "Non-profit organizations in Russia" magazine, No. 2, pp. 49-57. (in Russian)

4. Report and notes. The Joint Inspection Unit of the United Nations System. Official site. [Electronic resource]. Access: https://www.unjiu.org/ru/reports-notes/Pages/reports.aspx (reference date 26/04/16). (in Russian)

5. Kulikova K.N. (2013), "Development of mechanism to justify need for improvement of the control function in nonprofits", Journal of Economy and entrepreneurship, No. 12-4, pp. 713-719. (in Russian)

6. NPOs. Development Laws. How do the work of NPOs more effective [Electronic resource]. Access: https://nkozakon.ru/ (reference date 26/04/16). (in Russian)

7. Business Valuation: textbook / A.G. Gryaznova [et al.]; ed. A.G. Gryaznovoy, M.A. Fedotovoy. 2-nd ed., revised. and ext. Moscow: Finance and Statistics, 2009. 736 p. (in Russian)

8. Ocenchik.ru - For evaluation and evaluator for [Electronic resource]. Access: http://www.ocenchik.ru/docs/72.html (reference date 04/26/16). (in Russian)

9. Pavlovets V.V. The stages of the evaluation process the value of business [Electronic resource]. Access: http://www.cfin.ru/finanalysis/value_stages.shtml (reference date 26/04/16). (in Russian)

10. Reznikova N.P., Lipatova K.N., (2010) On the question of the establishment of the Oversight Committee of the International Telecommunication Union / T-Comm. No. 12. Pp. 49-51. (in Russian)

11. Reznikova N.P., Artemyeva G.S., Kulikova K.N. (2013), National interests as the basis for the approach to the justification of the presence of Russia in the international communications organizations and IT / T-Comm, No. 12. pp. 79-83. (in Russian)

12. Information on the ITU. The official website of the ITU [Electronic resource]. Access: http://www.itu.int/ru/about/Pages/default.aspx (reference date 26/04/16). (in Russian)

13. Business Strategy: Analytical reference. Ayvazyan S.A., Balkind O.J., Basnina T.D. et al. / Ed. G.B. Kleynera. Moscow: CONSECO, 1998. [electronic re-LAS]. Access: http://kleiner.ru/wp-content/uploads/20l4/l0/str-biz.pdf (reference date 26/04/16). (in Russian)

14. The Federal Law of 12.01.1996 N 7-FZ (ed. from 03.30.2016) "On non-profit organizations". (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.