Окультуренные формы физической активности как средство формирования приватной зоны личности
Чернышев Виктор Петрович,
канд. пед. наук, профессор, ЗТ РФ, зав. кафедрой ФКиС ФГБОУ ВО ТО E-mail: [email protected]
Хабарова Ольга Леонидовна,
Канд. пед. наук., доцент,
каф. ФКиС ФГБОУ ВО ТОГУ г. Хабаровск
E-mail: [email protected]
Белкина Наталья Васильевна,
Канд. пед. наук, доцент, каф. ФКиС, ФГБОУ ВО ТОГУ E-mail: [email protected]
Бачурина Юлия Владимировна,
старший преподаватель каф. ФКиС, ФГБОУ ВО ТОГУ E-mail: [email protected]
Покусаева Наталья Владимировна,
старший преподаватель каф. ФКиС, ФГБОУ ВО ТОГУ E-mail: [email protected]
В статье сделана попытка обоснования существования человеческого тела, как равноценного субъекта осуществления жизнедеятельности. Показано, что физическая, природная сущность человека нуждается в особом внимании со стороны разума. Рефлексивная процедура эксплицирует латентные процессы саморазвития индивида до статуса личности. Телесность современного человека есть серьезная проблема для самого человека, требующего к себе особого подхода. Предлагаемый в статье вопрос решается через конструирование особого рода диалогового пространства, в котором индивид может услышать и расшифровать сигналы тела. Осмысленное и грамотное поведение человека в отношении собственного телесного субстрата в современных условиях необходимый вектор развития личности.
Ключевые слова. Телесность. Диалоговое пространство. Рефлексивная процедура. Язык тела. Физическое и личностное саморазвитие.
«Никогда не переставай лепить свою статую» этот афоризм Плотина сегодня выглядит достаточно тривиально. Хотя в этом кратком суждении заложена очень простая и, одновременно, очень глубокая мысль, подчеркивающая абсолютную задачу человеческого существа. Более того, этот афоризм отсылает человека к самому себе не как к субъекту жизнедеятельности, а как к задаче, вечной задаче быть. Современный человек стал для себя самого не только задачей задач, он стал для себя серьезной проблемой. Человек по сути всегда был проблемой для себя, но когда в его мировосприятии существовали внешние ориентиры, образцы или каноны, он частично снимал эту проблему, перенося часть ответственности на внешний контур. Современность практически уничтожила любой авторитет внешнего и, таким образом, оставила человека перед бездной наедине с самим собой. «Идентичность» человеческого существа стала доминирующим вектором поиска точки опоры в меняющемся мире. Широкий поиск идентичности идет по всем возможным направлениям мысли. Для неравного себе самому человека этот поиск суть надежда найти путь преодоления расколотости, заброшенности и отчужденности себя в мире. Не остается в стороне поиска и такая специфическая отрасль культуры и знания как физическая культура [5]. Естественная, природная, физическая активность человека с одной стороны жестко детерминирована законами природы, с другой стороны эта активность давно стала культурным феноменом, в различные эпохи использующимся для оформления личностного начала в человеке. Предметом рассуждения о феномене физической культуры, таким образом, в данной статье является мысль, что физическая активность человека есть средство создания вокруг себя некоторой мембраны, осуществля-
223
ющей функцию своеобразного фильтра внешних потоков информации. Такая мембрана создается исключительно самим индивидом для формирования пространственно-временной зоны пустоты, в которой процессы жизнедеятельности резко замедляются и буквально приостанавливаются. На самом деле это совсем не пустота, это пространство максимально плотно занято человеческой природностью, без которой сущность человека не может быть полной и самодостаточной. Господствующая в истории последние триста лет т.н. «картезианская» парадигма, предполагающая жесткое разделение души и тела, поставила в очередной раз человеческую природную ипостась в подчиненную и прикладную позицию. «Коги-тальный» субъект максимально твердо ориентирован в мире на прояснение своего мыслительного аппарата, как главного средства осуществления задачи человека как задачи для себя самого. Телесность при этом рассматривается как досадная помеха на пути самоосуществления духа. Несмотря на непрекращающийся вал критики положений философии Декарта, подчиненная роль телесности в составе целостного бытия человеческой жизни остается важным индикатором осознания себя в мире для каждого из живущих. Попытки умаления плоти людьми доходят в разных культурах до совершенно не мыслемых форм. Восточные практики аскетизма тому подтверждение. Европейская традиция взаимоотношений души и тела также имеет богатую историческую канву, по разному проявляющуюся в различных культурных матрицах в различные эпохи. В некоторые периоды жизни того или иного сообщества именно телесность и физическая развитость становится самым востребованным продуктом природы и культуры, позволяющим людям буквально выживать в окружающем мире [4]. Чаще всего призыв к человеческому телу происходит в авторитарных обществах, нуждающихся в крепких и здоровых индивидах для осуществления своих программ мироустройства. Демократические режимы,
в свою очередь, склонны предоставлять человеку значительно большую свободу в выборе индивидуальной траектории развития телесности. Более того, и это особенно актуально для современной эпохи, человеческое тело рассматривается не как помеха, а как естественный и очень емкий ресурс целостного развития личности. Об этой стороне дела рассуждал в своих фундаментальных работах французский философ второй половины XIX века и первой половины ХХ века А. Бергсон [1], по праву относящийся к направлению мысли названной «Философия жизни», этот мыслитель рассуждал о материальных предметах как об обладающих зачатками сознания феноменах. Бергсон считал, что человек мыслит всем телом, и его природная составляющая участвует в процессе самосозидания личности в полной мере. На наш взгляд, в такой посылке есть прозрение современности, связанное с организацией в картине мира каждого индивида особого пространства, в котором помещенное туда физическое тело выступает не как потребитель жизни, а как ее созидатель. Скорее эта интуиция не есть изобретение последних десятилетий, это возвращение к античным идеалам относительно участия телесности в созидании гармоничного мира человеческого существа. В таком контексте постановки проблемы, то есть допущения возможности участия тела человека как реального участника осуществления полноценного процесса жизнедеятельности, возникает вопрос о необходимости конструирования диалогового пространства, в котором и ум человека, и его интеллект, и телесная субстанция будут реально взаимодействовать на равных условиях. Только в таком пространстве диалога возможно упразднение границы между человеческой душой и телом, снятие пресловутой дуальной оппозиции. Мы предполагаем, что именно такое пространство рождается в тот момент, когда индивид осуществляет непосредственное мышечное усилие для перемещения себя в определенном направлении. В быту подобное усилие осуществляется авто-
224
матически, без какой-либо рефлексивной процедуры со стороны сознания человека, но никогда не равный самому себе человек не производит массу двигательных локомоций, не имеющих часто чисто практического смысла. Жизнь требует от человека конструирования таких движений, которые выходят за привычные рамки природной необходимости. Физическая активность вещи, обладающей зачатками сознания, приводит саму вещь к процедуре осознания своего существования в виде добавления предиката «само», то есть естественным результатом наличия сознания является обращение его на самого себя и возникновения самосознания. По мнению современного немецкого мыслителя Гумбрехта [2] в момент максимального мышечного напряжения у индивида отключаются как механизмы памяти, так и механизмы предвосхищения будущего. Другими словами, настоящее становится растянутым и полновесным элементом бытия. Даже если такое состояние длится лишь мгновение, это мгновение становится по настоящему целостным элементом жизни человека. Слитность всех атрибутов человеческого бытия в целостность, переживание этой целостности как полноты существования является для человека некоторой точкой отсчета, точкой жизни, на которую человек может опереться в самоосуществлении. Даже кратковременное пребывание человека наедине с самим собой оставляет в его памяти острое желание испытать это состояние вновь и вновь. В связи с этим, необходимым аспектом существования человека, является выработанная тысячелетиями практика упорядочивания физических проявлений в определенную, воспроизводимую структуру. Уместно вспомнить эпизод из «Иллиады» Гомера, когда на поминках своего друга По-трокла, Ахилл устраивает спортивные состязания по всем правилам. Этот пример важен для нас как свидетельство особой миссии физических упражнений для заполнения душевных пробоин людей, получивших их в результате переживания горя. В самом деле, только что
вышедшие из кровавой бойни люди, становятся участниками состязаний, в которых им необходимо максимально проявить свою природную сущность, что по сути не логично. Правила соревнований, обговоренные заранее, ограничивают возможности своеволия атлетов, вводя их в определенные культурно оформленные рамки. Этот пример свидетельствует о том, что человеческие существа знают о плодотворной роли мышечных усилий и используют это знание в практической жизни. По Бергсону только осознанно проявляемое усилие может стать для человека свидетельством его движения в пространстве и времени, проявляемое усилие не нуждается в какой-либо верификации, оно само достоверно по сути. В обыденной жизни человек участвует всей полнотой своей физической и духовной организации, но большая часть жизненных усилий не осмысляется им как осуществление полноты бытия [3]. Поэтому вероятно, люди стали «окультуривать» естественные проявления самости, для создания культурного пространства номинации арефактов, то есть искусственных предметов, образующих сложный универсум бытия. Использование в практической жизни искусственно сконструированных видов физической активности есть по сути создание особой зоны жизни специфических артефактических элементов. Конструирование такой искусственной зоны приватности и наполнение ее физическими, природными проявлениями, превращенными в культурные практики, по сути важный аспект жизненности человека как такового. Культурная организация традиционных общественных укладов в меньшей степени нуждается в искусственном оформлении физических проявлений индивида, бытовая жизнь сельских тружеников наполнена максимально плотно взаимодействием природной субстанции человека с другими природными факторами. Для городского жителя, особенно это актуально для современности, дефицит физических напряжений стал насущной проблемой. Возможно именно поэтому современные соци-
225
альные исследователи отмечают скачкообразный рост интереса людей к возможностям организации в процессе жизнедеятельности искусственных зон или пауз наполняемых простыми видами физической активности. Спорт в современном мире, особенно после второй мировой войны, стал по истине массовым увлечение огромного числа людей. Профессиональный спорт, призванный демонстрировать предельные возможности человеческого организма, используя последние достижения практически всех смежных научных дисциплин, превратился по сути в глобальный социальный феномен. Приобщенность в том или ином виде к практикам спорта для современного человека реальная данность. Но для подавляющего большинства достижения элитных спортсменов не есть образец для подражания, скорее это вид эстетического и вкусового переживания отстраненной сущности. Тогда как самостоятельные занятия физическими упражнениями производят в человеческом существе принципиально иные виды сознательного оформления жизнеустройста. Главной проблемой гармоничного мироустройства индивида, на наш взгляд, является его неумение выстроить диалог с собственной физической сущностью, неумение «услышать» и понять обращение телесной субстанции к разуму. На самом деле это совсем не банальная проблема, ее разрешение лежит в плоскости полновесной самоидентификации личности. Прошедший год оказался своего рода лакмусовой бумажкой для нашего вопроса. Пандемия вынудила людей по иному обустраивать свою жизнь в условиях раздельного существования. В этот период со всей ясностью выявились огрехи отечественного образования по физической культуре, оказалось, что подавляющее большинство студентов, то есть молодых людей, не готовы самостоятельно конструировать траекторию развития своего телесного субстрата. Знаний о функционировании тела,полученных в школе и вузе оказалось не достаточно для построения рациональной программы физической активности.
Это свидетельство лишний раз подчеркивает остроту поднятого в статье вопроса. Диалог с собственным телом ведется индивидом на иных, отличных от привычных, основаниях. Умение прояснять эти основания для построения на их базе полноценной программы развития не только природного естества, но и личностного начала в целом ближайшая задача образования по физической культуре [6]. При этом если для молодых людей данная проблема на столь очевидна, то для представителей более старшего поколения она актуализируется перманентно. Если в процессе получения образования человек не получил навыков диалогового общения с собственной физической субстанцией, есть опасность в ходе дальнейшей жизни буквально пройти мимо себя и не встретить этот важнейший элемент бытия. В таком случае человек рискует стать если не рабом, то как минимум заложником своей природной организации и всю жизнь обслуживать прихоти тела. Мирное и комфортное существование человека во всей полноте природного и духовного существа возможно только при проявлении особого рода усилия, связанного сформированием «окультуренного» пространства, в котором все модусы бытия получают не просто равные права на существование, но и осуществляются во всей полноте своей данности.
Литература
1. Бергсон, Анри. Творческая эволюция. Материя и память.: Пер. С фр. -Мн..: Харвест, 1999. - 1408 с. (Классическая философская мысль).
2. Гумбрехт Х.У. Похвала красоте спорта / пер. с англ. В. Фещенко. -М.: Новое литературное обозрение, 2009. - 176 с.
3. Запесоцкий А.С. Образование: Философия, культурология, политика / А.С. Запесоцкий. - М.: Наука, 2003. - 456 с.
4. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью /
226
Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1997. -№ 6. - С. 10-15.
5. Николаев Ю.М. Теоретико-методические основы физической культуры: Атореф. Дис. ...д-ра пе-дагогич. Наук. - Спб., 1998.
6. Современные проблемы наук о физической культуре и спорте. Философия спорта / В.И. Столяров, А.А. Передельский, М.М. Башае-ва. - М.: Советский спорт, 2015. 464 с.
CULTIVATED FORMS OF PHYSICAL ACTIVITY AS A MEANS OF FORMING A PRIVATE ZONE OF THE PERSONALITY
Chernyshev V.P., Khabarova O.L., Belkina N.V., Bachurina Yu.V., Pokusaeva N.V.
FGBOU IN PNU
The article makes an attempt to substantiate the existence of the human body as an equivalent subject of life. It is shown that the physical, natural essence of a person needs special attention from the mind. The reflexive procedure explicates the latent processes of self-development of an individual to the status of a personality. The physicality of a modern person is a serious problem for the person himself, who requires a special approach to himself. The issue proposed in the article is solved through the construction of a special kind of dialogue space in
which an individual can hear and decipher body signals. Meaningful and competent human behavior in relation to his own bodily substrate in modern conditions is a necessary vector of personality development.
Keywords: physicality. Dialogue space. Reflective procedure. Language of the body. Physical and personal self-development.
References
1. Bergson, Henri. Creative evolution. Matter and Memory: Per. From fr. - Mn.: Harvest, 1999. - 1408 p. (Classical philosophical thought).
2. Gumbrecht H.W. Praise to the beauty of sport / trans. from English V. Feschenko. -M.: New literary review, 2009. - 176 p.
3. Zapesotsky A.S. Education: Philosophy, cultural studies, politics / A.S. Zapesotsky. -M.: Nauka, 2003. - 456 p.
4. Lubysheva, L.I. Modern value potential of physical culture and sport and ways of its development by society and personality / LI Lubysheva // Theory and practice of physical culture. - 1997. - No. 6. - S. 10-15.
5. Nikolaev Yu.M. Theoretical and methodological foundations of physical culture: Atoref. Dis. ... Dr. pedagog. Science. -SPb., 1998.
6. Modern problems of the sciences of physical culture and sports. Philosophy of sport / V.I. Stolyarov, A.A. Peredels-kiy, M.M. Bashaeva. - M.: Soviet sport, 2015.464 p.
227