Торопова Анастасия Александровна
КОНСТРУИРОВАНИЕ ПЕРФОРМАТИВНОЙ ТЕЛЕСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ
В статье исследуется механизм конструирования перформансистского тела. Современная культура выстраивает новую антропологию, переосмысляя статус человеческого тела. Философия и современное искусство реабилитируют его положение, доказывая важность чувственного переживания в конституировании экзистенциального существования каждого индивида. Показано, каким образом перформансист создает собственное тело в качестве художественного произведения. Выделены типы перформансистских тел, исходя из поставленных перед художником задач: тело-жертва, трансгрессирующее тело, алеаторное тело, тело-коммуникация.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/10-1M4.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 10(84) : в 2-х ч. Ч. 1. C. 170-172. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/10-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
а также способствовала становлению ряда новых гуманитарных наук - трансцендентальной психологии, неокантианской педагогики свободы, трансцендентальной философии человека.
Список источников
1. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения: в 6-ти т. М.: Мысль, 1963-1966. Т. 3. C. 69-794.
2. Кассирер Э. Познание и действительность. Понятие субстанции и понятие функции. М.: Гнозис, 2006. 400 с.
3. Коген Г. Теория опыта Канта / пер. с нем. В. Н. Белова. М.: Академический Проект, 2012. 618 с.
4. Лебедев С. А. Структура научной рациональности // Вопросы философии. 2017. № 5. С. 66-80.
5. Лебедев С. А., Коськов С. Н. Конвенционалистская философия науки // Вопросы философии. 2013. № 5. С. 57-69.
6. Поппер К. Логика и рост научного знания: избранные работы / пер. с англ. М.: Прогресс, 1983. 605 с.
7. Тетюев Л. И. А. Пома. Критическая философия Германа Когена // Вопросы философии. 2012. № 6. С. 189-190.
8. Тетюев Л. И. Теоретическая философия: проблема познания. Современные дискуссии вокруг теории познания. Саратов: Наука, 2010. 112 с.
9. Cassirer E. Das Erkenntnisproblem in der Philosophie und Wissenschaft der neueren Zeit. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1974. 601 S.
10. Holzey H. Der Neukantianismus // Holzey H., Röd W. Geschichte der Philosophie. München: Verlag C. H. Beck, 2004. Bd. 12. Die Philosophie ausgehenden 19. und des 20. Jahrhunderts (II). S. 13-129.
TRANSCENDENTALISM IN THE THEORY OF COGNITION: I KANT AND NEO-KANTIANISM
Tetyuev Leonid Ivanovich, Doctor in Philosophy Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky tetjuewl@mail. ru
In the article the analysis of the initial foundations of the methodology of the humanities, expressed most fully in the system of substantiating the criteria of scientific character in the philosophy of I. Kant and neo-Kantianism, is presented. I. Kant's aprio-rism of knowledge is core of methodological idealism, which is based on the intent of transcendental philosophy. Neo-Kantians expressed the is-ought idea in the theory of cognition by substantiation of two spheres of scientific knowledge - the sciences of the spirit (culture) and the sciences of the nature. The author reveals the peculiarities of idiographic and nomothetic research methods.
Key words and phrases: I. Kant's transcendental philosophy; prerequisites of possible experience; a priori knowledge; analytical judgments; synthetic statements; transcendental method.
УДК 7.038.6 Философские науки
В статье исследуется механизм конструирования перформансистского тела. Современная культура выстраивает новую антропологию, переосмысляя статус человеческого тела. Философия и современное искусство реабилитируют его положение, доказывая важность чувственного переживания в конституиро-вании экзистенциального существования каждого индивида. Показано, каким образом перформансист создает собственное тело в качестве художественного произведения. Выделены типы перформансистских тел, исходя из поставленных перед художником задач: тело-жертва, трансгрессирующее тело, алеатор-ное тело, тело-коммуникация.
Ключевые слова и фразы: телесность; перформанс; современное искусство; телесные практики; коммуникация; постмодернизм.
Торопова Анастасия Александровна
Волгоградский государственный университет ya-est-atanasja@yandex. т
КОНСТРУИРОВАНИЕ ПЕРФОРМАТИВНОЙ ТЕЛЕСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ
Картезианская антропологическая концепция совершила радикальный разрыв онтологической связи души и тела, сформировав влиятельную для европейского мировоззрения установку рассматривать их как параллельные автономные образования в человеке. Десакрализованное человеческое тело, из которого изгнаны душа и дух, стало вещью природного мира, пассивной для души и служащей помехой для познавательных процессов.
Представители философии жизни - Шопенгауэр, Ницше и Бергсон одними из первых попытались доказать неразрывную связь тела и души. В своих исследованиях темпоральности Бергсон пришел к выводу, что «тело всегда наполняет наше сознание или сознание наполняет тело. Их взаимосвязь не позволяет сознанию в своих актах полностью отделиться от тела, всегда остается внутренний голос тела» [3, с. 269].
Философия ХХ века наделила человеческое тело высоким статусом, уравняв его положение с менталь-ностью. Телесность стала краеугольным понятием философии постмодерна: «Полный отказ от прежнего пафоса науки и научности привел к росту антисциентистских умонастроений, когда во главу угла ставилось все неструктурное и нелогичное (аффекты, потоки, телесность, динамика), сосредоточиваясь вокруг "желания", привнесенного в философию психоанализом, но сублимированного в ней до общеэротического опыта жизни
ISSN 1997-292X
№ 10 (84) 2017, часть 1
171
тела и души» [1, с. 60-61]. Современная культура интересуется телесным бытием больше, нежели душой: «Подавляющее большинство творческих людей сегодня - хореографы, художники, киносъемщики - пытаются раскрыть тайну тела, тайну жизни тела как машины, полной желаний» [2, с. 68].
Жанр перформанса сложился в процессе эволюции экспериментальных практик первой половины XX века, оформился в рамках концептуального искусства и продолжает развиваться в контексте постмодернистского дискурса. На протяжении долгой истории искусства между художником и зрителем существовал ряд различных посредников: материалы, инструменты, выставочное пространство, сам предмет искусства. Вид акционистского искусства возникает в ХХ веке с целью снять ряд традиционных посредников. Человеческое тело, обладая выразительной способностью, стало восприниматься в качестве потенциального художественного предмета.
Перформанс в качестве телесной практики нам представляется наиболее созвучным философским идеям, сформулированным в философии постмодерна. В частности, в работе «Бытие единичное множественное» Нанси пишет, что индивид - это единичное множественное бытие (être singulier pluriel), узнающее о себе в процессе встречи - «со-бытия» с другими. Только через встречу с другим (как это и происходит в перформансах) -таким же единичным, сингулярным бытием - конституируется существование отдельных индивидов. Понимание бытия как единичного и множественного делает взаимоисключающим возможность помыслить бытие едино и субстанциально: единичность «"случается" и случается по-разному при разных показах. "Быть" - это случаться» [6, с. 157]. С этим связана критика хайдеггеровской идеи поиска первоистока мира: «Если мир не имеет истока вне себя самого, если мир есть свой собственный исток, или "сам" исток, то исток мира находится в каждой точке мира. Он есть "каждый раз" бытия, и его режим - это со-бытие каждого раза всех раз» [5, с. 131].
Традиционные критерии произведения искусства, такие как наличие автора, соблюдение композиции, искусность выполненной работы и прочие, остаются актуальными для современного искусства. Но они недостаточны, если речь идет о перформансе: важно учитывать не только внутренние качества произведения, но и внешние. Артур Данто, американский философ и арт-критик, ввел ключевое для институциональной теории искусства понятие - artworld, «мир искусства». Цель Данто заключалась в том, чтобы сформулировать критерии искусства, адекватные современному искусству [8, р. 573-578]. Введенный концепт «мир искусства» указывает на два важных фактора, придающих ценность всякому арт-объекту, но, как правило, недооцениваемых в рамках традиционного искусства. Первый фактор - это генезис идей, то есть те исторические условия, в которых возникает художественное произведение, и второй - особенности социокультурного пространства, в котором оно живет и выставляется. Этим контекстом выступает социальный институт -мир искусства, который можно схематично разделить на три компонента: художники - те, кто производят арт-объекты, потребители - те, кто воспринимают и оценивают художественную продукцию, посредники -те, кто организуют пространство и время встречи художника и публики. Художник и зритель вступают в коммуникацию благодаря тому, что первый способен сформировать художественную интенцию, а второй - ее обнаружить. Диалогизм художника и зрителя указывает на важный критерий, определяющий статус арт-объекта: современное искусство существует в социальном контексте, и перформанс возникает как эффект совместных практик представителей мира искусства.
Тело как природная вещь может формироваться на основании внутренних биофизиологических законов: формируется костная и мышечная ткань, образуется кожный покров, развивается нервная система и другие органы и органические системы. Телесность же не формируется, а именно конструируется, производится. Латинское слово "constructor" переводится как строитель, зодчий, создающий в соответствии с проектом архитектурную работу. Телесность всегда конструируют субъекты. Для того чтобы художник превратил собственное тело в художественный объект, художнику необходимо раздвоиться, став одновременно и субъектом, и объектом воздействия, быть и создателем, и исполнителем.
Можно выделить несколько основных типов перформансистских тел, исходя из поставленных художником задач и выбранных выразительных средств.
Тело-жертва. Китайские акционисты 70-х годов, отечественные перформансисты, критикующие политическую власть, феминистки, демонстрирующие ущербное положение женщин в патриархальном обществе, и многие другие используют жанр перформанса в качестве выражения социального протеста. Приемы, используемые для формирования жертвенного тела, сводятся к нанесению телесных повреждений, членовредительству и демонстрации физической боли и психологического дискомфорта.
Трансгрессирующее тело. Венские акционисты, художники киборги и трансгуманисты, бодимодифика-торы используют художественное пространство для того, чтобы получить опыт расширения возможностей человеческого тела и демонстрации обновленного тела. Некоторые апеллируют к скрытым внутренним резервам природного тела, другие преодолевают границы тела с помощью научных технологий.
Алеаторное тело. Осенью 1959 года в одной из нью-йоркских галерей Аллан Капроу вместе со своими товарищами художниками провел несколько художественных акций, позже названных критиками «18 хеппенингов в 6 частях». Это событие сформировало представление о новой разновидности акционизма как хеппенинга: «нечто спонтанное, нечто такое, что просто случается случайным образом» [4, с. 163]. Алеаторное перформансистское тело понимается как единичное множественное бытие, не имеющее внутреннего измерения и существующее лишь феноменально. Оно выражает само себя в каждом конкретном отрезке времени, не обусловлено причинно-следственными связями, которые ему приписывает сам человек. Руководствуясь идеей чистого движения, теоретики такого вида перформанса ищут возможность реализовать желаемый образ тела как тела самого по себе, являющегося для самого себя событием. Алеаторное тело - это тело, лишенное какой-либо организации, упорядоченности, это тело-поток.
Итак, образ тела является важной частью процесса формирования социальной идентичности. В ХХ веке возникает идея заново присвоить, «приручить» собственное тело. Границы образа тела становятся все более подвижными благодаря экспериментам в области искусства и теоретической философской деятельности. Деятели искусства и интеллектуалы начинают применять к телу образ потока - метафору неупорядоченности, бессистемности, спонтанности. Тело-поток возникает, когда человек получает свободу трансформировать собственное тело самостоятельно, а не только исходя из довлеющих над ним социальных институтов и заложенных в них канонов образа тела. «Если некогда человек достраивал тело сообразно общепринятым племенным традициям и обрядовой культуре или воспринимал тело, как нечто данное свыше, а в христианской концепции - созданное по образу и подобию бога, - то сегодня он предпринимает попытки выстраивать собственное тело, исходя из личностных смысложизненных проектов и представлений о безопасности» [7, с. 146].
Поскольку тело с позиций постмодернистской философии не имеет собственной сущности, оно открыто для конструирования и производства. Перформанс как предельно личная телесная практика позволяет про-блематизировать тему собственной телесности, а также конструировать ее в соответствии со своими ценностями и задачами.
Список источников
1. Автономова Н. С. Философский язык Жака Деррида. М.: РОССПЭН, 2011. 509 с.
2. Бадью А. Истина тел и языков // Кризис сознания: сборник работ по «философии кризиса». М.: Алгоритм, 2009. С. 67-81.
3. Бергсон А. Творческая эволюция. Минск: Харвест, 1999. 1408 с.
4. Голдберг Р. Искусство перформанса: от футуризма до наших дней. М.: Ad Marginem, 2015. 320 с.
5. Нанси Ж.-Л. Бытие единичное множественное. Минск: Логвинов, 2004. 271 с.
6. Нанси Ж.-Л. Сегодня // Ad Marginem '93: ежегодник Лаборатории постклассических исследований ИФ РАН. М.: Ad Marginem, 1994. С. 148-164.
7. Чукуров А. Ю. Конструирование телесности как механизм самоконтроля // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2015. № 3 (36). С. 145-149.
8. Danto A. The Artworld // The Journal of Philosophy. 1964. Vol. 61. № 19. P. 573-578.
CONSTRUCTION OF PERFORMATIVE PHYSICALITY IN CONTEMPORARY ART
Toropova Anastasiya Aleksandrovna
Volgograd State University ya-est-atanasija@yandex. ru
The mechanism of performer's body construction is studied in the article. Modern culture is building new anthropology, rethinking the status of the human body. Philosophy and contemporary art rehabilitate its position, proving the importance of sensory experience in constituting the existential being of each individual. It is shown how the performer creates his/her own body as a work of art. The types of performer's bodies are distinguished basing on the tasks assigned to the artist: the body-victim, the transgressing body, the aleatory body, the body-communication.
Key words and phrases: physicality; performance; modern art; bodily practices; communication; post-modernism.
УДК 347.132.6:347.214.2 Юридические науки
В статье на основе анализа судебной практики выявляются возможные риски сторон при заключении договоров по отчуждению недвижимости в простой письменной форме. По мнению автора, большой массив судебной практики по оспариванию сделок с недвижимостью, заключенных в простой письменной форме, является следствием отсутствия в законодательстве требования об обязательном нотариальном удостоверении большинства распространенных сделок с недвижимостью. В целях обеспечения стабильности гражданского оборота недвижимости и защиты личных неимущественных и имущественных прав граждан автор обосновывает необходимость возврата в законодательство требования об обязательной нотариальной форме для сделок с недвижимостью.
Ключевые слова и фразы: нотариат; гражданский оборот; сделки с недвижимостью; обязательное нотариальное удостоверение; оспаривание сделок с недвижимостью.
Тымчук Юлия Александровна
Волгоградский государственный университет yuliannatymchuk@yandex. т
СОВЕРШЕНИЕ СДЕЛОК С НЕДВИЖИМОСТЬЮ БЕЗ НОТАРИАЛЬНОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ: РИСКИ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБОРОТА
В настоящее время правовое регулирование гражданского оборота недвижимости продолжает совершенствоваться. В связи с этим особый интерес представляет положение о нотариальном удостоверении сделок.