Научная статья на тему 'Структурирование теоретического раздела при реализации требований стандарта (ФГОС 3++) по физической культуре и спорту в вузе'

Структурирование теоретического раздела при реализации требований стандарта (ФГОС 3++) по физической культуре и спорту в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
стандарт (ФГОС 3++) по физической культуре / Гомер / Иллиада / учебный процесс / инновационный подход / standard (Federal State Educational Standard 3++) for physical education / Homer / Illiad / educational process / innovative approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышев В.П., Петина Н.Л., Чернышева Л.Г., Белкина Н.В.

В статье представлен экспериментальный подход реализации требований содержания стандарта (ФГОС 3++) по «Физической культуре и спорту» в вузе. Отмечается, что стандартизация содержания обучения в высшей школе в современных условиях обязательное требование массового образования. Эволюция содержания стандартов происходит перманентно, реагируя и пытаясь опережать вызовы времени. Подчеркивается, что несмотря на жесткую регламентацию основных параметров стандарта, внутри него всегда остается место для творческого поиска и авторской интерпретации. Поколение современных студентов, оказавшихся в эпицентре цифровой трансформации образования, усугубляется опытом пандемии COVID-19, которую они пережили в старшем школьном возрасте, получив специфический заряд конструирования мировоззрения. Предлагаемый подход к реализации содержания требований стандарта основан на использовании в практической работе текстов, являющихся памятниками культуры человечества и способных через свою многослойность переформатировать восприятие предмета, не искажая его сути. Предлагаемый методический подход позволяет концентрировать внимание студентов на таких деталях дисциплины, которые при традиционном подходе ускользают из поля внимания. Также отмечается существенная коммуникативная значимость данного подхода для выстраивания диалога между всеми участниками учебного процесса. Предлагаемый подход может быть использован в практике работы в вузе с различными авторскими вариациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышев В.П., Петина Н.Л., Чернышева Л.Г., Белкина Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structuring the theoretical section when implementing the requirements of the standard (Federal State Educational Standard 3++) for physical culture and sports at the university

The article presents an experimental approach to implementing the requirements of the content of the standard (Federal State Educational Standard 3++) for “Physical Culture and Sports” at a university. It is noted that standardization of the content of education in higher education in modern conditions is a mandatory requirement of mass education. The evolution of the content of standards occurs permanently, reacting and trying to stay ahead of the challenges of the time. It is emphasized that despite the strict regulation of the main parameters of the standard, there is always room within it for creative search and author’s interpretation. The generation of modern students who find themselves at the epicenter of the digital transformation of education is aggravated by the experience of the COVID-19 pandemic, which they experienced at high school age, having received a specific charge for constructing a worldview. The proposed approach to implementing the content of the standard requirements is based on the use in practical work of texts that are monuments of human culture and are capable, through their multi-layered nature, of reformatting the perception of a subject without distorting its essence. The proposed methodological approach allows students to concentrate their attention on such details of the discipline that, with the traditional approach, escape the field of attention. The significant communicative significance of this approach for building a dialogue between all participants in the educational process is also noted. The proposed approach can be used in the practice of working at a university with various author's variations.

Текст научной работы на тему «Структурирование теоретического раздела при реализации требований стандарта (ФГОС 3++) по физической культуре и спорту в вузе»

Чернышев В.П.

Кандидат педагогических наук, профессор. Ведущий научный сотрудник Высшей школы физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск.

Петина Н.Л.

Кандидат биологических наук, доцент. И.о. зав. кафедрой физической культуры и медико-биологических дисциплин, Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир.

Чернышева Л.Г.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и медико-биологических дисциплин, Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир.

Белкина Н.В.

Кандидат педагогических наук, доцент Высшей школы физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск.

Структурирование теоретического раздела при реализации требований стандарта (ФГОС 3++) по физической культуре и спорту в вузе

Образование, в самом широком контексте, важнейший элемент человеческой цивилизационной конструкции во все времена. Вся письменная история человечества свидетельствует о том, что формы «упаковывания» опыта, накопленного в сражении с природной стихией, были и остаются живыми и динамичными явлениями социальной жизни. Современное массовое высшее образование переживает кризис, который, по сути, и есть динамика жизни этого конструкта. Станет ли апофеоз кризиса кризисом развития или кризисом упадка зависит от множества внутренних и внешних факторов, но перманентное внимательное отношение к самым незначительным, на первый взгляд, деталям процесса развития — необходимое условие выживания системы в целом [1, с. 3].

Российская модель функционирования высшей школы приобрела в последние годы достаточно устойчивую форму и строго регламентированное содержание. Основой содержания высшей школы сегодня являются образовательные стандарты (ФГОС), которые призваны упорядочить потоки информации и придать процессу передачи опыта внят-

ный характер. За последние два десятка лет образовательные стандарты претерпели значительные изменения, коррективы и правки, реагируя на те или иные вызовы времени. Дисциплина «Физическая культура и спорт» традиционно присутствует в содержании высшего образования всех направлений подготовки бакалавриата. В целом на протяжении времени сохраняется объем выделяемых на учебный предмет часов (+400). Новшеством последней версии стандарта по физической культуре стало разделение дисциплины на два блока: базовый (72ч) и элективный курс (328ч), обязательные для всех учащихся. Базовый блок изначально предполагался как пропедевтический блок, призванный сформировать у студентов основные теоретические знания об организме человека, о методических подходах при реализации дисциплины, познакомить студентов с основами специальной терминологии, заложить понимание здорового образа жизни (ЗОЖ), значимости предмета для социума.

Лекционный курс по основам физической культуры предлагалось вести силами наиболее квалифицированных специалистов, способных построить программу так, чтобы возникшее впечатление от занятий, студенты могли бы конвертировать в устойчивый интерес и сформировать позитивные мотивационные ожидания. Следует отметить, что внедрение в учебный процесс данного блока встретило ожидаемое сопротивление как со стороны студентов, так и со стороны преподавательского состава. Для студентов первого курса, при переходе из школьной системы обучения к вузовской и испытавших при этом определенный стресс, естественным было отождествлять знакомые по школе предметы с той формой, к которой они привыкли. Лекционные занятия в аудитории вызывали недоумение и отторжение, устойчивые стереотипы плохо поддаются коррекции. Большинство преподавателей специальных кафедр также испытывали сложности при переходе от привычной практической работы в зале к работе в аудитории. Физическая культура и спорт, как учебный предмет в значительной степени практикоориентированная дисциплина, со своим набором узловых точек роста и оценок достижений занимающихся [7]. Возникшая педагогическая ситуация требует нестандартного решения, не предусмотренного содержанием стандарта. В подобной психолого-педагогической ситуации важно было совершить аберрацию сознания студентов, показав им привычный предмет в не привычном ракурсе [8]. Ситуация на столько нестандартная, что у нее нет прецедентов. В практике высшей школы нередки случаи, когда читающие общий курс профессора, приходя в не аутентичную по подготовленности аудиторию, вынуждены искать такую языковую лакуну, в которой возможна творческая коммуникативная среда. Преподаватель берет какой-либо

классический текст и строит свою работы через него, используя технологию медленного, совместного чтения. Используя данный подход, нами был выбран текст, являющийся памятником культуры человечества на протяжении долгого исторического периода. Поэма Гомера «Иллиада» известна, как минимум, понаслышке, всем умеющим читать людям [4]. Но мало кто обращает внимание на то, что в этом эпическом, многослойном произведении есть ответы на самые жгучие вопросы современности. В одном из разделов поэмы (главы в нем делятся на Песни), в разделе Песнь 23, речь идет о похоронах молодого героя ахейского войска Потрокла, заменившего в сражении своего старшего друга, героя Ахилла и воспользовавшегося его доспехами и оружием. Убитый на поле боя Гектором воин, должен был быть похороненным с подобающими почестями. Устроитель траурной церемонии Ахилл включил в содержание похорон спортивные состязания вышедших из смертельной схватки бойцов. Далее в тексте достаточно подробно описываются происходившие события, через экспликацию смыслов которых можно выстраивать целостный нарратив, реально способный дать представление студентам о сути дисциплины «Физическая культура и спорт». Первое, что мы достигаем подобным подходом, мы ломаем стереотипы восприятия привычного, буквально нарушая повествование. Такой прием, описанные философом В. Рудневым [5], множно назвать «нарративный диссонанс», когда против реальности выступает новый язык и новая реальность. Возникновение состояния ступора в сознании, по мнению психологов, является творчески насыщенным бульоном, (ризомой по пост-модернистки), в котором привычные сочетания информационных фреймов перегруппируются (возможно хаотически) порождая необычные модели восприятия. Использование в практической работе состояния «нарративного диссонанса» создает условия, при которых становится возможной трансляция смыслов, для которых предварительно отсутствовали модели восприятия.

В 2022-23 учебном году на базе двух вузов был проведен констатирующий эксперимент по реализации в рамках действующего стандарта, модели медленного чтения. В эксперименте приняли участие студенты первых курсов вузов в количестве более 120 человек. Экспериментальные группы специально не формировались, распределение студентов осуществлялось естественным образом. В один поток попадали студенты разных направлений подготовки, как юноши, так и девушки. Предварительный опрос показал, что у большинства студентов представление о предмете «Физическая культура и спорт» было полностью сформировано опытом обучения в школе и лишь незначительная часть ребят имела опыт занятий спортом в профессиональных

секциях. Следует учитывать, что данная категория молодых людей пережила пандемию СОУШ-19 в старшем школьном возрасте, что не могло не сказаться на восприятии любого вида физической активности отрицательно [2]. Что касается предлагаемого в качестве главного текста, вокруг которого предполагалось построить экспериментальную работу, поэмы Гомера «Иллиада», то лишь около трех процентов опрошенных читали текст полностью, большинство слышали об этом памятнике, но мало что могли сказать относительно него по существу. Разработанный курс включал 18 часов аудиторных занятий и это не были лекционные занятия в чистом виде. Изначально предполагалось, что по мере погружения в материал возможны самые разнообразные реакции студентов, учесть которые планово не реально. На первом занятии был обнародован замысел эксперимента, студентам предлагалось выступить не в качестве объекта воздействия, а примерить роль активного субъекта деятельности. Самостоятельную работу студентов непосредственно с текстом поэмы сознательно сузили до обязательного знакомства только с конкретным разделом, в котором происходят интересующие преподавателя события. Мы исходили из понимания, что если возникнет устойчивый интерес к работе, то ребята сами выйдут за предложенные рамки, что подтвердилось в дальнейшем. Первой темой для обсуждения был предложен социальный контекст происходящего в тексте поэмы действия. С точки зрения нашей традиционной культуры во время похорон близкого человека приятно поддерживать определенные настроения и состояния, исключающие какие-либо «развлекательные» мероприятия. Обсуждение вопроса включения в похоронный ритуал спортивных состязаний вывел дискуссию на роль и место феномена физической культуры в обществе. Предлагалось привести примеры из своего опыта, когда физическая культура выступала медиатором взаимоотношений между различными людьми или средством коммуникации между культурами, в том числе иноязычными. Дискуссия получилась насыщенная, студенты включались в обсуждение активно, включая творческое воображение. Неожиданным оказался факт признания за физической культурой важного средства выстраивания диалога с иностранными студентами, обучающимися параллельно в вузе. Оказалось, что на спортивной площадке «безъязыкие» люди могут достигать взаимопонимания использую для этого язык тела [9]. Обсуждение тактической борьбы в ходе состязаний и нравственных регулятивов этой борьбы в тексте представлено примером гонок на колесницах, когда один из героев нарушает правила состязаний, добиваясь при этом победы, но оказывается посрамленным другими участниками и организаторами. Работающее в современном

спорте правило_1а1г play (честной игры) вызвало бурное обсуждение участников в контексте ограничения отечественных спортсменов от участия в крупнейших спортивных состязаниях мирового масштаба. Развитие тех или иных физических качеств можно было проиллюстрировать цитируя и обсуждая состязания атлетов в различных спортивных дисциплинах, соотнося времена античности и современность.

Памятники культуры человечества, к которым без сомнения относится «Иллиада» Гомера обладают уникальным свойством быть всегда современными [6], их многослойность, насыщенность смыслами, позволяет использовать эти тексты в самых разнообразных ситуациях и контекстах. Для нашей работы помимо чисто учебного эффекта посвящения студентов в таинства предмета, не менее важным был эффект общекультурного развития студентов и создание пространства, в котором эксплицированы условия диалога между учащимися и педагогами. Проблематика атомизации общества всегда была в центре внимания социальных ученых, предлагаемая форма организации занятий существенно ограничивает воздействие межличностных барьеров.

Результатом проведенной работы можно считать тот факт, что к концу эксперимента большинство студентов самостоятельно прочитали полный текст произведения и, более того, инициировали театральную постановку по мотивам прочитанного и обсужденного материала. С профессиональной точки зрения эффект оказался не менее впечатляющим, ребята стали достаточно уверенно ориентироваться в видах физической нагрузки на учебных занятиях, различать тренировочный и оздоровительный эффекты тех или иных средств. Несомненно, предложенный методический подход не может считаться универсальным средством, так как подходит не всем. Важным результатом, в связи с этим, становится пробуждение в сознании как студентов, так и педагогов поисковой, творческой способности, желания разнообразить свою жизнь за счет более внимательного отношения к деталям жизни, окружающим людей в режиме повседневности и не воспринимающимися как возможные точки личностного роста.

При реализации задуманной работы авторы столкнулись с непредвиденным феноменом восприятия деятельности педагогов, заключавшимся в оценке стандартов дисциплины. Очевидно, что задумывая стандартизацию учебного процесса авторы имели в виду создание условной рамки, внутри которой может быть широко представлен вариативный подход к конкретному содержанию. Однако значительная часть преподавателей исходила и пассивного восприятия рекомендаций стандарта, пытаясь в своей интерпретации максимально следовать «букве закона». Особенно это выпукло представлено в де-

ятельности преподавателей старшего возраста, больше ориентированных на буквальное воспроизведение готовых схем. Стандарт по сути лишь фиксирует усредненные параметры возможного результата обучения, оставляя право на импровизацию участников. Описанный в статье подход позволяет представить изучаемую дисциплину в необычном ракурсе, реализуя при этом основные требования стандарта по развитию у обучающихся необходимого набора компетенций.

Библиографический список

1. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. - М.: ИНФРА-М, 2003. 381 с.

2. Дубровина А.В., Гончарук Я.А. Физическая активность во время пандемии // Синергия Наук. 2021. № 59. С. 407-420.

3. Запесоцкий А.С. Образование: Философия, культурология, политика / А.С. Запесоц-кий. - М.: Наука, 2003. 456 с.

4. Гомер. Иллиада. Изд. Азбука. 2022. 576 с.

5. Руднев В. Нарративный диссонанс: язык против реальности: Уч. пос. для вузов. - М.: Акдемический проект, 2021. 165 с.

6. Люббе Г. В ногу со временем. Сокращенное пребывание в настоящем. Пер. с нем. А. Григорьева., В. Куренного. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. 456 с.

7. Чернышев В.П. Исследование динамики «ядра предпочтений» молодежи при выборе траектроии развития в области физической культуры и спорта. Проблемы высшего образования. 2019. № 1. С. 459-461.

8. Чернышев В.П., Тимошков Е.В., Варнина А.С., Юречко О.В. Психологические методы расширения восприятия предмета «Физическая культура и спорт» на начальном этапе обучения в вузе. - Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2022. Т. 11. № 6-1. С. 78-85.

9. Язык и семиотика тела / Коллективная монография в 2 т. Т. 1: Тело и телесность в естественном языке и языке жестов / Г.Е. Крейдлин (отв.рук.), П.М. Аркадьев и др. -М.: Новое литературное обозрение, 2020. 672 с.

References

1. Dobrenkov V.I., Nechaev V.Ya. Society and education. - M.: INFRA-M, 2003. 381 p.

2. Dubrovina A.V., Goncharuk Ya.A. Physical activity during a pandemic // Synergy Sciences. 2021. № 59. P. 407-420.

3. Zapesotsky A.S. Education: Philosophy, cultural studies, politics / A.S. Zapesotsky. - M.: Nauka, 2003. 456 p.

4. Homer. Illiad. Ed. ABC. 2022. 576 p.

5. Rudnev V. Narrative dissonance: language against reality: Textbook. village for universities. - M.: Academic Project, 2021. 165 p.

6. Lubbe G. Keeping up with the times. A shortened stay in the present. Per. with him. A. Grigorieva., V. Kurennogo. - M.: Publishing house. House of the Higher School of Economics, 2016. 456 p.

7. Chernyshev V.P. Study of the dynamics of the "core of preferences" of young people when choosing a development trajectory in the field of physical culture and sports. Problems of higher education. 2019. № 1. P. 459-461.

8. Chernyshev V.P., Timoshkov E.V., Varnina A.S., Yurechko O.V. Psychological methods for expanding the perception of the subject "Physical Culture and Sports" at the initial stage of university education. 2022. Vol. 11. № 6-1. P. 78-85.

9. Language and semiotics of the body / Collective monograph in 2 volumes. T. 1: Body and corporeality in natural language and sign language / G.E. Kreidlin (supervisor), P.M. Arka-dyev et al. - M.: New Literary Review, 2020. 672 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.