Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА / ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД / ЦЕЛОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышев Виктор Петрович, Хабарова Ольга Леонидовна, Белкина Наталья Васильевна, Бачурина Юлия Владимировна, Покусаева Наталья Владимировна

В статье обосновываются положения авторов относительно состояния преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт» в современных условиях. В работе показано, что в настоящее время проходит трансформация подходов к месту и роли физической культуры в системе образования. В работе раскрывается, что данный этап трансформации дисциплины связан с размыванием детерминирующих ее содержание норм, имевших существенное значение в предыдущие периоды. Высокая степень неопределенности современного общества в целом и системы образования в частности, требуют от специалистов постоянного поиска новых подходов к построению образовательного процесса с привлечением неизученных аспектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышев Виктор Петрович, Хабарова Ольга Леонидовна, Белкина Наталья Васильевна, Бачурина Юлия Владимировна, Покусаева Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF SOCIAL NORMS IN THE PROCESS OF EDUCATION IN PHYSICAL CULTURE AT THE UNIVERSITY

The article substantiates the authors' positions regarding the state of teaching the discipline “Physical culture and sport” in modern conditions. The work shows that at present there is a transformation of approaches to the place and role of physical culture in the education system. The work reveals that this stage of the transformation of the discipline is associated with the erosion of the norms that determine its content, which were of significant importance in previous periods. The high degree of uncertainty of modern society in general and the education system in particular requires specialists to constantly search for new approaches to building the educational process with the involvement of unexplored aspects.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ»

Трансформация социальной нормы в процессе образования по физической культуре в вузе

Чернышев Виктор Петрович,

канд. пед. наук., профессор., ЗТ РФ, Зав. кафедрой ФКиС ФГБОУ ВО ТО

E-mail: [email protected] Хабарова Ольга Леонидовна,

канд. пед. наук., доцент, каф. ФКиС ФГБОУ ВО ТОГУ E-mail: [email protected]

Белкина Наталья Васильевна,

канд. пед. наук., доцент, каф. ФКиС ФГБОУ ВО ТОГУ E-mail: [email protected]

Бачурина Юлия Владимировна,

старший преподаватель каф. ФКиС ФГБОУ ВО ТОГУ E-mail: [email protected]

Покусаева Наталья Владимировна,

старший преподаватель каф. ФКиС ФГБОУ ВО ТОГУ E-mail: [email protected]

В статье обосновываются положения авторов относительно состояния преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт» в современных условиях. В работе показано, что в настоящее время проходит трансформация подходов к месту и роли физической культуры в системе образования. В работе раскрывается, что данный этап трансформации дисциплины связан с размыванием детерминирующих ее содержание норм, имевших существенное значение в предыдущие периоды. Высокая степень неопределенности современного общества в целом и системы образования в частности, требуют от специалистов постоянного поиска новых подходов к построению образовательного процесса с привлечением неизученных аспектов.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, социальная норма, ценностный подход, целостное развитие личности, инновационный подход.

о с

CJ

Кризис современного образования во всем мире заставляет специалистов обращаться к неизведанным до сих пор аспектам всего образовательного процесса, включая в поисковый сегмент те стороны образования, которые раньше не были предметом интереса как теоретиков, так и практиков. Конкуренция за так называемое «эволюционное преимущество» ведется на всех уровнях человеческого существования. Сегодня для большинства стало очевидным, что конкурентоспособным в образовательной системе получат не те общества, которые в рамках массового образования смогут обеспечить транзит знаний и компетенций, а те, которые сумеют развить способность обучающихся творить новое и производить перманентное усилие по такому производству.

В этих условиях актуальность индивидуального проектирования и реализации собственного физического развития в современном образовательном сегменте российского общества, во многом обусловлена предшествующей моделью образования в этой области. В пост революционной России образование по физической культуре строилось в основном по образцу военной подготовки, что вполне адекватного для условий переходного этапа развития общества. Проблематика усугублялась изолированностью страны, в том числе и в образовательном секторе и от предыдущего опыта, и от зарубежных наработок в этой области. В царской России физическое развитие человека было скорее прерогативой небольшой социальной прослойки общества, имевшей для осуществления этого процесса и ресурсы и потребности. Большая же часть населения, ведя традиционно сельский уклад жизни не нуждалась в выстраивании образования по физической культуре. Интересно что само понятие культура, применительно к развитию природных задатков человека в первую очередь, отсылает нас к огромному количеству коннотаций, связанных с этим термином. В англо-саксонской традиции процесс развития физической составляющей человеческого существа определять как физическое воспитание. Очевидно, что название направления развития человека связанное с понятием культура более широко и глубоко отражает суть данной составляющей человеческой природы.

Другими словами, и это составляет главную тему данной статьи, в современном мире происходит процесс трансформации восприятия развитости физической культуры личности, с наличествующей в данном обществе социальной нормой, на более широкое восприятие этого процесса, вы-

ступающего уже в виде ценности. Различение нормы и ценности важный момент в дискурсе о предназначении человека. Понятие нормы явно более приземленное и конкретное, тогда как понятие ценности, слегка дискредитированное в ХХ веке, но возвращающееся в общечеловеческий дискурс в веке ХХ!, отсылает нас к глубинам человеческого духа в перспективе его существования. В современном отношении к своему физическому телу мы наблюдаем разрастание дисперсного подхода, в котором отсутствует адекватная современной ситуации норма, делегирующая функции некоей третьей инстанции, будь то государство или какая-либо устойчивая референтная группа. Можно представить вопрос иначе: не отсутствие нормы, а слишком большое присутствие норм, ни одна из которых не может претендовать на статус наиболее предпочтительного образа или канона. Границы нормы, запечатывающие пространство восприятия в посюсторонности исчезли, но вместо них проявились контуры трансцендентной ценности, не определяющей правила взаимоотношения с физической составляющей, стали причиной установления постоянных целей преобразования. Одно из основных отличий современной модели образования по физической культуре от предшествовавшей заключается в том, что предыдущая модель ориентировалась на конечный результат, а не на процесс достижения этого результата. Для понимания системы образования человека в отношении своего тела, именно процесс является причиной возникновения новых смыслов. Образованный человек переходит от того состояния, которое присуще ему по природе, в иное состояние, состояние преобразованной природной сущности. В этом есть противоречие, которое не может быть снято никакими способами, но которое всегда остается пространством двуединого переживания происходящих с человеком событий на протяжении всей его жизни. Одна сторона указанного противоречия заключается в том, что человек не может покинуть собственное тело, оставаясь всегда частью природы, другая сторона требует от него так работать с телом, чтобы оно не могло стать для него помехой или тормозом в духовном самосовершенствовании. Природа в значительной степени детерминирована и неизменна, трансценди-рующийся человек не помещается никогда целиком в ограниченные телесной субстанцией рамки. Суть любого образования есть расширение указанных рамочных ограничений с целью высвобождения пространства для восприятия иного [3]. Сама по себе телесность требует от ее обладателя постоянного упражнения и прилежания с целью культивирования, совершенствования полученных изначально задатков. В этом ракурсе образование человека строго определено наличествующим потенциалом, но им же и жестко ограничено. То есть природная сущность человеческого существа, реализуясь в обыденной жизни, становится источником автономной жизни. Такое положение не может устраивать человека и в истории различных куль-

тур, в этой связи определяются средства, с помощью которых телесная субстанция приводится в надлежащее, по мнению исторической перспективы, состояние. Это и есть образование по физической культуре, главной задачей которого является реальное воздействие на природную составляющую человека с определенной целью.

Образование по физической культуре в современных условиях имеет одну очень важную особенность, ставящую его как учебную дисциплину в уникальную по отношению к другим предметам позицию. Если большинство учебных дисциплин как естественно-научного блока, так и гуманитарного, продуцирует в своем содержании процесс накопления и суммирования знаний, на генерализации которых строится наука и обучение, то дисциплина «Физическая культура и спорт» в своем практическом воплощении не может выходить на более высокий уровень обобщения, будучи ограниченной рамками и потенциалом физического тела. Другими словами, возможности обучения предмету не совпадают с обобщенным опытом, накопленном наукой и практикой в части возможности его использования. Про этот специфический аспект практики часто игнорируется, когда конкретному индивиду предлагается готовая модель развития. Любая готовая модель должна быть обязательно проинтерпретирована через личностные структуры и психики, и телесности [6]. Такая процедура стала возможной после введения в стандарты третьего поколения (ФГОС 3++) теоретического раздела в системе высшего образования. Теоретический раздел предполагает лекционные и методические занятия в течение одного семестра, в содержание которых закладывается идея обращения учащихся к своей, сугубо индивидуальной телесной субстанции. Очевидно, что за столь короткое время невозможно предложить студентам логически непротиворечивый и содержательно целостный блок знаний о его физическом существовании. Поэтому главной задачей этого раздела, на наш взгляд, является попытка пробуждения интереса студента к тому факту, что он априори обладает тем, о чем практически не знает. Сложности в освоении содержания предмета добавляет тот факт, что обладание физическим телом у молодого человека воспринимается им самим как часть целостного «Я» не претендующая на особое к себе отношение. При этом, только посредством демонстрации теоретического аспекта невозможно добиться адекватной ответной реакции от реципиентов воздействия. Сформированная в нашей культуре имманентная установка на природную субстанцию отдельного индивида, как на маргинальный участок существования в пространстве и времени, свидетельствует об устойчивой традиции снятия на априорном уровне проблемы жизнедеятельности телесности как важного феномена образовательного процесса. Другими словами, проблематика учебного процесса в области дисциплины физическая культура лежит не в плоскости конфигурации и преподнесения научно- обо-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

CJ

снованного содержания предмета, а в плоскости имплементации этого материала в целостную картину мира каждого индивида. В современных условиях высшего образования дисциплина «Физическая культура и спорт» имеет общеобязательный характер для всех обучающихся, но эта общеобязательность сегодня разбита на большое количество направлений или векторов развития в соответствии с запросами и предпочтениями студентов. И в этом аспекте проявляется серьезное противоречие между заявленными стандартами формами и реальными возможностями конкретных учебных заведений эти стандарты реализовать на практике. Тем не менее, появившийся в образовательном поле совокупность возможностей в области преобразования своей природной субстанции у каждого учащегося, то есть снятие универсальной социальной нормы в процессе це-леполагания, дает специалистам отрасли возможности воздействия на целеполагания не на уровне социально приемлемой нормы, но ее ценностным содержанием. В то же время, значимость для каждого человека его физической развитости в соответствии с его же представлениями, это, по сути и есть перевод содержательной части дисциплины в режим включенности в целостный учебный процесс. Оказалось, что дисциплина «Физическая культура и спорт» способна не только адекватно взаимодействовать своими эксклюзивными средствами с другими учебными дисциплинами, но оказывать на них квалифицированное воздействие [2]. Более того, наличие в учебном плане дисциплины, использование средств которых отсылает человека исключительно к самому себе, способствует наполнению особыми смыслами смежные дисциплины. Идентифицируя себя через свою физическую субстанцию человек как бы дополняется в своем бытии до целостности, ориентируясь при этом не на готовые стандарты и нормы, а на свои личные проекты и перспективы. Замкнутая на себя перспектива, выступая как парадокс, как апория не перестает от этого быть перспективой развития, наоборот, прослеживаемая динамика изменений результатов работы на собой, позволяет осуществлять подобный перенос значений на весь процесс обучения студента. Представленная в учебных планах современного вузовского образования учебная дисциплина «Физическая культура и спорт» приобретает постепенно статус самодостаточности, позволяющий ей быть полноправно включенной в процесс развития цельной личности, контролирующей практически весь онтогенез человека.

Необходимо отметить, что для реализации данной концепции необходима дополнительная подготовка профессорско-преподавательского состава кафедр физического воспитания. Большинство специалистов пока не готовы реализовывать данные идеи без опоры на действующие в культуре нормы и правила. Примером тут служат нормы ГТО как ориентиры физического развития.

Но в ориентации исключительно на такие цели существует риск унификации процесса физического развития студентов.

Процесс перехода от нормы к ценности физического развития как такового, самого по себе, сложный и противоречивый процесс, что означает наличие рисков при ее реализации.

Литература

1. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: пер. с нем. Б.Н. Бессонова. - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

2. Гумбрехт Х.У. Похвала красоте спорта / пер. с англ. В. Фещенко. - М.: Новое литературное обозрение, 2009. - 176 с.

3. Джеймс, Уильям. Психология / У. Джеймс, пер. с англ. И. Лапшин, М. Гринвальд. - М.: РИПОЛ классик, 2018,- 616 с.

4. Запесоцкий А.С. Образование: Философия, культурология, политика / А.С. Запесоцкий. М.: Наука, 2003. - 456 с.

5. Современная система спортивной подготовки: монография. - 2-е изд., с испр. и измен. / Под общ. ред. Б.Н. Шустина. - М.: Спорт, 2021. -440 с.

6. Ямпольский М.Б. Парк культуры: Культура и насилие в Москве сегодня. М.: Новое издательство, 2018. - 198 с.

TRANSFORMATION OF SOCIAL NORMS IN THE PROCESS OF EDUCATION IN PHYSICAL CULTURE AT THE UNIVERSITY

Chernyshev V.P., Khabarova O.L., Belkina N.V., Bachurina Yu.V., Pokusaeva N.V.

FKiS FGBOU VO PNU

The article substantiates the authors' positions regarding the state of teaching the discipline "Physical culture and sport" in modern conditions. The work shows that at present there is a transformation of approaches to the place and role of physical culture in the education system. The work reveals that this stage of the transformation of the discipline is associated with the erosion of the norms that determine its content, which were of significant importance in previous periods. The high degree of uncertainty of modern society in general and the education system in particular requires specialists to constantly search for new approaches to building the educational process with the involvement of unexplored aspects.

Keywords: physical culture, sports, social norm, value approach, holistic personality development, innovative approach

References

1. Gadamer H.-G. Truth and Method: Fundamentals of Philosophical Hermeneutics: trans. with him. B.N. Bessonov. - M.: Progress, 1988. - 704 p.

2. Gumbrecht H.W. Praise for the beauty of sports / trans. from English V. Feschenko. - M.: New literary review, 2009. - 176 p.

3. James, William. Psychology / W. James, trans. from English I. Lapshin, M. Greenwald. - M.: RIPOL classic, 2018,616 p.

4. Zapesotsky A.S. Education: Philosophy, cultural studies, politics / A.S. Zapesotsky. Moscow: Nauka, 2003. - 456 p.

5. Modern system of sports training: monograph. - 2nd ed., With rev. and cheating. / Under total. ed. B.N. Shustin. - M.: Sport, 2021. - 440 p.

6. Yampolsky MB Park of Culture: Culture and Violence in Moscow Today. M.: New publishing house, 2018. - 198 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.