Научная статья на тему 'Особенности зрелищности в спорте и их трансформация в условиях современного общества'

Особенности зрелищности в спорте и их трансформация в условиях современного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4613
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗРЕЛИЩЕ / ЗРИТЕЛЬ / СПОРТ / СПОРТИВНОЕ ЗРЕЛИЩЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ермилова Виктория Валерьевна, Кротова Елена Евгеньевна

Статья посвящена анализу спорта с точки зрения его зрелищной стороны и эстетической привлекательности для зрителей. Показано, что эстетическая составляющая спортивного зрелища чрезвычайно важна для его созерцания. Но из-за трансформации самого спорта современный зритель-болельщик перестал эстетически чувствовать спортивное зрелище, потребляя лишь результаты самого соревнования. Эстетика спорта теряет значимость и уступает место победам и очкам. Поэтому возникает необходимость использовать новые технологии, чтобы вывести зрелищную составляющую спорта в рамках устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности зрелищности в спорте и их трансформация в условиях современного общества»

ЦЕННОСТНЫЙ ОПЫТ

УДК 796.093 ББК 75.1я7

В.В. Ермилова, Е.Е. Кротова

ОСОБЕННОСТИ ЗРЕЛИЩНОСТИ В СПОРТЕ И ИХ ТРАНСФОРМАЦИЯ

в условиях современного общества

Статья посвящена анализу спорта с точки зрения его зрелищной стороны и эстетической привлекательности для зрителей. Показано, что эстетическая составляющая спортивного зрелища чрезвычайно важна для его созерцания. Но из-за трансформации самого спорта современный зритель-болельщик перестал эстетически чувствовать спортивное зрелище, потребляя лишь результаты самого соревнования. Эстетика спорта теряет значимость и уступает место победам и очкам. Поэтому возникает необходимость использовать новые технологии, чтобы вывести зрелищную составляющую спорта в рамках устойчивого развития.

Ключевые слова:

зрелище, зритель, спорт, спортивное зрелище.

Ермилова В.В., Кротова Е.Е. Особенности зрелищности в спорте и их трансформация в условиях современного общества // Общество. Среда. Развитие. - 2015, № 2. - С. 100-103.

© Ермилова Виктория Валерьевна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социальных технологий, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; e-mail: vika6408@rambler.ru

© Кротова Елена Евгеньевна - старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург; e-mail: vika6408@rambler.ru

О

3 ю О

Современную культуру часто называют визуальной. И не зря. Человеку проще воспринимать некий объект или действие, смотря на него. В силу современных потребностей человек все больше времени уделяет лицезрению зрелищ. Вот как определяет понятие зрелища В.И. Столяров и М.Я. Сараф: зрелищным является такое действие, в котором достигается разрешение достаточно понятного зрителям конфликта с помощью активных, построенных по законам игровой стратегии действий, которые могут быть восприняты зрителем непосредственно в их развитии и сопровождаются глубокими эмоциональными переживаниями участников и зрителей. Можно добавить также, что зрелище есть специально организуемые с этими целями действия по условным игровым правилам [16, с. 38].

Самым популярным зрелищем современного мира является спорт [6, с.11; 8, с. 6; 9, с. 3; 12, с. 42; 13, с. 33; 16, с. 38]. Он привлекает и развлекает зрителей. Поэтому, будучи публичным благодаря спортивным соревнованиям, сам спорт и становится

зрелищным. Данная тема является актуальной в силу того, что в современной ситуации возникает острая необходимость в разработке новых подходов к реализации зрелищной составляющей спорта как института формирования качества жизни, а также в привлечении заинтересованного зрителя в спорт для преодоления социальных болезней. Большинство исследований велось еще в советское время, поэтому необходим новый взгляд на данную проблематику сквозь призму трансформировавшейся социокультурной реалии.

Спортивным зрелищем может быть и обычное спортивное соревнование, и показательное выступление спортсменов (например, товарищеские матчи). «Многие десятилетия Советы, как и левые на Западе, с отвращением относились к буржуазному профессиональному, коммерческому спорту. Как и западные левые, они считали, что зрелищные виды спорта - это всего лишь разновидность индустрии развлечений, забивающая головы рабочих ненужными мыслями и отвлекающая их от политики. Большинство социалистических полити-

ков и интеллектуалов разделяли идею, что западный коммерческий спорт работает на поддержание господства капитализма, и до недавнего времени ни один советский специалист по западному спорту не сомневался в справедливости этой идеи. Спорт, однако, был одной из особенно заметных составляющих советской жизни, а спортивные зрелища — важным элементом советской популярной культуры. В СССР была создана обширная литература о спорте и физической культуре, которую невозможно прочитать за одну человеческую жизнь, но большая часть этих работ практически не касается темы зрелищного спорта» [18, с. 19]. Данная выдержка является мнением со стороны иностранного наблюдателя. Хотя на самом деле в советский период были проведены значительные разработки в области эстетики спорта, которая имеет прямой выход на сам зрелищный спорт, так как понятие «зрелище» не может быть отделено от понятий «прекрасного» в спорте.

Ни для кого не секрет, что спорт сегодня - больше, чем просто спорт. Спорт стал коммерческим зрелищем (идея которого восходит еще к римским мероприятиям), в котором вращаются очень большие суммы, делаются целые состояния и проходит практически вся человеческая жизнь. Значение спортивного зрелища как многогранного общественного явления, отражающего жизнь человека и общества, трудно переоценить. Все большую роль в качестве спортивного зрелища приобретают спортивные игры: футбол, баскетбол, хоккей, бейсбол и др.

Все исследователи сходятся в одном: спортивное зрелище увлекает зрителя в свой загадочный мир. Как выразилась Д.Я. Богданова, «оно, то есть спортивное зрелище, таит особый колорит, в котором фиксирован код многих его секретов» [1, с. 5]. Каждый ученый видит какие-то определенные секреты, поэтому возможно собрать полную мозаику, включив в матрицу все элементы спортивного зрелища. Исследователи культуры и спорта пытаются объяснить, в чем же состоит притягательность спорта, но точного ответа не могут дать. Ханс Ульрих Гумбрехт считает, что спортивное зрелище несет в себе то, что другие виды деятельности не могут дать людям. Человек смотрит соревнование бескорыстно. У него нет каких-либо оснований, которые ставят его перед необходимостью быть увлеченным спортивным зрелищем и наслаждаться им, ведь созерцание спорта не приносит пользы

здоровью или благополучию [4]. Спортивное зрелище является носителем черт некоего идеального зрелища, отвечающего наиболее острым потребностям современного зрителя.

В ценностно-информационной концепции М.М. Лобжанидзе спортивное зрелище представляет собой отношение между объектом восприятия - спортивным соревнованием в любом виде спорта, и субъектом [8, с. 6]. Притом под субъектом понимаются не только зрители, но также все те, кто оценивают, изучают и подготавливают само соревнование: тренеры, судьи и даже спортсмены. Для спорта зрители на стадионе или в зале - неотъемлемый элемент, без которого соревнование теряет к себе интерес. Без спортивного соревнования нет зрителя, без зрителя не раскрывается ценностная природа спортивного соревнования. В этой концепции основной элемент спортивного зрелища - спортивное соревнование, мыслящееся как «сложное сообщение, материей основного сигнала которого здесь выступает движение спортсмена» [8, с. 8]. Данное сообщение несет в себе особое смысловое значение, отличное друг от друга в различных видах спорта. Ценной оказывается та информация, которую несет в себе сообщение спортивного соревнования.

Выделяют множество факторов зре-лищности в спорте. К примеру, А.А. Френ-кин считает, что основной зрелищный интерес спортивного выступления заключается в спортивной борьбе [17, с. 74]. Данная форма конфликта в спорте заведомо зрелищна в силу столкновений противоположных тактик, схем, техник. Борьба атлета с соперником, с самим собой является неотъемлемой частью спортивного зрелища. Зритель наслаждается столкновением характеров и тактических замыслов, которое достигает своего апогея в международных соревнованиях, в которых соперничают различные страны, а следовательно, и различные менталитеты. В единоборствах и игровых видах спорта этот момент так ярко выражен, что если лишить их остроты борьбы или снизить темп движений, сделав их слишком осторожными, то спортивное зрелище теряется и не оказывает сильного воздействия на зрителя. Спортивная борьба демонстрирует процесс действия, то есть путь к победе нагляден и доступен для восприятия. Зрелищность спорта - это «непосредственность происходящего» [12, с. 43]. Зритель видит творчество, непосредственно наблюдая за ним. Он понимает, каким образом тот или иной

3 ю О

атлет выигрывает (в честном поединке), потому что все происходит у него на глазах. Солидарен с данным положением и М.Я. Сараф. Он отмечает, что зрелищность спорта основана на «объективно действующих законах композиции спортивной борьбы». При этом добавляя, что композиционную сторону соревнования можно обнаружить либо в результате скрытого тактического замысла, либо в простоте или сложности комбинации, и выступает тем рельефнее, чем активнее противоборство, чем оно сильнее и, следовательно, чем ярче и выразительнее мышление и действие спортсмена [13, с. 34].

Непредсказуемость является одним из самых захватывающих моментов в спортивном зрелище. То есть любое спортивное соревнование «невоспроизводимо в своей уникальности» [8, с. 30]. Напряженность поединка захватывает зрителя, и он уже не может оторваться от действа на арене. Никто не знает, как будет происходить сюжет борьбы, как неожиданно будут меняться ситуации в соревновании и каков будет конечный результат, ведь заранее он не известен. В этом и проявляется драматизм спорта, который в отличие от театра не диктуется заранее написанным сценарием, а следует из самой структуры состязания [сравнение спорта и театра подробнее см. 14, с. 31-34; 12, с. 47-51]. В каждом соревновании сталкивается множество точек в одном моменте, приводя к тому неповторимому мигу, ради которого люди бросают все дела и созерцают спортивное зрелище. Потому что просмотр соревнований в записи, когда уже известен результат, проигрывает просмотру в реальном времени. Ни один человек в точности не сможет предсказать каждую минуту развития действий в соревновании. И поэтому результат всегда неповторим. Имеются в виду не те конечные цифры (счет, время, очки и т. д.), которые знаменуют окончание соревнования, а тот результат, к которому привело данное событие (в данном контексте как нельзя кстати подходит концепции экзистенциалистов и постмодернистов).

Спортсмен выходит за рамки качеств только самого спортсмена и становится в какой-то мере артистом, создающим зре-лищность. Зритель хочет созерцать совершенные и красивые движения спортсменов, гармонию в исполнении спортивного действия. Поэтому внешность атлета, его телосложение, костюм, а в некоторых случаях и музыкальное сопровождение - это всего лишь небольшие дополнения, которые могут усилить или ослабить общее

впечатление [8, с. 8], но влиять коренным образом на восприятие спортивного зрелища не должны. Поэтому интересен тот факт, что в самом спорте самыми популярными спортивными зрелищами являются не так называемые художественные виды спорта (художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание и др.), а спортивные игры с их остротой борьбы, различные виды единоборств (бокс, дзюдо, карате и др.) и т. п.

Многие исследователи заостряют внимание на отношении «зритель - атлет». Зритель идентифицирует себя со спортсменом либо включает себя в свою команду, противопоставляя себя сопернику (поэтому возникает, к примеру, соперничество с другими зрителями в отношении «свои - чужие»). Публика заражается азартом борьбы. В свою очередь это дает выход для сопереживания, превращающегося в катарсис, «когда человек преодолевает обыденные, узкоутилитарные интересы и живет интересами социальной общности, поднимаясь к прекрасному и возвышенному» [3, с. 23]. Спортивные зрелища объединяют зрителей. Поэтому отождествление зрительских интересов и целей с интересами и целями любимого атлета или команды приводит к объединению людей в коллективы болельщиков [10, с. 90]. Как пишет В.М. Литвинский, субъектом спортивного представления является «масса». «Масса» меняет все, создавая феномен «коллективного тела», функционирующего по своим собственным законам. В «коллективном теле» тело отдельного спортсмена становится частью единообразно движущейся машины, такты которой отмечаются или музыкальным сопровождением, или голосом ведущего или комментатора. Парадокс спортивного представления состоит в том, что «коллективное тело» имеет свой голос, но не имеет своей речи. [7]

Можно заметить, что спорт, как зрелище, оказывается массовым товаром и организацией спортивных развлечений, одной из ветвей шоу-бизнеса (между профессиональным боксом или ледовыми шоу и множеством спортивных событий, которые считаются легитимными, например, различных европейских футбольных чемпионатов или лыжных соревнований, существует различие в степени, но не в сути), если ценность коллективного одобрения занятия спортом (особенно теперь, когда спортивные состязания становятся критерием относительно национальной силы и, следовательно, политической целью) не помогает скрыть разрыв между практикой

и потреблением и, следовательно, функциями просто пассивного потребления [2, с. 105-106]. Аудитория спортивного зрелища потребляет результат, потому что он доминирует в иерархии спортивных ценностей. Сравнение результатов в соревновании присутствует постоянно. И для зрителей первоначальный смысл спорта утрачивается. Как утверждают исследователи, критикуя буржуазное общество и превознося социалистическое, в середине 80-х годов XX века наметилась тенденция изменения самого подхода к спорту: от прагматического (знание результатов) к эстетическому [9, с. 6]. Но в XXI веке вектор поменял направление. И теперь опять современных зрителей интересуют больше результаты, нежели красивые комбинации на поле. Плюс к этому в последние десятилетия спорт стал телевизионным зрелищем, потому что количество людей, смотрящих спортивные соревнования по телевидению, гораздо больше тех, кто смотрит непосредственно вживую. А ведь еще в 40-е и 50-е годы, когда сами телевизионные аппараты были очень дороги по сравнению с предметами первой необходимости, когда часов спортивного вещания было мало, а технические возможности ТВ очень ограничены, в то время восприятие спортивного зрелища по телевизору никак не мог-

Список литературы:

ло соперничать с «эффектом присутствия» на стадионе, и лишь тот, кто не занимался и не интересовался спортом всерьез, мог отдать предпочтение телевизионному стадиону [15, с. 6]. Но постепенно люди начали осознавать «преимущества» телеэкрана и приучили себя к нему. Недаром в сезоне 2011/12 итальянская серия А по футболу перенесла начало чемпионата страны из-за недоговоренностей трансляции матчей по телевидению.

Современная ситуация показывает, что спортивные зрелища - это игры мест и очков, где насилие и эффективность сублимируются в статистический код побед и поражений, который в свою очередь весьма вдохновляет пассивную аудиторию [19, с. 116]. Это происходит потому, что публика перестала обращать внимание на эстетическую значимость спортивного зрелища.

Зритель перестал руководствоваться эстетическим чувством при просмотре спортивных соревнований. И самая большая проблема в данной ситуации в том, что уходит в прошлое такое понятие, как «умный зритель», а значит, исчезает и адекватное понимание спортивного действия. Поэтому необходимо возвращать спортивному зрелищу его этико-эстетическое содержание.

[1] [2]

[3]

[4]

[5]

[6]

[7]

[8] [9]

Богданова Д.Я. Занимательная психология спорта. Кн.3. - М.: Шахком, 1993. - 64 с. Бурдье П. Как можно быть спортивным болельщиком? Пер. с англ. А. Сидорова // Логос. - 2009, № 6 (73). - С. 99-113.

Вишневский В.И., Столяров В.И., Федосеев В.Г.. Современный спорт как социально-культурное явление и его гуманистическая ценность. - М.: МАДИ (ГТУ), 2007. - 72 с.

Гумберт Х.У. Форма насилия. Похвальное слово красоте спорта // Неприкосновенный запас. - 2004, № 3.

Зверева В. Телевизионный спорт // Логос. - 2006, № 3 (54). - С. 63-75.

Козлова В.С. Спорт как социально-зрелищная сфера: формирование, функционирование, управление / Автореф. дисс. ... д. соц. н. - Орел, 2005.

Литвинский В.М. Ускользающая красота зрелища. Научные исследования и разработки в спорте. Вестник Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафа. -СПб., 1999. - С. 45-54.

Лобжанидзе М.М. Эстетика спортивного зрелища. - Тбилиси, Мецниереба, 1980. - 140 с. Молчанов С.В. Спорт как зрелище/ Уч.-мет. Пос.. - Минск: б. и., 1984. - 22 с.

[10] Пономарев Н.А. Основы социологии физической культуры. - Л.: б.и., 1976. - 132 с.

[11] Самусенков О.И. Педагогическая технология реализации культурного потенциала игровых видов спорта. - Москва-Малаховка, МГИУ, 2000. - 204 с.

[12] Сараф М.Я. Эстетика спорта. - М.: Знание, 1978. - 64 с.

[13] Сараф М.Я. Эстетические компоненты спортивной деятельности: диссертация ... д. фил. н. - Москва, 1981.

[14] Сараф М.Я., Столяров В.И. Введение в эстетику спорта: учеб. пособие для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 1984. - 104 с.

[15] Справочник телевизионного болельщика / Сост. и автор предисл. Г. Степанидин. - М.: ФиС, 1974. -248 с.

[16] Столяров В.И., Сараф М.Я. Эстетические проблемы спорта / Уч. Пос. для студентов институтов физической культуры и слушателей ВШТ. - М.: б. и., 1982.

[17] Френкин А.А. Эстетика физической культуры. - М.: ФиС., 1963. - 151 с.

[18] Edelman R. Serious Fun. A History of Spectator Sports in the USSR. - N. Y., 1999.

[19] O'Neill J. The spectacle of the body // Journal of the Philosophy of sport. - 1974, vol. 1. - P. 110-122.

3 \o О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.