УДК 796.011
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
А.Д. Федотов1, В.Л. Калманович2
1 Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан. Региональная молодежная общественная организация «Молодежное физкультурно-спортивное общество «Буревестник» РТ», Казань, Россия
2 Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казань, Россия Для связи с авторами: Е-mail: [email protected]
Аннотация:
Для успешного развития какой-либо отрасли необходимо разработать матрицу компетенций и для руководителя начального звена, и для руководителя среднего и высокого уровня. Должность заведующего кафедрой физического воспитания и спорта является основополагающим звеном в системе физического воспитания высшего образования.
Анализ должностных обязанностей и функциональных возможностей заведующего кафедрой ФВиС позволил нам разработать и представить рейтинговую матрицу основных профессиональных компетенций заведующего кафедрой физического воспитания (культуры) и спорта высшего учебного заведения.
В статье представлены результаты анализа применения разработанной нами матрицы профессиональных компетенций к сложившейся системе высшего образования в Республике Татарстан. Для анализа мы использовали данные наиболее крупных государственных вузов Республики Татарстан. Вывод: кадровое обеспечение системы физического воспитания студентов нуждается в постоянном развитии и совершенствовании. Компетентностный подход к требованиям, предъявляемым к выпускникам вузов, молодым специалистам, необходимо применять и к опытным сотрудникам отрасли в соответствии с занимаемой должностью.
Ключевые слова: кафедра физического воспитания и спорта, компетентностный подход, анализ кадрового обеспечения.
COMPETENT APPROACH TO THE ANALYSIS OF HUMAN RESOURCES SYSTEMS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS OF THE HIGHER EDUCATION OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN A.D. Fedotov1, V.L. Kalmanovich2
1 Ministry of Youth and Sports of the Republic of Tatarstan. Regional Youth Public Organization "Youth Physical Culture and Sports Society" Buevestnik "RT", Kazan, Russia
2 Kazan State Architectural and Construction University, Kazan, Russia Abstract:
For the successful development of any industry, it is necessary to develop a matrix of competencies for both the head of the initial level, and the head of the middle and high level. The post of the head of the department of physical education and sport is the main fundamental link in the system of physical education of higher education.
The analysis of the duties and functional capabilities of the head of the department of FViS allowed us to develop and submit a rating matrix of the main professional competencies of the head of the Department of Physical Education (Culture) and Sports of the Higher Educational Establishment.
The article presents the results of the analysis of the application of the matrix of professional competences developed by us to the existing system of higher education in the Republic of Tatarstan. For the analysis, we used data from the largest state universities in the Republic of Tatarstan.
Conclusion: the staffing of the system of physical education of students needs constant development and improvement. Competent approach to the requirements for graduates of universities, young professionals, it is necessary to apply to experienced employees grown in accordance with their positions. Keywords: department of physical education and sport, competence approach, analysis of staffing
ВВЕДЕНИЕ
Выражение «Кадры решают все» приобретает особую актуальность, когда речь идет о руководителе структурного звена, во многом определяющем развитие и совершенствование какой-либо отрасли или системы. В последние годы в системе высшего образования России произошли определенные изменения и в терминологии, и в сути подготовки молодых специалистов. В частности, в соответствии с ФГОС, действующим в данное время, для систематизации учебных программ применяется матрица компетенций. Каждый выпускник вуза должен обладать по итогам обучения определенным набором профессиональных и общекультурных компетенций. Наверное, это действительно эффективный механизм воспитания и подготовки молодого специалиста. Конечно, после окончания вуза каждого специалиста ждет еще долгий путь саморазвития и совершенствования в профессии. Необходимо продолжать совершенствование личностных компетенций и приобретение новых компетенций организатора, управленца и руководителя различного уровня. Таким образом, мы приходим к пониманию, что молодой специалист в какой-либо отрасли должен иметь некий набор профессиональных компетенций. В этой связи справедливо будет потребовать применять компетентност-ный подход при назначении на руководящие должности. То есть, для успешного развития какой-либо отрасли необходимо разработать матрицу компетенций и для руководителя начального звена, и для руководителя среднего и высокого уровня.
Анализируя структуру организации физического воспитания в системе высшего образования в нашей стране, становится ясно, что кафедра физического воспитания (культуры) и спорта, безусловно, является главной организационной единицей в этой системе. Кафедра физического воспитания и спорта, помимо преподавания дисциплины «Физическая культура», является организатором и руководителем спортивной, оздоровительной и воспитательной работы со студентами и сотрудниками образовательных организаций. Кафедра является научной единицей, способной вести
научные исследования, разрабатывать и внедрять новые спортивные и педагогические технологии. Непосредственно с кафедрой физического воспитания и спорта контактирует руководство вуза, руководство Республиканского министерства по делам молодежи и спорту, а зачастую, и министерство по делам молодежи, спорта и туризма Российской Федерации. Конечно же, кафедры физического воспитания и спорта вузов должны плотно взаимодействовать между собой по вопросам развития и совершенствования методических основ инновационных образовательных технологий, обмена опытом и результатами научных исследований, организации новых форм спортивно-оздоровительной работы. Все вышеперечисленные доводы однозначно приводят к выводу, что должность заведующего кафедрой физического воспитания и спорта является основополагающим звеном в данной системе. Архиважно иметь на этой должности личность с высоким уровнем профессиональной компетентности. Анализ должностных обязанностей и функциональных возможностей заведующего кафедрой физического воспитания и спорта позволил нам разработать и представить рейтинговую матрицу основных профессиональных компетенций заведующего кафедрой физического воспитания (культуры) и спорта высшего учебного заведения, в число которых входят следующие компетенции:
- обладать глубокими знаниями в области физической культуры и спорта;
- иметь богатый опыт педагогической и тренерской деятельности;
- умение возглавить коллективную научную деятельность по направлению преподаваемых дисциплин;
- владеть навыками организационной и судейской деятельности в области спортивных соревнований;
- уметь организовать здоровьесберегающую, творческую атмосферу на рабочем месте и в коллективе;
- владеть современными к-технологиями для популяризации, быстрой и широкой реализации пропаганды здорового образа жизни и спорта; контроля, информированности и мо-
тивированности своих подчиненных и коллег. Исходя из разработанной матрицы профессиональных компетенций мы создали перечень основных объективных показателей овладения компетенциями:
1. Наличие диплома о специальном профессиональном образовании (академия физической культуры и спорта, факультет физического воспитания).
2. Стаж научно-педагогической деятельности на кафедре физического воспитания и спорта (преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор кафедры ФВиС).
3. Наличие ученой степени, ученого звания.
4. Наличие ученой степени, ученого звания по педагогической специальности 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.
5. Наличие удостоверения о присуждении судейской категории по виду спорта (судья первой категории и выше).
6. Достижения тренерской деятельности, а именно, наличие воспитанников высокой спортивной квалификации (мастер спорта России, мастер спорта международного класса, Заслуженный мастер спорта);
7. Наличие личных достижений в спорте, высокой спортивной квалификации (мастер спорта России, мастер спорта международного класса, Заслуженный мастер спорта). Вторая часть нашего исследования посвящена анализу применения разработанной нами матрицы профессиональных компетенций к сложившейся системе высшего образования в Республике Татарстан. Для анализа мы использовали данные наиболее крупных государственных вузов Республики Татарстан. Наглядно результаты представлены в таблице 1. Из результатов проведенного нами исследования можно сделать вывод, что кадровое обеспечение системы физического воспитания студентов нуждается в постоянном развитии и совершенствовании. Компетентностный подход к требованиям, предъявляемым к выпускникам вузов, молодым специалистам, необходимо применять и к опытным сотрудникам отрасли в соответствии с занимаемой должностью. Иначе проблему развития и совершенствования физической культуры и спорта в системе высшего образования можно будет сформулировать так: на руководящих и управленческих должностях оказываются специалисты с недостаточной для данного кадрового уровня компетентностью.
Таблица 1 - Матрица основных профессиональных компетенций заведующего кафедрой физического воспитания (культуры) и спорта высшего учебного заведения на примере крупных государственных вузов Республики Татарстан
Объективные показатели овладения компетенциями КФУ КНИТУ (КХТИ) КНИТУ (КАИ) КГАСУ КГЭУ КГМУ КГАУ КГВАМ КГИК
1. Наличие диплома о специальном профессиональном образовании + - + + - + + + +
2. Стаж научно-педагогической деятельности на кафедре ФВиС + - + + - + + + +
3. Наличие ученой степени, ученого звания + + + + + + + + -
4. Наличие ученой степени, ученого звания по педагогической специальности 13.00.04 - - - + - + - - -
5. Наличие удостоверения о присуждении судейской категории по виду спорта + - - + - + - - -
6. Достижения тренерской деятельности - наличие воспитанников высокой спортивной квалификации - - - + - + - - -
7. Наличие высокой спортивной квалификации - - - + - + - - -
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Федотов Алексей Давыдович (Fedotov Alexey Davydovich) - инструктор молодежной общественной организации «Молодежное физкультурно-спортивное общество «Буревестник» РТ», Казань, Россия
Калманович Владимир Львович (Kalmanovich Vladimir Lvovich) - кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта Казанского государственного архитектурно-строительного университета, e-mail: [email protected].