Научная статья на тему 'Финансы МСЭ и проблема долгов по взносам'

Финансы МСЭ и проблема долгов по взносам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
247
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАЦИЯ СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (АС РОССИИ) / МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ (МСЭ) / ФИНАНСЫ СОЮЗА / БЮДЖЕТ МСЭ / ВЗНОСЫ В МСЭ / ДОЛГИ / РАБОТА С ДОЛЖНИКАМИ / ПАРЕТО-АНАЛИЗ / ГОСУДАРСТВО-ЧЛЕН / ЧЛЕН СЕКТОРА / АССОЦИИРОВАННЫЕ ЧЛЕНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Резникова Н. П., Артемьева Г. С., Иванкович М. В.

Деятельность МСЭ покрывается из его Бюджета, формируемого в значительной степени за счет добровольных взносов Государств-Членов, Членов Секторов и Ассоциированных членов. При этом существует достаточно сложная проблема долгов по просроченным платежам от Членов МСЭ как в части процедур работы с должниками, так и в части экономических последствий: рост объемов долгов; формирование резерва под счета должников; равного сумме долгов; необходимость ежегодно списывать существенные суммы. В частности, общая сумма задолженностей, специальных счетов задолженностей и аннулированных специальных счетов задолженностей в 2012 г. составила 60,6 млн. швейцарских франков, уменьшившись по сравнению с 2003 г. на 3,5% (с 62,8 млн. швейцарских франков). В то же время за этот период списанные суммы (проценты по просроченным платежам и безнадежные долги) выросли в 9,33 раза и составили 4785107,85 швейцарских франков (2013 г.) против 512801,10 швейцарских франков (2003 г.). Это указывает на то, что, с одной стороны, процедура начисления пени по долгам приобрела символический характер (есть долги, возникшие еще в 1979 г.), но, с другой стороны, сами начисленные суммы отрицательно влияют на финансы МСЭ. Необходимость решения проблемы долгов признается всеми Государствами-Членами, так как она вызывает финансовые риски и, как следствие, приводит к уменьшению финансовой стабильность МСЭ, влияет на эффективное выполнение организацией планов и решений, требует больших усилий и затрат на работу с должниками и отвлекает средства для резерва под счета должников из оборота. Проблема имеет и организационно-политическую окраску, приводя к приостановлению участия в деятельности Союза его Членов. Учитывая значимость для Администрации связи Российской Федерации Международного союза электросвязи как профессиональной организации, участие в работе которой оказывает влияние на процессы развития инфокоммуникаций с учетом национальных интересов (в вопросах регулирования радиочастотного спектра, гармонизации современных технологий и стандартов и безопасности ИКТ, формирования критериев развития современного информационного общества и проч.), с целью поиска путей для повышения финансовой устойчивости МСЭ авторы дали общую характеристику состояния дел с долгами в МСЭ, провели анализ и осуществили классификацию долгов по просроченным платежам от Государств-Членов Союза, Членов Секторов, Ассоциированных членов и других объединений сделана попытка охарактеризовать сущность и роль долга в международных не-коммерческих организациях; предложены подходы к повышению эффективности процедур взимания долгов по просроченным платежам членов Союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Резникова Н. П., Артемьева Г. С., Иванкович М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансы МСЭ и проблема долгов по взносам»

Финансы МСЭ и проблема долгов по взносам

Ключевые слова: администрация связи Российской Федерации (АС России); Международный союз электросвязи (МСЭ); финансы Союза; бюджет МСЭ; взносы в МСЭ; долги; работа с должниками; Парето-анализ; Государство-Член; Член Сектора; Ассоциированные члены.

Резникова Н.П.,

профессор, дэ.н,

зав. кафедрой менеджмента МТУСИ, rnp@mtuci2.ru

Артемьева Г.С.,

доцент, к.э.н.

профессор кафедры менеджмента МТУСИ Иванкович М.В.,

начальник лаборатории НТЦ Анализа ЭМС

ФГУП НИИР, к.т.н.,

ivankoyich@niir.lv

Введение

Финансы Международного союза электросвязи — это система и процессы, имеющие императивную форму и связанные с образованием, распределением и использованием денежных средств (фондов) с соответствующим административным контролем в целях выполнения миссии, функций и задач Союза, а также обеспечения условий его стабильности и активизации деятельности в будущем. Основу финансов МСЭ составляет его бюджет, образуемый почти исключительно из денежных поступ-

Деятельность МСЭ покрывается из его Бюджета, формируемого в значительной степени за счет добровольных взносов Государств-Членов, Членов Секторов и Ассоциированных членов. При этом существует достаточно сложная проблема долгов по просроченным платежам от Членов МСЭ как в части процедур работы с должниками, так и в части экономических последствий: рост объемов долгов; формирование резерва под счета должников; равного сумме долгов; необходимость ежегодно списывать существенные суммы. В частности, общая сумма задолженностей, специальных счетов задолженностей и аннулированных специальных счетов задолженностей в 2012 г. составила 60,6 млн. швейцарских франков, уменьшившись по сравнению с 2003 г. на 3,5% (с 62,8 млн. швейцарских франков). В то же время за этот период списанные суммы (проценты по просроченным платежам и безнадежные долги) выросли в 9,33 раза и составили 4785107,85 швейцарских франков (2013 г.) против 512801,10 швейцарских франков (2003 г.). Это указывает на то, что, с одной стороны, процедура начисления пени по долгам приобрела символический характер (есть долги, возникшие еще в 1979 г.), но, с другой стороны, сами начисленные суммы отрицательно влияют на финансы МСЭ. Необходимость решения проблемы долгов признается всеми Государствами-Членами, так как она вызывает финансовые риски и, как следствие, приводит к уменьшению финансовой стабильность МСЭ, влияет на эффективное выполнение организацией планов и решений, требует больших усилий и затрат на работу с должниками и отвлекает средства для резерва под счета должников из оборота. Проблема имеет и организационно-политическую окраску, приводя к приостановлению участия в деятельности Союза его Членов. Учитывая значимость для Администрации связи Российской Федерации Международного союза электросвязи как профессиональной организации, участие в работе которой оказывает влияние на процессы развития инфокоммуникаций с учетом национальных интересов (в вопросах регулирования радиочастотного спектра, гармонизации современных технологий и стандартов и безопасности ИКТ, формирования критериев развития современного информационного общества и проч.), с целью поиска путей для повышения финансовой устойчивости МСЭ авторы дали общую характеристику состояния дел с долгами в МСЭ, провели анализ и осуществили классификацию долгов по просроченным платежам от Государств-Членов Союза, Членов Секторов, Ассоциированных членов и других объединений сделана попытка охарактеризовать сущность и роль долга в международных некоммерческих организациях; предложены подходы к повышению эффективности процедур взимания долгов по просроченным платежам членов Союза.

лений членов Союза: в первую очередь — Государств-Членов (далее ГЧ), а также Членов Секторов, Ассоциированных членов и других объединений (далее ЧС+).

Мы уже отмечали [6], что выполнение Союзом функций, связанных с экономическим и социальным развитием и международным сотрудничеством всех государств в условиях возрастающего значения инфокоммуникаций для повышения качества жизни, требует достаточно больших затрат, которые покрываются из бюджета, ежегодный размер которого составляет около 166,0 млн. швейцарских франков. Бюджет МСЭ в значительной степени (около 80%) формируется за счет добровольных взносов ГЧ, а также — других источников, таких, как взносы ЧС+, плата за публикации, добровольные целевые пожертвования, плата за регистрацию спутниковых сетей и т.п. При этом за членство в МСЭ государства, многие из которых испытывают финансовые трудности вследствие кризиса конца первого десятилетия XXI века, платят из государственных бюджетов.

В соответствии с Уставом (Статья 28 "Финансы Союза") и Конвенцией (Статья 33 "Финансы") [10, 11] каждое ГЧ (на базе опреде-

ленной шкалы) добровольно выбирает свой класс взносов, измеряемый в единицах взносов, и ежегодно вносит в бюджет Союза, формируемый на два года, исходя из четырехлетнего стратегического и финансового планов, определенные суммы с учетом цены единицы взноса. Величина цены единицы взноса утверждается на Полномочной конференции МСЭ, созываемой каждые четыре года, и в настоящее время составляет 318,0 тыс. швейцарских франков. По состоянию на апрель 2010 г. Российская Федерация и Китай ежегодно платили по 10 единиц взносов (в настоящее время взнос РФ — 15 единиц), Канада — 18 единиц, США, Франция — 30 единиц, и эти страны входят в тринадцать ГЧ, на которые приходится основная часть взносов в доходную часть бюджета МСЭ . Взносы большинства стран не превышают единицу, но и это может быть обременительным для государственного бюджета.

По разным причинам к настоящему времени накопился достаточно большой долг участников перед МСЭ, равный, по состоянию на

31.12.2012 г., 60,58 млн. швейцарских франков [1]. При этом в последние годы общий размер долга меняется скачкообразно; намети-

Для справки: годовая величина единицы взносов для Членов Секторов и академических учреждений на 2012 г. составляет 63 600 швейцарских франков. Годовая величина единицы взносов для Ассоциированных членов на 2012 г. составляет 10 600 швейцарских франков для Секторов МСЭ-1? и МСЭ-Т и 3975 швейцарских франков для Сектора МСЭ-О.

т

лась тенденция к уходу ЧС+ из Союза, в том числе, и должников; увеличиваются долги отдельных стран. И, хотя эти долги время от времени подвергаются реструктуризации, а Генеральный секретарь получил право проявлять гибкость в работе с должниками (не лишать их права членства), Союзу приходится ежегодно за счет других "вкладчиков" списывать значительные суммы безнадежных долгов и процентов по ним. При этом суммы списаний существенно выросли с 512801,10 шв. франков в 2003 г. до 4785107,85 шв. франков в 2013 г., т.е. в 9,33 раза (более подробно анализ списаний показан в табл. 1). И эти потери сравнимы с теми суммами, которых не хватает в бюджете для решения важнейших задач Союза. Вместе с тем конституционная возможность лишать должника права голоса и членства не дает большого эффекта: долг остается, а Союз теряет потенциального плательщика взносов. Кроме того, в соответствии с рекомендациями системы Международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора (МСФООС, или IPSAS), необходимо формировать резерв денежных средств, равный сумме долгов организации со стороны ее членов, что отвлекает средства из оборота и затрудняет выполнение организацией текущих и стратегических планов.

Конечно, руководство МСЭ принимает меры к повышению эффективности собственной деятельности и экономии финансовых ресурсов, но это не снимает проблему долгов, которая имеет политическую, экономическую и нравственную природу. Исходя из сказанного, а также с учетом большого взноса РФ в бюджет МСЭ, возникает задача более глубокого изучения ситуации с долгами по взносам с целью поиска путей их уменьшения.

Почему эта задача должна интересовать российских исследователей? Прежде всего, потому, что АС России заинтересована в сохранении стабильности МСЭ как важнейшей профессиональной организации в области ИКТ, способствующей гармонизации современных технологий и стандартов в мировом масштабе и позволяющей Российской Федерации отстаивать свои национальные интересы во многих областях: управлении радиочастотным спектром, развитии, гармонизации и безопасности ИКТ, формировании критериев развития современного информационного общества и проч. [1, 3, 9].

Проблема долгов МСЭ была поднята авторами в [6,8], где был дан анализ ситуации по состоянию на 2006 г., и нашла отражение в работах, представляющих собой вклады на различные мероприятия МСЭ от имени АС РФ. В них предложено внести изменения в процедуры работы с должниками и отразить эти изменения

Таблица 1

Движение некоторых составляющих долгов в 2003-2013 гг.

.V. Ha 31 декабря соответст вующею года Общая сумма задолжен ностей, специальных счетов задолженностей и аннулированных специальных счетов задолжен ностей, млн. шв. фр. Динамика обшей суммы задолжен ностей, % к 2003 г. Списанные суммы (проценты но просроченным платежам н безнадежные долги), швейцарские франки Динамика обшей суммы списаний, % к 2003 т. Источник (номер документа на Совете МСЭ)

1 2 3 4 5 6 7

[ 2013 Мет отчетных данных 4 785 107.85 933,1 C13/1I

2 2012 60,6 96,5 2 626 738,70 512,2 С12/4

3 2011 61.5 97,9 2 496 768,00 486,9 С12/4; С11 /36

4 2010 62.5 99,5 286 926,15 55,9 СЮ/30

5 2009 66,6 107,4 1 067 781,05 208,1 СЮ/30; С11/36; С09/4

6 2008 67,8 108,0 1 849 186,49 360.6 C08/8(Rev.l)

7 2007 67,2 107,0 5 861 740,35 1143,1 С12/4, С07/3; С08/8( Rev.l)

8 2006 69,4 110,5 548 015,50 107,0 С07/3; С06/17

9 2005 72,7 115,8 90 829,70 17,7 С13/11; С06/17, С05/7 (Rev.l)

10 2004 68,0 108,3 121 703,75 23,7 С12/4; С04/21

11 2003 62,8 100 512 801,10 100 Cl 1/36; Документ С03/71

в уставных документах. Пока дискуссии продолжаются, другие страны также принимают участие в обсуждении проблемы долгов. Вместе с тем, в каждом бюджетном периоде она возобновляется, так как (в соответствии с Финансовым Регламентом МСЭ) очередной проект бюджета для выполнения планов формируется с учетом и тех взносов, которые, как показал анализ, скорее всего, не поступят, а также — без учета возможных последующих списаний безнадежных долгов.

Между тем, в плане отношения к долгам многое изменилось за последние 5-6 лет и в административном руководстве МСЭ. По сравнению с предыдущим периодом (2000-2006 гг.), когда руководство МСЭ рассматривало проблему долгов исключительно как политическую, полагая, что страны (другие участники), ответственные за свои обязательства, рано или поздно выплатят Союзу свои долги без напоминания, новые руководители МСЭ стали рассматривать

вопрос и как организационно-экономический. В результате были предприняты определенные усилия по уменьшению объема долгов и поиску путей снижения их бремени для финансов МСЭ. Как следствие, было снято "табу" с обсуждения проблемы, возникла потребность в серьезном аналитическом материале [1,4, 5,7].

Анализ

Авторами была поставлена цель проанализировать текущую ситуацию с долгами и, в случае признания ее напряженной, разработать предложения для уменьшения долгов и расходов на их обслуживание. Анализ долгов проведен по состоянию на 31.12.2010 г.,

31.12.2011 г. и 31.12.2012 г. с использованием отчетов о финансовой деятельности МСЭ за 2010-2013 гг. [1, 3. При этом проведен анализ не всей суммы долга, приходящейся как на ГЧ, так и на ЧС+ (см. табл. 1 гр. 3), а только той ее части, в которой представлены текущие задол-

Швейц. франк 13000000 12000000 11000000 10000000 9000000 8000000

ШвсЛи. франк 20 000 000 19 500 000 19 000 000 18 500 000 18 000 000 17 500 000 17 000 000 16 500 000

31.12.2010Г 31.12.20Hr 31.12.2012Г

■ долги на определенную дату

19 133 440

17 746 926

31.12.2010Г 31.12.20Hr 31.12.2012г

■ долги на определенную дату 6)

Рис. 1. Динамика долгов: а) Государств-Членов, б) Членов Секторов и других объединений (ЧС+)

Таблица 2

Результаты группировки ГЧ по признаку "удельный вес" долгов

женности ГЧ и ЧС+. Не анализировались специальные счета задолженностей, аннулированные специальные счета задолженностей и некоторые другие долги, размер которых мал по сравнению с долгами стран и членов секторов.

Анализ долгов проведен для Государств-Членов МСЭ (ГЧ), а также — членов секторов и других участников (ЧС+).

Анализ динамики и структуры долгов ГЧ (см. рис. 1а и табл. 2) показал, что в рассматриваемом периоде общая сумма накопленных долгов начала сокращаться только в 2012 г. (по сравнению с 2011 г. на 19%), но при этом увеличилось число должников среди ГЧ с 24 до 29.

Далее для более содержательного анализа все ГЧ были сгруппированы по удельному весу долга страны в общем объеме долгов МСЭ, что также показано в табл. 2. Например, на

31.12.2010 г. в группу государств, чьи долги не превышают 1% (от 0 до 1 %) вошли 18 государств, суммарные долги которых составляют 604156 швейцарских франков или 5% от общих долгов ГЧ.

По данным табл. 2 построена диаграмма долгов по выделенным группам ГЧ, а также — кумулятивная кривая долгов (диаграмма Парето), которые показаны на рисунке 2. АВС-ана-лиз показал, что на 31.12.2010 г. восемь ГЧ (26% от общего числа государств-должников) аккумулировали 88% долгов. При этом удельный вес каждого такого государства в долгах был сравнительно велик: от 5% до 30%. На

31.12.2011 г. семь ГЧ (29% от общего числа государств) аккумулировали 89% долгов, и на

31.12.2012 г. также семь ГЧ (25% от общего числа государств-должников) аккумулировали 83% долгов. Таким образом, в анализируемом периоде четверть ГЧ, имеющих долги, создавали от 83% до 89% общего долга, а состав таких групп оставался сравнительно стабильным. Поэтому, в первую очередь, внимание финансового департамента МСЭ должно быть обращено именно на работу с ними.

Далее для оценки степени давности долгов (некоторые долги ведут отсчет от 1979 г., т.е. более 34 лет) все ГЧ были распределены по груп-

пам по признаку первого года возникновения их долга перед МСЭ. Соответствующая диаграмма Парето (рисунок 3) и АВС-анализ показали, что на 31.12.2010 г. и на 31.12.2011г. на одни и те же шесть ГЧ (19% и 25% от общего числа государств-должников), приходилось, соответственно, 77% и 79% долгов, начало которым положено в 1979, 1987, 1990, 1991, 1993 и 1994 годах. На 31.12.2012 г. картина практически не изменилась: одно государство перестало числиться в списке должников, а пять оставшихся и еще три ГЧ (29% от общего числа государств) аккумулировали 81 % долгов, начало которым положено в 1979, 1987, 1990, 1991, 1998 и 2001 годах. Кроме того сравнительный анализ долгов ГЧ по признаку "первый год возникновения" и по признаку "удельный вес" показал, что наибольшие долги (по удель-

ному весу) аккумулированы ГЧ, имеющими самые "старые" долги.

Анализ долгов ЧС+ проведен по состоянию на те же даты, что и в случае с ГЧ.

Анализ динамики долгов, отраженной на рисунке 1б, показал, что за рассматриваемый период наблюдается их сокращение как в 2011 г. в сравнении с 2010 г. (на 3%), так и в большей степени в 2012 г. в сравнении с 2011 г. (на 7%). Как и в случае анализа долгов ГЧ, ЧС+ были распределены в группы по размеру (удельному весу) долга, а далее, на основании данных группировки, построена диаграмма Парето (рисунок 4) и проведен АВС-анализ, который показал, что на 31.12.2010 г.,

31.12.2011 г. и 31.12.2012 г. 79, 70 и 64 ЧС+ (соответственно 35%, 33% и 32 % от общего их числа) генерировали около 38% всех долгов. При этом следует отметить, что все должники ЧС+ являются представителями одной страны (США). Можно было бы предположить, что такая ситуация связана с тем, что финансовый год в МСЭ совпадает с календарным годом, т.е. начинается 01 января и заканчивается 31 декабря текущего года, а в США — с 01 октября текущего года по 30 сентября следующего года. Но анализ, проведенный по признаку первого года возникновения долга в выделенной группе ЧС+, показывает, что и здесь наибольшие долги — самые "давние" долги.

Далее, как и в случае с ГЧ, все ЧС+, входя-

Рис. 2. Диаграмма Парето, отражающая группировку ГЧ по признаку "удельный вес" долгов

Рис. 3. Диаграмма Парето, отражающая группировку ГЧ по признаку первого года возникновения их долга

Рис. 4. Диаграмма Парето, отражающая группировку ЧС+ по признаку "удельный вес" долгов

щие в выделенную группу по наибольшему удельному весу, были распределены в группы по признаку первого года их возникновения, а далее, на основании данных группировки, построена диаграмма Парето (см. рисунок 5). АВС-анализ показал, что за анализируемый период половина долгов числится за 16% (на

31.12.2010 г. и на 31.12.2011 г.) и 13% (на

31.12.2012 г.) ЧС+, при этом начало долгам положено в 1987 г. и в промежутке с1995 г. по 1999 г., т.е., действительно, наибольшие долги — самые "давние" долги и в группе ЧС+.

Проблема усугубляется и тем, что администрации ГЧ не несут прямой ответственности за ЧС+, головные офисы которых расположены в этих государствах. Поэтому процессы слияния (разделения) компаний, ухода их с рынка, разорение и т.п. приводят к тому, что компания перестает существовать в прежнем статусе, а руководство новой компании, также как и государство, не хотят брать на себя финансовые обязательства перед МСЭ исчезнувших ЧС+.

Предложения

Что же является причинами невыполнения некоторыми участниками своих обязательств перед МСЭ? Трудно предположить, что, принимая на себя обязательства относительно количества единиц взносов (а чаще всего — долей этой единицы), ГЧ, ЧС+ не оценивают объективно свои финансовые возможности в части своевременной выплаты взносов. Понимание истинных причин может позволить найти (сформировать) более-менее приемлемые механизмы сокращения долгов, исключив их списания за счет бюджета МСЭ [1]. Это, в свою очередь, требует более глубокого понимания сущности и роли долга в международных некоммерческих организациях, к которым относится МСЭ.

Понятие долга — довольно сложная категория, рассматриваемая, прежде всего, как категория этики, а также — как экономическая, правовая и институциональная. С одной стороны, долг как категория этики выражает нравственную задачу. В случае МСЭ — нравственную задачу определённого государства (компании), которая становится для них внутренне принимаемым обязательством в конкретных социальных условиях и ситуациях. Этим долг отличается от более абстрактного понятия должного, обнимающего область вообще всех требований, предъявляемых к людям (организациям) в форме норм.

С другой стороны, ГЧ, ЧС+, принимая на себя обязательства по взносам, становятся элементами финансовой системы МСЭ и вступают в экономические, правовые и организационные отношения, обусловленные правилами, сформулированными в базовых документах Союза (Ус-

Рис. 5. Диаграмма Парето, отражающая группировку долгов ЧС+, являющимися представителями одной страны, по признаку первого года их возникновения

таве, Конвенции [1,11]) и Финансовом регламенте [12]. Нарушая эти правила (нормы), должники МСЭ вступают в долговые отношения с организацией. Конечно, в условиях рынка существует долговое обязательство, подтверждаемое соответствующим документом (документами). Согласно такому документу заёмщик обязуется возвратить кредит в установленный срок, а кредитор получает право взыскать его с заёмщика по истечении этого срока.

Если такое выражение взаимной воли облечено в письменную форму, причём нет налицо никакого иного доказательства состоявшегося выражения воли, долговое обязательство является не только доказательством, но и основанием долга. При этом важно понимать, что такой договор действителен не в силу письменного документа, а в силу самих оснований его заключения. Хотя МСЭ не является коммерческой организацией, аналогом такого документа могут являться СПЗ (специальные счета задолженностей), в которых отражается процедура погашения участником долга с учетом возможности его реструктуризации. И также, как в

коммерческих организациях, такой договор действителен не в силу письменного документа, а в силу самих оснований его заключения, т.е. в значительной степени носит нравственный характер.

Результаты проведенного анализа позволяют сделать следующие выводы.

Проблема долгов с учетом ее комплексности не может быть решена сразу и в одночасье. Поэтому полагаем, что меры, принимаемые в настоящее время руководством МСЭ для урегулирования задолженностей и специальных счетов задолженностей, верны. В основном это выражается в систематической персональной работе с должниками и гибком подходе к принятию решений о лишении их права голоса и исключения из МСЭ. Но, в связи с этим увеличиваются затраты МСЭ на обслуживание долга.

Союз вынужден нести дополнительные расходы, связанные с затратами рабочего времени персонала на поддержание счетов задолженностей, аннулированных специальных счетов задолженностей; на канцелярские товары и

средства связи, так как каждому должнику четыре раза в год направляется выписка со счета, а причитающиеся суммы публикуются в Циркулярном письме, издаваемом Департаментом управления финансовыми ресурсами и т.п. Совет МСЭ вынужден тратить время на обсуждение документов, касающихся должников. Поэтому в качестве одного из подходов к уменьшению затрат на обслуживание долга, но, главным образом, решению проблемы списания долгов, имеющей принципиальный характер, авторам представляется целесообразным отказ МСЭ от начисления пени по просроченным платежам, как это уже делается в некоторых организациях системы ООН. С целью подтверждения (опровержения) целесообразности начисления процентов на долги требуется сопоставить затраты на обслуживание долгов (предварительно их рассчитав) с начисленными процентами по просроченным платежам. Но это — задача внутреннего менеджмента МСЭ. Сложность реализации этого предложения связана и с тем, что процедура работы с должниками и точные цифры процентов по просроченным платежам (не менявшиеся 15 лет) "прописаны" в Конвенции МСЭ [2], которая может изменяться только на Полномочной конференции Союза (т.е. раз в четыре года). Поэтому такие процедуры должны быть изъяты из базовых документов, а отражаться в Финансовом регламенте МСЭ.

В качестве менее радикального, в какой-то мере, промежуточного этапа решения проблемы долгов, можно рассматривать дальнейшее упорядочение существующих процессов работы с должниками путем использования данных систематического АВС-анализа долгов Государств-Членов, Членов Секторов и других объединений МСЭ, выделения группы должников, аккумулирующих более 80% долгов, и разработки индивидуализированных подходов работы именно с этими должниками, например, путем учета при выставлении счетов сроков начала и конца бюджетного года в стране-должни-ке. При этом в финансовой отчетности МСЭ руководство должно более прозрачно отражать всё движение денежных потоков, связанных с долгами, обеспечивать сопоставимость данных для повышения уровня контроля со стороны Членов МСЭ.

Литература

1. Отчетные материалы НИИР по государственному контракту № 012/176 от 26.12.2011 на осуществление работы по научно-техническому и методическому обеспечению выполнения Минкомсвязью России функций администрации связи Российской Федерации в части, касающейся международноправовой защиты интересов Российской Федерации в области радиосвязи. Этап 3. Книга 2. Отчетные

т

материалы по п. 8.20 ТЗ, Части 1-3, 2013 г.

2. Конвенция Международного союза электросвязи, статья 33 "Финансы" // Сборник основных документов Международного союза электросвязи, принятых Полномочной конференцией, 2011 [электронный ресурс] // www.ilu.inl; сайт международного союза электросвязи. икЬ; hltp://wwwilu.inl/pub/ Б-СО№, дата обращения: октябрь 2013 г. — январь 2014 г.

3. Материалы сайта Международного союза электросвязи. икЬ: http://wwwilu.int/ru.

4. Резолюция 152 "Повышение эффективности управления покрьлием расходов МСЭ Членами Секторов и Ассоциированными членами и контроля за ним" // Заключительные акты Полномочной конференции, Івадалахара 2010 [электронный ресурс] // www.ilu.inl; сайт международного союза электросвязи. икЬ: hltp://www.ilu.int/pub/S-CONF, дата обращения: октябрь 2013 г. — январь 2014 г.

5. Решение 5 "Поступления и издержки Союза на период 2012-2015 годов" // Заключительные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

акты Полномочной конференции, Гвадалахара 2010 [электронный ресурс] // www.ilu.inl; сайт Международного союза электросвязи. URL: hltp;//wwwilu.inl/pub/S-CONF, дата обращения: октябрь 2013 г. — январь 2014 г.

6. Резникова Н.П., Артемьева Г.С. К вопросу о долгах стран-членов Международного союза электросвязи при формировании бюджета МСЭ //Депонировано в ЦНТИ "Информсвязь" от 26.05.2006 № 2269 св. 2006, С. 98-105.

7. Резникова Н.П., Федорович ЕА. Анализ роли учредительных документов в деятельности Международного союза электросвязи // Российский внешнеэкономический вестник. — 2012. — №4. — С. 63-72.

8. Резникова Н.П., Иванкович М.В., Куликова К.Н. Предложения по реформированию процедуры работы с должниками в Международном союзе электросвязи — специализированном учреждении ООН // Труды НИИР — 2013. — № 3. — С. 4-8.

9. Резникова Н.П., Артемьева ГС., Куликова К.Н. Национальные интересы как основа подхода к обос-

нованию необходимости присутствия РФ в международных организациях связи и ИКТ // Т-Сотт: Телекоммуникации и транспорт. — 2013. — №12. — С. 79-83.

10. Устав Организации Объединенных наций // [электронный ресурс] //www.un.org: сайт Организации Объединенных наций, hllp://wwwun.org/ru/ с1оситеп15/сЬ1аг1ег/тс1ех.5Ь11т1.

11. Устав Международного союза электросвязи, Статья 28 "Финансы Союза" // Сборник основных документов Международного союза электросвязи, принятых Полномочной конференцией, 2011 [электронный ресурс] // www.ilu.inl; сайт Международного союза электросвязи. URL: hltp://www.ilu.int/pub/S-CONF, дата обращения октябрь 2013 г. — январь 2014 г.

12. Финансовый регламент и Финансовые правила МСЭ // Издание 2010 года [электронный ресурс] // www.ilu.inl; сайт Международного союза электросвязи?, дата обращения октябрь 2013 г. — январь 2014 г.

ITU finances and the problems of the debts & collection of arrears on overdue payments

Reznikova N.P., head the chair of management in Moscow Technical University of Communications and Informatics, professor, DiplEng, CEcon, DEcon., rnp@mtuci2.ru Artemyeva G.S., professor of the chair of management in Moscow Technical University of Communications and Informatics, docent, DiplEng, CEcon Ivankovich M.V., the chief of the laboratory in the Federal State Unitary Enterprise Radio Research & Development Institute (NIIR), DiplEng, CEng., ivankovich@niir.ru

Abstract. ITU activities are covered by its Budget generated mainly from the voluntary contributions of Member States, Sector Members and Associates. Thus the collection of contributions is one of the most important conditions for successful implementation of all events planned in the Strategic Plan and carried out under the auspices of the ITU. However there is rather complicated debt problem relating to overdue payments from the ITU membership both in the part of procedures for dealing with debtors and in the part of economic implications (necessity of annual write-off of substantial amounts of money, growth of debt amount). In particular, the total sum of the debts, special accounts of debts and the cancelled special accounts of debts in 2012 has made 60,6 million Swiss francs, having decreased on comparison with 2003 on 3,5 % (about 62,8 million Swiss francs). At the same time for this period the written off sums (percent under back payments and hopeless debts) have grown in 9,33 times and have made 4785107,85 Swiss francs (2013) against 512801,10 Swiss francs (2003). There are the debts which have arisen still in 1979. All this negatively influences ITU finances. Under conditions requiring balanced Budget without withdrawal of money from the Reserve Account, the importance of the problem is not diminishing. All Member States have acknowledged the necessity to handle the debt issue as it causes financial risks and, consequently, weakens ITU's financial stability; has an impact on the organization's effective implementation of plans and decisions; entails considerable effort and cost in dealing with debtors and drains resources from turnover for reserves. The issue has organizational and political aspects, insofar as it can lead to suspension of members' participation in the work of ITU. Taking into account the value of the ITU as the professional organization, the participation in the activity of which renders impact over the processes of the ICT development and keeping in mind the national interests the authors represent in the article the main results of the debt analysis and the attempt to characterize the essence of the debt and its role in the international nonprofit organizations; it is proposed how to increase the effectiveness of dealing with debtors procedures.

Keywords: national interests; International Telecommunication Union (ITU); finances of the Union; ITU budget; voluntary contributions; procedures lor dealing with debtors; Paieto-analysis; Member State; Sector Member; Associates.

References

1. The scientific report of NIIR under the State Contract on the implementation of the works touching upon scientific, technical and methodical provisions for the fulfilment of the Minsvyas of Russia the functions of the Administration of Telecommunications of the Russian Federations in the area dealing with the defense of RF international legal interests in the field of radio communications, № 012/176, 26.12.2011, Period 3, Book 2, scientific report, paragraph 8.20, parts 1-3, 2013.

2. Convention of the International Telecommunication Union, Article 33 11 Finances" Final Acts of the Plenipotentiary Conference (Guadalajara, 2010), 2011, electronic resource, ITU website http://www.itu.int/pub/S-CONF>, viewed October 2013 - January 2014.

3. The information and data of the International Telecommunication Union website. Electronic resource <http://www.itu.int/ru>, viewed October 2013 - January 2014.

4. Resolution 152 (Rev. Guadalajara, 2010) Improvement of management and follow up of the defrayal of ITU expenses by Sector Members and Associates. Final Acts of the Plenipotentiary Conference (Guadalajara, 2010), pp. 328-330, electronic resource, ITU website < http://www.itu.int/pub/S-CONF>, viewed in October 2013 - March 2014.

5. Decision 5 (Rev. Guadalajara, 2010) Income and expenditure for the Union for the period 2012-2015. Final Acts of the Plenipotentiary Conference (Guadalajara, 2010), pp. 87-95, electronic resource, ITU website <http://www.itu.int/pub/S-CONF>, viewed in October 2013 - January 2014.

6. Reznikova, N.P, Artemyeva, G.S., 2006, To the question on the debts of the International Telecommunication Union Member States in connection with the budgeting process// Submitted in CSTI "Informsvyas", 26.05.2006, № 2269 sv., pp. 98-105.

7. Reznikova, N.P, Fedorovich, EA., 2012, Analysis of the Constitution and Convention role in the activity of the International Telecommunication Union/ Russian foreign economic Bulletin, No4, pp. 63-72.

8. Reznikova, N.P, Ivankovich, M.V., Kulikova, K.N., 2013, Proposals to the reforming of the procedures of work with debtors in the International Telecommunication Union / Proceedings of NIIR, No 3, pp. 4-8.

9. Reznikova, N.P, Artemyeva, G.S., Kulikova K.N., 2013, National interests as a basis of the approach to a substantiation of necessity of presence of the Russian Federation in the international organizations of communication and ICT, T-Comm: Telecommunications and transport, No12, pp. 79-83.

10. The Charter of the United Nations Organization / electronic resource, website cite of the UNO http://www.un.org/ru/documents/charter/index.shtml>, viewed on 28 of March 2014.

11. Article 28 "Finances of the Union" of the Constitution of the International Telecommunication Union, Final Acts of the Plenipotentiary Conference (Guadalajara, 2010), 2011, electronic resource, ITU website <http://www.itu.int/pub/S-CONF>, viewed in October 2013 - March 2014

12. Financial Regulations and Financial Rules, 2010, electronic resource, ITU website <http://www.itu.int/pub>, viewed in October 2013 - March 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.