УДК 791.6
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-СПОРТИВНЫХ ЗРЕЛИЩ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
А.В. Плотников, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии, культуроведения и социальных коммуникаций,
Г.Г. Плотникова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры философии, культуроведения и социальных коммуникаций,
И.Н. Подольская, заслуженный работник культуры РФ, ст. преподаватель кафедры философии, культуроведения и социальных коммуникаций,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: [email protected].
Аннотация.
Социально-культурные изменения, вызванные процессами урбанизации городской среды, влияют на содержание и форму социально-зрелищных проектов, являющихся предметом профессиональной деятельности бакалавра социально-культурной сферы.
Для выявления особенностей влияния социально-культурного пространства городской среды на замыслы художественно-спортивных зрелищ и их реализации бакалаврами социально-культурной сферы в процессе обучения в вузе использованы общетеоретические методы исследования: сбор и анализ информации о современных социально-культурных зрелищных проектах; контент-анализ, классификация, сравнение и обобщение, а также эмпирические методы: проектирование режиссерских замыслов социально-культурных зрелищ, наблюдение, беседа, а также специальные: художественный метод театрализации, творческий метод монтажа.
Спортивные праздники и события - это сложная системная деятельность, которая представляет собой комплекс разнообразных спортивных и культурных процессов, делает досуг спортсменов и участников спортивных событий содержательным и целенаправленным, расширяет сферу общения и спортсменов-профессионалов, и любителей спорта как зрелища. Такие особенности, как историческая многослойность, динамичность развития и функционирования городских жителей в соци-
ально-культурном пространстве, взаимодействие различных социальных групп и субкультур, становятся определяющими для создания замыслов художественно-спортивных зрелищ. Главными средствами визуализации и трансляции образов выступают социальные сети, телевидение, кино, фото, реклама. С их помощью создаются и продвигаются в городской среде различные формы художественно-спортивных зрелищных проектов, обусловленные функциями (зрелищная, социально-психологическая, идеологическая, воспитательная, культурно-просветительская и т.д.) и потребностями городской среды (самоидентификация и общественное признание, саморазвитие и проявление творчества, участие в общественно важном деле, развитие способностей личности и т.д.). Современными технологиями в реализации художественно-спортивных проектов выступают: 1) полифункциональность и интернациональность постановочной команды режиссера, 2) требования визуализации замысла для электронных СМИ (телевидение и интернет), 3) современные технологии динамической проекционной сценографии и художественного фона, 4) повышение смысловой роли героя в драматургии композиции замысла через визуальные (проекционные) технологии.
Ключевые слова: визуализация, урбанизация и культура, художественно-спортивное зрелище, подготовка бакалавра социально-культурной сферы, праздничная культура.
Для цитирования: Плотников А.В., Плотникова Г.Г., Подольская И.Н. Визуализация художественно-спортивных зрелищ в социально-культурном пространстве городской среды: педагогический аспект // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2020. - № 3. -С. 73-82.
For citation: Plotnikov A.V., Plotnikova G.G., Podolskaya I.N. Visualization of arts and sports performances in the social and cultural space of the urban environment: pedagogical aspect. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2020, no 3, pp. 73-82 (in Russian).
Актуальность. Последовательное усиление урбанизации городской среды большинства муниципальных образований в условиях глобализации вносит серьезные трансформации в цивилизационный процесс развития России. Динамика социокультурных изменений выявляется, прежде всего, в организации проектов социально-экономической, политической и культурной областей жизнедеятельности «городского социума», так как город воплощает в себе достижения человека во всех сферах его деятельности. Исследования, выполненные И.М. Гревсом, определили существенную роль культурного пространства города не только как сильного и выразительного носителя культуротворче-ского труда человечества, критерия его успешности, но и его кризисов, остановок, колебаний и катастроф [14]. Действительно, каждая историческая эпоха порождает тип города, соответствующий современным требованиям к организации деятельности и взаимоотношений в социуме. Такой тип структурного образования основывается на характеристиках, выражающих специфический социально-культурный дух или ментальность городского сообщества своего времени.
Современный урбанизм индустриальной эпохи цифровой и визуальной ситуации становится важным фактором интенсивного развития городов в направлении различных социальных практик, к которым мы относим художественно-спортивные представления и праздники [9, 18, 19]. Глобальные художественные проекты имеют возможность эмоционально-психологического, эстетического и идеологического воздействия на зрителя средствами синтеза искусств. Классическая и современная музыка, образцы мировой эстрадной и джазовой музыки, документальная хроника и художественный кинематограф, компьютерная графика и анимация не только усиливают эмоциональный и эстетический эффект, производимый на зрителя, но и транслируют образцы поведения в определенном социально-культурном контексте. Общественно-политические и культурные резонансы проектов, по мнению И.Э. Горюновой, подтверждаются списком Приветствий Глав Государств и Правительств, известных политических деятелей и мэров городов - участников проекта [3]. Иными словами, сегодня уже не отдельные города, а урбанизированное пространство как совместная деятельность по интеграции особенностей культур-
но-исторической определенности общества через социально-информационное разнообразие становится генератором вызревания новых общественных целей, социальных стандартов и стиля жизни.
Закономерно, что существующая сегодня система подготовки бакалавра к деятельности в социально-культурной сфере также находится в стадии формирования [13], так как является частью социально-экономических, политических и культурных процессов, определяющих вектор развития страны, региона, города. Цели, задачи, методы, технологии обучения бакалавра меняются в зависимости от потребностей общества, социального заказа и особенностей социально-культурного пространства городской среды, в рамках которой разворачиваются социальные зрелищные проекты. В этом случае, с одной стороны, важным опытом для вузов выступает проектно ориентированная политика, в которой «тесно связаны образование, культура, экономика, бизнес и социальная политика - ведущие типы социально-культурной, творческой и деловой активности» [12, с. 175]. С другой стороны, внешние факторы побуждают педагогическое сообщество к поиску эффективных способов профессиональной подготовки обучающихся, способных действовать в постоянно меняющихся условиях, заниматься разносторонней творческой деятельностью, осознавать смысл своей деятельности и жизни в целом.
Цель исследования - выявить особенности влияния социально-культурного пространства городской среды на замыслы художественно-спортивных зрелищ для их реализации бакалаврами социально-культурной сферы в процессе обучения в вузе. Для этого мы, во-первых, исследуем современные тенденции визуальных сдвигов в урбанизации, влияющие на практику спортивной и околоспортивной деятельности в городской среде, во-вторых, определим особенности феномена визуализации в социально-культурном пространстве городских праздников, и, наконец, выявим педагогические условия подготовки бакалавра к деятельности в социально-культурной сфере под влиянием изменений социально-культурного пространства городской среды.
Методы исследования. Методологической основой исследования являются принципы и методы режиссерского творчества В.Э. Мейерхольда, Б.Н. Петрова, И.Г. Шароева, И.М. Туманова в организации художественно-спортивных представлений и праздников, а также осмысление творческого педагогического процесса в ходе реализации обучающимися режиссерско-постановочных проектов на базах практики. Общетеоретические: сбор и анализ информации о современных социально-культурных зрелищных проектах; контент-анализ, классификация, сравнение и обобщение для выявления современных тенденций визуализации и развития технологий в реализации художественно-спортивных зрелищ. Эмпирические: проектирование режиссерских замыслов социально-культурных зрелищ, наблюдение, беседа, а также специальные: худо-
жественный метод театрализации, творческий метод монтажа.
Результаты исследования и их обсуждение. Городская жизнь России уже в XXI веке основывается на принципиально ином типе труда, где наибольшая активность жителей городов связана с обширным применением электронных коммуникаций для взаимодействий в социуме. Использование в них принципов визуализации для создания представлений о промышленной, транспортной, торговой, управленческой и других видах областей жизнедеятельности человека становится конструктивным элементом для развития и спортивных практик. В состав важнейших функциональных и сущностных характеристик городской жизни входит использование визуализации как технологии создания образного представления об успешности и качественности социокультурного явления, в том числе спортивного или околоспортивного зрелища. Характерные для города отличительные особенности: исторической многослойности; динамичности развития и функционирования городских жителей в социально-культурном пространстве; многофункциональности использования в жизнедеятельности различных профессиональных практик становятся определяющими для создания замыслов проектов визуализации художественно-спортивных зрелищ. Организация в городе такого типа зрелищных программ, наряду с административными или организационно-экономическими задачами, выполняет также и смыслообра-зующую, гедонистическую, культурно-просветительскую, трансляционную, коммуникационную и другие функции. Сегодня методики визуализации становятся определяющими способами развития универсальных характеристик повседневной жизнедеятельности индивидов, фактором конструирования структур и функционирования социальных практик, формирования стилевой содержательности и имиджевых элементов образа жизни в эффективной городской среде, инструментом проявления идентичности в повседневном социальном взаимодействии различных социальных групп и субкультур. Сдвиги в сторону характеристик визуальных в ущерб содержательной вербальности определяются исследователями современного общества как методологический визуальный (иконический) поворот, определяющий социокультурную ситуацию приоритетности визуальных образов в пространстве медиареальности [8, 2, 16].
Массмедийные каналы создания пространства визуализации и трансляции визуальных образов, которыми сегодня становятся социальные сети Интернет, телевидение, кино, фотография, реклама, делаются и главными средствами визуализации в коммуникации. С их помощью создаются и продвигаются в городской среде новые формы информации на качественно ином зрелищном уровне. Сегодня не просто усилился интерес к театру, опере, балету, художественным выставкам, музеям, как пространствам общения любителей искусства. Феномен визуализации как метод режиссерской деятельности напрямую связан с усилением
активности взаимодействия зрителей и авторов-создателей художественных замыслов коммуникационных сообщений, с обязательным включением посетителей зрелищных проектов в роли участников тематических событий или перформанса. Например, мастер-классы по рисованию или соавторство в освоении какой-либо техники (рисование на воде), сотворчество и действия по креативному ремонту театральных площадок, посещение театрального закулисья, гримерных известных артистов или театральных цехов в тематический день открытых дверей. Пользуются популярностью примерка костюмов или приглашение на репетиции известных певцов, приглашение действующих спортсменов, бывших звезд спорта в просветительские проекты, посещение их квартир или семейных событий с последующей трансляцией этой информации в сетевых каналах Интернет и в эфире телепрограмм.
В многофункциональности визуализации социально-культурной деятельности создается и широкая база для социального разнообразия проектов деятельности городского социума. Это разнообразие направлений деятельности предоставляет обширный потенциал для просветительства и общения человека с миром визуальной массовой культуры, еще и потому, что городская среда сосредотачивает величайшие и постоянно пополняемые культурные ценности. Именно в городской среде развивается интеллектуальный потенциал зрелищных и выразительных способов организации и проведения свободного времени как пространство для расширения возможностей выбора профессии, мест учёбы и самообразования, что делает город духовной мастерской общества. Как специфическая система разнообразных каналов массовых коммуникаций, форм и способов общения, подключения к источникам разнообразной информации городская среда представляет собой особенную культурную ценность, сохраняется только будучи включенной в систему процессов социально-культурной деятельности. Как традиционный, так и художественно-спортивный городской праздник являются важной частью таких процессов организованной и самодеятельной активности и практики взаимодействия членов социума. Современное моделирование различных зрелищных форм визуализации наиболее активно развивается в условиях сотворчества участников взаимодействия городской среды, что дает основание специалистам понимать праздничную культуру города как совокупность преимущественно художественно-творческих форм визуальной деятельности, в практике которой реализуются социально-значимые установки и ценностные ориентации каждой личности. Более того, праздничные события становятся необходимым обстоятельством проявления активности социального существования и специфическим выражением содержательной сущности общества [1].
Свободное время зрителя, как участника городского сообщества, становится предметом организации и эстетического смыслового оформления замыслов в ре-
жиссуре массовых художественно-спортивных зрелищ. Система непрерывной подготовки будущих организаторов художественно-спортивных проектов определяет приоритет в осознании реальных актуальных проблем общественной жизни и на их основе реализацию в замысле зрелищного события смыслообразующих и эстетически направленных форм творческой активности участников. Историческая инновация в принципах «условного театра» В.Э. Мейерхольда, породившая современный театр площадных зрелищ как особый вид массового зрелищного искусства, дает широкие возможности не только для организации социального взаимодействия, но и для сотворчества масс [6, 11]. Основные формы проведения праздников - митинги, манифестации, шествия и парады, представления и инсценировки используются при проведении и спортивных зрелищных событий. Спортивный праздник - это вид социокультурной деятельности людей, который предполагает множество выразительных типов спортивной практики и околоспортивных действий, наиболее значимыми из которых являются соревновательные принципы, правила, регламенты, церемонии, ритуалы, торжество, зрелище, обряд. В основе визуализации современных спортивных праздников лежит специфическая практика и культура вида спорта, культивирующаяся в городской среде. По нашему мнению, спортивные праздники удовлетворяют существенные функциональные потребности городской среды, представленные в таблице 1.
Эволюционное развитие к началу перестроечного и постперестроечного периодов дополнило специфику праздничной функциональности и в городской среде проявились миссионерская, деидеологическая, межкультурная коммуникации, информационная, прагматическая функции праздничной культуры. Современный постперестроечный этап развития праздничной культуры с его глобализацией, модернизацией и потребностями общества на выживание нации в условиях
здорового образа жизни внес инновационные функции: здоровьекультивирующую, имиджево-стилевую, этносохраняюще-трансляционную, социально-реабилитационную и гедонистическую. Именно полифункциональность массового праздника в городской среде позволяет говорить о склонности его культурогенеза к развитию и эволюции зрелищно-культурных форм. Человечество в условиях нового времени постмодерна в истории открыло широкие перспективы для развития зрелищного направления в физической культуре и визуализации спортивных практик. Происхождение вида спорта, его истоки в потребностях физического совершенствования личности, а также развитие традиционных форм праздников в новых возможностях визуализации и технологиях проведения досуга современные исследователи связывают именно с городской культурой социума.
Спортивные праздники в процессе своего социокультурного развития приобретали обновленные формы, усложняли зрелищность видов спортивной практики, обостряли драматизм структуры построения событийного зрелища, выразительность его содержания. Большой вклад в развитие жанра массовых спортивно-художественных представлений внес Б.Н. Петров - лауреат Государственной премии СССР, Народный артист РСФСР, профессор кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников Санкт-Петербургского государственного института культуры (1982-2003). Все крупные события спортивной режиссуры с 1956 по 1991гг. сделаны при непосредственном участии и руководстве Б.Н. Петрова. За этот период в практику проведения массовых спортивно-художественных представлений были введены такие приемы и выразительные средства, как «фонирующая группа», «художественный фон», «вставные номера спорта и искусства», а также спортивно-художественные зрелища, выстроенные в соответствии с идейно-тематической основой всего представления [17]. Сегодня спортив-
Таблица 1
Функции и потребности городской среды
№ Наименование потребностей Наименование функций
1. Зрелищность и выразительность проявлений зрелищная
2. Самоидентификация и общественное признание социально-психологическая
3. Саморазвитие и проявление творчества культурно-просветительская
4. Участие в общественно-важном деле идеологическая
5. Развитие способностей личности воспитательная
6. Поиск и получение информации информативно-коммуникативная
7. Сотрудничество и сотворчество интегративная
8. Общение и межкультурное взаимодействие интернациональная
9. Игровая природа игровая
10. Отдых и организация свободного времени рекреационно-компенсаторная
11. Здоровый образ жизни физкультурно-массовая
ные праздники и новая практика зрелищных выступлений эта сложная системная деятельность, которая представляет собой комплекс разнообразных спортивных и культурных процессов, делает досуг спортсменов и участников спортивных событий содержательным! и целенаправленным, расширяетсферуобщения и спортсменов профессионалов и любителей спорта его зрелищности. Такая социально-культунная инновация, например, раскрывает внутренние возможности человека в транслируемых в телепроецтах, популярных информационных блогах спортивных звезд или спор-тивнихжурналистов, цодчерживает высоиий духовный и физический потенциал личности спортсмена как образец для подражания.
Проводя классификацию художественно-спортивных зрелищных проектов по масштабу, правомерно распределить их нц две подгруппн: крупные формы -Олимпиады, универсиады, чемпионаты, массовые художественно-спортивные прнздцики и представления, спортивные парады и шествия, фестивали видов спор-та;малые формы - соревнования по отдельным! видам спорта, спортивные турниры и тематические спортив-ныезрелища.Важные тритерии т такой кзассяфикации - количество спортсменов-участников и зрителей на трибунах ини спортивных площадках, а также наличие визуальной культуры для трансляции спортивного события в СМИ или Интернет. Современные крупные формы художественно-спортивных зрелищных событий - это специфические спортивно-зрелищные проекты, котлные выполняются на определенной сценической площадке организационными и творческими усилиямп практикой от спорта или спортивных функционеров и режиссерской группой постановщиков событийного зрелища, которое реализуется по создан ному драматургическому замыслу на основе общепринятых принципов сценического действия и спнрифияи выразительности спортивной практики. В таком проекте замысла интегрируются л>нчшие традиции спортивности события и драматургическая основательность инсценировок. Идейно-художественной основой ре-
жиссерского замысла масштабного художественно-спортивного зрелища является монтажная связка или органический синтез фактов жизни или реальных элементов спортивной практики и фактов искусства отобранных из средств выразительности различных видов искусстла: муныки, стенографии, хореогвафти, араи-тектуры, живописи и пр. Общепринятая практика ор-га низации массовых фосм художественнл-спортииных зрелищ закрепила в постановочной культуре режиссеров театрализованных представлений и ираздни-ков: массовые спортивно-гимнастические построения и шествия; спортивно-художественные высцуплеиия спортсменов отдельных видов спорта (например, велосипедистов, акробатов или футболистов); тематические выступления сводных спортивных команд - спортивный праздник на стадионе, спортивный праздник на воде, спортивный рраздник и парке культуры и отдыха. Замысел такой постановки позволяет использовать не только исполнительское мастерство отдельных спортсменов или целых групп гимнастов или акробатов, но и собирать в единую ромпозицию исполнемие номеров из разнообразных жанров искусства - драмы, музыки, кино, хореографии, пантомимы, эстрара1, цирка, изобразительного искусства. Монтажный принцип создания режиссерского замысл а праздничного спорнивно-го зрелища обеспечивает предпосылки для создания нолой художествеано-смысловой пыразятельности ярких массовых впечатляющих зрелищ. Усилиями современных телевизионных каналов визуализации сврдетелямн подобных грацдиозных межконтинентальных зрелищ мог стать каждый россиянин и более 5 риллиарднв мироных зрителеа в ходе трансляции XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралим-пийских игр в Сочи (2014 г.). Динамика современных изменений позволяет нам выделить структурные ренденции дальнейшнго развития замыслов зрелищ в жанре массовых художественно-спортивных представлений (рисурок1).
Существенным спросом у населения пользуют-са слортивные праидники малых форм или проекты
Полифункциональность и интернациональность постановочной команды режиссеров
Требования визуализации замысла для электронных СМИ (телевидение / интернет)
г--1
Повышение смысловой значимости режиссерского замысла зрелища
Современные технологии динамической / проекционной сценографии и художественного фона
Повышение смысловой роли героя / отдельного исполнителя в драматургии композиции замысла через визуальные (проекционные) технологии
Рисунок 1. Современные технологии в художественно-спортивных проектах
Таблица 2
Специфика малых форм спортивной режиссуры
Наименование Малые формы режиссуры спортивных праздников
содержание участники пространство оформление
Показательные выступления (тематический спортивный концерт) Перечень показательных номеров видов спорта в определенном порядке Лучшие спортсмены видов спорта, исполнители и творческие коллективы Спортивные сооружения, концертные и театральные площадки, улицы города Сценография по замыслу площадки
Открытие соревновательных проектов (церемонии) Ритуально-спортивное действие с соблюдением протокола Лучшие спортсмены, тренеры видов спорта, исполнители и творческие коллективы, официальные лица Открытые/закрытые спортивные сооружения Специальные тематические элементы сценографии пространства по протоколу, костюмы, шары, флаги
Спортивно-театрализованные тематические событийные проекты Драматургическое действие, посвященное определенному событию, с выразительностью различных видов спорта Лучшие спортсмены, тренеры видов спорта, исполнители и творческие коллективы Открытые/закрытые спортивные сооружения, концертные и театральные площадки, улицы города Специальные тематические элементы декорирования и сценографии пространства, костюмы, шары, флаги
Эстрадные номера /композиции в жанре художественно- спортивной выразительности Показательный номер с выразительностью одного или разных видов спорта, выстроенный драматургически Лучшие спортсмены, тренеры видов спорта, исполнители и творческие коллективы Открытые/закрытые спортивные сооружения, концертные и театральные площадки, улицы города Специальные тематические элементы декорирования и сценографии пространства, костюмы, шары, флаги
клубного уровня, так как они имеют преимущества за счет своей доступности, специфики места проведения или возможностей регулярного удовлетворения потребностей в общении и рациональном использовании свободного времени, активном отдыхе и физическом совершенствовании. Их специфические особенности как форм малой режиссуры представлены в таблице 2.
По содержательности выступлений спортсменов и артистов в композиции спортивные праздники малых форм можно разделить на специфические формы художественно-спортивных зрелищ, в каждом из которых выделены общие и отличительные особенности (таблица 2). В результате проведенного контент-анализа статей, монографий, публикаций в средствах массовой информации, видеотрансляций художественно-спортивных зрелищ, можно отметить, что представленные формы режиссуры спортивных событий опираются на классические инструменты сценической выразительности, драматургическую основу замысла зрелищного действия, общехудожественные и активизирующие
принципы режиссуры театрализованных представлений и праздников [7, 10, 4, 5, 15]. Кроме того, в замысле используются специфические позиции спортивной практики каждого вида спорта, что делает их интересными не только широкому спектру зрителей, но и специфическим группам спортивных болельщиков, на интересы и активность которых всегда может опираться постановочная команда спортивного зрелища.
Опрос респондентов (265 человек), проведенный по заказу торгово-спортивной компании «Высшая лига», показал, что 12% респондентов предпочитают физкультурные праздники в спортивных лагерях, 16% участников выбрали массовые спортивно-художественные представления на стадионе, 30% - отметили популярность массовых спортивных соревнований на открытом воздухе, а 42% респондентов отдали предпочтение спортивным праздникам малых форм. Итоговые результаты опроса интересов к спортивным зрелищам малых форм представлены на рисунок 2.
Представленные направления визуализации замыслов художественно-спортивных зрелищ приводят
массовые
Рисунок 2. Интерес к малым формам спортивной режиссуры
к выводу о необходимости корректировки образовательной парадигмы в подготовке бакалавров социально-культурной сферы, в частности к режиссерско-постановочной деятельности, через выстраивание приоритетов по овладению искусством визуализации и ремеслом технологической выразительности режиссуры как профессии зрелищной культуры. В программу обручения необходкмо вносить изменения, которые позволят готовить обучающихся к реализации замыслов сучетом совремонной визуализации спортивных практик. В учебном процессе нужно развивать способности обучающпхся к выораиванию коммуникаций в межкультурной среде и полифункциональности спорта, формироыатж технологические навыки по моньажу визуальных продуктов видео или аудио форматов, разви-вгть постановочпые умения выстраивания специфики отдельной личности героя-спортсмена как персонажа драматургической композиции зомысла.
Современный ФГОС ВО по направлению подго-иовкл 51.30.05 «Режиссура театрализованные преиы ставлений и праздников 3++» в требованиях к образовательным! организациям зикиеппл ыеречисленные тенденции в расширении видов профессиональной деятельности будущиы режиссеров театрализовапных представлений и праздников: режиссерско-постано-внчный, технологический, творческий, художостоенно-просветительский, научно-исследовательский, проектный. Униыерситетский комплекс ФГБОУ ВО «Куванокий государственный университет физической культуры спорта и тугизма» как «город обучиния» становитпя образовательный средой, местом становления и развития ногого постанивщикы крунных и малых Норм художественно-спортивных событий, благодаря постоянному обнкглеиию и динамизму профессиональных современных технологий, особым свойствам контактного оброзоваиельного пространства. При этом как зарождение новых видов спорта в современном городы бесконечно, так и зарождение замыслов ко-вых художественно-спортивных проектов неисчерпаемо усклиями творцов вируальных форм проявлен ия человеческих способностей. В многообразии синтеза содержаиоя и формы из фактов спортивной прикти-
ки рождаются факты живого художественно-смыслового содержания, формируется притягательная сила спорта, которая реализуется через широкий спектр возможностей самовыражения граждан, огромный перечень выразительных зрелищ для зрителей и участников. Консолидация социалнно-культ»рной деятельности по методу визуализации зрелищных форм крупных граздничных событий и милых форм спортивных праздников, их структурные драматургические трансформации и сто рону поыышения ролн главгогв героя-спортсмена, тенденции развития спортивных зрелищ в гдродской среде подоьерждают тезис, кто главное предназначение современных спортивных практик -быть двигателем духовного обогащения и физического совершенствования личности.
Выводы. Подиотовка бакалавра к деятельности в социально-культурной сфере имеет культурологическую и социально-педагогигесрую напривленность, так как предметным полем деятельности бакалавра является сфера культуры, в которой решгются задачи образования и воспитания гармонично развитой личности. Социалыно-культурные изменения, вызванные процессами урбанизации городской среды, влияют на содержание ж форму социально-зуелищных проектов, являющихся предметом профессиональной деятельности бакалавра социально-кулктукной офеоы. Такие особенности, как историческая многослойность, динамичность развития и функционииоиания гонодских жителей в социально-культурном пространстве, взаимодействие различгыхсоцжальных групп и субкультур становятся определяющими для создания замыслов художесовеныо-спортивных зрелищ.
Главными средствами визуализации и трансляции образов выступают ооциальные сети, телевидение, кино, фото, реклама. С их помощью создаются и продвигыются в оородской преде различные формы художественно-спортивных зрелищных проектов, жбусловленные фкнкциями (зрелищная, социально-психологическая, идеологическая, воспитательная, культурно-просветительская и ир.) и пвтребностями городской среды (самоидентификация и общественное прознаник, саморазвитие и прыявлоние творчества,
участие в общественно-важном деле, развитие способностей личности и т.д.). Сегодня спортивные праздники и события - это сложная системная деятельность, которая представляет собой комплекс разнообразных спортивных и культурных процессов, делает досуг спортсменов и участников спортивных событий содержательным и целенаправленным, расширяет сферу общения и спортсменов профессионалов и любителей спорта его зрелищности. Современными технологиями в реализации художественно-спортивных проектов выступают: 1) полифункциональность и интернациональность постановочной команды режиссера, 2) требования визуализации замысла для электронных СМИ (телевидение / Интернет), 3) современные технологии динамической / проекционной сценографии и художественного фона, 4) повышение смысловой роли героя / отдельного исполнителя в драматургии композиции замысла через визуальные (проекционные) технологии.
Педагогическими условиями подготовки бакалавра к деятельности в социально-культурной сфере с учетом изменений социально-культурного пространства городской среды являются: 1) формирование учебных планов направлений подготовки с опорой на развитие способности обучающихся к выстраиванию коммуникаций в межкультурной среде и полифункциональности спорта, 2) развитие технологических навыков по монтажу визуальных продуктов видео или аудио форматов, 3) развитие постановочных умений выстраивания специфики отдельной личности героя-спортсмена как персонажа драматургической композиции замысла, 4) реализация обучения в рамках междисциплинарного подхода с опорой на общехудожественные принципы режиссуры театрализованных представлений и праздников - реальной событийности (документальности), образного мизансценирования, концентрации выразительных средств, предметно-символического оформления, а также активизирующие принципы злободневности и современности, ритуализации (включенности в событие), коллективного эмоционального переживания.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Березин А.И. Общая картина праздничной культуры России: тематические и технологические векторы развития // Праздник как пространство социально-художественных смыслов: Межвузовский сборник научных трудов. Челябинск: ЧГИК, 2018. - С. 6-12.
2. Горюнова И.Э. Проблемы аудиовизуального синтеза в творческих продуктах мультимедиа (на примере современных массовых зрелищ) // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. - 2011. - №17 (79). - С. 65-73.
3. Горюнова И.Э. Стирая границы времен, континентов и жанров // Обсерватория культуры. - 2013. - № 5. -С. 51-55.
4. Кудашов В.Ф. Трансформация в массовых спортивно-художественных праздниках и театрализованных представлениях // Праздник как пространство социально-художественных смыслов Межвузовский сборник научных трудов. - Челябинск: ЧГИК, 2018. -С. 250-262.
5. Леванчукова И.К. Режиссура, технология организации и проведения спортивно-художественных праздников по художественной гимнастике // Физкультурное образование Сибири. - 2015. - Т. 33. -№ 1. - С. 104-108.
6. Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. - М.: Искусство, 1968. - 350 с.
7. Мордасов А.А. Принципы режиссуры театрализованных представлений и праздников: монография. Челябинск: ЧГИК, 2014. - 120 с.
8. Мурунова Е.В. Теоретико-методологические подходы к изучению визуального в социологии // Вестник ТГУ. - 2014. - №5 (133). - С. 20-24.
9. Паренчук Т.Н. Праздничная культура современной России в контексте урбанизации: автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01. - Кемерово, 2008. 17 с.
10. Петров Б.Н. Массовые спортивно-художественные представления. Основы режиссуры, технологии, организации и методики: учеб. для студ. вузов. - М.: Дивизион, 2006. - 374 с.
11. Плотников А.В. Режиссерская методика В.Э. Мейерхольда в организации социально-культурных зрелищ / А.В. Плотников, Г.Г. Плотникова // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2018. - Т. 7. - № 4. -С. 61-66.
12. Пономарев В.Д. Социально-культурная деятельность: государственная культурная политика и качество профессионального образования / В.Д. Пономарев, А.В. Шунков // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 37-2. - С. 175-184.
13. Сергеев Е.А. Становление отечественной системы подготовки специалистов социально-культурной сферы в IX-XVIII вв. (историко-культурологический аспект) / Е.А. Сергеев // Культурно-образовательная деятельность библиотек и музеев в региональных измерениях: материалы международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 82-91.
14. Смирнова А.Г. «Опыты построения п/отдела города» (из документального наследия И. М. Гревса) // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. - 2014. - №17 (139). - С. 225-240.
15. Смирнягина Т.Ю. Поэтика праздничного зрелища: традиции и новации в церемонии открытия XXII Олимпийских зимних игр в Сочи (2014) // Художественное образование и наука. - 2018. - № 3. - С. 117122.
16. Терентьева И.Н. Визуальное, слишком визуальное... (к характеристике иконического поворота в современных медиа и актуальных медиаисследованиях) // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». - 2012. - №2. - С. 29-35.
17. Хоробрых Я.Д. Научно-практический вклад Б.Н. Петрова в развитие жанра массовых художественно-спортивных представлений (МСХП) на стадионах / Я.Д. Хоробрых, В.Ф. Кудашов // Наука и образование в современном мире: методология, теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 48-62.
18. Хренов Н.А. Зрелища в эпоху восстания масс. - М.: Наука, 2006. - 646 с.
19. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: учебник. - 4-е изд., испр. - Москва: ГИТИС, 2014. - 339 с.
VISUALIZATION OF ARTS AND SPORTS PERFORMANCES IN THE SOCIAL AND CULTURAL SPACE OF THE URBAN ENVIRONMENT: PEDAGOGICAL ASPECT
А.V. Plotnikov, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Philosophy, Cultural Studies and Social Communications Department,
G.G. Plotnikova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Philosophy, Cultural Studies and Social Communications Department,
I.N. Podolskaya, Honored Cultural Worker of the Russian Federation, Senior Lecturer of the Philosophy,
Cultural Studies and Social Communications Department,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161,
e-mail: [email protected].
Abstract.
Social and cultural changes, caused by the processes of urbanization of the urban environment, influence on the content and form of social and entertainment projects, which are the subject of professional activity of a bachelor of social and cultural sphere.
To determine the features of the impact of social and cultural space of urban environment on a conception of arts and sports performances and their implementation by bachelors of social and cultural sphere in the process of studying at the university, general theoretical research methods have been used: collection and analysis of information about modern social and cultural entertainment projects; content analysis, classification, comparison and generalization, and empirical methods: projection of the director's ideas of social and cultural performances, observation, conversation, as well as special ones: artistic method of theatricalization, creative method of editing.
Sports holidays and events are a complicated systemic activity, which is a complex of various sports and cultural processes, makes the leisure of athletes and participants of sports events meaningful and purposeful, expands the sphere of communication of both sports professionals and sports amateurs as a performance. Such features as historical layering, the dynamism of the development and functioning of urban residents in the social and cultural space, interaction of various social groups and subcultures become decisive for the creation of ideas for artistic and sports performances. The main means of visualization and broadcasting of images are social networks, television, cinema, photography, advertising. With their help, various forms of artistic and sports entertainment projects are created and promoted in the urban environment, conditioned by the functions (spectacular, social and psychological, ideological, cultural and educational, etc.) and the needs of the urban environment (self-identification and public recognition, self-development and the manifestation of creativity, participation in a socially important matters, the development of individual abilities, etc.). Modern
technologies in the implementation of art and sports projects are: 1) multifunctionality and internationality of the director's production team, 2) visualization requirements for electronic media (television and the Internet), 3) modern technology dynamic projection scenography and artistic background, 4) increase of the semantic role of the hero in drama of the composition of the concept through visual (projection) technologies.
Keywords: visualization, urbanization and culture, arts and sports performances, preparation of a bachelor of social and cultural sphere, festive culture.
References:
1. Berezin A.I. General picture of festive culture of Russia: thematic and technological vectors of development. Prazdnik kak prostranstvo social'no-hudozhestvennyh smyslov. Mezhvuzovskijsborniknauchnyh trudov [Holiday as a space of social and artistic meanings. Intercollegiate collection of scientific papers]. Chelyabinsk: CHGIK, 2018, pp. 6 -12 (in Russian).
2. Goryunova I.E. Problems of Audiovisual Synthesis in Creative Multimedia Products (on the Example of Modern Mass Spectacles). VestnikRGGU. Seriya:Literaturovedenie. YAzykoznanie. Kul'turologiya [RSUH Bulletin. Series: Literary Studies. Linguistics. Culturology], 2011, no. 17 (79), pp. 65-73 (in Russian).
3. Goryunova I.E. Erasing the Boundaries of Times, Continents and Genres. Observatoriya kul'tury [The Observatory of Culture], 2013, no. 5, pp. 51-55 (in Russian).
4. Kudashov V.F. Transformation in mass sports and artistic festivals and theatrical performances. Prazdnik kak prostranstvo social'no-hudozhestvennyh smyslov Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov [Holiday as a space of social and artistic meanings Intercollegiate collection of scientific papers]. Chelyabinsk: CHGIK, 2018, pp. 250-262 (in Russian).
5. Levanchukova I.K. Directing, Technology of Organizing and Conducting Sports and Artistic Holidays in Rhythmic Gymnastics. Fizkul'turnoe obrazovanie Sibiri [Physical Education in Siberia], 2015, vol. 33, no. 1, pp. 104-108 (in Russian).
6. Meyerhold V.E. Stat'i, pis'ma, rechi, besedy [Articles, letters, speeches, conversations]. Moscow: Iskusstvo, 1968, 350 p.
7. Mordasov A.A. Principy rezhissury teatralizovannyh pred-stavlenij i prazdnikov [Principles of directing theatrical performances and holidays]. Chelyabinsk: CHGIK, 2014, 120 p.
8. Muranova E.V. Theoretical and Methodological Approaches to the Study of the Visual in Sociology. Vestnik TGU [Bulletin of TSU], 2014, no. 5 (133), pp. 20-24 (in Russian).
9. Parenchuk T.N. Festive culture of modern Russia in the context of urbanization. Extended abstract of candidate's thesis. Kemerovo, 2008, 17 p. (in Russian).
10. Petrov B.N. Massovye sportivno-hudozhestvennye pred-stavleniya. Osnovy rezhissury, tekhnologii, organizacii i metodiki [Mass sports and artistic performances. Fundamentals of directing, technology, organization, and methodology]. Moscow: Division, 2006, 374 p.
11. Plotnikov A.V., Plotnikova G.G. Directorial methodology of V.E. Meyerhold in the organization of socio-cultural spectacles. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Social'no-gumanitarnye issledovaniya i tekhnologii [Research and Development. Social and Humanitarian Research and Technology], 2018, vol. 7, no. 4, pp. 61-66 (in Russian).
12. Ponomarev V.D., Shunkov A.V. Socio-cultural activity: state cultural policy and quality of professional education. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo univer-siteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2016, no. 37-2, pp. 175184 (in Russian).
13. Sergeev E.A. Formation of the national system of training specialists in the social and cultural sphere in the IX-XVIII centuries(historical and cultural aspect). Kul'turno-obrazovatel'naya deyatel'nost' bibliotek i muzeev v regional'nyh izmereniyah materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Cultural and Educational Activities of Libraries and Museums in Regional Dimensions Materials of the International Scientific and Practical Conference]. 2015, pp. 82-91 (in Russian).
14. Smirnova A.G. "Experiments of construction of the city Department" (from the documentary heritage of I.M. Grevs). Vestnik RGGU. Seriya: Literaturovedenie. YAzykoz-nanie. Kul'turologiya [RSUH Bulletin. Series: Literary Studies. Linguistics. Culturology], 2014, no. 17 (139), pp. 225240 (in Russian).
15. Smirnyagina T.Yu. Poetics of the Festive Spectacle: Traditions and Innovations in the Opening Ceremony of the XXII Olympic Winter Games in Sochi (2014). Hudozhest-vennoe obrazovanie inauka [Art Education and Science], 2018, no. 3, pp. 117-122 (in Russian).
16. Terentyeva I.N. Visual, Too Visual... (to the characteristic of the iconic turn in modern media and current media research). Vestnik NGTU im. R.E. Alekseeva. Seriya «Uprav-lenie v social'nyh sistemah. Kommunikativnye tekhnologii» [Bulletin of the NSTU Named After R.E. Alekseev. Series "Management in Social Systems. Communication Technology»], 2012, no. 2, pp. 29-35 (in Russian).
17. Khorobryh Ya.D., Kudashov V.F. Scientific and practical contribution of B.N. Petrov to the development of the genre of mass artistic and sports performances at stadiums. Nauka i obrazovanie v sovremennom mire: metodologiya, teoriya i praktika / materialy Mezhdun-arodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Science and Education in the Modern World: Methodology, Theory and Practice: Materials of the International Scientific and Practical Conference], 2019, pp. 48-62 (in Russian).
18. Khrenov N.A. Zrelishcha v epohu vosstaniya mass [Spectacles in the age of mass insurrection]. Moscow: Nauka, 2006, 646 p.
19. Sharoev I.G. Rezhissura estrady i massovyh predstavlenij [Stage direction and mass performances]. GITIS, 4th ed., ispr. Moscow: GITIS, 2014, 339 p.
Поступила / Received 30.06.2020 Принята в печать / Accepted 28.09.2020