В. Ю. Киселёв
Институт Современного Искусства, Москва, Россия
ПРИРОДНО-АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ И РАЗВИТИЕ ЗРЕЛИЩНОГО (СОБЫТИЙНОГО) ТУРИЗМА
В РОССИИ
Аннотация:
Статья рассказывает о проблемах развития зрелищного (событийного) туризма в России и об уникальном жанре в театре массовых зрелищ — художественно-исторических представлениях в природно-архитектурном ландшафте российских городов. В ней даются определения понятий «зрелищный (событийный) туризм» и «художественно-историческое представление», рассматриваются основные творческие методы в работе режиссера над такими проектами и подчеркивается их огромное значение в поиске яркого художественного образа.
Ключевые слова: театр массовых зрелищ, природно-архитектурный ландшафт, зрелищный (событийный) туризм.
V. Kiselev
Institute of Modern Arts Moscow, Russia
LANDSCAPE ARCHITECTURE AND ENTERTAINMENT TOURISM DEVELOPMENT IN RUSSIA
Abstract:
The article touches upon the evolution of entertainment tourism Russia has seen of late in the context of a separate subgenre related to mass entertainment that takes theatrical forms — open air theatres set in the landscapes of Russian towns. The article defines several essential notions such as "entertainment tourism" and "historical architectural landscape" examining basic creative approaches elaborated by stage directing in the field and their importance in creating vivid images.
Key words: mass entertainment in theatre, landscape architecture, entertainment tourism.
В современных условиях развитие зрелищного (событийного) туризма в России в XXI веке определяется рядом факторов, среди которых доминирующими являются следующие:
— изменение теоретической концепции использования свободного времени населением;
— высвобождение части доходов из семейного бюджета на релаксацию и отдых;
— развитие информационных и коммуникационных технологий;
— развитие транспортных сетей, инфраструктуры и т.д.
Отношение человека к своему свободному времени как к
богатству привело к тому, что изменились место и роль туризма в структуре потребностей общества. Туризм постепенно становится не привилегией избранных, а реальностью для большинства. Вместе с этим меняется и характер туристских потребностей: от примитивных — к более возвышенным, от средства восстановления физической силы — к способу реализации человеком своих индивидуальных способностей и удовлетворения интеллектуальных запросов.
Все это приводит к развитию новых видов туризма и увеличению спроса на специфические виды услуг в индустрии туристской деятельности и гостеприимства, которая представляет собой межотраслевой комплекс.
В современном мире, когда все больше ухудшается экологическая обстановка, возрастает ритм жизни, наблюдается стрессо-динамика, учащаются психические и невротические расстройства, большое значение приобретает не только туризм как таковой, но туризм зрелищный (событийный), связанный с восстановлением не только физических, но и душевных сил человека.
В научной литературе, посвященной развитию культурно-до-суговой сферы применительно к туризму, широко используются такие термины, как «рекреационно-досуговая деятельность», «анимационные или развлекательно-игровые программы», «рынок досуговых услуг» и другие, которые в основном отражают традиционные взгляды в этой области туризма. Но они, на наш взгляд, не до конца раскрывают всю специфику зрелищных программ в туризме. Самыми яркими и запоминающимися событиями во время туристских поездок и путешествий, как
правило, становятся масштабные театрализованные представления, которые надолго захватывают внимание туристов и впоследствии становятся «маячками» или «брендами» на туристских маршрутах, именно поэтому ставших наиболее привлекательными для туристов.
К таким грандиозным, ни с чем не сравнимым театрализованным представлениям, относится карнавал в Рио-де-Жанейро в Бразилии, куда, чтобы посмотреть на это зрелище, путевки в туристских агентствах заказывают, как правило, за несколько месяцев. Сотни тысяч туристов со всех уголков земного шара приезжают в Бразилию, чтобы не только увидеть, но и самим по мере возможности принять участие в этом зрелище.
Карнавал — это самая демократическая форма массового праздника. Помимо известного Бразильского карнавала несомненный интерес у туристов вызывает Венецианский карнавал масок и пивной карнавал в Мюнхене — «Октоберфест».
Романтическая мирная Швейцария предлагает туристам действо с жутким названием «Карнавал чудовищ» — средневековый город Люцерн в феврале населяют персонажи фильмов ужасов.
Во всем мире популярны праздники цветов. Самый знаменитый цветочный карнавал — в Ницце, не менее интересен и ежегодный августовский Парад цветов в венгерском Дебрецене, а вот в Новой Зеландии настолько любят нарциссы, что организуют торжество исключительно ради этих цветов.
На юге Франции, в Ментоне, проходит единственный в мире карнавал, посвященный лимону. Солнцелюбивые лимоны цветут в Ментоне круглый год, неудивительно поэтому, что они являются предметом национальной гордости. Из отборных лимонов создаются настоящие шедевры: средневековые замки с башенками и родовыми гербами, старинные корабли, замысловатые фигурки.
В Испании очень привлекательными для туристов являются театрализованные программы, показывающие фрагменты из истории средневековой Испании, рыцарские бои и, конечно же, испанская коррида — зрелище, конечно, не для слабонервных, но, безусловно, способствующее получению туристами массы разнообразных впечатлений.
Есть в Испании еще одно зрелище, которое только условно можно назвать развлекательным, в большей степени его можно отнести к экстремальным видам спорта или туризма — это праздник св. Фермина в Памплоне. В этот день весь город, все, подростки и взрослые, местные и туристы, — все бегут впереди быков, отмахиваясь от них в лучшем случае лишь свернутой в трубочку газетой. Чаще всего быки поднимают на рога иностранцев, но тем не менее желающих принять участие в этом действе всегда очень много.
А на городской площади Кракова в Польше ежегодно в мае проходит Международный межвузовский студенческий праздник «Juvenalia», куда приезжают десятки студентов из разных стран мира, в том числе из России, автор этой статьи в 2007 году был одним из режиссеров этого фестиваля со стороны России.
В канун Нового года множество туристов спешат в Финляндию, чтобы встретить Санта Клауса в самом начале его праздничного пути по всему миру. Это мероприятие обставляется настолько красиво и зрелищно, что всегда привлекает огромное число туристов со всех уголков земного шара.
А что же Россия? Какие мы сейчас, в XXI веке, можем назвать зрелищные события, привлекающие внимание туристов нашей страны и, конечно же, туристов из-за рубежа, готовых потратить немалые деньги, чтобы стать их свидетелями и соучастниками?
Безусловно, это Русская Масленица — своеобразный зимний карнавал с только ему присущими обычаями и традициями — это, например, поедание разнообразных блинов, катание на больших горках, потешные кулачные бои, масленичный столб с призами, сжигание чучела Зимы и т.д. В любом православном городе России этот праздник отмечается широко и ярко, он очень демократичен и понятен всем от мала до велика, в том числе и туристам любой категории.
А вот в мусульманских республиках России, таких, как Башкирия, Татарстан, очень популярен праздник «Сабантуй», на который приезжают не только со всей нашей страны, но и многочисленные зарубежные гости.
В первые выходные июня в селе Михайловское Псковской области в Пушкинских горах проходит ежегодный Всероссий-
ский Пушкинский праздник поэзии, привлекающий почитателей гения русской литературы со всего света.
В 20-х числах июня, в период белых ночей, в последний день выпускных экзаменов в школах, в Петербурге туристов привлекает фестиваль «Алые паруса», центром которого по традиции становится масштабное светопиротехническое мультимедийное шоу в акватории Невы.
В августе в период созревания плодов проходят замечательные фестивали, такие, как «Суздальский огурец», «Антоновские яблоки» в Коломне, «Сызранский помидор» на Волге, где автор в 2005 году в качестве члена жюри оценивал одну из шоу-программ этого незабываемого праздника, и другие.
В сентябре в Москве вот уже несколько лет туристов может привлечь Международный фестиваль духовой музыки «Спасская башня» на Красной площади и Фестиваль Света, в программе которого — демонстрация разнообразных мультимедийных и лазерных композиций на стенах московских старинных зданий.
Есть и другие места в России, куда туристы с удовольствием приезжают на какое-то событие или зрелищный проект — Всероссийский Грушинский фестиваль авторской песни под Самарой, Царскосельский карнавал в городе Пушкин Ленинградской области, фольклорный фестиваль «Родники Поволжья» в Чебоксарах, резиденция Деда Мороза в Великом Устюге и некоторые другие.
Наверняка, уважаемый читатель может привести и свои примеры подобных программ. И все же для самой большой по территории страны в мире таких зрелищных событий явно недостаточно не только с точки зрения развития духовного потенциала страны, но и с точки зрения экономической — ведь туристы привозят в город деньги, появляются новые рабочие места для обслуживающих туристические потоки, строятся гостиницы, постепенно улучшаются дороги, бытовое обслуживание и многое другое.
Автором статьи в период с 1992 по 2012 год вместе с режис-серско-постановочной группой и при активном участии студентов отделения «продюсер-постановщик культурно--досуговых программ» Московского государственного университета культуры и искусств разных лет было поставлено более двадцати пяти художественно-исторических представлений и праздников в ар-
хитектурном и природном ландшафте старинных российских городов, по которым проходят туристские маршруты.
Наиболее значимые из них:
— в Сергиевом Посаде, на Блинной горе, — театрализованная реконструкция книги «Житие Сергия Радонежского», посвященная 600-летию со дня преставления (т.е. кончины) преподобного Сергия Радонежского (1992);
— в г. Александрове Владимирской области — программа «Легенды и быль Александровой слободы», посвященная 480-летию Кремля (1993);
— в Кашире, на берегу реки Оки, — военно-историческая конная программа «Нам уже не возвратиться», посвященная 500-летию береговой охраны России (1994);
— в Пушкино Московской области — открытие Театральной гостиной к 100-летию общедоступного театра МХТ в парковом ансамбле города (1995);
— в Зарайском кремле — художественно-историческое представление «Сказание о граде Осетре» к 850-летию города Зарайска Московской области (1996);
— в Коломенском кремле — художественно-историческое представление «Трубы трубят на Коломне», посвященное 820-летию города (1997);
— в Звенигороде, на берегу Москвы-реки, — фольклорная программа «Проводы Масленицы» (1998);
— в Яропольце Московской области — парк усадеб Гончаровых и Чернышовых — художественно-историческая фантазия «Любимая муза поэта», посвященная 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина (1999);
— в Москве, в музее-заповеднике «Коломенское», — военно-историческая программа «День Военно-Морского Флота» (2000);
— в Москве, на ВВЦ и МГУ, — праздник «Московская Масленица» (2002);
— в Кашире — исторический праздник «Река времени», посвященный 650-летию города (2006);
— в г. Александров Владимирской области — туристский фестиваль «Богатырские забавы» в Александровском кремле (2007);
— в Москве — Театрализованная программа «Царицынский переполох» в Хлебном Доме музея-усадьбы «Царицыно» в День исторического и культурного наследия (2008);
— в Москве — праздник «День семьи, любви и верности» в Измайловском кремле (2010);
— в Москве, Музей-усадьба «Царицыно», — праздник «Царская Масленица» (2011).
В 2001 году автор статьи защитил кандидатскую диссертацию в Российской международной академии туризма, обобщив свой режиссерский и педагогический опыт по созданию художественно-исторических представлений в природно-архитектур-ном ландшафте, введя в научный обиход новое понятие — «зрелищный туризм».
Зрелищный туризм — это специально организуемые туристские маршруты, связанные с массовыми театрализованными представлениями (анимационными программами): фестивалями, карнавалами, народными гуляньями, праздничными шествиями и др., посвященными знаменательным датам и праздничным ситуациям, либо организованными согласно установившимся обычаям и традициям, которые проводятся в различных странах мира.
Но жизнь не стоит на месте, и через несколько лет специалистами-практиками было введено еще одно понятие — «событийный туризм», которое так или иначе пересекается с понятием «зрелищный туризм», поэтому в дальнейшем автор будет пользоваться как одним, так и другим определением.
Художественно-историческая программа, которая выбирает местом проведения естественную природную (или природно-архитектурную) среду, является разновидностью театрализованного представления и относится к зрелищному искусству.
Основным творческим методом при создании художественно-исторических программ является метод театрализации, а также метод игры (или игровой деятельности) и метод иллюстрирования. Особенность метода театрализации состоит в художественно-образном осмыслении того или иного события в жизни государства, общества, личности, а суть этого метода в современных художественно-исторических программах — в соединении с помощью художественного монтажа драматического действа, пластического искусства, трюков (аттракционов), звука,
цвета, мелодии в пространстве и времени. Художественный образ такой программы раскрывается в разных вариациях, пронося его через единое «сквозное действие», которое объединяет и подчиняет себе все используемые компоненты по законам драматургии. Следовательно, метод театрализации предстает как сложный творческий метод, наиболее близко стоящий к театру и имеющий глубокое социально-психологическое обоснование.
Если немного коснуться истории развития театрализованных представлений и праздников — Театра Масс — в нашей стране и взять послевоенный период со второй половины ХХ века по сегодняшнее время, то можно с уверенностью сказать, какие зрелищные события могли заинтересовать отечественную публику и иностранных туристов в данный исторический период. Безусловно, огромную роль в развитии нашего жанра сыграл Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 года в Москве, гостями которого стали 34 000 человек из 130 стран мира и где главным режиссером был И. М. Туманов, работавший с творческой командой, куда входили режиссер спортивных сцен Б. Н. Петров, балетмейстер И. А. Моисеев, художник Р. Казачек. Ими были поставлены такие программы, как церемонии открытия и закрытия фестиваля на только что построенном стадионе «Лужники», цирковой фестиваль на стадионе «Динамо», водная феерия на Москве-реке. Можно сказать, что это было первое поколение величайших профессионалов Театра Массовых Зрелищ, куда, безусловно, также входили Д. В. Тихомиров, М. С. Годенко, А. А. Рубб, Ю. Н. Григорович, Л. В. Немчик, И. Г. Шароев, Г. П. Ансимов, Б. Н. Глан, С. А. Каштелян, Э. М. Смольный. Именно это первое поколение работало над созданием театрализованных представлений к 25-летию (1970), а затем и к 30-летию (1975) Великой Победы над фашистской Германией в разных городах СССР и Европы и, конечно, осуществляло грандиозные постановки церемоний открытия и закрытия Олим-пиады-80, которое увидели тысячи туристов в Москве и миллионы телезрителей по всему свету.
Второе поколение советских режиссеров, сценаристов, художников-постановщиков, балетмейстеров массовых зрелищ, как правило, приходило в эту профессию с театральных, эстрадных, цирковых подмостков и было в основном сосредоточено в каче-
стве педагогов на открывшихся в институтах культуры (сначала в Ленинграде в 1971 году, а через год и в Москве) кафедр режиссуры массовых представлений, а позднее — и на кафедре эстрадной режиссуры в ГИТИСе. Это Д. М. Генкин, А. А. Конович, В. А. Алексеев, О. Л. Орлов, А. И. Березин и др. из Ленинграда, в Москве это — В. А. Триадский, А. Д. Силин, Е. В. Вандалковский, В. Л. Демин, Н. Ф. Лактионов, И. С. Елагин, А. П. Мальков, В. Н. Ласточкин, А. С. Гримм, С. Г. Андрачников, Г. А. Белов, И. Г. Скляр, А. Д. Калмыков, Ф. З. Файнштейн, С. М. Комин, В. С. Жак, Е. Е. Шибагутдинов, С. Н. Свенцицкий, А. М. Светлов, а также В. О. Андреев из Калининграда, В. И. Радун из Пскова, Л. Г. Гатов из Краснодара и другие. Именно это поколение деятелей Театра Масс в 1985 году готовило различные постановки к XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве, куда съехалось 26 тысяч человек из 150 стран мира, именно они открыли традицию проведения в нашей стране праздника «День города», и началась она с празднования 840-летия Москвы в 1987 году (а сколько туристов приезжает на такие праздники в города России!), именно оно — это поколение — сделало Красную площадь в Москве площадью праздников, а Тверскую улицу превращало в дни больших событий в улицу народных гуляний и т.д.
Третье поколение режиссеров Театра Масс — это уже выпускники этих кафедр, а также других кафедр этого направления по всей стране — 80-х годов, которые успешно работают в этом жанре, развивая традиции поиска яркого художественного образа в театрализованном представлении — это Е. Глазов и В. Полянина, М. Комарова и С. Можаев, Т. Давыдова и С. Боков, Г. Белова и Т. Гаврилова, Е. Пинджоян, И. Трофимова, И. Глазунов, М. Высоцкий, В. Азатеева и многие-многие другие, среди которых — и автор этой статьи.
А за нами идут следующие поколения, уже наши ученики, а дальше — и ученики наших учеников...
Но вернемся к теме нашего исследования. Поскольку художественно-историческая программа представляет собой массовое действо, то сценарист и режиссер такой программы — это всегда психолог и педагог, решающий в первую очередь проблему активизации его участников, организации не просто спектакля, а
именно массового действия, в котором художественная образность выступает в качестве эффективного побудительного стимула. По своей художественной природе художественно-историческая программа воплощает идею в яркой образной форме. При этом образное решение, являющееся сутью театрализации и выступающее в качестве сценарно-режиссерского хода, превращает художественно-историческую программу в специфический способ обработки социально-культурной и исторической информации.
Для зрелищных театрализованных программ большое значение имеет привлечение и активизация зрителей, что является средством приобщения их к культурным традициям, к истории страны, к постижению ее своеобразия, то есть к тому, ради чего многие туристы посещают различные страны мира.
Многочисленные опросы участников программ «событийного туризма» показывают, что именно возможность принимать участие в том или ином действе привлекает туристов и влияет на положительную оценку мероприятия.
Художественно-исторические программы в естественном ландшафте имеют свою историческую обусловленность, поскольку, на наш взгляд, они возникли из площадных ярмарок и гуляний, которые занимали в жизни русского городского населения значительное место.
Обращение к русским ярмарочным увеселениям, помимо конкретного знакомства с чрезвычайно специфической и удивительно интересной стороной городской жизни России трех-че-тырех прошедших столетий, может решить вопросы, связанные с выявлением художественных принципов пространственно-временной организации крупных театрально-зрелищных форм, со спецификой праздничного поведения и общения людей, с использованием фольклорных традиций при проведении массовых мероприятий, рассчитанных на широкий круг участников.
Данный подход позволяет сопоставить художественно-историческое действо в естественном ландшафте со зрелищным народным искусством, которое представляет интерес для историков, фольклористов, культурологов, театроведов и специалистов социально-культурной сферы.
Анализ художественно-исторических программ в естественном ландшафте требует решения проблем организации про-
странственной среды. Специфика этого вопроса заключена в том, что именно удачный выбор места действия, его органичная связь с историческим или фольклорным содержанием создают необходимую атмосферу и усиливают эмоционально-образное воздействие художественно-исторической программы. При этом реалистическая сценография в таких программах обычно отсутствует, а эпицентр действия оформляется за счет дополняющих местность деталей, усиливающих воображение аудитории.
Изучая феномен художественно-исторической программы в естественном ландшафте, мы убедились, что подобная форма зрелищной программы до сих пор не исследовалась, хотя в социально-культурной практике за рубежом она используется достаточно часто.
Прежде всего необходимо сказать о задачах, которые стоят перед постановщиками художественно-исторических программ:
— создать исторически обусловленное действо;
— вписать программу в естественную природную среду;
— придать художественно-исторической программе целостность и гармоничность;
— добиться необходимого психологического воздействия на зрителя;
— создать искусственную культурную среду, гармонически сочетающуюся с окружающим ландшафтом;
— вплести культурологические, социальные, этические и эстетические идеи времени в ткань художественно-исторического зрелища;
— привлечь туристов на те или иные маршруты посредством данных программ.
Художественно-исторические программы в естественном ландшафте имеют достаточно четкие цели — соединение художественных и культурно-досуговых форм в театрализованном зрелище для создания атмосферы праздника, отдыха, развлечения; для реализации творческой активности зрителей и участников; для усвоения культурно-исторических фактов в свободной форме.
Художественно-исторические программы в естественном ландшафте по своей сути являются многогранными формами зрелищного массового искусства, поскольку включают в себя музыку, литературу, хореографию, театр, изобразительное искус-
ство, пиротехнику, спорт, трюковые элементы (аттракционы) и массовые действия участников.
Реализация художественно-исторических программ в естественной среде (парках, усадьбах, площадях, на природе) рассчитана на эмоциональное воздействие на зрителя, активизацию его восприятия и активное участие этого зрителя в театрализованном действе. Художественно-исторические программы, вызывающие яркие эстетические переживания и влияющие на эмоциональное состояние аудитории, целенаправленно формируют отношения участников к общественно-значимым ценностям. Массовые театрализованные действия объединяют и сплачивают людей вокруг историко-художественного и приро-досообразного мероприятия.
Зрители программ «событийного туризма» обладают достаточной свободой выбора объектов внимания, поэтому очень важно предоставить им привлекающее внимание действо. Свои требования к художественно-массовым программам предъявляет и пространственная среда естественного ландшафта. Планировка (если она присутствует) аллей и площадей, эстрад и других сценических площадок, архитектурных объектов и историко-культурных памятников должна, с одной стороны, давать зрителям возможность свободного передвижения, с другой стороны, должна организовывать и направлять зрительское внимание для обеспечения разнообразных впечатлений.
При выборе игровых площадок в естественном ландшафте (т.н. пространственная сценография) следует учитывать возможность хорошей видимости и слышимости происходящего действия. Помимо стационарных эстрад и летних театров этим условиям соответствуют парковые площадки, естественные возвышенности, эстакады причалов, плавучие эстрады на воде, спортивные площадки, приусадебные парковые лестницы и др.
К особенностям сценарно-режиссерского замысла художественно-исторических программ в естественном ландшафте относится обыгрывание природных условий, экстерьера местности, архитектурно-художественной среды ландшафта (зданий, фонтанов, скульптур и др.). Разрабатывая мизансцены того или иного представления, творческая группа гармонично включает их в композицию соответствующего объекта. Тем самым естественная
среда приобретает и игровой смысл, становится своеобразной декорацией действия, усиливая художественный эффект, который еще более укрупняется от связи конкретного места проведения программы с реальным событием, произошедшим много лет назад, что обуславливает эффект «погружения» в тот или иной исторический период. Особенно часто этот прием используется в театрализованных программах, реализуемых в дворцово-па-рковых ансамблях. Исторические представления у дворцов, светомузыкальные шоу около фонтанов, спектакли на воде значительно обогащают выразительность действия, которое может захватить балконы, окна зданий, лестницы каскадов.
Большое место в композиции художественно-исторических программ занимают музыка и хореография. Народные и академические хоры, классический балет и танцевальный фольклор, инструментальные ансамбли и духовые оркестры, оркестры русских народных инструментов — непременные составляющие палитры выразительных средств художественно-исторического представления.
Вообще музыка является одним из важнейших компонентов всей программы. Она эмоционально настраивает людей, создает атмосферу действия и общения. И, что важно для открытых площадок в естественной среде, музыка способна охватить большое пространство, зрителей, рассредоточенных по аллеям парка или усадьбы, привлечь их в нужную для организаторов сторону. Точно найденное музыкальное оформление способствует наиболее активному восприятию идейно-тематического содержания художественно-исторической программы в естественном ландшафте.
Столь же важны для театрализованного действия и хореографические (пластические) номера, которые могут полнее показать ту или иную эпоху, придать зрелищность и ритмическую наполненность событиям, отраженным в художественно-исторической программе.
При постановке художественно-исторических программ в естественном ландшафте одной из главных задач художественно-декоративного оформления является создание особой среды действия, своеобразного игрового пространства, гармонически сочетающегося с природным ландшафтом и памятниками куль-
турно-исторического прошлого. Реальность естественного фона диктует свою меру условности оформления. Попытки «правдоподобного» декорирования открытой площадки выглядят нелепо на естественном фоне. В то же время яркие пятна декоративных элементов оформления организуют архитектурно-пространственную среду в единый композиционный образ.
В художественно-исторических программах в естественном ландшафте возможно разнообразное использование световых эффектов, особенно впечатляющих в вечернее время. Очень зрелищно смотрится подсветка водной акватории, световая игра в окнах здания (свечи в сцене бала, красные отблески в сцене пожара). На стенах зданий и крышах можно проецировать различные инсталляции и использовать прием «театра теней», устраивать лазерное шоу и пиротехнические эффекты: дымовые завесы, ракеты, факельные огни, фейерверки, салюты и др.
Специфика художественно-исторических программ в естественном ландшафте состоит в первую очередь в воспроизведении подлинных исторических событий в художественно-образной форме. В историко-мемориальных парках, например, эти события разыгрываются в условиях реального места действия: во дворцах, у памятников, на местах боев и т.д. Эта особая достоверность места действия в сочетании с документальным литературным текстом сценария, использованием исторической и современной атрибутики, создает особую эмоционально насыщенную атмосферу. Такие исторические программы обладают большим воспитательным эффектом благодаря узнаваемости событий.
Помимо этого характерной чертой художественно-исторических программ в естественном ландшафте является объединение, взаимодействие актеров и зрителей, поскольку люди, пришедшие на праздник или на мероприятие, посвященное какому-либо историческому событию, в основном заранее настроены на активное восприятие зрелища и плодотворное духовное общение.
Такой синтез в совокупности с творчеством позволяет подать в контексте художественно-исторической программы конкретный мемориальный комплекс, улицу, памятник архитектуры, дворцово-парковый ансамбль, усадьбу, кремль — эмоционально ярко, исторически правдиво.
Кроме того, художественно-исторические программы в естественном ландшафте очень часто создаются в контексте литературно-исторических праздников, связанных с юбилеями русских и советских поэтов и писателей, художников и музыкантов, по местам жизни и деятельности которых проходит большинство туристско-экскурсионных маршрутов. Как правило, такие программы реализуются там, где жили эти люди, а также и там, где они «поселили» героев своих произведений, то есть в открытой природной среде. При этом история, традиции, память позволяют открывать в сценарно-режиссерском замысле новые яркие грани.
Анализ художественно-исторических программ в естественном ландшафте говорит о том, что возможности их реализации достаточно многообразны, что позволяет значительно расширить диапазон зрителей и участников. Помимо этого художественно-исторические программы, вбирая в себя элементы различных видов театрализованных представлений, своею зре-лищностью и эмоциональной насыщенностью, оказывают заметное позитивное влияние на массового зрителя — туриста.
Можно сказать, что художественно-историческая программа в естественном ландшафте — это вид зрелищной программы, синтезирующей в себе элементы театрализации, образности, символизма, историзма, функционирующей в природно-куль-турном пространстве и несущей духовно-этический и эстетический воспитательный потенциал...
К сожалению, за последние 6—7 лет, особенно с введением Федерального закона №94 в 2005 году, позволяющего любой, даже начинающей организации выиграть тендер на проведение того или иного театрализованного представления, используя на торгах только один официальный аргумент, который в переводе на обычный язык звучит примерно так — «я сделаю этот праздник за меньшую сумму, чем вы», — ситуация в праздничной индустрии, в том числе и в «событийном туризме» резко изменилась в худшую сторону! Действительно, кроме заявленных тобой как подрядчиком суммы денег, за которую ты берешься сделать такую программу, никаких других аргументов тендерной комиссии предоставлять не надо — ни уникальный замысел художественно-исторического представления, ни высо-
чайшая профессиональная репутация постановщиков — сегодня ничего не значат! Только деньги, за которые вы беретесь это сделать — и чем меньше денег, тем лучше!
Вот почему наши театрализованные представления стали похожи одно на другое с примерно одинаковым набором выразительных средств и, как правило, с отсутствием увлекательных художественно-образных решений — тратиться на это многие руководители разных уровней считают совершенно не нужным. Да что говорить, когда в описании тендерных условий на проведение праздника Масленицы-2013 в одном из центральных районов Москвы в предложенной заказчиком (муниципалитетом) смете, которой надо придерживаться нам, исполнителям, — не нашлось места ни режиссеру, ни режиссерско-постановочной группе и, соответственно, денег на эти позиции тоже не нашлось!
Совет по массовым формам театрального искусства при Союзе театральных деятелей России, куда входят многие перечисленные автором представители нашего жанра, давно бьет в тревожные колокола, потому что если даже в столице нашей родины — Москве, с ее-то деньгами! — удивительные празднества и яркие художественно-исторические программы, когда-то привлекавшие в том числе и многочисленных туристов, постепенно сходят на нет, то что же говорить о провинциальных городах России! И неудивительно, что наши выпускники-режиссеры Театра Масс в связи с отсутствием работы по полученной специальности уходят на телевидение или в кино, работают в детской анимации с ростовыми куклами и надувными аттракционами, в свадебных агентствах, в творческих коллективах, ведут банкеты и юбилеи, снимаются в сериалах — все это, конечно, хорошо, но к профессии, которой они обучались — режиссер театрализованных массовых представлений или «продюсер-постановщик культурно-досуговых программ» — это имеет, безусловно, родственное, но все-таки весьма приблизительное отношение.
К сожалению, если не будет развития зрелищного (событийного) туризма, который только-только в последние 15—20 лет начал зарождаться в России — не будет и мощного притока туристов, а это, как выясняется, отражается не только на имидже нашей страны, но и на её экономике.
Список литературы
1. Генкин Д.М. Массовые праздники: Учеб. пособие для студентов ин-в культуры. М., 1975.
2. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник. М., 2007.
3. Зорин И.В. Образование и карьера в туризме: Учебное пособие. М., 2000.
4. Киселев В.Ю. Педагогические основы обучения проектированию анимационных программ: Монография. М., 2010. С. 5—22.
5. Лагусев Ю.М. Воспитательный процесс в профессиональном туристском образовании. М., 2000.
6. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. СПб., 1999*.
References
1. Genkin D. Massovyeprazdniki: uchebnoe posobie dlja studentov institu-tov kul'tury [Mass entertainment events: a study guide for students in the institutes of arts]. M., 1975.
2. Zharkov A. Teorija i tehnologija kul'turno-dosugovoj dejatelnosti [The theory and technology of cultural and leisure activities and events]. M., 2007.
3. Zorin I. Obrazovanie i karera v turizme [Education and career in travel industry]. M., 2000.
4. Kiselev V. Pedagogicheskie osnovy obuchenija proektirovaniju anima-cionnyh programm [Pedagogical foundations of project entertainment coaching practice]. M., 2010.
5. Lagusev Ju. Vospitatel'nyjprocess vprofessionalnom turistskom obrazo-vanii [Attitude development in tourism education]. M., 2000.
6. Maslow A. H. Motivation and Personality. Saint-Petersburg, 1999.
Данные об авторе:
Киселёв Вячеслав Юрьевич — доцент факультета режиссуры шоу-программ Института Современного Искусства. E-mail: mail@isi-vuz.ru.
Data about the author:
Kiselev V. — docent, Faculty of directing theatrical performances and festivals, Institute of Modern Arts. E-mail: mail@isi-vuz.ru.