Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ КАК КОМПЕНСАТОРНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОСТИ'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ КАК КОМПЕНСАТОРНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
46
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В ВУЗЕ / ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ / ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Чернышев Виктор Петрович, Малюгин Александр Михайлович, Бородин Петр Владимирович, Клименко Василий Александрович

В статье рассматривается вопрос проблематизации социального феномена «Физическая культура и спорт» в процессе обучения в вузе. Показано, что современная традиционная модель реализации учебного предмета при реализации не позволяет достигнуть заявленных целей из-за возникающих противоречий. Авторы доказывают тезис о том, что устранение их возможно путем создания в рамках дисциплины новых смыслов, не применяемых, но латентно существующих внутри самой физкультурно-спортивной практики. Одной из важных функций физической культуры может служить компенсаторная функция, обеспечивающая субъекту деятельности возможность гибкой ассимиляции в окружающем мире. В заключении работы делается вывод о том, что компенсация утраченных возможностей развития личности средствами физической культуры особенно актуальна в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Чернышев Виктор Петрович, Малюгин Александр Михайлович, Бородин Петр Владимирович, Клименко Василий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN MODERN SOCIETY AS A COMPENSATORY ASPECT OF SOCIALITY

The article considers the issue of problematization of the social phenomenon “Physical culture and sport” in the process of education at the university. It is shown that the modern traditional model of the implementation of a school subject during implementation does not allow achieving the stated goals due to emerging contradictions. The authors prove the thesis that their elimination is possible by creating new meanings within the discipline that are not used, but latently existing within the physical culture and sports practice itself. One of the important functions of physical culture can be a compensatory function that provides the subject of activity with the possibility of flexible assimilation in the surrounding world. In the conclusion of the work, it is concluded that compensation for the lost opportunities for personality development by means of physical culture is especially relevant in modern conditions.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ КАК КОМПЕНСАТОРНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОСТИ»

Физическая культура и спорт в современном обществе как компенсаторный аспект социальности

Чернышев Виктор Петрович,

к.п.н., профессор. зав. каф. ФКиС ФГОУ ВПО ТОГУ E-mail: chernyshov_vp@mail.ru

Малюгин Александр Михайлович,

старший преподаватель каф. ФКиС ФГОУ ВПО ТОГУ E-mail: malyugin1958@bk.ru

Бородин Петр Владимирович,

к.п.н., доцент каф. ФвиС ФГОУ ВПО ДВГМУ E-mail: Borodinpetr@mail.ru

Клименко Василий Александрович.

к.п.н., доцент. Каф. ФвиС ФГОУ ВПО ДВГУПС E-mail: vasili_klimenko@mail.ru

В статье рассматривается вопрос пробле-матизации социального феномена «Физическая культура и спорт» в процессе обучения в вузе. Показано, что современная традиционная модель реализации учебного предмета при реализации не позволяет достигнуть заявленных целей из-за возникающих противоречий. Авторы доказывают тезис о том, что устранение их возможно путем создания в рамках дисциплины новых смыслов, не применяемых, но латентно существующих внутри самой физкультурно-спортивной практики. Одной из важных функций физической культуры может служить компенсаторная функция, обеспечивающая субъекту деятельности возможность гибкой ассимиляции в окружающем мире. В заключении работы делается вывод о том, что компенсация утраченных возможностей развития личности средствами физической культуры особенно актуальна в современных условиях.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, учебный процесс в вузе, традиционные и инновационные подходы, противоречия и пути их преодоления.

В социальном дискурсе современности, ведущимся на разных публичных площадках, общим местом стало понимание высокого уровня неопределенности и, соответственно, неустойчивости общественного устройства, сложившегося в начале XXI века. При этом особенностью данного этапа развития общественных отношений является континуальный консенсус в отношении означенной проблематики со стороны большинства населения. Если еще в недавнем ХХ веке оставались весьма обширные регионы, которых общие проблемы мироусторйства касались относительно опосредованно, то сегодняшняя ситуация может быть охарактеризована термином полная вовлеченность населения в «господствующий тренд» [8]. Универсальность и всеохват-ность глобальными вызовами порождает особое отношение к социальным явлениям и практикам, бывшим автономными в реализации. Одним из видов такого автономного существования физическая культура и спорт. Как природное, биологическое существо человек во все времена реализовывал свой жизненный потенциал через экспликацию своих физических возможностей и потребностей. При разном отношении к своей физической природной ипостаси в разные времена и в разных культурах, от полного неприятия и отчуждения, до полного подчинения себя исключительно природной составляющей, человек является составной частью природы в целом. В данной работе будет исследовано проявление культурного феномена «физическая культура и спорт» на современном этапе развития общества, а именно на компенсаторной роли данного феномена. Понятие «компенсации» используется в современном дискурсе практически всех наук о человеке, от биологического направления до гуманитарного и даже для точных наук. Широта использова-

216

ния данного понятия такова, что с его помощью исследователи пытаются описать и объяснить большое количество жизненных проявлений [6]. Мы будем использовать понятие «компенсация» в ограниченном значении, а именно как пространство или поле приложения человеческих сил, отличное от его повседневных практик, но стремящихся в конечно счете создавать условия для реализации этих практик в более качественном и комфортном для человека виде. Другими словами, поле компенсации формируется каждым человеком индивидуально, чтобы естественным образом противостоять тому, все усиливающемуся и ускоряющемуся потоку информации, объем которого для нашего современника превосходит его возможности усвоения согласно современным исследованиям [5]. В исторические эпохи, насыщенные до предела концентрированными напряжениями бытия, у людей была возможность, и она довольно часто практиковалась разными людьми, как стратегия «ухода» из мира активно социума к индивидуальному существованию. Эта практика остается актуальной и для сегодняшнего человека, но возможности ее воплощения сужаются. Развитие СМИ и наступление информационно-цифровых технологий, их проникновение в самые заповедные зоны повседневности, перманентное навязывание человеку чужого мнения, делают задачу поиска и организации зон компенсации актуальной и, даже, насущно необходимой. Для начала необходимо определить что компенсируется средствами физической культуры и определить возможные точки пересечения разнородных по форме и содержанию практик повседневности. Как аксиому примем положение о «сокращающемся настоящем» [6] и, соответственно, резко возросшем уровнем напряжения между различными сегментами «рутинной повседневности», в которой большинство людей проводит большую часть времени своего существования. Привычные ритуалы и практики, которые использовали наши предшественники и для ко-

торых было точно определено место и время в процессе жизнедеятельности, либо исчезают, либо сужаются при их использовании. Многие социальные практики прошлого, помимо каких-то коммуникативных и презентационных ролей, обладали одним важным аспектом, часто латентным, в котором для индивида было подготовлено место, позволявшее ему встретиться с самим собой, без посредников и сопровождающих. Эта не самая простая сентенция открывается в ретроспективном взгляде на прошлое каждому взрослому или пожилому человеку независимо от его происхождения и социальной биографии. То, что в повседневной практике могло восприниматься человеком как обыденный жизненный эпизод в ряду таких же эпизодов, в ретроспективном взгляде может приобрести гораздо большую значимость, это происходит практически с каждым потому что скрытый в оперативном использовании контекст явления, с течением времени раскрывается и становится определяющим. Однако современный жизненный ритм большинства людей настолько плотен и насыщен эпизодами, что они не конвертируются индивидом в события и просто исчезают из поля его внимания и из памяти. Тем не менее, живущий в своем физическом теле человек, какие бы культурные и социальные рамки его не окружали, не может взаимодействовать со своей природой в режиме перманентно меняющихся эпизодов. Нижняя ступень «пирамиды Мас-лоу» демонстрирует нам необходимость удовлетворять любые запросы только через фильтр природных потребностей, таких как голод, сон, температурный режим, стремление к размножению и т.п. Таким образом, только на основе удовлетворенности физическим состоянием человек может развиваться в формировании собственной социальности. На наш взгляд, такой утилитаристкий подход к физическому естеству не учитывает скрытых в данном феномене коннотаций и существенно обедняет роль телесности в жизнеустройстве человеческого мира

217

[3]. В частности, при таком подходе не учитывается компенсаторная функция любой физической активности человека, как поля выхода его из цепочки ритуализированных эпизодов в иное измерение бытия. Впервые с такой функцией феномена «Физическая культура и спорт» встречается в поэме Гомера «Иллиада» автор, описывающий события троянской войны показывает, как один из главных героев эпоса Ахилл, после гибели своего друга По-трокла, устраивает ритуальные поминки по его душе. Для нас важно отметить, что перед началом застолья и зажжения ритуального костра, Ахилл устраивает фактически спортивные состязания по восьми видам спорта. Казалось бы, только что вышедшие из кровавой рукопашной схватки воины, вместо отдыха и релаксации участвуют в состязаниях. Интерпретируя данный эпизод, можно вполне объективно предположить, что организация состязаний в такой момент служила грекам своего рода компенсаторным механизмом, автоматически переводя военное возбуждение в более мягкий режим, позволяющий в дальнейшем осуществлять переход в другое, более соответствующее моменту состояние. Эта отсылка к древней культурной традиции показывает лишь один аспект возможной социальной значимости физической культуры в жизни людей. Участники данных событий применяли в жизни те социальные инструменты, которые казались им адекватными и значимыми. Стоит обратить внимание на рассуждение современного немецкого мыслителя Гумбрехта [4], который рассматривая физическую активность конкретного жизненного эпизода каждого человека, приходит к парадоксальному мнению о том, что в момент непосредственного мышечного напряжения, осуществляя физическую активность в любой форме, индивид утрачивает связь как со своим прошлым - памятью, так и с будущим. Это означает что человек в момент когда он выполняет физические упражнения погружается в их ритм так глубоко, что его память

«отстает» от его сознания и при этом его способность воображения так же замирает. Итогом такого состояния оказывается нахождение человека в «растянутом» настоящем, в режиме которого он с удивлением может обнаружить себя самого не равного самому себе. Такое глубокое и насыщенное переживание, пусть и кратковременного жизненного эпизода, способно оставить в сознании человека устойчивый и важный для него след. Ощущение антропоморфной полноты существования, явившееся результатом физического напряжения, может стать отправной точкой дальнейшего смыслового оформления своей самости, экстраполируемой как стихия на все аспекты жизнедеятельности человека. В постулировании данного тезиса заложено противоречие с традиционно понимаемой ролью физической культуры в общественном устройстве, которое в целом плотно ориентировано на реквизирование телесности индивида из обладания ею им самим в пользу третьей инстанции, например государства [7]. Традиционно физическое состояние современного человека является заботой не его самого, а различного рода социальных институтов, окружающих человека с момента рождения - таких как семья, школа, государство и других. Многолетние наблюдения за взаимоотношениями, выстраиваемыми людьми со своей телесностью как таковой показали, что подавляющее большинство современных людей не только не пытаются осмыслять свою природу, но передают заботу о ней во внешнее окружение. Примером может служить комплекс норм ГТО, в содержание которого латентно заложены смыслы, лишающие самого человека необходимости взвешивать предъявляемые ему нормы физического развития, ориентируясь на так называемое экспертное мнение. Другими словами - сам индивид переходит из статуса субъекта в статус объекта, не замечая этой трансформации и не формируя в сознании критического отношения к случившемуся. Остановимся на проблеме, которая сегодня яв-

218

ляется составной частью описанного трансформационного транзита индивида, а именно на роли и месте специалистов в области физической культуры, осуществляющих сопровождение физического развития индивида на всех этапах онтогенеза. В частности, мы проанализируем деятельность преподавателей высших учебных заведений, которые в рабочем режиме осуществляют сегодня процесс сопровождения и коррекции физического совершенствования студентов. Для этой категории специалистов, наступившая пандемия оказалась серьезным испытанием их профессиональной компетентности. В привычных для себя форматах преподавания дисциплины, жестко ориентированной на достижение практического результата, то есть на выполнение соответствующих норм, рекомендованных планами и стандартами обучения, многие специалисты не исследуя вопрос о сопровождающих процесс обучения контекстах реализуемой на практике учебной программы. Пандемия и переход на удаленный режим работы с отчетливой очевидностью выявили проблему коммуникации и трансляции содержания предмета студентам, находящимся на расстоянии от преподавателей. Лишенные непосредственного контакта с учащимися, преподаватели вынуждены были искать непривычные для себя формы взаимодействия со студентами, которые позволили бы им участвовать в сопровождении процесса физического развития индивидов, находящихся по сути вне возможности оперативного контроля за реализацией предлагаемых им программ. Оказалось, что и сами студенты, практически выпавшие из тисков перманентного контроля со стороны преподавателей испытывали серьезные трудности при составлении и реализации своих предпочтений в области физического совершенствования. Общение учащихся и учителей через компьютер оказалось малоэффективным с точки зрения практического наполнения учебных занятий конкретным содержанием. Сложившаяся ситуация потребовала

от специалистов быстрого поиска новых смыслов реализации фактически практической дисциплины, наполнения ее таким содержанием, которое расходится с традиционными и привычными формами подачи учебного материала. Проявился эффект «усвоенной неспособности» открытый Т. Вебленом [2] еще в начале ХХ века, означающий трудности в инкорпорации нового смысла в поле, занятое хорошо и плотно усвоенным опытом. Разрушить привычные и верифицированные аспекты опыта сложно, особенно если речь идет о специалистах со стажем. Осуществление подобной процедуры на практике крайне сложно и неоднозначно. Будучи состоявшейся в профессии личностью, педагог неосознанно пытается транслировать в практику свои устоявшиеся умения и навыки. Только целенаправленная работа по убеждению его в возможном ином подходе к преподаванию предмета, с обязательным учетом его личностных и профессиональных качеств, может открыть в его сознании ниши, которые окажется возможным заполнять современными реалиями. Именно в связи с этим, презентация социального феномена «физическая культура и спорт» в системе высшего образования, как зоны компенсации, строго индивидуализированной, но при этом «вписывающейся» в общий контекст учебной дисциплины, позволяет расширить поле субъектно-сти как преподавателям, так и студентам. Осознание не утилитарности этого вида деятельности, свободно размещенного в повседневности каждого человека, позволяет ему открывать в себе до этого не принятые грани личностного развития. Современный человек, которого все большее количество мыслителей называет «голым» [1], нуждается в пространствах, в которых самообнаружение себя возможно, к таким пространствам может быть отнесена и физическая активность, понятая и принятая соответствующим образом. Только при таком, не стандартном подходе мы вправе ожидать адекватной ответной реакции учащихся и повышения

219

их адаптационных способностей к современному состоянию.

Литература

1. Агамбен Джорджо. Открытое / Пер. с итал. / М.: РГГУ, 2012. 112 с.

2. Веблен Торстейн. Теория праздного класса: Пер. С англ. / М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014. - 368 с.

3. Жорж Вигврелло. Самоощущение. История восприятия тела (XVI-XX вв.) М.: Центр гуманитарных инициатив, 2020. - 256 с.

4. Гумбрехт Х.У. Похвала красоте спорта / Пер. С англ. - М.: Новое ли-тертурное обозрение, 2009. - 176 с.

5. Маклюэн М.Г. Понимание медиа: Внешние расширения человека / Пер. С англ. - 5-е изд., испр. - М.: Кучково поле, 2018. - 464 с.

6. Люббе, Г. В ногу со временем. Сокращенное пребывание в настоящем. Пер. С нем. М.: Изд. Дои ВШЭ, 2016. - 456 с.

7. Мишель Фуко. История безумия в классическую эпоху. Санкт-Петербург, 1997. 576 с. (Книга света).

PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN MODERN SOCIETY AS A COMPENSATORY ASPECT OF SOCIALITY

Chernyshev V.P., Malyugin A.M., Borodin P.V., Klimenko V.A.

FKiS FGOU VPO PNU, FviS FGOU VPO FESMU, FviS FGOU VPO FVGUPS

The article considers the issue of problematiza-tion of the social phenomenon "Physical culture and sport" in the process of education at the university. It is shown that the modern traditional

model of the implementation of a school subject during implementation does not allow achieving the stated goals due to emerging contradictions. The authors prove the thesis that their elimination is possible by creating new meanings within the discipline that are not used, but latently existing within the physical culture and sports practice itself. One of the important functions of physical culture can be a compensatory function that provides the subject of activity with the possibility of flexible assimilation in the surrounding world. In the conclusion of the work, it is concluded that compensation for the lost opportunities for personality development by means of physical culture is especially relevant in modern conditions.

Keywords. Physical Culture and sport. The educational process at the university. Traditional and innovative approaches. Contradictions and ways to overcome them.

References

1. Agamben Giorgio. Open / Per. with ital. / M.: RGGU, 2012.112 p.

2. Veblen Thorstein. The theory of the leisure class: Per. From English. / M.: Book House "LIBROKOM", 2014. - 368 p.

3. Georges Vigvrello. Self-awareness. The history of body perception (XVI-XX centuries) M.: Center for Humanitarian Initiatives, 2020. - 256 p.

4. Gumbrecht H.W. Praise for the beauty of sports / Per. From English. - M.: New literary review, 2009. - 176 p.

5. McLuhan MG Understanding of Media: External Human Extensions / Per. From English. - 5th ed., Rev. - M.: Kuchkovo field, 2018. - 464 p.

6. Lubbe, G. Keeping pace with the times. Abbreviated stay in the present. Per. With him. Moscow: Ed. Doi HSE, 2016. - 456 p.

7. Michel Foucault. The story of insanity in the classical era. St. Petersburg, 1997.576 p. (Book of light).

220

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.