Негативные стороны современного спорта
Чернышев Виктор Петрович
канд. пед. наук профессор. зав. кафедрой ФКиС Тихоокеанский
государственный университет, [email protected]
Мацепура Галина Николаевна
Старший преподаватель Кафедры ФКиС Тихоокеанский государственный университет, [email protected]
Конобейская Анжела Владимировна
Старший преподаватель кафедры ФКиС Тихоокеанский государственный университет, [email protected]
Нитяговский Сергей Анатольевич
Старший преподавательского каф. ФКиС Тихоокеанский государственный университет, nityuagovskis@ mail.ru
Вершинина Ольга Юрьевна
старший преподаватель каф. ФКиС Тихоокеанский государственный университет, olgaverhinina1358@ Vail.ru
В статье анализируется современное состояние спорта как уникального социального явления. Отмечается, что во второй половине ХХ века спорт буквально взлетел на вершину популярности во всем мире и приобрел миллионы поклонников, многие из которых оказались пустыми потребителями визуального зрелища. Индустрия современного спорта развивается стремительно и все большее число людей оказываются вовлеченными в это социальное явление. Приход «массового человека» породил в самой структуре спорта такие негативные проявления как нечестная игра, достижение цели любой ценой, подкупы судей и много другое. Но для массового зрителя эти проявления не играют особой роли, ему нужно сообщение, проникающее в мозг минуя механизмы рефлексии и созерцания. Одно спортивное впечатление малой интенсивности сменяет другое, затем третье и так до бесконечности. Итогом становится формирование «одномерного» человека взыскующего упрощенного и легко воспринимаемого зрелища. Потенциал спорта используется в идеологических целях, а не в целях развития думающего и релаксирующего человека.
Ключевые слова. Спорт. Негативные проявления. «Одномерный» человек. Холодна и горячая информация.
Большинство исследователей
спорта сегодня отмечают, что нынешний масштаб, форму и содержание он приобрел после 2-й мировой войны, а еще точнее после 60 годов ХХ века [4]. Если до первой мировой войны спортом занимался узкий круг аристократов, в основном доя развлечение и военные, которым он был необходим в прикладном аспекте. То приход «массового человека» [6] породил небывалый спрос на занятия собственным телом и организацию зрелищ, связанных со спортом. После второй мировой войны, когда война была осуждена как институт и запрещена, случился бум спорта во всех его проявлениях. Миллиарды людей оказались так или иначе причастны к спорту в виде участников, тренеров, судей менеджеров и многое другое. Сегодня большая часть жителей планеты так или иначе вовлечены в спортивную индустрию, которая и по человеческому и по экономическому потенциалу явно опережает с большим гандикапом все остальные культурные проявления человечества. Критиковать сегодня спорт рискованная затея, слишком много у него адептов, готовых с пеной у рта отстаивать интересы своего любимого детища. «Массовый человек», о котором упоминалось выше вышел из недр народа в том виде, в каком привык существовать столетия, Х.Ортега-и-Гас-сет[6] отмечает его стремление к гигантизму во всем, его всеядность как в экономическом, так и в духовном плане. Исследователь отмечает, что резко понизилась общая культура общества, люди стали проще говорить, одеваться, питаться и так далее. При этом запрос на зрелища далеко расходился со сложными произведениями аристократического стиля, большие форматы не привлекали этого человека, он хотел непосредственной быстрой развязки, жела-
тельно с понятным и легко интерпретируемым результатом. Спорт идеально подходил на роль организатора масс, их солидаризации. На это стремление наложились вполне объективные аспекты, такие как подготовка к войне, идея мировой революции и другие. Недоступный массе спорт стал в кратчайшие сроки основным развлечением людей. Через идеологические приставки, а напомним что еще К.Маркс называл идеологию общественным клеем, оказалось очень легко манипулировать массами, не требующими рефлексии и объяснения. И так все сразу видно и понятно. По нашей гипотезе, основанной на интуиции американского исследователя средств массовой информации М. Маклюэна, работавшего в до инернет-ную эпоху, когда доминировало в СМИ радио, а телевидение только начинало завоевать сердца и умы массового человека, информация это сообщение. По мнению Маклюэна сообщения делятся на холодные и горячие, человечество всегда стремилось к горячим видам сообщения. Эта сентенция требует пояснения. К холодным сообщениям автор относил информацию, получаемую индивидом через слуховой аппарат, через прямой дискурс либо через радио. Получаемая такими образом информация оставалась холодной до тех пор, пока человек не создавал в мозгу определённый визуальный образ услышанного и уже после реагировал и на слух и на сконструированную картинку. То есть радио формировало способность к рефлексивному впечатлению, переходящему в устойчивое восприятие [5]. «Нагревание сообщения требовало времени на осмысление услышанного, на выработку собственного мнения и на понимание». В отличии от радио телевидение Маклюэн относил к горячим источникам сообщения, которое проникало в мозг смотрящего человека непосредственно, так сказать напрямую, минуя стадию временного осмысления и понимания. Увиденное на экране будило эмоции , но не рассудок или разум.
Телевидение довольно быстро вытеснило радио с первых информационных позиций именно потому, что снимало с индивида ответственность за производство интеллектуального напряжения. Оно стало инструментом воздействия с низкой интенсивностью [7], превратилось в массово-рутинную практику жизни большинства людей. Человек незаметно для себя оказался плотно втянут в процесс производства информации-сообщения, в которых его как автора не было и в помине. Кто-то конструировал эмоционально насыщенную картинку и предлагал ее для простого потребления, на что массовый зритель отвечал благодарным увеличением запроса на все новые и новые зрелища. Для интеллектуалов пространство реализации сужалось с космической скоростью, и хотя в начале ХХ века еще выходили произведения таких авторов как Д. Джойс, Т. Манн, Г. Гессе, И. Бунин, Р. Музиль их аудитория, как правило, была мала и не консолидирована. По мнению П. Волковой настоящие классические произведения несут в себе в упакованном виде лакуны внимания и времени, то есть, чтобы проникнуться идеей автора необходимо потратить определенное время и усилие, чего совершенно не требует телевизионная картинка, а в современном исполнении Интернет-ресурсы. Исследователь культуры немецкий ученый Х.У. Гумбрехт [3] описывая академическую среду США подчеркивает, что никакие научные или социальные успехи не гарантируют рабочего преподавательского места индивиду, если он не демонстрирует приверженность местной спортивной команде и вообще не ведет спортивный стиль жизни. Такое же положение распространяется постепенно и на академическую среду Европы. Сегодня спортивный стиль жизни - основная примета эпохи, при этом совершенно не важно, в каком качестве выступает адепт стиля. Он может быть заядлым спортсменом, но может быть телевизионным болельщиком, главное уметь поддержать дискурс на заданную тему и показать себя если не
ц Гп::а 1
экспертом, то, как минимум заинтересованным лицом, разбирающимся в проблеме. Визуальный просмотр телевизионных спортивных программ, пользуясь терминологией Маклюэна, не расширяет человека, более того, он его сужает. Мы помним выражение Декарта что: «Великая душа это такая душа, которая может воспринять иное не дрогнув». Говорить в великодушии и расширении применительно к современному спорту не логично. А ведь в античности, наследницей культуры которой Европа себя периодически объявляет все было иначе. Д. Лаэртский приписывает Пифагору (чемпиону по кулачному бою, между прочим) такие слова: «Жизнь подобна игрищам, иные приходят на них состязаться, иные торговать, самые счастливые смотреть». Но не просто смотреть, а как бы через понимание участвовать в состязаниях. Для греков спортивное зрелище было насыщенно смыслами и интеллектуальным содержанием. Мир несомненно стал радикально плотно насыщен событиями разного рода и отвлечение от этого потока, попытка выйти в мир созерцания удается немногим, хотя мечтают об этом многие [1]. Общее для всех видов деятельности (спортивной), однако, это поразительное спокойствие , отсутствие любого активного действия или беспокойства, отказ от вовлеченности и пристрастности непосредственных интересов, которые так или иначе делают человека частью реального мира. Можно сказать что «воинствующий инфантилизм» проник во все поры спортивного зрелища. Древние открыли, что только зритель, не актер (спортсмен) может знать и понимать то, что подает себя как зрелище. Досуг не просто свободное время, как мы сейчас привыкли думать, время бездействия после трудового дня, используемое для удовлетворения жизненных потребностей [1.0 95] , но сознательный акт воздержания , отказа от обыденной деятельности, обусловленной каждодневными потребностями. Чтобы воплотить свободное время, что в свою очередь цель всех других видов
деятельности . Отдых, игра в нашем привычном понимании — естественные занятия свободного времени, напротив причина лежит в области недосуга, состояние отсутствия свободного времени , поскольку игра и отдых необходимы для восстановления рабочей силы человека, отягощенного о хлебе насущном. Если согласиться с Х. Арендт что просмотр спортивных телепередач это не досуг, то понятно все же стремление человека сделать этот «недосуг» максимально упрощенным и доступным легкому, мало интенсивному восприятию. Маклюэн к холодному восприятию относил прослушивание радиопередач и непосредственный диалог, в котором участвуют несколько человек. При этих формах восприятия сообщения индивид должен создать их услышанного зрительный образ, включая тем самым дополнительные сенсорные системы. Другими словами надо потрудиться чтобы не просто услышать сообщение, но и понять его, составить о нем собственное мнение и держать его в напряженном виде в сознании. К горячим сообщениям Маклюэн относил нарождающееся тогда телевидение и все сообщения визуального характера. Не даром в народе бытует поговорка что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вряд ли древние греки согласились бы с такой постановкой вопроса. Современное Маклюэну телевидение, не говоря уже о современном его состоянии, стремилось представить зрителю такую картинку, которая не требует никакой интерпретации, кроме эмоциональной. Никакой рефлексии, никакого напряжения рассудка не требуется современному зрителю для того, чтобы «разбудить» спящие механизмы памяти и понимания происходящего на картинке. Он полностью захвачен автоматом зрелища, которое по своим силовым линиям разбивает то, что могло бы стать продуктивным воображением, расширяющим человеческую душу и ум. Время жизни не интенсивного впечатления [4] очень коротко и летуче. «Мгнове-
ния летают у виска» как поется в популярной песне, мгновения, эпизоды не становятся событиями, ядрами мыслительного процесса вокруг которых разворачивается мыслительная работа ума. Еще одной особенностью спортивного зрелища в том, что оно не задает вопросов, в нем в полной мере присутствуют готовые, привычные ответы, не оставляющие следа в мозгу зрителя. Единственный след, который остается короткое время это эмоция по поводу увиденного. Индивид практически не тратит время на расшифровку своего впечатления, у него банально отсутствует этот навык, он не востребован в современных условиях получения горячего сообщения. Современный спорт напрямую воздействует на эмоциональную сферу личности, миную все промежуточные стадии осмысления и оправдания. Не разум, но чувства играют главенствующую роль в восприятии зрелища. Многие даже не озабочиваются познакомиться с историей вида спорта и его современными правилами, это лишнее, самого зрелища достаточно. Учитывая что спортивного зрелища сегодня очень и очень много, практически 24 часа в сутки идут трансляции по разным видам спорта, переключение впечатлений происходит автоматически, без участия интеллектуальной сферы. О том, что такой человек появится еще в начале прошлого века предупреждали такие авторы как , [Х. Ортега-и-Гассет [6] Т Веблен [2] и другие. Они предчувствовали появление подобного типа и во все горло пытались предупредить его появление. И тем не менее он пришел и занял свое место. «Одномерный человек» Г. Маркузе требует для своего чувственного удовлетворения до предела упрощенную модель зрелища, и современный спорт всей своей мощной индустрией оказывает ему эту услугу. Сложность заключается в том, что подобный подход очень устойчиво детерминируется в сознании и забирает все большую часть умственной энергии человека. Индустрия спортивного зрелища приобрела в ХХ веке неимоверную мощь и
власть над обычным индивидом, который не имеет уже сил покинуть эту область, а погружается в нее все глубже и глубже. Очевидно, такое отношение психологически переносится и на другие виды человеческой деятельности, формируя цельного человека, способного лишь потреблять то, что ему навязывается. При этом спорт превозносится как универсальное средство развития собственного тела, развития нравственности, духовности. Он постепенно перестает быть прикладным аспектом жизнедеятельности, выходя на первые роли в режиме впечатлений и восприятии. И хотя многого из перечисленного в спорте нет и в помине, современному зрителю это не важно, важно быть в доминирующем тренде, быть вовлеченным и сопричастным большинству. Индивид подобного типа легко становится объектом манипуляции со стороны популистских персонажей, будь то политики или бизнесмены. Не даром в своих предвыборных речах практически все политики так ил иначе затрагивают тему спорта, как разогрев патриотического чувства. Несомненно, пандемия внесла свой вклад в развенчании спорта как современного массового си-мулякра, люди поняли, что на свете есть проблемы и посерьезней, чем бесконечный просмотр эмоционально насыщенных зрелищ. У многих появилось чувство неподлиности происходящего по ту сторону экрана и время задуматься о собственной картине мира спортивными зрелищами формулируемыми. По статистике резко возросло потребление спортивных товаров для личного пользования, что может означать переход от пассивного восприятия зрелища к активному использованию положительного потенциала спорта. Появившееся у многих время созерцания заставило людей пересмотреть свое отношение к пассивному времяпровождению у экранов телевизоров или мониторов компьютеров, перевести внимание на собственное физическое развитие, не ставя при этом предельных достижи-тельных целей, а выполняя осознанно
необходимые физические манипуляции. Многие открывают для себя хорошие книги, походы в музеи или на симфонические концерты оказались не менее интересными и, главное, познавательными, чем эмоционально насыщенное телевизионно-спортивное зрелище. Очевидно, что спорт никуда не уйдет из жизни современного человека, да мы и не призываем к этому в своей статье. Нам хочется чтобы потенциал спорта раскрылся на однобоко, а во всей своей полноте, с интеллектуальными, духовными и нравственными модусами. Уже цитировавшийся Маклюэн настаивал, что до появления телевидения человек «расширялся», включая в свою картину мира многие виды искусства, в том числе такие, которые требуют к себе особого, повышенного внимания. Коммуникация, которую так успешно выполняет спорт, не должна быть однобокой, а должна быть раскрыта во всей своей полноте. Люди могут сегодня устраивать дискурсы и диалоги на темы спорта, насыщенные смысловым, а не только эмоциональным содержанием. Такие коммуникации приводят в пониманию сущности спорта, его огромного позитивного потенциала. Зрелище перестает быть красивой картинкой, за которой пустота. До появления визуальной куртинки спортивного типа, душа человека работала и в диалоговом режиме и в автономном, производя на свет человека творческого, способного придумывать что-то новое, то есть кантовский механизм «продуктивного воображения» действовал. Идеологизация же через упрощение оставляет ум и креативные способности человека в зачаточном состоянии, она, пользуясь терминологией Маклюэна не расширяется. Сегодняшний массовый потребитель продуктов индустрии спорта оказывается не в состоянии воспринимать ничего более существенного, чем предлагаемое в огромных количествах зрелище, но само страшное, что ему этого достаточно, ему ничего больше и не надо. Все написанное в большей степени относится к западноевропейской модели
спортивной индустрии. В России ситуация в чем-то похожа, но есть существенные отличия. Идеологически нагруженная советская модель физической культуры и спорта, ставящая во главу угла результат любой ценой, продолжает доминировать в системе образования всех уровней и в обществе в целом. Не развитая инфраструктура буквально выталкивает людей, желающих заниматься спортом в телезрители. А попав в паутину действующей идеологии человек практически не способен оттуда выбраться самостоятельно. В России спорт пока не стал тотальным социальным явлением, втягивающим в свою воронку всех без разбора. Сегодня у людей все-же в основном другие приоритеты, да индустрия спорта, оставшаяся с советских времен не способна пока создать образ спорта, как главного социального феномена современности.
Современный спорт уникальное социальное явление, затрагивающее все большее число людей на планете. Необходимость неустанно раскрывать его творческий и духовно-нравственный потенциал насущная задача специалистов всех уровней.
Литература
1. Арендт, Ханна Жизнь ума. - Спб.: Наука, 2013.- 517 с.- (Сер. Слово о сущем).
2. Веблен, Торстейн Теория праздного класса: пер. с англ и примеч. С. Г Сорокиной М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014.- 368 с.
3. Гумбрехт Х.У. Похвала красоте спорта / Пер. с англ. В Фещенко. - М.: Новое литературное обозрение, 2009, -176 с.
4. Джеймс, Уильям Психология ; [пер. С англ. И Лапшина М. Гринвальд; вступ. ст. А. Лызова]. М.: РИПОЛ классик, 2018. - 616 с.
5. Иссурин В.Б. Подготовка спортсменов XXI века: научные основы и построение тренировки/ В.Б. Иссурин. - м.: Спорт, 2016. - 464 с.
6. Х..Ортега-и-Гассет. Восстание масс. . М.: изд. АСТ, 2016. 256 с.
7. Маклюэн М.Г. Понимание медиа. Внешнее расширение человека / пер. с англ. В. Николаева. - 5-е изд., испр. - М.: Кучково поле., 2018. - 464 с.
The negative aspects of modern sports Chernyshev V.P., Matsepura G.N., Konobeyskaya A.V., Nityagovsky S.A., Vershinina O.Yu.
Pacific State University
The article analyzes the current state of sports as a unique social phenomenon. It is noted that in the second half of the twentieth century, sport literally took off to the top of popularity all over the world and gained millions of fans, many of whom turned out to be empty consumers of the visual spectacle. The modern sports industry is developing rapidly and an increasing number of people are involved in this social phenomenon. The arrival of the "mass man" gave rise to such negative manifestations in the very structure of sports as unfair play, achieving goals at any cost, bribery of judges and much more. But for the mass viewer, these manifestations do not play a special role, he needs a message that penetrates the brain bypassing the mechanisms of reflection and contemplation. One sporty impression of low intensity is replaced by another, then a third, and so on ad infinitum. The result is the formation of a "one-dimensional" person seeking a simplified and easily perceived spectacle. The potential of sport is used for ideological purposes, and not for the development of a thinking and relaxing person. Keywords. Sport. Negative manifestations. "One-dimensional" person. Cold and hot information.
References
1. Arendt, Hannah Life of the Mind. - SPb .: Nauka,
2013. - 517 p. - (Ser. Word about existence).
2. Veblen, Thorstein The theory of the leisure class:
trans. from English and note. S. G. Sorokina M .: Book House "LIBROKOM", 2014.- 368 p.
3. Humbrecht H. W. Praise for the beauty of sports /
Per. from English To Feschenko. - M .: New literary review, 2009, - 176 p.
4. James, William Psychology; [trans. From English.
And Lapshina M. Greenwald; entry Art. A. Lyzova]. M .: RIPOL classic, 2018 .-- 616 p.
5. Issurin VB Training of athletes of the XXI century:
scientific foundations and construction of training / V.B. Issurin. - Moscow: Sport, 2016 .-- 464 p.
6. X .. Ortega y Gasset. Revolt of the masses. ... M .:
ed. AST, 2016.256 p.
7. McLuhan M.G. Understanding media. External
expansion of a person / per. from English V. Nikolaeva. - 5th ed., Rev. - M .: Kuchkovo field. 2018.-464 p.